Научная статья на тему 'СТЕРЕОТИПЫ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

СТЕРЕОТИПЫ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
547
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕР / СТЕРЕОТИПЫ / ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щепина Екатерина Дмитриевна, Грицких Надежда Викторовна, Киселёв Юрий Анатольевич

В статье представлен теоретический анализ подходов, исследующих гендерные стереотипы современного общества. Проведен сравнительный анализ патриархальных стереотипов в отношении образа женщины в современном обществе. На основе онлайн опроса делаются выводы о распространенности патриархальных стереотипов, условиях и формах их укрепления и трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEREOTYPES OF A PATRIARCHAL SOCIETY IN THE MODERN WORLD

The article presents a theoretical analysis of approaches that study gender stereotypes in modern society. A comparative analysis of patriarchal stereotypes regarding the image of a woman in modern society has been carried out. On the basis of an online survey, conclusions are drawn about the prevalence of patriarchal stereotypes, the conditions and forms of their strengthening and transformation.

Текст научной работы на тему «СТЕРЕОТИПЫ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Стереотипы патриархального общества в современном мире

Щепина Екатерина Дмитриевна,

бакалавр социологии, Институт социальных наук, Иркутский государственный университет E-mail: katidm@mail.ru

Грицких Надежда Викторовна,

кандидат социологических наук, и.о. заведующего кафедрой культурологии и управления, Института социальных наук Иркутского государственного университета

E-mail: nadya_gritskikh@mail.ru Киселёв Юрий Анатольевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами Института социальных наук в Иркутском государственном университете E-mail: yurii54@gmail.com

В статье представлен теоретический анализ подходов, исследующих тендерные стереотипы современного общества. Проведен сравнительный анализ патриархальных стереотипов в отношении образа женщины в современном обществе. На основе онлайн опроса делаются выводы о распространенности патриархальных стереотипов, условиях и формах их укрепления и трансформации.

Ключевые слова: гендер, стереотипы, патриархальное общества, современное общество, социальные представления.

В современном мире в условиях глобальных вызовов и угроз трансформируются все сферы жизнедеятельности. Информатизация дала возможность открыто выражать свое мнение и взгляды на какую-либо проблему, по этой же причине возникает большое количество споров, дискуссий, в том числе и в научном сообществе [5,6]. Такая ситуация влечет за собой утрату значимости «старых» стереотипов патриархального общества, их изменение, а также формирование «новых» в условиях становления нового цифрового общества [11,12]. При этом патриархальная концепция не сменяется концепцией эгалитаризма, она лишь трансформируется под новые реалии вместе со «старыми» стереотипами.

Повторим, что проблемы стереотипи-зации неразрывно связаны с культурой патриархата, анализ факторов и тенденций соразвития «старых» и «новых» патриархальных стереотипов целесообразно проводить в контексте таких научных дисциплин, как гендерная социология, психология, экономика, культурология, а также в феминистских концепциях, философии, социологии семьи.

Анализом патриархального общества, а также изучением причин появления и влияния на жизнедеятельность людей патриархальных стереотипов в рамках социологического подхода занимались Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, У. Липпман, Ф. Энгельс, А.В. Ядов, И. Гофман и др. Ученые сходились во мнении о том, что предпосылками господства патриархата являются не естественные причины, а общественные - социальные (полоролевое разделение), экономические (победа частной собственности), политические и т.д.

Эмиль Дюркгейм, французский философ и один из основоположников социологии, в книге «О разделении общественного труда. Метод социологии» [9] поднимает проблему отношений между мужчиной и женщиной в аспекте разде-

106

ления труда в обществе, выступающее ядром общественного порядка и высшим принципом нравственности. Критикуя специализацию большинства сфер жизни, ученый с помощью социологических методов предпринял попытку решить не экономические, а моральные последствия разделения труда. По мнению социолога, полоролевая дифференциация в трудовой сфере приводит к снижению конфликтов и развитию солидарности. С общественным развитием, развитием супружеской солидарности разделение между мужчинами и женщинами увеличивается, женщина слабеет и глупеет, у нее усиливается экспрессивная функция, она все больше уходит в домохозяйство, в отличие от мужчин. Э. Дюркгейм подчеркивает: «Женщина тех отдаленных времен вовсе не была тем слабым созданием, каким она стала с прогрессом нравственности» [9, с. 58]. Причиной существования в реальной жизни классовой конфронтации и экономического кризиса философ считает аномичное, вынужденное разделение труда.

В отличие от Э. Дюркгейма, Георг Зиммель, немецкий социолог и философ, видел в андрократии существенную проблему, поскольку она ограничивает свободу женщины в ее обособленном от мужчин развитии, участии в культуре. Господство мужчины, половое разделение труда, по мнению ученого, есть причина, по которой женщина рассматривается как «ничто» без мужа и семьи, ее оценивание происходит по мужским критериям, разработанными этими же мужчинами. Г. Зиммель также затронул проблему стереотипов патриархального общества, указывая на существующие представления о том, что мужчинам свойственна непостоянность и решительность, когда женщинам - консерватизм и постоянство [3].

Энтони Гидденс, британский социолог, утверждает, что все известные общества являются патриархальными, при этом женское и мужское предназначение, их роли и обязанности существенно отличаются в зависимости от культуры того или иного общества. Этой же точки

зрения придерживались Э.Б. Тайлор, английский этнолог и культуролог, и Г. Мэн, английский историк права. Ученый также анализировал категорию «гендер», отмечая, что вопрос разделения мужских и женских ролей следует изучать, учитывая не только физические, заложенные природой особенности, но и культурные, психологические и социальные.

Анализируя социологические концепции, а именно положения в них о тендерных стереотипах, необходимо отметить, что большинство представителей марксистской теории не учитывали проблемы женщин, их потребности и цели как части общества, более того, сам Карл Маркс считал, что женские цели и интересы априори сходятся с мужскими. Угнетенное положение женщин есть следствие капитализма, при котором первые выступают массовой рабочей силой пролетариата. В понимании мужчин-классиков объединение двух полов невозможно ни в каких других сферах, кроме семейной, однако и там главенство остается за отцами. По этим причинам полярность мужчин и женщин возрастала вместе с усилением о них стереотипов.

В частности, американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Бейлзом была разработана теория «естественной взаимодополнительности полов» в рамках полоролевого подхода, согласно которой разделение ролей в социальной сфере по половому признаку есть обязательное условие, которое будет существовать всегда, оно неустранимо [2]. Исходя из предложенной учеными теории, на мужчину накладывается инструментальная функция (главенство, материальное обеспечение, защита семьи и родины), а на женщину - экспрессивная (чувственность, хозяйственность, воспитание детей).

Питирим Сорокин, основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности, всесторонне изучил шаблоны поведения людей, как они функционируют в обществе и управляют его членами. Фактически ученый проанализировал сущность и механизм действия «стереотипов» без использо-

107

вания данного термина. Сорокин подчеркивал, что в любой группе имеются «инакомыслящие», не согласные с существующими шаблонами,однако и они ведут себя так, как диктуют социально признанные нормы поведения. О смене стереотипов в социуме социолог пишет: «Моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы ... в современных обществах почти не дана.» [13, с. 163].

В рамках психологического подхода обратимся к И.С. Кону, известному русскому социологу и философу, который в своей работе «Ребенок и общество» [10] анализирует причины стереотипа о разделении труда по половому признаку и объясняет, почему данное разделение напрямую не исходит из биологических функций женщин и мужчин. Ученый подтверждает, что лишь женщина может родить ребенка, на ней лежит ответственность за первые годы его жизни, при этом общественные стандарты влияют на количество детей, их место проживания, а также на то, кто их будет воспитывать. В традиционном патриархальном обществе влияние регламентируемых государством норм было особенно заметно, в настоящее время государство поддерживает гендерное разделение труда с помощью материнских пособий за рожденных детей (сумма растет с количеством детей), материнского капитала, трансляции декретного отпуска по уходу за ребенком преимущественно для матерей (однако в отпуск могут также уйти отец и другие родственники) и т.д. И.С. Кон также отмечал, что стереотипы патриархального общества поддерживают иерархию и власть мужчин над женщинами, они бессознательно контролируют действия и поведения людей в жизни.

Польский специалист в области психологии А. Тэшфел [4] выделял функции стереотипов, реализующиеся на индивидуальном и групповом уровне. К первому уровню ученый относил познавательную и ценностно защитную функции, ко второму - идеологизирующую и идентифицирующую. Определим функции, которые выполняют патриархальные стереотипы. К таковым относятся:

1. Психологические - когнитивная, ценностно-защитная функции. Стереотипы воздействуют на сознание человека, они помогают в принятии решений, систематизации знаний в повседневной жизни. Кроме того, на основе существующих стереотипов индивид может предугадать будущее, однако ввиду изначальной ложности многих стереотипов, «картинка» в голове может не совпасть с реальной «картиной». Также стереотипы формируют положительный образ индивида или группы, защищают его / их ценности.

2. Социальные - функция социального контроля, социализационная, интегративно-культурная, воспитательная функции. Стереотипы поддерживают образцы поведения, принятые и одобряемые социумом, характеризуются нормативностью и непосредственным влиянием на поведение индивида в зависимости от половой принадлежности. С их помощью также происходит социализация путем передачи опыта и знаний, на основе стереотипных представлений о женских и мужских ролях поддерживается ощущение принадлежности к определённой группе и всему обществу, что укрепляет социальную систему в целом.

Н. Чодороу, американский социолог и психоаналитик, в работе «Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология тендера» в рамках психологического подхода попыталась найти решение проблемы, связанной с неравенством мужчин и женщин в трудовой и семейной сферах. Ученая теоретически обосновала причину выполнения традиционно считающихся «материнскими» функциями исключительно женщинами, ссылаясь на то, что уже с детства воспитание зависит от пола ребенка. Например, о девочках больше заботятся, что формирует у них потребность в близких взаимоотношениях, мальчиков же учат целеустремленности и социальной активности [14].

Феминистский подход. Следует изучить концепции зарубежных представителей феминистского движения, поскольку их теории повлияли на развитие многих научных дисциплин, в их идеях

108

была затронута тема стереотипов о мужчинах и женщинах, актуализирована проблема негативного влияния патриархального общества на качество жизни женщин и детей.

М. Бутовская, советский и российский антрополог, утверждает, что в каждой культуре существует стереотипы о мужчинах и женщинах, которые ущемляют оба пола с помощью существующей гендерной стратификации и распределении труда, доступа к власти и другим социальным институтам. Она также отмечает, что стереотипы обладают живучестью, ввиду чего даже при изменении поведения мужчин и женщин и их статуса в обществе, стереотипы продолжают сохраняться и влиять на жизнь обоих полов [7]. Это объясняет существование в современном мире «старых» стереотипов, связанных с таким разделением ролей, при котором женщина выступает хранительницей очага, отвечает за воспитание детей, когда мужчина - добытчик, глава семьи, материально обеспечивает ее. Хотя еще в прошлом столетии официально было признано равенство полов, произошла эмансипация женщин, нормы и традиции того времени все также остаются доминантными в жизни людей.

Н. Фолбр, американская экономистка-феминистка, в своем труде «Альтернативы экономической ортодоксальности» [1] связывает патриархат и капитализм, вводя категорию «патриархатный способ производства». Исследовательница по-новому рассмотрела патриархат, с позиции не системы контроля, а отношений господства и подчинения, где первыми выступают мужчины, а вторыми (ущемленными) становятся женщины и дети. Схожий взгляд в определении патриархата как части «системы» имеют сторонники постмодернистского феминизма, связывающие отношения данного типа общества с властью, при которой доминируют мужские дискурсы, а женские -маргинализируются.

В 1949 г. была опубликована книга С. де Бовуар, французской писательницы и идеолога феминистской мысли, «Второй пол», в которой, на основе фи-

лософской методологии экзистенциализма, рассмотрела положение женщины в обществе в рамках исторического подхода, подняла проблему подавления «женского» и представила основные половые различия, существующие и закрепленные в общественном сознании. Писательница отвергает изучение женской природы по причине того, что особую важность и непохожесть природы женской на природу мужскую вообразили представители маскулинного общества. Де Бовуар также касается проблемы стереотипов, отмечая, что поведение человека зависит от довлеющих над ним стереотипов в большей степени, чем от собственных мотиваций, даже если первые он не одобряет. Так, например, социализируется девочки и мальчики, опираясь на предопределённые генде-ром мысли, чувства и действия. Ввиду наличия гендерно-специфических ценностей и норм возникают половые различия в ожиданиях, закрепляющие, в том числе, стереотипы патриархального общества в мышлении людей, которые отражаются на воспитании следующего поколения.

О существующих стереотипных представлениях пишет Н. Вульф, американская писательница и феминистка, в книге «Миф о красоте: стереотипы против женщин» [8], вышедшей в 1990 году. В ней автор указывает, что «старые» патриархальные догмы отживают свое, но им на смену приходят «новые» стереотипы и способы управления сознанием, ограничивающие свободу так же, как и во время господства патриархата. К последним она относит стереотипы о красоте, существующие общественные стандарты по поводу веса, фигуры, внешности, возраста и т.д., ограничивающие свободу не только женщин (хотя их в большей мере), но и мужчин.

Особенности исследования

В нашем исследовании был использован сайт «Webanketa.com», предоставляющий возможность сбора и обработки информации для своих пользователей.

Исследование было размещено на сайте «Webanketa.com», содержа-

109

щее 30 вопросов и пункты сведений о респонденте. Была размещена анкета, состоящая из 44 вопросов. Рассылка данного опросника осуществлялась путем распространения в социальных сетях авторов информационного поста с просьбой пройти исследование на указанном сайте. Результаты онлайн-опроса отображаются в личном кабинете на сайте «Webanketa.com» в форме таблиц.

В данном исследовании приняли участие 300 человек (100%). По социально-демографическому статусу в исследовании участвовало 151 мужчин (50,3%), 149 женщин (49,7%). Почти половина респондентов (43,7%) находятся в возрастной группе от 18 до 30 лет, от 31 до 45 лет - 20,3%, от 46 до 60 лет - 26,0% опрошенных. 45,3% респондентов имеют высшее образование, у 31,3% - неоконченное высшее и лишь 5,0% опрошенных имеют образование среднее и ниже среднего. Что касается семейного положения, то здесь примерно одинаковое количество респондентов находятся в браке или не находятся в нем (42,7% и 44,7% соответственно). Большая половина опрошенных имеют социальный статус «работающий».

Анализ результатов исследования

Современное общество в настоящее время характеризуется в категориях цифрового, глобального, постиндустриального и других обществ. Кроме того, прослеживается сохранение патриархата как способа социальной организации, поскольку в социальной системе доминирующие позиции занимают его основные характеристики, а именно: разделение труда в сторону мужского, экономическая зависимость семьи от мужчины, регулирование общественной жизни с помощью традиций и обычаев, четкое разделение и закрепление обязанностей и функций партнеров, членов семьи, общества в целом, а также ввиду устойчивости стереотипов. Значимую роль в данном аспекте занимают традиции и обычаи патриархального общества, сохранению которых способствуют различия в образе, уровне и качестве жизни людей, геопо-

литические различия, доминирование традиционных институтов (институт семьи и брака, институт религии, экономические институты, институт образования и др.), уровень концентрации производства и промышленности (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «В чем, по мнению респондентов, проявляются стереотипы патриархального общества в России», в%

№ , п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в%

1. Наличие определенных предназначений для мужчин и женщин (мужчина - добытчик в семье, женщина - хранительница домашнего очага; приписывание мужчинам хладнокровия, женщинам - чувствительности) 157 21,0%

2. В доминировании мужчин в обществе по экономическому капиталу, реализации властных полномочий, образовательным возможностям 118 15,8%

3. Наличие в обществе традиционно принятых «женских» и «мужских» профессий 115 15,4%

4. В неравенстве мужчин и женщин в различных сферах (экономическая, политическая, социальная, культурная и др.) 105 14,0%

5. Второстепенная роль женщины в семье, браке 61 8,2%

6. В ущемлении прав и свобод женщин 59 7,9%

7. Все вышеперечисленное 50 6,7%

8 Умение мужчин быстро адаптироваться к общественным трансформациям, глобальным вызовам и угрозам, в отличие от женщин 43 5,7%

9. В ущемлении прав и свобод мужчин 30 4,0%

10. Затрудняюсь ответить 10 1,3%

Всего 748 100,0%

110

Согласно данным таблицы 1, в современном российском обществе в наибольшей степени распространены многие стереотипы патриархального общества: 21,0% ответов опрошенных посвящены наличию определенных предназначений для мужчин и женщин, 15,8% связаны с доминированием мужчин по экономическому капиталу, 15,4% -с наличием традиционных «женских» и «мужских» профессий.

Уолтер Липпман подчеркивал, что стереотипы характеризируются экспрессивностью, поскольку выступают в качестве оценки какого-либо объекта или явления, они заряжены чувствами и эмоциями. В данной работе мы не говорим о полном уничтожении стереотипов, поскольку, во-первых, полностью уничтожить их не получится, а во-вторых, стереотипы выполняют необходимую функцию, помогая людям в повседневной жизни принимать решения, упрощая социальную среду индивида и категори-руя ее. Следует определить, как формируется стереотип. На первом этапе происходит его «выравнивание», то есть выбирается несколько простых характеристик объекта. На втором этапе, этапе «усиления», выбранные признаки усиливаются, обретают значимость. На последнем этапе, «ассимиляции», строится цельный образ выбранного объекта, при этом используются не все характеристики из предыдущих этапов, а лишь некоторые из них, имеющие особую актуальность.

Итак, прежде чем рассматривать «новые» и «старые» стереотипы, следует определить их природу, функции, области и сферы проявления. Прежде всего, отметим, что патриархальное общество в большинстве случаев ассоциируется с неравенством мужчин и женщин в сфере семейной, экономической и политической. Обратимся к проведенному автором опросу населения (табл. 2).

Практически равные доли опрошенных считают, что права и обязанности мужчин и женщин должны быть равны (35,0%) и скорее равны, чем нет (34,7%). Однако так не считают 9,7% респондентов. Похожие результаты о равенстве

мужчин и женщин были представлены автором в приведенных выше данных вторичных анализов исследования. Преимущества равных прав, по результатам опроса, видятся в: стирании социальной, национальной, этнической дискриминации в трудовой и профессиональной сферах, отсутствии права на исключительность по гендерному признаку, ощущении внутренней и внешней безопасности и гармонизации интересов и потребностей.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Как считают респонденты, права и обязанности мужчин должны быть такими же, как права и обязанности женщин», в%

№ , п/п Варианты ответов Кол-во чел. Доля, в%

1. Да, считаю 105 35,0%

2. Скорее да, чем нет 104 34,7%

3. Скорее нет, чем да 50 16,7%

4. Нет, я так не считаю 29 9,7%

Всего 300 100,0%

К основным внешним факторам, поддерживающим стереотипы в андро-кратических современных обществах, респонденты относят: сохранение «старых» традиций и обычаев патриархальных обществ и формирование новых, развитие социальных институтов с сохранением доминирующих позиций традиционных институтов (семья и брак, государство, религия и др.) и трансляцию культурных стереотипов лидерами мнений. Внутренними факторами выступают детерминанты нравственного поведения, а именно: потребность в общественном одобрении, приверженность общественным идеалам и трансляция ценностей и ценностных ориентаций.

Рассмотрим, как проявляются стереотипы патриархального общества в России. Респонденты перечислили:

1. Наличие определённых предназначений для мужчин и женщин (например, мужчина - добытчик в семье, женщина -хранительница домашнего очага; приписывание мужчинам хладнокровности, женщинам - чувствительности);

111

2. Доминирование мужчин в обществе по экономическому капиталу, реализации властных полномочий, образовательным возможностям;

3. Неравенство мужчин и женщин в различных сферах (экономическая, политическая, социальная, культурная и др.);

4. Наличие в обществе традиционно принятых «женских» и «мужских» профессий;

5. Ущемление прав и свобод женщин;

6. Второстепенная роль женщины в семье, браке;

4. Умение мужчин быстро адаптироваться к общественным трансформациям, глобальным вызовам и угрозам, в отличие от женщин.

Необходимо отметить, что на развитие и укрепление, в том числе «новых», патриархальных стереотипов влияет накладывание двойных стандартов на мужчин и женщин (например, женщина занимается и работой по дому, и карьерой; мужчина должен быть сильным, защитником и в то же время слабым и понимающим и др.), а также развитие индустрии красоты как «нового» способа управления женщинами (например, ежемесячные походы в салоны красоты для сохранения внешней привлекательности женщин для общественного одобрения и желания понравиться своему партнеру). Анализом последнего стереотипа более подробно занимались Наоми Вульф, отмечавшая, что небывалый натиск мифа о красоте объясняется тем, что это последняя из прежних идеологий, которая еще может удерживать женщин в повиновении.

При анализе данных в рамках использования различных социологических методов было выяснено, что профессиональная сфера является одной из ключевых сфер, где ярко прослеживается полоролевая дискриминация, причем по большей части женского пола. Проявляется это в сложности получения женщинами традиционно принятой «мужской» работы и наоборот, а также в накладывании высоких требований к внешности женщины, в особенности при ее высоких достижениях в карьере.

Обратимся к нормативно-правовым документам Российской Федерации, а именно к Трудовому кодексу РФ. В ст. 3 ТК РФ говорится, что все граждане имеют равные возможности при реализации своих трудовых прав и свобод. В частности пол, семейное положение, возраст, происхождение и другие обстоятельства, которые не связаны с профессиональными качествами, не могут выступать причиной непринятия. При этом п. 3 отмечено, что существуют ограничения, исключения, предпочтения в определенных профессиях, также есть лица, которым необходима повышенная защита государства. Однако, опираясь на статистические данные и данные социологических исследований, мы наблюдаем несоблюдение данного закона, а именно ущемление женских прав и свобод, труднодоступ-ность или невозможность получения определённых профессий. В приказе Минтруда России от 18.07.2019 № 512н (ред. от 13.05.2021) «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» прописаны профессии, запрещенные женщинам ввиду их опасности. Однако в реальности женщины выполняют большое количество дел дома и на работе, опасные для их здоровья, что противоречит ТК РФ и создает неравенство полов в средней заработной плате, в особенности в зарплате на руководящей должности.

Другая проблема при приеме на работу связана с сексуальной дискриминацией, в большинстве случаев в отношении женского пола. Данный вопрос затрагивает Н. Вульф, раскрывая сущность возникшего в 1960 гг. понятия «Подтверждение профессиональной квалификации», сокращенно «ППК», использующийся в законах некоторых стран (США, Великобритания и др.), который обуславливает половые ограничения при приеме на работу ее спецификой. Ученая вводит термин «профессиональная квалификация красоты» («ПКК») как основное условие при при-

112

еме на работу женщин, поскольку в реальности «ППК» используется во избежание судебных разбирательств на основании закона.

Таким образом, во второй половине прошлого века был трансформирован «старый» стереотип о женской красоте в сфере труда, который убедил все общество в необходимости женщинам заботиться о сохранении внешней красоты и молодости, и это стало причиной дискриминации как при приеме на работу, так и в ходе ее выполнения. Сегодня этот стереотип воспринимается как данность,

в обществе считается нормальным и даже обязательным для женщины следить за своей фигурой, ходить в салоны красоты, поддерживать молодость с использованием косметических средства и процедур, правильно питать и т.д. Поскольку стереотип о красоте в основном направлен на женщин, мужчины не ощущают его влияния, не осознают серьезность его доминирования. Для подтверждения данного и рассмотрения других стереотипов обратимся к результатам исследования населения Иркутской области (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие респонденты знают стереотипы о женщинах» в зависимости от их пола

№ п/п Какие респонденты знают стереотипы о мужчинах Пол респондентов

Мужской Женский Всего

Кол-во чел. Доля, в% Кол-во чел. Доля, в% Кол-во чел. Доля, в%

1. Все вышеперечисленное 69 19,7% 47 9,6% 116 13,8%

2. Женщина - слабый пол, она должна быть «за» мужчиной 43 12,3% 70 14,2% 113 13,4%

3. Женское предназначение - семья и дети 28 8,0% 74 15,0% 102 12,1%

4. Женщина - источник вдохновения для мужчины, она должна всегда быть красивой и привлекательной для него 44 12,6% 51 10,4% 95 11,3%

5. Женщина должна следить за своей фигурой, сидеть на диетах, тренироваться в зале 38 10,9% 45 9,1% 83 9,9%

6. Существуют «мужские» профессии, не подходящие женщинам 23 6,6% 52 10,6% 75 8,9%

7. Женщина должна совмещать карьеру и работу по дому,уход за семьей 17 4,9% 52 10,6% 69 8,2%

8. Ввиду высокой эмоциональности женщина не может иметь руководящую должность 31 8,9% 37 7,5% 68 8,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Салоны красоты и бьюти-процедуры созданы только для женщин 30 8,6% 38 7,7% 68 8,1%

10. Чтобы доказать свой профессионализм, женщина должна больше работать 20 5,7% 24 4,9% 44 5,2%

11. Затрудняюсь ответить 7 2,0% 2 0,4% 9 1,1%

12. Другое 0 0,0% 0 0,0% 0 0,0%

Всего 350 100,0% 492 100,0% 842 100,0%

По данным таблицы 3 видно, что, самым распространенным стереотипом о женщинах является то, что женщина -

слабый пол, она должна быть «за» мужчиной» (13,4% ответов опрошенных), женское предназначение - семья и дети

113

(12,1%), и что женщина - источник вдохновения для мужчины, она должна всегда быть красивой и привлекательной для него (11,2% ответов). При этом дифференцированный анализ подтвердил, что некоторые феминные патриархальные стереотипы не знакомы мужчинам, и более устойчивы и «популярны» среди самих же женщин, например, о существовании «мужских» профессий, не подходящих женщинам, знают 6,6% мужчин против 10,6% противоположного пола. Кроме того, стереотип о том, что «женщина должна совмещать карьеру и работу по дому, уход за семьей» опять же больше распространен среди женщин (10,6% против 4,9% у мужчин). Причинами ощущения женщинами на себе двойных стандартов видится в их затяжной выключенности из жизни социума, наличия в последнем обособленного мужского культурного пространства (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие респонденты знают стереотипы о мужчинах», в%

№ , п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в%

1. Мужчина - добытчик, он должен материально обеспечивать семью 138 15,0%

2. Мужчина думает головой, а не чувствами, следовательно, он лучше ведет бизнес, больше подходит на руководящую должность 110 11,9%

3. Мужчина должен зарабатывать больше женщины 103 11,2%

4. Мужчина - глава семьи, все должны подчиняться ему 95 10,3%

5. Все вышеперечисленное 90 9,8%

6. Мужчина должен делать все самостоятельно, без чьей-либо помощи 80 8,7%

7. Мужчина дорожит свободой 75 8,1%

8. Политика - исключительно мужское дело 72 7,8%

9. Вся физическая работа по дому лежит на мужчине 66 7,2%

Окончание

№ , п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в%

10. Весь уход за собой у мужчины сводится к чистой одежде и телу 52 5,6%

11. Мужчина выбирает независимость и предпочитает одиночество 34 3,7%

12. Затрудняюсь ответить 7 0,8%

Всего 922 100,0%

Согласно данным в представленной таблице 4, самым распространенными стереотипами о мужчинах выступают: мужчина - добытчик, он должен материально обеспечивать семью (15,0% ответов), мужчина думает головой, поэтому лучше ведет бизнес и больше подходит на руководящие должности (11,9%), мужчина должен зарабатывать больше женщины (11,2%). Получается, что все стереотипы о мужчинах связаны с их традиционной ролью добытчика и главы семьи. Здесь необходимо отметить, что главенство мужчины в семье выбрали 12,0% и 7,7% женщин и мужчин соответственно, такая же полоролевая дифференциация наблюдается в материальной сфере, что еще раз подтверждает большее влияние стереотипов на женский пол.

В изучаемой проблеме важную роль играет культура взаимопереходов, существующая в обществе на данный момент. Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» анализирует взаимопересечение культурных пространств и отмечает, что «культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой ее синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадии. В аспекте рассматриваемой проблемы видится важным изучение данного феномена, поскольку в современную эпоху мы наблюдаем картину, когда «старые» стереотипы пересекаются и переходят в «новые», следствием чего являются социальные и культурные взрывы или даже аномическое состояние общества. По результатам экспертного

114

интервьюирования, на вопрос о том, в чем проявляется воздействие культуры на изменение «старых» и формирование «новых» стереотипов, эксперты дали следующие ответы: культура делает возможным сосуществование «старых» и «новых» традиций и стереотипов; культура несет воспитательную функцию в мирном сосуществовании «старых» и «новых» традиций и стереотипов; динамика взаимопересечений культурных пространств определяет сосуществование «старых» и «новых» стереотипов; аккумулирование накопленного опыта и традиций.

После рассмотрения наличествующих сегодня патриархальных стереотипов в социуме, целесообразно выявить, какие «старые» традиции и ценности представляется важным возродить, а также какие «новые» стереотипы могут получить развитие в эпоху цифрови-зации (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «Какие «старые» традиции, ценности и стереотипы советского и постсоветского времени представляется важным возродить в российском цифровом обществе», в%

Окончание

№ , п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в%

1. Забота о ценности семьи, семейных отношений 115 18,9%

2. Важность поддержания безопасности во всех сферах общества 107 17,5%

3. Сохранение межпоколенных и внутри-поколенных связей 90 14,8%

4. Сохранение ценности традиционной семьи 86 14,1%

5. Подержание стабильности установленных порядков 76 12,5%

6. Все вышеперечисленное 61 10,0%

7. Приверженность общественным идеалам 49 8,0%

№ , Варианты ответов Кол-во Доля отве-

п/п ответов тов, в%

8. Затрудняюсь от- 26 4,3%

ветить

Всего 610 100,0%

Респонденты считают необходимым возродить такие стереотипы советского и постсоветского времени, как «забота о ценности семьи, семейных отношений» (18,9% ответов опрошенных), «важность поддержания безопасности во всех сферах общества» (17,5%), а также «сохранение межпоколенных и внутрипоко-ленных связей» (14,8%). Это говорит об упадке общепризнанных ценностей в семье, семейных отношениях, в меж-поколенческих связях (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Какие «новые» традиции, ценности и стереотипы, по мнению респондентов, могут получить поступательное и/или быстрое развитие в современную эпоху», в%

№ , п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в%

1. Внедрение новых технологий в быту («умный дом», «умная техника», «умный город») 106 12,3%

2. Возможности сочетания труда и отдыха 88 10,2%

3. Равные возможности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности 85 9,8%

4. Равный доступ к власти и реализации властных полномочий 83 9,6%

5. Развитие мобильности и креативности среди мужчин и женщин 76 8,8%

6. Ценность женского технологического труда в новых цифровых условиях 73 8,4%

7. Все вышеперечисленное 73 8,4%

8. Инвестиции в образование и здоровье детей и родителей 62 7,2%

115

Окончание

№ , п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в%

9. Стирание гендерных различий в одежде 57 6,6%

10. Формирование престижности путешествий как вида отдыха 56 6,5%

11. Культура выбора в цифровой среде 47 5,4%

12. Формирование внешнего образа как признака высокого социального статуса, престижности 34 3,9%

13. Затрудняюсь ответить 24 2,8%

Всего 864 100,0%

Таким образом, существенный вклад в развитие «новых» ценностей и стереотипов может внести: «внедрение новых технологий в быту» (12,3% ответов опрошенных), «возможности сочетания труда и отдыха» (10,2%), «равные возможности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности» (9,8%) и «равный доступ к власти и реализации властных полномочий» (9,6%). Все это будет способствовать установлению равных отношений между мужчиной и женщиной во всех сферах жизни общества.

Таким образом, в современном мире достаточно много стереотипов патриархального общества регулируют жизнь обывателей. Особенно остро они проявляются через стереотипы в отношении роли и места женщины. Сегодня говоря о равноправии, мы понимаем всю неоднозначность социального развития и роли в этих процессах социально приемлемых или не приемлемых норм и догм поведения, мышления, развития.

Литература

1. Folbr N. Alternatives to Economic Orthodoxy I ed. by R. Albeda, C. Gunn & W. Waller li L. M.E. Sharpe, Inc., L. 1996.6. Бовуар де С. Второй пол. В двух томах. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.

2. Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. London: Koutledge & Kegan Paul, 2005.

3. Simmel G. Das Relative und das Absolute im Geschlechter Problem // Philosophische Kultur. Leipzig, 1919.

4. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups - In: Turner J.C., Giles H. (eds.) // Intergroup behaviour. - Oxford: Basil Blackwell, 1981. P. 144-167.

5. Ардашев Р.Г. Воздействие СМИ на иррациональность общественного сознания // Социология. 2021. № 3. С. 53-61.

6. Ардашев Р.Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 120-124.

7. Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004. 348 с.

8. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Наоми Вульф; Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 445 с.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие Л.Б. Гофмана. М.: Наука, 1990. 575 с.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. 336 с.

11. Полюшкевич О.А. Гендерные различия в восприятии социальных трансформаций современной России // Актуальные проблемы современной гендерологии. Материалы секции с международным участием «Актуальные проблемы современной гендерологии» в рамках 55 ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». 2010. С. 51-55.

12. Полюшкевич О.А. Место тендерных исследований в формировании нового мировоззрения // STUDIUM V. Материалы ежегодной научно-практической конференции студен-

116

тов, аспирантов и соискателей. Иркутск, ИГУ, 2004. С.125-126.

13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и пре-дисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

14. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. 496 с.

STEREOTYPES OF A PATRIARCHAL SOCIETY IN THE MODERN WORLD

Shchepina E.D., Gritskikh N.V., Kiselev Yu.A.

Irkutsk State University

The article presents a theoretical analysis of approaches that study gender stereotypes in modern society. A comparative analysis of patriarchal stereotypes regarding the image of a woman in modern society has been carried out. On the basis of an online survey, conclusions are drawn about the prevalence of patriarchal stereotypes, the conditions and forms of their strengthening and transformation.

Keywords: gender, stereotypes, patriarchal society, modern society, social representations.

References

1. Folbr N. Alternatives to Economic Orthodoxy, I ed. by R. Albeda, C. Gunn & W. Waller or L. M.E. Sharpe, Inc., L. 1996.6. Beauvoir de S. Second half. In two volumes. Moscow: Progress; St. Petersburg: Aleteyya, 1997. 832 p.

2. Parsons T., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. London: Koutledge & Kegan Paul, 2005.

3. Simmel G. Das Relative und das Absolute im Geschlechter Problem // Philosophische Kultur. Leipzig, 1919.

4. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups - In: Turner J.C., Giles H. (eds.) //

Intergroup behavior. - Oxford: Basil Blackwell, 1981. P. 144-167.

5. Ardashev R.G. The impact of the media on the irrationality of public consciousness // Sociology. 2021. No. 3. S. 53-61.

6. Ardashev R.G. Phenomenology of rational and irrational thinking // Bulletin of the Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2021. V. 21. No. 2. S. 120-124.

7. Butovskaya M.L. Sex secrets. Man and woman in the mirror of evolution. Fryazino: Century 2, 2004. 348 p.

8. Wolf N. The myth of beauty: Stereotypes against women / Naomi Wolf; Per. from English. M.: Alpina non-fiction, 2013. 445 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Durkheim E. On the division of social labor. Method of sociology / Per. from fr. and afterword by L.B. Hoffmann. M.: Nauka, 1990. 575 p.

10. Kon I.S. The child and society. Textbook for students of higher educational institutions. M.: Academy, 2003. 336 p.

11. Polyushkevich O.A. Gender differences in the perception of social transformations in modern Russia // Actual problems of modern genderology. Materials of the section with international participation "Actual problems of modern gender studies" within the framework of the 55th annual scientific and methodological conference of teachers and students "University science for the region". 2010. S. 51-55.

12. Polyushkevich O.A. The place of gender studies in the formation of a new world-view // STUDIUM V. Proceedings of the annual scientific-practical conference of students, graduate students and applicants. Irkutsk, IGU, 2004, pp. 125-126.

13. Sorokin P.A. Human. Civilization. Society / General ed., comp. and foreword. A. Yu. So-gomonov. M.: Politizdat, 1992. 543 p.

14. Chodorow N. Reproduction of motherhood: Psychoanalysis and sociology of gender. M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2006. 496 p.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.