Научная статья на тему 'Статус текста в произведениях русского рока'

Статус текста в произведениях русского рока Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
642
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / ТЕКСТ ПЕСНИ / МУЗЫКА / СИНКРЕТИЗМ / ДИНАМИЧНОСТЬ ФОРМЫ / "ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА" / ROCK-POETRY / LYRICS / MUSIC / SYNCRETISM / FORM DYNAMISM / "FORMAL SCHOOL"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Конкина Алена Юрьевна

Рассматривается ключевой теоретический вопрос в изучении русской рок-поэзии связь музыки и текста. Проблема раскрывается на материале современных исследований, публицистических работ о русском роке и конкретных произведений с применением подходов и методик «формальной школы». Актуальность статьи обусловлена актуальностью затронутой темы: несмотря на то, что рок-поэзия уже не одно десятилетие является предметом интереса ученых-филологов, фундаментальные теоретические вопросы, связанные с пониманием этого явления и необходимых для его изучения методик, остаются нерешенными, что обусловливает шаткость многих выстроенных концепций. Обращаясь к теории древнего синкретизма в искусстве, автор статьи доказывает, что факт связи между музыкой и текстом не является определяющей чертой рока. Новизна исследования заключается в том, что в нем предложено применять к словесной составляющей любой рок-композиции единый научный подход, независимо от гипотетической способности текста существовать отдельно, как стихотворение. Используя в изучении рок-поэзии идеи «формальной школы», автор доказывает, что различные типы отношений между музыкой и текстом демонстрируют динамичность формы рок-песни, а никак не служат основанием для их классифицирования по способу написания или следуемым традициям. Саму рок-композицию при этом предлагается рассматривать как результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют особенности текстов русского рока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status of Text in Works of Russian Rock Music

The key theoretical question in the study of Russian rock poetry the links between music and text is considered. The problem is revealed on the materials of modern researches, journalistic works about Russian rock and concrete works with application of “formal school” approaches and methods. The relevance of the article is conditioned by the relevance of the studied topic: despite the fact that for decades the rock-poetry is the subject of interest of scientists-philologists, the fundamental theoretical issues related to understanding of this phenomenon and necessary for its study methods remain unresolved, hence the uncertainty of many of the concepts built. Turning to the theory of ancient syncretism in art, the author of the article proves that the fact of connection between music and text is not the defining feature of rock music. The novelty of the research is in the fact that it proposes to apply single scientific approach to the verbal component of any rock song, irrespective of the hypothetical ability of the text to stand alone as a poem. Using during the study of rock poetry the “formal school” ideas, the author argues that various types of relationships between music and text demonstrate the dynamic forms of rock songs, but do not serve as a basis for their classification according to the method of writing or due to tradition. The rock composition is suggested to be seen as the result of interaction between various factors that determine the peculiarities of the texts of Russian rock.

Текст научной работы на тему «Статус текста в произведениях русского рока»

Конкина А. Ю. Статус текста в произведениях русского рока / А. Ю. Конкина // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 120—127.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 82-192+801.613:781.15

Статус текста в произведениях русского рока

© Конкина Алена Юрьевна (2016), аспирант кафедры русской литературы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), alena-kon@yandex.ru.

Рассматривается ключевой теоретический вопрос в изучении русской рок-поэзии — связь музыки и текста. Проблема раскрывается на материале современных исследований, публицистических работ о русском роке и конкретных произведений с применением подходов и методик «формальной школы». Актуальность статьи обусловлена актуальностью затронутой темы: несмотря на то, что рок-поэзия уже не одно десятилетие является предметом интереса ученых-филологов, фундаментальные теоретические вопросы, связанные с пониманием этого явления и необходимых для его изучения методик, остаются нерешенными, что обусловливает шаткость многих выстроенных концепций. Обращаясь к теории древнего синкретизма в искусстве, автор статьи доказывает, что факт связи между музыкой и текстом не является определяющей чертой рока. Новизна исследования заключается в том, что в нем предложено применять к словесной составляющей любой рок-композиции единый научный подход, независимо от гипотетической способности текста существовать отдельно, как стихотворение. Используя в изучении рок-поэзии идеи «формальной школы», автор доказывает, что различные типы отношений между музыкой и текстом демонстрируют динамичность формы рок-песни, а никак не служат основанием для их классифицирования по способу написания или следуемым традициям. Саму рок-композицию при этом предлагается рассматривать как результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют особенности текстов русского рока.

Ключевые слова: рок-поэзия; текст песни; музыка; синкретизм; динамичность формы; «формальная школа».

1. Введение

«Существует ли рок-поэзия? Не просто как рифмованные слова, которые поют, а как отдельное явление, обладающее своей спецификой», — писал историк русского рока Артемий Троицкий в статье «Песни городских вольеров», опубликованной в газете «Ухо» (№ 1, 1982) [Кушнир, 1994, с. 208]. После ряда рассуждений автор дает положительный ответ, при этом называя рок-поэзию «самой массовой (а), непрофессиональной (б), но тиражируе-

мой (что отличает ее от стихов альбомов) поэзией из всех существовавших когда-либо» [Там же, с. 208]. Он акцентирует внимание на том, что в такой поэзии заключена своя система ценностей, в связи с чем она не может анализироваться на основе критериев академической литературы.

Трудности в изучении этого явления связаны в первую очередь с самим термином рок-поэзия, который вводит в заблуждение своей двусмысленностью. С одной стороны, под ним традиционно понимают тексты песен, то есть зависимый элемент целой композиции. С другой стороны, наличие компонента поэзия в этом термине придает текстам песен условную самостоятельность, словно подсказывая, что это не просто слова, а стихотворения.

Именно поэтому научные работы, концентрирующиеся на данной теме, однозначного ответа на вопрос о сущности рок-поэзии не дают. Основным постулатом, от которого отталкиваются ученые, является тезис историка рока Ильи Смирнова, высказанный им в книге «Время колокольчиков»: «... для него [русского рока. — А. А".] характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на составные элементы целое — рок-композицию» [Смирнов, 1994, с. 8]. Эта идея легла в основу различных филологических разработок: ученые определяли сущность рок-поэзии через отношения музыки и текста [Щер-бенок, 1999, с. 10], через связь с литературной традицией [Доманский, 2010, с. 19], сравнение с фольклором [Доманский, 2010, с. 139], авторской песней [Свиридов, 2002, с. 6] и т. д. Иные же исследователи сконцентрировали свое внимание на чисто поэтических аспектах (мотивы, образы) [Лексина-Цыдендамбаева, 1999, с. 99], далеких от фундаментальных теоретических вопросов.

2. Синкретизм в музыкально-поэтическом творчестве

Идея о «трехглавии» рок-музыки и неразрывной связи между ее составляющими, несмотря на внешнюю инновационность, в глубине своей апеллирует к теории синкретизма в искусстве. «Заимствование выразительных средств традиционных жанров» едва ли может являться определяющей чертой рока: это не внезапно возникшее явление, а определенный этап развития музыкально-словесного искусства. Концепция тесной связи между музыкой, словом и движением, существующая испокон веков [Бю-хер, 2011, с. 34], применима в синхронии к любой вокально-инструментальной композиции, а в диахронии — к музыке и поэзии вообще: «Во-первых, многие музыкальные формы исторически неразрывно связаны с формами поэтическими, и следы этой связи сохраняются до сих пор; во-

вторых — это не случайная, вызванная какими-нибудь внешними условиями и потому имеющая только генетический интерес, связь, а органическое родство, которое периодически проявляется особенно ясно» [Эйхенбаум, 1968, с. 346]. Об этом же писал и часто цитируемый исследователями рок-поэзии академик А. Н. Веселовский, из трудов которого упоминаемые ученые вынесли только идею о том, что текст «является в роли стропил, лесов, поддерживающих здание [мелодию. — А. А.]», и в нем «слова коверкаются в угоду ритма» [Веселовский, 1989, с. 159].

В музыковедении также утверждается древняя связь мелодии, текста и движений [МЭС, с. 335], проистекающая из первобытного синкретизма, связь музыкальной формы с поэтическим текстом [МЭС, с. 420], близость стихотворной и музыкальной ритмики [МЭС, с. 463]. На этом фоне определение рок-поэзии как «словесного компонента рок-композиции, в которой, кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформа-тивный, связанный с особенностями исполнения» [Доманский, 2010, с. 3] кажется как минимум поверхностным.

Связь текста и музыки в рок-композиции проявляется на самых разных уровнях — композиционном, ритмическом, структурном, семантическом, но это не отличает ее от любых других песен. В этом отношении рок оказывается включенным в ряд сходных по родовым признакам явлений, что обусловливает необходимость подбирать иные критерии для выявления особенностей его словесной составляющей. Некоторые исследователи искали решение этой проблемы с помощью создания классификаций текстов, основанных на разных типах отношений между музыкой и словами [Сви-риденко, 2000, с. 9; Щербенок, 1999, с. 10]. «Дело в том, что одни авторы используют текст как нечто первичное ("бардовская школа"), а другие — лишь как дополнения к музыке (собственно "западный" рок и, кстати, поп-музыка). Т. е. первый "добавляет" музыку к тексту, а второй «дополняет» музыку текстом» [Свириденко, 2000, с. 9]. В итоге Е. В. Свириденко выделяет два типа — «стихотворение, которое легко может быть прочитано, т. к. имеет четкий ритм» и «свободное стихотворение, ритмически организованное музыкой» [Свириденко, 2000, с. 14].

Формированию мнения о том, тексты рок-песен можно считать поэзией, во многом способствовали и постоянные указания на то, что в русском роке слово играет особую роль [Кормильцев, 1998, с. 25], и то, что практически параллельно с выпуском аудиоформатных носителей издавались книги со словами произведений. «Сам факт публикации вербального компонента указывает на то, что тексты песен в настоящее время обретают новый статус — статус стихотворений», — пишет в своей моно-

графии Ю. В. Доманский [Доманский, 2010, с. 12], приводя попутно цитаты рок-музыкантов, призывающих не воспринимать напечатанное как поэзию. «Мне бы хотелось, чтобы читатель напевал их хотя бы про себя, а не читал протяжно и с подвыванием, как обычно поступают со стихами», — цитирует автор книги Андрея Макаревича [Доманский, 2010, с. 12]. «Не существует и никакой самостоятельной рок-поэзии, а то, что вы сейчас читаете, — не "сборник стихов", а скорее пособие для интересующихся рок-культурой», — пишет в предисловии к книге «Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии» уже упоминавшийся Илья Смирнов, при этом отмечая, что таким текстам ничто не мешает существовать в печатном виде [Альтернатива, 1991, с. 5]. Однако едва ли существование в печатно-книжном виде делает все тексты рок-песен самостоятельными произведениями, способными звучать отдельно от музыки столь же целостно, как и с ней.

3. Текст песни как несамостоятельное произведение

Нам в свою очередь представляется, что форма соотношения музыки и слова не может влиять на статус последнего: каким бы ни был текст, он в любом случае является частью целой композиции, то есть зависимым компонентом. Поэтому разделение текстов на те, которые «могут существовать как стихотворения» и которые «не могут», видится нам субъективным. Подход к изучению этих произведений должен основываться на единых научных критериях, а не на вероятностных характеристиках. Рассмотрим отрывки из песен группы «Сплин»:

1.

Мы шли дорогой горемык искать свою судьбу.

В одной деревне на ночлег старик пустил в избу.

Мы пили крепкий самогон — хозяин был к нам добр.

Река бежала за окном, шумел сосновый бор.

«Сказка» [Васильев, 2008, с. 15].

2.

Здесь.

Там.

Бьют шаманы в барабан,

Там.

Здесь.

Все сойдется, будет ядерная смесь...

«Далеко домой» [Васильев, 2008, с. 92].

Очевидно, что первый отрывок соответствует традиционным поэтическим канонам и обладает привычной стихотворной формой. Второй построен на принципах парцелляции и анжамбемана, а между его предложениями выстраивается ассоциативная связь. Согласно описанной ранее концепции [Щербенок, 1999, с. 14], первый текст мы могли бы считать стихотворением и изучать его без музыкального сопровождения, исключительно по напечатанным словам, в то время как второй без музыки распадается на обрывки фраз, а методик для работы с таким материалом пока не выработано. Между тем эти тексты принадлежат одному автору, поэтому выделять в рамках его творчества «поэзию» и «недопоэзию» нам не представляется правильным. Мы полагаем, что к любым формам словесного уровня рок-композиции нужно подходить с одинаковых позиций — именно как к тексту песни, а не как к стихотворению, даже если оно внешне обладает его признаками. При этом совершенно неважно, музыка дополняет текст или текст добавляется к музыке: их нужно рассматривать как взаимозависимые компоненты. Преобладание одного из них не может являться критерием для научного классифицирования. Во-первых, вычисление количественного превосходства при отсутствии точных акустических данных и сведений о способе написания данной песни является субъективным подходом. Во-вторых, этот критерий не может быть абсолютным, так как максимального своего проявления (в ту или иную сторону) он достигает не всегда — большинство песен представляет собой промежуточные варианты, которые «выпадают» из данной классификации. В таком «текучем» взаимодействии музыки и текста (а именно слов, мелодии, интонации, инструментального сопровождения и т. д.) мы видим исключительно факт динамичности формы, изменяемость которой является условием для доминирования того или иного фактора. «Единство произведения не есть замкнутая симметрическая целость, а развертывающаяся динамическая целостность; между ее элементами нет статического знака равенства и сложения, но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции <...> Каждое произведение искусства представляет сложное взаимодействие многих факторов» [Тынянов, 2010, с. 9, 13].

4. Выводы

Проецируя тезис Юрия Тынянова на рок-композицию, можно сказать, что она являет собой результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют специфику рока как вида искусства. Причем оно происходит на разных уровнях — текстовом, музыкальном, композиционном.

Говоря о сугубо словесной составляющей, можно выделить такие факторы, как, например, ритм, композиция, рифма, изобразительно-выразительные средства, поэтические приемы. Отдельно стоит обратить внимание на шаблонные синтаксические и лексические формулы (антитезы, отрицания, параллелизмы, повторы), которые, с одной стороны, формируют стилистику рока, а с другой — имеют определенную практическую значимость, свойственную разного рода текстам, воздействующим на сознание (заговоры, мантры, обрядовая поэзия и т. д.). При этом главным фактором, который подчиняет себе и музыку, и текст, мы считаем ритм [Тынянов, 2010, с. 5—58; Веселовский, 1989, с. 155; Бюхер, 2011, с. 34] — именно его изучение должно лежать в основе композиционно-стилистических исследований рок-поэзии.

Источники и принятые сокращения

1. Васильев А. Сплин. Тексты песен / А. Васильев. — Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2008. — 221 с.

2. МЭС — Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

Литература

1. Альтернатива : опыт антологии рок-поэзии. — Москва : Всесоюзный молодежный книжный центр, 1991. — 238 с.

2. Бюхер К. Работа и ритм : роль музыки в синхронизации усилий участников трудового процесса : [пер. с нем.] / К. Бюхер. — Изд. 2-е, испр. — Москва : ЛИ-БРОКОМ, 2011. — 344 с. (Академия фундаментальных исследований: этнология).

3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — Москва, 1989. — 405 с.

4. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия : текст и контекст / Ю. В. Доманский. — Москва : Intrada — Издательство Кулагиной, 2010. — 232 с.

5. Кормильцев И. Рок-поэзия в русской культуре : возникновение, бытование, эволюция / И. Кормильцев, О. Сурова // Русская рок-поэзия : текст и контекст. — 1998. — Вып. 1. — С. 3—26.

6. Лексина-Цыдендамбаева А. В. «Неоромантический импрессионизм» как основа художественного мира Виктора Цоя / А. В. Лексина-Цыдендамбаева // Русская рок-поэзия : текст и контекст. — 1999. — Вып. 2. — С. 99—103.

7. СвириденкоЕ. В. Текст и музыка в русском роке / Е. В. Свириденко // Русская рок-поэзия : текст и контекст. — 2000. — Вып. 4. — С. 9—15.

8. Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия : текст и контекст. — 2002. — Вып. 6. — С. 5—32.

9. Смирнов И. Время колокольчиков : жизнь и смерть русского рока / И. Смирнов. — Москва : ИНТО, 1994. — 263 с. — ISBN 5-900801-16-0.

10. Троицкий А. Песни городских вольеров / А. Троицкий // Кушнир А. Золотое подполье : полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата (1967—1994) / А. Кушнир. — Нижний Новгород : Деком, 1994. — С. 208—2010.

11. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов. — Изд. 5-е. — Москва : КомКнига, 2010. — 176 с.

12. Щербенок А. В. Слово в русском роке / А. В. Щербенок // Русская рок-поэзия : текст и контекст. — 1999. — Вып. 2. — С. 7—12.

13. Эйхенбаум Б. М. О поэзии / Б. М. Эйхенбаум. — Ленинград : Советский писатель, 1968. — 552 с.

Status of Text in Works of Russian Rock Music

© Konkina Alyona Yuryevna (2016), post-graduate student, Department of Russian Literature, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhni Novgorod, Russia), alena-

kon@yandex.ru.

The key theoretical question in the study of Russian rock poetry — the links between music and text — is considered. The problem is revealed on the materials of modern researches, journalistic works about Russian rock and concrete works with application of "formal school" approaches and methods. The relevance of the article is conditioned by the relevance of the studied topic: despite the fact that for decades the rock-poetry is the subject of interest of scientists-philologists, the fundamental theoretical issues related to understanding of this phenomenon and necessary for its study methods remain unresolved, hence the uncertainty of many of the concepts built. Turning to the theory of ancient syncretism in art, the author of the article proves that the fact of connection between music and text is not the defining feature of rock music. The novelty of the research is in the fact that it proposes to apply single scientific approach to the verbal component of any rock song, irrespective of the hypothetical ability of the text to stand alone as a poem. Using during the study of rock poetry the "formal school" ideas, the author argues that various types of relationships between music and text demonstrate the dynamic forms of rock songs, but do not serve as a basis for their classification according to the method of writing or due to tradition. The rock composition is suggested to be seen as the result of interaction between various factors that determine the peculiarities of the texts of Russian rock.

Key words: rock-poetry; lyrics; music; syncretism; form dynamism; "formal school".

Material resources

MES — Keldysh, G. V. (ed.). 1990. Muzykalnyy entsiklopedicheskiy slovar'. Moskva: Sovetskaya entsiklopediya. (In Russ.).

Vasilyev, A. 2008. Splin. Teksty pesen. Moskva: AST; Sankt-Peterburg: Astrel-SPb. (In Russ.).

References

Alternativa: opyt antologii rok-poezii. 1991. Moskva: Vsesoyuznyy molodezhnyy knizh-nyy tsentr. (In Russ.).

Byukher, K. 2011. Rabota i ritm: rol muzyki v sinkhronizatsii usiliy uchastnikov tru-dovogo protsessa. Moskva: LIBROKOM. (Akademiya fundamental'nykh issledovaniy: etnologiya). (In Russ.).

Domanskiy, Yu. V. 2010. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst. Moskva: Intrada — Iz-datelstvo Kulaginoy. (In Russ.).

Eykhenbaum, B. M. 1968. Opoezii. Leningrad: Sovetskiy pisatel. (In Russ.).

Kormiltsev, I., Surova, O. 1998. Rok-poeziya v russkoy kulture: vozniknoveniye, byto-vaniye, evolyutsiya. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst, 1: 3—26. (In Russ.).

Leksina-Tsydendambaeva, A. V. 1999. «Neoromanticheskiy impressionizm» kak osnova khudozhestvennogo mira Viktora Tsoya. Russkaya rok-poeziya: tekst i kon-tekst, 2: 99—103. (In Russ.).

Shcherbenok, A. V. 1999. Slovo v russkom roke. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst, 2: 7—12. (In Russ.).

Smirnov, I. 1994. Vremya kolokolchikov: zhizn'i smert'russkogo roka. Moskva: INTO. ISBN 5-900801-16-0. (In Russ.).

Sviridenko, E. V. 2000. Tekst i muzyka v russkom roke. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst, 4: 9—15. (In Russ.).

Sviridov, S. V. 2002. Rok-iskusstvo i problema sinteticheskogo teksta. Russkaya rok-poeziya: tekst i kontekst, 6: 5—32. (In Russ.).

Troitskiy, A. 1994. Pesni gorodskikh volyerov. In: Kushnir, A. Zolotoye podpolye: polna-ya illyustrirovannaya entsiklopediya rok-samizdata (1967—1994). Nizhniy Novgorod: Dekom. 208—2010. (In Russ.).

Tynyanov, Yu. N. 2010. Problema stikhotvornogo yazyka. Moskva: KomKniga. (In Russ.).

Veselovskiy, A. N. 1989. Istoricheskayapoetika. Moskva. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.