Научная статья на тему 'СТЕРЕОТИПЫ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, МОДЕЛИ КОГНИТИВНОЙ ОБРАБОТКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ'

СТЕРЕОТИПЫ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, МОДЕЛИ КОГНИТИВНОЙ ОБРАБОТКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1992
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
стереотипы / когнитивный процесс / модели обработки / активация стереотипов / социальное познание / схема / влияние.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фань Луди

Данная статья посвящена содержанию стереотипов и их основным свойствам со стороны социального и когнитивного аспектов. Объясняются два вида моделей когнитивной обработки стереотипов. Рассматриваются как положительное, так и отрицательное влияние стереотипов при их активации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТЕРЕОТИПЫ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, МОДЕЛИ КОГНИТИВНОЙ ОБРАБОТКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ»

о©4 философский дискурс ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-11-276-280 Фань Луди,

NIION: 2018-0076-11/21-359 аспирант кафедры

MOSURED: 77/27-023-2021 -11-558 общего и русского языкознания

Государственного института русского языка им. Пушкина, е-mail: 1031319078@qq.com

СТЕРЕОТИПЫ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, МОДЕЛИ КОГНИТИВНОЙ

ОБРАБОТКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ

Аннотация. Данная статья посвящена содержанию стереотипов и их основным свойствам со стороны социального и когнитивного аспектов. Объясняются два вида моделей когнитивной обработки стереотипов. Рассматриваются как положительное, так и отрицательное влияние стереотипов при их активации.

Ключевые слова: стереотипы, когнитивный процесс, модели обработки, активация стереотипов, социальное познание, схема, влияние.

Fan Ludi,

Postgraduate student of the Department of General and Russian Linguistics, Pushkin State Institute of the Russian Language

STEREOTYPES: CONCEPT, PROPERTIES, MODELS OF COGNITIVE PROCESSING AND THEIR INFLUENCE

Annotation. This article is devoted to the content of stereotypes and their main properties from the social and cognitive aspects. Two types of models of cognitive processing of stereotypes are explained. Both positive and negative influences of stereotypes during their activation are considered.

Key words: stereotypes, cognitive process, processing models, activation of stereotypes, social cognition, scheme, influences.

В последние годы наблюдается все большая частотность употребления термина «стереотипы» в нашей повседневной жизни. Стереотипы - укоренившиеся в сознании людей суждения, отражают сравнительно стабильные представления и убеждения относительно того или иного объекта. 1. Понятие «стереотипы» Изначально называли печатное клише полиграфисты словом «стереотип», которое в переводе с древнегреческого языка означает «твердый отпечаток». Впоследствии «стереотип» как термин впервые ввел в научный оборот американский журналист, социолог У. Липпман, который в своей работе «Общественное мнение» определил стереотипы как детерминированные культурой «картинки» в голове, сформированные на основе социальной культуры и используемые для экономии усилий, упрощения сложного окружающего мира и защиты собственных ценностей, позиции и права [3].

До 70-х годов XX в. ряд исследователей уделяет большее внимание негативным аспектам стереотипов, подчеркивая ложность стереотипов, отрицательные последствия, вызванные ошибочными сформированными суждениями в отношении определенной группы, большей степенью связывая стереотипы с предрассудками, дискриминацией и другими проблемами социальной несправедливости. Типичные в это время определения стереотипов таковы: «стереотипы - зафиксированные впечатления, редко подтвержденные прочными доказательствами. Они формируются, сначала на основе предварительных суждений людей, только потом на основе собственных наблюдений» [13]; «стереотип - преувеличенные убеждения, связанные с той или иной категорией» [8, с. 171].

После 70-х годов XX в., осознав стереотипы как своего рода когнитивную репрезентацию по отношению к определенным социальным группам или другим объектам, социальные психологи

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

отмечают, что важнейшая когнитивная функция стереотипов заключается в том, чтобы как можно быстрее отличать целевую группу от других групп при наименьших когнитивных усилиях. Хотя бывают случаи, когда черты, нашедшие отражение в стереотипных представлениях, не являют собой самые ключевые, самые существенные. Однако эти отличительные черты, которые люди приписывают той или иной социальной группе, занимают определенную долю среди присущих членам целевой группы особенностей. По сравнению с самой существенной характеристикой, отличающей целевую группу от других, они выполняют одинаковую функцию когнитивную и дифференцирующую, при этом разница заключается только в разнице в доле. Следовательно, стереотипы как когнитивный феномен обладают относительной правильностью.

Таким образом, по мере развития когнитивной психологии внимание по исследованию стереотипов постепенно смещается от негативных последствий стереотипов к обобщению и категоризации когнитивной репрезентации стереотипов, выступающих когнитивным феноменом. Так же наблюдается постепенный переход от социально-психосоциального исследования стереотипов к исследованию когнитивной обработки стереотипов. На данном этапе стереотипы определяются таким образом: «когнитивная структура или схема относительно определенной группы людей, содержащая знания, идеи и ожидания перцептора по отношению к этой группе» [12]; Высокоструктурированные социальные категории, обладающие характеристиками когнитивных схем» [7].

По мере все большего интереса к исследованию бессознательного и неявного социального познания в конце XX в. внимание психологов постепенно уделяется изучению автоматически активируемых стереотипов. По степени осознанности различаются стереотипы эксплицитные и имплицитные. Последнее психологи М. Банаджи и Э. Гринвальд понимают как «интроспективно неопознанные или неправильно опознанные следы прошлого опыта, опосредующие восприятие и представления в отношении определенного социального объекта» [11, с. 8].

По сравнению с ранними определениями стереотипов нынешние трактовки уже претерпели существенные изменения. Теперь стереотипы рассматриваются в качестве сравнительно стабильного, устойчивого отношения и оценок. Считается, что в аспекте когнитивной обработки формируются стереотипы как правдивые, так и ложные и искаженные. При этом воздействия устоявшихся в сознании стереотипов на восприятие и поведения могут быть положительными и отрицательными.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Тем не менее, все еще существует множество социологических и антропологических исследовательских работ, в которых стереотипы односторонне рассматриваются как негативные устоявшиеся представления, равные понятиям предрассудков и предубеждений. Следует отличать стереотипы от предрассудков или предубеждений, в которые превращаются стереотипы только при случае, когда большинство стереотипов имеет негативные оттенки или тенденцию быть отрицательными.

2. Основные свойства стереотипов

(1) Когнитивная схематичность

Схема, согласно И. Канту, не является изображением, а способностью формирования образов или возможного конструирования моделей. Она представляет собой «приемы, скрытые в глубине человеческой души» [2]. Придавав «схеме» новое психологическое значение в рамках генетической эпистемологии, Ж. Пиаже трактует ее как организованный, повторяемый образец поведения или ментальную структуру, своего рода когнитивную единицу [5]. Затем это понятие было введено исследователями в изучение по социально-когнитивному направлению, в общем, трактуется как организация, хранящая информацию относительно определенного объекта (или структура ее существования). В аспекте когнитивной обработки схема оказывает влияние на ее три основных этапа: внимание, кодирование и воспроизведение социальной информации. Внимание, т.е. сосредоточенность сознания людей на определенном проявлении социального мира; кодирование - хранение в мозге информации, на которую люди обращают внимание; воспроизведение - процесс извлечения информации из памяти [15].

Согласно теории схем, стереотипы трактуют как когнитивную структуру знаний, убеждений и ожиданий относительно той или иной группы. Следуя этому определению, стереотипы представляют собой сложную социальную схему, содержащую три психологических компонента: знание, эмоции и интенцию. «Знание» понимают как информацию по отношению к определенной группе, выборочно замеченную и извлеченную воспринимающими ее индивидами. «Идеи» содержат в себе не только восприятие и интерпретацию в отношении социальной группы, но и потенциальные социальные эмоции относительно нее. Отражая внутреннюю интенцию и мотивацию индивида, «ожидание» влияет на поведенческую реакцию индивида по отношению к целевой группе и ее членам. Тесно связываясь между собой, эти три психологических составляющих образуют сложную когнитивную схему [12].

Такого рода сложная структура схемы придает стереотипам особенно важную социальную

когнитивную функцию. С точки зрения режима обработки информации, являясь высокоструктурированной концептуальной системой, схема может быть автоматически активирована только при скрытых условиях, при этом процесс своего рода является неизбежным [9]. Это позволяет людям классифицировать и фильтровать сложную информацию о социальных группах и выполнять модульное объединение соответствующей информации, тем самым помогая им быстро и экономично обрабатывать большой объем социальной информации, чтобы легко объяснять социальные явления, осуществлять рассуждения по этим явлениям, также реализовать предвидение, прогнозирование и структурирование.

(2) Категоризация социальных групп

Помимо схематичности когнитивных репрезентаций, стереотипы еще характеризуются категоризацией социальных групп.

В процессе категоризации реализуется отнесение воспринимаемых социальных индивидов, которым присущи первоначальные особенности для идентификации, к определенным социальным группам. Индивида воспринимают как члена, принадлежащего к той или иной группе. Следовательно, в сознании у воспринимающего реализуется более эффективное познание окружающего себя мира, запоминание полученных знаний, формирование рассуждений и последующей оценки при дальнейшей когнитивной обработке информации.

Выделяются исследователями разные виды стереотипов по объекту стереотипизации. Помимо этнических стереотипов, тесно связанных с национальной идентичностью и культурной адаптацией, к ним относятся также расовые стереотипы, региональные стереотипы, гендерные стереотипы, профессиональные стереотипы, возрастные стереотипы и т.д.

Несмотря на различия в ориентации классификаций, различного рода стереотипы могут быть потенциально непротиворечивыми в содержательном измерении. Модель содержания стереотипов, предложенная социальными психологами Фиске и др., постулирует, что, несмотря на культурные различия, формирование всех групповых стереотипов осуществляется по двум измерениям: измерение теплоты и измерение компетентности [6]. Упомянутое измерение теплоты представляет собой одного рода обобщенное определение, близкое к популярности и приемлемости, а под изменением компетентностью имеются в виду социальный статус и социальные навыки. Содержащиеся в двух измерениях стереотипы не только отражают социальные представления людей, но и связываются с различными сложными социаль-

ными эмоциями и поведением, такими как признательность, ревность, жалость, отвращение и т.д.

3. Модели когнитивной обработки стереотипов

На основе результатов проведенных исследований, сочетая схематичности и категоризацию стереотипов, были выдвинуты исследователями стадийные модели когнитивной обработки стереотипов, среди которых самыми известными являются нижеследующие два вида.

(1) Четырехстадийная модель когнитивной обработки стереотипов

Исследователи Гилберт и Хиксон полагают, что когнитивную обработку стереотипов можно разделить на нижеследующие четыре стадии обработки, каждая из них имеет собственные задачи обработки и характеристики [10].

Категориальная идентификация, автоматически активирующая классификацию социальных групп в соответствии с определенными стимулами или категориальным ярлыком; Активация стереотипов, автоматически активирующая типичные групповые атрибуты на основе уже активированных классификаций; Использование стереотипов, т.е. использование активированных стереотипных представлений для сравнения или объяснения соответствующих членов социальной группы; Коррекция стереотипов, контролирующая или подавляющая эффекты уже активированных стереотипов.

(2) Двухстадийная модель когнитивной обработки стереотипов

Согласно П.Г. Дивайну, стереотипы представляют собой феномен последовательной познавательной активности, процесс их когнитивной обработки включает в себя две стадии: автоматическую стадию обработки и контролируемую стадию обработки. Последнему предшествует стадия автоматической обработки, в процессе которой ключевая информация извлекается путем перцептивного сознания и автоматически стимулируется активация у воспринимающего потенциальных стереотипных представлений [1].

На стадии контролируемой обработки при сознательном регулировании отслеживаются автоматически активируемые стереотипы, несоответствующие действительности стереотипы исправляются или ослабляются. По сравнению с первой стадией, под которой понимается активация стереотипов, стадия контролируемой обработки обозначает как использование стереотипов после активации, так и их ослабление путем сознательного регулирования.

4. Положительное и отрицательное воздействие стереотипов при активации

Выступая многогранным сложным социально-психологическим механизмом восприятия и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

переработки информации, стереотипы могут быть активированы на любых стадиях социального познания с точки зрения обработки поступающей информации. Присущие стереотипам неоспоримые преимущества заключаются в том, что они дают возможность значительно облегчать процесс познания и соответственно его существенно ускорять. Снизив когнитивную нагрузку воспринимающего человека, стереотипы позволяют воспринимающему быстро делать предварительные суждения о различного рода действиях и явлениях.

Активация стереотипов также может оказывать ряд негативных воздействий на социальное познание людей и соответственно на социальную жизнь, которые проявляются в основном в нижеследующих аспектах:

Во-первых, активация стереотипов приводит воспринимающего к чрезмерным субъективным суждениям только на основе ограниченной информации или прошлого опыта. При этом воспринимающие склонны подсознательно игнорировать заметные в стереотипируемой группе индивидуальные различия, делать ошибочные выводы и формировать искаженные оценки относительно воспринимаемого.

Во-вторых, активация стереотипов может привести людей к возникновению предрассудков и дискриминации в отношении представителей той или иной социальной группы, и как только закрепятся в сознании людей такого рода стереотипы или предубеждения, от них будет трудно избавляться или разрушать. Множество исследований показывает, что активация стереотипов в значительной степени осуществляется автоматически и ее трудно контролировать [1]. Формирование стереотипов зачастую служит когнитивной основой для появления предрассудков и даже различного рода дискриминационного поведения [6].

В-третьих, активация стереотипов может оказывать различного рода отрицательные воздействия на принадлежащих к стереотипизиро-ванной группе членов, наиболее типичной из которых является угроза подтверждения стереотипов.

Угроза подтверждения стереотипов трактуется исследователями как процесс, в котором под психологическим эффектом опасения и беспокойства индивид склонен считать себя подтверждающим негативные стереотипы, присущие собственной группе, после осознания существования в определенной ситуации негативных стереотипов относительно группы, к которой он принадлежит.

На индивидуальном уровне угроза подтверждения стереотипов может привести к установлению членами внутренней группы самоограничений, останавливающих собственное разви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

тие, разносторонний общественный и культурный прогресс, легко повлечь за собой возникновение ложной атрибуции, приписывающей внутригруп-повым характеристикам собственное негативное поведение, следовательно, снижение самоэффективности и воспрепятствование здоровому развитию личности. Кроме того, вызванные угрозой подтверждения стереотипов ошибочные атрибуции, объясняющие собственные поведения, могут также привести к снижению чувства принадлежности индивидов к группам, тем самым, провоцируя антисоциальное поведение.

На социальном уровне при взаимодействиях между группами угроза подтверждения стереотипов может привести к дальнейшему закреплению в сознании общественности негативных стереотипов относительно целевых групп, способствуя тем самым возникновению предубеждения и стигматизации, что повлечет за собой усугубление несправедливого распределения социальных ресурсов и усиление диспропорций в развитии. Угроза подтверждения стереотипов также является одним из множества факторов появления дискриминации, межгрупповых конфликтов, социальной нестабильности и ряда других проблем.

В-четвертых, при активации негативных стереотипов по отношению к определенной группе воспоминания о принадлежащих к ней членах могут быть искажены или отрицательно окрашены. Люди более склонны подтвердить неточные и ложные стереотипные представления о характеристиках воспринимаемого человека.

Таким образом, на основе вышесказанного, под «стереотипами» подразумевают схематизированные модели оценок, сравнительно устойчивые обобщенные представления об особенностях и поведении представителей той или иной социальной группы. С точки зрения социального и когнитивного свойств стереотипы отличаются когнитивной схематичностью и категоризацией социальных групп. Выступая в качестве когнитивного механизма восприятия и переработки поступающей информации и сложного психологического феномена, стереотипы оказывают немаловажное влияние на различного рода социально-познавательную деятельность людей, такую как формирование впечатлений, межличностное общение, групповые отношения, при этом содержат в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Список литературы:

[1] Дивайн П. Дж. (1989). Стереотипы и предубеждения: их автоматические и контролируемые компоненты // Журнал личности и социальной психологии. 56 (1): 5-18.

[2] Кант И. Критика чистого разума / пер. Н. Лосского. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.

[3] Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова; под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

[4] Майерс Д. Социальная психология. - 8-е изд. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2008. - 800 с.

[5] Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Педагогика, 1969. - 659 с.

[6] Фиске С.Т.; Cuddy A.J.C.; Glick P.; Сюй Дж. (2002). Модель (часто смешанного) стереотипного содержания: компетентность и теплота, соответственно, вытекают из статуса и конкуренции» // Журнал личности и социальной психологии. 82 (6): 878-902.

[7] Andersen S.M., Klatzky R.L., & Murray J. (1990). Traits and Social Stereotypes: Efficiency Differences in Social Information Processing. Journal of Personality and Social Psychology, 59, 192 - 201.

[8] Allport G.W. The Nature of Prejudice / G.W. Allport. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1954. - 350 pp.

[9] Bargh J.A. (1994). The four horsemen of automaticity: Awareness, intention, efficiency, and control in social cognition // In: R.S. Wyer, Jr., & T. K. Srull (Eds.), Handbook of social cognition (2nd ed., Vol. 1, pp. 1 - 40). - Hillsdale, NJ: Erlbaum.

[10] Gilbert D.T., & Hixon J.G. The trouble of thinking: Activation and application of stereotypic beliefs // Journal of Personality and Social Psychology, 60. - P. 509 - 517.

[11] Greenwald A.G. & Banaji M.R. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Psychological Review, 102. - P. 4 - 27.

[12] Hamilton D.L., Trolier T.K. Stereotypes and Stereotyping: An Overview of the Cognitive Approach // Prejudice, Discrimination and Racism / J.F. Dovidio, S.L. Gaertner (eds.). - L.: Academic Press, 1986. - P. 127 - 163.

[13] Katz D. & Braly K.W. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1933. - Vol. 28. - P. 288 -289.

[14] Steele C.M., Aronson J. Stereotype threat and the intellectual test performance of African Americans (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. — Vol. 69, no. 5. - P. 797 - 811.

[15] Wyer Robert S., Srull Thomas K. Social intelligence and cognitive assessments of personality. In: (eds.) Advances in Social Cognition, vol. 2, pp. 1-59.

Spisok literatury:

[1] Divajn P. Dzh. (1989). Stereotipy i predubez-hdeniya: ih avtomaticheskie i kontroliruemye kompo-

nenty // Zhurnal lichnosti i social'noj psihologii. 56 (1): 5-18.

[2] Kant I. Kritika chistogo razuma / per. N. Losskogo. - M.: Mysl', 1994. - 591 s.

[3] Lippman U. Obshchestvennoe mnenie / per. s angl. T.V. Barchunova; pod red. K.A. Levinson, K.V. Petrenko. - M.: Institut Fonda «Obshchestvennoe mnenie», 2004. - 384 s.

[4] Majers D. Social'naya psihologiya. - 8-e izd. / D. Majers. - SPb.: Piter, 2008. - 800 s.

[5] Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. Psihologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psihologiya. - M.: Pedagogika, 1969. -659 s.

[6] Fiske S.T.; Cuddy A.J.C.; Glick P.; Syuj Dzh. (2002). Model' (chasto smeshannogo) stereotipnogo soderzhaniya: kompetentnost' i teplota, sootvetst-venno, vytekayut iz statusa i konkurencii» // Zhurnal lichnosti i social'noj psihologii. 82 (6): 878-902.

[7] Andersen S.M., Klatzky R.L., & Murray J. (1990). Traits and Social Stereotypes: Efficiency Differences in Social Information Processing. Journal of Personality and Social Psychology, 59, 192 - 201.

[8] Allport G.W. The Nature of Prejudice / G.W. Allport. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1954. - 350 pp.

[9] Bargh J.A. (1994). The four horsemen of automaticity: Awareness, intention, efficiency, and control in social cognition // In: R.S. Wyer, Jr., & T. K. Srull (eds.), Handbook of social cognition (2nd ed., Vol. 1, pp. 1 - 40). - Hillsdale, NJ: Erlbaum.

[10] Gilbert D.T., & Hixon J.G. The trouble of thinking: Activation and application of stereotypic beliefs // Journal of Personality and Social Psychology, 60. - P. 509 - 517.

[11] Greenwald A.G. & Banaji M.R. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Psychological Review, 102. - P. 4 - 27.

[12] Hamilton D.L., Trolier T.K. Stereotypes and Stereotyping: An Overview of the Cognitive Approach // Prejudice, Discrimination and Racism / J.F. Dovidio, S.L. Gaertner (eds.). - L.: Academic Press, 1986. - P. 127 - 163.

[13] Katz D. & Braly K.W. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1933. - Vol. 28. - P. 288

- 289.

[14] Steele C.M., Aronson J. Stereotype threat and the intellectual test performance of African Americans (angl.) // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. — Vol. 69, no. 5. - P. 797

- 811.

[15] Wyer Robert S., Srull Thomas K. Social intelligence and cognitive assessments of personality. In: (eds.) Advances in Social Cognition, vol. 2, pp. 1-59.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.