Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ'

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ / КАЧЕСТВО / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБЪЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ДИНАМИКА / ОЦЕНКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимов А.Н., Капустина Е.И., Григорьева О.П.

Актуализируется проблема обеспечением здорового образа жизни, равного доступа всех слоев общества к спортивной инфраструктуре, необходимостью совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, а также совершенствования организационно-управленческой, кадровой, научно-методической, медико-биологической спортивной деятельности, пропаганды физической культуры и спорта и др. В целом, основной задачей ставится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. Целью настоящего исследования является изучить и проанализировать уровень доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий Ставропольского края, оценить структуру и степень обеспеченности региона объектами физической культуры и спорта. В настоящее время деятельность учреждений физической культуры и спорта в рыночном пространстве предполагает активную работу руководителей по повышению конкурентоспособности учреждения, что предусматривает постоянное повышение качества оказываемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимов А.Н., Капустина Е.И., Григорьева О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL STUDY OF THE AVAILABILITY AND QUALITY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH SERVICES FOR THE POPULATION OF RURAL AREAS OF THE STAVROPOL TERRITORY

The problem of ensuring a healthy lifestyle, equal access of all segments of society to sports infrastructure, the need to improve the training of high-class athletes and sports reserves, as well as improving organizational and managerial, personnel, scientific and methodological, medical and biological sports activities, promotion of physical culture and sports, etc. is actualized. In general, the main task is to create a new national system of physical culture and sports education of the population. The purpose of this study is to study and analyze the level of accessibility and quality of physical culture and recreation services for the population of rural areas of the Stavropol Territory, to assess the structure and degree of provision of the region with physical culture and sports facilities. Currently, the activity of physical culture and sports institutions in the market space involves the active work of managers to improve the competitiveness of the institution, which provides for a constant improvement in the quality of services provided.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»

3. Al-Ammori A. Methods and means of information protection / A. Al-Ammori, P.V. Dyachenko, A.E. Klochan, E.V. Ba-kun, I.K. Kozelyatskaya // The scientific heritage. 2020. No. 51. pp. 32 - 42.

4. Kipkeeva A.M. Information security - the most important element of ensuring economic Organization security / A.M. Kip-keeva, A.A. Urusov // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 40 (5). pp. 157-161.

5. Kulzhabayeva Zh.O. On the question of the concept of information / Zh.O. Kulzhabayeva, Yu.S. Kostyanaya // Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2020. No. 3 (61). pp. 150 - 158.

6. Positive technologies - https://www.ptsecurity.com/ru-ru/.

EDN: PBDEUO

А.Н. Герасимов - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической безопасности, статистики и эконометрики, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, gerasimov_77_77@mail.ru,

A.N. Gerasimov - doctor of economics, professor, head of the department of economic security, statistics and econometrics, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia;

Е.И. Капустина - к.э.н., доцент кафедры кафедрой экономической безопасности, статистики и эконометрики, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, elena79-26reg@mail.ru,

E.I. Kapustina - phd in economics, associate professor, department of economic security, statistics and econometrics, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia;

О.П. Григорьева - к.э.н., доцент кафедры кафедрой экономической безопасности, статистики и эконометрики, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, ksuta_stav@mail.ru,

O.P. Grigorieva - phd in economics, associate professor, department of economic security, statistics and econometrics, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ STATISTICAL STUDY OF THE AVAILABILITY AND QUALITY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH SERVICES FOR THE POPULATION OF RURAL AREAS OF THE STAVROPOL TERRITORY

Аннотация. Актуализируется проблема обеспечением здорового образа жизни, равного доступа всех слоев общества к спортивной инфраструктуре, необходимостью совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, а также совершенствования организационно-управленческой, кадровой, научно-методической, медико-биологической спортивной деятельности, пропаганды физической культуры и спорта и др. В целом, основной задачей ставится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. Целью настоящего исследования является изучить и проанализировать уровень доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий Ставропольского края, оценить структуру и степень обеспеченности региона объектами физической культуры и спорта. В настоящее время деятельность учреждений физической культуры и спорта в рыночном пространстве предполагает активную работу руководителей по повышению конкурентоспособности учреждения, что предусматривает постоянное повышение качества оказываемых услуг.

Abstract. The problem of ensuring a healthy lifestyle, equal access of all segments of society to sports infrastructure, the need to improve the training of high-class athletes and sports reserves, as well as improving organizational and managerial, personnel, scientific and methodological, medical and biological sports activities, promotion of physical culture and sports, etc. is actualized. In general, the main task is to create a new national system of physical culture and sports education of the population. The purpose of this study is to study and analyze the level of accessibility and quality of physical culture and recreation services for the population of rural areas of the Stavropol Territory, to assess the structure and degree of provision of the region with physical culture and sports facilities. Currently, the activity of physical culture and sports institutions in the market space involves the active work of managers to improve the competitiveness of the institution, which provides for a constant improvement in the quality of services provided.

Ключевые слова: доступность, качество, физкультурно-оздоровительные услуги, объекты физической культуры и спорта, динамика, оценка, региональное развитие, исследование, нормативы, стандарты качества жизни.

Keywords: accessibility, quality, fitness and wellness services, objects of physical culture and sports, dynamics, assessment, regional development, research, standards, standards of quality of life.

Благодарности: работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ, победители конкурса исследовательских проектов коллективов Ставропольского государственного аграрного университета (протокол от 29.04.2022 г.), приказ № 233 от 18.05.2022 г.

Acknowledgments: the work was carried out with the support of the Stavropol State Agrarian University, the winners of the competition of research projects of the Stavropol State Agrarian University teams (protocol of 29.04.2022), Order No. 233 of 18.05.2022.

Качественному укреплению здоровья человека в любом возрасте могут способствовать систематические занятия спортом и физической культурой, поэтому существует необходимость повышения эффективности управления в области физической культуры и спорта на уровне государства и муниципальных образований. Данная проблема привлекает внимание многих учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Изучением различных аспектов управления физической культуры и спорта занимались как отечественные, так и зарубежные авторы: Бескровная В.А. [1], Галкин В.В., Кондрашов Д.Д., Душанин А.П., Кузин В.В., Сейранов С.Г., Жолдак В.И. и т.д.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ обозначена значимость физической культуры и спорта в формировании человеческого потенциала страны, стабилизации демографической обстановки и снижение смертности населения в трудоспособном возрасте [5]. Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегии социально-экономического развития Ставропольского края, а также в государственной программе Ставропольского края «Развитие образования» [4].

С целью проведения комплексной оценки регионального развития объектов культуры и физической культуры и спорта, были собраны и систематизированы официальные данные по исследуемым объектам (сферам) и ключевым показателям, характеризующим их динамичное развитие.

Проведенное нами исследование показало, что в 2021г. общая численность спортивных сооружений в Ставропольском крае составляла 5036 единиц, при этом прирост в динамике составил 5,2 % относительно 2019 г. и 2,9 % к уровню 2020 г. Из общего числа спортивных сооружений доля муниципальных объектов составила порядка 82 % в 2021 г. и 81,5 % в 2019 г. В соответствии с федеральным законом от 04.12.2077г. №329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц.

По официальной информации Министерства физической культуры и спорта Ставропольского края на начало 2023г. в Ставропольском крае числятся 20 спортивных объектов, находящихся в муниципальной собственности, 8 спортивных объектов, относящихся к государственным бюджетным учреждениям, две автономные некоммерческие организации - Спортивно-стрелковый клуб «Кавказ» и спортивный клуб «Ника», 4 общества с ограниченной ответственностью: «Профи Спорт», «Лидер Спорт», «ЮНОСТЬ», «Алекс Фитнес».

Общая численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах составляла 44571 чел. Стадионов с трибунами 45, плавательных бассейнов - 111, спортивных залов - 1204, плоскостных спортивных сооружений - 2944 (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика численности спортивных сооружений в Ставропольском крае

Показатель 2019 2020 2021 2021 в % к 2019

1 2 3 4 5

Число спортивных сооружений - всего 4786 4892 5036 105,23

из них муниципальные 3901 3989 4138 106,07

из общего числа спортивных сооружений: стадионы с трибунами 47 46 45 95,75

из них муниципальные 39 39 37 94,87

Плоскостные спортивные сооружения 2833 2896 2944 103,92

из них муниципальные 2482 2532 2604 104,92

Спортивные залы 1205 1239 1204 99,92

из них муниципальные 891 929 913 102,47

Плавательные бассейны 90 94 111 123,33

из них муниципальные 28 30 36 128,57

Число детско-юношеских спортивных школ (включая филиалы) 67 72 75 111,94

из них самостоятельные 53 57 59 111,32

Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, человек 40134 41383 44571 111,06

Количество плоскостных спортивных сооружений в динамике выросло на 3,92 % (или 111 единиц). Из них объекты муниципального назначения составляют 88,45 % в 2021 г. и 87,62 % в 2019 г., т.е. наблюдается рост доли объектов плоскостных спортивных сооружений муниципального назначения. В крае растет число детско-юношеских спортивных школ: с 67 в 2019 г. до 75 в 2021 г., т.е. рост на 11,94 % или 8 объектов.

Рисунок 1 - Уровень обеспеченности спортивными сооружениями в разрезе муниципальных образований Ставропольского края

По административному центру - г. Ставрополь, в 2021 г. зарегистрированы 914 объектов спортивной направленности, что превышает показатель предыдущего 2020г. на 1,2 % (11 сооружений) и уровень 2019 г. на 3,04 % (27 сооружений), что свидетельствует о выделении средств на возведение дополнительных спортивных сооружений в краевом центре. Лидером по количеству спортивных сооружений является Георгиевский городской округ с показателем 256 спортивных сооружений (рост 3,2 % относительно 2019 г.). В Буденовским муниципальном образовании обеспеченность спортивными сооружениями также на высоком уровне: в 2021 г. их число составило 229 объектов, что выше предыдущего года на 4,6 %.

4,5

■ 2019 ■ 2020 Х» 2021

Рисунок 2 - Уровень обеспеченности стадионами с трибунами в разрезе муниципальных образований Ставропольского края

Наименьший уровень обеспеченности стадионами с трибунами в большинстве муниципалитетов составляет 1 объект, однако, к лидерам можно отнести Изобильненский городской округ, оснащенный 4 стадионами с трибунами. В Петровском городском округе имеется 3 стадиона с трибунами.

По данным паспортов муниципальных образований края следует, что в Буденновском муниципальном образовании наибольшее число спортивных залов - 84 единицы в 2021 г., что ниже уровня 2019г. на 7,7 % (7 объектов) и уровня 2020 г. на 4,65 % (3 единицы). В Труновском муниципальном округе наименьшее количество спортивных залов (13 единиц), то есть недостаточная обеспеченность округа спортивными объектами. г.Ставрополь закономерно лидирует по числу обеспеченности спортивными залами, уровень которых динамично растет на 10 единиц с 2019 г.

По обеспеченности плавательными бассейнами на отчетную дату 2021г. лидирует город-курорт Кисловодск, где наблюдается резкое увеличение числа объектов в 2,44 раза (на 13 единиц). В среднем по большинству муниципальных округов наличие бассейнов определяется на уровне 1 -3 единиц.

я

о

^ ^ м м м

_ Я ooooooooooo тЗ %

ш о оз а %

"О Я Александровский.^

О О Ч О

"О Город-курорт... ~ О О

U) Апанасенковский.. ——— Р Д ,

>0 1 w о г, м-

2 А Арзгирский МО == О

0> Андроповский МО =-— СО <5.

g CD Благодарненскии ГО g | ^

'S а Буденновскиймо — ч; i<; .'s. Ч,

Я Я _ ^ __нн % о

5 S Георгиевский ГО ^^^^^^^^^ g"g \ \\

■Е 2 Грачевский МО =— С 03 %. О

а я „ , _ ____s о - V.

3 Д Изобильненскии ГО ^^^^^^^^^^^^^ Я Я + % с+ О

g g Ипатоаский ГО £ W*%

Я S Кировский ГО 5 0> Ii"V4l4>

СГ Д Кочубеевский МО g g °

X g Коасногваплрйгций -S-^0«

О О ■ Курский МО === о Л

"О О 5 Левокумский МО >ТЗ Д g % \

g У В Минераловодский...^^^^^^ S § о />\

Ш Я о Нефтекумский ГО =Г--2 О

Д g ° Новоалександровс...^—Д g

Яд ю Новоселицкий МО — Я Я £ ^V'

о __С. »ч С, О

о Я - Петровский ГО SS »I V\>o

Н _g Предгорный МО =^=====i С5 W \

Я Степновский МО ■§ S

0 а о сп

Я Я Труновскиймо --g Д ^\ \

g Е Туркменский МО == О Е \

? Я ШпаковскийМО № §

G г ^" О S Чо^Ъ

g О Город-курорт...^^^=— Я Ol '

1 2 Город-курорт__________2 8? *

-в g Г.Лермонтов ^В К§ ЯС \ \

й Ст г.Невинномысск g

д Г® S

» Я 2 Я

СО

п> п ч

I

х >

О) &

0)

ООООООООЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^иооооооооо Т-ТЗ ^ Александровский МО _

о Апанасенковский МО -— I

П д Арзги рении МО --ц-

О Андропоеский МО :--^

Я г_ „ __ _

и)

С

3 ^ Георгиевский ГО <-п ^ Грачевский МО

Я § Изобильненский ГО

2 ^ Ипатовский ГО —--^

щ Р Кировский ГО О

Е 2. _ Кочубеевский МО --и>

си £ Красногвардейский МО

о о ¡^

О^ Д Курении МО

"О <1

Левокумский МО

о я К Минераловодский ГО

К Д Нефтекумский ГО Р О

д ^ Новоалександровский ГО

^ М Новоселицкий МО

(»»¡О К Петровский ГО

Ч § Предгорный МО

И "О Советский ГО

0 Д Степновский МО

Я £2 Труновский МО

О «

Ц Туркменский МО

Вгн

О ^ Шпэковский МО

О ы Город-курорт Ессентуки

^ Й Город-курорт..

я и Город-курорт Кисловодск

^ Г.Лермонтов

X г.Невинномысск Город-курорт Пятигорск

Как показывают аналитические данные, Георгиевский городской округ лидирует по показателю обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями среди других муниципалитетов края. Число плоскостных спортивных сооружений в 2021 г. составило 172 объекта, и рост с 2019 г. составил 4,87 % или 8 объектов. Наименьший показатель по уровню обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями наблюдается в Туркменском муниципальном образовании: 27 объектов в 2021 г. при абсолютном увеличении в 2019 г. на 2 объекта. Административный центр - г. Ставрополь обеспечен плоскостными спортивными сооружениями в количестве 586 единиц, рост за 3 года составил 14 объектов.

4500

■ 2019 ■ 2020 1 2021

Рисунок 6 - Динамика численности занимающихся в детско-юношеских спортивных школах сооружениями в разрезе муниципальных образований Ставропольского края

Показатель численности детей, занимающихся в детско-спортивно юношеских школах -весьма важный показатель развития детей, молодежи, влияющий на уровень здоровья и дальнейший образ жизни. Максимальное число детей, посещающих спортивные школы, определяется в краевом центре и насчитывает порядка 6839 человек. Стоит отметить, что с каждым годом все больше детей становятся посетителями данных спортивных учреждений, о чем говорит рост на 283 чел. с 2019 г. Город-курорт Ессентуки также имеет значительные показатели занятий детей в спортивных школах: 3950 чел. в 2021г., при росте численности на 17,9 % (или 600 чел.). Также, в остальных городах КМВ наблюдается высокий уровень занятых в спортивных школах: средний показатель составил 2174 единицы.

К целевым показателям устойчивого развития сельских территорий на долгосрочный период - повышение доли сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 37,3 процентов.

В рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2021г. было дополнительно выделено 21 млн. руб. на реализацию 3 проектов по благоустройству парковых зон в Грачевском, Апанасенковском и Левокумском округах, построить две спортивные площадки, отремонтировать систему отопления в образовательной школе и один сельский Дом культуры. В настоящее время в рамках госпрограммы в регионе выполнены ремонтные и строительные работы на сумму 149,7 млн рублей. На конец июля 2021 г. полностью завершен капремонт Домов культуры в хуторах Сотников и Усть-Невинский Кочубеевского округа, строительство спортплощадки в станице Зольской Кировского округа, модернизация системы водоснабжения поселка Новый Георгиевского округа и села Полтавского Курского округа, благоустройство центра села Круглолессного Александровского округа. На некоторых остальных объектах работы продолжаются.

Дальнейшее наше исследование заключалось в выборе аналитических показателей уровня доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для оценки степени выполнения минимально допустимых значений. В качестве анализируемых показателей доступности и качества физкультурно-оздоровительных для населения сельских территорий Ставропольского края были отобраны:

- отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к минимально допустимому уровню обеспеченности;

- отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к минимально допустимому уровню обеспеченности;

- доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов, %;

- доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов, %;

- доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %

Построение стандартизированных коэффициентов и их сравнение с минимальными количественными значениями показателей доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг произведем в разрезе всех природно-климатических зон Ставропольского края агрегированно по исследуемым показателям. Первая природно-климатическая зона является зоной овцеводческой, засушливой и территориально охватывает 5 муниципальных образований края. Вторая зона является зоной зерново-овцеводческой, засушливой и территориально включает 9 муниципальных образований края. Третья зона Ставрополья является зоной зерново-скотоводческой, неустойчивого уважения, с территориальным охватом 8 муниципальных районов. Четвертая зона края представлена 4 муниципальными образованиями и носит название зоны достаточного увлажнения, прикурортной.

Полученные стандартизированные коэффициенты можно охарактеризовать следующим образом:

- если 2 = 1, критерий доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг выполняется;

- если < 1, критерий доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг не выполняется;

- если > 1, критерий доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг перевыполняется, что свидетельствует о высоком уровне доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий.

Оценка уровня доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг в I природно-климатической зоне определила следующие показатели, соответствующие установленным минимально допустимым значениям:

- доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов ^ = 83,77 - показатель превышает нормативное значение в 83,77 раз);

- доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов ^ = 250 - показатель превышает нормативное значение в 250 раз).

На рисунке 7 представлено наглядное изображение стандартизированных коэффициентов и минимально допустимых значений показателей, равных единице.

Отношение фактической обеспеченности населения

площадью спортивных залов (включая школьные) к минимально допустимому уровню обеспеченности

1000,00

Доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом,%

Отношение фактической обеспеченности населения

площадью плоскостных спортивных сооружений к минимально допустимому уровню обеспеченности

Доля площадп школы

Доля площадп спортивных объектов, гаходящнхся в аварийном

спортивных объектов, находящихся в аварийном

состоянии и/илн требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных...

состоянии и/нлн требующих капитального ремонта в общей площадп спортивных объектов, %

Рисунок 7 - Сравнение стандартизированных коэффициентов доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий I природно-климатической зоны Ставропольского края с минимально допустимыми

К числу показателей, не соответствующих установленным минимально допустимым значениям по I природно-климатической зоне, относится:

- отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к нормативному уровню обеспеченности (2 = 0,27 - показатель ниже нормативного значения на 73 %);

- отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к нормативному уровню обеспеченности (2 = 0,67 - показатель ниже нормативного значения на 33 %);

- доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом (2 = 0,08 - показатель ниже нормативного значения на 92 %).

Таблица 2 - Среднее значение стандартизированных коэффициентов показателей уровня

доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг на сельских территориях во II природно-климатический зоне в сфере физической культуры и спорта

Показатель 2021 ЗОНА II

Отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к нормативному уровню обеспеченности 0,41

Отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к нормативному уровню обеспеченности 0,94

Доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов, % 156,99

Доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов, % 155,95

Доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, % 0,05

На рисунке 8 представлено наглядное изображение средних значений стандартизированных коэффициентов и минимально допустимых значений показателей, равных единице по II природно-климатической зоне.

Рисунок 8 - Сравнение стандартизированных коэффициентов доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий II природно-климатической зоны Ставропольского края с минимально допустимыми значениями

Полученные результаты оценки уровня доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг на сельских территориях во II природно-климатический зоне позволяют сделать следующие выводы.

К числу показателей, соответствующих установленным минимально допустимым значениям, относятся следующие:

- доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов (^ = 156,99 - показатель выше минимально допустимого значения в 156,99 раза);

- доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов (^ = 155,95 -показатель выше минимально допустимого значения в 155,95 раза).

К числу показателей II природно-климатической зоны, не соответствующих установленным минимально допустимым значениям, относятся следующие:

- отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к нормативному уровню обеспеченности ^ = 0,41 - показатель ниже минимально допустимого значения на 59 %);

- отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к нормативному уровню обеспеченности ^ = 0,94 - показатель ниже минимально допустимого значения на 6 %);

- доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом ^ = 0,05 - показатель ниже минимально допустимого значения на 95 %).

На рисунке 9 представлено наглядное изображение стандартизированных коэффициентов и нормативных значений показателей физкультурно-оздоровительных услуг по III природно-климатической зоне, равных единице.

Рисунок 9 - Сравнение стандартизированных коэффициентов доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий III природно-климатической зоны Ставропольского края с минимально допустимым значением

К числу показателей, не соответствующих установленным минимально допустимым значениям, относится:

- отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к минимально допустимому уровню обеспеченности ^ = 0,30 - показатель ниже минимально допустимого значения на 70 %);

- отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к минимально допустимому уровню обеспеченности (z = 0,96 - показатель ниже минимально допустимого значения на 4 %);

- доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов (z = 0,16 - показатель ниже минимально допустимого значения на 84 %);

- доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов (z = 0,16 - показатель ниже минимально допустимого значения на 84 %);

- доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом (z = 0,05 - показатель ниже минимально допустимого значения на 95%).

Таким образом, из всех рассмотренных зон Ставропольского края, все учитываемые показатели доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг по III природно-климатической зоне не соответствуют установленным минимально допустимым значениям. По I и II природно-климатическим зонам Ставропольского края не соответствуют установленным минимально допустимым значениям следующие показатели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к нормативному уровню обеспеченности,

- отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к нормативному уровню обеспеченности,

- доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Таблица 3 - Стандартизированные коэффициенты показателей доступности и качества

физкультурно-оздоровительных услуг для населения на сельских территориях IV природно-климатической зоны

Показатель 2021 IV ЗОНА

Отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к нормативному уровню обеспеченности 0,25

Отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к нормативному уровню обеспеченности 1,12

Доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов, % 250,00

Доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов, % 250,00

Доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, % 0,03

На рисунке 10 представлено наглядное изображение стандартизированных коэффициентов и минимально допустимых значений показателей по IV природно-климатической зоне края, равных единице.

Полученные результаты оценки уровня доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения в IV природно-климатической зоне Ставропольского края позволяют сделать следующие выводы.

К числу показателей, соответствующих установленным минимально допустимым значениям, относятся следующие:

- отношение фактической обеспеченности населения площадью плоскостных спортивных сооружений к минимально допустимому уровню обеспеченности (^ = 1,12 - показатель выше минимально допустимого на 12 %);

- доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов (^ = 250 - показатель выше минимально допустимого в 250 раз);

- доля площади школьных спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов (^ = 250 - показатель выше минимально допустимого в 250 раз).

Отношение фактической обеспеченности населения

площадью спортивных залов (включая школьные) к минимально допустимому

уровню обеспеченности 1000,00000

занимающихся физической

Доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29

культурой и спортом, %

Отношение фактической обеспеченности населения

площадью плоскостных спортивных сооружений к минимально допустимому уровню обеспеченности

треоующих капитального ремонта в общей площади школьных спортивных объектов, %

находящихся в аварш состоянии и/или

Доля площади спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии и/или требующих капитального ремонта в общей площади спортивных объектов, %

♦ Минимально допустимое значение ^^"Фактическое значение

Рисунок 10 - Сравнение стандартизированных коэффициентов доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг для населения сельских территорий IV природно-климатической зоны Ставропольского края с минимально допустимыми значениями

К числу показателей, не соответствующих установленным минимально допустимым значениям, относятся следующие:

- отношение фактической обеспеченности населения площадью спортивных залов (включая школьные) к минимально допустимому уровню обеспеченности (г = 0,25 - показатель ниже минимально допустимого значения на 75 %);

- доля детей и сельской молодежи в возрасте 5-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом (г = 0,03 - показатель ниже минимально допустимого значения на 97 %).

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. С точки зрения государственного муниципального управления, физическая культура и спорт, в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура - это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, которые не только зависят от влияния социальной системы, но и сами активно воздействуют на различные стороны и сферы общественной жизни - политику, экономику, культуру и другие.

Предусмотренные Российским государством преобразования в данной сфере осуществляются с определенной целью - обеспечение вклада физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала граждан России, а так же, укрепление и сохранение здоровья людей, воспитание подрастающего физически здорового поколения. В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин сообщил: «Россия вступает в новый век, и здоровье нации становится абсолютным приоритетом государственной политики».

Как приоритетные должны приниматься и реализовываться программы развития физической культуры и спорта среди детей и подростков, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма и других девиантных отклонений среди подростков. Целесообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения. Физическая культура и спорт должны иметь единое информационное пространство. Основополагающая цель пропаганды - создание в обществе приоритетов здорового образа жизни, ограничение девиантных форм поведения, повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, настойчивое формирование в массовом сознании понимания жизненной необходимости этих занятий.

Источники:

1. Бескоровная В.А. Нормативно-правовые и экономические основы функционирования физической культуры и спорта в Российской Федерации // Законодательство и экономика. №9. М.: 2007. С. 51-56.

2. О физической культуре и спорте в Ставропольском крае: Федер. закон от 23.06.2016 № 59-кз [Принят Думой Ставропольского края20 16.07.2016г.] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов

3. Озиева, Л. С. Физическая культура и спорт : учебное пособие. - Махачкала: Магас. : ИП Овчинников Михаил Артурович, 2022. - 164 с.

4. Куценко М.А., Тарасов П.В., Мирошкин Д.Ю., Иванников А.И., Джавахов А.В. Важность физической культуры в жизни человека // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: материалы национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2021. С. 314-318.

5. Кихтенко Л.Ф. Концептуальные основы развития системы образования Ставропольского края в области физической культуры // Вестник экспертного совета. №2(9). 2017.

6. Соловьева Т.С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культурой и спортом // Проблемы развития территорий : качество жизни и человеческий потенциал территорий.

7. Физическая культура и спорт : учебник / под ред. Филимонова С.И., Андрющенко Л.Б. М. : КНОРУС. 2022. 612 с.

8. Polozov A., Akhmetzyanov A.R. The technology of obtaining the hignest possible result in the upcoming match of toplevel basketball teams // American journal of sports science. 2019. С. 11-19.

References:

1. Beskorovnaya V.A. Normative-legal and economic foundations of the functioning of physical culture and sports in the Russian Federation // Legislation and economics. No.9. Moscow: 2007. pp. 51-56.

2. About physical culture and sports in the Stavropol Territory: Feder. Law No. 59-kz of 23.06.2016 [Adopted by the Duma of the Stavropol Kray20 on 16.07.2016] // Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents

3. Ozieva, L. S. Physical culture and sport : a textbook. - Makhachkala: Magas. : IP Ovchinnikov Mikhail Arturovich, 2022. - 164 p.

4. Kutsenko M.A., Tarasov P.V., Miroshkin D.Yu., Ivannikov A.I., Javakhov A.V. The importance of physical culture in human life // Physical culture and sport in higher educational institutions: materials of the national scientific and practical conference. St. Petersburg. 2021. pp. 314-318.

5. Kikhtenko L.F. Conceptual foundations of the development of the education system of the Stavropol Territory in the field of physical culture // Bulletin of the Expert Council. №2(9). 2017.

6. Solovyova T.S. The level of physical activity and motivation of the urban population to engage in physical culture and sports // Problems of development of territories: quality of life and human potential of territories.

7. Physical culture and sport : textbook / ed. Filimonova S.I., Andryushchenko L.B. M. : KNORUS. 2022. 612 p.

8. Polozov A., Akhmetzyanov A.R. The technology of obtaining the highest possible result in the upcoming match of top-level basketball teams // American journal of sports science. 2019. PP. 11-19.

EDN: ^ВУСЫ

Т.А. Головина - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, golovina_t78@m ail.ru,

T.A. Golovina - doctor of economical sciences, professor, Head of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ REGIONAL-INDUSTRY DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Арктический регион представляет собой экономически и стратегически значимую территорию не только для Российской Федерации, но и для всего мира. Регионально-отраслевое развитие Арктики может быть успешным как с точки зрения эффективности экономических процессов, так и ненанесения ущерба хрупкой экосистеме региона, рачительного использования природных ресурсов и сохранения исконной среды обитания коренных народов - только при условии реализации данной политики на широкой научной платформе. Такой подход позволяет не только более эффективно преодолевать риски и вызовы, связанные как с экономическим освоением данного региона, так и с адаптацией жизнедеятельности в высоких широтах к происходящим там климатическим изменениям. В статье сделан вывод о том, что рост хозяйственной деятельности в Арктической зоне может повлечь увеличение негативного воздействия на окружающую среду Арктики. Тем самым ведение экономической деятельности должно осуществляться с учетом экологических интересов. Для этого среди приоритетов социально-экономического развития Арктической зоны России необходимо закрепить принцип наукоемкого сочетания экономических и экологических интересов ключевых стейкхолдеров данной территории. Целесообразно особое внимание уделить интеграции систем льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.