A stereotyped as an important factor in the perception and cognition of people
to each other Il’jushkin V.
Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми
друг друга Ильюшкин В. В.
Ильюшкин Виталий Владимирович /Iljushkin Vitalij - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,
ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново
Abstract: this article discusses the mechanism of uptake of stereotypes, their role in the cult-re of any society. The question of the implementation of stereotypes in the process of stereotyping - the perception and classification of social phenomena based on you-worked stereotypes. We believe that the value of stereotyping in the perception and knowledge of other people is very significant, and the stereotype should not be regarded solely as a barrier to communication.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы механизма усвоения стереотипов, их роль в культуре любого общества. Рассматривается вопрос реализации стереотипов в процессе стереотипизации - восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Мы считаем, что значение стереотипизации в восприятии и познании людьми друг друга крайне значимо, а стереотип не стоит рассматривать исключительно как барьер в общении.
Keywords: stereotype, consciousness, epistemological dimension, cognition, stereotyping Ключевые слова: стереотип, сознание, гносеологический аспект, познание,
стереотипизация.
Исторически стереотип формируется как результат существования и проявления традиций человеческих групп (наций, классов, профессиональных групп). Стереотипы в названном измерении формируются иногда в течение столетий и становятся основанием традиции, не поддающейся эмпирической и рациональной верификации.
Кроме того, в процессе межличностного взаимодействия стереотипы выполняют следующие функции:
- объяснения и оправдания существующих социальных отношений;
- защиты групповых ценностей;
- когнитивной межгрупповой дифференциации;
- трансляции культурно-исторического опыта;
- сохранения и передачи культурно-исторического опыта;
- экономии мышления.
Механизм усвоения стереотипов является составной частью процесса социализации. Стереотипы усваиваются как навыки, нормы или ценности, а в указанном процессе особое значение имеет социальная роль, которую исполняет индивид. Стереотипы усваиваются субъектом и «приписываются» им к роли. Это становится понятным, если учесть, что здесь имеет место обратная связь: посредством усвоения стереотипов, присущих данной группе, индивид полнее участвует в данной группе, а с другой стороны, будучи членом данного общества, усваивает свойственные ему стереотипы. Индивид не изучает стереотипы в контектсе рефлексивного мышления, а просто их усваивает и одобряет.
С учетом безрефлексивности, отсутствия дистанции и
недостатка опыта наиболее подходящим периодом для интериоризации стереотипов является детство. Пониженная «рациональность», «эмоциональность», «инстинктивность», «безрефлексивность», - все эти свойства сознания и, более широко, человеческого
поведения увеличивают податливость к усвоению стереотипов и уменьшают шансы дестереотипизации [5].
Любой стереотип по своей природе объединяет похожие явления на основе упрощения и усреднения характеристик каждого их них. При этом утрачивается специфика каждого отдельного явления, и оно само рассматривается таким образом, чтобы соответствовать настроениям и системе ценностей определенной группы. Следовательно, стереотип - упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью. Он содержит в себе искажение действительного явления, проявляющееся в предвзятости, преувеличении второстепенных деталей, игнорировании наиболее существенных свойств [2, 42].
Стереотипы играют важную роль в культуре любого общества. Как укоренившаяся схема восприятия общественных явлений, включающая скрытые и явные признаки этих явлений, они не тождественны искаженному и ложному образу общественных явлений. В них можно выделить пространство адекватности, пространство упрощений и пространство деформаций. Иначе говоря, стереотипы не только деформируют образ общественных явлений, но и суммируют мнение, а в конечном итоге, являются как бы выражением инстинкта самосохранения данной группы.
Стереотип возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений. Стереотип по самой своей природе не может отвечать требованиям, предъявляемым истине - он обобщает однородные явления на основе упрощения и «усреднения» характеристик каждого из них. При этом утрачивается конкретный исторический смысл и специфика каждого отдельного явления.
Многие исследователи связывает стереотипы с обобщением явлений, которые реально существуют, хотя, возможно, и не в такой форме, в какой они отражены в стереотипах. В.Вайнеки утверждает, что «частично неверные, поверхностные, ограниченные стереотипы, тем не менее, обобщают некоторые реальные черты культуры» [9, 116]. Д. Кемпбелл считает, что «стереотипы могут быть адекватны в случае совпадения автостереотипов и гетеростереотипов» [10, 817-829]. X. Триандис и В. Василиу рассматривают в качестве условия адекватности стереотипов непосредственный контакт со стереотипизируемой группой. X. Дейкер, Н. Фрейда пытаются найти истинность стереотипов в том, что они, по крайней мере, отражают психические особенности той группы, в которой распространены, то есть если не стереотипизируемой, то стереотипизирующей группы. У. Кэллан считает стереотипы истинными тогда, когда существует единодушное мнение двух групп относительно характерных черт третьего [8].
Стереотип схватывает определенное явление в целом, сразу, без частностей и деталей. Каждый человек видит и чувствует индивидуально, в зависимости от жизненного опыта, от формы его взаимодействия с данным явлением. Для людей, принадлежащих к другим социальным группам, каждое явление представляется также по-разному, но по общей «стереотипной» схеме, в общих, сходных или совпадающих чертах.
Личный опыт неизбежно дополняется понятиями, представлениями, оценками, взглядами, мнениями, сложившимися помимо данного индивида. Чтобы мощность события была одинаково понятной и ясной для всех, необходимо, во-первых, найти образы, которые схватили бы его целиком, сразу; во-вторых, нужно найти для него такую форму выражения, которая была одинаково понятной и приемлемой для широких масс. При известной частоте повторений образ станет стереотипным представлением [6].
В стереотипе на первом месте стоит не гносеологический аспект, и познание - не его главная функция. В нем важен, прежде всего, социально-функциональный аспект, его оценочный элемент. Он связан с установкой, ценностями, но не с истиной. Чаще всего понятию «стереотип» придается негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует группа. Как правило, стереотип
появляется на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не смущаясь ограниченностью [1, 177-188].
Д. Катц и К. Брейли в тридцатые годы предложили точку зрения, которая достаточно актуальна и в настоящее время. Они утверждают, что стереотип - это устойчивое впечатление, которое лишь в малой степени соответствует фактам, которое оно пытается представлять [11]. По мнению Н.А. Рождественской, «сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большей обобщенности, значительной информации они не содержат» [7, 69-76]. О. Клайберг писал, что стереотипы могут иногда содержать элементы истины, но это происходит чаще всего случайно. С. Хайкава называет стереотипы «широко текущим потоком дезинформации». Сторонники этой точки зрения относятся к стереотипам как к негативной неизбежности, искажающей черты реальности в головах людей [8].
Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации - восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация - одна из форм подведения явлений под категории. Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т.А. Бондаренко, Е.И. Башкирова, Т.Б. Рябова, Д.П. Пискарев).
Роберт О'Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» [12, 293].
Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение. Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Но в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать сложившиеся стереотипы является важным условием социальной адаптации [3].
Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку. Мы
считаем, что значение стереотипизации в восприятии и познании людьми друг друга крайне значимо, а стереотип не стоит рассматривать исключительно как барьер в общении.
Литература
1. Алиева Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов // Этнопсихологические проблемы развития личности. - Баку, 1985. - 246 с.
2. Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. - М., 1979. -С.11-40.
3. Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и
действительность // Этнографическое обозрение. 1992. -N3. -C. 17.
4. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М., 2002. -448 с.
5. Куницына В.Н. Социальные стереотипы - условие и продукт социализации. -Ученые записки ЛГУ, НИИКСИ. -Л., 1971, Вып.9. -С.184-193.
6. Левкович В.П., Панкова Н.Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4, -№ 4. -С.64-74.
7. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, 1986. - № 4. - С. 69 - 76.
8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.
9. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. -М., 2000, -С.116.
10. CampbellD. T. Stereotypes and the perception of group differences.- Arner. PsychoL, 1967, V. 22, N 10, -P. 817-829.
11. Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and Social Psychology. -N.Y., 1933, № 28, -P. 280 - 290.
12. Nisbett R., Ross L. Human Inference: strategies and shortcomings of social Judgment. - N.Y.: Prentice-Hall, 1980. - 334 p.
13. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. 2014. №23. С. 42-44.
14. Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.