Автомобильный транспорт
135
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
УДК 625.7:624.13.001.86
А.О. Афиногенов
СТЕПЕНЬ УПЛОТНЕНИЯ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ В НАСЫПЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Основным критерием устойчивости земляного полотна автомобильных дорог является плотность грунта. Это положение вытекает из основ физической теории стабильности земляного полотна автомобильных дорог [1]. Непосредственное влияние плотности грунта на ровность покрытий и долговечность дорожных одежд подтверждено теоретическими и экспериментальными работами (см., например, [2, 3]). С целью оценки качества уплотнения грунтов при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования на территории Кемеровской области, влияния на этот показатель природных условий проведен статистический анализ результатов многолетних испытаний Кузбасского центра дорожных исследований.
СНиП 2.05.02-85* относит территорию Кемеровской области к III дорожноклиматической зоне. При этом значительную часть Кузбасса занимают избыточно увлажненные лесные районы Кузнецкого Алатау и Горной Шории, по комплексу природных условий соответствующие II дорожноклиматической зоне. Несмотря на относительно небольшую площадь, Кемеровская область отличается большим разнообразием природных условий. Наиболее полный учет этого обстоятельства возможен на основе районирования, предложенного проф. В.Н. Ефименко [4, 5], которое делит территорию Кемеровской области на четыре дорожных района (1-4); три
подзоны (Р - равнинная, X -холмистая, Г - горная) и две зоны (II и III дорожноклиматические зоны по СНиП 2.05.02-85*).
В процессе анализа рас-
сматривались только глинистые (наиболее распространенные грунты). Общий объем выборки - 363 пробы. Выполнена обработка данных по следующим вариантам: 1) весь массив данных (т. е. по всей террито-
рии Кемеровской области); 2) по районам П.Г.2, Ш.Р.3, Ш.Х.4.
Результаты статистической обработки приведены на рис. 1, 2 и в таблице.
Статистическая обработка
данных проводилась средствами Microsoft Excel. Установлено, что плотность распределения коэффициента уплотнения подчиняется нормальному закону. Для района II.X.1 статистически достоверных оценок по-
Коэффициент уплотнения
Рис.1. Плотность распределения коэффициента уплотнения глинистых грунтов (в среднем по области)
Дорожно- клнматнческий район Статистические параметры
коэффициента уплотнения, Ку стандартное отклонение дисперсия максимальное значение Минимальное значение
Кемеровская область 0,98 i 0,0524 0,0028 i ,105 0,852
II.X.1 1,0З5 - - 1,046 1,024
II.Г.2 0,978 0,0541 0,0029 1,11 0,9
Ш.Р.З 0,976 0,0504 0,0025 1,105 0,852
III.X.4 0,987 0,0558 0,00З1 1,098 0,852
136
А.О. Афиногенов
— Кемеровская область
■- ■ район III.Х.4
■ район ІІ.Г.2
■ район III.Р.3
Максимальная плотность, г/см
Рис. 2. Сравнение плотности распределения коэффициента уплотнения глинистых грунтов для территории Кемеровской области и различных районов
лучить не удалось из-за малого объема данных.
Из таблицы и рис. 2 видно, что для разных дорожно-климатических районов математическое ожидание величины коэффициента уплотнения практически одинаково (если не принимать во внимание данные по району 11.Х. 1). Незначительно разнятся и вариации параметра.
Среднее значение коэффициента уплотнения достаточно высокое (от 0,976 до 0,987), но
интервал варьирования очень большой (например, для района Ш.Р.3 - от 1,105 до 0,852). Причем, в процессе анализа не замечено существенного различия в величине коэффициента уплотнения для верхних и нижних слоев насыпи.
Выводы
1. Имеются технические возможности повышенного уплотнения грунтов земляного полотна автомобильных дорог.
2. Неоднородность уплот-
нения грунтов очень высокая, что крайне отрицательно сказывается на качестве земляного полотна [6, 7].
3. Подрядным организациям следует больше внимания уделять контролю и управлению качеством работ по возведению земляного полотна.
4. Одним из критериев качества земляного полотна автомобильных дорог целесообразно сделать однородность коэффициента уплотнения грунта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хархута Н. Я. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог / Н. Я. Хархута, Ю. М. Васильев. - М.: Транспорт, 1975. - 288 с.
2. Васильев Ю. М. Повысить требования к качеству земляного полотна/ Ю. М. Васильев, Б. Е. Беляев, Н. С. Ценюга // Автомобильные дороги. - 1977. - № 12. - С. 3-4.
3. Васильев Ю. М. Влияние степени уплотнения дорожных насыпей на величину их осадки и ровность покрытия // Труды Союздорнии. - Вып. 84. - 1975. - С. 55-60.
4. Ефименко В. Н. Дорожно-климатическое районирование территории юго-восточной части Западной Сибири // Разработка рациональных методов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов: сб. науч. тр. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1981. - С. 14 - 23.
5. Ефименко В. Н. Дорожно-климатическое районирование Кемеровской области // Опыт обеспечения эффективности дорожного комплекса Кузбасса: сб. науч. тр. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1997. - С. 62-66.
6. Семенов В. А. Качество и однородность автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1989. - 125 с.
7. Семехин Э. Ф. Повышение однородности земляного полотна автомобильных дорог: автореф. дис. ...канд. техн. наук. - М., 1983. - 20 с.
□Автор статьи:
Афиногенов Алексей Олегович - соискатель каф. автомобильных дорог