Научная статья на тему 'Статистическое установление звукоряда одного музыкально-фольклорного образца: специфика высотной шкалы чалканского похоронно-поминального плача сыгыт'

Статистическое установление звукоряда одного музыкально-фольклорного образца: специфика высотной шкалы чалканского похоронно-поминального плача сыгыт Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ / ИНВАРИАНТНЫЙ ЗВУКОРЯД / ЧАЛКАНЦЫ / СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПОХОРОННОПОМИНАЛЬНЫЙ ПЛАЧ / STATISTICAL SEGMENTATION / INVARIANT PITCH SCALE / CALKANS / FAMILY RITE FOLKLORE / BURIAL LAMENTATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратьева Наталья Михайловна

В статье описывается методология и методика статистического установления звукоряда одного музыкально-фольклорного образца с использованием специализированной компьютерной программы Speech Analyzer. Обсуждаются технические программные требования к фонограмме и способы ее преобразований с помощью звукового редактора. В качестве важнейшего момента выделяется необходимость слухового контроля и применения итерационного подхода в процессе получения как адекватной аналитической нотации, так и интерпретации полученных гистограмм исследуемого образца. Для получения более точной модели инвариантного звукоряда предлагается использовать математический алгоритм, оптимальным способом освобождающий статистическую компьютерную модель от случайных высотных сдвигов шкалы, возникающих на границах строк музыкального фольклорного образца. С помощью описанных аналитических процедур устанавливается инвариантный звукоряд, а точнее зоноряд чалканского похоронно-поминального плача сыгыт, записанного автором совместно с Г. Б. Сыченко от знатока чалканского музыкального фольклора А. К. Абашевой в 1985 г. Инвариантный зоноряд плача включает четыре ступени, отраженные в нотном примере последовательностью f b с1 d1 с дополнительными знаками альтерации и микроальтерации. Статистически выделенные точечные центры всех ступеней (1-4) по сравнению с эталонной европейской темперированной шкалой понижены на 20, 30, 50 и 10 центов соответственно. Ширина центральных частей ступеней соответственно составляет 120, 130, 70 и 140 центов. Периферийные части всех ступеней пересекаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical determination of the pitch scale of single folklore music sample: pitch scale specificity of Chalkan burial lamentation sygyt

The paper describes the methodology of statistical approach to establishing pitch scale of one folklore-music sample, using special computer code Speech Analyzer. The phonogram technical requirements, and the ways of the phonogram transformations using a sound editor are discussed. As a key point, the necessity of auditory control and the use of iterative approach is stressed in order to obtain an adequate analytic notation of the sample, and the correct interpretation of constructed histograms. To obtain more accurate model of the pitch scale we propose the algorithm that rids off the statistical computer model from occasional shifts of the pitch scale at the string edges of the folklore musical sample. With the help of described analytical procedures we establish an invariant pitch scale, or, more precisely, a zone scale of Chalkan burial lamentation sygyt that was recorded by the author together with G. B. Sychenko at 1985 year from A. K. Abasheva, a connoisseur of Chalkan musical folklore... The paper describes the methodology of statistical approach to establishing pitch scale of one folklore-music sample, using special computer code Speech Analyzer. The phonogram technical requirements, and the ways of the phonogram transformations using a sound editor are discussed. As a key point, the necessity of auditory control and the use of iterative approach is stressed in order to obtain an adequate analytic notation of the sample, and the correct interpretation of constructed histograms. To obtain more accurate model of the pitch scale we propose the algorithm that rids off the statistical computer model from occasional shifts of the pitch scale at the string edges of the folklore musical sample. With the help of described analytical procedures we establish an invariant pitch scale, or, more precisely, a zone scale of Chalkan burial lamentation sygyt that was recorded by the author together with G. B. Sychenko at 1985 year from A. K. Abasheva, a connoisseur of Chalkan musical folklore. Invariant zone scale includes four degrees corresponding to the sequence f b c1d1 in the note example with additional signs of alteration and micro-alteration. Statistically selected point centers of all degrees (1-4) are lower, compared to standard European temper scale by 20, 30, 50, and 10 cents respectively. The widths of the central parts of the degrees account for 120, 130, 70, and 140 cents. The peripheral parts of all degrees intersect. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Статистическое установление звукоряда одного музыкально-фольклорного образца: специфика высотной шкалы чалканского похоронно-поминального плача сыгыт»

ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 781.1:781.21:398

H. M. Кондратьева

СТАТИСТИЧЕСКОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ЗВУКОРЯДА ОДНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОГО ОБРАЗЦА: СПЕЦИФИКА ВЫСОТНОЙ ШКАЛЫ ЧАЛКАНСКОГО ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОГО ПЛАЧА

СЫГЫТ1

JJ ри проведении этномузыкологичес-ких исследований, направленных на выявление звуковысотной организации музыкально-фольклорных феноменов, обязательно встает вопрос об их звукорядах, поскольку последние являются базисными инвариантными структурами, с одной стороны, обладающими свойством универсальности, а с другой - во многом определяющими специфику высотных систем как в отдельных образцах той или иной этнической жанровой традиции, так и в целостных жанровых традициях, музыкальных стилях и др.

Объективное определение звукорядов народной музыки представляется возможным на основе развиваемого метода статистической сегментации [1, 5, 6]. Этот метод, основанный на использовании математического аппарата и компьютерных технологий, направлен на определение в каждой конкретной этнической культурной традиции релевантных высотных признаков, составляющих необходимую научную базу для дальнейших грамматических, типологических и сравнительно-исторических построений.

В работах [1, 5] для определения звукоряда одного музыкально-фольклорного образца2 предлагалось воспользоваться самым простым способом, а именно, установить высотную шкалу исключительно с помощью специализированной компьютерной программы. В качестве такой программы автор использует Speech Analyzer, благотворительно выложенную разработчиками в свободный доступ [10]. Эта программа имеет специальную функцию Tonal

© Н. М. Кондратьева, 2018

Weight Center (TWC), которая выводит на экран картину статистического распределения высот в зависимости от времени их звучания. Если установить курсоры на начало и конец образца, то высоты, соответствующие вершинам пиков на TWC, покажут привычные для европейской музыкальной теории точечные центры ступеней искомого звукоряда, а измерения боковых поверхностей пиков на половине их высоты (включая подложку, на которой пики сливаются) дадут представление о ширине ступеней, а точнее — о ширине их центральных частей [1, 3, 5, 6].

Существуют и другие программы, например, отечественная программа SPAX, разработанная и применяемая для решения обсуждаемой задачи А. В. Харуто [8].

Для успешного использования названных выше программ и адекватной исследовательской интерпретации точных компьютерных измерений следует учитывать ряд методических и методологических моментов как технического, так и содержательного характера. Рассмотрим сначала технические вопросы.

Поскольку программы работают со звуковыми файлами, записанными в формате *.wav, без сжатия, в режиме mono, в большинстве случаев первоначальные файлы необходимо привести в соответствие с программными требованиями с помощью звукового редактора (Adobe Audition или др.).

Для преобразования файла в режим mono можно воспользоваться имеющейся в звуковом редакторе функцией Convert Sample Туре (в меню выбрать Edit, затем Convert Sample Туре), позволяющей перенести в файл mono информацию с обоих каналов оригинала. При этом желательно уста-

новить частоту 44 100 Гц и разрешение не менее 16 бит. Кроме того, нужно отрегулировать амплитудные показатели рабочего файла до уровня 95-98 %. Если это не удается сделать в Convert Sample Туре, можно увеличить или уменьшить амплитуду путем соответствующей нормализации (в меню выбрать Effects, Amplitude, затем Normalize).

При работе с экспедиционными записями весьма желательные (а в некоторых случаях и обязательные) этапы подготовки звукового файла для компьютерного анализа фильтрация сетевой наводки и шумоподавление. Для фильтрации сетевой наводки (ее признаком являются характерные периодические колебания, выявляемые в области паузы) нужно выделить весь файл и затем, назначив в Notch Filter (Effects - Filters -Notch Filter) параметры 50Hz Notch для мужского голоса и 50Hz + 100Hz для женского произвести фильтрацию.

Шумоподавление осуществляется следующим образом. Сначала выделяется область продолжительной паузы. Затем в Noise Reduction (Effects - Noise Reduction - Noise Reduction) нажатием Get Profile from Selection устанавливается шумовой профиль и нажатием кнопки Clouse закрывается окно. Далее выделяется весь файл, снова открывается Noise Reduction и кнопкой ОК назначается однократное шумоподавление. При этом 100%-е шумоподавление можно использовать только для исследовательских целей, к тому же не ставящих задачу анализа тембра.

Следующий блок принципиально важных вопросов связан со слуховым контролем, который обязательно должен осуществляться на всех этапах исследования. Начну с того, что приступать к компьютерной сегментации лучше после того, как сделана слуховая аналитическая нотация изучаемого образца, причем ступени должны быть выделены в нотировке не только на основании заметного изменения высоты звука, но и, главным образом, исходя из анализа контекста, в котором они появляются в данном фольклорном произведении, т. е. на основании их системных свойств. Наличие такой нотации помогает адекватно интерпретировать компьютерные графики, а также отличать в них реальные высотные события от весьма многочисленных артефактов. В свою очередь компьютерная сегментация открывает замечательную воз-

можность объективно проверить правильность слуховых ощущений и внести в нотный текст необходимые уточнения. Эту возможность трудно переоценить, особенно когда речь идет о фиксации довольно сложных по конфигурации высотных контуров, реализующихся на ступенях звукоряда и имеющих принципиальное значение, например, для музыки коренных сибирских народов [3]. По сути, речь идет о необходимости применения в процессе нотирования слухового анализа и компьютерной сегментации итерационного подхода.

Особое значение слуховой контроль приобретает при определении высот ступеней, на которых реализуются скользящие контуры [4]. На графиках Т'\КГС признаком скользящих ступеней является наличие нескольких линий, почти совпадающих по высоте, которые располагаются в довольно большом диапазоне. Если ступень представлена в напеве только скользящими контурами, то ее отражение на графике, как правило, не имеет пиковой конфигурации. Если же ступень реализуется и стабилизированными, и скользящими сегментами, то на графике Т\¥С наряду с пиком присутствует характерный «частокол», придающий форме особую изрезанность.

Когда в напеве скользящая ступень встречается редко, полагаться при определении ее высоты только на общий график ТШС не стоит. В таких случаях имеет смысл под слуховым контролем провести дополнительный контекстный анализ каждого сегмента.

Наконец, при анализе даже одного музыкально-фольклорного образца для получения более точной информации об устройстве звукоряда может потребоваться проведение измерений по каждой строке и последующее совмещение полученных данных с использованием математического алгоритма, основанного на минимизации интервалов сразу для всех ступеней во всех строках [6, алгоритм II]. Именно такой случай и будет рассмотрен в статье.

В традиционной культуре чалканцев -одного из малочисленных северно-алтайских этносов - сфера семейно-обрядового фольклора включала похоронно-поминаль-ные плачи сыгыт. Однако во времена, когда эта важнейшая жанровая традиция сохраняла живое бытование, чалканские плачи, к великому сожалению, практически не изучались. В настоящее время известно

пять зафиксированных плачей. Три из них представлены только вербальными текстами [2], два были записаны на магнитофон в экспедициях середины и конца 80-х гг. XX в. В данной ситуации представление о всей этномузыкальной жанровой традиции может сложиться только на основании единичных образцов, поэтому каждый из них заслуживает самого пристального многоаспектного внимания.

Сыгыт, исполненный А. К. Абашевой из рода Серт (1926-2008), был записан Н. М. Кондратьевой (звукозапись) и Г. Б. Сыченко в феврале 1985 г. в пос. Суронаш Турочакского района Горно-Ал-тайской автономной области (ныне Республика Алтай). А. К. Абашева являлась действующей шаманкой и знатоком всех жанров чалканского музыкального фольклора. От нее, помимо плача, были записаны (фрагментарно и полностью) камлания, эпическое сказание, песни, колыбельные, звукоподражания.

Ее плач оказался окказиональным поминовением собственного единственного ребенка, умершего во младенчестве. Александра Казакоповна начала петь сыгыт внезапно, во время ночного разговора, вместо ответа на наш вопрос были ли у чалканцев похоронные плачи. Магнитофон во время беседы был выключен (из-за дефицита аудиокассет все разговоры с исполнителями и их комментарии записывались только в дневники), поэтому на фонограмме отсутствует порядковый номер записи в экспедиционной коллекции и большая часть первой строки.

Сыгыт содержит 20 музыкально-поэти-ческих строк, складывающихся в композицию, в которой ярко проявляется импровизационное начало. Строки довольно сильно варьируются по длине. Их слоговый состав колеблется от двух до тринадцати слогов, а темпоральная протяженность без учета конечно-строковых пауз - от семи до двадцати восьми счетных музыкальных долей. Начальный фрагмент плача (со второй строки) с фонетической подтекстовкой, отражающей звучание пропеваемого текста и использующей знаки Международного фонетического алфавита [9], представлен в нотном примере.

Импровизационный напев базируется на четырехступенном нетемперированном звукоряде с широкими зонами ступеней, который отражен в нотировке последовательно-

стью f — Ъ — с1 — й1 с дополнительными знаками альтерации и микроальтерации. Выделяется использование скользящих контуров разных типов [3] на всех ступенях звукоряда, при этом нижняя ступень, имеющая наибольшие дистрибутивные ограничения, реализуется исключительно скользящими сегментами.

Компьютерный анализ этого звукоряда, проведенный с учетом распределения высот сразу во всех двадцати строках плача, дал гистограмму Т\УС, представленную на рисунке.

Гистограмма показывает весьма интересную картину. В ее верхней центральной части отчетливо выделяются три пика, соответствующие трем верхним ступеням звукоряда. Обращает на себя внимание тот факт, что пики имеют изрезанную и неправильную с точки зрения математической модели гауссовского распределения форму. Последнее, безусловно, объясняется тем, что анализируется крайне ограниченный материал.

Вершина верхнего пика, на которой установлен горизонтальный курсор, имеет высотный показатель 61,6 st (семитонов, соответствующих полутонам (100 центов)), что соответствует в европейской темперированной системе микропониженному звуку б,1, вершина среднего пика - 59,8 st (микропониженный с1), вершина нижнего -57,8 81 (микропониженный Ъ).

Нижняя сторона нижнего пика демонстрирует спадающую кривую, крутую вначале и ступенчато-пологую в области подложки. Почти на самом ее краю выделяется незначительный выброс с показателем 52,8 81;, соответствующий микропониженному /, маркирующему нижнюю ступень звукоряда, выделенного при слуховом вотировании.

При такой картине, строго говоря, выделять ступень f в качестве самостоятельного структурного элемента звукоряда на основании компьютерной сегментации нельзя, так как для этого просто не хватает статистических данных. Однако, если, глядя на график, последовательно принимать все отдельные выбросы за центры редко встречающихся в анализируемом произведении ступеней, то тогда и выброс на высоте 56,3 81;, соответствующей микроповышенному звуку аз и имеющей даже большую в сравнении со звуком / встречаемость в плаче, можно из чисто формальных соображений принять за

10 8 6 4 2 £ 1 0 I -2 -4 •G -8 •10 •12 i I I I I I I i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i

i i i i i i i i i i i i i i i

> Распределение высот в чалканском сыгыт

еще одну - пятую - ступень звукоряда. Однако такое решение будет неверным, так как системные контексты свидетельствуют о том, что в напеве многообразно реализуются только четыре ступени.

Принимая во внимание все изложенные выше факторы, можно уточнить абсолютные высоты точечных центров ступеней звукоряда, фигурирующего в нотировке. По отношению к эталонной европейской шкале три нижние (1-3) ступени этого звукоряда понижены на 20 центов, а верхняя (4-я) - на 40 центов, т. е. интервалы между тремя нижними ступенями абсолютно точно соответствуют темперированному звукоряду, а соответствующие интервалы между нижними ступенями и верхней уменьшены на 20 центов.

Теперь рассмотрим ширину ступеней и, в первую очередь, определим (на половине высоты пиков) размеры их центральных частей. Ширина центральных частей ступеней определяется следующими интервалами: ступень й1 - 61,4-62,2 (80 центов), ступень с1 - 59,3-60,5 в! (120 центов), ступень Ъ - 56,8-58,5 в! (170 центов). Центральную часть зоны нижней ступени (/) по графику определить невозможно, поскольку пик отсутствует. В этом случае гистограмма фиксирует лишь нижнюю границу ступени -52,6 а также показывает, что верхняя ее часть сильно перекрещивается на уровне подложки с периферийной частью зоны ступени Ь. Хочется также подчеркнуть, что участок гистограммы, соответствующий ступени /, имеет весьма характерную для скользящих ступеней форму.

Что касается периферийных зон остальных ступеней, то они, как минимум смыкаются, если не перекрещиваются друг с другом в области подложки, о чем отчасти свидетельствует очень высокий уровень последней. Точками, в которых смыкаются три верхние ступени, являются высоты 58,9 и 61,2 в!;, а верхней границей ступени й1 - 62,9 в!*.

На рисунке специального комментария требует дополнительный отдельно стоящий пик, находящийся в нижней части гистограммы в районе отметки «-12». Он отражает высоту унтертонового октавного дублирования ступени Ь, возникающего в результате особого тембрового приема -коррелированной ларингализации [7], которая, по-видимому, окказионально появилась на последних трех звуках Ь третьей строки (в нотном примере эта суперсегментная артикуляция отмечена буквой К2 над нотами). Центральная точка этого пика приходится на высоту 45,4 в!;, а высотный разброс наблюдается в интервале 44,9-46,1 в!. Еще один имеющийся на графике Т\^С выброс, расположенный у отметки «-6», является артефактом.

Таким образом, анализ TWC позволил получить модель звукоряда, объективно отражающую реальный интонационный процесс, происходивший во время исполнения плача. Однако, если ставить задачу построения более точной теоретической модели инвариантного звукоряда сыгыт, нужно освободить модель TWC от случайных высотных сдвигов шкалы, как правило, возникающих на границах строк пос-

Похоронно-поминальный плач сыгыт (строки 2-7). Исп. А. К. Абашева

-/5»-1- К--Я—к-гАе-ш--,-«г-«-

«И ь)-и- РР л\\ ' -

V—^— /— -- ^— V— ^--

тг п/ ке те аг -Ып Ьт

206с

те т- хеН п+ аг -£*/ 5а?

¿а ¿л ¿а

иа а к Ь,

К2

¿,7с

Щ у г

Ы

Ы ¿а ы Ьуу\ к и

т

ле паузы даже при очень стабильном интонировании. Для этого сначала с помощью динамической калькуляции были осуществлены замеры статистически выделенных высот ступеней в каждой из 20 строк плача. Затем, поскольку строки плача отличаются по составу ступеней, для каждой из четырех ступеней, в соответствии с упомянутым выше алгоритмом II [6], была составлена метрическая матрица 20 х 20 клеток, фиксирующая наличие или отсутствие интервала между высотами одной ступени во всех возможных парных сочетаниях строк плача. С помощью программы Ма^ешаиса Вольфрама по тому же алгоритму для каждой строки был определен оптимальный интервал транспозиции, минимизирующий среднеквадратичные расстояния между вариантами всех ступеней.

В результате транспозиции получилась модель с более узкими центральными частями статистически выделенных в плаче двух центральных ступеней звукоряда. Кроме того, в ней наметилась центральная

часть в зоне нижнеи ступени, а также изменились показатели точечных центров ступеней. Уточненный звукоряд, а вернее, зо-норяд чалканского сыгыт наглядно отражает следующая схема:

-20 -30 -50 -10

-80^+М -130^1+10

120 130 70 140

В ней цифры в верхней строке указывают на сколько центов точечный центр ступени ниже (-) высоты соответствующей эталонной темперированной европейской ступени; цифры на месте верхних индексов букв во второй строке - на сколько центов распространяется зона ступени вниз (левый индекс) и вверх (правый индекс) от пикового значения; цифры в третьей строке обозначают ширину центральной части ступени в центах. Дополнительно можно отметить, что в этой модели в зоне верхней ступени статистически выделяется высота 61,3 81;, находящаяся на 60 центов ниже основного пикового значения. Этот факт также свиде-

тельствует в пользу установленного инвариантного звукоряда, поскольку подтверждается слуховой аналитической нотировкой, в

которой «игра» двумя статистически выделенными вариантами верхней ступени в напеве сыгыт обозначается нотами d1 и des1.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 17-04-00314а.

2 За образец в данном контексте рекомендуется

принимать основную архитектоническую

единицу, в которой полностью реализуется напев, и которая может исчерпывать форму произведения (например, одна песенная строфа).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев В. Ф., Кондратьева Н. М. Об алгоритме совмещения звукорядов при отсутствии дрейфа высоты в методе статистической сегментации // Народная культура Сибири: Материалы XIX науч. семинара Сиб. регион, вуз. центра по фольклору. - Омск, 2010. - С. 35-41.

2. Кандаракова Е. П. Обычаи и традиции чал-канцев. - Горно-Алтайск: б. и., 1999. -

176 с.

3. Кондратьева Н. М. К понятию звуковысот-ной организации традиционной музыки: Новые теоретические и технологические подходы // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2006. - Т. 2. - С. 31-41.

4. Кондратьева Н. М. Критерии определения ступеней звукоряда при реализации скользящих высотных сегментов в вокальных традициях Северной Азии // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследований: Материалы Междунар. науч. конф. -М., 2008. - С. 117-123.

5. Кондратьева Н. М. Статистический анализ звукорядов западно-тувинских кожамык-тар // Отечественная этномузыкология: Ис-

тория науки, методы исследования, перспективы развития: Материалы Междунар. науч. конф., 30 сент. - 3 окт. 2010 г. - СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. - Т. 1. - С. 349-364.

6. Кондратьева Н. М., Дмитриев В. Ф. Статистическая модель установления звукоряда этнической музыкально-фольклорной жанровой традиции // Народная культура Сибири: Материалы XXIII науч.-практ. семинара Сиб. регион, вуз. центра по фольклору. -Омск, 2015. - С. 77-82.

7. Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. - М., 1998. - С. 24-51.

8. Харуто А. В. Музыкальная информатика: Теоретические основы: Учеб. пособие. - М.: Изд-во ЛКИ, 2009. - 400 с.

9. IPA Help. - URL: http://www-01.sil.org/ computlng/ipahelp/index.htm (дата обращения: 06. 04. 2011).

10. Speech Analyzer. - URL: http:// software.sil.org/speech-analyzer/ (дата обращения: 11.03.2016).

REFERENCES

1. Dmitriev V. F., Kondrateva N. M. To the algorithm of pitch scales determination using statistical segmentation approach, when pitches drifting is abcent. Na.rodna.ya kultura Sibiri [Siberian folk culture]. Omsk, 2010, pp. 35-41.

2. Kandarakova E. P. Obychai i traditsii chalkantsev [Mores and traditions of Chalkans]. Gorno-Altajsk, 1999. 176 p.

3. Kondratieva N. M. To the concept of pitch organization of traditional music: theoretical and technological approaches. Pervuj Vserossijskij kongress folkloristov [First All-Russian Congress of Folklorists]. Moscow, 2006, Vol. 2, pp. 31-41.

4. Kondratieva N. M. Criteria of definitions of pitch scale degrees, when implementing gliding pitch contours in vocal traditions of Northern Asia. Traditsionnye muzykalnye kultury na rubezhe stoletij: problemy, metody, perspectivy issledovanij [Traditional musical cutures at the edge of century: problems, approaches, perspectives of the study]. Moscow, 2008, pp. 117-123.

5. Kondratieva N. M. Statistical analysis of the pitch scales in west-Tuva kozhamyktar. Otechestvennaya etnomuzykologiya: istoriya nauki, metody issledovaniya, perspektivy razvitiya [Domestic ethnomusicology: history

of science, research methods, progress perspectives]. Saint Petersburg, 2011, Vol. 1, pp. 349-364.

6. Kondratieva N. M., Dmitriev V. F. Statistical model of establishing ethnic pitch scale of folklore-musical genre tradition. Narodnaya kultura Sibiri [Siberian folk culture]. Omsk, 2015, pp. 77-82.

7. Mazepus V. V. Articulatory classification and principles of folklore music timbres notation. Folklor: kompleksnaya tekstologiya

[Folklor: complex textology]. Moscow, 1998, pp. 24-51.

8. Kharuto A. V. Muzycalnaya informatika: Teoreticheskie osnovy [Musical informatics: Theoretical foundations]. Moscow, 2009. 400 p.

9. IPA Help. Available at: http://www-01.sil.org/computlng/ipahelp/index.htm (Accessed 06 April 2011).

10. Speech Analyzer. Available at: http:// software.sil.org/speech-analyzer/ (Accessed 11 March 2016).

Статистическое установление звукоряда одного музыкально-фольклорного образца: специфика высотной шкалы чалканского похоронно-поминального плача сыгыт В статье описывается методология и методика статистического установления звукоряда одного музыкально-фольклорного образца с использованием специализированной компьютерной программы Speech Analyzer.

Обсуждаются технические программные требования к фонограмме и способы ее преобразований с помощью звукового редактора. В качестве важнейшего момента выделяется необходимость слухового контроля и применения итерационного подхода в процессе получения как адекватной аналитической нотации, так и интерпретации полученных гистограмм исследуемого образца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для получения более точной модели инвариантного звукоряда предлагается использовать математический алгоритм, оптимальным способом освобождающий статистическую компьютерную модель от случайных высотных сдвигов шкалы, возникающих на границах строк музыкального фольклорного образца.

С помощью описанных аналитических процедур устанавливается инвариантный звукоряд, а точнее - зоноряд чалканского похоронно-поминального плача сыгыт, записанного автором совместно с Г. Б. Сычен-ко от знатока чалканского музыкального фольклора А. К. Абашевой в 1985 г.

Инвариантный зоноряд плача включает четыре ступени, отраженные в нотном примере последовательностью f — b — с1 — d1 с дополнительными знаками альтерации и микроальтерации. Статистически выделенные точечные центры всех ступеней (1-4) по сравнению с эталонной европейской темперированной шкалой понижены на 20, 30, 50 и 10 центов соответственно. Ширина центральных частей ступеней соответственно составляет 120, 130,

Statistical determination of the pitch scale of single folklore music sample: pitch scale specificity of Chalkan burial lamentation sygyt

The paper describes the methodology of statistical approach to establishing pitch scale of one folklore-music sample, using special computer code Speech Analyzer.

The phonogram technical requirements, and the ways of the phonogram transformations using a sound editor are discussed. As a key point, the necessity of auditory control and the use of iterative approach is stressed in order to obtain an adequate analytic notation of the sample, and the correct interpretation of constructed histograms.

To obtain more accurate model of the pitch scale we propose the algorithm that rids off the statistical computer model from occasional shifts of the pitch scale at the string edges of the folklore musical sample.

With the help of described analytical procedures we establish an invariant pitch scale, or, more precisely, a zone scale of Chalkan burial lamentation sygyt that was recorded by the author together with G. B. Sychenko at 1985 year from A. K. Abasheva, a connoisseur of Chalkan musical folklore.

Invariant zone scale includes four degrees corresponding to the sequence f - b - c1- d1 in the note example with additional signs of alteration and micro-alteration. Statistically selected point centers of all degrees (1-4) are lower, compared to standard European temper scale by 20, 30, 50, and 10 cents respectively. The widths of the central parts of the degrees account for 120, 130, 70, and 140 cents. The peripheral parts of all degrees intersect.

70 и 140 центов. Периферийные части всех ступеней пересекаются.

Ключевые слова: статистическая сегментация, инвариантный звукоряд, чалканцы, семейно-обрядовый фольклор, похоронно-поминальный плач.

Key words: statistical segmentation, invariant pitch scale, Calkans, family rite folklore, burial lamentation.

Кондратьева Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Е-тги.1: [email protected]

Kondratieva Natalya Mikhailovna,

Candidate of Art Criticism, Docent, Associate Professor at the Department of Ethnomusicology at the Glinka Novisibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 09.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.