Научная статья на тему 'Статистическое оценивание результатов учебной деятельности курсантов'

Статистическое оценивание результатов учебной деятельности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А. А.

Рассматриваются проблемы статистического анализа учебной деятельности курсантов в условиях рейтинговой системы оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical rating of the cadets' training activities results

The article deals with the problems of statistical analysis of cadets training activities involved into rating system of assessment

Текст научной работы на тему «Статистическое оценивание результатов учебной деятельности курсантов»

5. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999.

6. Киршин И.А. Творческая педагогическая лаборатория — цели, задачи, результаты, перспективы / / Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. (19 — 20 декабря 2003 г., Калининград). Калининград, 2004. С. 30—32.

7. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 25—30.

76

Об авторе

И.А. Киршин — канд. пед. наук, РГУ им. И. Канта.

УДК 658.336.3

А.А. Смирнов

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

Рассматриваются проблемы статистического анализа учебной деятельности курсантов в условиях рейтинговой системы оценивания.

The article deals with the problems of statistical analysis of cadets training activities involved into rating system of assessment

В Калининградском пограничном институте ведется работа по формированию системы обеспечения качества, основанной на принципах всеобщего управления качеством [l], стандартах и директивах для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы [2] и отражающей специфику, задачи и традиции нашего института, в том числе рейтинговую систему оценки деятельности курсантов.

Не вдаваясь в суть формирования рейтинга, отметим лишь, что максимальный рейтинг, который курсант может набрать за дисциплину, равен объему часов этой дисциплины согласно учебному плану. Оценке «удовлетворительно» соответствует уровень 0,45 от максимального рейтинга, оценке «хорошо» — 0,65, а оценке «отлично» — 0,85. Общий рейтинг курсанта складывается из личных рейтингов по всем изучаемым дисциплинам.

Несмотря на многолетний опыт применения рейтинговой системы, статистический подход к анализу рейтингов до сих пор не применялся. В то же время он позволит увидеть проблемы учебной деятельности и

Вестник РГУ им. И. Канта. 200б. Вып. ll. Педагогические и психологические науки. С. 1б—82.

наметить пути их разрешения [3]. Ниже приводятся фрагменты статистического анализа рейтингов курсантов 2005 года выпуска1, представленные в графическом виде. Рассмотрим графики динамики роста среднего, минимального и максимального значений рейтинга курсантов (рис. 1) и среднеквадратического отклонения рейтинга (рис. 2).

Из рисунка 1 видно, что в восьмом семестре рейтинг лучшего курсанта ошибочно завышен, так как даже при самых высоких оценках разница между максимальным рейтингом и рейтингом курсанта не может уменьшаться. В лучшем случае она останется постоянной. В дальнейшем эта ошибка видна и на других графиках.

77

Рис. 1. Динамика роста успеваемости по семестрам

Рис. 2. Среднеквадратические отклонения рейтинга 1 Статистический анализ проводился по результатам успеваемости 43 курсантов.

Из графика (рис. 2) видно, что имеются участки как линейного 1 — 3-й, 4 —7-й семестры), так и нелинейного роста среднеквадратического отклонения рейтингов (3—4-й, 7—10-й семестры).

Итоговый рейтинг курсантов после 10-го семестра показан на рисунке 3. Можно предположить, что существует некоторая оптимальная с точки зрения организации образовательного процесса кривая, которая должна описывать результаты процесса обучения в институте.

78

Ранг курсанта

Рис. 3. Итоговый рейтинг курсантов после 10-го семестра

Относительный итоговый рейтинг, определяемый как отношение итогового рейтинга курсанта к максимально возможному, представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Относительный итоговый рейтинг курсантов

Анализ показал, что даже самый отстающий курсант имеет относительный итоговый рейтинг 0,56. В то же время у 77 % курсантов итоговый рейтинг больше, чем 0,65. Обратим внимание, что эти данные не учитывают результаты защиты выпускных квалификационных работ и сдачи государственных экзаменов. При внесении этих видов контролей в рейтинговую систему целесообразно было бы проанализировать соответствие итогового рейтинга текущей успеваемости и результатов, показанных в ходе государственных испытаний.

Несомненный интерес представляет относительная динамика изменения рейтинга (рис. 5). Она отражает качество усвоения учебного материала курсантами по семестрам. Из графика видно, что имеется труднообъяснимый рост относительного максимального рейтинга в 3-м и 8-м семестрах. Кроме того, видно, что начиная с третьего семестра наблюдается общая тенденция повышения относительного изменения рейтинга. Наиболее низкие показатели приходятся на второй семестр. Причины таких показателей следует выяснять отдельно. Вообще любые статистические сведения являются данными, но не фактами. Для того чтобы стать фактами, они должны анализироваться. В данном случае необходимо анализировать причины указанной динамики изменения рейтинга.

79

Рис. 5. Динамика изменения рейтинга в относительных единицах

Далее проанализируем изменение приращений рейтингов по семестрам. Если относительная динамика изменения рейтинга отражает качество усвоения учебного материала, то изменение приращений рейтингов по семестрам показывает уровень загруженности семестров контролями различных видов (рис. 6). Из графика видно, что наибольший рейтинг у курсантов в 3-м и 8-м семестрах. В то же время отчетливо виден недостаток рейтинговой системы ввиду исключения из нее государственных итоговых испытаний (10-й семестр). Приращения к рейтингам в 10-м семестре оказываются даже ниже, чем в первом.

80

-Минимальное значение прироста -Максимальное значение прироста - Среднее значение прироста

4 5

Семестр

10

7

Рис. 6. Изменение приращений рейтингов по семестрам

Еще одна проблема, наглядно отраженая на графике, — это излишняя загруженность в восьмом семестре и недостаточная в седьмом. Проверим, существуют ли объективные предпосылки такой неравномерности. В предположении, что каждый курсант может набрать рейтинг, не превышающий количество часов в дисциплинах, изучаемых в данном семестре, можно построить график максимального (потенциального) рейтинга (рис. 7).

Рис. 7. Максимальное приращение рейтинга по семестрам

Видно, что если не учитывать недостаток, заложенный в рейтинговой системе в 10-м семестре, нагрузка в семестрах приблизительно оди-

накова (за исключением второго), с некоторым превышением четных семестров, что объясняется их большей продолжительностью. Логично было бы предположить, что и реальная нагрузка курсантов соответствует равномерному распределению. Однако в реальности этого не происходит. Из графика видно, что средний прирост рейтинга в восьмом семестре почти в два раза выше, чем в седьмом. Недостаточно нагружены первый и второй семестры.

Интерес представляет относительный прирост рейтинга, вычисляемый как отношение прироста рейтинга к максимально возможному приросту (рис. 8). Максимально возможный прирост вычислялся как разница между максимально возможными рейтингами в смежных семестрах. Теоретически, если строго следовать заложенному в рейтинговой системе принципу, относительный прирост рейтинга не может превышать единицу.

♦ Относительные максимальные значения

— —Относительные минимальные значения

— — Относительные средние значения

Семестр

Рис. 8. Относительный прирост рейтинга

Однако из графика видно, что максимальное превышение относительного прироста рейтинга в 3, 4, 5-м и 8-м семестрах превышают единицу, что вряд ли может объясняться погрешностью расчета максимального рейтинга не по рейтинг-листам, а по количеству часов дисциплин. Более того, в восьмом семестре даже среднее значение относительного прироста превышает единицу. Налицо ошибки не только учета рейтинга, но и планирования учебного процесса. Суть этих ошибок следует выяснять отдельно.

Предлагаемая методика статистического оценивания учебной деятельности курсантов позволяет в фоновом режиме без проверки кафедр и факультетов отслеживать качество планирования и результатов учебного процесса.

Список литературы

1. Карабасов Ю.С. Всеобщее управление на основе качества: Учеб. пособие / Ю.С. Карабасов, А.И. Кочетов и др. М., 2003.

2. Стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образо-

вании на территории европы // Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.bp.ntf.ru/Directions/Education_Quality

3. Солонин С. И. Статистические методы как инструмент менеджмента в вузе // Качество, Инновации, Образование. 2002. № 3. С. 17—23.

Об авторе

А.А. Смирнов — канд. пед. наук, доц., КПИ ФСБ России, smirno-vaa2003@list. ги

82

УДК 378.147

Е.С. Минкова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ТРАНСПОРТА

Обосновывается необходимость подготовки менеджеров транспорта к риск-менеджменту; определяется теоретическая база и методологическое поле профессиональной деятельности и на их основе раскрываются концептуальные идеи рискологической подготовки специалистов транспорта в вузе

In this article the necessity of the transport managers training to risk-management is proved; the theoretical base and methodological field of the professional activity are determined and the conceptual principles of risk training of the transport specialists in Higher Educational Institution are revealed on their basis.

Высшее профессиональное образование сегодня имеет четкую прак-тико-ориентированную тенденцию, выражающуюся в конкретной за-данности образовательного результата. Государственные образовательные стандарты содержат в себе требования к выпускникам вуза, определяющие наиболее важные положения в деятельности того или иного специалиста. Менеджеры транспортной сферы как организаторы перевозок и управляющие транспортным предприятием, его подразделениями должны уметь решать управленческие задачи разного содержания. Их направленность определяется целями и задачами деятельности предприятия. Однако очевидно, что и ситуационные, факторные условия диктуют содержание управленческих решений.

С переходом к рыночным механизмам объективировалась необходимость обращения к понятиям «риск», «предпринимательский риск», «рисковые ситуации» и «риск-менеджмент». Устойчивая тенденция экономических и управленческих исследований в области предпринимательского риска нашла свое выражение в появлении новой научной и учебной дисциплины «Рискология». Методическое обеспечение данной дисциплины невелико: можно отметить учебное пособие В.П. Буянова, К.А. Кирсанова, Л.М. Михайлова «Рискология. Управление рис-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 82—86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.