Научная статья на тему 'Степень известности районов Нижегородской области'

Степень известности районов Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / КОНКУРЕНЦИЯ РЕГИОНОВ / БРЕНД ГОРОДА / ИМИДЖ ПОСЕЛЕНИЙ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ухабина Е. В.

Маркетинг территорий как новое научно-практическое направление быстро развивается, поэтому вопрос конкуренции территорий весьма актуален. Статья посвящена проблемам уровня развития муниципальных образований и городских округов Нижегородской области по таким показателям, как наличие в районе родственников, друзей или дачи, посещение района (города) в связи с командировкой, внимание к этим районам телевидения, прессы, а также рекламная деятельность в районе, связанная с его продвижением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEGREE OF POPULARITY OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA

Marketing-place is new scientifically-practical direction quickly develops; therefore the question of a competition between territories is rather actual. It's article is devoted to problems of a level of development of municipal formations and city districts of the Nizhniy Novgorod area on such parameters as, presence in area of relatives, friends or summer residences, visiting of area (city) in connection with necessity of business trips, attention of TV to these areas, press, and also presence in area of the advertising activity connected with its promotion.

Текст научной работы на тему «Степень известности районов Нижегородской области»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университе та им. Н.И. Ло бачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 117- 117

СТЕПЕНЬ ИЗВЕСТНОСТИ РАЙОНОВ НИЖЕГОРОДСКОМ ОБЛАСТИ

© 2008 г. Е.В. Ухабина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского uhabina@mail.ru

Поступила в редакцию 16.004.2008

Маркетинг территорий как новое научно-практическое направление быстро развивается, поэтому вопрос конкуренции территорий весьма актуален. Статья посвящена проблемам уровня развития муниципальных образований и городских округов Нижегородской области по таким показателям, как наличие в районе родственников, друзей или дачи, посещение района (города) в связи с командировкой, внимание к этим районам телевидения, прессы, а также рекламная деятельность в районе, связанная с его продвижением.

Ключевые слова: маркетинг территорий, конкуренция регионов, бренд города, имидж поселений, продвижение территорий.

Развитие конкуренции регионов, городов и других поселенческих образований в последние годы породило новое научно-практическое направление - маркетинг территорий. Это означает, что бренд города, поселка, района, области, становится своего рода товаром, который нуждается в рекламе и продвижении. Продвижение территорий - направление новое в России, но оно быстро развивается, так как вопрос конкуренции именно между территориями весьма актуален.

Поскольку вопрос конкуренции территорий принимает конкретные осязаемые формы,

НИСОЦ в декабре 2007 г. провел

1

исследование , посвященное изучению степени знакомства жителей областного центра с районами Нижегородской области. Это первый шаг в направлении маркетинга территорий.

Оценка уровня развития муниципальных районов и городских округов проводилась по 10 основным показателям, разделенным на 3 блока факторов. Первый блок характеризуется наличием в районе родственников, друзей или дачи, а также посещение района (города) в связи с необходимостью командировок и более пристальное внимание телевидения к этим районам по сравнению с прессой. Второй характеризуется наличием в районе рекламной деятельности, связанной с его продвижением. Третий блок касается туристической деятельности района.

По итогам исследования бы составлен интегральный рейтинг районов, который

1 В опросе приняли участие 317 нижегородцев, выборка квотная, репрезентативная. Опрос проведен студенческой лабораторией ФСН ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

определяется в результате распределения районов в зависимости от количества набранных баллов по всем факторам (ранг) (табл.1).

Наиболее сильны связи нижегородцев с г. Дзержинском, Борским, Кстовским и Арзамасским районами.

По количеству друзей лидеры, конечно, г. Дзержинск, Борский, Кстовский,

Балахнинский и Богородский районы. Это наиболее близко расположенные к Н. Новгороду территории; жители этих районов в своем большинстве приезжают в Н. Новгород каждый день: на учебу, на

работу, просто по делам. Лидеры среди удаленных районов - Выксунский, Арзамасский и Павловский районы. Немного отстают от них Семеновский и Городецкий. Меньше всего друзей в Лысковском районе (табл. 2).

Наибольшее количество родственников в г. Дзержинске (что естественно - это крупный промышленный город), Арзамасском,

Кстовском, Городецком, Борском,

Семеновском, Сергачском районах. Это говорит о том, что прирост горожан идет в основном за счет этих районов области, откуда приезжают в Н. Новгород. Меньше всего родственников горожан проживает в г. Сарове, Вачском и Выксунском районах.

Иметь дачу или дом нижегородцы предпочитают в Борском, Богородском, Семеновском и Кстовском районах - близко, а через Волгу есть еще и железная дорога. В Выксунском и Шахунском районе никто из нижегородцев, участвующих в опросе, дачу не имеет; далеко, почти 200 километров.

Таблица 1

Интегральный рейтинг районов Нижегородской области

1 Дзержинск 26 Ковернинский

2 Борский 27 Краснобаковский

3 Кстовский 28 Ардатовский

4 Арзамасский 29 Володарский

5 Семеновский 30 Воскресенский

6 Саров 31 Перевозский

7 Г ородецкий 32 Бутурлинский

8 Большеболдинский 33 Шатковский

9 Богородский 34 Воротынский

10 Балахнинский 35 Навашинский

11 Дивеевский 36 Вадский

12 Шахунский 37 Г агинский

13 Выксунский 38 Вознесенский

14 Павловский 39 Починковский

15 Сергачский 40 Первомайский

16 Лысковский 41 Пильнинский

17 Чкаловский 42 Сосновский

18 Ветлужский 43 Сокольский

19 Уренский 44 Варнавинский

20 Большемурашкинский 45 Спасский

21 Дальнеконстантиновский 46 Сеченовский

22 Вачский 47 Тоншаевский

23 Кулебакский 48 Краснооктябрьский

24 Лукояновский 49 Тонкинский

25 Княгининский 50 Шарангский

Таблица 2

Характеристика близости районов области нижегородцами, %

Район Живут родственники Живут друзья Есть дача, дом Был в командировке, на практике

Дзержинск 17 29 4 22

Борский 11 23 8 15

Кстовский 12 19 6 17

Арзамасский 14 16 4 13

Богородский 8 17 7 12

Балахнинский 9 18 4 13

Семеновский 10 15 6 14

Городецкий 12 15 2 10

Павловский 8 16 1 15

Сергачский 10 11 2 8

Выксунский 6 17 0 12

Шахунский 8 14 1 7

Вачский 5 12 4 8

Лысковский 8 9 3 7

Саров 5 13 2 9

Деловая активность горожан в большей степени связана с г. Дзержинском, Кстовским, Борским и Павловским районами: там

нижегородцы чаще всего бывали в командировках или на практике. Чуть меньше, но посещали по делам бизнеса Семеновский,

Балахнинский, Арзамасский и Выксунский районы.

Особенность этих районов заключается еще и в том, что жители Н. Новгорода больше информации получают о них по телевидению, чем из печатных средств массовой информации, налицо более пристальное внимание телевидения

по сравнению с прессой. Причем в основном это В целом показатели информативности о

близлежащие районы - Борский, г. Дзержинск, районах и городах Нижегородской области Городецкий и Балахнинский районы. стабильно невысокие, небольшая доля

Таблица 3

Районы Нижегородской области в зеркале СМИ, %

Район Знают* Г азеты* * Радио, Ту* * * Район Знают* Г азеты* * Радио, Ту* * *

г. Дзержинск 29 11 15 Большемурашкинский 63 6 9

Дивеевский 33 10 13 Уренский 63 6 8

Г ородецкий 34 7 11 Воскресенский 63 6 4

Борский 39 8 15 Вачский 64 4 3

Большеболдинский 41 13 13 Сергачский 65 6 8

Кстовский 41 8 10 Варнавинский 65 5 5

Арзамасский 43 10 11 Лысковский 66 6 6

Балахнинский 44 8 11 Г агинский 66 6 5

Семеновский 46 9 9 Спасский 66 5 6

Саров 47 17 17 Перевозский 66 6 4

Богородский 48 9 10 Княгининский 67 6 7

Павловский 50 8 7 Навашинский 67 4 7

Выксунский 54 8 8 Кулебакский 67 5 5

Чкаловский 54 9 6 Краснобаковский 67 6 4

Ветлужский 57 8 8 Вознесенский 67 5 5

Дальнеконстантиновский 57 6 6 Володарский 68 6 4

Шахунский 59 8 12 Воротынский 68 6 4

Шатковский 60 6 4 Вадский 68 5 4

Сокольский 60 5 4 Первомайский 68 4 5

Краснооктябрьский 61 6 3 Сеченовский 68 6 3

Тонкинский 61 6 3 Ардатовский 69 6 5

Шарангский 61 4 4 Лукояновский 70 6 5

Пильнинский 62 4 6 Бутурлинский 70 6 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тоншаевский 62 4 4 Ковернинский 73 6 4

Сосновский 62 4 3 Починковский 75 4 4

* Знают, что есть такой район ** Читали о районе в газетах, журналах *** Слышали про район по телевидению, радио

Инвестиционная привлекательность района тем выше, чем больше внимания уделяют ему областные газеты и телеканалы. Конкуренция территорий подразумевает деятельность по формированию бренда местности и его продвижение. Эта деятельность связана, прежде всего, с работой СМИ. В исследовании, проведенном НИСОЦ в декабре 2007 г., жителям областного центра был задан вопрос о том, из каких источников они получили информацию об этих районах. В анкете были предусмотрены два варианта ответов: слышали по телевизору и читали в газетах, журналах (табл. 3).

нижегородцев узнает о районах из СМИ. Нет таких районов, о которых не читали и не слышали вообще, как нет и ярких лидеров. Однако немного чаще горожане говорят, что слышали о районе по телевизору: телепередачи визуальны, лучше запоминаются. Это в целом отражает низкий уровень одного из главных каналов продвижения районов и региона в целом. Районы нуждаются в рекламе, тематических упоминаниях о них в средствах массовой информации.

Наибольшее число упоминаний в газетах, журналах и по телевидению горожане отмечают о г. Сарове (в совокупности 34 %), г.

Дзержинске и Больше-Болдинском районе (по развитые районы, такие как Починковский, 26 %), Борском и Дивеевском (по 23 %). Лукояновский, Сеченовский, Ардатовский,

Таблица 4

Рейтинг районов Нижегородской области по развитости рекреационного и туристического потенциала

Ранг Район Ранг Район Ранг Район

1 Дивеевский 14 Шахунский 19 Варнавинский

2 Большеболдинский 14 Лысковский 19 Вадский

3 Г ородецкий 15 Краснобаковский 19 Сергачский

4 Семеновский 15 Большемурашкинский 19 Воротынский

5 Кстовский 16 Сокольский 19 Ардатовский

5 Арзамасский 16 Уренский 19 Ковернинский

5 Саров 16 Шатковский 20 Володарский

6 Чкаловский 16 Кулебакский 20 Первомайский

7 Борский 16 Воскресенский 20 Кр. Октябрьский

8 Ветлужский 17 Пильнинский 20 Починковский

9 Дзержинск 17 Сосновский 20 Навашинский

10 Балахнинский 17 Лукояновский 21 Бутурлинский

11 Богородский 18 Спасский 21 Сеченовский

12 Выксунский 18 Княгининский 21 Г агинский

12 Дальнеконстантиновский 18 Перевозский 21 Тонкинский

13 Павловский 18 Вачский 21 Тоншаевский

18 Вознесенский 22 Шарангский

Это вполне закономерно. Современный Саров - это федеральный ядерный центр, научный центр мирового значения. Здесь находится Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Это главный ядерный объект страны, где с 1946 г. в течение многих лет велись разработки советского ядерного оружия.

Город Дзержинск второй по численности и промышленному значению город

Нижегородской области, непосредственно входящий в ее состав, - один из крупнейших центров химической промышленности России.

Борский район и его центр г. Бор - город-спутник Н. Новгорода, находящийся напротив его нагорной части на противоположном берегу Волги - крупный промышленный центр.

Большеболдинский и Дивеевский районы наиболее привлекательные в плане туризма. Власти даже решают вопрос о включении этих районов в «Золотое кольцо» России.

Среди районов Нижегородской области есть районы, о которых нижегородцы только слышали, но в связи с чем, ответить не могут. Причем это не только удаленные от областного центра, менее

Вознесенский, Первомайский и др. (табл. 1).

Среди них есть и крупные промышленные центры и районы, где много памятников истории и культуры. Это Навашинский район - крупный транспортный и промышленный центр юго-запада области (основу промышленности района составляет государственное предприятие Нижегородской области «Окская судоверфь»); Лысковский район - 23 крупных и средних предприятия разных отраслей:

электротехнической, пищевой, легкой, металлообрабатывающей, строительных

материалов и других. Кроме этого, район богат памятниками истории и культуры. Город Лысково включен в список исторических населенных мест федерального значения.

Как отмечалось, особенность районов, характеризующихся повышенной плотностью связей с жителями Нижнего Новгорода, заключается в том, что жители областного центра больше информации получают об этих районах по телевидению, чем из печатных средств массовой информации. Наиболее пристальным вниманием телевидения, по сравнению с прессой, пользуются в основном близлежащие районы, мегаполис. Об удаленных районах люди узнают больше из прессы. В этом

смысле пресса оказывается более мобильным, разветвленным, более сетевым средством массовой информации.

Районы, репортажи и упоминания о которых чаще можно увидеть по телевидению, чем в прессе, характеризуются устойчивыми территориально-ресурсными показателями;

культурными, социальными и материальными благами, ориентируются на масштаб и

административный статус. Это такие районы, как Борский, Дзержинск, Шахунский,

Г ородецкий, Дивеевский, Балахнинский, Большемурашкинский, Навашинский,

Кстовский, Сергачский, Уренский районы.

Есть районы, которым печатные СМИ уделяют чуть больше внимания, чем СМИ телевизионные. Это Чкаловский (9 и 6% соответственно), Лукояновский, Г агинский, Бутурлинский, Ардатовский и Павловский районы (на 1% чаще упоминаний в прессе).

Районы, упоминания о которых в прессе минимальны, это районы удаленные,

характеризующиеся низким уровнем социально-экономического развития:

Починковский, Тоншаевский, Шарангский,

Вачский, Сосновский.

Туризм - уникальная отрасль, которая экспортирует впечатление, настроение. В мире есть немало стран, экономика и бюджет которых основываются именно на туризме.

Есть ли в Н. Новгороде районы, обладающие реальным туристическим потенциалом? Очевидно, есть. Этот потенциал связан с выгодным географическим положением, широкой сетью деловых связей района и развитой транспортной инфраструктурой, наличием природных памятников, природных ресурсов, богатого исторического прошлого (табл. 4).

Развитие туристического потенциала территорий принимает все более конкретные формы. Важным в этом вопросе является уровень рекреационного потенциала и развитость туристической инфраструктуры: какие районы Нижегородской области жители города посещали с экскурсией, куда выезжали на пикник, ходили в поход, в каких районных турбазах и санаториях отдыхали отражено в табл. 5.

В целом жители города нечасто отдыхают в области. Наиболее предпочтительным видом отдыха для них является экскурсионная поездка.

Наиболее часто горожане посещают Дивеевский (40%) и Большеболдинский (35%) районы. Это вполне закономерно. Главной достопримечательностью Дивеевского района

является ансамбль Серафимо-Дивеевского

монастыря, который у православных считается четвертым уделом Богородицы (после Афона, Иверии и Киева). Действующая обитель тесно связана с именем православного святого преподобного Серафима Саровского, мощи которого покоятся в главном соборе монастыря.

Большеболдинский район широко известен как уникальное место, связанное с именем великого русского поэта А. С. Пушкина, создавшего здесь значительное число своих произведений. В настоящее время

Г осударственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» с мемориальной усадьбой, подлинным главным домом, надворными постройками, сохраненной рощей «Лучинник» являются крупным общероссийским культурнотуристическим центром.

С экскурсионными визитами бывали нижегородцы и в Городецком (17%), Арзамасском (10%), Чкаловском (9%) и Семеновском (6%) районах.

Город Городец и Городецкий район представляют большой и живой интерес для посещения туристами. Особый интерес и

значимость имеют купеческие усадьбы и жилые дома со знаменитой городецкой «глухой» резьбой по дереву. Среди памятников

архитектуры множество церковных и монастырских ансамблей. Городец - место кончины выдающегося русского полководца, князя Александра Невского (1263 г.), памятник которому возвышается на высоком берегу Волги. Уникальная экспозиция Городецкого краеведческого музея хранит множество

экспонатов, представляющих искусство городецких мастеров: резные деревянные

изделия, образцы отделки домов «глухой» резьбой по дереву, инкрустированные и расписные донца прялок, резные пряничные доски, золотошвейные изделия, рукописные

иллюстрированные книги и многое другое.

Арзамас также интересен как объект туризма: в городе на государственную охрану взяты более 100 памятников истории и культуры, 18 из которых федерального значения. Территория района весьма живописна, с холмистым рельефом, изобилует лесными массивами, небольшими реками. Здесь много баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, садов.

Наиболее привлекателен для туристов в г. Чкаловске дом, в котором в 1904 г. родился легендарный летчик-испытатель, первый нижегородец Герой Советского Союза Валерий

Таблица З

Характеристики посещения районов области нижегородцами, %

Район Ездил на экскурсию Отдых на турбазе, в лагере Ходил в поход, ездил на пикник

Дивеевский 40 4 5

Большеболдинский З5 2 4

Г ородецкий 17 1З 4

Семеновский 6 4 9

Кстовский З 4 11

Арзамасский 10 4 4

Саров 12 2 4

Чкаловский 9 4 4

Борский З 2 10

Ветлужский 2 4 8

Дзержинск 5 2 6

Балахнинский З 4 5

Богородский 2 З 6

Выксунский 2 6 2

Д.Константиновский З 2 5

Павлович Чкалов. Большой архитектурный и исторический интерес представляют старинные православные храмы: Преображенская церковь в с. Пурех (1-я пол. XVII в.), построена кн. Дмитрием Пожарским в честь освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков, Преображенская церковь в с. Вершилово (1835 г.), деревянная церковь Покрова в д. Милино (1780 г.), церкви древнего села Пурех.

Семеновский район богат историческим и культурным наследием. Кроме всемирно известной хохломы. особенностью района является то, что на его территории, по берегам Керженца и в керженских лесах расселялось множество старообрядцев-раскольников, скиты и могилы которых сохраняются здесь с конца ХМ1-Х^П веков.

Отдых на туристических базах, в оздоровительных лагерях, санаториях области менее популярен, чем экскурсии и пикники. Тем не менее, нижегородцы отмечают в этом плане Городецкий район (13% горожан отдыхали в его пансионатах). Его хвойные леса, берега Волги, Узолы, Горьковского водохранилища -излюбленное место отдыха не только жителей Нижегородской области, но и многих регионов России.

Нижегородцы отмечают также пансионаты Выксунского (6%), Дивеевского, Семеновского, Кстовского, Арзамасского, Чкаловского, Ветлужского, Балахнинского районов (по 4 %).

Другим относительно популярным видом отдыха для нижегородцев являются вылазки на природу, походы на пикник. Лидеры данного вида отдыха Кстовский и Борский районы (10% и 11% соответственно). Это близлежащие и в то же время живописные районы.

Кстовский район, красиво раскинувшийся вдоль высокого берега Волги, со множеством лесных массивов, рек, озер, прудов, является местом размещения многочисленных баз отдыха, садоводческих товариществ и дачных поселков.

На территории Борского района расположен известный далеко за пределами области Керженский заповедник, в который входят массивы керженских лесов. В районе множество рек и пойменных озер, являющихся излюбленными местами отдыха жителей Нижнего Новгорода.

Популярны у нижегородцев также Семеновский и Ветлужский районы (9 и 8% соответственно).

Семеновский район богат разнообразными природными (водными, растительными, животными) ресурсами. Его леса и реки, особенно берега лесной реки Керженец, являются излюбленным местом отдыха нижегородцев и туристов из многих регионов страны. Быстрый извилистый Керженец привлекает многочисленных водных туристов, путешествующих на байдарках и плотах.

Ветлужский район так же богат лесными,

DEGREE OF POPULARITY OF THE NIZHNIY NOVGOROD AREA

E. V. Uhabina

Marketing-place is new scientifically-practical direction quickly develops; therefore the question of a competition between territories is rather actual. It’s article is devoted to problems of a level of development of municipal formations and city districts of the Nizhniy Novgorod area on such parameters as, presence in area of relatives, friends or summer residences, visiting of area (city) in connection with necessity of business trips, attention of TV to these areas, press, and also presence in area of the advertising activity connected with its promotion.

водными и животными ресурсами. Чистый воздух сосновых, еловых лесов, чистая вода, нетронутая во многих местах природа делают Ветлужский район, несмотря на удаленность от областного центра, привлекательным местом для дачников и туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.