Научная статья на тему 'СТАТУС РЕГИОНА «ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (1990–2000 гг.)'

СТАТУС РЕГИОНА «ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (1990–2000 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
373
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Черные земли / Республика Калмыкия / статус / экология / земельный во- прос / государственные меры / регулирование. / Black lands / Republic of Kalmykia / status / ecology / land issue / state measures / regulation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е. А. Гунаев

В статье рассмотрены основные меры органов государственной власти Республики Кал-мыкия (официальные документы, нормативные акты) 1990-2000-х гг. по регулированию ста-туса региона «Черные земли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF THE REGION “BLACK LANDS” IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA (1990–2000)

In article the main measures of public authorities of the Republic of Kalmykia (official documents, regulations) of the 1990-2000th for regulation of the status of the region “Black lands” are considered.

Текст научной работы на тему «СТАТУС РЕГИОНА «ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (1990–2000 гг.)»

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

УДК 93/94 ББК 63.3

СТАТУС РЕГИОНА «ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ»

В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (1990-2000 гг.)

Е. А. Гунаев

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Интеграция гуманитарно-экологических и социально-политических действий в целях принятия управленческих решений »

№ 14-46-01031 «(№14-01-96500) - р_юг_а»

В статье рассмотрены основные меры органов государственной власти Республики Калмыкия (официальные документы, нормативные акты) 1990-2000-х гг. по регулированию статуса региона «Черные земли».

STATUS OF THE REGION “BLACK LANDS”

IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA (1990-2000)

E. A. Gunaev

In article the main measures of public authorities of the Republic of Kalmykia (official documents, regulations) ofthe 1990-2000thfor regulation ofthe status ofthe region "Black lands" are considered.

Ключевые слова: Черные земли, Республика Калмыкия, статус, экология, земельный вопрос, государственные меры, регулирование.

Keywords: Black lands, Republic of Kalmykia, status, ecology, land issue, state measures, regulation.

«Черные земли» (калм. Хар газр) — природно-географическое пространство на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на стыке Европы и Азии, занимающее южную часть Северо-Западного сектора Прикаспийской низменности или юго-западную часть геологической структуры — Прикаспийской впадины. В административно-территориальном отношении Черные земли охватывают юговосточную часть Республики Калмыкия, южное правобережье Астраханской области и крайний север Республики Дагестан [25]. Основная площадь указанного географического региона приходится на Республику Калмыкия. В этой связи не случайно, что наряду с федеральными актами именно в Калмыкии принимались и действуют специальные нормативно-правовые акты по регулированию рационального природопользования и землепользования на данной территории, закрепления его статуса как специального экорегиона [5, 12, 15, 16, 18]. В Астраханской области и Республике Дагестан принимались и действуют отдельные акты по Черным землям, содержание которых направлено в основном на обеспечение экономического использования данных земель [13, 22].

Черные земли, включая низовья Волги и акваторию Северо-Западного Каспия, занимают важное геостратегическое положение на Евразийском континенте, контролируя Волго-Каспийский бассейн и кратчайшие пути из Европы на Кавказ, в

8

2015 г. №3(27)

Среднюю, Центральную и Восточную Азию. Так называемый «железный занавес» СССР принизил геостратегическую позицию Черных земель на Евразийском континенте до уровня отсталой окраины с экстенсивной экономикой и слабой транспортной инфраструктурой регионального и межрегионального уровня. Великая Отечественная война, а в большей степени этнополитические процессы (депортация калмыцкого народа) во многом задержали естественный процесс развития экономики и социальной сферы на описываемой территории [25].

Между тем, именно в советский период Черные земли активно исследовались, став опытным полигоном отработки новых и новейших технологий крупномасштабных геологоразведочных и природоресурсных работ с использованием космических средств. На территории Черных земель открыты запасы нефти, конденсата, горючего газа, строительных материалов, солей. В отдельных скважинах получен азот и углекислый газ высокой степени чистоты, открыты огромные запасы термальных (+120оС) и минеральных вод. Достаточно узкому кругу специалистов доступна информация о том, что вся южная часть Черных земель от широты Элиста - Яшкуль - Астрахань представляет собой часть гигантской полиметаллической провинции, содержащей помимо стратегических запасов уранового, титан-циркониевого, фосфатного и иного сырья, одни из самых значительных в мире месторождений редкоземельных элементов: галлия, скандия, иттрия, осмия, рения и др., которые являются исходным компонентом технологий третьего тысячелетия [25].

В этой связи М. В. Джеваков, анализируя геополитическую характеристику Республики Калмыкия, считает, что полиметаллическая провинция Черных земель как источник стратегического сырья, несомненно, находится под пристальным вниманием США. Он утверждает, что контроль над ресурсами возложен на международные экологические организации. В начале 1990-х гг. стал осуществляться проект по улучшению состояния окружающей среды в странах СНГ. При активном участии США Всемирный банк в сотрудничестве с Программой развития ООН (ПРООН) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) поддержали Каспийскую экологическую программу (далее - КЭП), принятую пятью прибрежными государствами, участником которой стала и Республика Калмыкия как субъект Российской Федерации. КЭП уже используется для решения политических и экономических задач [4].

Для более 50% регионов России самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации, причем для 30% эта проблема оценена как имеющая приоритетный характер для значительной части территории с низким потенциалом самовосстановления экосистем на нарушенных землях [2]. Регион Черные земли относится к полупустынной зоне Прикаспийской провинции и пустынной АралоКаспийской провинции примерно равными частями и занимает площадь 3,5 млн. га, в границах Республика Калмыкия, что составляет 47,3 % территории республики. В условиях остро засушливого климата и неурегулированного выпаса скота, а также распашки песчаных земель впервые в Европе образовалась антропогенная пустыня в регионе Черных земель.

Ветровая эрозия в условиях Калмыкии наносит сельскому хозяйству огромный ущерб, который выражается в первую очередь в развеивании и уносе верхнего плодородного слоя почв (пыльные бури) и движении песков.

По данным почвенно-геоботанических обследований в 1956-1959 гг. на Черных землях процессами опустынивания было охвачено 3,5%, в 1971-1972 гг. -37,2%, а в

9

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

1984-1986 гг. - 94,6% территории. Площадь развеваемых песков в регионе достигла к этому времени 600 тыс.га, а ежегодная скорость нарастания очагов опустынивания составила в среднем 40-50 т. га в год [21].

В 1985-1986 гг. Правительство Российской Федерации осознало надвигающуюся опасность, и в связи с этим в 1989 г была разработана и утверждена Генеральная схема по борьбе с опустыниванием, которая из-за недофинансирования была выполнена на 32%.

Однако социально-экологическая обстановка в регионе продолжает оставаться сложной. Создавшаяся экологическая ситуация в регионе Черных земель и отсутствие средств на восстановление нормальной среды обитания явилось причиной исчезновения 25 населенных пунктов. Опустынивание на долгое время лишает население средств существования, что создает множество социально-экономических и демографических проблем не только в ареалах опустынивания, но и на прилегающих территориях — негативно отражаясь на судьбах поколений [21]. Вопросам состояния социальной сферы села региона Черные земли в постсоветский период посвящена научная статья Н. Г. Очировой и Э. Б. Габунщиной [9].

Учеными-экологами отмечается значение Черных земель в истории калмыцкого народа:

- «Черные земли Калмыкии — национальная гордость калмыков с тех пор, как они пришли в Россию. Многие годы, можно сказать, они «кормили» и «одевали» людей. Из поколения в поколение передавался опыт бережного отношения к земле, ее ресурсам. А сейчас Черные земли представляют собой очаг опустынивания» [3].

- «.. .калмыки, кочевавшие на территории современных Черных земель со скотом, по достоинству оценили эти пастбища с полуметровой травой. Степь щедро кормила тысячи курдючных овец, лошадей, крупный рогатый скот калмыцкой породы, верблюдов. Черные земли были феноменом Калмыкии, одним из лучших уголков российских степей» [23].

Вместе с тем, согласно историческим данным, процессы опустынивания в Калмыцкой степи наблюдались уже в XIX в. [7].

В. В. Нероновым была разработана оригинальная схема периодизации степени нарушенности и форм использования калмыцких пастбищ за последние сто с лишним лет. Выделены шесть основных этапов развития пастбищных экосистем:

1) Этап отгонно-кочевого скотоводства (до 1930 гг.);

2) Этап развивающегося колхозно-совхозного овцеводства (1931-1941 гг.);

3) Этап упадка скотоводства и последующего восстановления хозяйства (19421960 гг.);

4) Этап отгонного колхозно-совхозного овцеводства (1961-1972 гг.);

5) Этап интенсификации овцеводства с переходом к бессистемному круглогодичному выпасу (1973-1990 гг.);

6) Этап перехода скотоводства к рыночным экономическим отношениям (1991 — ныне) [8].

Политические изменения в стране и переход к свободной рыночной экономике повлекли за собой резкое сокращение поголовья скота в ставших нерентабельными крупных совхозных и колхозных комплексах Калмыкии. Помимо резкого уменьшения нагрузки на пастбища, начало 90-х гг. характеризовалось и некоторым снижением засушливости климата, проявившимся, в частности, в увеличении сумм весенних и раннелетних осадков. Дигрессионные процессы в экосистемах в этот период уступили место восстановительным. При сравнении повторных аэро- и космических снимков на территорию Западного Прикаспия, достоверное сокращение опустынивания территории обнаружилось, по сравнению с 1984 г., уже в 1993 г. [8].

10

2015 г. №3(27)

Л. Н. Ташнинова, Н. М. Богун также отмечают, что с середины 90-х гг., в связи с ухудшением экономической ситуации в стране произошло значительное снижение (в 5-6 раз) нагрузки скота на пастбища. В это время наблюдается стабилизация почвеннорастительного покрова, объясняемая временным ослаблением антропогенного воздействия на пастбища и некоторым снижением темпов опустынивания. Однако темпы роста пастбищных нагрузок в 2000-е гг. вновь ставят вопрос об опасности возвращения процессов деградации пастбищных экосистем [23].

Как уже отмечалось выше, с конца 1980-х - начала 1990-х гг. проблема опустынивания Черных земель выводится на государственный уровень. Прекращение опустынивания, стабилизация экологической системы региона Черные земли, восстановление биологической продуктивности пастбищ были названы среди комплекса неотложных мер по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. [20].

Экологические проблемы, вопросы хозяйственного развития данного региона способствовали принятию органами государственной власти Республики Калмыкия ряда мер, прежде всего нормативно-правового характера по регулированию статуса данного региона. В 1992 г. был принят специальный Закон Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч «О статусе региона Черные земли», устанавливающий особый правовой режим землепользования на этих землях [5]. Целями принятия данного Закона являлись: сохранение и рациональное использование природных ресурсов, стабилизация и улучшение экологической обстановки в регионе Черные земли на территории Калмыкии. Согласно указанному Закону, собственники земли, землевладельцы и землепользователи принимали соответствующие экологические обязанности:

- использовать кормовые угодия на Черных землях только для целей ведения пастбищного животноводства не допуская перегрузки их скотом, перетравливания, распашки вне участков регулярного орошения;

- содержать на пастбищах круглогодичного использования не более 30 голов условных овец на 100 гектарах пастбищ и 50 голов условных овец на 100 гектарах сезонных пастбищ;

- эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности.

- осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренный законодательством республики;

- соблюдать режим пользования пастбищами Черных земель, как земель природоохранного назначения и др. [5].

В статье 1 названного Закона формулировались условия определения границ региона «Черные земли». Было закреплено следующее:

- границы региона Черные земли устанавливались Верховным Советом Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч согласно Генеральной схеме по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ;

- границы сезонных пастбищ в регионе устанавливались Советом Министров Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч [5].

В связи с изменением федерального законодательства данный Закон Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч утратил силу в 2002 г. [6]. Вместе с тем, продолжает действовать Постановление Верховного Совета Республики Калмыкия - Хальмг Тангч от 4 июня 1992 г. № 369-IX «О границах региона Черные земли» [12]. В состав региона «Черные земли» включен земельный фонд общей площадью 3619,6 тыс. га (см. табл. 1).

11

м

Таблица 1

Состав региона «Черные земли»

Наименование землепользователей Общая площадь в границах плана Общая площадь, закрепленная за хозяйствами в том числе

пашня многолетние насаждения залежи сенокосы пастбища Итого с/х угодий Прочие угодия

всего В т.ч.

юстинский РАЙОН 623,6 582,5 12,5 552,5 1,1 565,0 17,5

Астраханская обл. на территории Юстинского р-на 48,9 48,9 43,2 43,2 5,7

Итого Юстинский район 672,5 631,4 12,5 595,7 1,1 608,2 23,2

ЯШКУЛЬСКИЙ РАЙОН 850,3 773,2 3,9 3,2 702,1 3,2 709,2 64,0

ИКИ-БУРУПЬСКИЙ РАЙОН 144,3 130,9 1,2 110,1 0,2 111,3 19,6

ЧЕРНОЗЕМЕЛЬСКИЙ РАЙОН 1024,4 924,4 2,5 0,1 22,3 583,3 5,3 608,2 316,2

Астраханская обл. на территории Черноземельского р-на 341,0 341,0 12,2 0,1 285,1 297,4 43,6

Итого Черноземельский район 365,4 1265,4 14,7 0,1 22,4 868,4 5,3 905,6 359,8

КАСПИЙСКИЙ РАЙОН 281,8 258,7 2,2 0,1 7,0 133,9 2,2 143,2 115,5

Республика Дагестан на территории Каспийского р-на 211,0 211,0 1,3 157,0 0,2 158,3 52,7

Итого Каспийский район 492,8 469,7 2,2 0,1 8,3 290,9 2,4 301,5 168,2

Заповедник ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ 94,3 94,3 31,7 31,7 62,6

ВСЕЕО: 3619,6 3364,9 34,5 0,1 0,1 33,9 2598,9 12,2 2667,5 697,4

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

2015 г. №3(27)

П. Д. Бакаев в связи с этим отмечал, что площадь Черных земель составляет более трех миллионов гектаров, однако данная территория требует уточнения, так как нет до сих пор утвержденных Правительством (Калмыкии - Е.Г.) административнохозяйственных границ этой зоны в пределах республики [1].

Часть территории Черных земель занимают земли одноименного федерального заповедника [24].

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об упорядочении использования Черных земель и Кизлярских пастбищ» от 12 декабря 1995 г. №1220 было признано межрегиональное значение кормовых угодий Черных земель. В нем предлагалось считать целесообразным регулирование их использования на основе заключаемых между соответствующими субъектами Российской Федерации соглашений с учетом их нормативных правовых актов и федерального законодательства [19].

Согласно Приказам Минсельхоза Российской Федерации, предоставление в аренду мелиорированных пастбищ региона Черные земли для ведения животноводства производится решением (распоряжением) Правительства Республики Калмыкия по предложениям ФГУ «Агролесомелиострой» Минсельхоза России, согласованным с органами исполнительной власти Республики Калмыкия, Республики Дагестан, Астраханской области по вопросам сельского хозяйства, а также органом исполнительной власти Республики Калмыкия по земельным ресурсам и администрациями районов, на срок не менее 5 лет. Размеры и порядок взимания арендной платы определяются Правительством Республики Калмыкия. Средства арендной платы за пользование мелиорированными пастбищами поступают на специальный счет ФГУ «Агролесомелиострой» и расходуются для проведения уходных и восстановительных работ на арендуемых мелиорированных пастбищах и кормовых угодьях региона по согласованию с Минсельхозом России и Правительством Республики Калмыкия [10, 11].

Постановлением Правительства Республики Калмыкия «О порядке использования сельскохозяйственных угодий региона Черные земли» от 28 января 2004 г. №24 было утверждено Положение о порядке использования отгонных пастбищ региона Черные земли [15]. Было установлено, что отгонные пастбища региона Черные земли предназначены для ведения пастбищного животноводства и предоставляются только на праве аренды. Деградированным пастбищам для естественного обсеменения предоставляется одно-двухгодичный отдых. Для предотвращения ухудшения экологического состояния пастбищ, процессов опустынивания и деградации кормовых угодий содержание скота на пастбищных угодий не должно превышать 50 условных голов овец на 100 гектар пастбищ. В целях рационального использования природных кормовых ресурсов в регионе Черные земли на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов возложена обязанность соблюдать и выполнять правила, установленные в указанном Положении и иные требования, предусмотренные действующим законодательством. Данное Положение является обязательным для граждан и юридических лиц, использующих земельные участки в регионе Черные земли [15].

В 1990-2000 гг. принимались нормативные акты Республики Калмыкия, направленные на соблюдение хозяйствующими субъектами соседних регионов законодательства республики по вопросу использования отгонных пастбищ [14, 17]. С Астраханской областью по вопросам землепользования в регионе Черные земли

13

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

наличествует административно-территориальный спор, который не разрешен и по настоящее время [17].

Таким образом, подводя итог, отмечаем, что природно-климатическое своеобразие и богатые земельные ресурсы региона Черные земли обусловили принятие соответствующих нормативных актов Республики Калмыкия, направленных на защиту экологии и рационального природопользования. Изучение освоения данного экорегиона — одна из насущных задач в том числе исторической науки Калмыкии. Сведения исторической науки позволят дать объективную картину хозяйственного освоения региона, формирования территориальных границ, поддержания экологического баланса в различные периоды.

Список литературы

1. Бакаев П. Д. Черные земли. Элиста: ОАО «АЛИ “Джангар”». 2005. 184 с.

2. Габунщин С. В. Экологическая безопасность России на региональном уровне (на материалах Республики Калмыкия) / Отв. ред. И. Л. Добаев. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2009. 182 с.

3. Габунщина Э. Б. Опустынивание в Калмыкии: экологические и стратегические аспекты // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2000. № 1. С. 56-62.

4. Джеваков М. В. Республика Калмыкия во внутренней региональной геополитике России / Отв. ред. И. Л. Добаев. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 149 с.

5. Закон Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч «О статусе региона Черные земли» от 14 февраля 1992 г. № 293-IX // Известия Калмыкии. 1992. 28 апреля. № 78.

6. Закон Республики Калмыкия «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Калмыкия» от 24 декабря 2002 г. № 251-II-З // Хальмг Yнн. 2002. 25 декабря. № 246.

7. Команджаев А. Н., Манджиев О. С. Опустынивание калмыцких степей в конце XIX - начале XX вв. // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 1 (17). С. 64-72.

8. Неронов В. В. Об истории пастбищного природопользования в калмыцких степях [электронный ресурс] // http://www.biodTversity.ru/programs/steppe/buUetin/step-2/step2-3.html (дата обращения - 15.09.2015).

9. Очирова Н. Г., Габунщина Э. Б. Социальная сфера села региона Черные Земли в постсоветский период // Взаимодействие культур народов Лрикаспия: Мат-лы регион. науч. конф. (г. Элиста, 17-18 февраля 2011 г.). Элиста: Изд-во КалмГУ 2011. 282 с. (С.137-141).

10. Лриказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «Об организации использования мелиорированных пастбищ региона Черные земли» (вместе с «Лорядком формирования объемов работ, лимитов и финансирования затрат капитального характера по реализации Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ») от 3 марта 1997 г. № 80 (ред. от 29.09.1999) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

11. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «О федеральном государственном учреждении “Дирекция по агролесомелиорации и обустройству деградированных пастбищ Западного Прикаспия “Агролесомелиострой” в Республике Калмыкия» от 23 февраля 2001 г. № 203 // Справочно-правовая система

14

2015 г. №3(27)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

12. Постановление Верховного Совета Республики Калмыкия - Хальмг Тангч «О границах региона Черные земли» от 4 июня 1992 г. № 369-IX // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

13. Постановление Правительства Республики Дагестан «Об упорядочении использования Черных земель и Кизлярских пастбищ» от 13 марта 1996 г. № 42 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

14. Постановление Правительства Республики Калмыкия «О возврате земельных участков в фонд перераспределения земель Лаганского района, используемых хозяйствами Республики Дагестан в административных границах Республики Калмыкия» от 13 апреля 2004 г. № 132 // Хальмг Yнн. 2004. 21 апреля. № 84.

15. Постановление Правительства Республики Калмыкия «О порядке использования сельскохозяйственных угодий региона Черные земли» от 28 января 2004 г. № 24 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

16. Постановление Правительства Республики Калмыкия «О Республиканской целевой программе “Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006-2010 годы и на период до 2013 года”» от 11 августа 2006 г. № 317 (ред. от 28.01.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

17. Постановление Правительства Республики Калмыкия «О соблюдении законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия по использованию земель отгонных пастбищ хозяйствами Астраханской области в административнотерриториальных границах Республики Калмыкия» от 9 сентября 1999 г. № 173 // Известия Калмыкии. 1999. 28 сентября. № 198.

18. Постановление Правительства Республики Калмыкия «О состоянии земельных ресурсов и борьбе с опустыниванием в Черноземельском, Юстинском и Яшкульском районах» от 26 августа 2000 г. № 225 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

19. Постановление Правительства Российской Федерации «Об упорядочении использования Черных земель и Кизлярских пастбищ» от 12 декабря 1995 г. № 1220 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 5084.

20. Постановление Совета Министров РСФСР «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 г.» от 16 марта 1990 г. № 93 [электронный ресурс] // www.alppp.ru (дата обращения: 15.09.2015).

21. Состояние земель в Республике Калмыкия [электронный ресурс] // http://www. to08.rosreestr.ru/upload/to08/files/fgu (дата обращения: 15.09.2015).

22. Распоряжение Главы Администрации Астраханской области «О создании областной комиссии по проведению инвентаризации земельных угодий на Черных землях Астраханской области» от 22 мая 1996 г. № 938-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2015).

15

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

23. Ташнинова Л. Н., Богун Н. М. Изучение пастбищных земель Калмыкии: история и современность // Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая: Мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Элиста., 9-14 мая 2007 г.). В 3-х ч. Ч. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 146-153.

24. Черные земли. Биосферный резерват [электронный ресурс] // http://oopt.info/ index.php?oopt=135 (дата обращения - 15.09.2015).

25. Цуцкин Е. В. Черные земли в геопространстве Евразии [электронный ресурс] // http://www.gumilev-center.ru/chernye-zemli-v-geoprostranstve-evrazii/ (дата обращения - 15.09.2015).

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.