Л.В.Каширина,
кандидат психологических наук, доцент
СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Состояние общества дано -психическое состояние из него следует.
С.Московичи
Социально-психологические состояния (далее СПС) являются отражением предельных психологических нагрузок на общество и составляющие его группы. СПС выражают психологическую устойчивость социума в периоды потрясений (толерантность и противостояние), психическое здоровье (запасы энергии для целеустремленного поведения) и управляемость населения (адаптивность и усвояемость). В статье СПС рассматривается как продукт надындивидуального мно-гоединства «Мы», исследование которого есть анализ душевных состояний, владеющих большими социальными группами.
Современный теоретико-методологической инструментарий анализа проблем СПС социальных групп требует дальнейшей концептуальной разработки. Особенностью исследований больших социальных групп в нашей стране сегодня является то, что они проводятся в условиях нестабильности. Выявление места социальной группы в обществе высвечивает значимые психологические и социологические измерения СПС: особенности становления социального субъекта в процессе социальной идентификации, характер социального взаимодействия в «социальном пространстве», основные стратегии взаимодействия групп, которые посредством социального сравнения и психологической динамики осознают свое место в обществе, а следовательно, и свой социальный статус. Теоретико-методологическим основанием исследования СПС больших социальных групп выступает комплекс представлений, раскрывающих понятие социального статуса, его динамику и степень кристаллизации. Рассмотрим главные из них.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Социально-психологическое состояние большой социальной группы есть надындивидуальный интегральный системный феномен, выражающий осознание группой как социальным субъектом своей статусной позиции в структуре общества.
Специфика СПС состоит в аккумулировании информации аксиологического плана в групповом сознании и поведении в соответствии со статусно-ролевыми позициями и их изменениями. Внутренние противоречия проявляются в диалектике развития самого сПс, которое (развитие) медленнее быстротечных процессов и быстрее более стабильных свойств. Длительное пребывание социальной группы в рамках определенного СПС под влиянием кумулятивного эффекта (накопления малозаметных мелких изменений) существенно меняет социально-психологические свойства группы и индивидуально-личностные свойства ее членов. Внешние противоречия могут проявляться в изменениях СПС и порождающих их социальных, экономических и политических условий. СПС свойственна включенность на различных уровнях групповой осознанности в экономический или политический контексты жизни общества и когнитивно-эмоциональное отражение изменения значимых факторов жизнедеятельности группы. Последнее проявляется через интеллектуально-эмоциональную и волевую сферы поведения членов группы, проблемно отражаясь в их «Я»- и «Мы»-концепциях.
СПС социальных групп отличаются тем, что они надындивидуальны, динамичны, относительно стабильны, системны, интегративны, многозначны, адаптивны, информативны. В этом качестве СПС выражают степень соответствия притязаний группы статусно-ролевому положению в обществе. СПС также обнаруживают пристрастно-значимое осознание социальной группой своего статусного положения и его последствий, переживания, «подключающие» стратегии дезактивации или активизации ее свойств, благодаря которым она может изменить некоторые статусно-ролевые характеристики своей жизнедеятельности, а тем самым и СПС.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
Определение социального статуса в социологической литературе сводится к пониманию его как структурного элемента социальной организации общества, обеспечивающего связи субъектов. Эти связи, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи
субъектов образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений и являются социальные статусы. С этой точки зрения социальная организация есть сложная система социальных статусов индивидов и групп.
Исследователи определяют социальный статус как более или менее высокую позицию в стратификационной иерархии социальной системы относительно любого иерархообразующего стратификационного критерия. Термин «статус» употребляется в основном применительно к иерархии социальных ценностей и означает оценку, которую получает индивид относительно некоторого критерия (собственность, власть, профессия) в сравнении с другими индивидами. Статус касается всех систем ценностей, которые представляются как унифицированные иерархии. В пределах ролевой теории статус является синонимом понятия «социальная позиция». С его помощью обозначается место, которое индивид занимает в социальной системе. Статус указывает место в сплетении социальных отношений, с которыми связаны общественные ролевые ожидания. Первоначально статус указывал совокупность унаследованных прав и обязанностей человека1.
Под статусными признаками понимаются такие изменения социальной ситуации, в соответствии с которыми индивиды распределяются в системе социальных ценностей (деньги, власть, образование и т.д.). Понятие «статус» приобретает ключевое значение в формировании СПС больших социальных групп. Оно указывает на то, что в существовании страт большую роль играют оценочные факторы: линия поведения большой социальной группы, ее отношения к чему-либо, социальные установки, основанные на некоторых критериях, помогающих ей ранжировать себя и окружающих. Статус предполагает, что все, кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должны отвечать некоторым социальным ожиданиям и ограничениям на социальные взаимодействия, что и создает определенные СПС. Статус соотносится с понятием «социальная роль», которая показывает систему социальных функций в соответствии с занимаемым местом в обществе. Статус объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает, что личность может делать то, что делает, каких результатов и состояний может достичь2. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют неодинаковый образ жизни, что отделяет членов
1 Lexikon zur Soziologie / Herausgegeben von W.Fuchs-Heinzitz, Lautmann R., Rammstedt O., Westdeutscher Verlad, 1994. S. 644, 646.
2 См.: Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. 1996. № 2. С.101; Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 74.
данной общности от других. Неодинаковость статусов выступает следствием неравенства и неравномерности развития общества и проявляется в СПС социальных групп.
Общество не только создает социальные статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения субъектов согласно этим статусам. Социальные статусы, предписываемые обществом индивиду или группе вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусы, замещение которых зависит от самого человека или социальной группы (достигаемые позиции), - важные характеристики социальной организации. Предписанные социальные статусы - такие, замещение которых происходит автоматически в силу рождения человека соответственно полу, возрасту, отношениям родства, расе, касте и т.д. или традиционной принадлежности к большой социальной группе.
Соотношение предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, характера социума, навязывающего индивидам соответствующий социальный статус. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения. Социально-экономический статус в стратификационных системах обусловлен престижем профессии, уровнем образования, дохода и благосостояния1. Социально-экономический статус точнее других статусов позволяет дифференцировать социальные группы, дает возможность количественного и качественного сравнения детерминант СПС.
СПС И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Важно уяснить, как формируется СПС и почему представители вроде бы неконтактных, обезличенных больших социальных групп могут испытывать одни и те же чувства, переживать и принимать «близко к сердцу» свойственное только этой социальной группе. Некоторые объяснения этому можно найти в теории социокультурного пространства, которую разрабатывали Э.Дюркгейм, П.Сорокин, П.Штомпка, П.Бурдье, К.Хоуп. Социокультурное пространство есть силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, имеющее особое (системное) качество, присутствующее в самих индивидах в виде усвоенных социальных ролей и ценностей.
Единицей социокультурного пространства в структуралистской парадигме является статусная позиция, которая определяется как мес-
1 Яковлев A.M. Статус социальный // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 537 - 538.
то в этом пространстве, наделенное статусом, причем это не статичное место, а череда повторяющихся практик, обладающих в бесконечном движении относительно устойчивыми формами. Известно, что статус на бумаге - это элемент культурного пространства. Реальный статус - это совокупность прав и обязанностей, которые проявляются в виде реальных повторяющихся практик не только отдельных индивидов, но и больших социальных групп, которые в конкретных обстоятельствах ведут себя вполне определенным образом, регулярно воспроизводя однотипные формы поведения и, соответственно, СПС. Если статусная позиция характеризует место в социальном пространстве, воздействующее в том или ином направлении и с той или иной силой на поведение занимающего ее индивида (или группы), то социальная роль - это реальное поведение в пределах предписанных статусом, это статус в действии. Статусная позиция - это характеристика несвободы, а социальная роль описывает доступные пределы свободы индивида и группы1.
Можно сказать, что группа и индивид свободны в своем поведении в пределах границ статусной позиции (например, потребление ограничено наличием средств), предопределяющей образ жизни. Варианты поведения (стиль жизни) человек и группа выбирают сами, поскольку они определяются их социально-психологическими особенностями, а образ жизни - статусной позицией и не может быть изменен без смены последней. Таким образом, смена статусной позиции, которая в основном детерминируется извне, вносит существенные изменения в образ жизни большой социальной группы, изменяя ее СПС.
ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ - ОСНОВА СПС
Изменение норм, правил в рамках социокультурного пространства трансформирует социальный статус, который, в свою очередь, изменяет СПС человека как представителя социальной группы. Если социальный статус снижается, то формируемое СПС имеет негативные проявления.
Реформы в России существенно изменили и переструктурировали статусно-ролевые позиции социальных групп, что привело к потере или изменению их социального статуса. Детерминированные такими статусными изменениями СПС больших социальных групп носят характер диссонантных, отражая то драматичное положение, в котором они оказались, потеряв более престижные социальные роли.
1 См.: Ильин В. Социология: структуралистско-конструктивистский подход. М., 2001.
Возникновение СПС социальной несправедливости связано с различиями в социальном статусе, возможностях и престиже различных социальных групп. Отношения между группами можно сравнить по двум важнейшим параметрам: 1) законность статусных различий между группами; 2) очевидность этих различий для членов как высокостатусных, так и низкостатусных групп1. Ощущения социальной несправедливости, «которые связаны преимущественно с групповой принадлежностью, т.е. когда несправедливость обрушивается на человека не в силу каких-то его личностных или случайных обстоятельств, а именно и только потому, что он является членом такой-то социальной группы»2, могут привести к агрессии. Такой вывод делает В.С.Агеев, опираясь на необихевиористскую концепцию «фрустрации-агрессии», согласно которой результатом любой фрустрации, включая «относительную де-привацию» как одну из форм социальной несправедливости, может быть только агрессия: явная или скрытая, непосредственная или отсроченная, направленная на себя или на других3.
Впрочем, агрессивность низкостатусных групп не является неизбежным следствием социальной несправедливости. По мнению О.Кланберга и М.Завалони, низкостатусные группы усваивают отрицательные установки господствующих социальных групп по отношению к ним, что ведет к понижению их собственной самооценки.4 Сниженная самооценка вызывает психологический дискомфорт, преодолевая который низкостатусные группы идентифицируют себя «ложно» или неправильно, воспринимая себя членом доминирующей группы, или используют другую стратегию, при которой негативные характеристики их группы не распространяются на образ их «Я»5.
Г.Тэджел и Д.Тэрнер предприняли попытку совместить эти противоположности6. Они разработали схему, которая описывает все возможные стратегии взаимодействия групп, обладающих различным статусом, выделив три основных стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество. Первая стратегия
1 См.: Агеев B.C. Взаимоотношения групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 4. С. 12 -19.
2 Там же. С. 13.
3 Berrowiz J. Frustration, comparisons and othe sources of emotijn arousel asc contributors to social unrest // J. Soc. Issues, 1972. V. 28. P. 77 - 91.
4 KlinbergO.,ZavaloniM. Nationalism and Tribalism among African students, L., 1969. P. 76.
5 Pettigrew T.F. Placing Adam's argument in a broader perspektive: comment on the Adam paper // Soc. Psychol, 1978. V. 41. P. 58 - 61.
6 Tadjfel Y., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psycyology of intergroup relations. Monterey, 1979. P. 33 - 47.
включает попытки индивидов выйти из низкостатусной группы и примкнуть к высокостатусной. Вторая и третья стратегии являются групповыми. Вторая стратегия, групповая креативность, творчество, побуждает группу, во-первых, искать новые основания для сравнения, что порождает СПС гуманности, добросердечия, радушия и т.д.; во-вторых, выбрать для сравнения такую социальную группу, которая обладает более низким социальным статусом. Третья стратегия, конкурентная, вступает в действие, когда исчерпаны все разновидности второй и ни одна из них не привела к необходимому результату, т.е. установлению позитивных различий в пользу собственной группы. Социальная конкуренция -стратегия установления позитивных отличий в прямом соревновании с членами аутгруппы, посредством которого группа может занять объективно высокое положение. Она «включает» направленность СПС либо на мирные, либо на враждебные, агрессивные или деструктивные, активизирующие или блокирующие компоненты.
Таким образом, изменение социального статуса приводит к возникновению СПС в континууме от позитивных до негативных, что дает ценную информацию о действительном состоянии различных групп населения, «объединенных» сходными статусными характеристиками.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПС
Основным социально-психологическим механизмом формирования СПС является процесс сравнения (межличностного или межгруппового), за которым нередко скрыт конфликт или некий когнитивный диссонанс («Я как человек могу это понять, но как руководитель -нет»). В процессе сравнения задействованы не все параметры групп, а лишь ценностно-значимые качества и характеристики. В том случае, когда индивид оказывается включенным в низкостатусную группу, это приводит к запуску различных стратегий, направленных на сохранение или достижение позитивной идентичности. Одной из них является социальное представление.
Социальное представление - обыденное представление группы о тех или иных явлениях, способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления -инструмент не индивидуального, а группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к житейским соображениям. По существу, через анализ социальных представлений больших групп познается их психологический облик
Социальные представления формируют образную, содержательную часть социальной идентификации (потребности, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждение, цели, программы, которые, в свою очередь, наполняют содержанием такие социально-психологические свойства личности, как социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет), а следовательно, содержательную сторону СПС. Системообразующим фактором СПС является согласование-рассогласование социального статуса. Если социальное сравнение позволяет выявить динамику СПС, то социальное представление - их содержательную сторону.
Это позволяет рассматривать социальное сравнение и социальное представление как механизмы осознания СПС, а социальный статус - важный индикатор изменений последних.
АЛГОРИТМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПС
Как только социальный статус изменяется, актуализируется тенденция сохранения позитивной идентичности, что подключает механизмы представления и сравнения ценностно-значимых качеств и характеристик качества жизнедеятельности группы по факту неравенства или рассогласования статусов. Затем активизируются целевые социально-психологические механизмы преобразований статусно-ролевой позиции группы: 1) механизм индивидуальной и групповой мобильности, предполагающий переход социальной группы или индивида из одной социальной позиции в другую, формирующий при восходящей мобильности СПС с позитивными компонентами, при нисходящей - с негативными; 2) механизм социальной креативности, способствующий пересмотру и переоценке критериев сравнения, формирующий такие СПС, ведущими компонентами которых являются добросердечность, радушие гуманность; 3) механизм когнитивного диссонанса, выявляющий смысловое несоответствие, преодолевающий рассогласование смыслов, логическую несовместимость норм и требований; 4) механизм социального соперничества, реализующий установление позитивных статусных отличий в прямом соревновании с членами аутгруппы (чтобы занять более высокое положение), создающий СПС таких разновидностей, как мирное, враждебное и агрессивное соперничество; 5) механизм оправдания статусной позиции, действующий на основании признания ее справедливости или несправедливости, что предопределяет такие СПС, в которых доминируют переживания неудовлетворенности, связанной с ощущением несправедливости, либо напротив, удовлетворенности, с признанием законности статусных различий между группами.
ВЕКТОРЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СПС
Основными направлениями развития СПС являются диссонант-ный, консонантный, конвергентный, а формами их проявления - общая, особенная, специальная.
Консонантные СПС групп способствуют сохранности таких ее свойств, как развитие позитивных потребностей, ценностных ориен-таций, социальных ожиданий, установок, стереотипов. В социальном поведении доминируют конвенциональный тип межличностных отношений; активно проявляются свойства субъектности, самоуважение, саморазвитие, позитивная мотивация к труду, высокий индекс физического и психического здоровья и качества жизни.
Диссонантные СПС приводят к ослаблению фильтрующей роли коллективного сознания, размыванию и потере ценностно-ориентаци-онного стержня, социальных ожиданий, установок, стереотипов. В поведении доминируют межличностные отношения прямолинейно-агрессивного типа, утрачиваются свойства субъектности, снижение показателей самоуважения и саморазвития, мотивации к труду, низкий индекс физического и психического здоровья и качества жизни.
Конвергенция, соединение нескольких СПС приводит к усилению их воздействия на группу. Конвергенция консонантных СПС оптимизирует жизнедеятельность группы, конвергенция диссонантных усиливает активизацию асоциальных факторов, которые деформируют перечисленные выше показатели и приводят их к консолидации в антисоциальных и антигуманных проявлениях. Интегральным критерием вектора направленности СПС следует считать удовлетворенность группы своим статусно-ролевым положением в обществе.
Диссонантные социально-психологические состояния имеют пять разновидностей - оценочная эмоциональная реакция, стремление к мобильности, попытка социальных изменений, социальная изоляция, психический стресс. Консонантные - это состояния согласованности, комфорта, равновесия.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗОНЫ СПС В РАМКАХ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ
Теоретическая статусно-ролевая модель включает несколько информационных зон, определяемых принципиальными особенностями СПС и отражающих существенные изменения статусно-ролевой позиции группы, что связано с важными жизнедеятельностными процессами.
В первой информационной зоне (выбора по сути), представленной групповым «идеалом» смысложизненных мотивов и процессов, содер-
жатся аксиологические показатели возможности творчества жизни, фиксируется причастность к общественным ценностям, полнота самовыражения. Ко второй зоне, представленной жизнедеятельностными процессами, сформировавшими СПС (оценочной по сути) относятся социально-психологические и психологические процессы, формирующие состояние; процессы и явления, связанные с самоосознанием своего надиндивидуального состояния; психологические механизмы оценки своего статусного положения в сравнении с актуальным идеалом. В третьей зоне модель демонстрирует стратегии «совладания» с СПС или выхода из него: когнитивный диссонанс, социальную креативность, социальное соперничество, оправдание статусных различий.
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПС
Можно выделить следующие этапы проектирования СПС консонантного типа: 1) перспективно-целевой анализ жизнедеятельности большой социальной группы на основании выделения ее статусно-ролевой позиции в обществе и выявление возможных статусных рассогласований по параметрам жизнедеятельности; 2) определение по-требностно-мотивационной сферы и социально-экономических условий жизни и деятельности группы, которые бы предотвратили рассогласование социального статуса; 3) алгоритмическое описание требуемых параметров и качественных характеристик проектируемого эталонного СПС; 4) предположения о возможных социальных изменениях, которые внесут статусные рассогласования; 5) планирование корректирующих социально-экономических мер минимизации статусных рассогласований.
Социально-психологическая модель СПС позволяет представить его образ как соединение специфических свойств, образующих целостную семантическую характеристику СПС. В наших исследованиях выделены такие образы, как СПС «воинствующего оптимизма» (предпринимателей); «депрессивного реализма и потребности в присоединении» (пожилых людей); «когнитивного диссонанса самосохранения» (служащих); «реактивного сопротивления» (беспризорных); «паразитирующего сверхоправдания» (женщин, поправших социальную ответственность за воспитание детей).
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ СПС
В социально-психологической модели статусно-ролевой концепции СПС учитывается свойство субъектности большой группы, предполагающее высокую социальную и гражданскую активность, а следователь-
но, возможность изменять статусно-ролевую позицию, изменяя тем самым детерминирующие основы состояния и сами СПС. Этот важный методологический акцент подчеркивает функциональную значимость СПС большой социальной группы, т.к. именно последняя в процессе своей жизнедеятельности формирует личность. «Переход общественного сознания... к индивидуальному происходит именно в сознании личности посредством основных процедур: проблематизации, интерпретации, репрезентации, категоризации»1. Это предопределяет выделение в теоретической модели СПС основ его развития в зависимости от активности и особенностей социальной группы как субъекта своей жизнедеятельности - базовой, особенной и специальной.
Базовая структурная основа развития СПС социальной группы включает групповые свойства: вид (профессиональные, гендерные, возрастные, этнические); устойчивость (сложилась в ходе исторического развития); место в системе общественных отношений (статусы, роли, престиж, авторитет); аксиологические показатели группового сознания (социальные нормы, ценности, установки, стереотипы, ожидания, традиции); образование; жизнедеятельность (уровень и качество жизни).
Особенная структурная основа модели развития СПС социальной группы содержит характерные для нее свойства субъектности: особенности семантического интеграла активности (притязания, саморегуляция, удовлетворенности); уровни активности (социальной, познавательной, коммуникативной, деятельностной, гражданской); включенность в реальную жизнедеятельность; особенности адаптации; сильные и слабые стороны жизнедеятельности; специфику переживаний, связанную с личностно-эмоциональным соединением с действительностью.
Специальная структурная основа модели СПС социальной группы содержит перспективные резервы развития: оптимизацию жизненных статусно-ролевых позиций, жизненной линии и смысла жизни через механизмы социальной мобильности, креативности, соперничества.
Выделение в теоретической статусно-ролевой модели СПС социальной группы трех структурных основ позволяет отразить системность СПС, структурировать внешние и внутренние детерминирующие основы СПС, показать группе как социальному субъекту жизнедеятельности стратегии активного преодоления нежелательных последействий СПС и изменения либо статусно-ролевых показателей, либо самих статусов.
1 Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1999. С. 147 - 148.