Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЛАНОВО-ФИНАНСОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЛАНОВО-ФИНАНСОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное управление / проект / проектное подразделение / статистический анализ / диаграмма Гантта / федеральная программа / национальная программа / project management / project / project division / statistical analysis / Gantt chart / federal program / national program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизавета Николаевна Катасонова

Рассмотрены вопросы необходимости внедрения проектного управления в бюджетных организациях, осуществляющих выполнение контрольных точек проектов. Сформулированы новые подходы к формированию в бюджетных организациях проектных подразделений, в том числе: предложены цель, задачи, функционал, а также примерный кадровый состав таких отделов. Отмечено, что в обязанности проектных управляющих должен быть включен, проводимый на основе статистических данных, мониторинг временных издержек на реализацию проекта. Наряду с диаграммой Гантта предложено использование дополнительных графических способов анализа статистической информации о ходе реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL MONITORING OF INTERACTION OF PLANNING AND FINANCIAL DIVISIONS OF BUDGETARY AND COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE INTERESTS OF PROJECT MANAGEMENT

Discussed the need to implement project management in government organizations that implement projects. New approaches to the formation of project divisions in budget organizations are formulated, including the purpose, tasks, functionality, and approximate personnel composition of such departments. It is noted that the responsibilities of project managers should include monitoring of time costs for project implementation based on statistical data. Along with the Gantt diagram, the use of additional graphical methods for analyzing statistical information about the progress of the project is proposed

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЛАНОВО-ФИНАНСОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 31:33 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10369

ББК 65.050 © Е.Н. Катасонова, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

СТАТИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЛАНОВО-ФИНАНСОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Елизавета Николаевна Катасонова, заместитель начальника отдела программно-целевого обеспечения НИОКР Центра организации научно-технической деятельности, кандидат экономических наук ФКУ НПО «СТиС» МВД России (111024, г. Москва ул. Пруд Ключики, д. 2) E-mail: verkatas2.0@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы необходимости внедрения проектного управления в бюджетных организациях, осуществляющих выполнение контрольных точек проектов. Сформулированы новые подходы к формированию в бюджетных организациях проектных подразделений, в том числе: предложены цель, задачи, функционал, а также примерный кадровый состав таких отделов. Отмечено, что в обязанности проектных управляющих должен быть включен, проводимый на основе статистических данных, мониторинг временных издержек на реализацию проекта. Наряду с диаграммой Гантта предложено использование дополнительных графических способов анализа статистической информации о ходе реализации проекта.

Ключевые слова: проектное управление, проект, проектное подразделение, статистический анализ, диаграмма Гантта, федеральная программа, национальная программа.

STATISTICAL MONITORING OF INTERACTION OF PLANNING AND FINANCIAL DIVISIONS OF BUDGETARY AND COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE INTERESTS OF PROJECT MANAGEMENT

Elizaveta N. Katasonova, Deputy Head of the Department of Program and Target Support of scientific works of the Center

for organizing scientific and technical activities, Candidate of Economic Sciences

FKU NPO "STiS" of the Ministry of Internal Affairs of Russia (111024, Moscow St. Klyuchiki pond, 2)

E-mail: tverkatas2.0@mail.ru

Abstract. Discussed the need to implement project management in government organizations that implement projects. New approaches to the formation of project divisions in budget organizations are formulated, including the purpose, tasks, functionality, and approximate personnel composition of such departments. It is noted that the responsibilities of project managers should include monitoring of time costs for project implementation based on statistical data. Along with the Gantt diagram, the use of additional graphical methods for analyzing statistical information about the progress of the project is proposed.

Keywords: project management, project, project division, statistical analysis, Gantt chart, federal program, national program.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Катасонова Е.Н. Статистический мониторинг взаимодействия планово-финансовых подразделений бюджетных и коммерческих организаций в интересах проектного управления. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):281-6.

В коммерческих организациях последним десятилетием, а в государственном секторе экономики начиная с 2018 года, начался стремительный переход от процессного типа управления к проектному, которое потребовало коренных структурных изменений в руководстве порядком выполнения работ.

Основным стимулом для такого перехода стало

подписание Президентом Российской Федерации В.В. Путиным так называемых «майских Указов», в том числе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года», на основании которого был создан Совет по стратегическому развитию и национальным проектам.

Результатом утвержденного Указа стала всесто-

_ 281

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ронняя и взаимосвязанная работа всех Министерств и ведомств по реализации 12 национальных проектов, включающих 72 федеральных проекта, охватывающих все сферы деятельности государства.

Для контроля и анализа результатов реализации проектов на всех уровнях власти были сформированы проектные офисы, в целом курируемые Департаментом проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации. На правительственном уровне реализована система контроля, анализа и оценки достижений кураторами проектов контрольных точек, являющихся вехами в ходе выполнения проекта в целом.

Фактически реализация проектов осуществляется при взаимодействии субъектов различных уровней. Так, в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется 6 федеральных проектов, среди которых «Цифровое государственное управление», способствующее: развитию доступа граждан и организаций к основным государственным услугам и сервисам в цифровом виде; созданию национальной системы управления данными; развитию инфраструктуры «электронного Правительства Российской Федерации»; внедрению сквозных платформенных решений в государственное управление.

Изучение основных программных документов дало возможность определить два управленческих уровня: Правительственный и уровень Министерств, которые определяют направления развития страны в рамках реализуемых проектов и принимают решения по их корректировке (рис. 1).

Правительственный уровень

Куратор национальной программы и федерального проекта - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Проектный офис Правительства Российской Федерации.

Уровень Министерств

Реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление»

Руководитель национальной программы - Министр цифрового развития, связи п массовых коммуникаций Российской Федерации. Администратор национального проекта -заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Руководитель федерального проекта «Цифровое государственное управление» - первый заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Руководитель рабочей группы «Государственное управление» -директор по стратегическому планированию и развитию ООО «Ренова-Холдинг Рус».

Рисунок 1. Уровни управления национальной программой и федеральным проектом

Оба уровня относятся к управленческому звену, в котором прослеживаются основные черты проектного управления, в том числе функционирующий проектный офис Правительства Российской Федерации.

Непосредственная реализация федеральной программы и, соответственно, национального проекта осуществляется различными органами исполнительной власти и организациями.

В частности, Министерство внутренних дел Российской Федерации непосредственно задействовано в выполнении федерального проекта «Цифровое государственное управление» в части создания и совершенствования государственной информационной системы миграционного учета («ГИСМУ»).

От Министерства за реализацию задач в рамках программы назначены профильные Департаменты и подведомственные организации, которые сопровождают работы в целях достижения контрольных точек проекта и программы.

Таким образом, помимо двух уровней управления проектами существуют уровни непосредственной их реализации, а именно уровень Министерств, а также Департаментов и подчиненных организаций.

При этом, если на Правительственном уровне выполнение работ осуществляется в формате проектного управления, то на уровне Министерств и подчиненных им подразделений все также действует система процессного управления. Это связано, прежде всего, со статичной штатной численностью и строго определенной структурой Министерств и подчиненных им организаций, что не позволяет коренным образом изменить формат их деятельности, а также исключает саму возможность внедрения проектных офисов как обособленного подразделения на уровне фактических исполнителей проектов.

Введение в действие проектных подразделений на исполнительском уровне обусловлено рядом объективных причин:

• повсеместное создание проектных офисов на высшем уровне управления государством;

• увеличение количества задач, ставящихся в связи с необходимостью реализации проектов;

• повышение объема документооборота между всеми уровнями, реализующими мероприятия проектов;

• необходимость принятия взвешенных управленческих решений в ходе выполнения работ;

• организация контроля за ходом выполнения текущих задач и поручений, сопровождающих ход выполнения работ в целях достижения конечных целевых установок проекта;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

• организация контроля строго целевого и полного освоения ассигнований проектов;

• проведение межведомственных согласований проектной документации и результатов их выполнения, подготовка отчетной информации.

В этой связи представляется целесообразным решение вопроса создания проектных подразделений на уровне Департаментов и подчиненных им организаций, участвующих в реализации различных проектов. Необходимо учитывать характер проектов и их специфику, основанную на закрытости (секретности) некоторых видов работ, в том числе, связанных с разработкой новых видов техники, проведением дорогостоящих исследований, подержанием высокого уровня систем комплексной безопасности.

Учитывая, что рассматриваемые субъекты проектного управления представляют собой организации, имеющие целостную структуру со строго установленной штатной численностью сотрудников и ежегодно планируемым объемом финансирования на оплату их труда, внесение изменений в структуру субъекта планирования — длительный процесс, требующий соответствующих согласований, выделением дополнительных средств, подбором персонала, перераспределением функций и задач.

В этой связи представляется целесообразным создать у субъектов исполнения проектов специализированные обособленные подразделения, кадровый состав которых формируется из наиболее опытных сотрудников отделов Департаментов и подчиненных им организаций, заинтересованных в выполнении работ по проектам.

Состав сотрудников проектного подразделения может быть переменным, закрепляемым соответствующим приказом руководства, что позволит сократить риски, связанные с внезапными кадровыми перестановками, в том числе увольнением лиц, входящих в его состав. Предполагается, что он должен состоять из наиболее опытных сотрудников следующих заинтересованных подразделений:

• контрактная служба (служба организации закупок);

• планово-экономический отдел;

• финансовая служба (финансово-экономический отдел);

• отдел контроля и противодействия коррупции.

Также в проектный офис необходимо включить

инженеров и научных сотрудников как специалистов, способных оценить реализуемость технических требований к разработкам и закупкам в рамках проекта и участвующих в согласовании разрабатываемых до-

кументов с технической точки зрения.

Руководителем проектного подразделения может выступать любой из сотрудников вышеуказанных служб.

Задачей сотрудников проектного подразделения является постоянный мониторинг проблемных вопросов, связанных с согласованием документации в рамках проекта, а также налаживание коммуникаций как с сотрудниками отделов внутри субъекта, так и с внешними организациями в целях повышения качества выполнения этапов (контрольных точек) проекта.

Кроме того, проектное подразделение должно быть основным контролером хода реализации проекта, использующее в своей деятельности все возможные методы анализа статистических данных. В том числе для оценки временных издержек на проведение отдельных этапов работ по проекту наиболее часто применяют диаграмму Гантта. Однако для наиболее качественного мониторинга плана-графика выполнения работ необходимо использование дополнительных данных о проекте и построение на их основе диаграмм, посредством которых возможен углубленный анализ статистических данных в области проектного планирования.

Учитывая, что реализацию конкретной контрольной точки также можно рассматривать в качестве целостного проекта, то и выполнение работ по созданию государственной информационной системы миграционного учета также можно представить в виде совокупности этапов, в том числе, связанных с подготовительными работами (до заключения контракта) и непосредственным выполнением проекта.

Для удобства контроля и анализа процесса реализации работ по «ГИСМУ», мониторинга временных затрат на их выполнение, и в конечном итоге построения необходимых диаграмм целесообразна группировка исходных данных проекта (контрольной точки) по принципу последовательности действий (табл. 1).

Процедуры, отраженные до заключения контракта, возможно отнести к предпроектному этапу управления, а выполнение этапов работ — непосредственный процесс реализации проекта, который может достигать 4 лет. В целях адекватности планирования и заполнения плановых значений необходимо отталкиваться от срока завершения конечного этапа контрольной точки.

В частности, в соответствии с ведомостями исполнения опытно-конструкторской работы «ГИСМУ» достижение данной контрольной точки федеральной целевой программы «Цифровое государственное управление» определено в 2021 году, что является итоговым значением в мониторинге временных издержек

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

на выполнение проекта. Предшествующие даты необ- ляемыми нормативными правовыми актами в области ходимо заполнить в соответствии со сроками, опреде- размещения и контрактования.

Таблица 1

Этапы выполнения контрольной точки в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление»

Контролируемые этапы Дата предварительного контроля Сроки выполнения этапов Отклонение в сроках выполнения, дни

План Факт

Предпроектный этап

Подготовка и утверждение технического задания 18.08.2019 01.09.2019 16.09.2010 +15

Определение начальной (максимальной) цены контракта 1.10.2019 11.10.2019 08.10.2019 - 3

Согласование документации с ФАС России 20.10.2019 25.10.2019 19.10.2019 -6

Подготовка и согласование конкурсной документации 20.10.2019 25.11.2019 19.11.2019 -6

Размещение конкурсной документации в единой информационной системе в сфере закупок 20.11.2019 27.11.2019 26.11.2019 -1

Заключение государственного контракта 25.12.2019 12.01.2020 30.12.2019 -13

Этап выполнения проекта. Выполнение этапов работ в соответствии с ведомостью исполнения

Разработка технического проекта 23.07.2020 01.08.2020 - -

Разработка программной документации 23.10.2020 01.11.2020 - -

Создание опытного образца 23.03.2021 01.04.2021 - -

Проведение предварительных испытаний 23.06.2021 01.07.2021 - -

Проведение государственных (приемочных) испытаний 23.10.2021 01.11.2021 - -

Построенная на основе полученных данных гистограмма является оптимальным способом мониторинга временных затрат, а также отклонений в скорости реализации проекта.

До даты окончания этапа проекта необходимо проводить промежуточный анализ возможности его своевременного выполнения. В связи с этим стандарт-

ный вариант диаграммы необходимо дополнить датой предварительного контроля. За несколько дней до планируемой даты завершения этапа возможно своевременное принятие управленческих решений, ускоряющих сроки выполнения работ по проекту, нейтрализующих возможные угрозы срыва сроков исполнения проектов (рис. 2).

Рисунок 2. Диаграмма мониторинга сроков выполнения этапов работ по проекту

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

При незначительных отклонениях в сроках реализации проекта предложенная диаграмма является сложно анализируемой, в связи с чем предлагается

Графический анализ статистических данных позволяет наглядно представить отклонение фактических сроков выполнения проекта от запланированных, при этом целесообразно рассмотреть вопрос адекватности устанавливаемой даты предварительного контроля, эффективности работы специалистов, выполняющих проект. В связи с этим подтверждается необходимость создания проектного подразделения, способствующего своевременному разрешению проблемных вопросов в рамках проектного управления.

Подводя итоги вышеперечисленного необходимо отметить, что реализация крупномасштабных проектов, проводимых в том числе в рамках национальных и федеральных программ состоит из множества контрольных точек и решаемых в их пределах задач. В свою очередь каждая контрольная точка представляет собой проект с комплексом длительно реализуемых мероприятий. Проектное управление как системное явление необходимо внедрять не только на правительственном уровне, но и на уровне непосредственных исполнителей проектов, меняя при этом стандартное процессное мышление управленцев. Одним из значимых этапов становления проектного управления на уровне непосредственных исполнителей, является введение проектных подразделений, осуществляющих мониторинг и комплексный анализ временных издержек на выполнение контрольных точек проекта, на основе сгруппированных соответствующим образом статистических данных о ходе проведения его эта-

ее форматирование путем наложения двух значений: фактического и планируемого сроков выполнения (рис. 3).

пов. Предлагаемый подход позволит снизить нагрузку на сотрудников, сопровождающих работы по проекту, возложив часть обязанностей, в том числе по разрешению проблемных вопросов в области согласования документации, взаимодействия с заказчиками проекта и направления отчетной (контрольной) информации, на проектное подразделение.

Деятельность проектного подразделения должна быть основана на принципе простоты его построения, а также состоять из четырех основных элементов: целевая установка, функционал сотрудников, решаемые ими задачи и кадровый состав, который определяется видом выполняемых работ.

Одним из основных преимуществ проектного подразделения в бюджетных организациях должно стать отсутствие расширения штата сотрудников, что позволит сохранить расходы на оплату их труда.

Литература

1. Бирюков В., Кузнецова Е.И. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике / Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3. С. 14-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дианов Д.В. Оценочная деятельность, статистический учет и аудит в системе обеспечения экономической безопасности и защиты интересов государства / Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 7. С. 127-133.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО 25.12.2019

КОНТРАКТА

РАЗМЕЩЕНИЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В... 20.11.2019 Фактические сроки выполнения

ПОДГОТОВКА И СОТ ЛАС ОВ AHITE КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 20.10.2019

СОГЛАСОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ С 20.10.2019 Плановые сроки выполнения

ФАС РОССИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ

01.10.2019

КОНТРАКТА

ПОДГОТОВКА И УТВЕРЖДЕНИЕ 16.09.2010 13.0S.2019

ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ 1 1

Рисунок 3. Графический анализ сроков выполнения этапов работ по проекту

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Долбилов А.В. Влияние коррупционных преступлений на экономическую безопасность Российской Федерации / Миграционное право.

2017. № 3. С. 37-40.

4. Дронник Н.А. Офис управления проектами в государственных организациях //Аллея науки.

2018. № 5 (21). т. 4. С. 553-558.

5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, официальный сайт URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/882/ (дата обращения: 30.05.2020).

6. Некрасова О.И. Формирование устойчивой экономической политики предприятия на основе проектного управления / Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 190-196.

7. Цуркан М.В., Николаенко В.С. Универсальная модель зрелости проектного управления: управление интеграцией проекта / Менеджмент сегодня. 2019. № 2. С. 150-157.

References

1. Biryukov V., Kuznetsova E.I. sState Property and the public sector in the market economy / World

economy and international relations. 2002. no. 3. P. 14-21.

2. Dianov D.V. Evaluation activity, statistical accounting and audit in the system of ensuring economic security and protecting the interests of the state / Economics, statistics and Informatics. Vestnik UMO. 2011. no. 7. Pp. 127-133.

3. Dolbilov A.V. influence of corruption crimes on the economic security of the Russian Federation / Migration law. 2017. No. 3. P. 37-40.

4. Drannik N.A. Office of project management in public organizations //Alley science. 2018. № 5 (21). vol. 4. P. 553-558.

5. Ministry for digital development, communications and mass communications official site URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (accessed: 30.05.2020).

6. Nekrasova O.I. Formation of the sustainable economic policy of the enterprise on the basis of project management / Economics: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. No. 11-1. P. 190-196.

7. Tsurkan M.V., Nikolaenko V.S. Universal model ofproject management maturity: project integration Management / Management today. 2019. No. 2. P. 150-157.

Коммерческое право

учебник

ПЯТОЕ ИЗДАНИЕ

/-ч

m

Коммерческое право. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Н.Д. Эриашвили. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены понятие, принципы и субъекты коммерческого права, а также механизм правового регулирования коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Представлены особенности договорной политики коммерческих организаций, классификация договоров, отражающих взаимоотношения сторон при заключении коммерческих сделок, вопросы регулирования налоговых отношений, а также административной и уголовной ответственности за преступления в сфере коммерческой деятельности. Раскрыто участие нотариуса в юридических действиях общества с ограниченной ответственностью и его участников. Учтены последние юридические акты, относящиеся к коммерческой деятельности организаций.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических и юридических вузов, для предпринимателей и юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.