Научная статья на тему 'Статистическое изучение использования сети Интернет населением в Российской Федерации'

Статистическое изучение использования сети Интернет населением в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1411
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / INFORMATION SOCIETY / DIGITAL ECONOMY / INTERNET / PUBLIC SERVICE / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгих Екатерина Алексеевна, Паршинцева Лидия Сергеевна

Рассмотрены основные результаты опросов населения Российской Федерации об использовании информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за период с 2014 г. по 2016 г. Выполнен анализ использования населением сети Интернет, в том числе в разрезе пола, возраста, места проживания. Особое внимание уделено изучению использования Интернета для приобретения, заказа товаров и услуг. В статье дана характеристика наиболее популярных товаров и услуг, заказываемых населением через Интернет. Рассмотрено использование сети Интернет с целью взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Уделено внимание вопросу использования населением Единого портала государственных услуг Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STATISTICAL STUDY OF THE USE OF THE INTERNET BY THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The main results of surveys of the population of the Russian Federation on the use of information technologies and information and telecommunication networks for the period from 2014 to 2016 have been described. An analysis of the population’s use of the Internet, including in terms of gender, age, place of residence has been made. Particular attention has been paid to the study of the use of the Internet for the purchase, ordering of goods and services. The article characterizes the most popular goods and services ordered by the population via the Internet. The use of the Internet for the purpose of interaction with public authorities and local self-government has been considered. This paper pays attention to using by our population of the Single portal of public services of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Статистическое изучение использования сети Интернет населением в Российской Федерации»

УДК 311

JEL 030

DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-108-112

Долгих Екатерина Алексеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: ekaterina-d@inbox.ru

Паршинцева Лидия Сергеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

e-mail: lsparshintseva@yandex.ru

Dolgikh Ekaterina

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: ekaterina-d@inbox.ru

Parshintseva Lydiya

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: lsparshintseva@yandex.ru

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НАСЕЛЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассмотрены основные результаты опросов населения Российской Федерации об использовании информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за период с 2014 г. по 2016 г. Выполнен анализ использования населением сети Интернет, в том числе в разрезе пола, возраста, места проживания. Особое внимание уделено изучению использования Интернета для приобретения, заказа товаров и услуг. В статье дана характеристика наиболее популярных товаров и услуг, заказываемых населением через Интернет. Рассмотрено использование сети Интернет с целью взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Уделено внимание вопросу использования населением Единого портала государственных услуг Российской Федерации.

Ключевые слова: информационное общество, цифровая экономика, Интернет, государственные услуги, электронная коммерция.

A STATISTICAL STUDY OF THE USE OF THE INTERNET BY THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The main results of surveys of the population of the Russian Federation on the use of information technologies and information and telecommunication networks for the period from 2014 to 2016 have been described. An analysis of the population's use of the Internet, including in terms of gender, age, place of residence has been made. Particular attention has been paid to the study of the use of the Internet for the purchase, ordering of goods and services. The article characterizes the most popular goods and services ordered by the population via the Internet. The use of the Internet for the purpose of interaction with public authorities and local self-government has been considered. This paper pays attention to using by our population of the Single portal ofpublic services of the Russian Federation. Keywords: information society, digital economy, Internet, public service, e-commerce.

Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время все быстрее проникают в различные сферы жизни и деятельности населения. В связи с тем, что развитие информационно-коммуникационных технологий раскрывает новые возможности и перспективы, важным является всесторонний анализ их применения в повседневной жизни и степени их доступности для населения [4].

Для оценки использования Интернета населением для различных целей взяты результаты опросов населения Российской Федерации (далее - РФ), проведенных Федеральной службой государственной статистики. В обследовании приняли участие частные домашние хозяйства и лица в возрасте 15-72 лет -члены этих домохозяйств.

В 2016 г. в Российской Федерации персональные компьютеры имели 80,6 % населения. При этом данный показатель демонстрирует положительную динамику с 2014 г. (на 5,4 п. п.). Следует отметить, что обеспеченность населения персональными компьютерами в городской местности выше, чем в сельской (84,3 % против 69,6 %, соответственно, в 2016 г.).

Большинство лиц, имеющих персональный компьютер, используют его регулярно. Так, в конце 2016 г. 74,3 % населения в возрасте от 15 до 72 лет использовали персональный компьютер в течение года, при этом 70,9 % в течение трех последних месяцев. Безусловно частота использования персональных

© Долгих Е.А., Паршинцева Л.С., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

компьютеров зависит от места проживания. Так, доля населения, использующего персональный компьютер в течение последних трех месяцев, составляет 75,1 %, а доля сельского - 58,0 %. Частота использования персональных компьютеров зависит и от возраста населения. Если доля молодежи в возрасте 15-4 лет, использующих персональные компьютеры в течение последних трех месяцев, составляла 95,5 % в 2016 г., то доля лиц в возрасте 65-72 лет -19,9 %.

В настоящее время сложно представить работу за компьютером без выхода в сеть Интернет. Интернет удобен не только для поиска и обмена информацией, но и для оплаты бытовых услуг, совершения покупок и т. д. В 2016 г. Интернет использовали 80,8 % населения Российской Федерации. Важно отметить, что место проживания оказывает влияние на использование сети Интернет. Так, доля жителей городской местности, использовавших его, составила 84,3 %, а доля жителей сельской была равна 70,3 %. Среди молодежи в возрасте 15-24 лет 98,1 % использовали сеть Интернет в 2016 г. С увеличением возраста доля населения, использующего Интернет, снижается. Так, всего 32,9 % лиц в возрасте 65-72 лет использовали Интернет. Следует заметить, данный показатель увеличился по всем возрастным группам в 2016 г. по сравнению с 2014 г., причем наиболее заметный рост отмечается в старших возрастных группах (в группе населения в возрасте 55-64 лет - на 12,6 п. п., в группе 65-72 лет - на 12,1 п. п.) [2].

С развитием электронной торговли особую актуальность приобретает вопрос, насколько широко население использует Интернет для приобретения, заказа товаров и услуг [3]. Так, в 2016 г. около трети населения, использующего Интернет (30,2 %), заказывали с его помощью товары и услуги, причем по сравнению с 2014 г. показатель увеличился на 5 проц. п. В городской местности доля населения, использующего Интернет для заказа товаров и услуг, выше, чем в сельской, и составила 33,1 % против 19,7 % в 2016 г.

Молодежь более активно использует Интернет для совершения покупок. Так, доля лиц в возрасте 2534 лет составила 38,6 % в 2016 г. Также достаточно велико значение изучаемого показателя в возрастных интервалах 15-24 лет и 35-44 лет (30,3 % и 31,9 % соответственно). Среди лиц старшей возрастной группы, использующих Интернет (65-72 лет), 13 % совершали покупки и заказывали услуги через Интернет.

Наиболее популярными товарами, покупаемыми через Интернет, являются одежда, обувь, спорттовары -доля населения, заказывающего их, составила 48,3 % в 2016 г., увеличившись по сравнению с 2014 г. на 4,2 проц. п. (табл. 1). Достаточно велика доля населения, использующая сеть Интернет для получения финансовых услуг (28,9 %). Обращает на себя внимание тот факт, что данный показатель заметно возрос в 2016 г. по сравнению с 2014 г. - на 10,4 п. п.

Таблица 1

Наиболее популярные товары и услуги, заказываемые населением через Интернет в 2016 г.

Товары, услуги Часть общей численности населения в возрасте 15-72 лет, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг

2014 г. 2016 г.

Одежда, обувь, спорттовары, % 44,1 48,3

Финансовые услуги (банковские услуги, денежные переводы,

услуги страхования, операции с акциями и иными ценными 18,5 28,9

бумагами и др.), %

Предметы домашнего обихода (мебель, посуда, столовые

приборы, постельное белье, предметы интерьера, игрушки 27,5 25,6

и др.), %

Билеты на развлекательные мероприятия, % (концерты, те- 14,1 17,8

атр, спортивные соревнования и др.), %

Телекоммуникационные услуги (телевидение, услуги по доступу

к сети Интернет, фиксированная и сотовая связь и др.), % 12,3 17,6

Окончание таблицы 1

Часть общей численности населения в возрасте

Товары, услуги 15-72 лет, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг

2014 г. 2016 г.

Услуги, связанные с организацией путешествий (покупка билетов, бронирование гостиниц, аренда транспорта и др.), % 18,1 17,5

Электронное оборудование (бытовая техника, мобильные телефоны, электролампы, батарейки и др.), % 17,5 13,9

Книги, журналы, газеты (в том числе электронные), % 12,9 11,9

Фильмы, музыка, % 10,0 10,7

Медицинские товары, % 8,3 10,3

Источник: [6]

При заказе товаров и услуг через Интернет наиболее популярным способом оплаты является банковская карта - этот способ используют 68,4 % населения. Причем следует отметить, что данный показатель увеличился на 21,2 п. п. по сравнению с 2014 г. Также достаточно велика доля населения, оплачивающего товары, заказанные через Интернет, наличными по факту доставки (36,7 %). При этом доля населения, использующего данный способ оплаты, снизилась за исследуемый период на 6,9 проц. п. В связи с ростом популярности банковских карт постепенно теряют актуальность такие способы оплаты, как использование платежных терминалов, электронных денег, банковских отделений и др.

Несмотря на стремительное развитие покупок через Интернет, достаточная часть населения не использует данный способ по различным причинам. Самой распространенной причиной отказа от интернет-покупок является предпочтение личных покупок (53,7 % от численности населения, не использующего Интернет для заказа товаров и услуг). Также достаточно велика доля населения, которое отмечает отсутствие необходимости в заказе товаров и услуг через Интернет (36,5 %).

В настоящее время имеет место тенденция к расширению взаимодействия населения и органов государственной власти и местного самоуправления. Так, доля взаимодействовавшего населения в 2016 г. составила 56,1 %, увеличившись почти в 2 раза по сравнению с 2014 г.

В последние годы актуализируется использование населением Интернета с целью взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления (28,8 %). При этом 22,5 % населения предпочитают личное посещение. Следует также отметить развитие популярности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, доля населения, воспользовавшегося их услугами, возросла на 6,9 п. п. с 2014 г. по 2016 г. и составила 11,8 %.

Наиболее популярным использование Интернета для получения государственных и муниципальных услуг является в возрастной группе 25-34 лет (67,7 % от численности лиц, получающих государственные и муниципальные услуги) в 2016 г. Также значение данного показателя достаточно велико в возрастных группах 15-24 лет и 35-44 лет (62,3 % и 63,8 % соответственно).

С внедрением электронного документооборота возникает необходимость использования электронной подписи, которая представляет собой цифровой аналог подписи человека. Но в Российской Федерации данный инструмент пока еще не распространен: в 2016 г. только 4,3 % населения имели электронную подпись. При этом следует отметить рост показателя в 1,6 раза по сравнению с 2014 г.

С конца 2009 г. функционирует Портал государственных услуг РФ. В 2016 г. на нем было зарегистрировано 22 % от численности населения в возрасте 15-72 лет. Актуальность и удобство использования данной системы подтверждает тот факт, что доля зарегистрированного на Портале населения возросла в 2,4 раза по сравнению с 2014 г.

В 2017 г. на Портале государственных услуг было зарегистрировано 65 млн человек, что превышает значение показателя в 2012 г. в 18 раз (рис. 1). Так, в среднем ежегодно отмечался прирост численности зарегистрированных пользователей на 78,4 %. Ежедневно на Портал заходили в среднем 1,2 млн человек.

в 70

ц

58 <а

1 50 «

о

эт

л

Ц

О

с

о ш

н о <а

30

I 10 -

0 "I-1-1-1-1-г

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Источник: [5]

Рис. 1. Динамика численности зарегистрированных пользователей на Едином портале государственных услуг, млн человек

Наиболее популярной категорией государственных и муниципальных услуг, получаемой населением с использованием Интернета, является «Здравоохранение и медицина» (32,4 % пользователей). Также часто пользователи Портала запрашивали информацию, касающуюся налогов и сборов (18,7 %) и услуг МВД / ГИБДД (18,1 %) (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее популярные категории государственных и муниципальных услуг, получаемых населением с использованием сети Интернет

Категория Часть общей численности населения в возрасте 15-72 лет, получающего государственные и муниципальные услуги

2014 г. 2016 г.

Здравоохранение и медицина, % 7,3 11,3

Налоги и сборы, % 12,1 16,0

Услуги МВД / ГИБДД, % 4,9 18,1

Жилищно-коммунальное хозяйство, % 9,4 18,7

Образование и наука, % 15,9 32,4

Источник: [6]

Среди населения, использующего Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, 66,8 % получали информацию через официальные веб-сайты и порталы. Следует отметить снижение данного показателя на 10,1 п. п. по сравнению с 2014 г. Более половины населения использует Интернет для записи на прием (50,6 % в 2016 г.).

Скачивание типовых форм для заполнения и отправка заполненных форм и других необходимых документов в электронном виде потеряли актуальность - доля лиц, использующих их, снизилась соответственно на 11,3 п. п. и 16,7 п. п. в 2006 г. по сравнению с 2014 г.

Несмотря на активное развитие порталов и сайтов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, 28,5 % населения сталкивались с проблемами при их получении в 2016 г. [1]. При этом 17 %

населения отметили технический сбой на сайтах и порталах, а 8,7 % жаловались на недостаточную, неясную или устаревшую информацию. Важно отметить, что за период с 2014 г. по 2016 г. доля лиц, сталкивающихся с проблемами при получении государственных и муниципальных услуг в Интернете, сократилась на 5 п. п.

Таким образом, можно констатировать, что цифровые технологии, в частности сеть Интернет, развиваясь быстрыми темпами, все прочнее входят в жизнь и деятельность населения.

Библиографический список

1. Горидько, Н. П. Россия на пути к цифровой экономике: ловушки и вызовы / Н. П. Горидько, Р. М. Нижегородцев // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - С. 67-74.

2. Ефимова, М. Р. Статистический анализ развития информационного общества в Российской Федерации / М. Р. Ефимова, Е. А. Долгих // Вестник университета. - 2018. - № 9. - С. 90-94.

3. Ефимова, М. Р. Цифровая экономика: роль статистики в Индустрии 4.0 / М. Р. Ефимова, Е. А. Долгих // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 1-2 февраля 2018 г.). - Спб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - С. 114-117.

4. Зайцев, А. Г. Статистический анализ развития информационного общества в регионах РФ / А. Г. Зайцев, Е. В. Такмакова // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 1-2 февраля 2018 г.). - Спб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - С. 50-52.

5. Министерство цифрового развития, связи имассовыхкоммуникаций РоссийскойФедерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.minsvyaz.ru (дата обращения: 27.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2018).

References

1. Gorid'ko N. P., Nizhegorodtsev R. M. Rossiya na puti k tsifrovoi ekonomike: lovushki i vyzovy [Russia on its way to digital economy: traps and challenges], Shag v budushchee: iskusstvennyi intellekt i tsifrovaya ekonomika: materialy 1-i Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Step into the future: artificial intelligence and digital economy: proceedings of the 1st International scientific and practical conference], Moscow: Izdatel'skii dom GUU, 2017, pp. 67-74.

2. Efimova M. R., Dolgikh E. A. Statisticheskii analiz razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii [Statistical analysis of information society development in the Russian Federation], Vestnik universiteta, 2018, I. 9, pp. 90-94.

3. Efimova M. R., Dolgikh E. A. Tsifrovaya ekonomika: rol' statistiki v Industrii 4.0 [Digital economy: the role of statistics in industry 4.0], Statistika v tsifrovoi ekonomike: obuchenie i ispol'zovanie: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Statistics in the digital economy: training and use: proceedings of the international scientific and practical conference], Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGEU, 2018, pp. 114-117.

4. Zaitsev A. G., Takmakova E. V Statisticheskii analiz razvitiya informatsionnogo obshchestva v regionakh RF [Statistical analysis of information society development in Russian regions], Statistika v tsifrovoi ekonomike: obuchenie i ispol'zovanie: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Statistics in the digital economy: training and use: proceedings of the international scientific and practical conference], Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGEU, 2018, pp. 50-52.

5. Ministerstvo tsifrovogo razvitiya, svyazi i massovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii [Ministry of digital development, communications and mass media of the Russian Federation]. Available at: www.minsvyaz.ru (accessed 27.11.2018).

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal state statistics service]. Available at: www.gks.ru (accessed 10.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.