Научная статья на тему 'Степень исламизации казахского общества на рубеже XIX-XX вв. В оценке миссионеров Киргизской духовной миссии'

Степень исламизации казахского общества на рубеже XIX-XX вв. В оценке миссионеров Киргизской духовной миссии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
652
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысенко Юлия Александровна

Проблема степени проникновения ислама в казахское общество в рассматриваемый период является дискуссионной на протяжении многих десятилетий. Материалы отчетов о деятельности Киргизской миссии за 1881-1914 гг. позволяют прояснить некоторые ее моменты. Киргизская православная миссия действовала среди казахского населения Алтайского горного округа и Акмолинской и Семипалатинской областей Степного генерал-губернаторства в период с 1881 по 1914 г. Наблюдения сотрудников миссии, нашедшие отражение в ежегодных отчетах о деятельности, позволяют утверждать, что на протяжении 70-х гг. XIX в. 1914 г. происходило постоянное укрепление позиций ислама в казахской степи, причем более была знакома казахам обрядовая сторона ислама, чем его религиозно-мировоззренческая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лысенко Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Degree of Kazakh Society Islamization at the End of XIX XX Sentury according to the Observations and Estimation of Missionaries in Kirghiz Mission

The problem of Islam penetration in Kazakh society in the considered period is being discussed during many years. Materials of «Reports of Kirghiz Mission Activity» which act among the Kazakh people of Altaiskii gornyi district and Akhmolinskaya and Semipalatinskaya districts of Stepnoye region in the period of 1881-1914 can correct and specify some facts. Observations of mission workers that had been documented in the annual «Activity Reports» allow to declare that during the seventeenth years of the XIX century 1914 the positions of Islam strengthened gradually in the Kazakh steppe. After all Kazakhs knew better the ceremonial side of Islam than its religious system.

Текст научной работы на тему «Степень исламизации казахского общества на рубеже XIX-XX вв. В оценке миссионеров Киргизской духовной миссии»

Ю.А. Лысенко

Степень исламизации казахского общества на рубеже Х1Х-ХХ вв. в оценке миссионеров Киргизской духовной миссии

На протяжении многих десятилетий в отечественной и казахстанской историографии остается дискуссионной проблема степени распространения ислама в казахском кочевом обществе в XIX - начале XX в. и его влияния на общественные отношения, семейнобрачную обрядность, религиозное сознание.

Как известно, проникновение ислама в кочевую среду тюркоязычных племен Казахстана началось в VII в. в связи с арабским завоеванием Центральной Азии. Однако процесс не стал тотальным в силу ряда объективных и субъективных факторов. В результате здесь сложилась ситуация, при которой носителями исламской религиозной традиции выступили социальные верхи кочевого общества, для основной массы кочевников основополагающими являлись языческие культы, особенно культ предков и культ Неба (Тенгри) [1, с. 24-25].

В 80-90-е гг. XVIII в. Российская империя предприняла попытку искусственного укрепления позиций ислама в казахской степи. Эти меры должны были способствовать интеграции казахского общества в общеимперское пространство, снизить межэтническую напряженность между мусульманскими поволжскими народами - башкирами, калмыками, с одной стороны, и казахами - с другой, возникающую на почве перераспределения пастбищных угодий. Наконец, исламизация мыслилась как масштабный культуртрегерский проект: привлекаемые мечетями казахи должны чаще посещать русские города и со временем перейти к оседлому образу жизни.

Результаты религиозной политики империи в казахской степи были зафиксированы в исследованиях дореволюционных авторов. Большинство из них признавало факт закрепления позиций ислама в казахском обществе. Так, исследователь XVIII в. П.С. Паллас замечал, что «киргизы содержат магометанский закон» [2, с. 274]. По свидетельству И.Г. Ге -орги, «обратившиеся в ислам казахи почитали свою веру» [3, с. 140]. В то же время исследователи отмечали, что в целом казахи не были знакомы с «истинным богослужением» и «даже самыми малейшими духовными обрядами» [4, с. 26]. А «Геродот казахского народа» А.И. Левшин в 1832 г. обращал внимание на тот факт, что казахи, отдавая предпочтение мусульманской религии (тем самым подчеркивалось, что они могли причислять себя и к другим религиозным системам), не отличались фанатизмом, свойственным другим мусульманским народам [5, с. 53].

В середине XIX в. крупнейший казахский востоковед Ч.Ч. Валиханов в своих этнографических заметках отмечал: «У киргизов (казахов. - Ю.Л.) оно (шаманство. - Ю.Л.) смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской, они не знали Магомета, верили в Аллаха и, в то же время, в онгонов, приносили жертвы на гробницах мусульманских угодников, верили в шамана и уважали магометанских ходжей» [6, с. 44-47].

С середины XIX в. правящие круги Российской империи изменили направление своей религиозной политики в отношении казахского общества - целой серией законодательных актов ими был инициирован процесс сдерживания исламизации казахского общества. Одной из основных причин этих тенденций стало укрепление позиций ислама в казахском обществе. Тенденция представлялась нежелательной в связи с увеличением общей численности мусульман империи после присоединения Кавказа и Средней Азии, а также постоянными русско-турецкими войнами, антицинскими мусульманскими волнениями в Синьцзяне, что могло создать определенные угрозы целостности Российской империи.

Однако процесс исламизации, несмотря на предпринятые правительством меры, набирал темпы. И если в начале XIX в. распространение ислама вызывало недовольство населения степи, поскольку проводниками этой политики являлись татарские муллы, отношения с которыми у казахов всегда были сложные [7, с. 2-36], то с середины XIX в., напротив, его ограничение стало рассматриваться как наступление империи на духовную сферу жизнедеятельности казахского общества, как составляющий элемент политики «русификации». Ислам стал выступать для казахов в роли этноинтегрирующего фактора.

Именно поэтому исследователь конца XIX в. И. Гейер считал, что на рубеже XIX-XX вв. ислам являлся господствующей религией в казахском обществе. При этом ученый отмечал, что кочевой образ жизни исключал возможность устройства специальных строений для богослужений, чем, по его словам, и объяснялся его случайный характер у казахов, а отсутствие постоянно функционирующих религиозных учреждений и постоянного духовенства затрудняло в кочевой среде развитие религиозного кругозора и укрепление ислама в его каноническом виде [8, с. 70].

Дискуссия по вопросу о степени распространения ислама среди казахов-кочевников в XIX - начале XX в. перешла и в современную историографию. Некоторой частью казахстанских исследователей гипертрофируется историческая роль ислама в формировании казахской национальной культуры и казахской этнической идентичности [9-10]. Вторая группа исследователей утверждает, что к началу XX в. ислам проник в религиозное сознание казахов поверхностно, принял своеобразные формы, характеризовался сочетанием языческих обрядов и обрядов ислама [11-13].

Внести некоторую ясность в проблему определения степени проникновения исламской традиции в повседневный быт казахов нам могут дневниковые записи и «Отчеты о деятельности...» (далее отчеты) православных миссионеров Киргизской духовной миссии. Миссия была создана по инициативе религиозных и светских властей империи в 1881 г., изначально мыслилась как «противомусульманская», таким образом, главной целью её деятельности становилось ограничение распространения ислама в казахской степи и пропаганда христианства. Поскольку свою непосредственную работу сотрудники Киргизской миссии осуществляли в казахских кочевьях, периодически посещая их, они имели возможность непосредственно наблюдать и оценивать процесс исламизации казахского общества, более детально отслеживать его динамику. Их выводы находили отражение в ежегодных «Отчетах о деятельности Киргизской миссии», которые миссионеры обязаны были представлять епархиальным властям.

На первом этапе своего существования (18811895 гг.) Киргизская миссия являлась составной частью Алтайской Духовной миссии с центром в Бийске [14, с. 158-164], которая действовала на территории Алтайского горного округа и административно подчинялась Томским епархиальным властям. В Отчетах. этого периода прежде всего характеризуются условия, в которых приходилось вести религиозную пропаганду миссионерам. Они отличались жесткой конкуренцией между православными и мусульманскими проповедниками. Несмотря на запрет властей татарским муллам вести религиозную деятельность в казахской степи, последние продолжали активно осваивать регион. «По-прежнему они (татары. - Л.Ю.) сотнями и тысячами беспрепятственно разъезжают по степи, закрепляя киргизов в приверженности исламу.», «. татары сильно парализуют только зарождающееся ещё слабое влияние миссии. Кроме того, по соседству всех миссионеров, по степи путешествуют фанатики-бухарцы и даже турки, .эксплуатируя религиозное невежество киргиз».

Из отчетов следовало, что деятельность мусульманских проповедников имела определенные результаты. В отчете за 1891 г. миссионер Киргизской миссии отмечал: «. двадцать лет тому назад (в 1871 г. -

Ю.Л.) можно было встретить на 1000 только одного киргиза, который бы умел молиться и соблюдать посты (мусульманские. - Ю.Л.). Киргизы смеялись тогда над татарами, когда последние молились: им были непонятны и смешны припадания к земле, раскачивания и движения головой вверх и вниз. Теперь, наоборот, на ту же 1000 человек можно встретить одного кир-гизца, который не молился бы и не соблюдал постов ислама» [15, с. 26-27]. По сообщениям миссионеров, дети богатых казахов имели возможность получить образование в исламских религиозных учреждениях в Бухаре и Казани. Показательно мнение Филарета Синьковского, миссионера Буконьского стана, который имел многолетний опыт миссионерской работы среди казахов. В 1887 г. он отмечал, что работать среди казахов гораздо тяжелее, чем среди алтайцев, потому что «киргизы, благодаря своей магометанской религии, которая еще в зародыше, но все же развивается и укрепляется в них, враждебно смотрят на переход своих соплеменников в христианство». «Ввиду такого враждебного отношения к христианству, выражающего в преследовании желающих принять крещение, миссионеру иногда приходиться ускорять крещение» [16, с. 25].

Миссионеры Киргизской духовной миссии, работающие среди казахов, постоянно подчеркивали, что исламизация не принесла ничего положительного казахам-кочевникам. Для этого они довольно часто приводили в отчетах пространные беседы с пожилыми казахами, которые утверждали, что ислам способствовал падению нравов среди казахской молодежи, развивал такие пороки, как пьянство, разгул, неуважение к старшим и т.д. Указывалось, что татарские муллы, работающие в школах, не могли дать достойного образования казахской молодежи, поскольку вели обучение на арабском языке, незнакомом казахам, а сам процесс обучения сводили к механическому заучиванию Корана [17, л. 36].

В то же время практически в каждом их проанализированных нами отчетов Киргизской миссии за период с 1882 по 1895 г. подчеркивалась мысль о том, что на данном этапе не произошло глубокой трансформации языческого религиозного сознания казахов-кочевников под влиянием ислама. Для подтверждения этой мысли часто приводились описания языческих обрядов и культов жизненного и календарного циклов, особенно поминок и связанных с ними конноспортивных скачек (байги), у той части казахов, которая исповедовала ислам. Например, миссионер Больше-нарымского стана Стефан Борисов в 1891 г. писал: «. киргизы очень скудны сведениями о магометанстве, а те сведения, которыми большинство их них владеет, - не более как круг обрядовых предписаний Корана. . Мусульманству преданы киргизы настолько, насколько может быть предан человек своей вере, а фанатизма в них вовсе нет. По свойствам

характера киргизы фанатиками быть не могут и это -счастье наше! ...нет в них характерной стойкости и решительности, которыми отличаются татары, турки и прочие фанатичные мусульмане. Впрочем, ислам способен перевоспитать и киргизов, если только допустить его в степь во всей силе» [18, л. 3]. Таким образом, подчеркивалась идея о том, что в настоящее время еще есть шанс повернуть казахов - полуязычни-ков-полумусульман в лоно православной веры.

В отчетах приводятся также описания взаимоотношений, которые складывались между миссионерами и казахами во время посещений первыми кочевий. В этой связи миссионеры отмечали, что казахи относились к ним с предубеждением, даже с опаской, отказывались приходить на проповеди и даже просто беседовать с миссионерами. Считалось, что соответствующие установки казахами были получены от татарских мулл.

Учитывая все эти обстоятельства, миссионеры предлагали комплекс мер, который бы способствовал успешному развитию дела православной миссии. Во-первых, было предложено выселить с территории Томской епархии, в ведение которой входила Киргизская миссия, «персидских и турецких подданных», занимавшихся пропагандой ислама. В рамках проведения этой акции администрации Алтайского горного округа предлагалось также насильственно выдворять с его территории и казахов, отказывающихся принимать крещение. С начала 90-х гг. XIX в. рекомендации стали претворяться в жизнь. Но судя по архивным данным, этот процесс был весьма болезненным, администрации приходилось действовать очень осторожно. Миссионер Черно-Ануйского отделения Алтайской миссии, на территории которого проживало большое количество казахов, среди них также велась миссионерская деятельность, Филарет Синьковский в этой связи писал: «Киргизы некрещеные, шатаясь без письменного вида по Бийскому округу, занимаются большей частью одним ремеслом - конокрадством. .нам приходилось читать не одно предписание полицейских чиновников сельскому старосте о немедленном выдворении некрещенных киргиз с угрозою строгой ответственности, но через несколько дней от тех же чиновников следовали предписания «не трогать киргиз» под различными благовидными предлогами» [19].

Во-вторых, священники миссии указывали на необходимо менять ситуацию, которая способствовала развитию «татарской грамотности». «Так, прошения свои киргизы (казахи. - Ю.Л.) подают областной и уездной власти обыкновенно писанныя татарским алфавитом, чем оказывается этому языку предпочтение перед языком русским». Выход из ситуации миссионеры видели во введении в учебных заведениях грамоты на русском языке, и в городах, где составляются эти прошения, найти русских писцов. Кроме

того, принимать прошения только на русском языке, что «если бы не уменьшило среди киргиз (казахов. -Ю.Л.) грамоту татарскую, то во всяком случае усилило бы грамотность русскую» [20, л. 40об.].

В-третьих, действенным средством успешной пропаганды православия священники Киргизской миссии считали «братское объединение их (казахов. - Ю.Л.) с русскими, удаление взаимной вражды, . путь возрождения приходской жизни». Предлагалось также «. инородческие окраины Российского государства, смежные с чужеземными государствами», заселять «. только православными, которые одни могут ассимилировать инородческий элемент и образовать твердый государственный оплот против чужеземных народностей» [21, с. 19].

Таким образом, на этапе становления Киргизской духовной миссии (1881-1895 гг.) её сотрудникам пришлось столкнуться с конкуренцией со стороны мусульманских проповедников - татарских, среднеазиатских и даже турецких, которые, несмотря на запрет администрации, продолжали активную пропаганду идей ислама среди казахского населения. Православные миссионеры в 80-х - начале 90-х гг. XIX в. зафиксировали факт повсеместного распространения ислама среди казахов-кочевников Алтайского горного округа, их знакомство с обрядовой стороной ислама, соблюдение кочевниками мусульманского поста, пятикратной молитвы, использование мусульманских обычаев в семейно-брачной обрядности. Подчеркивалась популярность среди казахов получения исламского религиозного образования в учебных заведениях Казани и городах Средней Азии, а также паломничества в Мекку или Туркестан. В то же время миссионеры отмечали неглубокий уровень знаний канонов Корана среди казахов (что объяснялось незнанием арабского и персидского языков), отсутствие глубокой трансформации языческого религиозного сознания кочевников, синтез мусульманских и языческих обрядов, консерватизм мусульманского образования.

Косвенным свидетельством того, что ислам имел большее влияние в казахской степи, являются показатели деятельности Киргизской миссии за первый период. Несмотря на рост численности станов миссии (к моменту выделения её в самостоятельную в 1895 г. их насчитывалось пять) и все предпринятые православными миссионерами меры, в том числе по ограничению распространения влияния ислама, обращение в христианство казахов Алтайского горного округа шло довольно медленными темпами. Доступные нам архивные материалы позволили установить, что в 1885 г. крещение приняли - 11, 1888 г. - 638, в 1892 г. - 25, в 1891 г. - 21, 1894 г. - 86 казахов обоего пола. Если исходить из того, что к 1901 г. численность казахского населения, проживающего в Алтайском горном округе, составляла 27953 человека [22, с. 20], количество принявших православие не пре-

высило, таким образом, 2,8%. Как правило, это были социально незащищенные слои казахской общины, новокрещенные казахи продолжали демонстрировать «. сильное расположение к мусульманству», соблюдали мусульманские посты и праздники, устраивали поминки по мусульманской традиции. «. вследствии этого крестное знамение и молитву некоторые совсем забросили, иконы содержат непристойно или совсем не имеют, приходят на исповедь, но от причащения отказываются или же приходят в грязных разорванных одеяниях, тогда как мусульманский праздник проводят разряженные» [23, л. 40].

Второй этап деятельности Киргизской миссии начался в 1895 г. - когда в результате образования Омской епархии в её ведение были переданы часть приходов Томской епархии и станы Киргизской миссии. Таким образом, с 1895 г. последняя выделилась из состава Алтайской духовной миссии, её центром стал Семипалатинск, а деятельность была перенесена с территории Алтайского горного округа в Семипалатинскую и Акмолинскую области Степного генерал-губернаторства.

Тот факт, что миссионерам теперь придется работать в совершенно иных условиях, осознавали как религиозные, так и светские власти. Своеобразность ситуации заключалась в том, что казахское население Акмолинской и Семипалатинской областей вело более подвижный образ жизни, нежели население Алтайского округа, процесс оседания затронул его поверхностно. Принимался во внимание и факт более глубокого проникновения ислама в кочевую среду.

В этой связи генерал-губернатор Степного края Таубе считал, что миссионеры Киргизской миссии должны обладать определенными профессиональными качествами. «Эти лица, - писал он, - помимо богословского образования и высоких нравственных качеств, а также искреннего призвания к миссионерской деятельности, должны обязательно владеть киргизским языком в совершенстве, знать персидский и арабский языки, изучить основательно Аль-Коран, его толкование, а также магометанские богослужебные книги, обладать некоторыми медицинскими познаниями, достаточными для оказания первой врачебной помощи. в пище, одежде и своем образе жизни ничем не отличаться от киргиз»; «Приближаясь, таким образом, по внешнему виду к типу мусульманских мулл и сжившись с повседневной жизнью киргиз, миссионеры в первые годы проповеди христианства. на родном языке кочевников, легче всего найдут доступ к их сердцам». Барон Таубе также считал, что деятельность миссионеров не должна ограничиваться территориально одним районом. Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, сами миссионеры должны кочевать из аула в аул «. под видом лекарей или торговцев и при удобном случае проповедовать Слово божие» [24, л. 30-30об.].

Анализ отчетов за 1895-1914 гг. позволяет утверждать, что и миссионеры довольно объективно оценивали ситуацию и констатировали, что в отличии от Алтайского горного округа, на территории Семипалатинской и Акмолинской областей ислам имел еще большее влияние среди казахов-кочевников. Мулла-проповедник, по сообщению миссионеров, имелся практически в каждом ауле. «Муллы весьма близки к киргизам, живут вместе с ними их жизнью; вероучение и школы являются дружной спутницей их всегда и везде: кочуют ли они или живут оседло» [25, с. 11].

Подчеркивалось, что ислам развит повсеместно, все возрастные категории и социальные группы казахского общества являлись приверженцами ислама, при этом главную роль в деле проведения мусульманских идей продолжали играть татарские муллы. Миссионер Буконьского (Преображенского) стана в 1899 г. в этой связи писал: «. тяжело одному миссионеру бороться с магометанским лжеверием на громадном пространстве 55000 кв. верст при 95000 мусульман со множеством аульных и волостных мулл и фанатичных татар из Казани, поселившихся среди киргиз под именем чалоказахов». «. Весьма прискорбно наблюдать, - продолжал он, - что с каждым годом киргизы в районе Буконьского стана крепнут в учении ислама, и обращение их в Христианство с каждым годом становится все труднее и труднее» [25, с. 9].

Наибольшему влиянию исламских проповедников в Долонском стане были подвержены казахи Аккуль-ской и Бескаракайской волостей, на территории которых находилось «.2 деревни с татарским населением, более фанатичным в религиозном плане, и 4 мечети со школами». Подобная ситуация фиксировалась повсеместно, причем миссионеры подчеркивали, что среди казахов ислам не только закрепляется как религия, но и «. мусульманский фанатизм между степняками-киргизами все более и более развивается» [26, с. 10].

Наряду с татарскими муллами в казахской степи появилось большое количество мусульманских проповедников из местной этнической среды. Так, миссионер Татарского стана в 1909 г. писал: «В каждом киргизском ауле есть свой мулла, который обучает детей мусульманской грамоте и предстоит в общественных намазах. Муллы эти - по большой части самые обыкновенные киргизы, умеющие читать Коран и вообще до некой степени знающие мусульманскую грамоту. Все их познание в своей специальности сводится к знанию и исполнению обрядовой стороны ислама, доходящего до фанатизма, чем они и щеголяют перед своими собратьями-киргизами» [27, с. 37].

По сообщениям миссионеров, исламские проповедники вели активную антиправославную пропаганду среди казахов-мусульман и новообращенных казахов. Особенно эта работа усилилась в годы русской рево-

люции 1905-1907 гг. Например, в 1906 г. после провозглашения Манифеста о свободе вероисповедания в степи появились «печатные экземпляры прошения на имя губернатора, где духовенство (православное. -Ю.Л.) настойчиво обвиняется в насилии и хитрости в отношении крещеных инородцев. Эта готовая форма прошения печатана в Казанской типографии Каримовых и достигла наших крещенных, которым, следовательно, представляется только подписать своё имя и фамилию, если они грамотны, а если неграмотны, то и за них кто-нибудь распишется» [28, с. 12].

В Атбасарском стане в конце XIX в. деятельность миссионера была вообще направлена «. не на распространение Христианской веры среди киргиз, а на охранение христиан, имеющих шаткие религиозные убеждения от преобладания массы магометан. Такие неустойчивые христиане есть как между киргизами прежде окрещенными, так и между русскими, . живущими далеко от русских селений» [29, с. 12]. Тревогу били не зря, поскольку уже были известны случаи обращения русских в мусульманство. Так, буконьский миссионер сообщал, что коллежский регистратор некто Ризенко «.принял обрезание, совершал намаз, жил с киргизкой, имел от неё детей» [30, с. 6].

По сообщениям миссионеров, значительно осложнились отношения между ними и населением степи, по сравнению с предшествующим периодом. «Магометанский проповедник. вселил ненависть и вражду к христианам в сердцах последователей его учения, что явно выражают киргизы.» [31, с. 6]. Предлагаемое миссионерами учение Христово «. киргизы слушали неохотно, и некоторые даже лицемерно». «Там, где киргизы более омусульманились, они неохотно вступают в беседы с миссионером, . всеми мерами уклоняются от беседы с миссионером, . избегают миссионеров под влиянием мулл» [31, с. 7].

В отличие от утвердившегося в историографии мнения о том, что ислам в конце XIX - начале XX в. проник в казахское общество поверхностно и не затронул значительно повседневную жизнь кочевников, миссионеры приводили в отчетах факты, позволяющие поставить под сомнение этот тезис. Например, в отличие от начального этапа деятельности миссии возникла проблема общения с женщинами-казашками, которые по канонам ислама не имели права общаться с посторонними мужчинами. Так, например, миссионер Владимирского стана в 1911 г. писал, что в связи с тем, что большинство мужской части находилось на заработках у русских крестьян и казаков, в аулах, которые он посетил, ему «.приходилось больше видеть одних женщин и детей, на беседы с которыми о предметах веры мы не могли и рассчитывать, так как женщина, по мусульманскому закону, не должна не только разговаривать с посторонним мужчиною, но даже и смотреть на него» [32, с.13]. Для решения возникшей проблемы была предпринята попытка при-

влечения к работе в Киргизской миссии женщин, принявших постриг. В центральном стане миссии была открыта в 1902 г. женская православная община [33, с. 23]. Обращает на себя внимание и факт отсутствия упоминаний миссионерами в отчетах каких-либо реликтов доисламских верований и культов, в отличие от предшествующего периода.

Накануне Первой мировой войны условия миссионерской деятельности среди казахского населения ещё более осложнились. Если раньше, ещё на рубеже XIX-XX вв., миссионер мог свободно приезжать в степь и вести пропаганду, теперь его деятельность становилась полулегальной. Миссионер Татарского стана Филипп Дьяков в этой связи в 1909 г. писал: «. выезжая теперь в степь, намечаешь себе известный пункт, обыкновенно какое-нибудь русское селение, . и пробираешься туда через киргизские аулы, делая остановки в них якобы для отдыха и корма лошадей. . приюта приходится добиваться с ещё большими затруднениями. . приходится маскировать миссионерские поездки, чтобы для киргиз наши посещения казались как бы случайными» [34, с. 24].

События первой русской революции 1905-1907 гг., по мнению миссионеров, крайне отрицательно отразились на работе миссии. Царский манифест о свободе вероисповедания, опубликованный 17 апреля 1905 г., явился причиной «.прискорбного явления - отпадения новокрещенных в магометанство» [35, с. 42-43]. В 1905-1906 гг. Семипалатинскому военному губернатору стали поступать заявления новокрещенных казахов о том, что «. они не желают оставаться в православии, ссылаясь иногда на то, что их крестили силой или обманом» [36, с. 12]. «Отпад-шие от православия некоторые находятся в безвестном отчуждении. Искать их в степи и увещевать в нынешнее время для миссионера - дело неудобоисполнимое, так как без содействия администрации их не найти, а прибегать в помощи администрации можно было только до Манифеста о вероисповедной свободе. .от встречи с миссионером отпадшие уклоняются» [37, с. 36]. До этих событий и так не слишком большое количество новокрещенных Киргизской миссии начинает сокращаться.

Изменилось и настроение самих миссионеров. В начальный период своей деятельности, несмотря на незначительные успехи в деле обращения в православие, большинство из них были полны оптимизма и уверенности в том, что все трудности, в том числе и конкуренция исламских проповедников, преодолимы. Теперь, после сравнивания степени организации православного миссионерства и мусульманского в казахской степи, в отчетах миссионеров появляются пессимистичные мысли о том, что противостоять такой сплоченной и хорошо организованной массе мусульманских проповедников практически невозможно. В лучшие годы своей деятельности Киргизская

миссия могла противопоставить ей лишь не более 9 миссионеров-священников. Сами миссионеры уже не выдвигали никаких идей, связанных с совершенствованием методики своей работы, не просили финансовой поддержки у светских и духовных властей. Они понимали, что момент, когда религиозное сознание казахов можно было бы повернуть в лоно православия, уже упущен, не питали на этот счет иллюзий и осознавали провальность миссии. Тревогу бил лишь её начальник, который постоянно указывал на необходимость ужесточения государственных мер по ограничению ислама в казахской степи, призывал привлечь к работе в миссию православных крестьян-переселенцев. Но начавшаяся Первая мировая война свела на нет все его начинания. Занятое военными проблемами государство практически отстранилось от дел, количество станов миссии и её финансирование постоянно сокращались, а с 1915 г. перестали публиковаться и её годовые Отчеты о деятельности.

Таким образом, анализ отчетов Киргизской миссии, действующей на территории Алтайского горного округа, а затем Семипалатинской и Акмолинской областей Степного генерал-губернаторства, позволяет утверждать, что с 70-х гг. XIX вв. до начала Первой мировой войны произошло значительное укрепление позиций ислама в казахской степи. При неглубоком знании религиозно-философской системы ислама казахам была знакома его обрядовая сторона.

В то же время нужно относиться критически к имеющейся в отчетах информации о степени распространения ислама среди казахского населения и учитывать то обстоятельство, что деятельность Киргизской миссии происходила в весьма своеобразных исторических условиях, когда шел процесс консолидации казахского этноса.

Как известно, в ходе этнических консолидаци-онных процессов активно формируется этническое самосознание и представление о собственной монолитности и обособленности, что способствует четкому противопоставлению «себя» соседним, подчас родственным этносам. Здесь огромную роль играет и религиозная составляющая. В некоторых районах, например юга Западной Сибири, процесс распространения православия сыграл положительную роль и выступал дополнительным фактором этнической

1. Милославский, Г.В. Интергационные процессы в мусульманском мире / ГВ. Милославский. - М., 1991.

2. Паллас, П. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. Паллас. - СПб., 1809. - Ч. 3.

3. Георги, И.Г. Описание обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / И.Г. Георги. - СПб., 1796. - Ч. 2.

4. Рычков, Н. Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г. / Н. Рычков. - СПб., 1772.

консолидацию некоторых групп населения [38, с. 89-104]. В Казахстане имели место обратные процессы - конфессиональный фактор (православное миссионерство) воплощал этноразделительную функцию и укреплял собственную этничность казахского народа. Ислам осознавался казахским населением как этнический компонент, признак, отличающий их от русских крестьян-переселенцев. На рубеже XIX-XX вв. он превращался в еще более этноразделитель-ный барьер между русскими и казахами, препятствуя процессу аккультурации и ассимиляции.

Деятельность Киргизской миссии разворачивалась так же на общем фоне консолидации мусульман Российской империи, создания ими массовых религиозных организаций. Поэтому православная церковь и тем более её миссионерская деятельность воспринимались как проявление колониальной политики империи по отношению к нерусским народа и вызывали соответствующее неприятие и отчуждение [39, с. 62-73]. Укрепление позиций ислама стало, таким образом, защитной реакцией казахского общества на процесс колонизации региона Российской империей, а не результатом внутреннего саморазвития казахского этноса. К примеру, открытие первого стана Киргизской миссии в Акмолинской области вызвало широкий резонанс в степи. По сообщению генерал-губернатора Степного края Таубе, в результате поездки епископа Тобольского в регион в 1899 г. «среди последних (казахов. - Ю.Л.) началось брожение умов, выразившееся в толках о насильственном обращении в христианство и самовольных сборищах с целью ходатайствовать у правительства назначения для киргиз особого муфтия, который был бы защитником мусульманской веры»; «...для этой цели неоднократно составлялись незаконные сборища, сначала в волостях, а потом на чрезвычайных съездах биев в станице Арык-Балакской. На этих сборищах... угрожали киргизам, что их будут силой обращать в христианскую веру» [40, л. 2-8]. Проникновение ислама и его традиций в кочевую среду, бытовую культуру казахов, хотя и наложило отпечаток на весь их жизненный уклад, однако не повлекло за собой полного исчезновения домусульманского этнокультурного компонента. Последний продолжал функционировать, приспосабливаясь к новым условиям, образуя синкретические системы.

еский список

5. Левшин, А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей / А.И. Левшин. - СПб., 1832.

- Ч. 3.

6. Валиханов, Ч.Ч. Следы шаманства у киргиз / Ч.Ч. Валиханов // Собр. соч. - Алма-Ата, 1976. - Т. 5.

7. Султангалиева, Г. «Татарская» диаспора в конфессиональных связях казахской степи ^УШ^К вв.) / Г. Султангалиева // Вестник Евразии. - 2000. - №4 (11).

8. Гейер, И. Ишаны: материалы к изучению бытовых черт мусульманского населения Туркестанского края /

И. Гейер // Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. - Ташкент, 1891. - Т. 1.

9. Бейбит, С.А. Казахстан: религии и межконфес-сиональные отношения / С.А. Бейбит, М.К. Барбасов // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - №20 (20).

10. Мустафина, Р.М. Представления, культы, обряды у казахов / Р.М. Мустафина. - Алма-Ата, 1992.

11. Толеубаев, А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX - начало XX вв.) / А.Т. Толеубаев. - Алма-Ата, 1991.

12. Сабитов, Н. Мектебы и медресе у казахов (историкопедагогический очерк) / Н. Сабитов. - Алма-Ата, 1991.

13. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / под ред. Д.Ю. Арапова. - М., 2001.

14. Лысенко, Ю.А. Итоги деятельности Киргизской миссии на этапе её становления // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая / Ю.А. Лысенко // Материалы международной научной конференции (23-24 ноября 2006 г.). - Горно-Алтайск, 2006.

15. Алтайская и киргизская миссии Томской епархии в 1892 г. - Бийск, 1893.

16. Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях за 1887 г.

- Томск, 1888.

17. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). - Ф. 164. - Оп. 2. - Д. 8.

18. ЦХАФ АК. - Ф. 164. - Оп. 1. - Д. 48.

19. Записки Алтайского миссионера Черно-Ануйского отделения священника Филарета Синьковского за 18761881 гг. - М., 1883.

20. ЦХАФ АК. - Ф. 164. - Оп. 2. - Д. 8.

21. Отчет о деятельности Алтайской духовной миссии за 1895 г. - Томск, 1896.

22. Анисимова, И.В. История формирования казахской диаспоры Алтайского (горного) округа (вторая половина XVIII - начало XX вв.) : автореф. дис. . канд. ист. наук / И.В. Анисимова. - Барнаул, 2004.

23. ЦХАФ АК. - Ф. 164. - Оп. 1. - Д. 135.

24. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 436.

25. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // Омские епархиальные ведомости (ОЕВ). - 1900. - №14. - 15 июля.

26. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // ОЕВ. - 1900.

- №18. - 15 сент.

27. Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии за 1909 г. // ОЕВ. - 1910. - №9. - 1 мая.

28. Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1906 г. // ОЕВ. - 1907. - №12. - 15 июня.

29. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // ОЕВ. - 1900.

- №20. - 15 окт.

30. Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1898 г. // ОЕВ. - 1899. - №19. - 1 окт.

31. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // ОЕВ. - 1900.

- №16. - 15 авг.

32. Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1911 г. // ОЕВ. - 1912. - №20. - 15 окт.

33. Отчет о состоянии Киргизской миссии за 1902 г. // ОЕВ. - 1903. - №10. - 15 мая.

34. Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии за 1909 г. // ОЕВ. - 1910. - №9. - 1 мая.

35. Отчет о состоянии Киргизской миссии за 1905 г. // ОЕВ. - 1906. - №12. - 15 июня.

36. Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1906 г. // ОЕВ. - 1907. - №12. - 15 июня.

37. Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии за 1909 г. // ОЕВ. - 1910. - № 9. - 1 мая.

38. Шерстова, Л.И. Религия и этнос: проблема взаимодействия (на сибирских материалах XVII - начала XX вв.) / Л.И. Шерстова // Исторические и философские исследования в Сибири. - Томск, 2007.

39. Исхаков, С.М. Первая российская революция и мусульманское движение / С.М. Исхаков // Отечественная история. - 2003. - №5.

40. ЦГА РК. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 458.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.