Научная статья на тему 'STEM-ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1751
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-образование / английский язык / школьник / STEM education / English / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж А. Хашегульгова, З М. Ужахова

В статье рассмотрено STEM-образование как средство преподавания иностранного языка в школе, выявлено, что STEM-образование – это не отдельный предмет, оно подразумевает интеграцию знаний из разных областей, благодаря этому STEM-образование можно использовать в обучении детей разным предметным областям. Ключевой особенностью STEM-образования является взаимодействие младших школьников в русле командной работы, в процессе деятельности детей в режиме создания и защиты проектов. Благодаря проектной деятельности ученики получают возможность активизировать творческую, эмоциональную, креативную составляющую своей личности. STEM-образование позволяет включать детей в осознанную активную деятельность в естественно-научной области, тем самым обеспечивая успех будущих взрослых в мире постоянно совершенствующихся информационных технологий. Всё это становится возможным благодаря междисциплинарному прикладному характеру STEM-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEM EDUCATION AS A MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL

The article examines STEM education as a means of teaching a foreign language at school, reveals that STEM education is not a separate subject, it implies the integration of knowledge from different areas, thanks to which STEM education can be used in teaching different subject to children. A key feature of STEM education is interaction of junior students in teamwork, in the course of children’s activities in the mode of creation and protection of projects. Through project activities, students get an opportunity to activate the creative, emotional, creative component of their personality. STEM education allows children to be involved in conscious active work in the natural sciences, thereby ensuring the success of future adults in the world of constantly improving information technology. The STEM approach is not so much a certain method of learning but a certain way of thinking. Through the way of thinking developed this way, children will be able to cope with global problems as they grow up. All this becomes possible thanks to the interdisciplinary applied nature of STEM education.

Текст научной работы на тему «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

Самореализация лидера в начальной школе зависит как от особенностей его личности, так и от окружающей его социальной среды, готовности группы к восприятию и реализации намеченной коллективной деятельности. При этом чем выше результат руководства лидера, чем полезнее он оказался для членов коллектива, тем стабильнее, самостоятельнее и продуктивнее результат коллективного дела. По мнению Е.А. Аркина, нередко авторитет лидера в детском коллективе и степень его воздействия на сверстников в большей степени определяют характер жизни, чем учителя.

Библиографический список

Формирование лидерских качеств младших школьников в детском коллективе обусловлено разнообразной коллективной деятельностью, в ходе которой создается система межличностных отношений, общения и возможность для каждого члена коллектива реализовать свой потенциал лидера. Эффективность развития и становления личностных лидерских качеств младшего школьника зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, создания доброжелательной развивающей среды и включения в образовательный процесс разнообразных учебных, игровых и других видов групповой совместной деятельности.

1. Кричевский РЛ. Психология лидерства. Москва, 2007.

2. Кричевский РЛ., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2003.

3. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? Образование. 2011; № 4.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва, 2002.

5. Уманский Л.И. Личности. Организаторская деятельность. Коллектив. Кострома, 2001.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Available at: https://fgos.ru/

7. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие. Москва, 2001.

References

1. Krichevskij R.L. Psihologiya liderstva. Moskva, 2007.

2. Krichevskij R.L., Ryzhak M.M. Liderstvo kak strukturnyj fenomen. Social'naya psihologiya: Hrestomatiya: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2003.

3. Kuzyakin A.P. Chto takoe lider i liderstvo? Obrazovanie. 2011; № 4.

4. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva, 2002.

5. Umanskij L.I. Lichnosti. Organizatorskaya deyatel'nost'. Kollektiv. Kostroma, 2001.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

7. 'E'konin D.B. Psihologiyarazvitiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 372

Khashegulgova Zh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: janna.hash@yandex.ru

Uzhakhova Z.M., teaching assistant, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: Zuhra_u@mail.ru

STEM EDUCATION AS A MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL. The article examines STEM education as a means of teaching a foreign language at school, reveals that STEM education is not a separate subject, it implies the integration of knowledge from different areas, thanks to which STEM education can be used in teaching different subject to children. A key feature of STEM education is interaction of junior students in teamwork, in the course of children's activities in the mode of creation and protection of projects. Through project activities, students get an opportunity to activate the creative, emotional, creative component of their personality. STEM education allows children to be involved in conscious active work in the natural sciences, thereby ensuring the success of future adults in the world of constantly improving information technology. The STEM approach is not so much a certain method of learning but a certain way of thinking. Through the way of thinking developed this way, children will be able to cope with global problems as they grow up. All this becomes possible thanks to the interdisciplinary applied nature of STEM education.

Key words: STEM education, English, student.

Ж.А. Хашегульгоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: janna.hash@yandex.ru

З.М. Ужахова, ассистент, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: Zuhra_u@mail.ru

stem-образование как средство преподавания

иностранного языка в школе

В статье рассмотрено STEM-образование как средство преподавания иностранного языка в школе, выявлено, что STEM-образование - это не отдельный предмет, оно подразумевает интеграцию знаний из разных областей, благодаря этому STEM-образование можно использовать в обучении детей разным предметным областям. Ключевой особенностью STEM-образования является взаимодействие младших школьников в русле командной работы, в процессе деятельности детей в режиме создания и защиты проектов. Благодаря проектной деятельности ученики получают возможность активизировать творческую, эмоциональную, креативную составляющую своей личности. STEM-образование позволяет включать детей в осознанную активную деятельность в естественно-научной области, тем самым обеспечивая успех будущих взрослых в мире постоянно совершенствующихся информационных технологий. Всё это становится возможным благодаря междисциплинарному прикладному характеру STEM-образования.

Ключевые слова: STEM-образование, английский язык, школьник.

Прогрессивным направлением в современном образовании является STEM-образование. Его суть состоит в том, что оно позволяет развивать личность ребенка, его интеллект, исследовательские способности, инженерное мышление с опорой на научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн и т.д. Особый интерес вызывает применение модели STEM-образования в обучении детей младшего школьного возраста.

STEM-образование - это не отдельный предмет, оно подразумевает интеграцию знаний из разных областей, благодаря этому STEM-образование можно использовать в обучении детей разным предметным областям. Интеграция знаний из различных сфер позволяет будущим профессионалам быть успешным в большинстве областей. Практически все специалисты отмечают, что прогрессивные технологии повышают мотивацию к обучению и расширяют базовые знания в области конструирования и программирования.

В то же время STEM-образование традиционно ассоциируют с робототехникой, конструированием, компьютерным моделированием и другими сферами, связанными, скорее, с инженерным, нежели с гуманитарно-лингвистическим про-

филем. Однако потенциал STEM-образования как средства развития речи ребенка огромен: коллективное научно-техническое творчество, в процессе которого необходимо договариваться, общаться, формулировать новые идеи; обязательные защиты творческих проектов и исследовательских работ и так далее.

Раннее обучение иностранным языкам - проблема, неизменно вызывающая интерес и острую полемику в обществе. С одной стороны, существует объективное понимание сензитивности периода младшего школьного возраста для иноязычного образования. С другой стороны, педагогическую общественность волнуют актуальные вопросы организации, методического обеспечения, преемственности и непрерывности указанного процесса. В то же время реальная практика образования отражает растущий интерес родителей в получении образовательных услуг по изучению детьми иностранных языков. Владение иностранными языками рассматривается как важнейший фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Обучение иностранным языкам детей в младшем школьном возрасте способствует формированию предпосылок к дальнейшей учебной деятельности. Иностранные языки изучаются в

целях их последующего функционирования в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей. Возрастают потребности страны в специалистах, способных использовать иностранные языки для обеспечения различных видов коммуникации. Эти потребности, выражая сущности социального заказа в адрес сферы языкового образования, детерминируют содержание педагогической цели на социально-экономическом уровне.

Теоретический анализ работ отечественных педагогов и психологов по проблеме особенностей детей младшего школьного возраста позволил выделить ряд педагогических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении детей иностранному языку. В число анализируемых трудов вошли труды следующих ученых: Л.С. Выготского, А.К. Марковой, Е.Н. Степановой, С.Ю. Юдиной, Н.В. Елухиной. Отметим три ключевые педагогические особенности детей младшего школьного возраста:

- меняется позиция ребёнка в семье, что влечет за собой изменение стиля семейных отношений, данные изменения происходят по причине постепенной смены ведущей деятельности ребёнка - с игровой на учебную, под влиянием учебной деятельности происходят метаморфозы во всех сферах жизни;

- в жизни младшего школьника ключевую роль начинает играть первый учитель, который по своей авторитетности приближается к родителям, а в некоторых вопросах становится более авторитетным, влияние личности учителя во многом определяет отношение детей с взрослыми в целом, особенно велико влияние в течение первых двух лет обучения;

- социально значимой деятельностью ребёнка младшего школьного возраста становится учебная деятельность, которая также является ведущей на период младшего школьного возраста.

Для наиболее полного понимания основ STEM-образования в начальной школе необходимо более подробно остановиться на рассмотрении понятий STEM- и STEAM-подходов.

Термин «STEM» является английской аббревиатурой, которая расшифровывается следующим образом: S - science (наука), T - technology (технология), E - engineering (инженерия), M - maths (математика). Термин «STEAM» также является английской аббревиатурой, но помимо науки, технологии, инженерии, математики сюда включается новый элемент: A - art (творчество). Важно отметить, что под творчеством в данном аспекте понимаются самые различные его направления: например, музыка, живопись, поэзия и любые другие. Оба подхода к образованию характеризуются междисциплинарностью, иными словами, STEM и STEAM - это не отдельно взятые учебные предметы, а общая, единая система обучения. Еще одной отличительной чертой данных подходов является их прикладной характер. В STEM- и STEAM-образовании активная роль принадлежит детям, они добывают знания путем своих активных действий, что чрезвычайно важно особенно для детей младшего школьного возраста, ведь, как уже отмечалось ранее, одной из особенностей младшего школьного возраста является повышенная готовность к действиям, высокая работоспособность и низкая утомляемость [1].

Отличительной чертой и основной идеей STEM-образования является положение о том, что для развития и обучения ребёнка важны не только теоретические, но и практические (прикладные) знания. В овладении знаниями необходима активность и самостоятельность младших школьников. Теоретического подхода в обучении недостаточно, поскольку современный мир постоянно изменяется и насыщается все новыми информационными технологиями [1].

Нельзя обойти стороной масштабность информационного потока в последние десятилетия, такой поток новой информации сбивает с толку даже взрослого человека, нетрудно представить, как он влияет на ребёнка. В связи с этим педагогам очень полезно иметь знания в области современных технологий и владеть технологиями обучения детей. Условно говоря, современные педагоги должны иметь определенные инструменты, работая с которыми они создадут условия для развития у детей необходимых для будущей жизни компетенций. Примером таких инструментов могут служить конструкторы, которые хороши как сами по себе, так и в рамках модуля по робототехнике, некоторые современные конструкторы позволяют создавать из деталей наборов программируемых роботов. Здесь легко проследить взаимосвязь с иностранным языком, известно, что основной язык программирования - английский, поэтому при работе детей с программируемыми роботами параллельно происходит формирование и совершенствование знаний по английскому языку, а знания, полученные практическим путем, закрепленные эмоциональной реакцией, остаются в памяти на долгий период времени, практически не забываясь.

STEM-образование, несмотря на свою иностранную аббревиатуру, находит отклик в инженерном образовании времен СССР. STEM-образование на сегодняшний день становится актуальным как никогда, обеспечивая ин-тегрированность образовательного учебного процесса. Учащиеся имеют возможность знакомиться с живой и неживой природой, учась при этом строить гипотезы и проводить исследования, делать выводы по итогам проведенных опытов.

В процессе проектной деятельности младшие школьники приобретают первые навыки проектирования и программирования моделей. Включая в образовательный процесс элементы STEM-образования, педагоги создают благоприятные условия для проявления и развития способностей младших школьников. Также

STEM-образование позволяет выявить одарённых детей, создать необходимые условия для их дальнейшего развития [2].

Одной из задач STEM-образования как особой системы обучения является формирование у детей, в том числе детей младшего школьного возраста, нового типа мышления.

STEM-образование коренным образом отличается от традиционной системы обучения, оно создаёт условия для развития и совершенствования аналитических и творческих способностей школьников, даёт возможность детям попробовать себя в командной работе, развивает самостоятельность младших школьников в получении новых знаний.

Теоретических анализ источников по вопросам STEM-образования позволил выделить три ключевых особенности STEM-образования, отличающих его от традиционной системы обучения. Суть их заключается в следующем:

- во-первых, благодаря STEM-образованию у детей появляется больше времени и возможности для самостоятельной подготовки, они учатся определять проблемы и искать пути их решения в автономном самостоятельном порядке путем активной целенаправленной и осознанной деятельности;

- во-вторых, благодаря участию в командной работе у младших школьников появляется возможность делиться своими аналитическими и творческими находками и ошибками с другими участниками команды. Дети решают проблемы, создают проекты совместно;

- в-третьих, в рамках STEM-образования культивируется и поощряется взаимоподдержка и взаимопомощь при решении учебных задач.

Одним из ключевых отличий STEM-образования от традиционного обучения является развитие навыков обучения в противовес заучиванию материала, преподносимого педагогом, что зачастую очень характерно для большинства учебных заведений. Младшим школьникам необходима самостоятельная работа, умение продуцировать новые идеи, работа в команде сверстников, решение познавательных задач и поиск ошибок в своей деятельности с последующим их исправлением [3]. Все этот составляет основу STEM-образования, делая его одним из многообещающих направлений в современном образовании, особенно такой подход актуален и перспективен в работе с учениками начальной школы, поскольку они только начинают свой путь в сфере образования. STEM-образо-вание создаёт залог успешного дальнейшего обучения и освоения многих сфер в профессиональной деятельности при грамотном и комплексном его осуществлении.

Отличительной чертой и основной идеей STEM-образования является положение о том, что для развития и обучения ребёнка важны не только теоретические, но и практические (прикладные) знания, а также самостоятельность детей при их получении. Из этого следует, что STEM-подход представляет собой не столько определенный метод обучения, сколько определенный способ мышления. Благодаря вырабатываемому таким образом способу мышления дети, вырастая, смогут справиться с глобальными проблемами. Они вооружены не только знаниями, но и умениями решать проблемы, для них будет понятен алгоритм преодоления трудностей с опорой на междисциплинарные знания и совместную работу [4].

Система образования стремится решить основную учебную задачу -развивать способности детей. Это становится возможным при работе в русле STEM-образования, благодаря которому можно изменить взгляд на процесс обучения и образования. STEM-образование, как уже отмечалось ранее, делает акцент на самостоятельности детей в приобретении новых знаний, благодаря чему младшие школьники получают возможность совершенствовать и укреплять силу воли, развивать творческие способности, коммуникативные навыки при общении в команде. Это необходимые способности гармонично развивающегося человека, готового и способного к решению потенциально возникающих трудностей и проблем [5].

Ключевой особенностью STEM-образования, о которой уже говорилось, но которую следует особо подчеркнуть, является взаимодействие младших школьников в русле командной работы, особенно командная работа актуальна для деятельности детей в режиме создания и защиты проектов. Благодаря проектной деятельности ученики получают возможность активизировать творческую, эмоциональную, креативную составляющую своей личности. Младшие школьники могут создавать в небольших коллективах под руководством педагога мультфильмы на иностранном языке. Также проектную деятельность можно осуществлять в русле работы с модулем «Лего-конструирование», создавая в небольших командах макеты зарубежных городов.

Современное образование в мировом масштабе нацелено на вовлечение STEM-образования в русло традиционного образования. Это объясняется тем, что STEM-образование позволяет включать детей в осознанную активную деятельность в естественнонаучной области, тем самым обеспечивая успех будущих взрослых в мире постоянно совершенствующихся информационных технологий. Всё это становится возможным благодаря междисциплинарному прикладному характеру STEM-образования. Тем самым STEM-образование является одной из ярких инноваций XXI века, при этом оно сочетает в себе элементы педагогики инноваций, педагогики искусства, современных педагогических технологий [6 - 9]. Эффективность данного подхода связана с практической реализацией синергии различных отраслей знания в процессе образования молодых граждан.

Библиографический список

1. Авдеева Т.И. STEM образование: история и современность. Наука и инновации - современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 2019: 41 - 46.

2. Библиотека Гумер. Гуманитарные науки. Москва: 2010. Available at: http://www.gumer.info

3. Каримова Б.Т. STEM-обучение - инновационный подход в современном образовании. Innovation Management and Technology in the Era of Globalization Materials of the V International Scientific-Practical Conference: In 2 volumes, 2018: 107 - 111.

4. Плиева А.О. Применение интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; №2 (81): 325 - 327.

5. Буеракова М.А., Ламанова Л.Л. Внедрение элементов «STEM-образования» в начальной школе. Актуальные научные исследования в современном мире. 2019; № 1-4 (45): 48 - 50.

6. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

7. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.

8. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

9. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

References

1. Avdeeva T.I. STEM obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Nauka i innovacii- sovremennye koncepcii: sbornik nauchnyh statej po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2019: 41 - 46.

2. Biblioteka Gumer. Gumanitarnye nauki. Moskva: 2010. Available at: http://www.gumer.info

3. Karimova B.T. STEM-obuchenie - innovacionnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Innovation Management and Technology in the Era of Globalization Materials of the V International Scientific-Practical Conference: In 2 volumes, 2018: 107 - 111.

4. Plieva A.O. Primenenie internet-tehnologij v obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; №2 (81): 325 - 327.

5. Buerakova M.A., Lamanova L.L. Vnedrenie 'elementov «STEM-obrazovaniya» v nachal'noj shkole. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2019; № 1-4 (45): 48 - 50.

6. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy vobrazovanii. Stavropol', 2014.

7. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

8. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

9. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 371.48

Pavlova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma State University

(Kostroma, Russia), E-mail: oksanapavlova@ksu.edu.ru

Kuznetsova K.R, postgraduate, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma State University (Kostroma, Russia),

E-mail: ksnnm@yandex.ru

MODELING THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF OLDER ADOLESCENTS TO MAKE DECISIONS IN A SITUATION OF UNCERTAINTY. The

article deals with a problem of forming the readiness of adolescents to make decisions in situations of uncertainty, which is one of the important tasks of developing the personality of a modern schoolchild. The article substantiates the idea of the need to train teachers to accompany teenagers in decision-making situations, to choose the forms, methods, and means to teach teenagers to make decisions and take responsibility for it. Special attention is paid to the development and description of the model of formation of readiness of adolescents to make decisions in situations of uncertainty, which is based on the principles and includes the steps of: stimulating reference adults positive motivation in adolescent decision-making; encouraging the understanding of decision-making in situations of uncertainty; selection of choices in a situation of uncertainty; reflection.

Key words: model, formation of readiness, situation.

О.А. Павлова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» г. Кострома,

E-mail: oksanapavlova@ksu.edu.ru

К.П. Кузнецова, аспирант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома, E-mail: ksnnm@yandex.ru

моделирование процесса формирования готовности старших подростков к принятию решений в ситуации неопределенности

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности подростков к принятию решений в ситуациях неопределенности, что является одной из важных задач становления личности современного школьника. Обосновывается мысль о необходимости подготовки педагогов к сопровождению подростков в ситуациях принятия решения, выбору форм, методов, средств, позволяющих научить подростков принимать решения и нести за это ответственность. Особое внимание уделено разработки и описанию модели процесса формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности, которая базируется на принципах и включает следующие этапы: стимулирование референтным взрослым положительной мотивации у подростков к принятию решений; стимулирование осмысления принятия решения в ситуации неопределенности; отбор вариантов выбора в ситуации неопределенности; рефлексия.

Ключевые слова: модель, формирование готовности, ситуация неопределенности, принципы.

Для эффективности моделирования какого-либо процесса в первую очередь исследователям необходимо проанализировать и синтезировать предмет исследования. Модель необходима для того, чтобы создать проект возможностей и когнитивных потенциалов личности для получения и теоретического обоснования результата изучаемого процесса.

Анализируя и проектируя процесс формирования готовности старших подростков к принятию решений в ситуации неопределенности, мы вслед за А.Н. Да-хиным под моделью понимаем «логически последовательную систему соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [1].

В свою очередь, процесс моделирования может рассматриваться как «этап на стадии проектирования в продуктивной деятельности» (А.М. Новиков), кото-

рый позволяет рассматривать совокупность теоретических и эмпирических результатов исследования, полученных в ходе изучения того или иного объекта. Моделирование, как метод научного исследования характеризуется определенной этапностью:

- постановка цели создания модели изучаемого процесса;

- формулировка этапов реализации модели и ее компонентов;

- проектирование модели и отбор необходимых методов и методик для ее проверки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение модели в эксперимент;

- контроль результатов внедрения модели и необходимая корректировка ее компонентов.

В своей работе мы моделировали процесс формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности. Вслед за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.