УДК 316.4
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ МНЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Никитина О.А.
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Аннотация. Опираясь на материалы публикаций по тематике исследования, дополняя их собственными наблюдениями, материалами анкетного опроса студентов СПбГЭУ, интервью, блиц-опросами и кейсами автор выделяет доминирующий дискурс в студенческой среде на основе стереотипизации мнений студентов по ЗОЖ. Доминирующий дискурс складывается из существующего жизненного опыта студентов, коммуникативных практик и представляет собой осознанный или неосознанный дисбаланс практик в повседневной жизни в сторону факторов риска здоровью. Нивелирование здоровья как универсальной человеческой ценности в молодом возрасте поднимает вопросы о том, к каким негативным изменениям в обществе может привести эта тенденция в будущем. Автор полагает, что рассмотренные стереотипы мнений студенческой молодежи актуализируют необходимость создания молодежных социальных проектов, направленных на решение этих современных проблем путем не формального, а широкомасштабного активного вовлечения студенчества в разработку и реализацию социальных проектов связанных с ЗОЖ непосредственно в университетской среде.
Ключевые слова: здоровый образ жизни (ЗОЖ), студенческая молодежь, жизненные ценности, ценностные ориентиры, социология молодежи
За последние годы количество исследований, посвященных здоровому образу жизни в молодежной среде в России существенно возросло. В большинстве своем эти работы направлены на поиск интегративных образовательных инструментов и технологий по широкому привлечению молодежи к занятиям физкультурно-оздоровительной направленности [1, 5], а также на критику низкой роли превентивной медицины в формировании культуры ЗОЖ среди студенческой аудитории, отсутствии действенной политики по развитию ЗОЖ в молодежной среде [2, 3].
Постановка проблемы. Широкое распространение вредных привычек в молодежной среде (курение сигарет, кальяна, мода на вейпинг, употребление пива и алкоголя, гиподинамия, чрезмерное употребление сладких напитков, энерготоников и т.д.), незнание молодыми людьми методов самооздоровления, самоконтроля, психологической саморегуляции и поддержки своего здоровья, и как следствие недооценива-ние и невнимание к принципам здорового образа жизни. Ценностные установки студенчества в настоящее время связаны, в основном, с достижением высокого материального благополучия и жизненного успеха, вследствие чего вытесняются такие значимые ценности как здоровье и здоровый образ жизни. В опубликованном исследовании «Здоровье в системе жизненных ценностей студенческой молодежи: по результатам социологического исследования» [4], в ко-
тором представлены результаты широкого исследования круга вопросов, затрагивающих наиболее актуальные факторы риска, способствующие ухудшению состояния здоровья студентов на взгляд самих студентов. Это исследование выявило, что 1-е место среди факторов риска занимают «Вредные привычки», 2-е — «Нарушение режима питания» и 3-е — «Нарушение режима труда и отдыха» [С. 152]. Это исследование выявило интересный факт, что студенческая молодежь рассматривает здоровье как второстепенную ценность. Респонденты-студенты, прежде всего, ценили взаимоотношения со сверстниками, новыми друзьями, объясняя это тем, что наличие связей поможет в реализации жизненных планов, в поиске престижной работы и карьерном росте [4, С. 153]. Стойкое преобладание среди значимых ценностей студенческой молодежи таких как «карьерный рост» и «финансовая независимость» повышают их возможность в дальнейшем пополнить группу риска (25 - 34 года). Так, согласно опубликованным данным [2, С.81], группа «25-34 года» формирует верхушку пирамиды жизненных ценностей, таких как «работа, карьера, заработок», что по мнению самих опрашиваемых, отнимают значительную, если небольшую часть времени и сил. Именно в этой возрастной группе респондентов доля тех, кто отметил постоянные стрессы как причину ухудшения своего здоровья, оказалась самой высокой (45,2%).
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
Методология исследования: в качестве основных методов исследования нами применялись: анализ социологических исследований, опубликованных в российской печати по сходной тематике, обсуждение результатов исследования, учет их при интерпретации собственных социологических исследований; разработка теоретических гипотез для первичных социологических исследований, разработка анкетных опросников для письменных, устных исследований; опрос в форме анкетирования; обработка и анализ данных; сравнительный и типологический анализ; кейс-стади из авторского информационного архива материалов по исследуемой тематике, что обеспечило максимальное погружение в проблематику исследования.
Обсуждение результатов. Проведенное исследование подтверждает результаты идентичных социологических исследований проведенных ранее в различных вузах России, которые демонстрируют, что вредные привычки входят в первую тройку факторов риска здоровью студенческой молодежи. В анкетном опросе (N=123) приняли участие студенты 2-го курса - 73 человека, обучающиеся в бакалавриате, в возрасте 18-19 лет, и студенты 2-го курса - 50 человек, обучающиеся в магистратуре, в возрасте 23-26 лет. На вопрос, «Что является препятствием для ведения ЗОЖ?», среди традиционных и ожидаемых ответов - 27,2% студентов выбрали ответ - «отсутствие свободного времени», 21,4% и 20,9% — «отсутствие средств» и «отсутствие соответствующих знаний», соответственно; 16,5% респондентов выбрали ответ - «затрудняюсь ответить». В строке «Другое» респонденты могли предложить свой вариант ответа. Самыми популярными мнениями являлись: «лень», «нет компании», «ЗОЖ - это не интересно», «уклад, сложившийся в семье», «образ жизни ближайшего окружения», «не задумывались о последствиях», «алкоголь и курение - хорошие коммуникативные факторы, поэтому трудно отказаться». Анализ интервью со студентами показал, что слабая коммуникация в студенческой среде по тематике ЗОЖ в первую очередь связана с тем, в молодом возрасте здоровье еще не доставляет особых хлопот и заботиться о нем еще не время. 81% респондентов считают себя практически здоровыми. На вопрос о занятиях спортом, студенты ответили, что стараются заниматься спортом самостоятельно или в спортивных секциях и клубах (67% респондентов ответили утвердительно). На вопрос, что является главным фактором мотивации, респонденты ответили «физическая красота», «сексуальность», «выложить фото в Инста-грам», т.е. физическая привлекательность, а не забота о здоровье. Поэтому вызывает крайнюю озабоченность косвенная или прямая реклама в Интернете вредных привычек, что особенно усугубляется высокой вовлеченностью в Интернет-среду молодежи. В социальных сетях сегодня активно формируются открытые и закрытые молодежные группы. Например, в Контакте
по поиску групп любителей Кальяна найдено более 67 тыс. групп (на 12.05.2017). В Профиле групп размещены фотографии парней и девушек, которые соревнуются за наиболее удачные снимки и «лайки», чтобы получить бесплатный табак для кальяна и др. По предварительному поиску в Контакте групп любителей Вейпинга оказалось 5193 группы (на 12.05.2017), которые сформированы по территориальной принадлежности: «Вейп Санкт-Петербург», «Вейп Москва», «Вейп Омск» и т.п. и предполагают интерактивный обмен мнений, фотографий и т.п. Надо отметить, что в основном все группы этих направлений сформированы из молодежи. На вопрос анкеты, состоят ли студенты в подобных группах, 65% ответили утвердительно, 15% ответили «нет», в остальных случаях ответа не было.
Следующий этап исследований состоял из Блиц-опросов студентов (N=80, возраст 18-26 лет). В первом блоке блиц-опроса, было выявлено, что наиболее частыми признаками ухудшения здоровья студентов являются усталость, утомляемость, нервное перенапряжение. При этом 27 % из опрошенных студентов, несмотря на имеющиеся факторы риска, не готовы отказаться от вредных привычек, 20% из опрошенных при наличии симптомов переутомления увеличивают время отдыха для восстановления сил, начинают заниматься спортом на регулярной основе, более 50% студентов ответили, что осознают наличие проблем, но «не знают с чего начать». На вопрос интервьюера, почему не обращаетесь к врачу, студенты ответили, что «не чувствуют себя больными», «нет времени», «не любят ходить к врачам». Во втором блоке блиц-опроса, студентов попросили назвать три, наиболее важных мотивационных факторов к ЗОЖ. Студенты в первую очередь отметили, что «нужен пример из ближайшего окружения», во-вторых, они «ожидают поддержки от друзей», в-третьих, «нужен внешний организатор», который стимулировал бы их к повышению качества здоровья, создавал возможности для обучения самооздоровлению, психологической саморегуляции и поддержки своего здоровья. Все выделенные факторы, обнаруживают общие темы, выраженные в значении взаимоподдержки и помощи студентам, перед необходимостью начать неформальные усилия по внедрению ЗОЖ в свой повседневный образ жизни.
Таким образом, мы получили довольно четкую сте-реотипизацию мнений студентов по ЗОЖ, которая складывается из существующего опыта, при этом, ЗОЖ сам по себе не является негативным признаком, но, тем не менее, доминирующим при анализе мнений студентов является дискурс на осознанный или неосознанный дисбаланс в повседневной жизни в сторону факторов риска здоровью. Такое отношение к здоровью крайне опасно, т.к. нивелирование здоровья как универсальной человеческой ценности в молодом возрасте поднимает вопросы о том, к каким негативным изменениям может привести эта тенденция в будущем.
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 401 ~
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 10
Автор полагает, что рассмотренные стереотипы мнений студенческой молодежи актуализируют необходимость создания молодежных социальных проектов, направленных на решение этих современных проблем путем не формального, а широкомасштабного активного вовлечения студенчества в разработку и реализацию социальных проектов связанных с ЗОЖ непосредственно в университетской среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Быков В.С. Организационно-педагогическая технология формирования здорового стиля жизни студентов / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, №4 - 15, 2012. С.102-105.
[2] Варламова С. Н., Седова Н. Н. Здоровый образ жизни -шаг вперед, два назад / Социологические исследования, № 4, Апрель 2010, С. 75-88
[3] Добротворская С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2002. 49 с.
[4] Самарин А.В., Мехришвили Л.Л. Здоровье в системе жизненных ценностей студенческой молодежи: по результатам социологического исследования / Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 01 (55) Ч. 3. С. 151-154.
[5] Фунина В.Е., Фролов Е.В. Создание физкультурно-спортивной среды как фактор приобщения к спортивному стилю жизни / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, Т.11, №2, 2016. С. 163-169.
STEREOTYPING OPINIONS OF STUDENTS ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE
Nikitina O.A.
St.-Petersburg State University of economics, St.-Petersburg, Russian Federation.
Annotation. Based on the materials of publications on the subject of the study, supplementing them with their own observations, materials of the questionnaire survey of SPbSEU students, interviews, blitz polls and case studies, the author identifies the dominant discourse in the student environment on the basis of stereotyping the students' opinions on HLS. Dominant discourse is formed from students' life experiences, communicative practices and represents a conscious or unconscious imbalance of practices in everyday life towards health risk factors. Not attention to health at a young age as a universal human value actualizes questions about negative changes in society to which this trend may lead in the future. The author believes that the considered stereotypes of the views of student youth actualize the need to create youth social projects, aimed at solving these modern problems by not formal but large-scale active involvement of students in the development and implementation of social projects related to healthy lifestyle directly in the university environment.
Key words: healthy lifestyle, Student youth, life values, value orientations, sociology of youth.
REFERENCES
[1] Bykov V.S. Organizacionno-pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya zdorovogo stilya zhizni stu-dentov / Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, (Organizational-pedagogical technology of forming a healthy lifestyle of students / Bulletin of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences) №415, 2012. P.102-105. (in Russian)
[2] Varlamova S.N., Sedova N.N. Zdorovyj obraz zhizni - shag vpered, dva nazad / Sociologicheskie issledovaniya, (Healthy way of life - a step forward, two years ago / Sociological research), № 4, April 2010, P. 75-88 (in Russian)
[3] Dobrotvorskaya S.G. Proektirovanie i realizaciya sistemy pedagogicheskoj orientacii studentov na zdorovyj obraz zhizni: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Kazanskij gosudar-stvennyj universitet, Kazan' (Designing and implementing
the system of pedagogical orientation of students for a healthy lifestyle), 2002. 49 p. (in Russian)
[4] Samarin A.V. Mekhrishvili L.L. Zdorov'e v sisteme zhiznennyh cennostej studencheskoj molodezhi: po rezu-l'tatam sociologicheskogo issledovaniya / Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal (Health in the system of life values of student youth: the results of sociological research / International Journal of Research) 2017.№ 01(55) Part 3. P. 151-154.
[5] Funina V.E., Frolov E.V. Sozdanie fizkul'turno-sportivnoj sredy kak faktor priobshcheniya k sportivnomu stilyu zhizni / Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biolog-icheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta (Creation of the physical culture and sports environment as a factor of familiarizing with the sport life style / Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports), Volume 11, №2, 2016. C. 163 - 169. (in Russian)
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК