ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2011. № 4. С. 81-85.
М.С. Гаджиев, Ш.О. Давудов
СТАТУЭТКА БЫКА ИЗ ОКРЕСТНОСТЕЙ КУБАЧИ
Из окрестностей сел. Кубачи Дахадаевского района Республики Дагестан происходит бронзовая статуэтка быка, которая в настоящее время хранится у уроженца этого селения Магомеда Гужалалова. Обстоятельства и точное место находки статуэтки неизвестны. Найдена она была примерно в начале ХХ в.
Статуэтка представляет собой фигуру быка (теленка, молодого бычка), стоящего в спокойной, статичной позе (рис. 1, 1). Статуэтка отлита по восковой модели. Снизу статуэтки сохранился четкий отпечаток от керамической или каменной основы, на которую восковая модель, очевидно, была насажена, а затем обмазана огнеупорной смесью (глиной). Литник располагался над хвостом бычка - его след сохранился в виде овального выступа.
Тулово стройное, слегка непропорционально вытянутое, шея длинная и относительно тулова широкая. Хвост отделен от ног, и только его конец сливается с одной из ног бычка. Голова статуэтки довольно крупная, хорошо проработанная. Венчают голову обращенные вверх и вперед, относительно толстые рога. Расположенные за рогами уши хорошо проработаны в реалистичной манере. Глаза обозначены слабыми «бугорками», окаймленными врезными кругами. По всей видимости, круги, обозначающие глаза, прочерчивались еще на восковой модели. Согласно наблюдениям О.А. Брилевой, в антропоморфной пластике такой стиль изображения глаз косвенно свидетельствует о ранней датировке изделия (устная информация). Почти весь лоб фигурки занимает треугольное углубление, вероятно, ранее содержавшее вставку. Морда бычка удлиненная, с обозначенными ноздрями и ртом. Высота статуэтки - 6 см, длина - 7 см.
Ближайшим аналогом этой кубачинской статуэтки является статуэтка быка, найденная в Хосрехском святилище начала I тыс. до н.э. - VII в. до н.э. (Давудов О.М., 1980а. С. 277-285; 1980б. С. 20-21; 1983. С. 52-54. Рис. 7, 1). Хотя нужно отметить, что стилистически хосрехская статуэтка сильно отличается от описываемой кубачинской статуэтки (рис. 1, 2). Она передает образ мощного, приземистого животного с массивным туловом, толстой, короткой шеей и короткой, вытянутой вперед тупой мордой, напоминающей свиное рыло. Голову хосрехского быка венчают острые, обращенные вперед рога. Глаза обозначены кругами, из которых, видимо, выпали вставки. На боках, лбу, шее и животе фигурки имеются треугольные углубления, видимо, также содержавшие вставки. Высота статуэтки - 4 см, длина - 5,4 см.
Другое изображение теленка происходит из 2-го Согратлинского культового места (Гунибский район РД) (рис. 1, 3). Это литое из бронзы культовое навершие в виде довольно схематично трактованной фигурки маленького теленка со сведенными ногами, опирающимися на трубчатую втулку. Датируют эту находку серединой I тыс. до н.э. (ИсаковМ.И, 1966. С. 74. № 933; Давудов О.М., 1974. С. 83. Таб. XIV, 6).
На территории Дагестана встречено несколько культовых наверший разных типов, и только часть из них - зооморфные. Кроме описанного имеются также и три навершия в виде фигурок коней (Круглов А.П., 1946. С. 38-40. Рис. 15, 16; Мам-маев М.М., 1989. Рис. 27), происходящие из культовых мест (святилищ) близ селений Речол, Гагатли и Согратль и которых связывает с кубачинской и хосрехской статуэтками быков наличие на теле животного декоративных (а, очевидно, и символических) треугольных выемок под инкрустацию.
Точных аналогий зооморфным навершиям за пределами Дагестана не известно. Однако они близко напоминают статуэтки из Мегеддо (Палестина), Мон-тета (Ливан), Алак-Уюка и других памятников Малой Азии (БсИае//ег C.F.A., 1948.
Fig. 176,4, 177,10, 178,4, 135,50), а также Кавказа (памятники кобанской культуры, Урарту и т. д.) эпохи бронзы и раннего железа (Давудов О.М., 1974. С. 82-84).
Находка еще одной статуэтки быка в Дидоевском обществе Андийского округа упоминается у Д.Н. Анучина, который лаконично описывает ее как фаллическую (Анучин Д., 1884. С. 233). Наконец, из разрушенного погребения могильника у сел. Дусрах (Чародин-ский район РД) происходит бронзовая литая фигурка теленка (молодого бычка) в статичной позе, которая датируется ранним средневековьем, судя по находке в этом же комплексе биллонового зеркала с рельефным изображением скорпиона (?) по кругу и центральной петлей на оборотной стороне (Абакаров А.И. , Давудов О.М., 1993. С. 67, 210. № 1172. Рис. 26, 2).
Таким образом, кроме того, что все четыре описанных изделия (кубачинская, хос-рехская, дусрахская статуэтки и согратлинское навершие) изображают одно животное, общих для них художественно-стилистических приемов не отмечено. Более того, они передают образ быка в трех различных возрастных стадиях - теленок, молодой бычок и взрослый бык.
Хосрехская и кубачинская статуэтки имеют между собой больше общего - это и схожая статичная поза, и треугольные выемки под инкрустацию на обеих статуэтках. Тем не менее различия велики. Вероятно, это свидетельствует о том, что данные изделия происходят из разных производственных центров, и отражают различные аспекты, связанные с образом быка в верованиях племен древнего Дагестана.
Треугольники, вырезанные на кубачинской и хосрехской фигурках, несомненно, имели для древних особое символическое значение, о чем свидетельствует также частое повторение этого мотива на упомянутых культовых навершиях в виде фигур коней.
Треугольник - универсальная геометрическая фигура, широко распространенная в пространственном и временном диапазонах и предстающая крайне многозначным символом. Зачастую значение этого символа зависит от того, куда направлена вершина треугольника. В частности, треугольник с вершиной, направленной вверх, выступал знаком солнца и огня (направление пламени), а треугольник, перевернутый вершиной вниз, представлял знак воды и дождя (направление падающей капли). С другой стороны, как известно, треугольник с вершиной, направленной вверх, являлся фаллическим знаком, символом созидательной мужской силы, а треугольник с вершиной, направленной вниз -знаком женского начала, символом плодородия и эмблемой богини-матери (в примитивных культурах этот треугольник с линией, проведенной из вершины, ассоциировался с женскими гениталиями).
В символике древних племен Дагестана треугольники также отражали, как полагают исследователи, идею плодородия (см., напр.: Котович В.М., 1986. С. 85). Треугольные метки ставились у многих народов Кавказа на лбу жертвенных быков (Сихарулидзе А.Н., 1972. С. 32). Причем в первобытных религиозных представлениях жертвенный бык олицетворял само божество (Кушнарева К.Х., 1977. С. 45-59). Отметим, что при проведении весеннего земледельческого праздника первой борозды или выхода плуга в некоторых селениях Дагестана, как например, у даргинцев сел. Гапшима во время этого праздника, именовавшегося дарг. къуннил хъати «свадьба пашни», голова быка, которому предоставлялось право проведения первой борозды («оплодотворения» пашни), украшалась матерчатыми подвесками в форме треугольников (АгларовМ.А, 2005. С. 204. Рис. 1).
В религии египтян, индусов, кельтов, скандинавов, ацтеков, инков и многих других народов треугольник мог олицетворять триаду главных богов. У египтян, например, вертикальная сторона треугольника ассоциировалась с Осирисом, горизонтальная - с Иси-дой, а гипотенуза - с их сыном Гором.
В христианской иконографии три ипостаси Бога (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), составляющие Святую Троицу, изображались либо в виде равностороннего треугольника, либо в форме треугольника, образованного тремя пересекающимися кругами. Символами триединого христианского Бога были также треугольный нимб и глаз в треугольнике (эмблема «Божьего ока»).
В некоторых религиозно-мифологических представлениях бык являлся символом бога грозы (в частности, у хеттов и хурритов). В этой связи можно вспомнить и греческие мифы, где Зевс превращается в быка. Связь бога-громовержца с быком прослеживается и в мифологии древних римлян, славян (Мифы народов мира. 1997. С. 203).
Рассматривая хетто-хурритские мифологические представления в связи с образом быка, следует обратить более пристальное внимание на образ главы пантеона - бога-громовержца Тешуба/Тешшуба (хуррит.), Тейшеба (урарт.). Отмечу, что имя Тешуб имеет соответствия в названиях божеств в нахско-дагестанских языках (Мифологический словарь. 1991. С. 539). Супругой Тешуба выступает Хебат (урарт. Хуба). Их сыном является божество Шаррума, также именуемый теленком Тешуба. В западно-хурритском пантеоне в этой триаде образу Шаррума соответствует божество Тилла. В песне об Улли-кумме Тилла выступает в паре с Шерри (Мифологический словарь. 1991. С. 540). Хурри и Шерри (соответственно утро, восток и вечер, запад) - быки, спутники Тешуба. В песне об Улликумме Шерри и Тилла вместе везут колесницу Тешуба, выступающего на битву (Мифологический словарь. 1991. С. 599). Тешуб часто изображался в образе быка. В дворцовом святилище в Нузи три божества, по-видимому, Тешуб, Хебат и Тилла, изображены в виде быка, коровы и теленка (Мифологический словарь. 1991. С. 540).
Также образ быка как олицетворения оплодотворяющих сил, как животного, связанного с небом и солнцем, популярен в искусстве Древнего Востока, Эгейского мира и Кавказа. Отдельные изображения быка встречаются на скифских памятниках, но они заимствованы из древневосточного и древнегреческого искусства (Ильинская В.А., 1972. С. 4144).
О.М. Давудов полагает, что упомянутая фигурка быка из Хосреха, олицетворяющая плодородие, связана с местными и ближневосточными культами (Давудов О.М., 1980а. С. 282). Такое предположение вполне обосновано, особенно, в свете дагестанских этнографических и археологических данных, указывающих на важную роль и место этого животного в системе хозяйства местного населения, в производстве продуктов питания, в условиях пашенного земледелия, наличие которого на территории Дагестана документируется уже для эпохи бронзы (Котович В.Г., 1961. С. 284-289; 1965. С. 7-10). Почитание быка как олицетворения сил плодородия, мужского производственного начала, нашло яркое отражение в этнографии и фольклоре дагестанских народов (Чурсин Г.Ф., 1927; Гаджиев Г.А., 1991. С. 99-100; Булатова А.Г. 1988. С. 43-46, там же см. библиографию и параллели: АгларовМ.А., 2005. С. 203-208).
Таким образом, учитывая приведенные параллели, особенно из хетто-хурритской мифологии, памятуя об этнокультурной близости хуррито-урартов и древнедагестанских племен, было бы заманчиво истолковать найденные в Дагестане статуэтки быков как образы божеств, связанных с триадой Тешуб-Хебат-Тилла. При этом треугольники, изображенные на хосрехской и кубачинской статуэтках, могут быть истолкованы не только как символы плодородия и жертвенных быков, отмеченных божеством, но и как символ этой триады. Вместе с тем, с учетом вышеприведенных этнографических данных бронзовые фигурки быка могут свидетельствовать и о почитании этого животного, тесно связанного с ведущим культом плодородия и, возможно, выступавшего зооморфной ипостасью верховного божества - бога-громовержца (см.: Сефербеков Р.И., 2009. С. 155-202).
В вопросе датировки кубачинской статуэтки треугольная выемка для инкрустации во лбу статуэтки позволяет и технологически, и символически связать ее с хосрехской статуэткой, а также с навершиями в виде фигур коней из культовых мест Гагатля, Речола и Согратля. О. М. Давудов датирует Хосрехское святилище началом I тыс. до н.э. - VII в. до н.э. (Давудов О.М., 1980. С. 277-285; 1980б. С. 20-21; 1983. С. 43-57). Таким образом, кубачинская статуэтка, вероятно, также может быть отнесена к тому же хронологическому периоду и историко-культурному окружению, что и статуэтка быка из Хосрехского святилища.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абакаров А.И. , Давудов О.М., 1993. Археологическая карта Дагестана. М.
2. Агларов М. А., 2005. «Когда мой праздник празднуют...» // Древности Кавказа и Ближнего Востока. Сб. статей, посвященный 70-летию со дня рождения проф. М.Г. Гаджиева. Махачкала.
3. Анучин Д., 1884. Доисторическая археология Кавказа // Журнал Министерства народного просвещения за 1884 г. М.
4. Булатова А.Г., 1988. Традиционные праздники и обряды народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Л.
5. Гаджиев Г.А., 1991. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.
6. Давудов О.М., 1974. Культуры Дагестана эпохи раннего железа. Махачкала.
7. Давудов О.М., 1980а. Хосрехское святилище (ДагАССР) // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово.
8. Давудов О.М., 1980б. Хосрехское святилище в высокогорном Дагестане // X Крупновские чтения: Тез. докл. М.
9. Давудов О.М., 1983. Святилище у высокогорного селения Хосрех // Древние и средневековые поселения Дагестана. Махачкала
10. Ильинская В.А., 1972. Образ коня и быка в раннескифском искусстве // Тезисы докладов III Всесоюзной конференции по вопросам скифо-сарматской археологии. М.
11. Исаков М.И., 1966. Археологические памятники Дагестана: Материалы к археологической карте. Сокращенный вариант. Махачкала.
12. Котович В.Г., 1961. К вопросу о древнем земледелии и скотоводстве в горном Дагестане // УЗ ИИЯЛ. Т.К. Махачкала.
13. Котович В.Г., 1965. О хозяйстве населения Дагестана в древности // СА. №3.
14. Котович В.М., 1986. Древнейшие писаницы горного Дагестана. М.
15. Круглов А.П., 1946. Культовые места горного Дагестана // КСИИМК. Вып. XII.
16. Кушнарева К.Х., 1977. Древнейшие памятники Двина. Ереван.
17. Маммаев М.М., 1989. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала.
18. Мифологический словарь. 1991. С. 539. М.
19. Мифы народов мира. 1997. Энциклопедия. М.
20. Сефербеков Р.И., 2009. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификация). Махачкала.
21. Сихарулидзе А.Н., 1972. К вопросу о значении изображений быка на триалет-ских вишапах и вишапоидах // Кавказский этнографический сборник. Вып. IV. Тбилиси.
22. Чурсин Г.Ф, 1927. Праздник «выхода плуга» у горных народов Дагестана // Изв. Кавказского историко-археологического института. Т. V. Тбилиси.
23. 8сНае//ег С.Е.Л., 1948. StratigrapЫe сошрагее е! сЬгопо^1е de I' А81е Ocddentale.
Ьогйсп.
I___________________I__________________I__________________I
Рис. 1. Бронзовые фигурки быков из Дагестана:
1 - из окрестностей пос. Кубачи; 2 - из Хосрехского святилища; 3 - из окрестностей сел. Согратль