Научная статья на тему 'Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири)'

Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2676
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / CHILDREN / CHILD CARE / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дунбинская Татьяна Ивановна

Статья является результатом изучения и обобщения обширного архивного материала по истории организации работы детских учреждений в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. В работе проведен статистический анализ количества детских учреждений по областям и в целом по Западно-Сибирскому региону, рассмотрены трудности, с которыми столкнулось общество при решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATISTICS OF EVACUATED AND LOCAL CHILDCARE FACILITIES IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE DATA OF WESTERN SIBERIA)

The article is the result of extensive research and compilation of data on the history of the childcare facilities organization in Western Siberia during the Great Patriotic war. The statistical analysis of the number of institutions on areas and, in general, in Western Siberian region, considered the difficulties faced by society in dealing with the organization of the evacuated and local childcare centres during the war was carried out in the article.

Текст научной работы на тему «Статистика эвакуированных и местных детских учреждений в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири)»

УДК 94(470)“19/...”

Т. И. Дунбинская

СТАТИСТИКА ЭВАКУИРОВАННЫХ И МЕСТНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

Статья является результатом изучения и обобщения обширного архивного материала по истории организации работы детских учреждений в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. В работе проведен статистический анализ количества детских учреждений по областям и в целом по Западно-Сибирскому региону, рассмотрены трудности, с которыми столкнулось общество при решении данной проблемы.

Ключевые слова: дети, детские учреждения, Великая Отечественная война.

В СССР уже в предвоенное время существовала достаточно разветвленная сеть детских учреждений, которая продолжала функционировать и в годы войны.

Все детские учреждения условно можно разделить на две группы:

1. Дошкольные учреждения, работавшие в основном под контролем наркомата здравоохранения.

2. Детские дошкольные и школьные учреждения, находившиеся под руководством наркомата просвещения.

К ведению наркомата здравоохранения относились детские дома ребенка, дома матери и ребенка, детские ясли и сады постоянного и сезонного типа, детские ясли и сады санаторно-курортного типа.

Народный комиссариат просвещения организовывал работу дошкольных и школьных детских домов, интернатов, школ и т. д.

Оба наркомата проделали большую работу по размещению и устройству на новом месте эвакуированных детских учреждений, сохранению и расширению сети старых. Как показывает статистика, число детских учреждений всех типов за годы войны значительно увеличилось (см. табл. 1) [1].

Таблица 1

Сеть детских учреждений СССР и РСФСР

Детские учреждения / регион 1941 1945

Дома ребенка

СССР 211 494

РСФСР 170 345

Детские ясли

СССР 13 135 18 865

РСФСР 11 199 12 590

Детские сады

СССР 14 300 более 25 тыс.

РСФСР 12 396 20 100

Детские дома

СССР 2 660 6 000

РСФСР 1 719 3 800

Причины увеличения числа детских учреждений были разные. Например, количество домов ребенка в начальный период войны возросло, конечно, из-за появления большого количества осиро-

тевших младенцев. В середине войны - в 1943 г. -количество этих детей несколько сократилось в результате естественных процессов: детей переводили в детские дома по достижении трехлетнего возраста, а в конечный период войны, видимо, появилось большое количество внебрачных детей, что сразу нашло отражение в статистике.

Увеличение же количества детских яслей и садов происходило из-за массового привлечения женщин на работу в промышленное и сельскохозяйственное производство. Известно, что до войны, несмотря на все общественно-политические изменения в советском государстве, тем не менее 70 % женщин вели традиционный для дореволюционной России образ жизни, оставались домохозяйками. В годы войны, когда основная часть мужского населения была отправлена на фронт, именно женщины заменили их на производстве, поэтому увеличение сети детских дошкольных учреждений было государственной проблемой, которую решали достаточно оперативно и целенаправленно.

Количество детских домов увеличивалось вследствие обычно весьма печальных обстоятельств: росло количество осиротевших либо потерявшихся во время войны и эвакуации ребят.

В соответствии с решением руководства страны непосредственную работу по размещению детских учреждений в восточных районах страны осуществлял наркомат просвещения СССР, а на местах, на территории Западной Сибири, наркомат просвещения РСФСР. Для улучшения работы наркомата просвещения РСФСР 17 июля 1941 г. был издан приказ, в соответствии с которым управления по дошкольному воспитанию и по детским домам объединялись в единое управление детских домов и дошкольных учреждений. Общее руководство школьным управлением, управлением детскими домами и детскими учреждениями, секретариатом наркомпроса, инспекцией при наркоме, специальным отделом и секретным отделом осуществлял нарком просвещения РСФСР В. Потемкин [2, л. 61].

Необходимо отметить, что в связи с тяжелым положением на фронте и перемещением части уч-

реждений из Москвы в другие города, некоторые структуры наркомпроса РСФСР были переведены в г. Киров. Кроме того, было произведено сильное сокращение штатов аппарата управления (на 72 чел.) [2, л. 65, 66]. Естественно, это не замедлило сказаться на эффективности работы наркомата.

Проблем было много: руководство наркомата было разбросано, разобщено, малочисленно, к тому же большое количество детских учреждений в оперативном порядке было эвакуировано и размещено фактически по всей Сибири, к этому следует прибавить крайне скудный материальный жилищный фонд восточного региона страны, отсутствие финансовых средств. Между тем детей необходимо было устроить в соответствии с санитарными нормами и правилами организации работы детских учреждений.

В силу сложности решения возникшей проблемы вопросы приема и размещения детей оказались в центре внимания партийных, советских, государственных органов власти, общественных организаций Западной Сибири.

Команду к началу какого-либо дела тогда давало партийное руководство. Так, бюро Омского обкома ВКП (б) провело 2 сентября 1941 г. заседание, на ко -тором обсуждался вопрос об устройстве детей, эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Было решено принять необходимые меры к организации приема и размещения прибывших детей. Эвакуированных детей разместили в Тобольском, Черлакском, Омутнинском, Ялуторовском районах. Уже в 1941 г. в область прибыло 16 эвакуированных детских учреждений, из них 14 детских дома, 2 детских сада смешанного типа, всего 2 207 детей [3, л. 5].

К весне 1942 г. область приняла еще 23 детских дома, 114 интернатов с общим количеством детей 1 600 чел. Для размещения детей были выделены, отремонтированы и оборудованы здания в 43 районах Омской области [4, л. 5-6]. Сведения о детях и учреждениях области представлены в табл. 2 [5].

Таблица 2

Сеть детских учреждений Омской области

Детские учреждения 1941 1945

Детские дома 32 на 3 400 мест 136 на 17 626 мест

Детские ясли 315 на 8 914 мест 151 на 6 231 место

Детские сады 319 на 14 484 мест 287 на 19 539 мест

Дома ребенка 3 на 270 мест 4 на 385 мест

Всего детских учреждений 669 на 27 068 мест 578 на 43 881 место

Из таблицы видно, что количество детских домов и число детей, содержащихся в них, увеличились почти в 5 раз; произошло укрупнение детских

садов постоянного типа и домов ребенка: общее количество этих учреждений сократилось, зато возросло количество мест в них; только число детских яслей постоянного типа сократилось с 315 до 151 - с 8 914 детей до 6 231, что было связано с падением рождаемости в начальный период войны и выделением из Омской области в самостоятельную Тюменской в 1943 г.

Всего за годы войны в Омскую область было эвакуировано 62 детских дома на 15 635 детей и было вновь открыто 26 детских дома [6], а общее число детских учреждений хоть несколько сократилось, зато увеличилась вместимость их - с 27 068 до 43 881 человека.

В Новосибирскую область в сентябре 1941 г. прибыло 1 360 детей, в октябре поступило еще 1 495 [7]. Дальше - больше, дети прибывали и в составе различных детских учреждений, и в составе семей, и индивидуально - всех их нужно было определить в детские дома, необходимо было устроить и местных осиротевших ребят. Сведения о детских учреждениях Новосибирской области представлены в табл. 3 [8].

Таблица 3

Сеть детских учреждений Новосибирской области

Детские учреждения 1941 1945

Дома ребенка 10 на 942 места 3 на 135 мест

Детские ясли 416 на 19 180 мест 170 на 5 093 места

Детские сады 161 на 6 431 место 129 на 6 335 мест

Детские дома 39 на 4 936 мест 80 на 7 471 место

Всего детских учреждений 626 на 31 484 места 382 на 19 034 места

На первый взгляд кажется, что сеть детских учреждений Новосибирской области существенным образом сократилась, но это не так, достаточно вспомнить, что из состава Новосибирской области в 1943-1944 гг. выделились в самостоятельные Томская и Кемеровская области. Чтобы сравнить в сопоставимых границах, объединим детские учреждения Кемеровской, Томской и Новосибирской областей и получится, что дома ребенка по количеству учреждений и размещенному в них контингенту остались на прежнем (довоенном) уровне - 9 на 895 ребят, количество детских яслей увеличилось до 456 на 20 989 мест; а количество детских садов возросло более чем в четыре раза - до 553 на 34 635 чел.; приблизительно в три раза увеличилось количество детских домов - до 130 на 12 971 место (см. далее табл. 3, 5, 6).

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 3 июля 1941 г. «О расширении детских домов и

детских садов в связи с новым приемом детей лиц, мобилизованных в ряды Красной Армии», Алтайский крайсовет разработал план размещения дополнительного контингента детей в детские сады на 1000 чел., в том числе в круглосуточные группы на 100 детей. В 18 районах края было решено открыть новые детские сады на 445 чел., 555 детей разместить в существовавших тогда детских садах за счет их расширения. Кроме того, предусматривалось осуществить план размещения дополнительного контингента детей в детских домах на 800 чел: решено было открыть 3 новых детских дома на 470 детей, остальной контингент - 330 детей разместить в существовавших детских домах [9]. Обстановка военного времени постоянно вносила коррективы, так как эвакуированные детские учреждения все прибывали и прибывали. Так, 16 и 18 августа 1941 г. на заседании Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся рассматривался вопрос о размещении прибывающих в край еще 9 детских домов с контингентом 1 700 чел. [10].

Остро встал вопрос о финансировании. Крайисполком принял решение о сокращении расходов по финпланам хозорганов местного подчинения из бюджета края на 1941 г. Высвободившиеся деньги направлялись в основном на развертывание дополнительной сети детских садов и детских домов: детским садам было передано 1 174 800 руб., а детским домам - 2 127 200 руб. [11]. Несмотря на внушительность, на первый взгляд, этих сумм, денег было ничтожно мало.

К октябрю 1942 г. в Алтайский край прибыло 43 детских дома с контингентом 5 070 чел. Дети прибывали из Киева, Калинина, Смоленска, Ростова, Крыма, Днепропетровска, Орджоникидзе, Поволжья, Грозного, Ленинграда и других городов и населенных пунктов страны [11].

О многом говорит справка, представленная на заседание бюро Алтайского крайкома партии от 18 ноября 1942 г. В ней отмечалось, что за период войны в Алтайский край прибыло по системе нар-компроса 9 240 детей, размещенных в 46 детских домах и 26 детских садах, 1 512 детей системы наркомздрава и 52 ребенка-инвалида по наркомсо-бесу, всего 10 804 ребенка [12]. Сведения о детских учреждениях края представлены в табл. 4 [13].

Таким образом, виден рост количества детских учреждений и мест в них. Жизнь продолжалась, несмотря на то, что шла война. В Алтайский край было эвакуировано много промышленных предприятий, учреждений, люди вступали в брак, рожали детей, этим и объясняется увеличение количества детских учреждений и мест в них. Значительное увеличение числа детских домов - почти в 2.5 раза - происходило из-за появления большого количества осиротевших по вполне понятным причинам детей.

Таблица 4

Сеть детских учреждений Алтайского края

Детские учреждения 1941 1943 1945

Дома ребенка 8 на 730 мест 11 на 815 мест 11 на 870 мест

Детские ясли 198 на 5 919 мест 210 на 7 086 мест 193 на 7 492 места

Детские сады 161 на 6 431 место 215 на 11 717 мест 312 на 16 199 мест

Детские дома 56 на 5 142 места 107 на 11 086 мест 127 на 14 090 мест

Всего: 423 на 18 222 места 543 на 30 704 места 643 на 38 651 место

Кемеровская область входила в состав Новосибирской до 1943 г., и приемом эвакуированных детей и развертыванием сети детских учреждений занималось еще новосибирское руководство. К 1943 г. на территории новой области насчитывался 21 эвакуированный детский дом с общим количеством детей - 6 121 ребенок [14]. Общие сведения о детских учреждениях Кемеровской области содержатся в табл. 5 [15].

Таблица 5

Сеть детских учреждений Кемеровской области

Детские учреждения 1941 1943 1945

Дома ребенка 3 на 225 мест 3 на 225 мест 3 на 310 мест

Детские ясли 201 на 9 078 мест 223 на 13 230 мест 215 на 12 506 мест

Детские сады 244 на 11 078 мест нет сведений 333 на 22 900 мест

Детские дома 20 нет сведений 48 нет сведений 50 на 6 500 мест

Всего (по неполным данным): 468 на 20 371 место 274 на 13 455 мест 601 на 42 216 мест

В данной таблице также можно выделить рост числа детских учреждений. Более чем в 2 раза увеличилось число детских домов, количество мест в детских садах в 2 раза, детских яслей - на треть.

Томская область выделилась в самостоятельную единицу в 1944 г. До того организатором дела приема эвакуированных детских учреждений выступало новосибирское руководство, хотя исполнителем оставался Томский горсовет. Уже 17 июля 1941 г. исполкомом Томского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение об увеличении контингента в детских домах и садах.

Была утверждена дополнительная сеть детских домов с контингентом 1 000 чел. И детских садов -20 на 1 000 мест, в том числе круглосуточных на 100 мест [16]. Сведения о детских учреждениях Томской области представлены в табл. 6 [17].

Таблица 6

Сеть детских учреждений Томской области

Детские учреждения 1941 1943 1945

Дома ребенка - 1 на 250 мест 3 на 350 мест

Детские ясли - Нет сведений на 1 875 мест 71 на 3 590 мест

Детские сады - Нет сведений на 4 095 мест 91 на 5 400 мест

Детские дома 55 на 7 282 места Нет сведений Нет сведений

Всего (по неполным данным): 55 на 7 282 места Нет сведений на 6 220 мест 165 на 9 340 мест

Таким образом, и в Томской области видно увеличение количества детских учреждений. Особенно выросло количество мест в детских яслях - в 2 раза, существенным было увеличение детских садов и домов ребенка.

В Тюменской области, как следует из справки обкома комсомола в бюро обкома ВКП (б), в 1943 г. имелось 13 эвакуированных детских домов и интернатов из Ленинграда, 3 московских детских дома, 9 дошкольных детских домов, 17 смешанных детских домов и 2 школы для глухонемых из других областей страны [18]. Общие сведения о детских учреждениях области содержатся в табл. 7 [19].

Таблица 7

Сеть детских учреждений Тюменской области

Детские учреждения 1941 1943 1945

Дома ребенка - 4 на 320 мест 4 на 375 мест

Детские ясли - 217 на 9 542 места 192 на 6 787 мест

Детские сады - - 226 на 13 700 мест

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детские дома - 114 на 13 520 мест 94 на 11 327 мест

Всего (по неполным данным): - 335 на 24 382 места 514 на 32 189 мест

Изученные архивные материалы позволили произвести подсчет числа детских учреждений и количества детей в них в целом по всему ЗападноСибирскому региону.

Как видим, количество детских учреждений за годы войны не только не сократилось, а увеличи-

лось, что соответствует общим процессам, имевшим место как в стране, так и в Российской Федерации. Только в детских яслях наблюдается некоторое сокращение учреждений и мест в них. Это было связано с падением рождаемости в начальный период войны. Количество же других детских учреждений существенно увеличилось. Более всего увеличилось количество детских домов, значит, количество осиротевших детей.

Таблица 8

Детские учреждения Западной Сибири

Детские учреждения 1941 1945

Дома ребенка 24 на 2 167 мест 28 на 2 425 мест

Детские ясли 1 134 на 48 661 место 992 на 31 699 мест

Детские сады 1 003 на 39 424 места 1 378 на 84 073 места

Детские дома 202 на 20 760 мест 487 на 57 014 мест

Всего в Западной Сибири 2 363 на 111 012 мест 2 885 на 175 811 мест

В начале сентября 1941 г. наркомат просвещения РСФСР направил письмо наркоматам просвещения автономных республик, заведующим краевым (областным) отделам народного образования, в котором предложил в период с 25 сентября по 15 октября провести однодневные районные совещания дошкольных работников. Эти совещания должны были определить задачи работы детских учреждений в условиях военного времени [20].

Одновременно наркомат просвещения осуществлял контроль над работой районных, городских и областных отделов народного образования на местах. Так, итоги проверки, предпринятой наркоматом просвещения в октябре 1941 г., показали, что размещение и обслуживание эвакуированных детей, например, в Омской области организовано плохо. Особенно отличился в плохую сторону Омский облоно, который к моменту проверки не знал даже о положении дел в детских домах. После обследования комиссией наркомата просвещения РСФСР выяснилось, что помещения, в которых размещали детей, не оборудованы, не обеспечены топливом. Из-за нехватки педагогических кадров на должность воспитателей и руководящих работников назначали случайных людей, которые часто не любили детей и шли работать в детские учреждения из корыстных соображений [21]. Облоно было предложено обратить внимание на указанные недостатки и срочно устранить их, а негативный опыт выделенной области широко использовался в циркулярных письмах наркомата при организации работы детских учреждений в других областях.

Для наведения порядка в детских учреждениях необходимо было организовать хотя бы элементар-

ный контроль. Поэтому 23 декабря 1941 г. наркомат просвещения РСФСР издал приказ об организации учета учреждений и детей в них. Было приказано выработать единую форму отчетности и порядок хранения имущества учреждений [21]. (Забегая вперед, отметим, что единая форма отчетности так и не была разработана, отсутствие ее существенно затрудняет исследование данного вопроса). На каждого ребенка предлагалось завести личное дело.

Тяжелое положение детских учреждений не изменилось и к весне 1942 г.; СНК РСФСР в своем постановлении от 24 февраля 1942 г. № 141 отмечал неудовлетворительное выполнение рядом областей и автономных республик постановления СНК РСФСР от 4 сентября 1941 г. об обслуживании детей, эвакуированных из прифронтовых областей на восток страны. По-прежнему многие эвакуированные детские учреждения размещались в неприспособленных и плохо подготовленных к зимним условиям помещениях. Снабжение детей продуктами питания, одеждой и обувью было в большинстве случаев неудовлетворительным. Многие отделы народного образования не подобрали и не утвердили директоров эвакуированных детских домов и интернатов, не обеспечили учреждения квалифицированными воспитателями и педагогическими кадрами, в результате чего в ряде интернатов и детских домов продолжали работать случайные, неподготовленные лица.

Наркомат просвещения РСФСР приказал наркоматам просвещения автономных республик, край(обл)оно, облоно, на территориях которых имелись эвакуированные детские учреждения, прежде всего разработать планы ремонта помещений и обеспечения их необходимой мебелью и инвентарем. Органы образования должны были организовать в детских учреждениях бани с небольшими дезинфекционными камерами, обеспечить все детские учреждения топливом, организовать производство детской одежды и обуви на предприятиях местной промышленности. Подчеркивалась необходимость установить контроль за бесперебойным снабжением детских учреждений продуктами питания и первоочередным финансированием. Кроме этого, наркомат просвещения РСФСР потребовал совместно с финансовыми органами в

двухмесячный срок привести в порядок состояние денежной и продуктовой отчетности во всех интернатах и детских домах, а также проверить хранение продуктов питания и имущества [22].

Кроме того, народный комиссариат просвещения РСФСР постановил в двухдекадный срок подобрать и утвердить директоров эвакуированных детских домов и интернатов, укомплектовать полностью эти учреждения воспитателями и педагогами, обеспечить детские учреждения учебниками, тетрадями, учебными пособиями, игрушками и т. д.

Было решено ввести в практику проведение ежемесячных педагогических кустовых совещаний. Наркомат просвещения РСФСР для организации постоянного контроля постановил: заведующим краевых, областных отделов народного образования совместно с городскими и районными организовать заслушивание отчетов директоров детских учреждений. Подчеркивалась необходимость создания при всех детских домах и школьных интернатах производственных мастерских и подсобных хозяйств.

Наркомат предлагал добиваться через органы здравоохранения во всех районах, где размещено в интернатах не менее 500 эвакуированных детей, выделения специального врача - инспектора по наблюдению за медико-санитарным обслуживанием эвакуированных детских учреждений, а также медсестер во всех интернатах с числом детей более 100 [23].

Однако существенного улучшения положения детских учреждений долгое время не наблюдалось, и наркомат просвещения РСФСР вновь и вновь обращался к решению проблемы по обеспечению эвакуированных и местных детских учреждений всем необходимым. Только к концу войны можно отметить некоторые положительные изменения: постепенно стало улучшаться снабжение детских учреждений продуктами питания (освободили сельскохозяйственные районы страны от немецких оккупантов), одеждой, обувью (за счет организации производства детских вещей на предприятиях местной промышленности). Местные руководители взяли под достаточно жесткий контроль работу всех детских учреждений, организовали помощь общественности, только таким образом смогли организовать решение детской проблемы в регионе.

Список литературы и источников

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 8009. ОП.6. Д. 746. Л. 5; Д. 1265. Л. 7; Д. 747. Л. 5; Д. 1266. Л. 5; Д. 1384. Л. 15; Александрова Г. И. Коммунистическая партия - организатор всенародной заботы о детях, оставшихся без родителей в годы Великой Отечественной войны. Иваново, 1977. С. 93; Синицин А. М. Забота о беспризорных и безнадзорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. № 3. С. 20-29.

2. ГАРФ Ф. 2306. Оп. 70. Д. 1368.

3. Казенное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (КУОО ИАОО) Ф. П-17.ОП. 7. Д. 116.

4. КУОО ИАОО Ф. П-17.ОП. 17. Д. 43.

5. КУОО ИАОО Ф. П-14. ОП. 3. Д. 267. Л. 10; ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 599. Л. 4,5; ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1450. Л. 36; КУОО ИАОО Ф. 4.

ОП. 12. Д. 9. Л. 68; ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 1330. Л. 6; ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1488. Л. 34.

6. КУОО ИАОО Ф. П-14. ОП. 3. Д. 267. Л. 10.

7. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО) Ф. 1366. ОП. 1. Д. 91. Л. 40.

8. ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 598. Л. 4-6; Д. 1302. Л. 6; Д. 1333. Л. 6; ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1450. Л. 36; ГАНО Ф. Р-1366. ОП. 1. Д. 91. Л. 40-

45; ГАНО Ф. П-4. ОП. 8. Д. 292. Л. 14.

9. Краевое государственное учреждение «Государственный архив Алтайского края» (КГУ ГААК) Ф. Р-834. ОП. 1. Д. 104. Л. 164.

10. КГУ ГААК Ф. Р-834. ОП. 1. Д. 115. Л. 42; Ф. 726. ОП. 1. Д. 174. Л. 168.

11. КГУ ГААК Ф. Р-834. ОП. 1. Д. 115. Л. 73, 74.

12. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф. 17. ОП. 43. Д. 58. Л. 215.

13. ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 580. Л. 4-5; Д. 921. Л. 6; Д. 1302. Л. 5-6; ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1450. Л. 22; Д. 1488. Л. 34; КГУ ГААК Ф. 834.

ОП. 1. Д. 183. Л. 286.

14. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО) Ф. П-126. ОП. 1. Д. 9А. Л. 14-15.

15. ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 778. Л. 6; Д. 934. Л. 6; Д. 1321. Л. 6; ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1488. Л. 34; ГАКО Ф. П-126. ОП. 1. Д. 56. Л. 33.

16. Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. Р-430. ОП. 1. Д. 745. Л. 8.

17. Лихоманов М. И., Позина Л. Т., Финогенов Е. И. Партийное руководство эвакуацией в первый период Великой Отечественной войны. Л.,

1985. С. 72; ГАНО Ф. Р-80. ОП. 1. 749. Л. 42; ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 1344. Л. 6; Центр хранения документации новейшей истории Томской области (ЦХДНИТО) Ф. П-80. ОП. 3. Д. 274. Л. 4; ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1488. Л. 34.

18. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГУТО ГАТО) Ф. П-1444. ОП. 1. Д. 64. Л. 46.

19. ГУТО ГАТО Ф. П-124. ОП. 4. Д. 189. Л. 100; Д. 195. Л. 19; ГАРФ Ф. 8009. ОП. 6. Д. 1107. Л. 6; Д. 1347. Л. 6.

20. ГАРФ Ф. 2306. ОП. 70. Д. 1368. Л. 108.

21. Там же. Д. 2675. Л. 13-14.

22. Там же. Д. 1407. Л. 14-15.

23. Там же. Л. 16-17.

Дунбинская Т. И., кандидат исторических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 01.12.2011.

T. I. Dunbinskaya

THE STATISTICS OF EVACUATED AND LOCAL CHILDCARE FACILITIES IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON THE DATA OF WESTERN SIBERIA)

The article is the result of extensive research and compilation of data on the history of the childcare facilities organization in Western Siberia during the Great Patriotic war. The statistical analysis of the number of institutions on areas and, in general, in Western Siberian region, considered the difficulties faced by society in dealing with the organization of the evacuated and local childcare centres during the war was carried out in the article.

Key words: children, child care, the Great Patriotic War.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.