Научная статья на тему 'СТАТИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА'

СТАТИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный туризм / ЮНВТО / статистика туристских поток / статистика туристских доходов и расходов / методы статистических наблюдений / мотивы и цели туристских поездок / въездной туризм / выездного туризм / international tourism / UNWTO / statistics of tourist flows / statistics of tourist income and expenses / methods of statistical observations / motives and goals of tourist trips / inbound tourism / outbound tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.Н. Буценко, К.Э. Гафарова

Статистика международного туризма позволяет оценить влияние туризма на экономический рост, занятость и окружающую среду стран мира. Играет важную роль в анализе международных туристических потоков и является источниками данных для разработки показателей платежного баланса и составления национальных счетов. Цель статьи подчеркнуть роль статистики международного туризма, выделить особенности и специфику измерения, сбора, возможность сравнения статистической информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма в пространстве и во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TOURISM STATISTICS

International tourism statistics allow us to assess the impact of tourism on economic growth, employment and the environment of countries around the world. Plays an important role in the analysis of international tourist flows and provides data sources for the development of balance of payments indicators and the compilation of national accounts. The purpose of the article is to emphasize the role of international tourism statistics, to highlight the features and specifics of measurement, collection, and the possibility of comparing statistical information in order to identify trends and patterns of tourism development in space and time.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА»

СТАТИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

И.Н. Буценко, канд. экон. наук, доцент К.Э. Гафарова, канд. экон. наук, доцент

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-52-55

Аннотация. Статистика международного туризма позволяет оценить влияние туризма на экономический рост, занятость и окружающую среду стран мира. Играет важную роль в анализе международных туристических потоков и является источниками данных для разработки показателей платежного баланса и составления национальных счетов. Цель статьи - подчеркнуть роль статистики международного туризма, выделить особенности и специфику измерения, сбора, возможность сравнения статистической информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма в пространстве и во времени.

Ключевые слова: международный туризм, ЮНВТО, статистика туристских поток, статистика туристских доходов и расходов, методы статистических наблюдений, мотивы и цели туристских поездок, въездной туризм, выездного туризм.

Динамичной составляющей мирового рынка услуг является туристский рынок. Для многих стран мира международный туризм обеспечивает значительную долю совокупного национального дохода государств и становится направлением международной специализации. Необходимость статистического изучения туризма во многих стран мира обусловлена потребностью в достоверной информации о состоянии и развитии туристической отрасли и оценки ее вклада в ВВП. Показатели международного туризма являются источниками данных для разработки показателей платежного баланса и составления национальных счетов.

Крупнейшим поставщиком статистических данных по развитию туризма во многие странах мира является Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО), которая занимается вопросами устойчивого развития и доступного туризма. ЮНВТО предоставляет глобальные данные о туризме за несколько предыдущих десятилетий, отслеживая туристический сектор, включая международные туристические прибытия, отъезды и общие расходы.

ЮНВТО систематически собирает статистику туризма из стран и территорий по всему миру в обширную базу данных, представляющую собой наиболее полную

статистическую информацию, доступную в туристическом секторе. «Сбор статистических данных осуществляет через национальные организации по туризму и собственных экспертов, а также привлекают данные относительно полетов воздушного транспорта и его размещению» [5]. Статистика международного туризма состоит из двух основных разделов: статистика туристских потоков; статистика туристских доходов и расходов. Каждый раздел включает перечень основных показателей, разработанных Всемирной туристской организации (ВТО). Значительная часть показателей информативные и относительно легко измеряются.

В разделе «Статистика туристских потоков» основным показателем туристских потоков в международном туризме является количество / число прибытий (arrivals). «Под числом прибытий понимается количество зарегистрированных посетителей той или иной страны, которые не являются ее резидентами, за определенный промежуток времени (как правило, за год) [1].

Всех приезжающих можно разделить на однодневных посетителей и туристов (посетителей, которые находятся в стране назначения более одной ночи). Для оценки туристских потоков используют различ-

ные методы, что обуславливает расхождения в разных странах (табл. 1).

При измерении числа прибытий в международном туризме преимущество отдается учету на границе. Однако не все страны могут собирать такие данные. В данном случае вместо этих показателей могут

Международными туристами движут цели, которые в официальных документах и научной литературе классифицируются с разными подходами и критериями. По рекомендациям ВТО туристские цели объединены в несколько блоков для статистического учета: досуг, рекреация и отдых; посещение родственников и знакомых; деловые и профессиональные цели; оздоровление и лечение; поклонение религиозным святыням (паломничество); другие туристские цели [6].

Мотивы туристских поездок очень разнообразны. При этом, туристы, независимо от цели путешествия, объединены в одну категорию и противопоставлены всем тем, кто путешествует в поисках работы, то есть с целью осуществления деятельности, которая оплачивается из источников в дестинации. Отсутствие заработка в местах, куда направляются туристы (дести-нациях), является одним из главных признаков, который отличает туриста от других путешествующих. Критерий отсутствия заработка позволяет относить к туристам лиц, которые путешествуют с целью осуществления профессиональной деятельности, при условии, что эта деятельность не оплачивается из источников в де-стинации. К этой категории туристов, например, можно отнести людей, которые находятся в командировке, принимают участие в работе конференций, конгрес-

быть использованы другие. Поскольку турист за год может осуществить несколько путешествий или в течение одной поездки посетить несколько стран, фактическое количество туристов меньше числа прибытий.

сов, съездов, симпозиумов, семинаров и тому подобное.

Перевозка туристов от привычной среды к дестинации и в обратном направлении осуществляется пассажирским транспортом. Исходя из использования разных путей сообщения, пассажирский транспорт подразделяется на такие виды: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный. Все они используются туристами.

При изучении структуры международных туристских прибытий в разрезе стран и туристических регионов ВТО объединяют статистические данные в туристические макрорегионы мира [6].

В разделе «Статистика туристских доходов и расходов» включены стоимостные оценки туризма. На основе показателей данного раздела проводят изучение влияния развития туризма на национальную экономику (платежный баланс страны) и общее состояние индустрии туризма. Ключевым понятием в данном разделе являются туристские расходы, которые связанны с конечным потреблением товаров и услуг и отображаются в системе национальных счетов. «Туристские расходы -это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения» [2].

Таблица 1. Методы статистических наблюдений в сфере международного туризма [3]

Метод Особенности учета Страны применения

Учет на границе Осуществляется в форме опросов посетителей в контрольно-пропускных пунктах Алжир, Великобритания, Греция, Индия, Ирландия, Испания, Канада, США, Франция

Регистрация прибытий в местах размещения Количество принятых иностранных посетителей определяется на основе данных гостиничного сектора. Германия, Швейцария, Австрия, Нидерланды

Банковский метод Основывается на сборе банковскими учреждениями информации о валютных операциях, совершаемых иностранными туристами Франция, Германия и другие европейские страны

В соответствии с рекомендациями ВТО, «учету подлежат только те расходы однодневных посетителей и туристов, которые являются экономически значимыми. Их может осуществлять сам посетитель или от его имени любое другое физическое или юридическое лицо. Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и др., независимо от формы их

оплаты - наличностью, дорожными чеками, кредитными карточками или другим способом» [1]. На рисунке 1 представлены направления движения посетителя из страны происхождения в страну назначения для понимания экономической природы международных туристских расходов. Данные показатели формируются по единой методике и включают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств.

Рис. 1. Международные туристские доходы и расходы [6]

С целью унификации туристских расходов ВТО рекомендует объединять их в группы: «комплексные туры - наборы услуг, которые реализуются по единой цене без разбивки на составные элементы; размещение; питание; транспорт; рекреационные, культурные и спортивные товары и услуги, включая плату за вход в заведения культуры и отдыха, затраты во время поездки на покупку, ремонт и эксплуатацию спортивного инвентаря, оплату обучения отдельным видам спорта, непродолжительных экскурсий, а также услуг гидов; магазинные покупки; другие статьи расходов (страховые платежи, комиссионные сборы)» [6].

Отметим, что учет въездного туризма более поставлен и интересен статистически для страны, оказывающей туристские услуги, чем выездной туризм. Показатели статистики выездного туризма рассчитываются на основе средних расходов на поездку. Общий объем расходов на международный туризм в стране можно представить как произведение количества туристских поездок за границу на средние расхо-

ды на поездку для соответствующей группы стран. Показатель туристских отбытий, значения которого также часто отсутствуют в формах статистической отчетности, есть отношение расходов на международный туризм к средним расходам на поездку для соответствующей группы стран [1].

Подведем итог, статистика международного туризма использует разные формы сбора информации, а статистическое наблюдение осуществляться через отчетность или посредством специально проводимых обследований. Статистические данные Всемирной туристской организации, Всемирного совета по туризму и путешествиям, Конференции ООН по торговле и развитию являются основой для многих исследований в сфере международного туризма и дают возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма в пространстве и во времени. Правительственные учреждения используют статистическую информацию для финансирования инициатив по развитию туризма.

Библиографический список

1. Алексадрова А.Ю. Статистика туризма: учебник / А.Ю. Александрова, Е.А. Соболева, Д.А. Цапук, В.С. Новиков. - М.: Федеральное агентство по туризму. -2014. - 464 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/aleksandrova- st.htm.

2. Вавилова Е. В. Основы международного туризма: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 160 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zaochno-mgiit.do.am/10sem/vavilova- 1.pdf.

3. Вержуцкая Г.М. Статистические наблюдения как основа развития сферы туристских услуг в стратегической перспективе: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Г.М. Кержацкая; ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». - Москва, 2012. - 26 с.

4. Морозов М.А. Статистические исследования туристского рынка [Электронный ресурс]: учебник / М.А. Морозов, М.М. Морозов. - Москва: КноРус, 2022. - 193 с. - ISBN 978-5-406-09185-2.

5. Старкова Н.О. Особенности статистики туризма в России и мире / Н.О. Старкова, А С. Котова // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 12 (67). - С. 113-122.

6. Statistics and Tourism Satellite Account // UNWTO. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statistics.unwto.org.

INTERNATIONAL TOURISM STATISTICS

I.N. Butsenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.E. Gafarova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Russia, Simferopol)

Abstract. International tourism statistics allow us to assess the impact of tourism on economic growth, employment and the environment of countries around the world. Plays an important role in the analysis of international tourist flows and provides data sources for the development of balance ofpayments indicators and the compilation of national accounts. The purpose of the article is to emphasize the role of international tourism statistics, to highlight the features and specifics of measurement, collection, and the possibility of comparing statistical information in order to identify trends and patterns of tourism development in space and time.

Keywords: international tourism, UNWTO, statistics of tourist flows, statistics of tourist income and expenses, methods of statistical observations, motives and goals of tourist trips, inbound tourism, outbound tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.