Научная статья на тему 'СТАТОКИНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

СТАТОКИНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТОКИНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Георгиева Н.Г.

Цель статьи заключена в оценке эффективности применения статокинетических упражнений в повышении функциональных ресурсов центральной нервной системы в процессе физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы. С помощью психолого-педагогических методов выявлена положительная динамика возможностей организма вовлекать ресурсы нервной системы, переключение и концентрацию внимания в ходе работы. Сбалансированная работа нервных процессов обеспечивает сохранность кумулятивного эффекта адаптационного потенциала центральной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Георгиева Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATOKINETIC EXERCISES IN IMPROVING THE PHYSICAL STATUS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The purpose of the article is to evaluate the effectiveness of the use of statokinetic exercises in increasing the functional resources of the central nervous system in the process of physical education of students of a special medical group. With the help of psychological and pedagogical methods, the positive dynamics of the body's ability to involve the resources of the nervous system, switching and concentration of attention during work has been revealed. The balanced work of nervous processes ensures the preservation of the cumulative effect of the central nervous system’s adaptive potential.

Текст научной работы на тему «СТАТОКИНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_46 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_46

УДК 616-053.7; 615.825; 159.9.018; 37.037.1 UDC 616-053.7; 615.825; 159.9.018; 37.037.1

СТАТОКИНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Н.Г. Георгиева

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

Аннотация. Цель статьи заключена в оценке эффективности применения статокинетиче-ских упражнений в повышении функциональных ресурсов центральной нервной системы в процессе физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы. С помощью психолого-педагогических методов выявлена положительная динамика возможностей организма вовлекать ресурсы нервной системы, переключение и концентрацию внимания в ходе работы. Сбалансированная работа нервных процессов обеспечивает сохранность кумулятивного эффекта адаптационного потенциала центральной нервной системы.

Ключевые слова: статокинетические упражнения, специальные медицинские группы, обучающиеся.

STATOKINETIC EXERCISES IN IMPROVING THE PHYSICAL STATUS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP N.G. Georgieva

V.I. Vemadskij Crimean Federal University, Simferopol', Russia

Annotation. The purpose of the article is to evaluate the effectiveness of the use of statokinetic exercises in increasing the functional resources of the central nervous system in the process of physical education of students of a special medical group. With the help of psychological and pedagogical methods, the positive dynamics of the body's ability to involve the resources of the nervous system, switching and concentration of attention during work has been revealed. The balanced work of nervous processes ensures the preservation of the cumulative effect of the central nervous system's adaptive potential.

Key words: statokinetic exercises, special medical groups, students.

Введение. Вопрос обеспечения сохранения и повышения функциональных резервов организма обучающихся с хроническими заболеваниями, зачисленных в специальную медицинскую группу (СМГ), приобретает сегодня особую актуальность [1-2]. Факторы, определяющие выполнение педагогических условий влияют на прогрессиро-вание недостаточности внимания и активности мышц на фоне растущего возбуждения. Создается чрезмерная нагрузка на физиологические системы в период созревания организма [1]. В специальной литературе последних лет отмечается отрицательное влияние дефицита работы мышц на адаптационный ресурс систем организма [1]. Соматическое заболевание любой нозологической

формы нарушает сбалансированность возбудительно-тормозных свойств в центральной нервной системе (ЦНС). Складываются условия угнетения ЦНС, психомоторного дисбаланса, сниженного физического и психологического статуса организма. Итак, уменьшение силы и выносливости мышц, психомоторные и когнитивные нарушения возникают в результате диссонанса школьных нагрузок и ресурсов организма обучаемых со сниженным уровнем здоровья.

В связи с вышесказанным задача поддержания оптимального уровня здоровья детей с хроническими заболеваниями занимает приоритетные позиции. Возможность использовать вариативный блок учебной программы физического воспитания для

специальной медицинской группы обеспечивает временной ресурс для интеграции статокинетических упражнений [3]. Стато-кинетическая устойчивость обусловлена функциональной системой анализаторов, которые осуществляют восприятие пространства и коррекцию функционального состояния ЦНС [4-5]. Повышение статоки-нетической устойчивости на фоне решения образовательных и развивающих задач физического воспитания необходимо для гармоничного физического развития школьников и обеспечения коррекционно-оздорови-тельного эффекта.

Цель - оценка эффективности применения статокинетических упражнений в повышении функциональных резервов центральной нервной системы в учебном процессе по физическому воспитанию обучающихся специальной медицинской группы.

Методы и организация исследования. Организация и проведение педагогического эксперимента осуществлялось в школах города Симферополь. В нем участвовали обучающиеся 7-9 классов. Всего участвовало 130 человек, по 65 человек в каждой группе (контрольной и экспериментальной).

В основной части урока в ЭГ реализовы-вались упражнения статокинетического характера [6]:

- упражнения, обучающие определять зоны повышенного мышечного тонуса;

- упражнения миофасциального релиза;

- упражнения, формирующие навык концентрации внимания на ощущениях воздействия силы тяжести на сегменты костно-мышечной системы при разных положениях тела;

- упражнения коррекционной направленности, посредством которых обучаемые вырабатывают навык гармонизировать тонус мышц-сгибателей и разгибателей, проводить выравнивание структур постураль-ной системы относительно вектора силы тяжести, и умение сохранять постуральный баланс в равновесии;

- статические и статодинамические упражнения, формирующие умение расслабляться через сосредоточение внимания;

- неспецифические упражнения мышечной и дыхательной саморегуляции, управления вниманием и сенсорным осознанием положения постуральных структур.

Около 80,0% времени основной части урока были заняты статокинетическими упражнениями. В КГ содержание уроков соответствовало стандартной программе согласно требованиям ФГОС. Для оценки эффективности примененных упражнений оценивали:

- лабильность и силу нервной системы при помощи теппинг-теста;

- особенность свойств (эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психической устойчивости (ПУ) внимания, «Таблицы Шульте»);

- способность сохранять равновесие, пробы «Веревочка» и «Аист».

Основная математическая обработка проводилась на персональном компьютере с помощью программы Ехсе1 и STATISTICA 6,0. Вычисляли среднюю величину, ошибку средней величины, стандартное отклонение.

В соответствии с полученными результатами применяли параметрический ^кри-терий (Стьюдента).

Результаты исследования и их обсуждение. Инновационная направленность процесса развития школы обеспечивает обучаемому сохранение здоровья. Упражнения статокинетической коррекции основаны на принципах взаимообусловленности когнитивных и моторных процессов, что способствует психомоторному развитию, снижению возбудимости нейромышечного происхождения, улучшению межполушарного взаимодействия. Тем самым данный подход сочетает физическую коррекцию с психологической составляющей, снижением мышечных напряжений и дисфункцией внутренних органов. Гармонизация соматического и внутреннего сознания способствует уравновешиванию функций нервной системы [6].

До начала проведения педагогического эксперимента уровень силы нервных процессов, согласно результатам теппинг-теста в ЭГ и КГ, был низкий. Это свойственно для слабого типа нервной системы (табл. 1).

Принципы реализации статокинетиче-ских упражнений создало активизирующее

воздействие на тканевый метаболизм, что обеспечило улучшение функциональных возможностей ЦНС. Одним из принципов выполнения упражнений является возможность произвольной концентрации внимания на сенсорных реакциях.

Таблица 1

Динамика показателей силы нервной системы обучающихся СМГ

(X±Sx; n=65)

Показатели КСН С, % правая рука КС] ТС, % левая рука

до после р до после р

ЭГ 23,9±2,0 32,0+2,5 < 0,05 18,5±1,2 24,5±1,6 <0,05

КГ 24,2±1,0 28,0±1,0 >0,05 18,4±1,6 20,2±1,7 >0,05

Примечание: КСНС - коэффициент силы нервной системы

В результате возросла работоспособность нервной системы. Возрос темп выполняемой работы в ЭГ левой рукой до 24,5±1,6%, что на 32,4%, (р<0,05) выше исходных данных. Правой рукой - до 32,0±2,5%, что 33,8% (р<0,05) выше, чем на начало педагогического эксперимента. В КГ к концу педагогического эксперимента отмечалась положительная динамика КСНС

левой руки - на 10,1 % (р>0,05), правой руки - на 15,7 % (р>0,05).

Сбалансированность процессов ЦНС способствовала эргономичности процессов распределения и устойчивости внимания [7]. Показатели эффективности работы (ЭР) возросли (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей эффективности работы обучающихся СМГ, (X±Sx; n=65)

Эффективность работы, сек

ЭГ КГ

до после до после

59,9±1,0 49,1±0,8 60,1±1,0 59,1±1,0

р<0,001 р>0,05

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,1 ~ *

/

/

У

у

у

/ _. _ /

ЭГ КГ

до

после

Рис. 1. Динамика показателей врабатываемости обучающихся специальной медицинской

группы

Статокинетичечкие упражнения обеспечили повышение уровня включаемости внимания в новую деятельность (рис. 1).

Упражнения развивали умение управлять процессами внимания и кинестетической чувствительности расположения в пространстве постуральных структур. В результате в ЭГ переключаемость и концентрация внимания на выполнении двигательных ак-

тов возросла на 11,1% (р<0,001), т.е. значения ВР с 1,1±0,1 баллов изменились до 0,9±0,1 баллов (р<0,001).

В КГ отмечен невысокий уровень улучшения свойств внимания.

Показатель психической устойчивости ниже 1,0 балла свидетельствует о хорошем уровне выносливости (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей психической устойчивости обучающихся специальной медицинской группы

Свойства психической устойчивости внимания в ЭГ значительно улучшились (р<0,001).

Заключение. Использование статоки-нетических упражнений обеспечило повышение приспособительной активности ЦНС, увеличение ее работоспособности и устойчивости. Данный подход проведения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д.В. Колесов, И.А. Корниенко, Д.А. Фарбер // М: Педагогика. - 1987. -150 с.

2. Жамлиханов Н.Х. Воспитательно-образовательное пространство как фактор сохранения здоровья учащихся / Н.Х. Жамлиханов, Н.А. Кузнецова, Н.В. Романова // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27

занятий физическим воспитанием может обеспечить решение основной здоровьесбе-регающей задачи в педагогике - сохранение достаточной работоспособности организма и исключение переутомления обучающихся.

февраля 2012 г., Москва). - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. - 2012. -С.135-137.

3. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич // Мин-во обр. и науки РФ. - М.: Просвещение. - 2006. - 128 с.

4. Боровик Л.Л. Развитие статокинетической устойчивости на занятиях пофизической подготовке у курсантов летных вузов / Л.Л. Боровик, М.Ю. Калмыков, С.И. Белоусов // Мир науки. Педагогика и психология - 2020. - № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mir-

nauki.com/PDF/13PDMN120.pdf (Дата обращения: 03.12.2021).

5. Ткачук А.А. Статокинетическая устойчивость человека / А.А. Ткачук, В.А. Ткачук. // Молодой ученый. - 2014. - № 2(61). - С. 366-369. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9200/ (Дата обращения: 03.12.2021)

6. Фельденкрайз М. Сознавание через движение / М. Фельденкрайз // Москва: Институт Общегуманитарных Исследований. - 2001 - 160 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов // М.: ЧеРо. -2001. - 858 с.

REFERENCES

1. Kolesov D.V. Adaptation of the adolescent organism to educational loads / D.V. Kolesov,

1.A. Kornienko, D.A. Farber // M: Pedagogy. -1987. - 150 p.

2. Zhamlikhanov N.H. Educational space as a factor of preserving the health of students / N.H. Zhamlikhanov, N.A. Kuznetsova, N.V. Romanova // Current Health Problems of Children and Adolescents and Ways to Solve Them. Materials of the 3rd All-Russian Congress with International Participation in School and University Medicine

(February 25-27, 2012, Moscow) M.: Publisher of the Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences. - 2012. -P.135-137.

3. Lyakh V.I. Programs of educational institutions. Comprehensive program of physical education of 1-11 grade students / V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M.: Enlightenment. - 2006. - 128 p.

4. Borovik L.L. Development of statokinetic stability in physical training classes for cadets of flight universities / L.L. Borovik, M.Yu. Kalmykov, S.I. Belousov // World of Science: Pedagogy and Psychology. - 2020. - № 1. [Electronic resource] Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/13PDM N120.pdf (Accessed on 03.12.2021).

5. Tkachuk A.A. Statokinetic human stability / A.A. Tkachuk, V.A. Tkachuk // Young Scientist. -2014. - № 2(61). - P. 366-369. [Electronic resource] Access mode: https://moluch.ru/ar-chive/61/9200 / (Accessed on 03.12.2021).

6. Fel'denkrajs M. Awareness through movement / M. Fel'denkrajs // Moscow: Institute of General Humanitarian Research. - 2001. - 160 p.

7. Gippenreiter Yu.B. Psychology of attention // Yu.B. Gippenreiter, V.Ya. Romanov // M.: CheRo. - 2001. - 858 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Надежда Георгиевна Георгиева - кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, e-mail: g-nadia@list.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Nadezhda Georgievna Georgieva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, V.I. Ver-nadskij Crimean Federal University, Simferopol', e-mail: g-nadia@list.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Георгиева Н.Г. Статокинетические упражнения в повышении физического статуса обучающихся специальной медицинской группы / Н.Г. Георгиева // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_46

For citation: Georgieva N.G. Statokinetic exercises in improving the physical status of stu-dents of a special medical group / N.G. Georgieva // Modern Issues of Biomedicine. - 2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500 2022 06 01 46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.