Научная статья на тему 'Статус и классификация морфологических чередований в системе словоизменения русского языка'

Статус и классификация морфологических чередований в системе словоизменения русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
624
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЧЕРЕДОВАНИЕ / МОРФОЛОГИЯ / СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ / ALTERNATION / MORPHOLOGY / INFLEXION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисенко Владимир Никифорович, Махамаду Барро, Рыбаков Михаил Анатольевич

В статье рассматривается проблема статуса и классификации морфологических чередований на материале словоизменительных форм в русском языке. Выделяются основания научной классификации указанных чередований: состав, позиционная обусловленность, продуктивность, функция, место реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status and classification of morphological alternations n in the system of the Russian inflexion

The problem of the status and classification of morphological alternations is being raised in the article on material of the Russian inflexion. The grounds of the scientific classification of the alternations: composition, positional conditionality, productiveness, function and place of implementation — are observed in the article.

Текст научной работы на тему «Статус и классификация морфологических чередований в системе словоизменения русского языка»

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

СТАТУС И КЛАССИФИКАЦИЯ

МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В.Н. Денисенко, Барро Махамаду, М.А. Рыбаков

Кафедра общего и русского языкознания Филологический факультет

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается проблема статуса и классификации морфологических чередований на материале словоизменительных форм в русском языке. Выделяются основания научной классификации указанных чередований: состав, позиционная обусловленность, продуктивность, функция, место реализации.

Ключевые слова: чередование, морфология, словоизменение.

Характерной чертой русского языка как языка флективного типа является наличие в его словоизменительной системе морфологических чередований. Под морфологическим чередованием понимается ряд фонем, взаимоисключающих друг друга в различных формах одной и той же морфемы в зависимости от изменения морфологической позиции.

В отличие от фонетических чередований, обусловленных фонетической позицией в слове и не ограниченных какими-либо грамматическими формами, морфологические чередования определяются морфологическими позициями и не характеризуются всеобщностью; они реализуются лишь в определенных лексико-грам-матических разрядах слов.

Отличие морфологических чередований от грамматических, при которых значение грамматических форм связано только со сменой фонем, заключается в том, что для них характерно лишь участие в оформлении грамматических оппозиций (наряду с набором аффиксов). Однако различие между чередующимися фонемами на уровне противопоставления словоформ одного слова выполняет особую маркирующую роль, что особенно важно учитывать при преподавании русского языка в иностранной аудитории. Необходимо изучать не только систему аффиксов, но и морфологические чередования, сопровождающие словоизменение и определяющие нормативный облик слова.

Проблема правильности образования форм словоизменения является одним из существенно важных проявлений ортологии как особой лингвистической дисциплины.

Ортология в отличие от фонологии, грамматики, лексикологии имеет дело с категорией вариантности, выбором нормативно правильного употребления форм из числа возможных, т.е. представленных в системе возможностей. Изучение форм словоизменения в иностранной аудитории — это прежде всего обязательный выбор нормативной формы, противопоставленной неправильным образованиям, в которых игнорируются чередования, предписываемые нормой словоупотребления: пеку — печешь (при неправильном *пекёшь). С этой точки зрения в компетенцию ортологии входит оценка ошибок, вызванных несоблюдением правил и законов литературного языка, особенно характерных при изучении русского языка как иностранного.

Все морфологические чередования группируются по следующим признакам: по составу, по влиянию морфологической позиции, по продуктивности, по месту реализации, по выполняемым функциям.

А. По составу

Учитывая возможный состав альтернантов при образовании форм в русском словоизменении, можно выделить следующие типы морфологических чередований:

1) V — V — вокалические — молола — мелют, дитя — дети

2) V — # — вокалические — тёрла — трут, один — одного

3) # — V — вокалические — гнала — гонят, окна — окон

4) С — С — консонантные — бегу — бежишь, око — очи

5) С — СС — консонантные — любят — люблю, дешевый — дешевле

6) СС — С — консонантные — густой — гуще, искала — ищут

7) СС — СС — консонантные — мелкий — мельче, слала — шлют

(где V — гласная фонема, С — согласная фонема, # — отсутствие фонемы).

В словоизменительной системе русского языка наибольшее значение имеют альтернационные ряды № 4 и № 5. Чередование № 4 сопровождает образование личных форм глагола, страдательных причастий прошедшего времени, форм повелительного наклонения, деепричастий несовершенного вида, сравнительной степени прилагательных, множественного числа существительных, а также реализуется при соотношении основ глагола настоящего и прошедшего времени. Чередование № 5 реализуется в личных формах глагола настоящего времени, при образовании страдательных причастий прошедшего времени, а также в некоторых единичных формообразованиях имени и глагола. Чередования № 2 и № 3 характеризуются появлением беглых гласных в именных словоформах и при соотношении основ глагола прошедшего и настоящего времени. Чередования № 1, № 2 и № 3 менее характерны для словоизменения и реализуются в единичных именных глагольных формах.

Б. По обусловленности морфологической позицией

Морфологические чередования фонем в словообразовании современного русского языка характеризуются различной степенью регулярности внутри морфологических классов и разрядов слов. Одни из них регулярно сопровождают образование словоформ и являются обязательным свойством всех слов данного типа,

а другие выполняют сопроводительную функцию словоизменения лишь в части слов целого грамматического разряда. Первые чередования обусловлены морфологической позицией и определяются как позиционные. Такие чередования имеют всеохватывающий характер, так как правила, по которым они происходят, не знают исключений. Таковыми, например, являются чередования фонем «зубная — передненёбная» в грамматической оппозиции «положительная — сравнительная степень прилагательных» перед формообразующим суффиксом — е: ни<З>кий — ни<Ж>е, моло<Д>ой — моло<Ж>е, кру<Т>ой — кру<Ч>е.

Другие чередования фонем при словоизменении не обусловлены морфологической позицией, они сопровождают лишь словоизменение отдельных слов из целого разряда и определяются как непозиционные. Такие чередования обусловлены «лишь нормами благозвучия» [1. С. 52]. Таковыми, например, являются альтернационные ряды <а! — #> и <э — #> при образовании множественного числа существительных: [д']<Э'>нь — д<#>ни, мизи[н']<а1>ц — мизин<#>цы (но: мямли — мямлей, выжлец — выжлецы).

В. По продуктивности

В настоящей статье классификация чередований по степени продуктивности базируется на положении В.В. Виноградова относительно продуктивности — непродуктивности аффиксов в современном русском языке. «Аффиксы, с помощью которых активно производятся новые слова и словоформы, являются живыми, продуктивными; аффиксы, выделяемые в словах и формах, но не образующие новых форм и слов, считаются непродуктивными и иногда даже мертвыми — в зависимости от степени и характера своей выделяемости» [1. С. 39].

Таким образом, чередования фонем, реализующиеся в словоформах перед продуктивными аффиксами, относятся к продуктивному типу чередований. Альтернационные ряды такого типа имеют место в открытых классах и разрядах слов, в том числе и в новообразованиях. Таковы, например, чередования согласных фонем «зубная — передненёбная», «губная — сочетание губной с <Л'>», которые реализуются при образовании личных форм, а также страдательных причастий прошедшего времени от основ глаголов 4 типа спряжения (по классификации А.А. Зализняка, см.: [2. С. 78—79]): обобщест<в'>ить — обобщест<вл'>ю, обоб-щест<ВЛ'>енный; прооли<Ф'>ить — прооли<ФЛ'>ю, прооли<ФЛ'>енный.

Чередования фонем, которые реализуются в закрытых группах слов перед непродуктивными аффиксами, относятся к непродуктивному типу. Альтернационный ряд <К — Ч> в существительных мужского рода I склонения — пример непродуктивного типа чередований: кло<К> — кло<Ч>ья, крю<К> — крю<Ч>ья, су<К> — су<Ч>ья. Чередования этого же типа широко представлены в глагольном словоизменении, они сопровождают формообразование в замкнутых, непродуктивных группах слов: пла<К>ать — пла<Ч>ут, бере<Г>у — бере<Ж>ешь, си<Д'>ят — си<Ж>у.

Г. По функции

Проведенный анализ чередований фонем в русской словоизменительной системе предоставил возможность классифицировать все типы альтернационных рядов исходя из количества различительных функций чередования. Количество функций каждого альтернационного ряда будем называть его дифференциальной мощностью.

Дифференциальная мощность чередования фонем зависит от количества грамматических оппозиций, в которых реализуется данный альтернативный ряд. Таким образом, все чередования фонем разделяются на два подтипа: полифункциональные и монофункциональные.

Например, полифункциональный альтернационный ряд <О — #> реализуется в шести грамматических оппозициях. В парадигматической системе глагола данное чередование имеет место при образовании личных форм прошедшего времени (ш<О>л — ш<#>ла, ш<#>ли, ш<#>ло) и при соотношении основ прошедшего и настоящего времени ([т ']<О>рла — т<#>рут).

В именных словоизменительных формах альтернационный ряд <О — #> сопровождает образование форм множественного числа существительных (клу-б<О>к — клуб<#>ки), а также образование падежных форм единственного числа:

Таблица 1

Образование форм множественного числа существительных и падежных форм единственного числа

А. Грамматическая оппозиция: формы сущ. в им., вин. (неод.) п.

формы сущ. в род., дат., тв., предл. п.

И. стрел<О>к, лист<О>к Р. стрел<#>ка, лист<#>ка

В. (неод.) лист<О>к Д. стрел<#>ку, лист<#>ку

В. (од.) стрел<#>ка

Тв. стрел<#>ком, лист<#>ком

Пр. о стрел<#>ке, о лист<#>ке

Б. Грамматическая оппозиция: формы сущ. в им., вин., тв. п.

формы сущ. в род., дат., предл. п.

И., В. в<О>шь Р., Д. в<#>ши

Тв. в<О>шью Пр. о в<#>ши

Альтернационный ряд <О — #> реализуется также в словоизменении имени числительного при образовании падежных форм:

В грамматической оппозиции: формы числ. в им., род., вин. п.

формы числ. в дат., тв., предл. п.

И., В. пятьс<О>т Д. пятис<#>там

Р. пятис<О>т Тв. пятьюс<#>тами

Пр. о пятис<#>тах

Монофункциональные чередования представлены главным образом в глаголе и являются непродуктивными, хотя играют существенную роль в системе словоизменения, например: дре<М>ала — дре<МЛ'>ют, сы<П>ала — сы<ПЛ'>ют, сви<СТ'>ела — сви<Щ'>ут, ж<А>ла — ж<#>нут, повре<Д'>ят — по-вре<ЖД'>енный, яй<#>цо — я<И>ц.

Классификация всех типов чередований по функции позволяет выявить их дифференциальную мощность и систематизировать чередования фонем по типам их функциональной загруженности и выражаемым значениям.

Д. По месту реализации

Для русского словоизменения наиболее характерны чередования фонем на морфемном шве — на границе основы и формообразующего аффикса. Эти

чередования реализуются консонантными альтернационными рядами как в именном, так и в глагольном словоизменении, когда формообразующий аффикс вызывает изменение конечной согласной основы. На границе основы и аффикса, например, чередуются губные с сочетанием «губная + <Л'>» (заши<Б>ут — за-ши<БЛ'>енный), задненебные с передненебными (увле<К>у — увле<Ч>ешь), твердые с мягкими (не<С>у — не<С'>ешь), зубные с передненебными (ко<С>ят — ко<Ш>у и т.д.).

Чередования в суффиксах малохарактерны для русского словоизменения. Эти чередования реализуются в суффиксах существительных при образовании форм числа и падежа (стрел<О>к — стрел<#>ки, гре[б']<Э>ц — греб<#>ца). В суффиксальных морфах имеют место только вокалические чередования гласных с нулем.

Чередование фонем в корневых морфемах представлены также вокалическими альтернационными рядами, выполняющими вторичную ортологическую функцию в словоизменении имени и глагола. Таковы чередования в именных падежных формах (р<О>т — р<#>та, од<И>н — од<#>ного, семьс<О>т — семьюс<#>тами, з<#>лой — з<О>л, зем<#>ли — зе[м']<Э>ль). Корневые чередования гласной с нулем имеют место при соотношении основ прошедшего и настоящего времени глаголов (г<#>нала — г<О>нят, ст<#>лала — с[т']<Э>лют, ж<А>ла — ж<#>нут).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). — М., 1972. — С. 52.

[2] Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. — М., 1979. — С. 78—79.

THE STATUS AND CLASSIFICATION OF MORPHOLOGICAL ALTERNATIONS IN THE SYSTEM OF THE RUSSIAN INFLEXION

V.N. Denissenko, Barro Makhamadu, M.A. Rybakov

The Department of General and Russian Linguistics Philological Faculty Peoples' Friendship University of Russia Mikhlukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The problem of the status and classification of morphological alternations is being raised in the article on material of the Russian inflexion. The grounds of the scientific classification of the alternations: composition, positional conditionality, productiveness, function and place of implementation — are observed in the article.

Key words: alternation, morphology, inflexion.

LITERATURE

[1] Vinogradov V. V. Russkiy yazyk (grammaticheskoye ucheniye o slove). — M., 1972. — S. 52.

[2] ZaliznyakA.A. Grammaticheskiy slovar' russkogo yazyka. — M., 1979. — S. 78—79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.