Научная статья на тему 'Степень ахроматичности красок и погрешность цветового тона'

Степень ахроматичности красок и погрешность цветового тона Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХРОМАТИЧНОСТЬ / ПОГРЕШНОСТЬ ЦВЕТОВОГО ТОНА / СПЕКТРАЛЬНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ / CHROMATICITY / THE ERROR OF THE COLOR TONES / THE SPECTRAL OPTICAL THICKNESS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ерошкина Виктория Вячеславовна, Проскуряков Николай Евгеньевич

Проведен анализ показателей цвета печатаемого изображения и расчет погрешности цветового тона и ахроматичности цвета на паразитные поглощения. Выполнен анализ спектральной оптической плотности типичных триадных полиграфических красок и фильтров Kodak Wratten 25, 58 и 47 соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEGREE OF PAINTS ACHROMA TICITY AND COLOR TONE ERROR

The analysis of indicators of color of the printed image and calculation of error of color tone and chromaticity of color on parasitic absorption is carried out. The spectral optical density of typical printing inks and filters Kodak Wratten 25, 58 and 47, respectively, was analyzed.

Текст научной работы на тему «Степень ахроматичности красок и погрешность цветового тона»

УДК 655.3.022.9

СТЕПЕНЬ АХРОМАТИЧНОСТИ КРАСОК И ПОГРЕШНОСТЬ ЦВЕТОВОГО ТОНА

В.В. Ерошкина, Н.Е. Проскуряков

Проведен анализ показателей цвета печатаемого изображения и расчет погрешности цветового тона и ахроматичности цвета на паразитные поглощения. Выполнен анализ спектральной оптической плотности типичных триадных полиграфических красок и фильтров Kodak Wratten 25, 58 и 47 соответственно.

Ключевые слова: ахроматичность, погрешность цветового тона, спектральная оптическая плотность.

Компенсация паразитных поглощений необходима в любом случае, когда подготавливается изображение для печати. Небольшие искажения можно не трогать, а в некоторых случаях так и вовсе оставить специально, если так задумывался исходный дизайн. В остальных случаях лучше по возможности максимально скомпенсировать цвет.

Под ароматичностью будем понимать присутствие в составе цветной краски серого компонен-

Ахроматичность цвета является мерой затемненности (загрязненности) цветной краски и количественно оценивается величиной серого компонента (черным цветом), присутствующего в краске.

Классифицируем цветовоспроизводящие свойства красок в показателях их зональных оптических плотностей, т.е. оптических плотностей, измеренных за красным, зеленым и синим фильтрами (такими, как Kodak Wratten 25 — красный, 58 — зеленый, 47—синий). Типичный набор таких плотностей снят с правого изображения на рис. 1 и дан в табл. 1.

Из зональных оптических плотностей можно вычислить значения двух весьма полезных показателей: коэффициента погрешности цветового тона, ^пцт и коэффициента ахроматичности, КА:

ЛГпцт = 100<M-L)/(tf-L); КА = 100-L/H где Н - наибольшая оптическая плотность той или иной краски как сумма оптических плотностей за красным, зеленым и синим фильтрами; М - средняя оптическая плотность; L - минимальная оптическая плотность.

Если, предположить, что краска не имеет паразитных поглощений, то величины М и L окажутся равными нулю, и, следовательно, коэффициент погрешности цветового тона и коэффициент ахроматичности тоже окажутся равными нулю.

Рис 1. Результаты печати: а - без маскирования: хорошо видно, что отсутствие коррекции паразитных поглощений приводит к падению насыщенности элементов репродукции; б - скомпенсированное цветовое изображение

Таблица 1

Оптические плотности типичных полиграфических красок, измеренные за красным, зеленым _и синим фильтрами Kodak Wratten 25, 58 и 47_

Краска Оптические плотности за фильтрами

красным (25 ) зеленым (58) синим (47)

Cyan (голубой) 1.2 0.37 0.17

Magenta (пурпурный) 0.11 1.09 0.56

Yellow (желтый) 0.01 0.06 0.96

Cyan + Magenta 1.33 1.44 0.67

Magenta + Yellow 0.11 1.22 1.61

Cyan + Yellow 1.29 0.43 1.19

Cyan + Magenta + Yellow 1.31 1.53 1.66

Cyan + Magenta + Yellow + Black 1.6 1.83 1.9

Машины, агрегаты и процессы

Таблица 2

Значения показателей для полиграфических красок__

Показатель Cyan Magenta Yellow

Коэффициент ахроматичности, Кд 14.2 10.1 1

Коэффициент погрешности цветового тона, Кццт 19.4 45.9 5.5

Если у краски имеются паразитные поглощения, но величина их одинакова, то М=ЬФ0. В этом случае коэффициент погрешности цветового тона будет равен нулю, но коэффициент ахроматичности приобретет некое значение, отличное от нуля. В этом случае можно сказать, что данная краска является идеальной (т.е. условно без паразитных поглощений), но смешана при этом с некоторым количеством идеально серой краски (что ведет к определенному снижению чистоты цвета, но не к искажению цветового тона).

Если у краски имеются паразитные поглощения, неравные друг другу, то понятно, что М будет больше Z, а коэффициент погрешности цветового тона окажется не равным нулю. О такой краске мы условно говорим как об идеальной, но смешанной с некоторым количеством идеально серой краски и некоторым количеством одной из оставшихся условно идеальных красок триады. К примеру, о Magenta-краске из табл. 1 мы говорим как об эквиваленте комбинации идеально серой краски оптической плотности 0,11 с идеальной Yellow-краской. оптической плотности 0,45х(0,56-0,11) и идеальной Magenta-краской оптической плотности 0,98х(1,09-0,11). Итак, обсуждаемая Magenta-краска отличается от идеальной условной примесью идеально серой краски (коэффициент ахроматичности ^¿=0,11/1,09x100=10,1) и уклоном в желтый тон (коэффициент погрешности цветового тона, КПцт=0.45/0.98х 100=45.9). Коэффициенты ахроматичности и погрешности цветового тона по каждой фактической краске триады приведены в табл. 2, где видно, что у желтой краски эти показатели наименьшие, в то время как у пурпурной - наибольшие. Погрешности цветового тона каждой из триад-ных красок всегда однонаправленны. У голубой они ориентированы в синем направлении (эквивалентно паразитной добавке Magenta), у пурпурной — в красном (эквивалентно паразитной добавке Yellow), у желтой - также в красном (эквивалентно паразитной добавке Magenta).

Сказанное проиллюстрирует рис. 2: направление искажения цветового тона типичных триад-ных красок — это смещение по окружности диаграммы, а коэффициент ахроматичности — это расстояние от окружности (нулевой коэффициент ахроматичности) в направлении центра этой окружности (100% ахроматичности).

G

100

Рис. 2. Коэффициенты искажения цветового тона (углы отклонения от нулевых осей) и ахроматичности (удаление от окружности к центру) типичных полиграфических триадных красок (табл.1), а также диапазоны возможных значений у красок разных производителей

(закрашенные области)

Проанализируем представленные на рис. 3 спектральные оптические плотности на отражение и пропускание типичных полиграфических красок: голубой (Cyan), пурпурной (Magenta) и желтой (Yellow) для фильтров Kodak Wratten 25 (красный), 58 (зеленый) и 47 (синий).

Мы видим, что у всех трех красок имеются паразитные поглощения: у Magenta-краски вдобавок к полезному поглощению в средневолновой («зеленой», 480-550 нм) части видимого спектра имеет место заметное паразитное поглощение в коротковолновой («синей», 400-480 нм) его части; у Суяи-краски наряду с полезным поглощением в длинноволновой («красной», 580-700 нм) части спектра имеется явное паразитное поглощение в средневолновой («зеленой», 480-550 нм) части; Yellow-краска демонстрирует наилучшие показатели - ее паразитные поглощения в длинноволновой («красной», 580660 нм) и средневолновой («зеленой», 480-550 нм) частях видимого спектра едва выражены.

1.4 -1—i—i—i—|—|—|—1—1—|—|—|—|—|--1.4 -|—i—i—i—|—|—|—|—|—i—i—|—|—г

О.............. ..ol........... i i i

Рис. 3. Кривые спектральной оптической плотности типичных триадных полиграфических красок, а также красного, зеленого и синего фильтров Kodak Wratten 25, 58 и 47соответственно

Однако, несмотря на то, что спектральные свойства красок основополагающи, существуют и иные факторы, влияющие на их выбор для того или иного конкретного применения, к примеру: вязкость, скорость высыхания, светостойкость и стоимость. Стоит сказать, что в реальной практике по сей день применяются триадные краски весьма широкого диапазона свойств.

Список литературы

1. Цветовоспроизведение. 6-е издание / Р.В.Г. Хант (ред.); пер. с англ. А.Е. Шадрин; под ред. А.В. Захарченко. СПб, Алексей Шадрин. 2009. 888 с.

2. Маргулис Д. Photoshop LAB Color: загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве. пер. с англ. М.: Интелбук, 2006. 480 с.

Ерошкина Виктория Вячеславовна, магистрант, vitoriya960326@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Проскуряков Николай Евгеньевич, д-р техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE DEGREE OF PAINTS A CHROMA TICITY AND COLOR TONE ERROR V. V. Eroshkina, N.E. Proskuriakov

The analysis of indicators of color of the printed image and calculation of error of color tone and chromaticity of color on parasitic absorption is carried out. The spectral optical density of typical printing inks and filters Kodak Wratten 25, 58 and 47, respectively, was analyzed.

Key words: chromaticity, the error of the color tones, the spectral optical thickness.

Eroshkina Victoria Vyacheslavovna, undergraduate, vitoriya960326@gmail. com, Russia, Tula, Tula State University

Proskuriakov Nikolai Evgenevich, doctor of technical sciences, professor, vippne@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.