Статистика экономической преступности в России: проблема невозможности адекватной оценки величины регионального теневого потока
Economic Crime Statistics in Russia: The Impossibility of Regional Shadow Cash Flow Volumes' Adequate Assessment
УДК 343.973:311.3
Фалинский Илья Юрьевич
докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук 190121, Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1
Falinskiy Il'ya Yur'evich
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Repina Sq. 1, St. Petersburg, Russian Federation, 190121
Цель. Обосновать необходимость правильной трактовки последствий нанесенного ущерба экономике страны с помощью экономико-правовых ограничений и запретов для принятия адекватных управленческих решений по противодействию угрозам экономической безопасности.
Задачи. Пересмотреть процедуру расчета регионального теневого потока с точки зрения имеющихся исходных данных, а не методологии.
Материалы и методы. Статистической базой исследования послужила информация об экономической преступности, которая представляется в Главный информационно-аналитический центр МВД России.
Результаты. Выдвинута гипотеза о необходимости пересмотра требований, предъявляемых к публикуемой статистике об экономической преступности в России. Обобщены принципы государственного статистического учета преступлений в сфере экономики, согласно Положению о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений. Проведен сравнительный анализ кратких обзоров МВД России и имеющихся отчетных данных из статистических карточек правоохранительных органов по учету преступлений. Обосновано утверждение, что создание теневого потока неразрывно связано с совершением ряда экономических преступлений. Предложены формулы расчета величины нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности. Основным показателем официальной статистики по экономическим преступлениям предложено сделать установленный размер материального ущерба с обязательной расшифровкой его структуры (вида деятельности, дохода, налога и т. п.).
Ключевые слова: экономическая преступность, региональный теневой поток, статистика, материальный ущерб, экономические преступления, статистические карточки учета преступлений
Aim. To substantiate the damage done to the country's economy through economic and legal restrictions that inhibit managerial decisions thus preventing threats to economic security.
Tasks. To revise tregional shadow cash flow assessment procedure by considering the perspective of available source data rather than methodology.
Materials and methods. Data on economic crime provided by the Main Information and Analysis Center of
the Russian Federation Ministry of Internal Affairs were considered as the research's statistical base.
Results. A hypothesis was proposed concerning the need to revise the economic crime statistics published in Russia. The principles of economic crime's governmental statistical recording were summarized according to the Regulations on the Uniform Procedure for Criminal Case Registration and Crime Reporting. A comparative analysis of the Russian Ministry of Interior's summaries and the available reported data from crime-reporting legal bodies was conducted. It was substantiated that a shadow cash flow formation is inexorably associated with the number of economic crimes being committed. Formulas for calculating the volume of illegally created cash flow funding shadow activities were proposed. We propose to make the fixed measure of financial damage with mandatory interpretation of its structure (type of activity, income, tax, etc.) the main indicator of official economic crime statistics.
Keywords: economic crime, regional shadow cash flow, statistics, financial damage, economic crimes, statistical crime record cards
Экономическая преступность в России как показатель теневой экономики на протяжении многих десятилетий является объектом пристального внимания отечественных экономистов — ученых и практиков. Не поддается сомнению тот факт, что создание теневого потока неразрывно связано с совершением экономических преступлений.
Формирование взаимосвязей между легальными и теневыми хозяйствующими субъектами приводит к возникновению экономических обязательств, невыполнение которых и является, по своей экономико-правовой сути, совершением правонарушения. Так, невыполнение обязательств по уплате налогов и законодательно установленных сборов является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за которое установлена в Уголовном кодексе РФ [1]. Если рассматривать неуплату налогов как следствие, то предшествовать этому может осуществление фиктивного предпринимательства [2; 3], создание спроса для субъектов (организаторов) незаконной банковской деятельности [4]. Нелегальное предпринимательство может быть связано с различного вида мошенничеством, направленным на извлечение теневого дохода или получение нелегитимной экономической выгоды.
Все выше перечисленное является незаконным и наносит вред экономической системе страны, нарушает ее структурную целостность и снижает устойчивость к негативным факторам. Очевидно, что теневая экономическая деятельность не могла бы существовать с теоретической точки зрения без экономико-правовых ограничений и запретов, поэтому логично предположить, что именно правильная
<
о.
ш ©
О
о; <
с! ш 0.
I
О со О
0
с
1 S
е
< трактовка последствий в виде нанесенного ущерба ^ экономике страны является важной задачей для при-о нятия адекватных управленческих решений по проти-
< водействию угрозам экономической безопасности. н В связи с этим необходимо уделить особое внимание
формированию статистических данных об экономией ческих последствиях при совершении тех или иных ^ преступлений и при необходимости разработать ме-со ры по повышению качества структуры и содержания о публикуемых статистических отчетов о преступности
< в сфере экономики.
Необходимость переориентирования направления е научных исследований с теоретических положений на практическую составляющую подтверждается разнообразием методов оценки теневой экономики. Отечественными и зарубежными экономистами разработаны и апробированы расчеты вероятной величины регионального теневого потока на основе отдельных статистических показателей и коэффициентов, мультипликаторов и рейтингов.
На федеральном уровне до сих пор не утверждена единая базовая методология расчета масштабов теневой экономики. Это еще раз доказывает тот факт, что оценка теневой экономики является неразрешенной задачей. При этом с развитием информационных технологий и внедрением новых способов сбора статистических показателей действующие методологические положения по оценке скрытой (неформальной) экономики Госкомстата [5] также нуждаются в переработке.
Продолжающиеся споры об эффективности применения тех или иных методологических подходов предопределяют разработку новых путей решения данной проблемы. На каждом витке технологического прогресса предпринимается попытка унифицировать и усовершенствовать расчеты экономических последствий, пути обнаружения потенциальных угроз экономической безопасности, но теневая экономика продолжает существовать, а величина теневого потока принимает вероятное значение.
Таким образом, напрашивается очевидный вывод — необходимо пересмотреть процедуру расчета регионального теневого потока с точки зрения имеющихся исходных данных, а не методологии, которая на сегодняшний момент имеет сложную, иерархическую структуру и вариативность решения.
В. Ю. Буров в своих исследованиях делает попытку разработать методики оценки теневого сектора в сфере малого предпринимательства. Им изучены данные об экономических преступлениях с вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса. В своей докторской диссертации он проводит анализ более 300 предприятий в сфере торговли, более 60 сельскохозяйственных предприятий, более 40 организаций промышленности и более 80 строительных компаний Забайкальского края [2]. При этом автор отмечает, что проблема недостаточности статистических данных является одной из основных и проведение анализа сектора малого предпринимательства не может быть основано только на данных Федеральной службы государственной статистики, что требует дополнительного проведения эмпирических исследований,экспертных оценок.
Другими отечественными учеными анализируется статистика регионов, проводится диагностика в целом по стране, выявляются отличительные признаки региональных теневых экономик. Но все они сталкиваются с одной и той же проблемой — недостаточностью открытых статистических данных. При этом независимо
от решаемых задач основной целью их экономико-правовых научных изысканий является разрешение главного вопроса о масштабах теневого сектора, его адекватной оценки в сложившейся экономической ситуации в стране.
В настоящее время действует совместный приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России, в котором установлены требования к ведению единого учета преступлений [6]. При соблюдении принципов единообразия регистрации и учета, системности и полноты отражения статистических данных утверждены:
• типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях;
• положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений;
• инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов;
• статистические карточки.
Данным Приказом также определено, что вся статистическая информация об экономической преступности представляется в Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России).
Ниже кратко изложены принципы государственного статистического учета преступлений в сфере экономики, согласно Положению о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, а именно:
• во-первых, установлен единый порядок учета экономических преступлений для всех органов, осуществляющих процедуры дознания, предварительного следствия и судебного производства по уголовным делам;
• во-вторых, определены основные объекты учета — факт преступления, привлекаемое за совершение экономического преступления лицо, реквизиты уголовного дела, сумма причиненного материального ущерба, потерпевшая сторона, принятое судебное решение по делу;
• в-третьих, экономические преступления подлежат учету на основе юридической квалификации по конкретной статье УК РФ;
• в-четвертых, размер материального ущерба устанавливается по обвинительному заключению (акту), утвержденному прокурором.
Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов определены учетные сведения об экономическом преступлении.
Установлено, что в статистических карточках должна содержаться следующая информацию об экономическом преступлении:
• на выявленное преступление (форма № 1);
• о результатах расследования преступления (форма № 1.1);
• на лицо, совершившее преступление (форма № 2);
• о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4).
При заполнении статистических карточек об экономическом преступлении следует использовать разрабатываемые ГИАЦ МВД России справочники:
• справочник № 1 — Классификатор видов экономической деятельности;
• справочник № 11 — Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов и др.
Если правонарушение имеет экономическую направленность, то заполняется следующая информация:
• отражается организационно-правовая форма экономического субъекта, вовлеченного в правонарушение (справочник № 11);
• указывается вид экономической деятельности, осуществляемой при совершении правонарушения (справочник № 1);
• указываются сведения о форме собственности, в отношении которой совершено правонарушение;
• указывается сфера деятельности, связанная с правонарушением (справочник № 15):
• указывается установленная сумма материального ущерба по всем преступлениям в рамках одного уголовного дела.
Кроме того, в статистических карточках учета указываются сведения об установленной сумме материального ущерба с отражением суммы сокрытого дохода, суммы неуплаченного налога и иных обязательных платежей и т. п.
Указанные выше требования к статистическим данным о совершенных экономических преступлениях позволяют сделать вывод о качестве представляемых отчетных данных.
Путем анализа сведений из статистических карточек профильных подразделений ОВД должна складываться реалистичная картина экономической преступности. Учет преступлений в разрезе осуществляемой экономической деятельности субъекта преступления или предприятия, путем создания или управления которым извлечена нелегальная экономическая выгода, должен позволить оценить величину регионального теневого потока с минимальной вероятностью ошибки.
Так должно быть, но, к сожалению, содержание публикуемых статистических данных составляют обобщенные сведения учета, которые зачастую не пригодны для качественного анализа теневой экономики и могут лишь отразить общую картину. В итоге сложности в идентификации проблемных зон экономической безопасности, ограниченность открытых статистических данных и желание повысить полезность от проводимых статистических исследований приводят к искажению существующих экономических реалий. Выдвигаемые гипотезы подтверждаются сведениями из закрытых источников, и возможность проверить достоверность полученных результатов сводится к нулю.
Основным источником статистических данных об экономической преступности является официальный сайт Министерства внутренних дел РФ.
К сожалению, на этом официальная статистика заканчивается. Иные статистические данные предполагается получать из отдельных отчетов различных подразделений ОВД РФ, Следственного комитета или иных федеральных служб и ведомств, которые предоставляют нужную информацию для исследования теневого потока только по официальному запросу.
В результате возникает разрыв между теоретическими предположениями и фактами хозяйственной жизни теневых хозяйствующих субъектов. Вероятностные расчеты приводят к ошибочным выводам и в конечном итоге неадекватным управленческим решениям. Предлагается пересмотреть подход к официальной статистике и придать публичность статистическим отчетам отдельных подразделений ОВД РФ, что значительно повысит качество информации об экономической преступности и увеличит реалистичность оценки регионального теневого потока.
В качестве доказательства несостоятельности открытых статистических данных об экономической преступности проведен сравнительный анализ кратких
обзоров МВД России и имеющихся отчетных данных <
из статистических карточек формы 1-А р.4. ^
Согласно официальной статистике МВД России, о
в 2010 г. правоохранительными органами всего вы- <
явлено 276 400 преступлений экономической на- ^
правленности. Материальный ущерб от указанных Е^
преступлений (по оконченным уголовным делам) £
составил 176,42 млрд руб. [4]. В 2011 г. правоохра- ^
нительными органами всего выявлено 202 500 пре- ш
ч о
ступлений экономической направленности. Матери- о альный ущерб от указанных преступлений (по окон- < ченным уголовным делам) составил 160,71 млрд ^ руб. [7]. В 2012 г. правоохранительными органами е всего выявлено 173 000 преступлений экономической направленности. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 144,85 млрд руб. [8].
В 2013 г. правоохранительными органами всего выявлено 141 200 преступлений экономической направленности. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 229,86 млрд руб. [9]. В 2014 г. правоохранительными органами всего выявлено 107 300 преступлений экономической направленности. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 194,56 млрд руб. [10]. Такие же данные содержатся в статистических карточках правоохранительных органов. Расхождения появляются при расшифровке налоговых преступлений. Существенным фактором выступает отсутствие в открытой официальной статистике данных о причиненном материальном ущербе, который выявлен по отдельным категориям экономических преступлений или статьям УК РФ.
Конечно, необоснованно утверждать, что выявленная сумма ущерба и является величиной регионального теневого потока по конкретному направлению — сфере теневой деятельности. Но логически верно строить обоснованные гипотезы о величине созданной нелегальной экономической выгоды, которую намеревались извлечь субъекты экономического преступления. Именно данные о материальной составляющей посягательства на экономическую безопасность являются исходными для адекватной оценки теневого сектора.
Величина создаваемого регионального теневого потока должна оцениваться по выявленным суммам нелегального дохода, перераспределения экономической выгоды и другим факторам преступления. Все эти сведения должны быть общедоступны и открыты, в противном случае желаемые последствия могут выдаваться за действительные факты. В силу специфики экономических исследований делается невозможным перепроверить данные проводимых аналитических расчетов. В конечном итоге возрастает вероятность фальсификации результатов и принятие управленческих решений, не соответствующих сложившейся экономико-правовой реальности.
Создание теневого потока неразрывно связано с совершением целого ряда экономических преступлений, а именно по следующим статьям УК РФ.
Статья 172 «Незаконная банковская деятельность» УК РФ
Организаторы незаконной банковской деятельности используют следующую схему1: «В период с 01.09.2009 по 08.04.2014 на территории Санкт-Петербурга, фи-
1 Из заключений экспертов-экономистов 13 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
гуранты уголовного дела /ФИО скрыто/ совместно с иными неустановленными лицами, получили из неустановленных источников, расположенных как на территории Санкт-Петербурга, так и за его пределами, наличные денежные средства, которые доставлялись и аккумулировались в помещениях „нелегального банка", где распределялись и передавались соучастниками клиентам или их представителям, ранее направлявшим по заявкам в безналичной форме денежные средства для обналичивания на счета управляемых фигурантами уголовного дела и иными неустановленными лицами, более 20 фиктивных коммерческих организаций.
Фигуранты уголовного дела неоднократно принимали решение о смене местонахождения „нелегального банка", для чего они арендовали жилые и нежилые помещения, в том числе по различным адресам Санкт-Петербурга, и предоставляли исполнителям для мобильной связи различные абонентские номера телефонов и непосредственно аппараты, а также использовали факсимильную связь и программное обеспечение для связи через сеть „Интернет".
Таким образом, в период с 01.09.2009 по 08.04.2014 фигуранты уголовного дела и иные неустановленные лица осуществили незаконную банковскую деятельность (банковские операции) без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, а именно осуществляли переводы денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, при этом извлекли доход в размере не менее 5% от общей суммы поступивших денежных средств, в сумме не менее 88 552 878,94 рублей.
Кроме этого, участники преступной схемы в проведении незаконных банковских операций использовали более 10 фиктивных организаций, которые были полностью им подконтрольны.
Вместе с тем следствием установлено, что денежные средства аккумулировались в единой кассе „нелегального банка" и выдавались „клиентам" в наличной форме, в сумме ранее зачисленных безналично на расчетные счета подконтрольных организаций, а также по перечислению денежных средств на расчетные счета иных организаций, за вычетом комиссии, которая составляла не менее 5%».
Вывод — сумма извлеченного дохода от незаконной банковской деятельности является величиной, определяющей созданный региональный теневой поток от «клиентов» к получателям денежных средств. При условии того, что установленная сумма вознаграждения за оказание услуг субъектами незаконной банковской деятельности варьируется от 3,5 до 7%, достоверно можно утверждать, что величина нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности, может быть определена по формуле:
SMS,
MD„
bank
AC
(1)
где SMSbank (shadow money supply) — величина нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности, определенная по незаконной банковской деятельности;
MDb
(material damage) — материальный ущерб
от незаконной банковской деятельности, руб.; ACb
(average commission) — усредненная величина вознаграждения (комиссии) за оказание банковских услуг нелегальным банком, %.
Статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и(или) сборов с организации» УК РФ (в частности НДС) Схема преступления выглядит следующим образом1: «В период с 17.01.2009 по 15.03.2014 на территории Санкт-Петербурга фигурант уголовного дела /ФИО скрыто/, являясь соучредителем, генеральным директором и главным бухгалтером коммерческой организации ООО „Фигурант" /наименование скрыто/, находясь в офисе 506 данной организации, осуществлял, в указанный период времени, договорные отношения с ООО „Фиктивный посредник" /наименование скрыто/ — организацией, фактически не осуществляющей какой-либо предпринимательской деятельности.
По договору № 1/05 от 17.01.2009, на расчетный счет ООО „Фиктивный посредник», в виде предоплаты, частичной оплаты за выполнение строительно-монтажных работ на объектах ООО „Фигурант", расположенных в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области, перечислялись денежные средства. Фактически же, за период с 17.01.2009 по 15.03.2014, каких-либо работ ООО „Фиктивный посредник" не производилось.
Фигурантом уголовного дела, либо, по его указанию, неустановленными лицами были сформированы документы (сметы, договоры субподрядов, договоры генеральных подрядов, акты выполненных работ) о выполнении СМР работ, которые фактически были выполнены силами и за счет собственных средств ООО „Фигурант". В результате, за указанный период времени, вышеуказанным способом, с расчетного счета ООО „Фигурант" было израсходовано денежных средств на общую сумму 477 606 800 рублей.
Таким образом, фигурант уголовного дела, являясь генеральным директором ООО „Фигурант", заключил ряд договоров на выполнение строительных работ с ООО „Фиктивный посредник". В адрес данной организации были перечислены денежные средства за выполненные работы. НДС по данным перечислениям, согласно полученным декларациям, был принят ООО „Фигурант" к вычету».
Вывод — сумма налогового вычета по НДС, задекларированная в налоговой декларации по фиктивным хозяйственным операциям, которые фактически никем не выполнялись, является величиной, определяющей созданный региональный теневой поток от налогоплательщика к получателям денежных средств. При условии установления суммы завышения налогового вычета по фиктивным операциям достоверно можно утверждать, что величина нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности, может быть определена по формуле:
SMSt„„ = MDtax
AT
(2)
где SMStax (shadow money supply) — величина нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности, определенная по сумме неуплаченных налогов; MDtax
1 Из заключений экспертов-экономистов 13 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Таблица 1
Результат анализа величины материального ущерба от налоговых преступлений, указанный в официальной статистике МВД Россиии по ст. 199 УК РФ, согласно данным статистических карточек формы 1-А р.4
Показатель Период, год
2010 2011 2012 2013 2014
Размер причиненного материального ущерба, тыс. руб.
Налоговые преступления, всего 43692033 37527197 24 167992 76 372 781 37751837
AT, с учетом НДФЛ, % 19
SMStax 229 958 068 197511563 127199958 401 962 005 198693879
Налоговые преступления, по ст. 199 УК РФ 29 401705 23 306 917 15 333991 65340982 27309357
AT, без учета НДФЛ, % 16
SMStaX 183 760 656 145 668 231 95 837444 408381138 170683481
Отклонение -20% -26% -25% 2% -14%
(material damage) — материальный ущерб от неуплаты налогов (например, завышенная сумма налогового вычета), руб.; AT (average tax) — усредненная величина налоговых ставок (например, по НДС), %.
Ниже проведен анализ величины материального ущерба от налоговых преступлений, указанной в официальной статистике МВД России (2010-2014 гг.) и указанной по ст. 199 УК РФ, согласно данным статистических карточек формы 1-А р.4. По формуле (2) арифметическим расчетом определена вероятная величина нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности.
В качестве усредненной налоговой ставки принята среднеарифметическая величина налоговых ставок по следующим видам налогов: НДС (18%), налог на прибыль (24%), единый налог при упрощенной системе налогообложения (15 и 6%), налог на доходы физических лиц (13 и 35%). Результаты расчета показаны в табл. 1.
Как усматривается из табл. 1:
1) по данным официальной статистики, SMStax — величина нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности, определенная по сумме неуплаченных налогов, составляет:
2010 г. — 230 млрд руб.;
2011 г. — 198 млрд руб.;
2012 г. — 127 млрд руб.;
2013 г. — 402 млрд руб.;
2014 г. — 199 млрд руб.;
2) по данным статистических карточек формы 1-А р.4, SMStax составляет:
2010 г. — 184 млрд руб.;
2011 г. — 146 млрд руб.;
2012 г. — 96 млрд руб.;
2013 г. — 408 млрд руб.;
2014 г. — 171 млрд руб.
Полученные значения величины нелегально созданной денежной массы, перечисленной для финансирования теневой деятельности, рассчитанной по формуле (2), расходятся в основном в сторону завышения. Другими словами, если в своих научных исследованиях опираться на данные официальной статистики без расшифровки входящих в нее показателей, то полученные результаты будут завышены.
В рассмотренном примере величина завышения составляет от 14 до 26%.
Вывод: установленная величина завышения является значительной и может привести к утверждению
неверной гипотезы. Достоверность сведений поставлена под сомнение и необходимо принятие мер по устранению данной угрозы в кратчайшие сроки.
Таким образом, в ходе проведенного исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о необходимости пересмотра требований, предъявляемых к публикуемой статистике об экономической преступности в России. Основываясь на принципах статистического учета преступлений в сфере экономики и результатах проведенного анализа обзоров МВД России и имеющихся отчетных данных из статистических карточек правоохранительных органов по учету преступлений, мы предлагаем следующие меры.
• Во-первых, на официальном сайте МВД России отображать подробную статистику по статьям УК РФ по основным экономическим преступлениям для установления характеристик создаваемого регионального теневого потока.
• Во-вторых, основным показателем, который должен быть раскрыт по экономической преступности, сделать установленный размер материального ущерба с обязательной расшифровкой его структуры (вида деятельности, дохода, налога и т. п.).
Литература
1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25 июля 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/. (Дата обращения: 28.09.2015).
2. Батурина Е. В., Литвиненко А. Н. Фиктивное предпринимательство: проблема несоответствия экономико-правовой регламентации реальной хозяйственной практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. Т. 52, № 4. С. 100-105.
3. Литвиненко А. Н., Батурина Е. В. Методология экономико-правового анализа фиктивного предпринимательства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 65-73.
4. Фалинский И. Ю. Система индикаторов регионального теневого потока // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6.
5. Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики: Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. № 7 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=EXP;n=332159 (Дата обращения: 28.09.2015).
6. О едином учете преступлений: Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от
< 29 декабря 2005 г. // Консультант Плюс: [Электронный ш ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/
0 CGl/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167319. (Дата об-с^ ращения: 28.09.2015).
х 7. Состояние преступности — январь-декабрь 2010 года // ^ Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ: ^ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/ £ ^^/101762/^/209732/. (Дата обращения: 29.09.2015).
8. Состояние преступности — январь-декабрь 2011 года // 2 Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ: ° [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/
1 ^^^101762/^/209743/. (Дата обращения: 29.09.2015). х 9. Состояние преступности — январь-декабрь 2012 года //
Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/ ^^/101762/^/804701/. (Дата обращения: 29.09.2015).
10. Состояние преступности — январь-декабрь 2013 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/ ^^/101762/^/1609734/. (Дата обращения: 29.09.2015).
11. Состояние преступности — январь-декабрь 2014 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/ ^^/101762/^/2994866/. (Дата обращения: 29.09.2015).
References
1. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 № 63-FZ (as amended on July 13, 2015, as amended on July 16, 2015) (as amended, entering into force on July 25, 2015). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/. Accessed September 28, 2015. (in Russ.).
2. Baturina E. V., Litvinenko A. N. Fiktivnoe predprinimatel'stvo: problema nesootvetstviya ekonomiko-pravovoy reglamen-tatsii real'noy khozyaystvennoy praktike [Fictitious business: The problem of non-compliance of economic and legal regulation with the real economic practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry], 2011, vol. 52, no. 4, pp. 100-105.
3. Litvinenko A. N., Baturina E. V. Metodologiya ekonomiko-pravovogo analiza fiktivnogo predprinimatel'stva [The meth-
odology of the economic and legal analysis of the fictitious business]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Petersburg Univ. of Economics and Finance], 2013, no. 5 (83), pp. 65-73.
4. Falinskiy I.Yu. Sistema indikatorov regional'nogo tenevogo potoka [The system of indicators of the regional shadow flow]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2015, no. 6.
5. Resolution of the State Statistics Committee of the Russian Federation of January 31, 1998 № 7 (as amended on June 27, 2005) "Approval of the basic methodological provisions for the evaluation of hidden (informal) economy". Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP;n=332159. Accessed September 28, 2015. (in Russ.).
6. Order of the Russian Prosecutor General № 39, the Ministry of Interior of Russia № 1070, Russian Ministry of Emergency Situations № 1021, Russian Ministry of Justice № 253, the Federal Security Service of Russia № 780, Russian Ministry of Economic Development № 353, Federal Drug Control Service of Russia № 399 of December 29, 2005 (as amended on February 20, 2014) "On the unified registration of crimes". Available at: http://base.consultant.ru/cons/CGI/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167319. Accessed September 28, 2015. (in Russ.).
7. The state of criminality — January-December 2010. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Available at: https://mvd.ru/folder/101762/item/ 209732/. Accessed September 29, 2015. (in Russ.).
8. The state of criminality — January-December 2011. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Available at: https://mvd.ru/folder/101762/item/ 209743/. Accessed September 29, 2015. (in Russ.).
9. The state of criminality — January-December 2012. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Available at: https://mvd.ru/folder/101762/item/ 804701/. Accessed September 29, 2015. (in Russ.).
10. The state of criminality — January-December 2013. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Available at: https://mvd.ru/folder/101762/item/ 1609734/. Accessed September 29, 2015. (in Russ.).
11. The state of criminality — January-December 2014. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Available at: https://mvd.ru/folder/101762/item/ 2994866/. Accessed September 29, 2015. (in Russ.).
Издания СПбУУиЭ
Санкт-Петербургский университет
А. Г. Абызов, Э. В. Слюсарь
Экономика и социология труда
Абызов А. Г., Слюсарь Э. В. Экономика и социология труда: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 212 с.: ил.
ISBN 978-5-94047-742-6
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает базисные понятия курса «Экономика и социология труда». Наряду с кратким анализом истории становления и развития экономики и социологии труда рассмотрены важнейшие темы курса: объект и предмет экономики и социологии труда, труд как социальный процесс, рынок труда, занятость и безработица и др.
Издание предназначено для студентов института гуманитарных и социальных наук всех форм обучения.
Багаутдинова Н. Г., Галлямова Д.Х. Основы экономической теории: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 144 с.: ил.
ISBN 978-5-94047-716-7
Учебно-методическое пособие по основам экономической теории предназначено для студентов очных и заочных форм обучения экономических специальностей. В нем рассматриваются вопросы исторического становления и развития экономической теории как области научных знаний, основные понятия, категории, законы и взаимосвязи, имеющие место в экономических системах микро- и макроуровня. Каждая из глав дополнена таблицами, графиками и формулами там, где они необходимы для лучшего объяснения материала, контрольными вопросами, тестами и списком рекомендуемой дополнительной литературы.