Научная статья на тему 'Статистическое моделирование реализации стратегии современного промышленного предприятия на основе процессного подхода'

Статистическое моделирование реализации стратегии современного промышленного предприятия на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / STATISTICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Механцева К.Ф.

В статье на основе авторского определения качества предприятия предлагается статистическая модель оценки стратегического развития промышленного предприятия, ядром которой является панель управления качеством предприятия с точки зрения стратегии, позволяющая проводить анализ основных свойств сети процессов в рамках выбранной стратегии, статистический и графический анализ статики и динамики реализации стратегии сетью процессов. Построенная таким образом панель управления качеством промышленного предприятия с точки зрения стратегии выступает статистическим основанием для авторской разработки панели управления качеством предприятия в целом и панели управления результативностью предприятия с точки зрения заинтересованных сторон, а также позволяет развернуть их в панель управления качеством развития предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article on the base of the author’s definition of the enterprise quality the author proposed the statistical model for the assessment of the strategic development of the industrial enterprises, the core of which is a panel of quality management in terms of strategy, which allows to analyze the basic characteristics of the processes net within the chosen strategy, the statics and dynamics of the strategy implementation by the process net in the statistical and graphic forms. Constructed in a such way panel of the of quality management in terms of strategy serves the statistical base for the authoring panel of the enterprise quality management in general and the authoring panel of enterprise effectiveness in terms of stakeholders and allows to expand them in the enterprise evolution quality management panel.

Текст научной работы на тему «Статистическое моделирование реализации стратегии современного промышленного предприятия на основе процессного подхода»

К. Ф. Механцева

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В статье на основе авторского определения качества предприятия предлагается статистическая модель оценки стратегического развития промышленного предприятия, ядром которой является панель управления качеством предприятия с точки зрения стратегии, позволяющая проводить анализ основных свойств сети процессов в рамках выбранной стратегии, статистический и графический анализ статики и динамики реализации стратегии сетью процессов. Построенная таким образом панель управления качеством промышленного предприятия с точки зрения стратегии выступает статистическим основанием для авторской разработки панели управления качеством предприятия в целом и панели управления результативностью предприятия с точки зрения заинтересованных сторон, а также позволяет развернуть их в панель управления качеством развития предприятия.

Ключевые слова

Промышленное предприятие, стратегия, статистическая модель.

K. Ph. Mekhantseva

STATISTICAL MODELING OF THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISE ON THE BASIS OF THE PROCESS APPROACH

Annotation

In the article on the base of the author's definition of the enterprise quality the author proposed the statistical model for the assessment of the strategic development of the industrial enterprises, the core of which is a panel of quality management in terms of strategy, which allows to analyze the basic characteristics of the processes net within the chosen strategy, the statics and dynamics of the strategy implementation by the process net in the statistical and graphic forms. Constructed in a such way panel of the of quality management in terms of strategy serves the statistical base for the authoring panel of the enterprise quality management in general and the authoring panel of enterprise effectiveness in terms of stakeholders and allows to expand them in the enterprise evolution quality management panel.

Keywords

Industrial enterprise, strategy, statistical modeling.

Потенциал развития любого экономического объекта, и в особенности промышленного предприятия, в «новой» экономике, где скорость и гибкость определяют само существование последнего, как никогда привлекает исследователей [1]. Их интерес подогревают, с одной

стороны, новейшие информационные технологии практически с безграничными возможностями учета и анализа, и не менее широкий спектр экономических теорий и концепций. Мы воспользовались и тем, и другим для статистического моделирования качества современного

процессно-ориентированного промышленного предприятия [2].

Статистическая модель качества предприятия (рис. 1) формируется на стратегическом уровне управления и включает в себя агрегированные показатели всех его процессов, а также стратегии. Предлагаемая модель структурирована по всем видам комплексного анализа и предназначена для всех заинтересованных сторон предприятия, особенно для его собственников, внешних потребителей и поставщиков, персонала всего предприятия и представителей общества. Картой 9 чаще всего будут пользоваться собственники и топ-менеджеры, в частности для принятия решения о смене стратегии. Карта сопоставима по форме

с картами процесса (Карты 4-8) и поэтому легко разворачивается до первичной информации на уровне любого процесса предприятия. Мы предлагаем различать предприятие и сеть его процессов, например, при сравнении реализации стратегии — достижения показателей стратегических целей предприятием, и сетью процессов — достижения стратегических показателей каждым процессом, поскольку такой подход дает возможность статистически учесть синергию управления предприятием. Кроме того, это обусловливает возможность определения областей для совершенствования — процессов и стратегических целей предприятия.

9.4. Анализ основных свойств сети процессов с точки зрения реализации стратегии

Рисунок 1 — Статистическая модель качества предприятия

(табличный вид)

Карта 9. Панель управления качеством предприятия

Форма 9.1 отражает в ретроспективе реализацию стратегии предприятием — фактическое значение каждой стратегической цели в каждом периоде обследования сравнивается с плановым

Визуализация сравнения численных значений реализации стратегии в исследуемом периоде и в динамике позволяет топ-менеджерам предприятия принять решение о корректирующих и предупреждающих мероприятиях в следующем периоде.

В форме 9.1 представлена графическая панель реализации стратегии предприятием по каждой цели в отдельности и стратегии в целом. Визуализация развития стратегии позволяет топ-менеджерам не только отслеживать его, но и построить графический прогноз,

Форма 9.3 позволяет сравнить ожидания заинтересованных сторон с результативностью предприятия. Все агрегированные показатели рассчитываются как средние геометрические по соответствующей группе процессов, а показатели сети — по всем процессам. Чем больше численная разница между

(РезСтрЦ...(. )), а затем рассчитываются значения результативности каждой цели за все периоды, а также собственно динамическое значение реализации стратегии как средние геометрические по строкам и столбцам формы.

например, при помощи инструментов трендового моделирования.

Форма 9.2 позволяет оценить качество предприятия с точки зрения реализации стратегии по группам процессов, при этом все агрегированные показатели свойств процессов рассчитываются как средние геометрические по группам процессов [4]. Группа процессов с наименьшими значениями свойств и является областью для совершенствования, которая должна быть уточнена на уровне каждого процесса вплоть до показателей и соответствующих им требований [3].

ожидаемыми результатами и достигнутыми, тем больше вероятность появления внештатных ситуаций в управлении. Поэтому необходимо определить группу процессов, в которой она достигает наибольшего значения, и провести ее комплексный анализ для определения областей для совершенствования.

Карта 9. Форма 9.1. Панель реализации стратегии предприятием

\Стратегическая ^цель Периоды Стратегическая цель 1 Стратегическая цель . Стратегическая цель N Стратегия в целом

Факт Факт/План Факт Факт/План Факт Факт/План

Период 1 ЗначСтрЦ1 (1) РезСтрЦ1 (1) ЗначСтрЦ... (1) РезСтрЦ. (1) ЗначСтрЦ^ (1) РезСтрЦЫ (1) РезСтр(1)

Период ... ЗначСтрЩ (...) РезСтрЦ1 (...) ЗначСтрЦ. (...) РезСтрЦ. (...) ЗначСтрЦ^ (.) РезСтрЦ^ (.) РезСтр(.)

Период п ЗначСтрЩ (п) РезСтрЦ1 (п) ЗначСтрЦ. (п) РезСтрЦ. (п) ЗначСтрЦЧ (п) РезСтрЦ^ (п) РезСтр(]Ч)

Динамика РезСтрЦ1 РезСтрЦ. РезСтрЦ^ ДинРезСтр

Карта 9. Форма 9.2. Панель управления качеством предприятия с точки зрения стратегии

Группа процессов Результативность Эффективность Устойчивость

Основные процессы РезСтрО ЭффСтрО УстСтрО

Процессы управления РезСтрМ ЭффСтрМ УстСтрМ

Вспомогательные процессы РезСтрВ ЭффСтрВ УстСтрВ

Сеть процессов РезСтрСети ЭффСтрСети УстСтрСети

Карта 9. Форма 9.3. Панель управления результативностью предприятия с точки зрения заинтересованных сторон

Сеть процессов Основные процессы Процессы управления Вспомогательные процессы

Руководитель РезРукСети РезРукО РезРукМ РезРукВ

Команда РезКомСети РезКомО РезКомМ РезКомВ

Владелец РезВлСети РезВлО РезВлМ РезВлВ

Внутренние потребители РезВнутрПотрСети РезВнутрПотрО РезВнутрПотрМ РезВнутрПотрВ

Внутренние поставщики РезВнутрПостСети РезВнутрПостО РезВнутрПостМ РезВнутрПостВ

Потребители внешние РезВнешПотрСети РезВнешПотрО РезВнешПотрМ РезВнешПотрВ

Поставщики внешние РезВнешПостСети РезВнешПостО РезВнешПостМ РезВнешПостВ

Собственники РезСобСети РезСобО РезСобМ РезСобВ

Персонал РезПерсСети РезПерсО РезПерсМ РезПерсВ

Общество РезОбщСети РезОбщО РезОбщМ РезОбщВ

Заинтересованные стороны в целом РезЗССети РезЗСО РезЗСМ РезЗСВ

Форма 9.4 позволяет визуализировать анализ основных свойств сети процессов с точки зрения реализации стратегии по каждой цели. Здесь результативность стратегии предприятия определяется по отношению фактических значений показателя стратегической цели и ее планового значения, а результативность сети процессов рассчитывается как средняя геометрическая по значениям результативности процессов, отраженных в стратегических показателях соответствующей

стратегической цели. Тогда возможно оценить, насколько точно выбранные стратегические показатели отражают стратегию предприятия на уровне процессов: чем больше численная разница результативности стратегии предприятия и сети процессов, тем хуже определены стратегические показатели в них. Дополняя анализ значениями свойств эффективности и устойчивости, возможно более точно указать области для совершенствования.

Карта 9. Форма 9.4. Анализ основных свойств сети процессов

с точки зрения

:>еализации ^ стратегии

Группа процессов Результативность стратегии предприятия Сеть процессов Основные процессы Процессы управления Вспомогательные процессы

Результативность Эффективность Устойчивость Результативность Эффективность Устойчивость Результативность Эффективность Устойчивость Результативность Эффективность Устойчивость

Стратегическая цель 1

Стратегическая цель...

Стратегическая цель N

Стратегия в целом

Форма 9.5.1 позволяет провести ретроспективный анализ реализации стратегии сетью процессов и определить тенденции ее развития. При сближении в динамике показателей результативности стратегии предприятия и сети процессов без существенных изменений значений свойств эффективности и устойчивости возможно утверждать, что проводимые корректирующие и предупреждающие мероприятия являются адекватными и оказывают положительное влияние на развитие предприятия. Более подробный анализ по группам процессов дает представление об областях совершенствования. Визуальный контроль поведения результативности реализации стратегии предприятием и сетью процессов позволяет проводить форма 9.5.2 в виде временного графика по этим двум показателям.

Обе формы имеют удобное расположение значений показателей свойств групп процессов в виде шахматки.

Форма 9.7 представляет собой панель управления качеством предприятия и позволяет сравнить результативность сети процессов с результативностью предприятия в ракурсе стратегии, а также делает прозрачным анализ сети процессов сразу в

Форма 9.6 позволяет графически провести анализ устойчивости реализации стратегии в сети процессов по периодам и определить период ее замены. В форме проводится построение распределения результативности реализации стратегии всей сетью процессов в интервале от 55 до 155 % с шагом 10 %. Чем больше вершин имеет график, тем менее устойчива реализация стратегии сетью процессов. Появление двух вершин говорит о готовности сети процессов войти в устойчивое состояние (одной вершины), которое мы определяем как стагнацию или точку перехода к новой стратегии. Поэтому при появлении двух вершин на графике предприятию необходимо начинать разработку новой стратегии, которая позволит ему развиваться и дальше. В противном случае переход к новой стратегии будет носить скачкообразный характер, приводить к внештатным ситуациям, требующим дополнительных ресурсов.

нескольких разрезах — по группам процессов в статике и динамике в целом и относительно стратегии. При этом последовательность анализа может быть произвольной, а глубина обеспечивается сопоставимыми формами 9.8 и 9.9.

Карта 9. Форма 9.5.1. Анализ динамики реализации стратегии сетью процессов

Группа процессов Результативность стратегии предприятия Сеть процессов Основные процессы П уш роцессы авления Вспомогательные процессы

Результативность Эффективность Устойчивость Результативность Эффективность Устойчивость Результативность Эффективность Устойчивость Результативность Эффективность Устойчивость

Период 1

Период...

Период N

Карта 9.Форма 9.7. Панель управления качеством предприятия

Результативност ь Эффективность Устойчивост ь

В целом Стратегия В целом Стратегия В целом Стратегия

Группа процессов Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика

Основные

процессы

Процессы управления

Вспомогател ь-

ные процессы

Сеть

процессов

Предприятие

Предлагаемая панель управления качеством предприятия легко воспринимается, поскольку все значения представлены в процентной шкале. Действительно, оценить способность предприятия реализовать стратегию возможно сравнением значений результативности в статике сети процессов и предприятия: чем ближе эти значения, тем выше вероятность достижения поставленных стратегических целей. Кроме того, чем ближе эти значения к динамическим, тем более развит механизм стратегического управления на предприятии. В этом же разрезе легко увидеть группу процессов с наименьшим значением результативности и таким образом определить область для совершенствования. Сравнение значений результативности при реализации стратегии с аналогичными в целом по сети процессов и ее группам позволяет оценить степень зрелости предприятия: чем ближе эти значения, тем адекватнее предприятие идентифицирует свою деятельность. Значения результативности подкрепляются значениями эффективности и устойчивости, при этом эффективность свидетельствует об использовании

имеющихся ресурсов для достижения такой результативности, а устойчивость говорит о возможностях ее сохранения в будущем. Таким образом, предлагаемая панель располагает и прогнозными возможностями в отношении развития предприятия, поскольку если значения эффективности в статике и динамике близки, то возможно говорить о слабом механизме совершенствования, а при аналогичных близких значениях устойчивости — о слабых связях внутри сети. В итоге успешно развивающееся предприятие скорее всего будет иметь сильно отличающиеся значения показателей свойств в статике и динамике, слабо отличающиеся в целом и при реализации стратегии, а также при реализации стратегии сетью процессов и предприятием, и самые высокие в группе основных процессов.

Форма 9.8 разворачивает панель управления качеством до процессов в каждой группе, позволяя определить области для совершенствования — процессы с наиболее отличающимися значениями показателей свойств и перейти к их анализу на тактическом и оперативном уровнях.

Карта 9. Форма 9.8. Развернутая панель управления качеством предприятия

Группа процессов Результативность Эффективность Устойчивость

В целом Стратегия В целом Стратегия В целом Стратегия

Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика Статика Динамика

Основные процессы

О1

О...

О3

Процессы управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М1

М...

ММ

Вспомогательные процессы

В1

В.

ВК

Сеть процессов

Предприятие

Форма 9.9 разворачивает панель управления качеством предприятия до процессов со всеми их свойствами, позволяя откорректировать список процессов, к которым в первую очередь должны быть применены корректирующие и предупреждающие мероприятия. Она отвечает набору карт тактического и

оперативного уровня, позволяя тем самым разработать мероприятия, результаты которых должны отразиться на конкретных показателях процесса.

Карта 9 позволяет составить программу совершенствования всего предприятия через такие ее области, как стратегические цели, процессы и их связи [5].

Карта 9. Форма 9.9. Развернутая панель управления качеством развития

предприятия

Статистическая обеспеченность процесса Способность достигать результат Результативность статическая Результативность динамическая Эффективность статическая Эффективность динамическая Устойчивость статическая Устойчивость динамическая Воспроизводимость Производительность| Стоимость | Рентабельность | Количество корректирующих мероприятий Количество предупреждающих мероприятий

Основные процессы

О1

О.

О3

Процессы управления

М1

М...

ММ

Вспомогательные процессы

В1

В.

ВК

Сеть процессов

Таким образом, статистическая модель процессно-ориентированного предприятия представляет собой статистическую модель самооценки, которая позволяет принимать решение о сохранении стратегии или переходе к новой, проводить прозрачный мониторинг деятельности предприятия для всех заинтересованных сторон, а также разрабатывать целостную программу совершенствования и проводить ее постоянный контроль на основе всех статистических показателей, что, по сути, и отражает потенциал развития предприятия.

Библиографический список

1. Механцева, К. Ф. Об этапах дивергенции экономико-статистической категории «качество» в «новой» экономике // Экономика региона и ее инфраструктурное обеспечение в контексте социально-экономических изменений : материалы межрегион. науч. -практ. конф. профес.-преподават. состава и молодых ученых. 22 апреля 2010 г. / Рост. гос. эконом. ун-т. — Ростов н/Д, 2011.

2. Механцева, К. Ф. Статистическое моделирование качества организации: теория, методология, практика : дисс. д-ра эконом. наук. — Ростов н/Д, 2008.

3. Механцева, К. Ф. Статистическое моделирование качества продукции: теория и методология : моногр. /

под науч. ред. Н. П. Масловой. — Ростов н/Д, 2006.

4. Механцева, К. Ф. Об измерении процесса // Стандарты и качество. —

2007. — № 7.

5. Механцева, К. Ф. Процессный подход к оценке эффективности СМК // Все о качестве: Отечественные разработки. — 2005. — № 4. — С. 37.

Bibliographic list

1. Mekhantseva, K. Ph. About the stages of divergence of economic and statistical categories of the category «quality» in the «new» economy // The region's economy and its infrastructure provision in the context of socio-economic change: proceedings of science.-practical. conf. April 22, 2010. — Rostov-on-Don, 2011.

2. Mekhantseva, K. Ph. Statistical quality modeling organizations: theory, methodology, practice : diss. of the doctor of economic sciences. — Rostov-on-Don,

2008.

3. Mekhantseva, K. Ph. Statistical modeling product quality: theory and methodology : monograph / ed. by N. P. Maslova. — Rostov-on-Don, 2006.

4. Mekhantseva, K. Ph. On the measurement of process // Standards and quality. — 2007. — № 7.

5. Mekhantseva, K. Ph. Process approach to evaluating the effectiveness of the QMS // All about quality: Domestic developments. — 2005. — № 4. — P. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.