Научная статья на тему 'СТЕПЕНЬ СМЕШЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ'

СТЕПЕНЬ СМЕШЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / MEANS OF AN INDIVIDUALIZATION / СТЕПЕНЬ СМЕШЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / TRADEMARKS / СХОДСТВО ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ / A LEVEL OF MIXING OF TRADEMARKS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ПРИЗНАКИ СХОДСТВА ДО СТЕПЕНИ СМЕШЕНИЯ / ОДНОРОДНЫЕ ТОВАРЫ / UNIFORM GOODS / ТОВАРЫ / GOODS / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CUSTOMER / LIKENESS TO A MIXING LEVEL / LIKENESS SIGNS TO A MIXING LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Е. А.

Статья посвящена вопросу о степени смешения товарных знаков. Автор рассматривает критерии оценки сходства до степени смешения, а также анализирует причину недопустимости подобного сходства между товарными знаками, используемыми для индивидуализации однородных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEPEN OF MIXING OF TRADEMARKS

Article is devoted to a question of a level of mixing of trademarks. The author considers criteria of an assessment of likeness to a mixing level, and also analyzes the reason of inadmissibility of similar likeness between the trademarks used for an individualization of uniform goods.

Текст научной работы на тему «СТЕПЕНЬ СМЕШЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ»

Сальникова Е.А.

СТЕПЕНЬ СМЕШЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Сальникова Екатерина Алексеевна, студентка Финансового Университета при Правительстве РФ, факультет очно-заочного обучения, группа ВЮ4-1а

Аннотация. Статья посвящена вопросу о степени смешения товарных знаков. Автор рассматривает критерии оценки сходства до степени смешения, а также анализирует причину недопустимости подобного сходства между товарными знаками, используемыми для индивидуализации однородных товаров.

Ключевые слова. Средства индивидуализации, товарные знаки, сходство до степени смешения, степень смешения товарных знаков, интеллектуальная собственность, признаки сходства до степени смешения, однородные товары, товары, потребитель.

Salnikova E.A.

STEPEN OF MIXING OF TRADEMARKS

Salnikova Ekaterina Alekseevna, student of Financial University under the Government of the Russian Federation, faculty of intramural and extramural training, VYu4-1a group

Summary. Article is devoted to a question of a level of mixing of trademarks. The author considers criteria of an assessment of likeness to a mixing level, and also analyzes the reason of inadmissibility of similar likeness between the trademarks used for an individualization of uniform goods.

Keywords. Means of an individualization, trademarks, likeness to a mixing level, a level of mixing of trademarks, intellectual property, likeness signs to a mixing level, uniform goods, goods, a customer.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), указывающее на принадлежность данного товара определенной фирме и используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Другими словами, товарный знак является одним из средств, позволяющих компаниям выделить свою продукцию или свои услуги из остальной массы конкурентов и сформировать определенную узнаваемость среди потребителей.

Исключительное право использования товарного знака принадлежит лицу, на чье имя он зарегистрирован, - правообладателю. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Таким образом, можно сделать вывод, что основное значение товарного знака сводится к необходимости разграничения товаров одного производителя от однородных товаров других производителей. Именно поэтому понятие сходства до степени смешения является одним из основных понятий, применяемых в процессе правового регулирования использования товарных знаков.

При этом, несмотря на значительную роль товарных знаков в гражданско-правовом обороте, в Гражданском кодексе не содержится легального определения степени смешения товарных знаков. Для того чтобы понять, что же имел в виду законодатель, вводя это термин, необходимо обратиться к подзаконным актам, которые, в свою очередь, содержат следующее определение: «Сходство до степени смешения -это ассоциация товарных знаков между собой, несмотря на отдельные отличия».

Если рассматривать вопрос о степени смешения товарных знаков в целом, можно сказать, что основной проблемой здесь является смешение товарных знаков и соответственно товаров разных производителей в обороте, а следовательно, введение в заблуждение потребителей. Однако непременно стоит обратить внимание на тот факт, что понятие «сходство до степени смешения» во многом субъективно. Ведь в большинстве случаев вопрос сходства до степени смешения может быть решен судьей самостоятельно, без проведения дополнительной экспертизы.

Судебная практика в разрешение подобных споров идет по пути рассмотрения данного вопроса с точки зрения потребителя, поэтому, проводя оценку доказательств, суд исходит из того, что не допускается даже вероятность смешения товарных знаков.

При этом выделяют три элемента, оценка которых необходима для принятия решения о сходстве до сте-

пени смешения между теми или иными товарными знаками:

- звуковой (фонетический) - оценивается: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях, наличие совпадающих слогов и их расположение, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных/согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение и др.;

- графический (визуальный) -оценивается: общее зрительное впечатление, вид шрифта, графическое написание с учетом характера букв, расположение букв по отношению друг к другу, алфавит, буквами которого написано слово, цвет или цветовое сочетание и др.;

- смысловой (семантический) -оценивается: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение, противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей и др. Помимо этого, необходимо отметить, что при рассмотрении споров по данному вопросу основное значение имеет общее восприятие потребителем товарного знака. Поэтому все вышеперечисленные признаки оценки сходства до степени смешения товарных знаков могу учитываться как в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Основной опасностью при нарушении исключительного права на товарных знак, связанного со сходством

до степени смешения, является то, что происходит нарушение основной функции товарного знака, направленной на индивидуализацию товара в обороте, что, следовательно, приводит к возникновению ситуации, при которой потребители путают товары или услуги друг с другом, принимая их за элементы одной линейки торговых марок. Поэтому, если между двумя средствами индивидуализации товаров или услуг различных производителей имеется значительная степень сходства, основным критерием привлечения к ответственности за нарушение исключительных прав на товарный знак будет являться критерий сходства до степени смешения.

В российской судебной практике основные ориентиры для установления наличия сходства до степени смешения приведены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 2979/06 и 3691/06.

В данных постановлениях ВАС РФ разъяснил, что суды «должны анализировать три группы критериев: 1) различительную способность (силу) обозначения правообладателя (истца); 2) сходство обозначения истца и ответчика до степени смешения и 3) однородность товаров и услуг истца и ответчика, которые предлагаются под спорными обозначениями».

Необходимо отметить, что, согласно Методическим рекомендациям по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, «одно обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с

ним в целом, несмотря на их отдельные отличия».

Таким образом, решающим является не сходство отдельных изобразительных элементов или слов, а целостное впечатление, создаваемое конкретным обозначением в сознании потребителя, поскольку именно товарный знак в условиях рынка является средством узнаваемости производителя или продавца и передачи информации, на основе которой потребитель

принимает решение о приобретении той или иной продукции. Такая узнаваемость является основной характеристикой товарного знака, обеспечивающей приобретение или удержание клиентской аудитории определенного товара. Именно поэтому так важно выполнение товарным знаком его индивидуализирующей функции, позволяющей потребителю распознать ранее приобретенный продукт среди прочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.