Научная статья на тему 'Статья 13 Конституции РФ и формирование государственной идеологии'

Статья 13 Конституции РФ и формирование государственной идеологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
727
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статья 13 Конституции РФ и формирование государственной идеологии»

Такое положение рождает и двойственную мораль, так как преодоление опасностей становится делом самого человека, и все способы здесь могут быть хороши. Многие россияне по-прежнему готовы отстаивать свои права не в судах, а в драках, в голодовках, на перекрытых федеральных трассах. Остается популярен самосуд, особенно на российских дорогах - как замена цивилизованного подхода к защите собственных прав1.

В решении проблем первостепенной важности - здоровье близких, угроза жизни, свободе и тому подобных - взятку считают оправданным средством во всех слоях общества. Даже те, кто в принципе осуждает эту меру, многие категории подношений называют «знаком уважения», «подарком» и (опять-таки часто расходясь с законом) не видят в этом дурного2. 31% россиян считают допустимым уклоняться от службы в армии, 19% - не платить налоги3.

В свете сказанного, считаем необходимым говорить о формировании целенаправленной политики изменения правосознания через формирование его идеальных моделей, соответствующих идее общественного прогресса, закрепления политических принципов реализации теоретических конструкций, транслирование их целей и ценностей посредством институтов образования и СМИ.

Общество страха должно преобразоваться в общество уверенности в себе, избранном пути развития, в своих перспективах. Не общие «враги» должны выступать главной объединяющей силой, а общие созидательные цели и работа по их достижению. Не противостояние, а сотрудничество является условием становления нового типа правосознания. Это должно быть правосознание, основанное не на идее выживания любой ценой, а на идее жизни в среде единомышленников, где общая направленность к общему благу есть условие политической и правовой идентичности граждан.

Парилов Олег Викторович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России

Статья 13 Конституции РФ и формирование государственной идеологии

С начала 2000-х годов в российском обществе все настоятельнее звучат призывы выработки единой национальной идеи. С данной инициативой выступил и Президент России В.В. Путин. Очевидно, что национальная идея теснейшим образом связана с государственной идеологией, и одна без другой невозможны. Идея - для нации; идеология как общность мировоззренческих и поведенческих ценностей граждан - для государства. Статья 13 Конституции РФ отрицает наличие общих для граждан России мировоззренческих и поведенческих ценностей, отрицает саму возможность выработки единой государственной идеологии: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» (п. 1) и «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 2)4. То есть, с одной стороны, говорим о необходимости объединяющей нацию идее, с другой стороны, конституционно закрепляем норму, препятствующую какой-либо гражданской солидарности. С.Л. Ивашевский справедливо считает, что «проблема формирования политической идеологии, способной консолидировать российское общество... является одной из наиболее важных»5. А С.С. Сулакшин вообще полагает, что «в этой части Российской Конституции (статья 13. - О.П.) заложена формула уничтожения российской государственности»6.

Данная статья, актуализированная принятой в декабре 1993 года Конституцией РФ, объяснима с позиции исторических реалий России 90-х годов ХХ века. Коммунистическая идеология, сыгравшая огромную роль в индустриальном строительстве, победе над фашизмом, а главное, в формирова-

1 Серая зона тотального недоверия. Граждане предпочитают решать свои проблемы, минуя отечественную систему правосудия. URL: https://www.levada.ru/2012/08/16/seraya-zona-totalnogo-nedoveriya-grazhdane-predpochitayut-reshat-svoi-problemy-minuya-otechestvennuyu-sistemu-pravosudiya/ (дата обращения: 27.12.2018).

2 «Знак уважения»: как россияне относятся к коррупции. URL: https://www.levada.ru/2016/03/25/znak-uvazheniya-kak-rossiyane-otnosyatsya-k-korruptsii/

3 Морально-нравственные нормы россиян. URL: https://www.levada.ru/2013/08/14/moralno-nravstvennye-normy-rossiyan/

1 Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 09.10.2018).

2 Ивашевский С.Л. Политическая идеология и образование: опыт и перспективы взаимодействия: монография. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. С. 3.

3 Сулакшин С.С. Что такое идеология. URL: http://sulakshin.ru/chto-takoe-ideologiya/ (дата обращения: 09.10.2018).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 1 (45)

28 5

нии общности «советский народ», к исходу 80-х выродилась и абсолютно дискредитировала себя. Будучи долгие годы «единственно верной», навязанной властью, она отождествилась с родовым понятием «идеология», которое в результате получило однозначно негативную коннотацию. Таким образом, борьба с коммунизмом в 90-е одновременно воспринималась и как деидеологизация. Желание отказаться от единственно верной идеологии в итоге породило идеологический вакуум.

Еще один немаловажный аспект - кризис государственности, власти в 90-е годы. Граждане России оказались свидетелями всеобщей разрухи, тотальной продажности, а, главное, предательства национальных интересов. Кризис власти детерминировал кризис идеологии, поскольку последняя коррелирует с государством. Отказ от общей государственной идеологии был предопределен и тем курсом, который взяла Россия в 90-е годы, - бездумное механическое копирование европейско-американского цивилизационного опыта. В противовес коммунистической во главу угла была поставлена западно-либеральная модель; в соответствии с либеральной концепцией частные интересы индивида были объявлены приоритетными по отношению к общественным, государственным. Кроме того, насильственно насаждаемые протестантские этические установки культивировали дух всеобщей конкуренции (войны всех против всех), плюрализма, индивидуализации. Следует учесть и глобализационные процессы, в которые Россия включилась в 90-е годы. Глобализация как слом национально-культурных идентичностей государственных идеологий есть насильственное приобщение все к той же западно-либеральной плюралистической парадигме, самопровозглашенной в качестве общечеловеческой. Мы отказались от идеологии, глядя на Запад, хотя США были и остаются верны своей общенациональной идеологии - знаменитой «американской мечте», воплощенной в патриотизме, вере в величие своей страны, свободе и достатке.

В настоящее время статья 13 Конституции РФ вписывается в парадигму постмодернистского социума. Мир постмодерна абсолютно антителеологичен: вместо индивидуальных, социальных (государственных) смыслов провозглашает бессмысленные игры. Кроме того, утверждая установки тотальной деконструкции, децентрации бытия (в т. ч. и социального), постмодерн инициирует разрушение любых идентичностей: национальной, государственной, а в пределе - человеческой, утверждая концепт «смерти человека». Вряд ли втягивание в это аморфное пространство эклектики, бессмысленных игрищ соответствует национально-государственным интересам России. Несомненно правы критики постмодерна А.Г. Дугин, В.А. Кутырев, что окончательное утверждение постмодерна знаменует конец человеческой истории.

Современная ситуация кардинально отличается от ситуации начала 90-х годов ХХ века. Восстановлен авторитет государства, власти; сильны патриотические настроения в обществе. Одновременно Запад утратил ореол духовного наставника и носителя абсолютных ценностей. Осознано, что путь слепого эпигонства обрекает страну на роль духовного, а затем и экономического вассала1. При этом статья 13 Конституции РФ, препятствующая выработке общегосударственной идеологии, четверть века старательно переписывается из редакции в редакцию.

В идеологическом вакууме периодически неизбежно возникают суррогаты, подчас разрушительные, к примеру, установка на обогащение и потребление. На наш взгляд, данная псевдоидеология -самый прямой путь к гибели нации, государства, так как культивирует эгоизм, дух конкуренции и разобщения, но главное, унижает человека, низводя его до уровня утробы. Однако и позитивные программы, вынесенные на повестку дня (сбережение народонаселения, здоровье нации; патриотизм, носящий абстрактный характер; повышение рождаемости), являются суррогатами идеологии. Они отражают национально-государственные интересы, в то время как идеология - вариация национальной идеи. Государственные интересы - это средства для достижения высшей глобальной цели, которую и выражает общегосударственная идеология. «Что есть Россия?», «Куда мы идем?», «Каково место нашей страны в мировом геополитическом раскладе?», - эти насущные вопросы по-прежнему открыты.

Значимость национальной идеи и общегосударственной идеологии становится очевидной, если обратиться к исконному философскому смыслу данных категорий. «Идея», «идеология» - эти понятия восходят к платоновскому «еТбод» - многозначной категории, смыслы которой прочитываются как: «единое во многом», «сверхчувственный первообраз и первопричина предметов», «идеал, к которому, как к благу, стремится предмет»2. В XIX столетии И. Кант обогатил эту категорию, при-

1 См.: Треушников И.А. Проблема «Запад - Восток» как выражение принципов историософии всеединства: дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2009.

2 Платон. Соч.: в 4 т. / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 61.

286

Юридическая наука и практика

дав ей этико-аксиологический акцент - «образец, на который ориентируется человек в своем поведении, действующая причина поступков»1. Таким образом, национальная идея и государственная идеология суть «единое во многом, духовная сущность, объединяющая индивидов в общность: нацию или тело государства, дающая этой общности смыслы и ориентиры»2.

Таким образом, государственная идеология решает две жизненно важные задачи: 1) скрепляет граждан в единую общность - государство (это особенно важно в силу разобщения, индивидуализации последних лет); 2) сообщает высшую цель государству, определяет его место и роль в мире. Без осознания высшей цели невозможна полноценная жизнь ни личности, ни нации, ни государства.

Необходимость общегосударственной идеологии обусловлена и ментальными особенностями российской нации. В отличие от европейца, американца, для которых аутентична либеральная идеология, ставящая во главу угла личность с ее частными интересами, россиянин - типичный государственник. Многовековые патерналистские традиции русского народа, российской нации обусловлены социально-исторически, политически. Без крепкой централизованной власти, единой скрепляющей нацию идеологии наша страна, занимающая самую большую и самую разреженную в мире территорию, имеющая беспрецедентный этнокультурный, конфессиональный состав, не выжила бы в течение десяти веков. Власть, государство, государственная идеология всегда имели и будут иметь для граждан России большое значение.

Мы полагаем, что наиболее адекватна для России евразийская идеология. Классическое евразийство и его современное продолжение - неоевразийство трактуют Россию как уникальный евразийский культурно-исторический тип, государство-цивилизацию, сумевшую интегрировать более ста народов, народностей разных культур и вер. При этом каждый народ, вошедший в общероссийскую семью, сохранил свою уникальную этнокультурную идентичность. Данный принцип - взаимного культурного обогащения, бережного и внимательного отношения к иным традициям, без навязывания собственных культурных ценностей в качестве обязательных, - евразийцы закладывают в основу межцивилизационного диалога3. Евразийство адаптирует к современности известную идеоло-гему XIX века С.С. Уварова - «самодержавие, православие, народность». Только «самодержавие» трактуется как государственность, единство народа и власти; «православие» - приоритет духовного начала перед материальным в цивилизационном строительстве, «народность» - общность всех населяющих Россию народов, уважение национально-культурных особенностей каждого. Евразийская государственная идеология выражает мировую миссию России, ее геополитическую сверхзадачу - стать лидером межцивилизационной солидарности на духовной основе. И в этом смысле евразийская идеология является значимой альтернативой глобализации, суть которой - единение на основе меркантильных интересов, ценой утраты национально-культурной идентичности; обществу постмодерна, воплощающему всеобщую эклектическую разобщенность.

Таким образом, мы уверены, что необходима выработка и конституционное закрепление общегосударственной идеологии. Какая это будет идеология - здесь поле, открытое для полемики.

Аблеев Сергей Рифатович, доктор философских наук, доцент, начальник кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Социальное право и современные цивилизации

Развитие общества в XX - начале XXI века определялось тремя основными социально-политическими проектами: либеральным, коммунистическим (марксистским) и консервативным. Защитники каждого из проектов надеялись на окончательную победу, которая примет форму универса-

1 Кант И. Соч.: в 8 т. М.: «ЧОРО», 1994. Т. 3. Кн. 1. С. 286.

2 Парилов О.В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени: монография. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2005. С. 32.

3 Парилов О.В. Консервативная форма русского национального самосознания: становление и основные этапы развития: дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2006. С. 315.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 1 (45)

287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.