Научная статья на тему 'Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ'

Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
446
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИТАРИЗМ / СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / COMMUNITARIANISM / COMMUNITY / INTERNET / CITIZEN JOURNALISM / PUBLIC COMMUNICATION / RESEARCH PERSPECTIVES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дускаева Лилия Рашидовна

В статье анализируются возникающие с развитием Интернета новые модели коммуникации. Автор рассматривает концепцию коммунитаризма и основанные на ней понятия гражданской, социальной журналистики как перспективные направления исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stereotypes of Speech Behavior in Blogosphere of Communities

This article analyzes the problems concerning the development of community in modern society. It addresses questions about the role of virtual community and citizen journalism in public communication. It addresses not only the currently fashionable subject of the Internet but also fundamental questions about the role of communication in public life. This article plan further research perspectives.

Текст научной работы на тему «Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ»

Л. Р. ДУСКАЕВА

СТЕРЕОТИПЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЛОГОСФЕРЕ СООБЩЕСТВ

Ключевые слова:

коммунитаризм, сообщество, Интернет, гражданская журналистика, социальные коммуникации, исследовательские перспективы

В статье анализируются возникающие с развитием Интернета новые модели коммуникации. Автор рассматривает концепцию коммунитаризма и основанные на ней понятия гражданской, социальной журналистики как перспективные направления исследования.

Key words:

communitarianism, community, Internet, citizen journalism, public communication, research perspectives

This article analyzes the problems concerning the development of community in modern society. It addresses questions about the role of virtual community and citizen journalism in public communication. It addresses not only the currently fashionable subject of the Internet but also fundamental questions about the role of communication in public life. This article plan further research perspectives.

В статье Б. Я. Мисонжникова утверждается мысль о значимости в коммунитаризме так называемого «третьего места», того места, в котором могут быть реализованы общественные потенции представителей «локальных сообществ». «Третьим местом» принято называть «неформальные места встреч, которые поддерживают соседскую жизнь <...> Преотличнейшие местечки: кафе, кофейни, культурные центры, салоны красоты, универмаги, бары, другие “точки” и как в них пролетает день. Главная притягательность никем не назначенных “точек” — “третьих мест” <...> чтобы отличать их от крупных, полностью структурированных организаций, с одной стороны, и от семьи и других малых групп,

с другой, — заключается в том, что, “какой бы там намек на иерархию ни существовал, она основывается на благопристойности человека”, а не на богатстве, обаянии, напористости или даже уме» [4]. Б. Я. Ми-сонжников пишет: «Подобные места практически всегда существовали и обеспечивали возможность общения представителей именно “локальных сообществ”» [5].

Берусь высказать предположение, что тем «третьим местом», ценность которого утверждается в ком-мунитаризме1, служит сегодня бло-

1 Галкин Д. В. Коммунитаризм. [Электронный

ресурс] // Энциклопедия социологии. URL: http://s[ovaп'.yandex.ru/~книги/ %20соци-ологии/Энциклопедия (дата обращения:

9.02.2011).

Дускаева Л. Р. Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ

Общество и реформы

госфера, точнее, ее особая часть — блогосфера сообществ. Именно здесь можно решать проблемы духовного, политико-управленческого, порою хозяйственного характе-ра1. Блоггеры объединяются в сообщества на основе одинаковых тематических интересов, среди которых политика, история, кино, музыка, спорт, путешествия, автомобили, кулинария и т. д. По данным Яндекса, в русскоязычной блогосфере существует более 230 тыс. сообществ. В среднем сообществе публикуется в полтора раза больше записей, чем в среднем личном блоге, и эти записи собирают в полтора раза больше комментариев. 43% сообществ расположены на Ьтуе-Шете!, 35% — на Blogs@Mail.ru, 16% — в LiveJournal. Самая большая доля блоггеров, состоящих в сообществах, на Mail.ru: почти 60%. Второе место занимает LiveJournal, в сообществах участвуют 45% его пользователей2.

Коммунитарное начало в бло-гинге, по всей видимости, может

1 Грин Р. Т. Коммунитаризм (соттитЧапап-і^т) / пер. с англ. Н. Ипатовой. [Электронный ресурс] // Сайт некоммерческого партнерства «Планета. Общество. Человек». и 131.: http://dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Com-munitarism.htm. (дата обращения:

9.02.2011).

2 Блогосфера российского Интернета. 2008. Весна: информационный бюллетень. [Электронный ресурс] // иі^І.: http://download. yandex.ru/company/yandex_on_blogo-sphere_spring_2008.pdf (дата обращения:

9.02.2011).

быть рассмотрено в двух направлениях: во-первых, оно проявляется в том, что блогинг, как известно, способствует сплочению и поддержанию социальных связей; во-вторых, блогинг позволяет вести общение в удобном для каждого пользователя режиме и с той интенсивностью, которая ему нужна (или которую он может себе позволить). Выделяется два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения3. По статистическим данным, активность блоггеров в среднем становится значительно выше через полтора года после создания дневника. Резко увеличивается число записей и еще больше — число написанных и полученных комментариев. В среднем, в течение первых полутора лет блоггеры комментируют в два раза меньше, чем в следующие полтора года, а получают комментариев в три раза меньше. Это неудивительно — со временем появляются постоянные читатели и комментаторы, а также новые социальные связи. Таким образом, для адаптации в блогосфере нужно примерно полтора года. Пик активности блога наступает через 2,5—3 года после регистрации акка-унта4.

3 Блоггинг. [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения:

9.02.2011).

4 Блогосфера российского Интернета. 2008.

Обращаясь к массиву интернет-коммуникации с целью анализа речевого поведения тех, кто объединяется вокруг тематического интереса в сообщества и налаживает контакт в блогосфере, важно отметить, что коммуникативное участие в блог-сообществах — это способ самоидентификации людей и их социализации. Участники таких сообществ готовы вступать в общение со «своими» и «чужими», учитывая принятые именно в блогосфере речеповеденческие стереотипы. «Общегрупповые стереотипы — это акт не столько социопсихологического, сколько социокультурного предпочтения. Они содержат установку на принадлежность к своему кругу, характеризуются сходством, тождественностью реакций на ситуацию, отражают узуально закрепленные принципы выбора языковых форм в соответствии с принятыми в культуре нормами» [7]. Под речевыми стереотипами, вслед за И. В. Ша-линой, мы понимаем речевые клише (устойчивые воспроизводимые слова и обороты), закрепленные за типичными коммуникативными ситуациями. Это могут быть слова-привычки, аксиологические харак-теризаторы, частотные сочетания слов, выражения, разговорные речевые формулы, микротексты и даже определенные последовательности микротекстов [7]. Хотелось бы обратить внимание на речевые стереотипы, которые функциони-

руют в русскоязычной блогосфере сообществ.

Один из стереотипов — это жаргонные слова-привычки, среди которых огромное число заимствованных слов. Только активный блоггер способен понять, например, высказывание, содержащее жаргонизмы и специфическую аббревиатуру: Именно возникающие противоречия и приводят к развитию технологий. Не будут шпилить в сеть бред, спам и копипаст — не будут развиваться алгоритмы ПС, не будет хакеров — не будут совершенствоваться методы защиты. Другой пример: Следовательно, больше посетителей, подписчиков, комментариев, трек-беков, пингов, ретвитов и других полезностей для блоггера. В числе стереотипов, известных лишь блоггерам, — аксиологические актуали-заторы, в следующем примере выстраивающие иерархию мастеров ведения блога: Нет, я не хочу сказать этим, что у нас нет авторов, которые пишут с душой, добавляя креатив. Часто появляются толковые статьи у топовых авторов, нередко можно увидеть таковые у блоггеров с более низким рейтингом и уровнем авторитетности. Но по-настоящему креативные статьи в полном смысле этого слова встречаются намного реже, чем в «бур-жуйнете».

Обратимся к блогам, в создании которых участвуют носители субкультуры эмо. В речевом поведении

Дускаева Л. Р. Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ

Общество и реформы

блоггеров — представителей сообществ — разграничивается «свое» и «чужое», последнее мыслится как враждебное, не принимается. Номинации «чужих» хорошо понятны внутри «своего круга», аксиологическими актуализаторами становятся такие слова, как, например, хер-ки, гопота. Так эмо называют готов, представителей чуждой субкультуры. Враждебно эмо относятся к «позерам» — тем, кто, желая быть внешне похожими на эмо, внутренне чужд им. Эмо разделяют позеров на несколько видов, поэтому в речи эмо существуют несколько их названий, среди них «кащененки» (позеры, которые используют только стиль общения представителей субкультуры в Интернете, но не придерживаются мировоззрения эмо)1. В блоге эмо пишут: «Часто встречаешь людей, для которых эмо — это стиль, и не больше. Но эмо — это, в первую очередь, состояние души, внутренний мир, целая жизнь. Да, мы способны на самоубийство! И все из-за того, что нас отверг мир». Эмо пытаются привлечь внимание к себе и своим взглядам на мир, идущим вразрез с установленными социальными ценностями. Этот протест отражен и в употреблении специфических, свойственных только носителям

1 Кащенизм. [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. |1йр://ги^1'к1'ре<Ла.огд^1'к1'/Кащенизм (дата обращения: 9.02.2011).

эмо-культуры слов. Приведу фрагмент из статьи в журнале «Прочтение»: «Сленг ЭМО весьма своеобразен. Обычный человек на вопрос “Как дела? ” в большинстве случаев отвечает “Okay”, “Хорошо”, какой-нибудь счастливчик даже скажет “Отлично”, а у ЭМО ответы всегда будут одинаковые: “I am not okay”, а кто-то употребит лексику и потяжелее, например: “Watch the fuck”. По мере распространения ЭМО-культуры в обиход стали вводиться новые понятия, появившиеся в этой среде. Например, тоннели — круглые большие дырки в ушах, а пла-ги — это уже серьги без дырок, вставленные в тоннели. Снэпы — браслеты на руках из резинок и проводов. Обувь же, похожую на тапочки, но с подошвой, как у кедов, называют слипами» [2].

Узнавание своего в «своем» и неприятие «чужого» способствуют гармонизации общения [3]. Для письменной речи эмо характерно изменение букв в словах, например, замена буквы «в» на «ф»: деФочка вместо деВочка. В монологах эмо изложение центрируется вокруг авторского Я. Эмо-блоггеры говорят о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, произошедших с ними событиях. В речи эмо выражается стандартный «набор эмоций» — печали, недовольства окружающим миром и людьми. Обычное для эмо состояние — осознание одиночества и отверженности. Рассмотрим

некоторые записи: Сижу дома одна в полной тишине, голова жутко болит, на улице погодка не радует. Вообще день сегодня, какой-то...... ну

вот и я загрустила((((((((((((. Многоточие подчеркивает растерянность, невозможность и неспособность найти свое место в мире. Другая запись: Да, блин, вся жизнь моя — сплошная проблема!!!!!!!!! С парнем ссоримся постоянно, с мамой ругаемся, в школе все уже достали, орут, чет ваще не понимаю (думают, что если я отличница, дык и не могу двойки получать, что ли?!!!)....так хочется напиться ка-

ких-нибудь транквилизаторов и сдохнуть на фиг(((все равно никому не нужна...

Стандартно в речи эмо-блоггеров подчеркивание состояния одиночества и неприкаянности: Неужели я тут и правда никому не нужна?Оби-лие знаков препинания, смайлов свидетельствует о типичном эмоциональном состоянии — угнетенности, возмущении миром. Стереотипны используемые глаголы, рас-

крывающие отношения эмо с миром: «ссоримся», «ругаемся», «достали», «сдохнуть». Продемонстрированные речевые стереотипы, свойственные блоггингу эмо, обусловлены потребностью следовать конвенциональным правилам речевого поведения внутри сообщества.

Стереотипы — важнейшая сторона установления речевого контакта внутри сообществ. Они выступают как «особые формы хранения знаний и оценок» [6, с. 253 ], действительно способствуют «распознаванию, узнаванию и, в конечном счете, взаимопониманию» [1, с. 1], становятся ориентирами в выработке стратегии и тактик речевого поведения в той или иной ситуации. Тем самым стереотипы в виде речевых действий отражают нормы и правила речевого поведения в бло-госфере, в конечном счете, эксплицируют привычную для сообщества систему ценностей. Следовательно, стереотипы являются одним из речевых проявлений коммунитаризма в русскоязычном блоггинге.

1. Байбурин А.. К.. К проблеме стереотипизации поведения: быт, событие, ритуал // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: тезисы конф. М., 1995.

2. Коткова А., Анйфриева Ю. Капитан ЭМО // Прочтение. 2008. № 3 С. 34-37.

3. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград; Архангельск, 1996.

4. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Логос, Прогресс, 2002.

5. Мисонжников Б. Я. «Третье место» как элемент системы коммунитаристских ценностей // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 178-183.

6. Уфимцева Н. В. Слово и культура // Языковое сознание: содержание и функционирование: Тез. XII междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2000.

7. Шалина И. В. Просторечная речевая культура: стереотипы и ценности // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2005. № 35.

Дускаева Л. Р. Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ

Общество и реформы

References

1. Bayburin A. K. K probleme stereotipizatsii povedeniya: byt, sobytie, ritual // Rechevye i mentalnye stereotipy v sinkhronii i diakhronii: tezisy konf. M., 1995.

2. Kotkova A., Anyfrieva Yu. Kapitan EMO // Prochtenie. 2008. №3 S. 34-37.

3. Karasik V. I. Kulturnye dominanty v yazyke // Yazykovaya lichnost: kulturnye kontsepty. Volgograd; Arkhangelsk, 1996.

4. Lesh K. Vosstanie elit i predatelstvo demokratii. M.: Logos, Progress, 2002.

5. Misonzhnikov V. Ya. «Tretye mesto» kak element sistemy kommunitaristskikh tsennostey // Uprav-

lencheskoe konsultirovanie. 2011. № 2. S.

6. Ufimtseva N. V. Slovo i kultura // Yazykovoe soznanie: soderzhanie i funktsionirovanie: Tez. XII mezhdunar. simpoziuma po psikholingvistike i teorii kommunikatsii. M., 2000.

7. Shalina I. V. Prostorechnaya rechevaya kultura: stereotipy i tsennosti // Izvestiya Uralskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ekaterinburg, 2005. № 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.