Научная статья на тему 'Статс-секретарь - новый институт государственной службы'

Статс-секретарь - новый институт государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2424
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статс-секретарь - новый институт государственной службы»

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Н.Т. ШЕРИПОВ, кандидат юридических наук, доцент

Статс-секретарь (нем. Staatssekretär — государственный секретарь) — государственная должность. Чаще всего статс-секретарем называется глава общегосударственного органа, центрального ведомства или министерства, член правительства, заместитель или помощник министра. В российской номенклатуре государственных должностей, как правило, проводится различие между статс-секретарем и Государственным секретарем, но при переводе на русский язык их аналогов (например, англ. Secretary of State, фр. Secretaire d'Etat) существует известный произвол. Более точное английское соответствие немецкому и русскому термину представляет англ. State Secretary1.

В настоящее время должность статс-секретаря существует в Аргентине, Бельгии, Ватикане, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Канаде, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Словакии, США, Финляндии, во Франции, в Швейцарии и Швеции.

Должность статс-секретаря эффективно функционировала как в Российской империи, так и в современной России.

Статс-секретарь в Великобритании — официальный титул некоторых министров Кабинета, ответственных за то или иное правительственное ведомство. Реже этот термин переводится как Государственный секретарь. Не все ведомства возглавляются статс-секретарями (например, Минфин возглавляет канцлер Казначейства).

Теоретически существует только один пост статс-секретаря, и законодательство упоминает только статс-секретаря. На практике имеется множество статс-секретарей, каждый из которых может осуществлять функции статс-секретаря и формально титулуется «главный статс-секретарь Ее Величества по вопросам...». Эти посты могут создаваться без предварительного изменения законодательства.

Есть также должности заместителей или помощников министра, которые называются дословно «помощник статс-секретаря» и «постоянный помощник статс-секретаря».

Статс-секретарь в Германии — высший служащий в аппарате министерства или ведомства, который уступает лишь министру и является его ближайшим помощником. Должность статс-секретаря похожа на должность заместителя министра в других странах. Это политический пост, т. е. назначение на него проводится на основании политических критериев, таких как партийная принадлежность, а не в порядке

повышения гражданских служащих, хотя статс-секретарь и является административным руководителем министерства.

Особый случай представляет парламентский статс-секретарь, которым является член парламента, назначенный в министерство в качестве статс-секретаря. В его обязанности входит поддержание связей между министерством и парламентом его фракциями и комитетами.

Статс-секретарь во Франции — официальный титул руководителя какого-либо ведомства (младшего министра) при премьер-министре. Статс-секретарь по статусу ниже государственного министра и подотчетен министру или премьер-министру.

В эпоху абсолютной монархии статс-секретари были должностными лицами Короны, чьи функции походили на функции сегодняшних правительственных министров2.

Должности статс-секретарей существуют не только в гражданских ведомствах других государств, но и в правоохранительных и военных госорганах. Вот отдельные примеры из блока силовых структур: постоянный секретарь Минобороны ЮАР, постоянный секретарь Министерства юстиции и общественного порядка Кипра, постоянный секретарь Минобороны Сингапура, постоянный секретарь МВД Великобритании, государственный секретарь Минобороны Латвии, статс-секретарь Минюста Финляндии.

Должность статс-секретаря в современной России, несмотря на недолгое существование, занимает достойное место в должностной иерархии. В России должность статс-секретаря — заместителя министра — сначала была введена в федеральных силовых министерствах, а затем в министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ. На них возложен круг обязанностей по координации законотворческой работы в соответствующем федеральном органе исполнительной власти.

Казахстан ввел институт статс-секретарей с особым порядком их назначения.

В соответствии с Законом Киргизской Республики «О государственной службе» 2004 г., а также в целях обеспечения преемственности, стабильности и независимости профессиональной государственной службы, повышения эффективности управления государственной службой, оптимизации структур и штатной численности государственных служащих государственных органов Киргизии Президент Киргизской Республики Указом от 3 ноября 2004 г. № 376 «Об

учреждении высшей административном государственной должности статс-секретаря государственного органа» постановил учредить высшую административную государственную должность статс-секретаря во всех министерствах, государственных комитетах и административных ведомствах Киргизии, за исключением Минобороны, МВД и ГТК.

Согласно Закону о государственной службе статс-секретарь является государственным служащим, занимающим высшую административную государственную должность в министерствах, государственных комитетах и административных ведомствах Киргизии (ст. 14). Должность статс-секретаря может быть учреждена и в других органах исполнительной и судебной власти.

Должность статс-секретаря является постоянной, не сменяемой в связи с отставкой или освобождением от должности руководителя государственного органа. Должность статс-секретаря по правовому статусу приравнивается к первому заместителю руководителя государственного органа.

Статс-секретарь в государственном органе:

Ф реализует единую государственную политику в сфере государственной службы;

Ф реализует выработанную руководителем государственного органа политику по вопросам, относящимся к компетенции данного государственного органа;

Ф готовит представления на назначение, перемещение, ротацию и освобождение от должности государственных служащих, занимающих административные государственные должности;

Ф подотчетен и ответствен перед руководителем государственного органа в части финансового менеджмента и использования государственных средств в сфере государственной службы.

Статс-секретарь выполняет следующие основные функции:

1) обеспечение бесперебойной работы государственного органа вне зависимости от перемещения руководителя;

2) контроль целевого использования средств государственного бюджета;

3) анализ эффективности государственного органа;

4) минимизирование политического вмешательства в кадровые вопросы.

Для того чтобы обеспечить статс-секретарями государственных органов определенный иммунитет от действий министров и правительства, было решено усложнить порядок их назначения и отстранения от должности. Эта мера предусматривала большую независимость в деятельности. В частности, отбор на замещение вакантной должности статс-секретаря осуществляется Советом по государственной службе на конкурсной основе. Кандидаты рассматриваются и рекомендуются Советом с учетом их профессиональных и личностных качеств, наличия соответствующе-

го стажа и навыков управленческой деятельности, с согласия руководителя государственного органа.

Статс-секретарь в органах исполнительной власти назначается и освобождается премьер-министром Киргизской Республики по рекомендации Совета по государственной службе и с согласия руководителя государственного органа. При учреждении должности статс-секретаря в иных органах исполнительной и судебной власти порядок назначения статс-секретаря устанавливается Советом.

Статс-секретарь может быть освобожден от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным ст. 31—34 Закона о государственной службе.

Статс-секретарь освобождается от занимаемой должности:

Ф по представлению руководителя государственного органа, с согласия Совета по государственной службе;

® представлению Совета, с согласия руководителя государственного органа.

Аттестацию статс-секретаря проводит Агентство по делам государственной службы в порядке, установленном для иных административных государственных служащих. Иные вопросы деятельности статс-секретаря, не урегулированные Законом о государственной службе, определяются Положением о статс-секретаре, которое разрабатывается Агентством и утверждается Советом по государственной службе.

Для прозрачности и объективности проведения конкурсного отбора статс-секретарей разработаны процедура и методология оценки знаний и профессиональных навыков претендентов. Предусмотрены следующие виды испытаний: тестирование, интеллектуальный тест практическое задание и два вида собеседования, проводимых конкурсной комиссией и Советом по государственной службе. Эти процедурные технологии помогают избежать субъективности в подборе кандидатов и полно определить степень соответствия должности статс-секретаря.

В настоящее время завершилось формирование института статс-секретарей в центральных государственных органах. В 2005 г. Указом Президента Киргизской Республики утвержден перечень государственных органов, в которых учреждалась должность статс-секретаря. Первоначально в этот список вошло 20 министерств и ведомств, в настоящее время эта должность учреждена в 31 центральном и исполнительном органе (кроме силовых, правоохранительных и фискальных структур).

При конкурсном отборе на должность статс-секретаря претендовали в среднем 10 кандидатов. Этот показатель свидетельствует, что должность статс-секретаря не только престижная, но и занимает ключевое место в руководящем составе государственного органа.

Институт статс-секретарей оправдывает свое назначение. Там, где введена эта должность, наметилась

тенденция обеспечения преемственности и стабильности кадров в государственном управлении. Совершенствуется работа с управленческим персоналом, повысилась прозрачность и объективность кадровых назначений через конкурс, снижается текучесть кадров, рационально проводится аттестация сотрудников аппарата, улучшается декларирование доходов государственных служащих, налаживается обучение и повышение квалификации кадров.

Но терять бдительность преждевременно. Далеко не все министры готовы поделиться властью, не всех устраивает, что в его аппарате есть независимая фигура, имеющая самостоятельные функции и стоящая на страже интересов рядовых сотрудников. Так, на протяжении длительного времени министр юстиции М. Кайыпов упорно хотел избавиться от статс-секретаря за то, что тот постоянно призывал его соблюдать законодательство о государственной службе. Не найдя законных оснований, министр пошел на обходной маневр и сумел подписать у главы государства указ об исключении своего министерства из перечня, в которых учреждалась должность статс-секретаря.

Агентству по делам государственной службы стоило немалых усилий восстановить должность статс-секретаря в этом министерстве. Глава государства проявил твердую политическую волю и отменил свой указ, продемонстрировав приверженность и стремление к созданию эффективной государственной службы. Министр юстиции создал прецедент. Вслед за ним проекты указов аналогичного содержания подготовили некоторые другие министры и председатели комитетов. Указ главы государства остановил этот откатный процесс3.

В современном обществе деятельность государственных служащих и статс-секретарей должна быть направлена на решение социокультурных проблем и противоречий духовной жизни общества: преодоление моральной деградации, безнравственности части населения, помощь в создании единой непротиворечивой картины общественных норм, ценностей, идеалов. Государственная служба должна быть духовно-культурным ориентиром в обществе. Государственные служащие и статс-секретари имеют возможность оказывать целенаправленное, регулирующее, организующее, контролирующее действие на поведение, сознание и мнение членов общества, культивируя духовные, морально-нравственные качества. Статс-секретари должны быть людьми нового поколения, новой формации и активно внедрять моральные ценности в государственных учреждениях4.

Институт статс-секретарей позитивно себя показал в обеспечении преемственности и стабильности

кадров в государственном управлении. Важно совершенствовать этот институциональный механизм и повышать его эффективность.

Во-первых, на статс-секретаря можно возложить дополнительные функции по координации законотворческой работы в сфере деятельности госоргана.

Во-вторых, необходимо ввести институт статс-секретарей не только в гражданских министерствах, государственных комитетах, ведомствах, но и в военных, правоохранительных и фискальных органах.

В-третьих, необходимо назначать статс-секретаря и освобождать от этой должности не премьер-министру, как в настоящее время, а Президенту Киргизской Республики по представлению Совета по государственной службе без согласия руководителя, так как нередки случаи конфликтной ситуации первого руководителя со статс-секретарем.

Как отмечают сами государственные служащие, существует уязвимость статусного положения статс-секретаря, так как назначение статс-секретаря после прохождения всех процедур должно осуществляться с согласия руководителя премьер-министром. Получив согласие руководителя, статс-секретарь становится как бы обязанным руководителю. В то же время министры, как правило, входят в команду премьер-министра. Следовательно, у них может появиться соблазн лично инициировать освобождение статс-секретаря. Такие попытки имели место в Минздраве Киргизии5.

В-четвертых, необходимо усилить институциональные и законодательные механизмы, предусматривающие подотчетность и ответственность статс-секретаря перед Советом по государственной службе и Агентством по делам государственной службы в части реализации государственной кадровой политики в сфере государственной службы. Это предоставит статс-секретарю возможность занимать независимую позицию.

1 Статс-секретарь: Материал из Википедии — свободной энциклопедии //Статс-секретарь. 2008. 17 февр.

2 Там же.

3 Доклад директора Агентства Киргизской Республики по делам государственной службы Н. Токтоматова. Режим доступа: http://www.csa.gov.kg/mdex.php?optюn=com_conte nt&task=view&id=602&Itemid-58&lang=1251.

4 Темирбаев К.Т. Государственная служба Кыргызстана: становление, развитие и обновление. Монография. — Бишкек, 2008.

5 Доклад директора Агентства Киргизской Республики по делам государственной службы Н. Токтоматова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.