Научная статья на тему 'Степень влияния стиля и структуры лингвистического материала на звуковую картину мансийского языка'

Степень влияния стиля и структуры лингвистического материала на звуковую картину мансийского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВАЯ ЦЕПОЧКА / SOUND CHAIN / ЯЗЫКОВЫЕ СТИЛИ / LANGUAGE STYLES / ЗВУКОВЫЕ РАССТОЯНИЯ / SOUND DISTANCES / ЯЗЫКОВОЙ ТАКСОН / LANGUAGE TAXON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тамбовцев Юрий Алексеевич

Целью работы является исследование степени влияния типологии строения звуковых цепочек в разных стилях мансийского языка на его звуковую картину. Влияние структуры лингвистического материала проверяется при сравнении мансийского текста и словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence degree of style and structure of linguistic material on the sound picture of the Mansi language

The aim of the work is the study of the influence degree of the sound chain structure typology in different styles of the Mansi language on its sound picture. The influence of linguistic material structure is checked when comparing Mansi text and dictionary.

Текст научной работы на тему «Степень влияния стиля и структуры лингвистического материала на звуковую картину мансийского языка»

УДК 81'34(811.511.143) Ю.А. Тамбовцев

степень влияния стиля и структуры лингвистического материала на звуковую картину мансийского языка

Целью работы является исследование степени влияния типологии строения звуковых цепочек в разных стилях мансийского языка на его звуковую картину. Влияние структуры лингвистического материала проверяется при сравнении мансийского текста и словаря.

Ключевые слова: звуковая цепочка, языковые стили, звуковые расстояния, языковой таксон.

Под звуковой картиной языка понимается вся совокупность звуковых цепочек на этом языке. Необходимость исследования звуковых цепочек в разных стилях вызвана тем, что они могут иметь кардинально разные звуковые картины. Разница между звуковыми цепочками в семантически связных текстах и в словаре может быть еще более кардинальной. В то же время общая звуковая картина языка включает в себя все эти различия, и потому по возможности должна быть описана наиболее полно.

Уже древние философы интересовались структурой различных языков поскольку между народами существовали тесные культурные и торговые контакты. Анализ древнегреческого языка приводил их к выводу об отличии его звучания и грамматического строения от языков других народов. Одним из первых над природой звуков языка в сопоставлении с общими принципами построения мира задумался Демокрит (460-370 г. до н.э.). Его основной методологический принцип, который называется принципом изономии, можно сформулировать следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Из этого принципа следует закон встречаемости звуков в потоке речи. Этот принцип называют ещё принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы считать, что какое-то явление скорее существовало в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может возникать

в различных видах (например, разные виды фонем в разных языках, которые употребляются с той или иной частотой), то все эти виды существуют в действительности (ФС 1980). Фактически это формулировка вероятности, которую можно изучать с помощью методов математической статистики. В наших исследованиях это воплощается в вероятность встречаемости фонем в звуковой цепочке (Тамбовцев, 1994-а; 1994-6; 2001; 2003), что придает звуковой картине особый колорит.

Б.А. Серебренников отмечал, что частота встречаемости звуков в потоке речи у разных финно-угорских языков - разная (Серебренников 1983). Необходимо учитывать и то, что концентрация фонемных групп в звуковой цепочке языка способствует переходу количества в качество. Гегель сформулировал этот закон на материале природных объектов и человека. И любой человеческий язык этому закону подчинен (Hegel 1978). Но без применения методов лингвостатистики он ускользает от внимания языковеда (Tambovtsev 1987). Д.М. Сегал подчеркивает, что без применения статистических критериев было бы невозможно установить разницу звуковых картин у различных польских писателей (Сегал 1972). Применение статистических критериев позволяет установить разницу и схожесть частотного функционирования языковых элементов (Tambovtsev 2009).

Известно, что северный (сосьвинский) диалект выбран в качестве представителя литературного мансийского языка (Тамбовцев 1979; Tambovtsev 1995). Частота встречаемости его фонем и фонемных групп уже была исследована в сопоставлении с венгерским языком (Тамбовцев 1977).

Были выбраны доминантные фонетические принципы, которые характерны не только для мансийского языка, но и для других финно-угорских языков (Тамбовцев 1981). С точки зрения работы активного органа выделены такие группы согласных, как губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные, что можно также назвать классификацией согласных по месту образования. По характеру шумообразующей преграды выделены сонорные, шумные смычные и шумные щелевые. По работе голосовых связок выделены звонкие согласные и гласные (Тамбовцев 2001; Тамбовцев 2010).

С учетом порогового значения коэффициента Тамбовцева (ТМВ) лингвистические объекты, которые взяты для анализа, классифицируются на основании показателей типологических расстояний. Идея вычисления фоно-типологических расстояний позволила сравнивать различные финно-угорские языки с теми самодийскими, тюркскими и тунгусо-маньчжурскими языками, с которыми мог быть контакт в прошлом (Tambovtsev 1983).

Материал по мансийскому фольклору был собран автором на Северном Урале в районе расселения манси с 1973 по 1986 год. Нами были записаны мансийские мифы, сказки, предания, бытовые рассказы, рассказы о животных, охоте и рыбной ловле от 18 носителей мансийского языка, из которых самую активную роль при записи материала сыграли Петр Ефимович Шешкин (1932 г. р.) из с. Сосьва; Сайнахов Петр Андреевич (1915 г. р.) и Сайнахов Григорий Николаевич (1917 г. р.) из д. Щекурья Березовского района, Ханты-Мансийского национального округа, Тюменской области. Более подробную информацию о носителях мансийского языка и записях текстов можно найти в: Тамбовцев, 2009.

Степень влияния стиля и структуры лингвистического материала...

Статистический подсчет дает нам следующую звуковую картину фольклора по Северному (сосьвинскому) диалекту мансийского языка:

Таблица 1

Сравнение звуковой картины мифов и рассказов о животных в мансийском языке

Группы / Фольклор Мифы Рассказы Хи-квадрат

Губные согласные 13,05 13,11 0,01

Переднеязычные согл. 34,49 30,34 26,57

Среднеязычные согл. 4,79 7,21 48,80

Заднеязычные согласные 10,47 10,11 0,63

Сонорные согласные 29,90 32,96 14,90

Смычные согласные 16,34 16,62 0,24

Щелевые согласные 16,56 11,19 103,92

Звонкие согласные 2,61 2,21 3,32

Гласные 37,20 39,23 5,39

Из теории математической статистики известно, что разница между двумя значениями по критерию "Хи-квадрат" не должна превышать 3,841. Если она больше, то значения признаются статистически разными. В лингвистических исследованиях это означает, что тексты различны. Анализируя встречаемость различных групп фонем в текстах мифов и песен, нельзя не заметить статистическую разницу в употреблении переднеязычных, среднеязычных, сонорных, щелевых согласных и гласных. Употребление губных, заднеязычных, смычных и звонких согласных - статистически одинаковое (Табл. 1).

Сумма "Хи-квадрата" по употреблению всех групп фонем составила 203,78. Теоретическое значение согласно таблице при 8 степенях свободы и уровне значимости 0,05 равно 15,507. Вычислим величину ТМВ при 8 степенях свободы и уровне значимости 0,05. Для этого мы должны разделить фактически полученное значение критерия "Хи-квадрат" на его теоретическое значение: 203,78:15,507=13,14. Следовательно ТМВ=13,14. Данное значение говорит нам о том, что по общей звуковой картине мифы отличаются от рассказов о животных. Если бы значение ТМВ было меньше единицы, то мы бы говорили о статистической схожести этих звуковых картин.

Далее проанализируем схожесть звуковой картины мифов и песен по критерию "Хи-квадрат".

Статистическая разница между мифами и песнями несущественна по частоте встречаемости губных, среднеязычных, заднеязычных, сонорных, смычных и звонких согласных. Сумма "Хи-квадрата" составила 56,92. Теоретическое значение согласно таблице при 8 степенях свободы и уровне значимости 0,05 равно 15,507. Вычислим величину ТМВ при 8 степенях свободы и уровне значимости 0,05. 56,92:15,507=3,67. Следовательно ТМВ=3,67. Как видим, статистическая схожесть мифов и песен значительно выше, чем мифов и рассказов о животных. Тем не менее, звуковые картины мифов и песен статистически различаются, так как величина ТМВ больше единицы.

Таблица 2

Сравнение звуковой картины мифов и песен в мансийском языке

Группы / Фольклор Мифы Песни Хи-квадрат

Губные согласные 13,05 13,35 0,34

Переднеязычные согл. 34,49 31,97 9,56

Среднеязычные согл. 4,79 5,05 0,69

Заднеязычные согласные 10,47 10,43 0,01

Сонорные согласные 29,90 30,35 0,34

Смычные согласные 16,34 17,24 2,41

Щелевые согласные 16,56 13,21 37,69

Звонкие согласные 2,61 2,43 0,64

Гласные 37,20 39,20 5,24

Таблица 3

Сравнение звуковой картины мифов и словаря в мансийском языке

Группы / Фольклор Мифы Словарь Хи-квадрат

Губные согласные 13,05 12,99 0,01

Переднеязычные согл. 34,49 27,42 80,74

Среднеязычные согл. 4,79 7,61 64,13

Заднеязычные согласные 10,47 12,36 15,64

Сонорные согласные 29,90 30,19 0,14

Смычные согласные 16,34 17,07 1,60

Щелевые согласные 16,56 13,12 39,87

Звонкие согласные 2,61 2,65 0,03

Гласные 37,20 39,62 7,62

Сумма "Хи-квадрата" составила 209,78. Теоретическое значение согласно таблице при 8 степенях свободы и уровне значимости 0,05 равно 15,507.

Вычислим величину ТМВ при 8 степенях свободы и уровне значимости 0,05. ТМВ=13,53.

На основе величины фоно-типологических расстояний, которые отражает коэффициент Тамбовцева (ТМВ), можно сделать вывод о том, что на степень различия звуковых картин различие в структуре лингвистического материала (текст-словарь) влияет в большей степени, чем разные стили языка (ср. 13,53 - 13,14 и 3,67).

ПРИМЕЧАНИЯ

Сегал, Д.М. Основы фонологической статистики (на материале польского языка). -М., 1972.

Серебренников, Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. - М.,

1983.

Тамбовцев, Ю.А. Распределение гласных фонем в звуковых последовательностях мансийского языка (по материалам поэзии) // Известия СО АН СССР. Сер. Обществ. наук. Вып. 3. - 1979. - № 11. - С. 138-142.

Степень влияния стиля и структуры лингвистического материала...

Тамбовцев, Ю.А. Закономерности частотного функционирования долгих и кратких гласных в ударных и неударных слогах мансийского слова // Советское финноугроведение (СФУ). - XVIII. - 1981. - № 2. - С. 105-109.

Тамбовцев, Ю.А. Динамика функционирования фонем в звуковых цепочках языков различного строя. - Новосибирск: НГУ, 1994-а.

Тамбовцев, Ю. А. Типология упорядоченности звуковых цепей в языке. - Ново-исбирск: НГУ, 1994-6.

Тамбовцев, Ю.А. Некоторые теоретические положения типологии упорядоченности фонем в звуковой цепочке языка и компендиум статистических характеристик основных групп согласных фонем. - Новосибирск: Новосибирский классический институт, 2001.

Тамбовцев, Ю. А. Типология функционирования фонем в звуковой цепочке индоевропейских, палеоазиатских, урало-алтайских и других языков мира: компактность подгрупп, групп, семей и других языковых таксонов. - Новосибирск: Сибирский Независимый институт, 2003.

Тамбовцев, Ю.А. Вариативность долгих и кратких гласных в мансийском языке // Финно-угорский мир. - 2009. - № 1. - С. 22-27.

Тамбовцев, Ю.А. Частота встречаемости фонемных групп и классов в звуковых цепочках финно-угорских языков и диалектов // Ежегодник финно-угорских исследований. -Вып. 1. - Ижевск, 2010. - С. 125-133.

Философский словарь. - М., 1980.

Hegel, Georg Wilhelm Friedrich. Gasammelte Werke. Bd. 11. - Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1978.

Tambovtsev, Yuri. Selected consonantal characteristics of some Finno-Ugric language from a phonostatistical point of view. - In.: Finnish-Ugrischen Forschungen, XLV, H. 1-3, 1983, p. 154-163.

Tambovtsev, Yuri. The Value of the Confidence Interval of the Consonant-Vowel Ratio as an Indicator of the Type of Linguistic Material // In: Literary and Linguistic Computing, Vol. 2, № 2, 1987, p. 120-124.

Tambovtsev, Yuri. Sound system of the Mansi language. - In: The Bulletin of the Phonetic Society of Japan, № 208, 1995, p. 56-58.

Tambovtsev, Yuri. The Imitation of Style: Frequency of Occurrence of Linguistic Elements. - In: California Linguistic Notes, Vol. XXXIV, № 2, Spring, 2009, p. 3-11.

Поступила в редакцию 21.04.2010

U.A. Tambovtsev

The influence degree of style and structure of linguistic material on the sound picture of the Mansi language

The aim of the work is the study of the influence degree of the sound chain structure typology in different styles of the Mansi language on its sound picture. The influence of linguistic material structure is checked when comparing Mansi text and dictionary.

Key words: sound chain, language styles, sound distances, language taxon.

Тамбовцев Юрий Алексеевич,

кандидат филологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск E-mail: yutamb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.