Аксарин Вячеслав Валериевич
СТЕНГАЗЕТА "ПРОМКООПЕРАТОР" КАК ОТРАЖЕНИЕ КООПЕРАТИВНОЙ ЖИЗНИ
На материалах Ханты-Мансийского государственного архива впервые рассматриваются особенности стенной газеты "Промкооператор" как самодеятельного творчества кооперативных работников. Объектом исследования стали содержание и оформление стенгазеты Ханты-Мансийского окружного союза многопромысловой кооперации. Кроме того, анализируются состав стенкоров, работа редакционной коллегии и содержание статей. Исследование стенной газеты позволяет дополнить существующее в исторической науке представление о жизни кооперативных объединений в 1950-х гг. Сделан вывод о том, что стенная печать все больше подвергалась партийному диктату и агитационно-пропагандистскому влиянию.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/11/2.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 17-20. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Абдина Р. П. Хакасские традиционные украшения и особенности их номинации // Сибирский филологический журнал. 2010. № 2. С. 113-119.
2. Анжиганова Л. В. Традиционное мировоззрение хакасов: опыт реконструкции. Абакан: Отдел издательской деятельности ХРИПК и ПРО «РОСА», 1997. 128 с.
3. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1996. 224 с.
4. Бутанаев В. Я. Этническая культура хакасов. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. 352 с.
5. Клюева Н. И. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири: сборник статей / отв. ред. Ч. М. Таксами. Л.: Наука, 1988. С. 105-128.
6. Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с.
7. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. СПб.: Академия, 2000. 552 с.
8. Мечковская Н. Б. Семиотика: язык, природа, культура: курс лекций. М.: Академия, 2007. 432 с.
9. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.
10. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Междунар. отношения, 2001. 560 с.
11. Скобелев С. Г. Изображение божества Умай на подвесках из могильника Койбалы // Семантика древних образов: сборник научных трудов / отв. ред. Р. С. Васильевский. Новосибирск, 1990. С. 152-158.
12. Фольклор саянских тюрков XIX века: в 2-х т. / сост. А. В. Преловский. М.: Новый ключ, 2003. 542 с.
SEMIOTIC APPROACH TO STUDYING NATIONAL COSTUME IN THE TRADITIONAL KHAKASS CULTURE
Abdina Raisa Petrovna, Ph. D. in Philology Khakass State University named after N. F. Katanov, Abakan rabdina@mail. ru
Tuguzhekova Valentina Nikolaevna, Doctor in History, Professor Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Abakan [email protected]
The article considers the information and sign system of the Khakass costume which correlates with ethnic worldview. In the Khakass culture the world image is represented in the form of a World tree as a triadic model: upper world, medium world and lower world. The same division is represented in the traditional costume: headwear - upper world, belt - medium, hem and footwear -lower world. This symbolism is most clearly represented in woman's costume where, apart from spatial division, each element is simultaneously a symbol of fertility and protective amulet.
Key words and phrases: semantics; traditional Khakass costume; folk culture; symbol in costume; protective amulet; elements of costume; traditional ornament.
УДК 334.735(571.12X091)
Исторические науки и археология
На материалах Ханты-Мансийского государственного архива впервые рассматриваются особенности стенной газеты «Промкооператор» как самодеятельного творчества кооперативных работников. Объектом исследования стали содержание и оформление стенгазеты Ханты-Мансийского окружного союза многопромысловой кооперации. Кроме того, анализируются состав стенкоров, работа редакционной коллегии и содержание статей. Исследование стенной газеты позволяет дополнить существующее в исторической науке представление о жизни кооперативных объединений в 1950-х гг. Сделан вывод о том, что стенная печать все больше подвергалась партийному диктату и агитационно-пропагандистскому влиянию.
Ключевые слова и фразы: артель; кооперация; критические заметки; промысловая кооперация; стенная газета; стенкоры; Север Западной Сибири.
Аксарин Вячеслав Валериевич, к.и.н., доцент
Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук [email protected]
СТЕНГАЗЕТА «ПРОМКООПЕРАТОР» КАК ОТРАЖЕНИЕ КООПЕРАТИВНОЙ ЖИЗНИ
Работа поддержана программой УрО РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» № 15-13-4-11.
В своем труде «Кооперация и просвещение» К. К. Суздальцев еще в начале прошлого века затронул проблему распространения кооперативными организациями просвещения среди населения. Важными видами просветительской деятельности он считал «проведение лекций, курсов, устройство библиотек-читален, книжных лавок, вечерних и воскресных школ, детских садов, экскурсий, всякого рода разумных развлечений и народных домов» [9, а 15]. По его мнению, при библиотеках следовало устраивать читальни - комнаты, где можно было проводить время за газетой или книгой. Однако на начальном этапе своего функционирования не все кооперативы могли позволить выписывать большое количество газет и книг. Поэтому наряду
с центральными и местными периодическими изданиями, поступающими в читальни, в кооперативах начинается расцвет стенной печати как открытого самодеятельного творчества кооперативных работников.
В советский период стенная печать являлась средством массовой информации, хотя отечественное источниковедение фактически исключало стенгазеты из числа источников. Впервые обнаруженные нами материалы стенной газеты «Промкооператор» за 1954-55 гг., выпускавшейся Ханты-Мансийским окружным союзом промысловых кооперативов, дали нам возможность для рассмотрения и анализа их содержания, информативности как источника. В общероссийском масштабе изучению стенной печати начиная с 1920-х гг. и в более поздние периоды посвящены работы А. Г. Веселовского [1], В. В. Кузнецова [3], Д. А. Сафонова [4], Е. Ф. Семенова [5], В. А. Скребнева [6], А. А. Слезина [7], Г. И. Старкова [8]. По стенгазетам Ханты-Мансийской кооперации специальных работ нет.
Образованный в 1943 г. Ханты-Мансийский окружной союз многопромысловой кооперации к 1954 г. объединял 14 артелей и один промколхоз. В системе союза работало 5 клубов и 7 красных уголков, 8 стационарных и 3 передвижные библиотеки, постоянными читателями которых было 353 человека. Первое упоминание о стенных газетах в системе союза мы находим в докладе Х собранию уполномоченных окрмногопромсоюза от 11-12 июня 1954 г. К этому времени в артелях уже было выпущено 42 номера стенных газет. Представленные в них материалы не всегда отвечали требованиям времени. Общие выдвигаемые к ним претензии - это «малое освещение борьбы за качество выпускаемой продукции, за выполнение производственного плана, отсутствие критики и самокритики как основной движущей силы по искоренению всех недостатков» [2, д. 62, л. 42]. За выпуск стенных газет в артелях отвечали члены правлений совместно с образованными при них культсоветами.
Наряду с низовой сетью при окружном союзе издавалась своя стенгазета «Промкооператор». Емкое название, объединенное из двух в одно слово, быстро вошло в обиход кооператоров. За рассматриваемый период подлинников материалов издания сохранилось немного. Газета выходила на русском языке. Все поступающие в газету статьи перепечатывались на пишущей машинке. В материалах дела сохранилась часть рукописных статей, выполненных на канцелярской бумаге черными чернилами с внесенными корректировками, к которым подкреплены уже их печатные копии. Судя по заявлениям редакционной коллегии «Промкоопера-тора», она стремилась сделать газету регулярным изданием, хотя это не всегда удавалось.
Стенкоры старались максимально приблизить свои материалы к реалиям дня жизни артелей, союза и кооператоров. В силу специфики информации о делах союза и низовых кооперативов корреспондентами и авторами статей становились члены культсоветов, правлений союза и артелей. Однако массовым по сети промкооперации это явление не стало. Корреспонденты с мест редко писали в редакцию «Промкооператора». Желающих стать добровольным корреспондентом было мало.
Анализ публикаций свидетельствует, что добровольных стенкоров отличала пассивность, нежелание писать о любых замеченных недостатках, слабая критика работы членов правлений. Среди авторов статей и заметок «Промкооператора» были сотрудники окрмногопромсоюза: инспектор-ревизор М. И. Аксенов, заместитель председателя правления И. Д. Булатов, главный бухгалтер С. А. Винокуров, члены правления И. Ворон-чихина, С. Доровин, заместитель председателя правления П. М. Мищенко, начальник планового отдела А. И. Прохоров, член правления И. Сатыгин, инженер по труду М. С. Щербаков [Там же, д. 85а, л. 18].
Как же выглядела стенная газета? Судя по имеющимся форматам листов, на которых печатались статьи, газета представляла собой так называемую «ильичевку». Делалась она по способу альбома-книжки из картона. Куски картона скреплялись между собой прочным коленкором, и если их растягивать - то получалась длинная лента, состоящая из отдельных звеньев, которые можно было сложить, развернуть, поставить. Вся газета состояла из картонных квадратиков. В каждый квадратик, в особые «гнезда» на углах или карманы вставлялись листы бумаги с текстом, рисунком и т.п. Так по кусочкам составлялась вся газета. Главное удобство - газету можно было не только повесить на стене, но и поставить на столе. Материал в такой газете можно было менять частями, и поэтому газета становилась постоянно действующей [4, с. 143]. Формат листов составлял 12 см по ширине и 29 см -по длине. На таком листе размещалась статья или заметка объемом от 150 до 200 слов машинописного текста.
Заголовки статей выделялись и писались от руки более крупным шрифтом красного или синего цвета. Их выделяли или писали цветными карандашами, чтобы они не сливались с текстом и бросались в глаза читателям. Названия статей выделяли волнистой линией, троекратным подчеркиванием или иллюстрацией облака на заштрихованном поле, в центре которого размещался текст. Названия писали печатным или прописным шрифтом и располагали по горизонтали или диагонали относительно текста статей. Иногда к листу, на котором была напечатана статья, заголовок писался отдельно и подклеивался сверху. Статьи снабжались вырезками из периодической печати, рисункам, цитатами В. И. Ленина и И. В. Сталина, рукописными агитационными призывами. Иллюстрации в газете были разнообразны: черно-белые, нарисованные цветными карандашами, раскрашенные в цвете и наклеенные в виде картинок. Особо важные статьи и заметки обводились в цветную рамку. В конце статьи, при наличии места на листе, можно было увидеть ромб, три параллельные прямые линии или рисунок наклоненных красных флагов, выполненных цветными карандашами.
Исходя из содержания статей, анализа названий и информативной составляющей, можно выделить ряд направлений или разделов, которые освещались в газете: партийная жизнь, жизнь кооперации, быт, юбилейные даты и др. В большинстве своем статьи были тематически однообразными и идеологически выдержанными. Их заголовки говорили сами за себя: «Укрепим оборонную мощь нашей Родины», «День Конституции СССР», «К ХХ съезду КПСС», «О партпросвещении», «К отчетно-выборному собранию парторганизации», «Великая Победа», «38 лет Октября», «85 лет со дня рождения В. И. Ленина», «Во имя Мира», «Великий Ленин - вождь и организатор Советского государства» и т.д. Общим и типичным для них являлось то, что освещение общеполитических событий и юбилеев связывалось с жизнью кооперации.
Наибольший интерес у нас вызвали статьи, посвященные текущему состоянию кооперации, рассказывающие о будничной жизни кооператоров. Периодичность выхода стенгазеты позволяет проследить жизнь окружного союза промысловых кооперативов за 1954-55 гг.
В заметке «О поставке продукции» констатируется, что в 1954 г. многие артели округа не справились с заданием по выпуску товаров народного потребления установленного ассортимента. Довольно низкие результаты показали промартели «12 Декабря» (36%), «Красный Север» (86%), «Пламя» (50%), «Прогресс» (40%). Мало изменилась картина и за первые четыре месяца 1955 г. Всего было заключено договоров на 57%, среди отстающих назывались артели «12 Декабря», «Красный Север», «Имени Ворошилова». Такое несерьезное отношение к заключению договоров ничуть не беспокоит отдел торговли и сбыта многопромсоюза во главе с начальником Скосыревым, сетует автор [2, д. 85а, л. 18].
Отметим, что указанные в статьях и заметках председатели артелей, как объекты критики стенкоров, предпочитали отмалчиваться, о чем свидетельствует отсутствие ответных сообщений в газете. Как правило, об исправлении дел в той или иной артели писал все тот же стенкор.
«Наши задачи» - под таким заголовком И. Булатов поместил в стенгазете статью, в которой отмечал производственные успехи за четыре месяца 1955 г. По итогам работы союза за данный период продукции сверх плана выпустили более чем на 370 тыс. руб., план выполнили на 105,8%. Но не все справились с поставленными задачами. Апрельские задания не выполнили две артели: «Имени Ленина» (председатель Малышкин) и «Имени Крупской» (председатель Карелин). Кроме того, стенкор отмечал достижения артелей, ранее систематически не выполнявших плановых заданий, - «12 Декабря», «Пламя», «Заря», - где в результате организованного предмайского социалистического соревнования в коллективах получен «коренной перелом в борьбе за досрочное выполнение плановых заданий». Отстающие артели обязаны подтянуться и выполнить установленные планы досрочно в ассортименте к 10 декабря 1955 г., т.е. к 25-летию организации Ханты-Мансийского национального округа, резюмировал автор [Там же, л. 18 об.].
В статье «Итоги товарооборота» стенкор И. Сатыгин подводил итоги работы союза за девять месяцев 1955 г. План розничного товарооборота выполнили на 100,3%. В ряду успешных промартелей автор назвал: «Красный Север» (195,8%), «12 Декабря» (107,5%), «Имени Ворошилова» (128%). В обслуживании населения необходимыми товарами бытового назначения «провинился» магазин артели «Прогресс» (г. Ханты-Мансийск), выполнивший план всего на 85,9%. Автор так описывал работу торговой точки - «от случая к случаю бывает в продаже необходимая мебель и железоскобяные товары». Обращаясь к председателю артели Антипину, стенкор призывал уделять внимание и принимать необходимые меры в улучшении работы магазина [Там же, л. 9].
Вторя предшественнику, стенкор М. Щербаков в статье «Наши итоги» сообщал, что за десять месяцев 1955 г. план по валовой продукции окружным союзом выполнен на 98,5%. Среди артелей передовиков значились: «Красный Север» - 113% (председатель Ивашкеев, технорук Головушкин), «Пищевик» - 113% (председатель Токарев, технорук Смеркалов), «Имени Ворошилова» - 107,2% (председатель Орлов, технорук Буйнов), «Заря» - 106,4% (председатель Артамонов). Критикуя отстающие артели, в частности «12 Декабря» (председатель Мищенко, технорук Смирных), за низкие показатели, стенкор вменяет в вину неумелое руководство и формализм в деле социалистического соревнования. Статья заканчивалась призывом к долгу каждого руководителя артели в деле организации подлинного соревнования в честь ХХ съезда партии [Там же, л. 7].
Интересен материал о работе редакционной коллегии «Промкооператора». С большой долей критики, «как глас вопиющего в пустыне», стенкор Аксенов в статье «О работе стенной печати» отмечал, что стенгазета должна оказывать большую помощь партийной и профсоюзной организациям окрмногопромсоюза в мобилизации коллектива на досрочное выполнение государственных заданий. Печать является самым острым и сильным оружием в воспитании масс, могучим средством критики. Автор констатировал, что стенгазета не справилась со своими задачами, выходит нерегулярно, в ней отсутствует критика и самокритика. Коллектив работников союза слабо принимает участие в работе стенгазеты. Активность в сотрудничестве с газетой проявляли лишь Булатов, Винокуров, Прохоров. В то время как стенкоры Писменко, Симанова, Щербаков совершенно перестали печатать свои материалы. Ниже от руки печатным шрифтом красным карандашом шла приписка: «Товарищи! Пишите заметки в стенную газету» [Там же, л. 18].
«Промкооператор» не лишен был и сатирических материалов. Так, некто Дед Мороз под заголовком «Кому что снится?» опубликовал следующие сны: «Членам правления Многопромсоюза и председателю Вторушину -что план 1954 г. выполнен всеми артелями... и союз в целом работает в счет 1955 г.»; «Секретарю парторганизации Ерновой по утрам вспоминается сон, что добровольные общества, редколлегия, агитаторы и Местком профсоюза работают безукоризненно и незачем ставить вопросы о их работе на обсуждение партийного собрания»; «Товарищу Письменко - образцовый порядок на складе, редкие пересортицы товаров, а отпуск фанеры со склада был произведен законно»; «Работникам производственного отдела Булатову, инженерам Севрю-ковой и Скосыреву - что механизмы в артелях работают хорошо, получена большая экономия средств от внедрения рацпредложений, а техника безопасности находится в "опасности"». Эти и другие сатирические заметки были подкреплены двумя зарисовками в карандаше. Первая, озаглавленная «Некоторые артели продолжают выпускать недоброкачественные изделия», иллюстрировала матрац с торчащими из него пружинами, которые подбрасывают лежащего под одеялом человека. Данная зарисовка сопровождалась подписью:
«Председатель промартели на собраниях мягко стелет.
Стал матрацы выпускать оказалось жестко спать».
Другая именовалась «Неравный брак». Она показывала обувную коробку, в которой лежал ботинок и туфля, причем на носках этой пары обуви были нарисованы глаза. Подпись к рисунку гласила:
«Не жить нам под одной крышкой. Мы же совсем не пара» [Там же, л. 26, 27].
В дальнейшем неизвестна судьба Деда Мороза, однако материал, скорее всего, был воспринят членами кооперации с долей иронии и сарказма. Как видим, автор не слишком злоупотребил в критике, пытаясь облечь все в шуточную форму.
Нередко в редколлегию поступали статьи рекламного характера, например, часто печатались материалы Центральной государственной трудовой сберегательной кассы № 1791 г. Ханты-Мансийска. В статьях «Государственные займы на службе народа» и «Выигрышные вклады» содержалась информация о государственных займах предвоенной и послевоенной поры, о работе сберегательных касс и приеме различных видов вкладов от населения. Сообщалось, что трудящиеся округа за четыре года, с 1951 по 1954, получили 12 375 тыс. руб. выигрышей, а в 1955 г. населению Советского Союза будет выплачено выигрышей на 12 млн 200 тыс. руб. [Там же, л. 21, 23].
Анализ стенной газеты «Промкооператор» на основе региональных архивных материалов позволяет говорить о ряде общих и особенных черт, присущих стенной печати тех лет.
Во-первых, зародившись как самодеятельная творческая инициатива в ряде артелей для просвещения своих членов-пайщиков, стенная печать постепенно начинает играть роль партийно-идеологического рупора на местах.
Во-вторых, если целями издания стенгазеты на начальном этапе в большей степени было информирование о текущей жизни кооперации, привлечение в нее новых членов-пайщиков, то уже позднее она превратилась в трибуну идеологического просвещения и контроля, информационного вестника коллектива союза о поставленных задачах и итогах работы кооперации.
В-третьих, появление стенгазеты дало возможность развития литературных талантов самодеятельных стен-коров от кооперации - лиц, не имевших специального для этого образования, зато обладающих практикой кооперативной работы, видевших жизнь кооперации изнутри. Однако стенкоры в большинстве своем, будучи приверженцами руководящего звена кооперации, не могли критиковать свою работу, вот и получался замкнутый круг, когда нужна была критика и самокритика, а на деле выходило только «пожурить и погрозить пальцем». Здесь необходимо учесть и статус стенкоров, как правило, это были партийные люди, стремившиеся в угоду идеологической линии соблюсти все каноны периодической печати.
В-четвертых, формат, структура и оформление газеты «Промкооператор» были типичными для стенной печати тех лет. Тем не менее можно утверждать об особой культуре печатного слова в среде кооператоров, стремившихся через стенгазету рассказать о своих буднях.
Список источников
1. Веселовский А. Г. Особенности стенной печати в 1920-е гг. Тамбовские стенгазеты // Вестник Тамбовского государственного университета. Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение. 2013. Вып. 2 (9118). С. 180-189.
2. Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГАХМАО). Ф. 228. Оп. 1.
3. Кузнецов В. В. Стенная печать Западной Сибири как источник по истории сельскохозяйственных реформ середины ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4 (64). Т. 4. История. С. 135-137.
4. Сафонов Д. А. Стенгазеты как элемент советской действительности 1920-1930-х годов // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (13). С. 136-153.
5. Семенов Е. Ф. Газеты Западной Сибири в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 годы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2011. Т. 10. Вып. 1. История. С. 128-132.
6. Скребнев В. А. Стенная печать Тамбовской губернии 1920-х гг.: методы формирования // Альманах современной науки и образования. 2014. № 12 (90). С. 109-111.
7. Слезин А. А. Рабселькоровское движение: неизвестная грань // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2002. Т. 8. № 3. С. 544-548.
8. Старков Г. И. Стенные газеты как форма проявления и средство развития социальной активности молодежи Удмуртии в 20-е годы ХХ века // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. Т. 151. Кн. 5. Ч. 2. С. 191-201.
9. Суздальцев К. Кооперация и просвещение. М.: Типография Русского товарищества издательского дела в Москве, 1917. 24 с.
BULLETIN-BOARD NEWSPAPER "PROMKOPERATOR" / «ПРОМКООПЕРАТОР» AS REFLECTION OF COOPERATIVE LIFE
Aksarin Vyacheslav Valerievich, Ph. D. in History, Associate Professor Tobolsk Complex Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
aksarin_80@mail. ru
By the materials of the Khanty-Mansiysk State Archive the article for the first time considers the features of the bulletin-board newspaper "Promkooperator" / «Промкооператор» as amateur creativity of cooperative workers. The object of the study is the content and design of the bulletin-board newspaper of the Khanty-Mansiysk District Union of multi-producers' cooperation. In addition, the author analyzes the composition of the bulletin-board newspaper correspondents, the work of the editorial board and the content of the articles. The examination of the bulletin-board newspaper allows us to supplement the view, existing in historical science, on the life of cooperative associations in the 1950s. The conclusion is drawn that the bulletin-board newspaper was increasingly subjected to party dictatorship and agitation-propaganda influence.
Key words and phrases: artel; cooperation; critical notes; producers' cooperation; bulletin-board newspaper; bulletin-board newspaper correspondents; the North of Western Siberia.