Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/24ECVN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шумилина Т.В., Пятова О.Ф. Статистико-экономический анализ развития сельских территорий Самарской области // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/24ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shumilina T.V., Pyatova O.F. (2020). Statistical and economic analysis of the development of rural areas of the Samara region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj.today/PDF/24ECVN520.pdf (in Russian)
УДК 311.2 ГРНТИ 83.33
Шумилина Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», г.о. Кинель, Россия
Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Кандидат экономических наук E-mail: tanyashum86@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6841-0004
Пятова Ольга Федоровна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», г.о. Кинель, Россия
Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: o.pyatova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2571-4355
Статистико-экономический анализ развития сельских территорий Самарской области
Аннотация. Сельские территории играют значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности не только отдельного региона, но страны в целом. Они представляют собой важные секторы экономики и являются решающей экономической базой для развития сельского хозяйства. Поэтому создание условий для их комплексного развития, повышения качества жизни сельского населения, создание рабочих мест должно являться приоритетным направлением государственной политики.
Самарская область обладает значительными территориальными ресурсами, наибольшую часть которых можно отнести к сельским территориям. Перед развитием сельских территорий всегда стояли такие острейшие проблемы как сельская бедность и высокий уровень безработицы, ухудшение демографической ситуации, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры сельских территорий, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, разрушение основных средств производства, в том числе деградации земель сельскохозяйственного назначения, закрытие производственных предприятий. Все это в свою очередь негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов как основополагающего базиса стабильного социально-экономического развития сельских территорий и ставит под угрозу развитие самих сельских территорий. Это в итоге может привести к снижению показателей, характеризующих национальную безопасность страны.
В связи с этим возрастает значение статистического наблюдения за развитием сельских территорий, формирования системы статистических показателей для правильного анализа сложившейся ситуации на селе. По показателям социально-демографическая и экономической ситуация можно в некоторой степени оценить уровень и качество жизни населения.
Поэтому постоянный мониторинг складывающейся социально-экономической ситуации на сельской территории позволит оперативно выявлять «узкие» места и принимать эффективные управленческие решения по их устранению путем разработки и реализации соответствующих мероприятий и тем самым дать им новый толчок в развитии.
В статье проводится статистическое исследование развития сельских территорий Самарской области по показателям, характеризующим различные стороны жизни сельского населения. Рассмотрены действующие программы, направленные на развитие сельских территорий и улучшения качества жизни населения.
Ключевые слова: сельские территории; устойчивое развитие; сельское хозяйство; демографические показатели; миграция; заработная плата; качество жизни; государственная поддержка
Сельская территория является сложной многомерной социально-экономической системой общества. В России на протяжении многих десятилетий основной путь их развития, независимо от их аграрного потенциала, сводился к узкоотраслевому аграрному подходу, которому было свойственно сохранение «функциональной чистоты» деревни и недопущение развития иных производств, кроме сельскохозяйственного.
Отсутствие дифференцированного подхода к развитию сельских территорий привело к формированию преимущественно аграрного сектора сельской экономики, зачастую нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам [1].
Сельские территории, как отмечает Фидоренко Я.И., концентрируют в себе существенные природные, человеческие и производственные ресурсы, в их рамках функционируют особые сферы хозяйствования, эффективность которых напрямую определяет состояние экономики и уровень жизни населения [2].
Сложившаяся в последние десятилетия социальная ситуация на селе - обесценивание сельскохозяйственного труда, низкая оплата труда и отсутствие рабочих мест, отсутствие приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности (бытовая неустроенность, недостаточный уровень оказания социальных услуг, необеспеченность жильем) - является тормозом формирования социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий. Очевидно, что, чтобы остановить отток трудоспособного населения из сельской местности, предотвратить полное «вымирание» села, необходимо в срочном порядке решать весь комплекс накопившихся проблем.
Цель исследования - изучение динамики социально-экономической ситуации в регионе в рамках действия программ по развитию сельских территорий и государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Введение
Цель и задачи исследования
Задачами данного исследования является анализ динамики показателей, характеризующих состояние социально-экономической ситуации на сельских территориях региона, а именно:
• статистический анализ демографической ситуации в Самарской области;
• статистический анализ показателей доходов и безработицы;
• показателей развития производства различных форм хозяйствования;
• анализ уровня государственной поддержки.
Методы и материалы
При исследовании социально-экономической ситуации на сельских территориях Самарской области использовались такие методы как, метод теоретического анализа, метод сравнения, выборочный метод, метод типологических группировок, анализ рядов динамики, анализ структурных изменений, табличные и графические методы представления данных. Данные методы позволили выделить и рассмотреть отдельные аспекты развития социально-экономической ситуации на сельских территориях региона, провести сопоставление отдельных статистических показателей, которые характеризуют ее состояние и развитие.
Теоретической, методологической и информационной базами исследования послужили труды ученых по теории статистики и социально-экономической сферы, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Самарской области, нормативно-правовые документы по теме исследования, а также данные, полученные авторами в результате интервьюирования сельских жителей.
Результаты и обсуждения
В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года1, создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, направленной на эффективное использование всего социально-политического потенциала страны. Как отмечает Солдатова Т.Ю., «устойчивое развитие» - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Под «устойчивым развитием сельских территорий» понимается развитие сельского сообщества, обеспечивающее:
• выполнение им народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов);
• расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;
• поддержание экологического равновесия в биосфере [3].
1 Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 13 января 2017 года): Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р - URL: http://govemment.ru/docs/16757/ (дата обращения 22.09.2020).
Согласно Уставу Самарской области, субъект РФ делится на административно-территориальные единицы в рамках муниципального устройства, в границах административно-территориальных единиц области, регион включает соответственно следующие муниципальные образования верхнего уровня: 10 городских округов и 27 муниципальных районов. В составе муниципальных районов установлены границы муниципальных
образований низового уровня в количестве 296 поселений, в том числе 12 городских и 284
"2
сельских поселений2.
Численность населения региона на начало 2020 года составила 3179,5 тыс. человек, что составляет 2,2 % населения России (11 место) и 10,8 % населения Приволжского федерального округа (4 место)3.
С 2013 г. по 2019 г. численность населения в области уменьшилась на 30 тыс. чел. При этом в городской местности убыль населения составила 42,3 тыс. чел., а для сельского населения характерна положительная тенденция показателя (абсолютный прирост населения составил 10,7 тыс. чел.). Нужно отметить, что последние семь лет численность сельского населения постоянно увеличивалась. На начало 2020 года на долю сельского населения приходится 20,2 % от общей численности населения региона (в 2013 г. - 19,6 %). В основном сельское население сосредоточено в населенных пунктах с численностью от 500 до 2000 человек.
В структуре численности населения региона преобладают женщины. Обращает на себя внимание то, что это превышение в городской местности начинается с возрастной группы 30 лет и старше, на сельских территориях - с 45 лет и старше.
В Самарской области в 2019 г. доля населения в трудоспособном возрасте составляла 54,9 %, в том числе в сельской местности - 53,2 %.
Показатель нагрузки детьми и людьми старшего возраста на трудоспособное население составляет на селе 878 чел. на 1000 чел. трудоспособного населения (для сравнения: для городского населения - 807 чел.).
По состоянию на 1 января 2020 года средний возраст жителей региона составил 41,1 год (мужчин - 38,0, женщин - 43,7 лет), в сельской местности возраст жителей несколько выше -41,6, 39,1 и 43,9 лет соответственно.
За период с 2013 г. по 2019 г. сократилась численность родившихся в Самарской области на 10 тыс. чел., число умерших за этот же период - на 3,9 тыс. чел.
Более объективную оценку представляют общие коэффициенты рождаемости и смертности - соответственно 12,3 и 14,3 промилле в 2013 г. и 9,3 и 13,2 промилле в 2019 г. Налицо естественная убыль населения.
В сельской местности наблюдается снижение рождаемости. Общий коэффициент в 2013 г. составил 13,2 чел. на 1000 чел. населения, а к 2019 г. снизился до 8,6 промилле (рис. 1).
2 Административная карта Самарской области. - URL: https://www.samregion.ru/administrativnaya-karta/ (дата обращения 22.09.2020).
3 Самарская область в цифрах. - URL: https://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/ (дата обращения 22.09.2020).
Страница 4 из 18
Демографическая ситуация
24ECVN520
I I I I I I
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
■ Коэффициент рождаемости ■ Коэффициент смертности
Рисунок 1. Показатели естественного движения сельского населения Самарской области, промилле (составлено авторами на основе данных Федеральной службы
государственной статистики по Самарской области: https://samarastat.gks.ru/)
Суммарный коэффициент рождаемости характеризует среднее число рождений одной женщиной в гипотетическом поколении за всю её жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава4. Этот коэффициент в 2018 г. составил в регионе 1,51, в т. ч. в городе 1,46, в сельской местности - 1,70.
Смертность в сельской местности была выше, чем в регионе. Это объясняется более высоким возрастом сельского населения по сравнению с городским. В 2013 г. коэффициент смертности составлял 15,7 промилле, в 2019 г. - 13,6.
Основными причинами смертности являлись болезни системы кровообращения (41,0 %), новообразования (14,8 %), внешние причины (10,5 %).
Естественная убыль, как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения, в 2019 г. наблюдалась практически во всех сельских административных образованиях Самарской области.
Естественный прирост населения отмечен только в отдельных сельских поселениях Большеглушицкого, Волжского района, Похвистневского, Приволжского, Ставропольского и некоторых других районов.
В результате естественная убыль населения в сельских поселениях Самарской области увеличилась с 1,5 до 3,1 тыс. человек.
Чистый коэффициент воспроизводства населения - это количественная мера замещения материнского поколения дочерним. Он показывает численность детей женского пола в населении, разделенная на число взрослых женщин в предыдущем поколении. Полученная величина является хорошим ориентиром будущих тенденций численности населения [4]. Так, если полученная таким образом цифра превышает единицу, то наблюдается тенденция численности населения к возрастанию. В целом по Самарской области данный показатель составил 0,729, в том числе в городе - 0,705, в сельской местности - 0,832.
4 Суммарный коэффициент рождаемости (число детей в расчете на 1 женщину) по России. - URL: http://www.statdata.ru/deti (дата обращения 22.09.2020).
Страница 5 из 18
24ECVN520
Анализ демографической ситуации выявил, что количество лет недожития до 100 лет имеет прогрессивную тенденцию. Так, если в 2013 г. указанный показатель в среднем по области составлял 30,6 лет (город - 30,4 лет, село - 31,5 лет), то в 2018 г. показатель составляет уже 27,69 лет (город - 27,57, село - 28,18 лет). Для мужчин сельской местности это 33,25 лет, для женщин - 22,76.
Миграционное движение
В 2013 г. мигранты возместили естественную убыль населения (сальдо миграции составило 4,3 тыс. человек). В 2018 г. на территории региона наблюдалась миграционная убыль, сложившаяся за счет межрегиональной миграции и которая составила 407 человек, (рис. 2).
25000 20000 15000 10000 5000 0
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Прибывшие - всего ■ Выбывшие - всего
Рисунок 2. Механическое движение сельского населения Самарской области, чел. (составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Самарской области: https://samarastat.gks.ru/)
Причем, если в городской местности миграционная убыль в 2018 г. равнялась 5445 человек, то в сельской местности определен миграционный прирост в размере 5038 человек (в 2013 г. - 1016 чел.).
Сравнительный анализ структуры сельского населения прибывшего в Самарскую область по направлениям передвижения показал, что в 2018 г. по сравнению с 2013 г. увеличился удельный вес внутрирегиональной миграции и прибывших из зарубежных стран на 3,1 п.п. и 0,5 п.п. соответственно. Доля прибывших из других регионов сократилась (рис. 3).
2013 г.
■ в пределах региона ■ из других регионов
■ из зарубежных стран
2018 г.
■ в пределах региона ■ из других регионов
■ из зарубежных стран
Рисунок 3. Структура числа прибывших в сельскую местность Самарской области по направлениям передвижения (составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Самарской области: https://samarastat.gks.ru/)
Сравнивая структуры выбывших из региона по направлениям передвижения можно отметить в 2018 г. по сравнению с 2013 г. увеличение доли выбывших в зарубежные страны на 3,1 п.п. (рис. 4).
■ в зарубежные страны
■ в другие регионы
■ за пределы региона
Рисунок 4. Структура числа выбывших из сельских территорий Самарской области по направлениям передвижения, % (составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Самарской области: https://samarastat.gks.ru/)
Если рассмотреть распределение миграционного потока, то окажется, что мигранты предпочитают муниципальные районы, такие как Волжский, Ставропольский, Красноярский, а также малые города регионального значения - Кинель, Октябрьск. Привлекательность этих образований объясняется в первую очередь близостью к столице региона.
Сельскохозяйственное производство
Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием сельскохозяйственного производства, альтернативы которому нет
[5].
Объем продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах в хозяйствах всех категорий в 2019 году составил 104274,5 млн руб., что на 17,2 % выше уровня предыдущего года (табл.). При этом ее удельный вес в общероссийском производстве составляет 1,8 %, по Приволжскому федеральному округу - 7,9 %.
Таблица
Индексы физического объема продукции сельского хозяйства Самарской области по категориям хозяйств и по отраслям (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)
Отрасли 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.*
Продукция сельского хозяйства, в т. ч. 105,8 102,9 92,9 115,0 100,9 99,6 117,2
растениеводства 119,4 102,7 87,3 126,3 100,9 100,5 107,6
животноводства 89,9 103,3 100,8 100,1 100,9 98,0 102,4
Примечание: * предварительные данные (источник: данные Федеральной службы государственной статистики по Самарской области: https://samarastat.gks.ru/)
Наибольшая доля производства продукции растениеводства принадлежит сельскохозяйственным организациям и хозяйствам населения.
Отрасль растениеводства специализируется преимущественно на выращивании зерновых культур и подсолнечника, которые в структуре посевных площадей занимают наибольший удельный вес.
Основными производителями зерновых и зернобобовых культур и подсолнечника в регионе являются сельскохозяйственные организации. На их долю в среднем за рассматриваемый период приходилось 76,2 % и 78,2 % валового сбора культур региона соответственно. В хозяйствах населения производится наибольшее количество картофеля и овощей.
Валовой сбор зерновых культур в регионе в 2018 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 11,6 %. При этом в 2017 г. было собрано рекордное количество зерна - 2750,8 тыс. тонн. Валовой сбор подсолнечника за тот же временной период увеличился на 75,5 % и составил 965,7 тыс. тонн. Производство картофеля сократилось на 127 тыс. тонн. Производство овощей составило 330,3 тыс. тонн, что на 6,8 % больше уровня 2014 г.
Отрасль животноводства в регионе представлена мясным и молочным скотоводством, птицеводством, свиноводством.
Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) Самарской области в 2018 г. составило 102,5 тыс. тонн, что на 0,8 % ниже уровня 2013 г. По указанному показателю в 2018 г. регион занимал 37 место среди субъектов Российской Федерации (в 2013 г. - 29 место). В 2019 году наблюдается рост вышеуказанного показателя на 4,1 % по сравнению с уровнем предыдущего года. Производство яиц и шерсти имеет тенденцию к снижению.
Поголовье молочного стада в самарском регионе с 2013 по 2018 гг. сократилось почти на 1,8 %. Валовой надой увеличился на 4,1 %, за счет увеличения продуктивности коров.
Основными производителями молока в Самарской области, не смотря на сокращении удельного веса в структуре производства молока по категориям хозяйств на 7,0 п.п. с 55,4 % в 2013 г. до 48,4 % в 2018 г., остаются хозяйства населения. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств возросла на 8,0 п.п. за тот же период и составила 19,1 %.
Уровень жизни населения
Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса Самарской области, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах. Сужается доступ населения к услугам предприятий социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городом и селом, всё это ведёт к росту оттока населения, к утрате освоенности сельских территорий5.
В регионе имеются сельские населенные пункты, на территории которых отсутствуют сельхозпредприятия и другие организации. Население этих сел и деревень вынуждены выезжать на заработки в другие населенные пункты, или заниматься исключительно производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Существенная доля трудоспособного населения таких сел не имеет регулярных и стабильных источников дохода. Следует заметить, что личные подсобные хозяйства не дают большого дохода сельскому населению по причине неразвитости рынков сбыта продукции.
Риски бедности для сельского населения выше вследствие более низкого уровня оплаты труда и повышенной безработицы [6].
5 Стратегия устойчивого развития сельских территорий. - URL: http ://www. s gubern. ru/ articles/4856/6859/ (дата обращения 22.09.2020).
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства на протяжении всего рассматриваемого периода остается ниже заработной платы в целом по экономике (рис. 5). Так, в 2019 г. средняя заработная плата составляла 68,2 % (в 2013 г. - 55,8 %) от средней по экономике и составила 24844 руб. (в 203 г. - 13103 руб.).
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Среднемесячная заработная плата по экономике - всего
Среднемесячная заработная плата по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству * Соотношение среднемесячной заработной платы по экономике и сельскому хозяйству, руб.
Рисунок 5. Динамика среднемесячной заработной платы по экономике Самарской области и работников сельского хозяйства в 2013-2019 гг., руб. (составлено
авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Самарской области: https://samarastat.gks.ru/)
Нельзя не согласиться с С.В. Дульзон, которая отмечает следующее: «низкая доходность сельскохозяйственного труда подрывает воспроизводство рабочей силы и соответственно выступает ограничителем роста воспроизводства» [7].
Индикатором, характеризующим состояние сельских территорий, являются расходы на питание. Так, расходы на приобретение основных продуктов питания увеличиваются, но значительный рост расходов наблюдается на приобретение мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов.
В общей структуре расходов при общем снижении выделяется рост расходов на приобретение топлива, табачных изделий и медицинских товаров.
Для сравнения, можно отметить, что в государствах с высокими доходами и в целом благополучной экономической ситуацией расходы на питание относительно других трат невелики, и составляют не более 15 % общих семейных расходов6.
Значительно отличается между собой структура питания населения в сельской и городской местности. Если в рационе питания городского населения в чуть большем количестве присутствуют фрукты и ягоды - 72,1 кг7 в год на человека в 2013 г. и 61,0 кг в 2018 г., то в сельской местности этот показатель составляет в 2018 г. составил 44,4 кг против
6 Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания - 2018 // URL: http://riarating.ru/countries/20181218/630114363.html (дата обращения: 12.09.2020).
7 Федеральная служба государственной статистики по Самарской области. - URL: https://samarastat. gks.ru/. Страница 9 из 18
59,9 кг уровня показателя 2013 г. при минимальной рекомендуемой норме потребления в 74,4 кг/год/чел8.
Потребления и мяса, и молока, и продуктов переработки из них в сельской местности сократилось на 10,1 кг/год/чел. и 39,4 кг/год/чел. соответственно. За этот же период в городской местности потребление мяса и мясопродуктов увеличилось на 7,8 кг/год/чел., а молока и молокопродуктов снизилось на 38,1 кг/год/чел.
Потребления хлеба и хлебопродуктов в рационе питания сельского населения составляет - 100,9 кг/год/чел., городского население в год 77,0 кг/чел., при рациональной норме потребления в 96 кг/год/чел.
Результаты анализа уровня потребления продуктов питания населением Самарской области свидетельствует о его несбалансированности с тенденцией к увеличению потребления продуктов, содержащих насыщенные жиры, и снижению потребления сложных углеводов, что приводит к риску развития метаболических нарушений, заболеваемости ожирением, болезнями органов пищеварения.
Средний объем потребления основных продуктов питания жителями области в 2019 году, как и в предыдущие годы, был значительно ниже рекомендуемых по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания.
Указанная негативная тенденция во многом определяет рост зависимых заболеваний, и требует активного вмешательства в сложившуюся структуру потребления продуктов питания.
Для оценки изменений, происходящих в сельской местности Самарской области, сотрудниками Самарского государственного аграрного университета (до 2019 года Самарская государственная сельскохозяйственная академия) в 2017 году был проведен опрос жителей сельских поселений. Численность выборочной совокупности составила 260 сельских домохозяйств (0,13 % от общего числа домохозяйств региона), расположенные в селах и поселениях муниципальных районов, относящихся к разным природно-экономическим зонам. Выборочное обследование проводилось в виде интервьюирования, которое содержало сорок вопросов закрытого типа. В опросе приняли участие 30,8 % мужчин и 69,2 % женщин. Такая ситуация объясняется не только преобладанием женского населения на селе, но и тем, что женщины более активны и отзывчивы.
Среди респондентов преобладали жители в возрасте от 41 до 54 (59) лет (рис. 6).
В ходе выборочного обследования сельских домохозяйств было выявлено, что самой острой проблемой у сельских жителей остается проблема трудоустройства. Больше всего она волнует молодое поколение (1-е место в рейтинге проблем) и людей старшего возраста (5-6 место). Те респонденты, кому от 30 до 54 (59) лет эту проблему поставили на 7 место. Для такой категории сельских жителей самая болезненная проблема - это боязнь потерять работу (1-е место).
8 Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/ (дата обращения: 11.09.2020).
Страница 10 из 18
Благоустройство сельской местности
24ECVN520
55(60) лет и выше; 1 ^ 10/"
18-30 лет; 17,7%
31-40 лет; ^ 14,6%
41-54(59) лет; 54,6%
Рисунок 6. Распределение респондентов по возрасту, %
По данным Федеральной службы государственной статистики по Самарской области в 2018 г. среднегодовая численность занятых в сельском, лесном, охотническом и рыбном хозяйствах сократилась и составила 86,2 тыс. человек. От общей численности занятых Самарской области это составляет 5,2 %. Свыше 30 % - женщины.
Это вполне объяснимо. Ситуация на рынке труда характеризуется большей напряженностью именно в сельской местности, где возможности трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены, а темпы роста и продолжительность безработицы выше, чем в городе, и превышают социально допустимый уровень [8].
Поэтому в таких условиях подробное изучение ситуации, которая складывается на сельском рынке труда выходит на одно из первых мест в проблематике, связанной с развитием сельских территорий.
Комфорт жизни в селе отстает от городов в несколько раз. Это одна из главных причин того, что люди покидают села и деревни.
Так, в самарском регионе общая площадь жилых помещений в 2018 г. составила 85 млн м2, что на 13,3 % больше аналогичного показателя уровня 2013 г. Городской жилищный фонд увеличился в 1,117 раза и в 2018 г. составил 67 млн м2. Сельский жилищный фонд увеличился на 18,7 % и составил 19 млн м2. В среднем на одного жителя области в 2018 г. приходилось 26,8 м2 (в 2013 г. - 23,3 м2). В сельской местности показатель составил 29,6 м2 (в 2013 г. - 25,3 м2).
В сельской местности Самарской области около 800 населенных пунктов снабжены водопроводом, около 80 - имеют канализацию. Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой составляет 78 %.
По субъективным оценкам сельских жителей, выявленных путем опроса в ходе выборочного обследования сельских домохозяйств, более половины респондентов (61,3 %), были удовлетворены своими жилищными условиями. Основная причина неудовлетворенности жилищными условиями, отмеченная респондентами - полное или частичное отсутствие коммунальных услуг. На долю этой причины приходится около 30 % ответов респондентов.
Больше всего респондентов волнует отсутствие канализации (14,9 %) и водопровода (6,3 %). Неудовлетворенность респондентов также вызывает плохое состояние жилья, необходимость как капитального, так и текущего ремонта (23,4 %). Следует обратить внимание на то, что ни один респондент не указал на отсутствие газификации на селе.
В настоящее время для развития сельских районов Правительством применяется комплекс мер, направленных на:
• развитие сельской экономики и ее диверсификацию;
• поддержку малого бизнеса и всех форм самозанятости;
• обеспечение развития рыночной инфраструктуры и улучшение доступа малых и средних производителей на рынки сельскохозяйственной продукции, включая сельские кооперативы;
• повышение уровня жизни сельского населения за счет доступности жилья и качества социальных услуг [9].
Государственная поддержка развития сельских территорий
Нужно отметить, что в Самарской области оказывается значительное внимание оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Это позволяет увеличить показатели эффективности отраслей растениеводства и животноводства.
В рамках проводимой политики по модернизации материально-технической базы АПК в Самарской области за счет средств областного бюджета возмещаются затраты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.
Использование данного механизма государственной поддержки позволило за последние пять лет обеспечить приток инвестиций в обновление машинно-тракторного парка области в объёме 17 млрд рублей. Было приобретено более 3 тыс. единиц современной энергоэффективной техники, в том числе 2 тыс. тракторов, более 1 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов9.
Для повышения эффективности производства продукции растениеводства и создания дополнительных импульсов для развития отрасли запланирована реализация следующих мероприятий:
• обеспечение эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
• модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• стимулирование обновления мелиоративных фондов;
• развитие селекции и семеноводства, в том числе за счет реализации комплексного научно-технического проекта «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Самарской области»;
• использование цифровых технологий.
Во многом благодаря действующей в регионе системе государственной поддержке сельскохозяйственные товаропроизводители на протяжении ряда лет достигают положительных финансовых результатов, что создает предпосылки для инвестиционной активности в отрасли. За последние пять лет чистая прибыль аграриев составляла от 4 до 7,7 млрд рублей.
Кроме этого, выделяются дополнительные средства на создание комфортных условий проживания на селе.
9 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. - URL: https ://mcx. samregion. ru/.
В период с 2003 по 2013 год на территории области действовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», срок действия которой закончился в 2013 году.
В 2013 году на ее реализацию было направлено бюджетных средств в размере 443,5 млн рублей, из них средства федерального бюджета - 133,7 млн рублей (30 %).
Выделенные бюджетные средства в 2013 году позволили:
• предоставить социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья 281 семье сельских жителей, в том числе 120 молодым семьям и молодым специалистам;
• предоставить дополнительные социальные выплаты на погашение ипотечных жилищных кредитов 17 молодым семьям;
• обеспечить жильем по договору найма жилого помещения 40 молодых специалистов;
• ввести в эксплуатацию 18,2 км газопроводов;
• ввести в эксплуатацию 33 км водопроводов;
• построить 5 фельдшерско-акушерских пунктов;
• построить 4 спортплощадки;
• профинансировать мероприятия по поддержке проектов комплексной компактной застройки и благоустройства в 3 сельских поселениях.
В настоящее время в Самарском регионе действуют ряд нормативных документов, регулирующих развитие сельских территорий, среди которых:
• программа «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2021 года» (с изменениями на 13 декабря 2019 года);
• программа «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025 годы» (с изменениями на 2 июля 2020 года).
Целью данных программ является создание комфортных условий жизнедеятельности сельских жителей и формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни, а также стимулирование инвестиционной активности для создания инфраструктурных объектов в сельской местности.
В рамках реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2021 года» период с 2014-2018 гг. были улучшены жилищные условия 1 261 семьи сельских жителей, в том числе 663 молодых семей и молодых специалистов, было построено 100,74 тыс. кв. метров жилья для сельских граждан, в том числе 42,35 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов, осуществлен ввод в эксплуатацию 28 плоскостных спортивных сооружений, открыто 19 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, введено в действие 43,6 км распределительных газовых сетей, 67,8 км локальных водопроводов, построено 17,55 км автомобильных дорог,
завершена реализация 5 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку и 17 проектов местных инициатив сельских граждан10.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025 годы» носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов Самарской области, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности.
В настоящее время основополагающим документом в системе стратегического планирования социального развития является «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».
Основными целями Стратегии являются:
• создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общественно значимых функций и решения задач территориального развития;
• обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения;
• обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учётом современных требований и стандартов;
• повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны11.
По информации, представленной органами местного самоуправления Самарской области, в настоящее время имеется следующая потребность в объектах социальной и инженерной инфраструктуры:
• в 23 муниципальных районах Самарской области требуется создание 126 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
• в 6 муниципальных районах Самарской области требуется создание общеобразовательных учреждений на 3 659 ученических мест;
• в 18 муниципальных районах Самарской области требуется создание дошкольных учреждений на 2 127 мест;
• в 25 муниципальных районах Самарской области требуется строительство 5 031,97 км автомобильных дорог;
• в 17 муниципальных районах Самарской области требуется создание учреждений культурно-досугового типа на 5 140 мест;
10 Об утверждении государственной программы Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2021 года" (с изменениями на 13 декабря 2019 года) - URL: http://docs.cntd.ru/document/464008926 (дата обращения 22.09.2020).
11 Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 13 января 2017 года): Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р - URL: http://government.ru/docs/16757/ (дата обращения 22.09.2020).
Страница 14 из 18
24ECVN520
• в 25 муниципальных районах Самарской области требуется создание плоскостных спортивных сооружений на 1 696 мест;
• в 15 муниципальных районах Самарской области требуется создание 44 физкультурно-оздоровительных комплексов;
• в 22 муниципальных районах Самарской области требуется создание 1 858,02 км газопроводов;
• в 25 муниципальных районах Самарской области требуется создание 2 606,88 км водопроводов;
• в 27 муниципальных районах Самарской области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 14 197 семей12.
Нельзя не согласиться с мнением Коваленко Е.Г., которая отмечает, что несмотря на мощный потенциал, российское село в настоящее время переживает системный кризис, проявляющийся в ухудшении демографической ситуации в сельской местности, низком уровне жизни и высоком уровне безработицы сельского населения, снижении качества жизни на селе [10].
В целях повышения уровня и качества жизни на селе, преодоления дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села социально-экономическую политику по развитию сельских территорий региона необходимо рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, а качество жизни - как критерий эффективности государственного регулирования [11].
Заключение
Таким образом, статистическое исследование развития сельских территорий позволяет отметить большой объем выполненной работы по улучшению как демографической и социальной ситуаций, так и развитию сельскохозяйственного производства в Самарской области. Однако это не означает, что надо снизить темпы реализации федеральных и региональных программ. Предстоит выполнить еще больший объем работы для повышения уровня жизни сельского населения, их позитивного настроя, обеспечения благоприятных условий для работы и жизни на селе.
Социально-экономическая политика в отношении сельских территорий должна основываться на комплексном анализе демографической ситуации, производственного потенциала, социальной структуры и других факторов с учетом их потенциального изменения.
Так, без устойчивого развития сельских территорий невозможно обеспечение регионального потребительского рынка конкурентоспособной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства. В свою очередь, хорошая развитость сельского хозяйства является одним из факторов, влияющих на качество жизни население.
12 Об утверждении государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025 годы» (с изменениями на 2 июля 2020 года). Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2019 года № 864 (с изм. от 13.01.2020 №9). - URL: https://pravo.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/2/2019/12/40612192276.pdf.
Кроме того, повышение уровня обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном и доступном жилье позволит улучшить и стабилизировать уровень жизни сельских жителей и ослабить их миграционное настроение.
Когда в пределах одного региона наблюдается разнообразные условия и возможности принимать какие-либо управленческие решения по повышению степени развития сельских территорий невозможно без оценки и постоянного мониторинга процессов, происходящих в различных сферах.
Поэтому только объединение усилий со стороны государства, муниципальных образований и населения позволит обеспечить стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий не только отдельного региона, но страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Бурмистрова А.А. Социально-экономические проблемы развития сельских территорий и пути их решения / А.А. Бурмистрова, Н.К. Родионова, И.С. Кондрашова // Социально-экономические явления и процессы. 2014. - №. 4. - С. 12-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-problemy-razvitiya-selskih-territoriy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 24.09.2020). Фидоренко Я.И. Теоретические основы концепта устойчивого развития сельских территорий / Я.И. Фидоренко // Социально-экономические явления и процессы. -2015. - № 11. - С. 156-161.
Солдатова И.Ю. Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских территорий / И.Ю. Солдатова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2015. - № 2. -С. 66-71. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-sotsialno-ekonomicheskogo-potentsiala-dlya-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy (дата обращения: 22.09.2020).
Мухачёва А.В. Демографический потенциал моногородов Кемеровской области как составляющая качества жизни / А.В. Мухачёва // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 120-129. DOI: 10.21603/2500-3372-20183-120-129.
Полушкина Т.М. Устойчивое развитие сельских территорий через становление органического сельского хозяйства / Т.М. Полушкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 6 (339). - С. 22-32. Зубаревич Н. Развитие сельских территорий России, социальные и гендерные проблемы / Н. Зубаревич // Международный сельскохозяйственный журнал. -2017. - № 2. - С. 12-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-selskih-territoriy-rossii-sotsialnye-i-gendernye-problemy (дата обращения: 24.09.2020). Дульзон С.В. Повышение заработной платы сельскохозяйственных работников -необходимое условие устойчивого развития сельских территорий / С.В. Дульзон // Никоновские чтения. - 2019. - № 24. - С. 66-68. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41471159_62445657.pdf (дата
обращения: 24.09.2020).
Bondarenko, L.V. Urban and Rural Socioeconomic Disparities: Scientific Views and Domestic Practices // Herald of the Russian Academy of Sciences, 88(5), 2018, pp. 320-329 [МБД Scopus].
Kovalenko E.G. Problems and Mechanisms of Sustainable Development of Rural Areas (at the example of the Republic of Mordovia) [Электронный ресурс] / O.Y. Yakimova, E.V. Avtaykina, O.O. Zaytseva // European Research Studies Journal. - 2016. - Vol. XIX, Is. (3), Part A. - Режим доступа:
http://www.ersj.eu/mdex.php?option=com_content&task=view&id=666 (0,8 п.л., в том числе 0,2 п.л. авт.) [МБД Scopus].
Коваленко Е.Г. Проблемы и механизмы развития сельских территорий / Е.Г. Коваленко // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-3. - С. 687-690. -URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29784 (дата обращения: 24.09.2020).
Полушкин Н.А. Проблемы и перспективы развития сельских территорий России / Н.А. Полушкин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - №1 (49). Номер статьи: 4918. Дата публикации: 2017-02-06. - URL: https://eee-region.ru/article/4918/ (дата обращения: 24.09.2020).
24ECVN520
Shumilina Tatyana Vladimirovna
Samara state agrarian university, Kinel, Russia E-mail: tanyashum86@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6841-0004
Pyatova Olga Fedorovna
Samara state agrarian university, Kinel, Russia E-mail: o.pyatova@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2571-4355
Statistical and economic analysis of the development of rural areas of the Samara region
Abstract. Rural areas play a significant role in ensuring food security not only for a particular region, but for the country as a whole. They represent important sectors of the economy and are a crucial economic base for agricultural development. Therefore, creating conditions for their comprehensive development, improving the quality of life of the rural population, creating jobs should be a priority area of state policy.
The Samara region has significant territorial resources, most of which can be attributed to rural areas. The development of rural areas has always faced such acute problems as rural poverty and high unemployment, a worsening demographic situation, a reduction in the network of social infrastructure institutions in rural areas, the lack of conditions for alternative employment in rural areas, the destruction of basic means of production, including the degradation of agricultural land, the closure of manufacturing plants. All this, in turn, negatively affects the reproduction of labor resources as the fundamental basis for stable socio-economic development of rural areas and jeopardizes the development of the rural areas themselves. As a result, this may lead to a decrease in indicators characterizing the country's national security.
In this regard, the importance of statistical monitoring of the development of rural areas, the formation of a system of statistical indicators for the correct analysis of the current situation in the countryside, increases. The indicators of the socio-demographic and economic situation can, to some extent, assess the level and quality of life of the population.
Therefore, constant monitoring of the emerging socio-economic situation in rural areas will make it possible to promptly identify bottlenecks and make effective management decisions to eliminate them by developing and implementing appropriate measures and thereby give them a new impetus in development.
The article provides a statistical study of the development of rural areas in the Samara region according to indicators characterizing various aspects of the life of the rural population. The current programs aimed at developing rural areas and improving the quality of life of the population are considered.
Keywords: rural areas; sustainable development; agriculture; demographic indicators; migration; wages; quality of life; government support