Научная статья на тему 'Степень воздействия выбросов в атмосферу, образующихся при применении лакокрасочной продукции в машиностроительном производстве'

Степень воздействия выбросов в атмосферу, образующихся при применении лакокрасочной продукции в машиностроительном производстве Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический налог / базовая краска Uno HD / краска Diamont R‑M BASF P+E / покровный лак Standoflex 2k autolak / однокомпонентная шпатлевка‑порозаполнитель Standox fine 1k‑body / environmental tax / Uno HD base paint / Diamont R‑M BASF P+E paint / Standoflex 2k autolak topcoat / Standox fine 1k‑body single‑component putty‑pore filler

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — А С. Панасюгин, С В. Марцева, Н П. Машерова

Проведен анализ образования паров органических растворителей, которые представлены уайт‑спиритом, кетонами, спиртами, производными бензола, 1,4‑диоксаном, этилцеллозольвом и окрасочным аэрозолем. Вещества относятся к 3‑му и 4‑му классам опасности. В процессе производства использовали базовую краску Uno HD, краску Diamont R‑M BASF P+E, покровный лак Standoflex 2k autolak и однокомпонентную шпатлевку‑порозаполнитель Standox fine 1k‑body. Расход материалов cоставлял соответственно 6,3; 2,7; 1,8 и 3,7 т/год. При расчете выбросов окрасочного аэрозоля эффективность очистных сооружений принималась равной 52 %. Размер экологического налога составил 2619,93 руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determining the degree of atmospheric emissions impact generated during the paint and varnish products use in machine‑ building production

An analysis of the formation of organic solvent vapors, represented by white spirit, ketones, alcohols, benzene derivatives, 1,4‑dioxane, ethyl cellosolve, and paint aerosol, was conducted. The substances belong to the 3rd and 4th hazard classes. In the production process, the base paint Uno HD, Diamont R‑M BASF P+E paint, Standoflex 2k autolak topcoat, and Standox fine 1k‑body single‑component putty‑pore filler were used. The consumption of materials was 6.3, 2.7, 1.8, and 3.7 tons/year, respectively. In calculating the paint aerosol emissions, the efficiency of the treatment facilities was assumed to be 52 %. The environmental tax amounted to 2,619.93 rubles.

Текст научной работы на тему «Степень воздействия выбросов в атмосферу, образующихся при применении лакокрасочной продукции в машиностроительном производстве»

https://doi.org/10.21122/1683-6065-2024-2-158-166 Поступила 22.04.2024

УДК 543.39: 665.081 Received 22.04.2024

СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛАКОКРАСОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

А. С. ПАНАСЮГИН, С. В. МАРЦЕВА, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь, пр. Независимости, 65. E-mail: [email protected] Н. П. МАШЕРОВА, Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Беларусь, ул.Свердлова, 13а. E-mail: [email protected]

Проведен анализ образования паров органических растворителей, которые представлены уайт-спиритом, кетона-ми, спиртами, производными бензола, 1,4-диоксаном, этилцеллозольвом и окрасочным аэрозолем. Вещества относятся к 3-му и 4-му классам опасности. В процессе производства использовали базовую краску Uno HD, краску Diamont R-M BASF P+E, покровный лак Standoflex 2k autolak и однокомпонентную шпатлевку-порозаполнитель Standox fine 1k-body. Расход материалов составлял соответственно 6,3; 2,7; 1,8 и 3,7 т/год. При расчете выбросов окрасочного аэрозоля эффективность очистных сооружений принималась равной 52 %. Размер экологического налога составил 2619,93 руб.

Ключевые слова. Экологический налог, базовая краска Uno HD, краска Diamont R-M BASF P+E, покровный лак Standoflex

2k autolak, однокомпонентная шпатлевка-порозаполнитель Standox fine 1k-body. Для цитирования. Панасюгин, А. С. Степень воздействия выбросов в атмосферу, образующихся при применении лакокрасочной продукции в машиностроительном производстве / А. С. Панасюгин, С. В. Марцева, Н. П. Маше-рова //Литье и металлургия. 2024. № 2. С. 158-166. https://doi.org/10.21122/1683-6065-2024-2-158-166.

DETERMINING THE DEGREE OF ATMOSPHERIC EMISSIONS IMPACT GENERATED DURING THE PAINT AND VARNISH PRODUCTS USE IN MACHINE-BUILDING PRODUCTION

A. S. PANASYUGIN, S. V. MARTSEVA, Belarusian National Technical University, Minsk, Belarus, 65, Nezavisimosti ave. E-mail: [email protected] N. P. MASHEROVA, Belarusian State Technological University, Minsk, Belarus, 13a, Sverdlova str. E-mail: [email protected]

An analysis of the formation of organic solvent vapors, represented by white spirit, ketones, alcohols, benzene derivatives, 1,4-dioxane, ethyl cellosolve, and paint aerosol, was conducted. The substances belong to the 3rd and 4th hazard classes. In the production process, the base paint Uno HD, Diamont R-M BASF P+E paint, Standoflex 2k autolak topcoat, and Standox fine 1k-body single-component putty-pore filler were used. The consumption of materials was 6.3, 2.7, 1.8, and 3.7 tons/year, respectively. In calculating the paint aerosol emissions, the efficiency of the treatment facilities was assumed to be 52 %. The environmental tax amounted to 2,619.93 rubles.

Keywords. Environmental tax, Uno HD base paint, Diamont R-M BASF P+E paint, Standoflex 2k autolak topcoat, Standox fine

1k-body single-component putty-pore filler. For citation. Panasyugin A. S., Martseva S. V., Masherova N. P. Determining the degree of atmospheric emissions impact generated during the paint and varnish products use in machine-building production. Foundry production and metallurgy, 2024, no. 2, pp. 158-166. https://doi.org/10.21122/1683-6065-2024-2-158-166.

Введение

На сегодняшний день ни одна отрасль народного хозяйства не может обойтись без применения лакокрасочных материалов различного назначения, содержащих в своем составе органические растворители. Последние, как правило, являются высоколетучими органическими соединениями (например, предельные углеводороды ряда С5-С9, п-, м-, о-ксилолы, бензол, 1,4-диоксан, ацетон, толуол, стирол, изопро-панол, 1-бутанол, этилацетат, н-бутилацетат, этилцелозольв, метилэтилкетон и многие др.), которые значительно загрязняют атмосферный воздух [1]. Один из основных источников загрязнения атмосферного

воздуха - окрасочные производства предприятий машиностроительного профиля. Это обусловлено использованием материалов различного назначения: растворители, обезжириватели, разбавители, отверди-тели, грунтовки, шпатлевки, средства защиты от коррозии и др.

В последнее время на территорию Беларуси в больших объемах начали поступать импортные клеи и краски разного ассортимента и назначения. Кроме того, отечественными предприятиями освоен выпуск новых видов изделий на основе импортных технологий и частичном использовании ввозимых компонентов. Валовый объем потребления данной продукции исчисляется тысячами тонн. Вместе с тем в предоставляемых сертификатах качества на перечисленную продукцию отсутствуют сведения не только о химическом составе, но и в большинстве случаев о содержании и качественном составе летучих веществ. Чаще всего указана биологическая летальная доза, характеризуется интенсивность кожно-резорбтивного действия и тип краски или клея (масляная, нитро- и т.д.) [2]. Существующее законодательство позволяет фирмам-поставщикам не предоставлять эти сведения, ссылаясь на право сохранения коммерческой тайны.

Необходимость проведения токсикологической оценки воздействия на здоровье человека готового изделия, полученного с использованием лакокрасочных материалов различного назначения, не вызывает сомнений. При этом весьма актуальной является оценка вреда, наносимого окружающей среде. Весь спектр данных материалов предполагает присутствие различных высоколетучих органических соединений, применение которых, помимо сугубо технологических аспектов (скорость сушки, прочность адгезии к обрабатываемой поверхности, стабильность при хранении и т.д.), влечет за собой необходимость оценки вреда, наносимого окружающей среде, в первую очередь воздушному бассейну [1, 2].

В результате санитарно-токсикологической экспертизы окрашенных поверхностей обнаружены лишь незначительные количества летучих соединений (не более 0,01 %). Следовательно, большая часть летучих веществ остается неучтенной. Следующий неясный момент - это временной интервал, выбранный для определения количества выделяющихся летучих веществ. Как показывает опыт, время выделения растворителей с окрашенных поверхностей при высыхании покрытия может составлять от нескольких часов до нескольких суток. Важным показателем являются данные, полученные в ходе исследования кинетики выделения растворителей в атмосферу при использовании изделий различного назначения.

Целью настоящей работы было исследование кинетики выделения растворителей в атмосферу, получение информации о количественном и качественном составе летучих веществ, проведение расчета экологического налога на выбросы в атмосферу, которые образуются при работе окрасочного цеха кабин большегрузных автомобилей.

Методы исследований

Для количественной и качественной оценки выбрасываемых в атмосферу растворителей использовали метод газовой хроматографии на хроматографе «Цвет 100» с пламенно-ионизационным детектором и капиллярной колонкой с Carbowax 20 длиной 60 м.

Показатели значений летучей и твердой фазы, кинетические показатели интенсивности выделения летучей фазы из образцов, взятых для исследований, определяли гравиметрическим методом с помощью электронных весов Ohaus pro.

Методики расчетов

В качестве исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ принимали фактический или плановый расход лакокрасочного материала, долю содержания в нем летучей части, долю содержания индивидуальных компонентов в летучей части, степень очистки при наличии оборудования по улавливанию или обезвреживанию (газоочистки) летучих веществ.

Расчеты выбросов веществ, выделяющихся в атмосферу, проводили по следующим формулам.

Выброс в атмосферу индивидуального летучего вещества (Мо, т), содержащегося в лакокрасочном материале, при нанесении покрытия (при отсутствии газоочистки):

М0 = Мк • fp • fpo ■ /к • 10-6,

где Мк - годовой расход лакокрасочного материала, т; fp - доля летучей части от общей массы лакокрасочного материала, %; fpo - доля летучих растворителей от общего их содержания в лакокрасочном материале, выделяющихся при различных способах нанесения покрытия, % (при окраске пневматическим методом - 25 %); /к - доля конкретного летучего вещества от общей массы летучей части, %.

Выброс в атмосферу индивидуального летучего вещества (Мс, т), содержащегося в лакокрасочном материале, при сушке покрытия (при отсутствии газоочистки):

М = Мк • /р • /рС • /к • 10-6,

где Мк - годовой расход лакокрасочного материала, т; / - доля летучей части от общей массы лакокрасочного материала, %; /рс - доля летучих растворителей от общего их содержания в лакокрасочном материале, выделяющихся при сушке в зависимости от способа нанесения покрытия,% (при сушке покрытия, нанесенного пневматическим методом - 75 %); /к - доля конкретного летучего вещества от общей массы летучей части, %.

Выброс окрасочного аэрозоля (Ма, т) с учетом очистки:

Ма = Мк • /ра • / • (1 - п) • 10-4,

где Мк- годовой расход лакокрасочного материала, т; /ра - доля лакокрасочного аэрозоля, выделяющегося при нанесении покрытия, от массы твердой составляющей материала, % (при нанесении покрытия пневматическим методом - 30 %); / - доля твердой составляющей в лакокрасочном материале, %; п -степень очистки, в долях от единицы (в нашем случае 0,52).

Экологический налог (ЭН/) на вещество /-го класса опасности:

ЭН = £М(0+с) • СН/,

где ХМ(о+с) - суммарный выброс веществ /-го класса опасности, т; СН/ - ставка экологического налога для веществ /-го класса опасности, руб/т.

Экологический налог на все производство составляет:

ЭНП = ЭН/,

где ЭН/ - сумма экологических налогов на все используемые лакокрасочные материалы, руб.

Результаты и их обсуждение

На рис. 1-4 представлены кинетические кривые выделения летучей фазы при сушке при разных температурах лакокрасочных материалов фирмы DiшtroL Температуры, при которых проводили исследования, соответствуют реальным рабочим температурным режимам, применяемым для сушки данных материалов (25, 60 и 80 °С).

Рис. 1. Кинетические кривые удаления при сушке летучей фазы из базовой краски Dinitrol metallic

На основании кинетических кривых, представленных на рис. 1-4, было рассчитано время выделения в атмосферу 50 %, 75, 90 и 100 % летучей фазы (табл. 1).

Как видно из таблицы и рисунков, даже через 3-5 ч при использовании некоторых материалов до 25 % растворителей остаются в составе покрытия.

F, %

Время, мин

Рис. 2. Кинетические кривые удаления при сушке летучей фазы из состава для обработки днища Dinitrol bod

F, %

Время, мин

Рис. 3. Кинетические кривые удаления при сушке летучей фазы из состава для обработки порогов Dimtrol МЬ

Рис. 4. Кинетические кривые удаления при сушке летучей фазы из состава для обработки арок Dimtrol 494

Таблица 1. Время выделения летучей фазы из образцов материалов фирмы Dinitrol

Образец материала Dinitrol Интенсивность выделения летучей фазы, ч

50 % 75 % 90 % 100 %

Состав для обработки арок 0,25 0,50 0,85-1,00 33,00

Базовая краска (металлик) 0,08 1,30-3,00 3,50-13,50 35,00

Состав для обработки днища 0,50-1,00 1,75-6,00 6,80-15,50 42,00

Состав для обработки порогов 0,20 0,50 0,85-1,75 46,00

В табл. 2 приведены данные по назначению лакокрасочных материалов и их составам, которые были получены с помощью хроматографических исследований. Показан также класс опасности каждого вещества.

Таблица 2. Назначение лакокрасочных материалов и их состав

Класс опасности вещества Состав материала, вещество, % Назначение материала

краска Uno HD краска Diamont R-M BASF P+E автолак Standoflex 2k autolak однокомпонентная шпатлевка Standox fine 1k-body

4 Уайт-спирит 8,72 72,71 15,66 9,86

4 Ацетон 39,97 12,17

4 Этилацетат 10,52 5,69

4 н-Бутилацетат 2,14 39,99 7,17

3 Метилэтилкетон 8,82

3 Пропанол 24,5

3 1,4-Диоксан 4,72 1,18

3 Толуол 21,41 6,47 1,03

3 Ксилол 31,54 42,49

3 Этилбензол 12,81 11,94

3 Стирол 1,83

3 Этилцеллозольв 5,84 0,82

3 Окрасочный аэрозоль

Летучая часть 51 41 50,6 39,7

Твердая часть 49 59 49,4 60,3

В табл. 3 приведены технические параметры выделения загрязняющих летучих веществ при нанесении лакокрасочных покрытий пневматическим методом, а в табл. 4 - данные по ставкам экологического налога на 2024 г., необходимые для дальнейших расчетов.

Таблица 3. Технические параметры выделения загрязняющих веществ при нанесении лакокрасочных покрытий пневматическим методом

Показатель Материал

краска Uno HD краска Diamont R-M BASF P+E автолак Standoflex 2k autolak Однокомпонентная шпатлевка Standox fine 1k-body

Годовой расход краски, т 6,3 2,7 1,8 3,7

Доля аэрозоля при окраске, % 30 30 30 30

Пары растворителя, выделяющиеся при окраске, % от общего содержания растворителя 25 25 25 25

Пары растворителя, выделяющиеся при сушке, % от общего содержания растворителя 75 75 75 75

Таблица 4. Ставки экологического налога в 2024 г.

Класс опасности вещества Ставка налога, руб./т

2 1327,27

3 438,77

4 218,02

б/к 218,02

Для определения характеристик выбросов и расчетов экологического налога при использовании автолака Standoflex 2к аШю1ак были использованы данные, содержащиеся в табл. 2-4.

Результаты расчетов выбросов и экологического налога при использовании покровного автолака Standoflex 2к аШю1ак приведены в табл. 5-7.

Таблица 5. Выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении покрытия автолак Standoflex 2к ;шГо1ак

Вещество Мо = Мк • /р • /ро • /к • 10-6

М т /р, % /ро, % /ъ % Мо, т

н-Бутилацетат 1,8 50,6 25,0 39,99 0,091

Ксилол 1,8 50,6 25,0 31,54 0,072

Уайт-спирит 1,8 50,6 25,0 15,66 0,036

Этилбензол 1,8 50,6 25,0 12,81 0,029

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Выброс в атмосферу летучих веществ при сушке покрытия автолак Standoflex 2к аиМак

Вещество Мс = Мк • /р • /рс • /к ■ 10-6

Мк, % /р, % /рс, % /ъ, % Мс, т

н-Бутилацетат 1,8 50,6 75,0 39,99 0,273

Ксилол 1,8 50,6 75,0 31,54 0,215

Уайт-спирит 1,8 50,6 75,0 15,66 0,107

Этилбензол 1,8 50,6 75,0 12,81 0,088

Таблица 7. Суммарный выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении и сушке покрытия автолак Standoflex 2к аиМак

Вещество Нанесение Мо, т Сушка Мс, т Мо + Мс, т

н-Бутилацетат 0,091 0,273 0,364

Ксилол 0,072 0,215 0,287

Уайт-спирит 0,036 0,107 0,143

Этилбензол 0,029 0,088 0,117

Выброс окрасочного аэрозоля с учетом очистки на фильтрах 52 % составляет:

Ма = Мк • /ра • / • (1 - n) • 10-4 = 1,8 • 30,0 • 49,4 • (1-0,52) • 10-4 = 0,128 т. Экологический налог с учетом класса опасности загрязняющих веществ составит: ЭНз кл. = (МкСИЛ0Л + Мэтилбензол + М^оль) • 438,77 = (0,287 + 0,117 + 0,128) -438,77 = 233,43 руб.,

ЭН4 кл. = (Мн.бутилацетат + Муайт-спирит) • 218,02 = (0,364 + 0,143) • 218,02 = 110,54 руб. Итого: 343,97 руб.

Характеристики выбросов и расчеты экологического налога при использовании базовой краски Uno HD приведены в табл. 8-10. При этом были использованы данные табл. 2-4.

Таблица 8. Выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении покрытия с помощью краски Uno HD пневматическим способом

Вещество Мо = Мк • /р • /ро • /к • 10-6, т

Мк, т /р. % /ро, % /к, % Мо, т

Уайт-спирит 6,3 51 25,0 8,72 0,070

Ацетон 6,3 51 25,0 39,97 0,321

Этилацетат 6,3 51 25,0 10,52 0,085

Метилэтилкетон 6,3 51 25,0 8,82 0,071

1,4-Диоксан 6,3 51 25,0 4,72 0,038

Толуол 6,3 51 25,0 21,41 0,172

Этилцеллозоль 6,3 51 25,0 5,84 0,047

Таблица 9. Выброс в атмосферу летучих веществ при сушке покрытия Uno HD, нанесенного пневматическим способом

Вещество Мс = Мк • fp • fpC • f¿ 10-6, т

Мк. т fp.% fpc% fк.% Мс, т

Уайт-спирит 6,3 51 75,0 8,72 0,210

Ацетон 6,3 51 75,0 39,97 0,963

Этилацетат 6,3 51 75,0 10,52 0,254

Метилэтилкетон 6,3 51 75,0 8,82 0,213

1,4-Диоксан 6,3 51 75,0 4,72 0,114

Толуол 6,3 51 75,0 21,41 0,516

Этилцеллозоль 6,3 51 75,0 5,84 0,141

Таблица 10. Суммарный выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении и сушке покрытия Uno HD

Вещество Нанесение Мо, т Сушка Мс, т Мо + Мс, т

Уайт-спирит 0,070 0,210 0,280

Ацетон 0,321 0,963 1,284

Этилацетат 0,085 0,254 0,339

Метилэтилкетон 0,071 0,213 0,284

1,4-Диоксан 0,038 0,114 0,152

Толуол 0,172 0,516 0,688

Этилцеллозоль 0,047 0,141 0,188

Выброс окрасочного аэрозоля с учетом очистки на фильтрах 52 % составляет:

Ма = Мк • fpa • f • (1 - n) • 10-4 = 6,3 • 30,0 • 49 • (1-0,52) • 10-4 = 0,445 т. Экологический налог с учетом класса опасности загрязняющих веществ составит:

ЭН3 кл. = С^метилэтилкетон + -'М1,4-диоксан + -Мтолуол + -Мэтилцеллозольв + -Маэрозоль) 438,77 =

= 0,284 + 0,152 + 0,688 + 0,188 + 0,445) • 438,77 = 770,92 руб.,

ЭН4 кл. = (Муайт-спирит + Мщетон + Мэтилацетат) • 218,02 = (0,280 + 1,284 + 0,339) • 218,02 = 414,89 руб. Итого: 1185,81 руб.

Характеристики выбросов и расчеты экологического налога при использовании краски Diamont R-M BASF P+E приведены в табл. 11-13. При этом были использованы данные табл. 2-4.

Таблица 11. Выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении покрытия с помощью краски Diamont R-M BASF P+E пневматическим способом

Вещество Мо = Мк • fp • fpo • f • 10-6, т

Мк. т fp. % fpo, % f„ % Мо, т

Уайт-спирит 2,7 41 25,0 72,71 0,201

Ацетон 2,7 41 25,0 12,17 0,034

Этилацетат 2,7 41 25,0 5,69 0,016

н-Бутилацетат 2,7 41 25,0 2,14 0,006

Толуол 2,7 41 25,0 6,47 0,018

Этилцеллозоль 2,7 41 25,0 0,82 0,002

Таблица 12. Выброс в атмосферу летучих веществ при сушке покрытия Diamont R-M BASF P+E, нанесенного пневматическим способом

Вещество Мс = Мк • fp • fpC • fK- 10-6, т

Мю т fp, % fpc % f„ % Мс, т

Уайт-спирит 2,7 41 75,0 72,71 0, 604

Ацетон 2,7 41 75,0 12,17 0,101

Этилацетат 2,7 41 75,0 5,69 0,047

н-Бутилацетат 2,7 41 75,0 2,14 0,018

Толуол 2,7 41 75,0 6,47 0,054

Этилцеллозоль 2,7 41 75,0 0,82 0,007

Таблица 13. Суммарный выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении и сушке покрытия Diamont R-M BASF P+E

Вещество Нанесение Мо, т Сушка Мс, т Мо + Мс, т

Уайт-спирит 0,201 0, 604 0,805

Ацетон 0,034 0,101 0,135

Этилацетат 0,016 0,047 0,063

н-Бутилацетат 0,006 0,018 0,024

Толуол 0,018 0,054 0,072

Этилцеллозоль 0,002 0,007 0,009

Выброс окрасочного аэрозоля с учетом очистки на фильтрах 52 % составляет:

Ма = Мк • /ра • / • (1 - n) • 10-4 = 2,7 • 30,0 • 59 • (1-0,52) •Ю-4 = 0,229 т. Экологический налог с учетом класса опасности загрязняющих веществ составит:

ЭН3 кл. = С^толуол + -Мэтилцеллозольв + -Маэрозоль) 438,77 =

= (0,072 + 0,009 + 0,229) • 438,77 = 136,02 руб.,

ЭН4 кл. = С^уайт-спирит + -Мацетон + -Мэтилацетат + -Мн-бутилацетат) 218,02 =

= (0,805 + 0,135 + 0,063 + 0,024) • 218,02 = 223,91 руб.

Итого: 359,93 руб.

Характеристики выбросов и расчеты экологического налога при использовании однокомпонентной шпатлевки Standox fine 1k-body приведены в табл. 14-16. При этом были использованы данные табл. 2-4.

Таблица 14. Выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении однокомпонентной шпатлевки Standox fine 1k-body

Вещество Мо = Мк • f • fpo • f • 10-6, т

Мк, т fp, % fpo. % f„ % Мо, т

Уайт-спирит 3,7 39,7 25,0 9,86 0,036

н-Бутилацетат 3,7 39,7 25,0 7,17 0,026

Пропанол 3,7 39,7 25,0 24,5 0,090

1,4- Диоксан 3,7 39,7 25,0 1,18 0,004

Толуол 3,7 39,7 25,0 1,03 0,004

Ксилол 3,7 39,7 25,0 42,49 0,156

Этилбензол 3,7 39,7 25,0 11,94 0,044

Стирол 3,7 39,7 25,0 1,83 0,007

Таблица 15. Выброс в атмосферу летучих веществ при сушке покрытия Standox fine 1k-body

Вещество Мс = Мк • fp • f,c • fK 10-6, т

Мк. т fp, % fpc % Л, % Мс, т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уайт-спирит 3,7 39,7 75,0 9,86 0,109

н-Бутилацетат 3,7 39,7 75,0 7,17 0,079

Пропанол 3,7 39,7 75,0 24,5 0,270

1,4-Диоксан 3,7 39,7 75,0 1,18 0,013

Толуол 3,7 39,7 75,0 1,03 0,011

Ксилол 3,7 39,7 75,0 42,49 0,468

Этилбензол 3,7 39,7 75,0 11,94 0,132

Стирол 3,7 39,7 75,0 1,83 0,020

Таблица 16. Суммарный выброс в атмосферу летучих веществ при нанесении и сушке однокомпонентной шпатлевки Standox fine 1k-body

Вещество Нанесение Мо, т Сушка Мс, т Мо + Мс, т

Уайт-спирит 0,036 0,109 0,145

н-Бутилацетат 0,026 0,079 0,105

Пропанол 0,090 0,270 0,360

Вещество Нанесение Мо, т Сушка Мс, т Мо + Мс, т

1,4-Диоксан 0,004 0,013 0,017

Толуол 0,004 0,011 0,015

Ксилол 0,156 0,468 0,624

Этилбензол 0,044 0,132 0,176

Стирол 0,007 0,020 0,027

Выброс окрасочного аэрозоля с учетом очистки на фильтрах 52 % составляет:

Ма = Мк • /ра • / • (1 - n) • 10-4 = 3,7 • 30,0 • 60,3 • (1-0,52) •ÎO-4 = 0,321 т.

Экологический налог с учетом класса опасности загрязняющих веществ составит:

ЭН3 кл. = (Мпропанол + -'М1,4-диоксан + -Мтолуол + -Мксилол + -Мэтилбензол + -Мстирол + -Маэрозоль) 438,77 =

= (0,360 + 0,017 + 0,015 + 0,624 + 0,176 + 0,027 + 0,321) • 438,77 = 675,71 руб.,

ЭН4 кл. = (Муайт-спирит + М^утилацетат) • 218,02 = (0,145 + 0,105) • 218,02 = 54,51 руб.

Итого: 730,22 руб.

Сумма годового экологического налога при работе окрасочного цеха кабин большегрузных автомобилей составляет:

ЭНП = 343,97 + 1185,81 + 359,93 + 730,22 = 2619,93 руб.

Выводы

В процессе изучения технологических параметров нанесения лакокрасочных покрытий на поверхность кабин большегрузных автомобилей необходимо учитывать, что даже через 5 ч при использовании некоторых материалов до 25 % растворителей остаются в составе покрытия. Окончательное удаление летучей части в зависимости от температуры сушки (25, 60 и 80 °C) происходит в течение 14-18 ч.

При окраске пневматическим методом следует учитывать такие параметры, как годовой расход краски, долю аэрозоля, выделяющегося при окраске, долю паров растворителей от общего их содержания в лакокрасочном материале, выбрасываемых при нанесении покрытия и при сушке, долю конкретного вещества от общей массы летучей части.

В ходе проведенных исследований установлено, что при работе окрасочного цеха кабин большегрузных автомобилей с использованием базовой краски Uno HD, краски Diamont R-M BASF P+E, покровного лака Standoflex 2k autolak и однокомпонентной шпатлевки-порозаполнителя Standox fine 1k-body сумма годового экологического налога составила 2619,93 руб.

Таким образом, на основании существующих методов и подходов невозможно провести качественную и количественную оценку выбросов в воздушную атмосферу, в полной мере отвечающую налоговому законодательству Республики Беларусь, Закону «Об охране окружающей среды», Закону «Об охране атмосферного воздуха». Возникающие разночтения при оценке количества поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ приводят к сокращению налоговых поступлений в бюджет республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов. Методика 0212.6-2000: утв. и введена в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 15 от 31.10.2000 г.

2. Справочник биохимика / Р. Досон [и др.].- М.: Мир, 1991.- 544 с.

REFERENCES

1. Calculation of emissions of pollutants into the atmospheric air when using paints and varnishes. Methodology 0212.6-2000: development lab. NIILOGAZ BGPA: approved and put into effect by Resolution No. 15 of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection dated 31.10.2000.

2. Handbook of biochemistry / R. Dawson [et al.]. Moscow, Mir Publ., 1991. 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.