Научная статья на тему 'Статистический анализ влияния экономических установок и уровня субъективного экономического благополучия населения на степень рациональности потребления'

Статистический анализ влияния экономических установок и уровня субъективного экономического благополучия населения на степень рациональности потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / CONSUMER BEHAVIOR / ECONOMIC PATTERNS / STATISTICAL MODEL OF RATIONAL BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND ECONOMIC MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Владимир Александрович

В статье проанализированы современные концепции исследования нерациональности экономического поведения применительно к поведению потребителей. Разработаны принципы получения эмпирических данных о свойствах экономических субъектов, предложена методика статистической оценки закономерностей типологизации потребителей по степени экономической эффективности потребления. Сформулированы основные принципы синтеза в статистической модели эмпирических данных о личностных свойствах потребителей, экономических установок и субъективного экономического благополучия с эффективностью потребительских решений. Предложены методы агрегации микроэкономических данных экономических субъектов на уровень экономики для комплексной характеристики асимметрии потребительского поведения и степени отклонения реальной экономической эффективности от нормативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE IMPACT OF ECONOMIC PATTERNS AND PERCEIVED NATIONAL PROSPERITY ON RATIONAL CONSUMER BEHAVIOUR

The paper analyzes the modern concept of irrationality of economic behavior with regard to consumer behavior. The principles of obtaining empirical data on the behavior of economic agents are described; the statistical methods of consumer behavior classification according the degree of economic efficiency of consumption are suggested. The author describes the basic principles of synthesis of the statistical model of empirical data on consumer behavior, economic attitudes and perceived economic prosperity with the effectiveness of consumer decisions. The methods for the aggregation of microeconomic data on economic agents to the macro-economic level for the comprehensive analysis of the asymmetry in consumer behavior and the degree of deviation of the actual economic performance from the benchmark performance are laid out.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ влияния экономических установок и уровня субъективного экономического благополучия населения на степень рациональности потребления»

документов единых стандартов подготовки, а также недостаточный учет фактора возрастания степени открытости национального и региональных рынков в современных условиях вступления России в ВТО. Такие документы различаются по глубине проработки, форме и содержанию, в них недостаточно учитываются отраслевой и пространственный разрезы, межотраслевые и межрегиональные связи, балансы производства и потребления на конкретных территориях. В этой связи необходима содержательная структуризация и тщательная проработка уже принятых к реализации и разрабатываемых программ социально-экономического развития на предмет адекватности сложившимся реалиям и выявленным стратегическим перспективам. Их целевые установки и мероприятия по реализации должны пройти процедуру системного согласования, в рамках которого потребуется оценить меру их ресурсной сбалансированности, выявить возможные противоречия целевых установок и инструментов экономической политики, обосновать требования к их синхронизации, определить узкие места и поставить задачу дополнения существующего набора программ новыми с целью обеспечения крити -ческой массы воздействия на ход воспроизводственных процессов и минимизации негативных системных эффектов в условиях вступления России в ВТО. Считаем целесообразным возобновление использования балансовых методов планирования с учетом известных рыночных механизмов ограничений масштабов и форм их применения.

Таким образом, стратегическое планирование развития сложных социально-экономических систем и комплексов народного хозяйства в условиях ускорения интеграционных процессов национальной экономики в мировое хозяйство, обусловленное вступлением России в ВТО, становится ключевым инструментом, обеспечивающим идентифицикацию перспективных направлений экономического роста, выявление возможностей национального экономического потенциала и его отдельных структурных элементов, а также координацию деятельности государственных институтов развития по выработке и реализации стратегических плановых решений.

1. Бурутин В.В. Проблемы налогообложения нефтяной отрасли и государственное регулирование ее развития // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3 (47).

2. Жизнин С. Энергетическая дипломатия и модернизация ТЭК // Международная жизнь. 2012. № 4.

3. Коноваленко Н.П. Внешнеэкономическая стратегия нефтегазового комплекса России в условиях глобализации мировой энергетики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).

4. Лисов В. России необходима наукоемкая «сырьевая экономика» // Экономика и ТЭК сегодня. 2012. № 18.

5. Остроумова Е.Г. ТЭК России в ХХ1 веке // Газовая промышленность. 2011. № 6.

6. Порошин Ю.Б., Круглов В.С., Зацаринин С.А. Развитие промышленного экспорта предприятий Саратовского региона в условиях действия норм и правил Всемирной торговой организации // Вестник СГСЭУ. 2013. № 2 (46).

7. Сухорукова А.М., Бекетова О.Н. Стратегии реструктуризации предприятий пищевой промышленности в условиях присоединения России к ВТО // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3 (47).

удк330.567.2 Владимир Александрович Марков,

кандидат экономических наук, доцент, markov.saratov@mail.ru начальник отдела научной работы,

СГСЭУ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СТЕПЕНЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ*

В статье проанализированы современные концепции исследования нерациональности экономического поведения применительно к поведению потребителей. Разработаны принципы получения эмпирических данных о свойствах экономических субъектов, предложена методика статистической оценки закономерностей типологизации потребителей по степени экономической эффективности потребления. Сформулированы основные принципы синтеза в статистической модели эмпирических данных о личностных свойствах потребителей, экономических установок и субъективного экономического благополучия с эффективностью потребительских решений. Предложены методы агрегации микроэкономических данных экономических субъектов на уровень экономики для комплексной характеристики асимметрии потребительского поведения и степени отклонения реальной экономической эффективности от нормативной.

Ключевые слова: потребительское поведение, экономические установки, статистическая модель рациональности поведения, психолого-экономическое моделирование.

* Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ МК-5965.2012.6 «Методология экспериментального моделирования экономических субъектов и систем в условиях асимметрии экономического поведения и эффекта опекаемых благ».

V.A. Markov

STATISTICAL ANALYSIS OF THE IMPACT

OF ECONOMIC PATTERNS AND PERCEIVED NATIONAL PROSPERITY ON RATIONAL CONSUMER BEHAVIOUR

The paper analyzes the modern concept of irrationality of economic behavior with regard to consumer behavior. The principles of obtaining empirical data on the behavior of economic agents are described; the statistical methods of consumer behavior classification according the degree of economic efficiency of consumption are suggested. The author describes the basic principles of synthesis of the statistical model of empirical data on consumer behavior, economic attitudes and perceived economic prosperity with the effectiveness of consumer decisions. The methods for the aggregation of micro-economic data on economic agents to the macro-economic level for the comprehensive analysis of the asymmetry in consumer behavior and the degree of deviation of the actual economic performance from the benchmark performance are laid out.

Keywords: consumer behavior, economic patterns, statistical model of rational behavior, psychological and economic modeling.

Постановка проблемы

Потребительство - широко распространенный в современной рыночной экономике феномен поведения людей. Этот процесс играет неоднозначную роль: с одной стороны, способствует развитию производства на качественно новых уровнях; с другой - вызывает чрезмерное социальное расслоение и неэффективное воспроизводство человеческого капитала.

Возникновение избыточного потребления детерминировано личностными особенностями людей, в большинстве своем далеких от принципов экономической рациональности. Говоря о микроэкономической природе зарождения избыточного потребления, стоит отметить ее очевидную связь с уровнем развития личности. Отсюда возникает фундаментальный вопрос: каковы механизмы агрегации личностных особенностей на уровень, минимально достаточный для применения сколько-нибудь действенных мер государственного управления потреблением? Естественно, под управлением мы можем понимать только те функции, которые опосредованно воздействуют на состав и объем потребляемых благ: фискальных, регламентирующих (законодательно), стимулирующих (трансфертно).

Личностные, психические свойства отдельных людей, определяющие экономическое поведение, не могут стать предметом регулярного статистического наблюдения. Два основных его вида - отчетность и специально организованные наблюдения (переписи , опросы и т. п .) - в силу объективных причин не могут дать достаточной картины явления, так как фиксируют лишь отдельные признаки. Более того, с точки зрения главенствующего принципа обезличивания (осреднения ), во избежание разглашения персональной или коммерческой информации, экономика представляется как совокупность аддитивно связанных между собой условных единиц, различающихся лишь значениями фиксированного набора признаков.

Поэтому в большинстве экономических исследований сегодня превалирует идея об аддитивности общественных процессов, их принципиальной суммируемости при выходе с микро- на макроэкономический уровень. Логично сделать вывод, что и саму экономическую деятель-

ность изначально рассматривали как рациональную, механическую с той точки зрения, что траектория индивидуальных решений подчинена принципам экономической рациональности и без искажения переносится на макроэкономический уровень. Потребление как разновидность экономической деятельности присуще лишь домашним хозяйствам. Уточним здесь, что в соответствии с задачами работы исследуется непроизводственное потребление, в терминологии СНС называемое конечным [7, с. 9]. Действительно, феномен избыточного потребления, неоптимального с точки зрения отдачи от него, характерен для населения, так как хозяйствующие субъекты нацелены на непрерывный аудит производственных затрат и поиск резервов их снижения. В результате оценка нерациональности экономического поведения потребителей является наиболее острой проблемой.

Настоящее исследование имеет целью выявить асимметрию экономического поведения потребителей и производителей и связь между потребительским поведением и свойствами личности, предложить подходы к выводу таких закономерностей на уровень макроэкономического анализа.

Теоретические и методические основы исследования

Относительно недавно появились и быстро получили признание теории экономической нерациональности. Необходимо отметить, что с развитием поведенческой экономики и смежных наук модель экономического человека была признана в значительной мере редукционистской, а ее ограничения были доказаны экспериментально: человеку свойственны ограниченная рациональность (концепция Д. Канемана [3], впоследствии эволюционировавшая в концепцию множественной рациональности [6]), неполный самоконтроль [10, р. 469], альтруистическое поведение [8].

Согласно классической теории потребления предпочтения инвариантны текущим владениям или потреблению. Тем не менее современные исследования доказывают, что предпочтения зависят от точки отсчета, которой пользуется индивид. Чаще всего точкой отсчета

выступает то, чем индивид обладает в настоящее время. На основе асимметричной функции субъективной ценности при некотором заданном значении абсолютной ценности для потребителя субъективно потеря в текущей корзине потребления болезненней, чем субъективная ценность приобретения новых потребительских благ.

Обобщив разные исследования, можно выделить несколько основных причин, из-за которых люди не могут принимать рациональные решения: 1) неспособность увидеть все возможные альтернативы и, как следствие, принять действительно оптимальное решение; 2) неспособность предвидеть все возможные последствия каждой альтернативы; 3) нехватка знаний для принятия оптимального решения; 4) общий дефицит времени для принятия решения; 5) недостаточность информации вследствие неопределенности внешней среды; 6) при принятии решения субъект часто руководствуется противоречивыми целями, что не позволяет выбрать оптимальную альтернативу [9, с. 70].

Информационной основой для проверки гипотез в поведенческой экономике стал дескриптивный подход, заключающийся в обобщении статистических закономерностей на эмпирических данных, в противовес господствующему в экономической теории нормативному подходу - математическим моделям, аппроксимируемым для экономических процессов. Наиболее мощным, но достаточно трудоемким способом получения эмпирики становится лабораторный эксперимент [2, с. 51], основанный на жестких требованиях к условиям получения данных, их объему и номенклатуре.

Анализ специфики экономической деятельности проводился в условиях лабораторного эксперимента [5, с. 46] на основе комплекса гипотез.

Логика и последовательность исследования состоит в выполнении ряда статистических процедур, связанных с группировкой и анализом экспериментальных данных:

1) разработка индикаторов эффективности потребительского поведения и определение их значений у экономических субъектов;

2) измерение потребительской ориентации экономических субъектов-потребителей;

3) типология потребителей по уровню субъективного экономического благополучия с привязкой к их экономической эффективности;

4) сравнительная оценка психической организованности (уровня развития личности) для эффективных и неэффективных потребителей.

В результате выполнения перечисленных выше этапов формируется модель взаимной обусловленности экономического благополучия, уровня развития человеческого капитала и эффективности потребления, которая может быть спроецирована на реальные национальные данные для оценки соответствия структуры потребления населения целям развития человеческого капитала, адресности и сбалансированности государственной политики в первую очередь посредством опекаемых благ.

Логика исследования сводится к статистическому анализу степени эффективности потребительского поведения (рациональности), оценке роли экономических установок и личностных параметров субъективного экономического благополучия в формировании потребления как формы экономической деятельности.

Результаты вычислений и выводы

Моделирование стратегий потребительского поведения на основе индикаторов экономической эффективности, сводимых к рациональности решений, включает в себя: обработку данных лабораторного эксперимента, совмещенного с методом фокус-групп; классификацию типов потребительских стратегий и определение их распространенности; осуществление многомерной характеристики и дифференциацию экономических субъектов по выделенным типам поведенческих стратегий.

Стратегии потребительского поведения возможно определить по каждому из участников эксперимента, однако то, насколько они рациональны, можно понять только на основе обобщения и типологизации, с учетом априорной неопределенности изменений самого рынка. Изначальная установка на свободу принятия решений о покупке, потреблении товаров, бездействии и не заданная строго целевая функция экономического эксперимента формируют максимально приближенную к реалиям среду, наиболее свободные условия. Изначально полагая, что поведение экономических агентов на практике нерационально, мы тем не менее не задаем этот параметр в эксперименте, создавая взаимодействие, эффективность которого может получить стоимостную оценку.

По логике экономической деятельности, в том числе потребления, целевым установкам агентов соответствуют наиболее наглядные индикаторы рациональности принятия решений - финансовая результативность, активность, планирование решений, уровень риска, устойчивость потребления.

Ниже представлены предложенные в работе индикаторы потребительской рациональности:

1. Финансовая результативность.

Этот показатель может быть рассчитан как произведение фактического потребления товаров и соответствующих цен на конец цикла эксперимента. Позволяет выявить реальную эффективность экономической деятельности; зависит от своевременности актов покупок и продаж на открытом рынке в условиях неопределенности.

2. Активность - сумма ненулевых действий.

Отражает частоту принятия решений о покупке товара. Индикатор характеризует инициативность субъекта в экономическом обмене.

3. Устойчивость - число серий последовательных операций.

В отличие от предыдущего показателя, данный позволяет оценить настойчивость игрока в реализации экономической стратегии и сам факт осознанного ее формулирования.

4. Успешность планирования.

Это наиболее важный показатель адекватности экономической стратегии, учитывающей как устойчивость поведения, так и адаптивность к неравномерному изменению цен на товарный ассортимент.

5. Уровень рискованности.

Это относительный показатель интенсивности потребления на один акт принятия решения.

Все участники эксперимента (175 человек) идентифицированы исходя из реализованных ими стратегий, сгруппированы в следующие типы: потребитель, инвестор, потребитель-инвестор, неопределенный тип. (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Эффективность экономической деятельности по типам экономических субъектов* (в % к максимальному фактически встречающемуся уровню)

Индикатор Ед. изм. Потребитель и инвестор одновременно Потребитель (специализированный) Инвестор (специализированный) Продавец (стратегия сбыта)

Активность число операций 100 79 80 58

Устойчивость число серий 100 73 79 54

Успешность планирования по покупкам 64 100 30 53

по продажам 100 181 131 162

Финансовый результат по покупкам 63 100 46 51

по продажам 38 57 64 100

Уровень рискованности по покупкам 100 85 69 81

по продажам 45 63 67 100

Число субъектов 175 человек 37 110 17 11

* тип стратегии обозначен исходя из превалирования определенных решений: специализированный или смешанный тип отражает нацеленность экономического субъекта на определенный вид деятельности или их устойчивую комбинацию; продавцы - это субъекты, характеризующиеся наибольшей долей операций по сбыту, в том числе связанные с перепродажами.

Потребители в своей экономической деятельности демонстрируют наивысшую успешность планирования при принятии решений о приобретении потребительских товаров и реализации имеющихся активов. Вследствие этого рациональность потребления у них наиболее высока, в отличие от финансовой эффективности продаж у данного типа субъектов. Устойчивость, планомерность потребления находится на невысоком уровне как у специализированных потребителей, так и у людей с неопределенной стратегией, что говорит о хорошем планировании покупок при адекватной оценке их выгодности. У потребителей с дифференцированной стратегией, включающей покупку инвестиционных товаров, отмечается наивысший уровень рискованности сделок и устойчивости поведения на рынке.

Взаимообусловленность выбора линии экономического поведения, в том числе потребительского, и личностных качеств, отвечающих за экономические предпочтения, должна основываться на определении сходимости вероятностей между экономическим и психическим типом свойств субъекта.

В работе проведен мониторинг и расчет ценностных ориентаций, экономических установок и монетарных аттитюдов по единой для всех этапов исследования выборочной совокупности, выделены и сопоставлены типы потребительски-ориентированных агентов.

Экономические установки можно определить как готовность субъекта к восприятию условий экономической действительности и активным экономическим действиям в этих условиях. Если использовать данную точку зрения, то из каждого типа экономического поведения, в том числе потребительского, можно выделить тип экономической установки.

В статьях Н.М. Лебедевой и А.Н. Та-тарко [4] экономические установки рассматриваются как характеристики субъективного отношения человека к своему материальному положению. Ими изучались установки на экономический патернализм и экономическую самостоятель-

ность, восприятие изменений своего благосостояния за последние два года и прогноз его изменений в будущем году [1, с. 34 - 36]. Таким образом, экономические установки - это определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции на объекты, в которых сосредоточена или на которые направлена экономическая деятельность, формируемая на основе предшествующего опыта.

Подтверждением того, что экономические установки выступают механизмом потребительского поведения, являются исследования, в которых изучаются экономические установки разных регионов страны или людей в разных странах, где уровень экономического развития различается и, в свою очередь, обусловлен экономическим поведением, как говорилось выше.

Для статистической оценки типов экономических установок проведен кластерный анализ результатов тестирования экономических субъектов по методикам «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой (66 вопросов) и «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (57 ценностей)[11] (табл. 2).

Результаты кластерного анализа методом ^-средних позволили выделить четыре кластера, среди которых кластер № 3 определен как «потребительски-ориентированные личности». Для них наиболее значимы следующие ценности: приятное времяпрепровождение, отдых, признание и уважение людей и влияние на окружающих, достижения, гедонизм, самостоятельность. Для этого кластера не значимы следующие ценности: традиции, познание нового в мире.

Т а б л и ц а 2

Процентное соотношение субъектов по трем типам личности, %

Тип субъекта Потребительски-ориентированный тип Неопределенный тип Потребительски-неориентированный тип

Удельный вес в выборке 26,8 26,8 46,4

Кластеры № 1 и № 4 (46,4%) характеризуются значимостью таких ценностей, как поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе, человеке. При этом для него также значимы ценности гедонизма, достижения, самостоятельности в выборе мышления и способов действия, признание и уважение людей, влияние на окружающих, помощь и милосердие к другим людям, конформность как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Наименьшую значимость для этого кластера приобретают традиции. Незначимыми являются следующие ценности: безопасность, любовь, высокое материальное благосостояние, стимуляция, доброта.

Для субъектов кластера № 2 (неопределенный тип) наиболее значимы следующие ценности: помощь и милосердие к другим людям, доброта, конформность, безопасность, признание и уважение людей, влияние на окружающих, самостоятельность. Имеют наименьшую значимость такие ценности, как власть, стимуляция (ценность волнений и новизны).

Среднекластерные значения с высокой межгрупповой колеблемостью представлены в табл. 3.

По логике марковского процесса потребительски-ориентированные личности характеризуются значительным удельным весом в совокупности участвующих в эксперименте респондентов, из которых минимум 17,5% - поте-бительски-ориентированные личности со специализированной потребительской стратегией. Определим для них уровень субъективного экономического благополучия.

Первая часть табл. 3 («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Вторая часть («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, т.е. индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности. Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию, а с другой стороны, посредством референтной группы и традиций. Третья часть - распределение кластерообра-зующих (за исключением слабо варьирующих) ценностных ориентаций по тесту С.С. Бубновой.

Завершающей стадией оценки взаимосвязи потребительского поведения и свойств личности является анализ внутрисубъектного (личностного) блока показателей. Для этого проведено тестирование и расчет уровня субъективного экономического благополучия по определенной в начале исследования выборочной совокупности на основе опросника субъективного экономического благополучия В.А. Хащенко (табл. 4).

Как можно видеть, для типа потребителей характерен высокий уровень оптимизма в оценке экономического положения и адекватности дохода планированию расходов. Соответственно, уровень тревожности личности

Тип Признак Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 «Потребители» Кластер 4 Межкластерная вариация (коэффициент вариации)

Конформность 52 100 96 71 0,280

Ф 13 Традиции 50 100 78 52 0,337

I I * Самостоятельность 96 90 100 59 0,215

Стимуляция 64 85 100 46 0,325

ет Ю О Достижения 80 72 100 47 0,292

Власть 62 51 100 41 0,406

Конформность 56 100 68 49 0,333

Традиции 24 100 47 40 0,628

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доброта 63 100 82 55 0,266

[3 0 1 Универсализм 94 100 80 53 0,258

т Самостоятельность 100 85 94 44 0,312

.0 Стимуляция 92 66 100 50 0,302

О Гедонизм 97 67 100 58 0,260

С Достижения 83 74 100 42 0,327

Власть 67 49 100 38 0,423

Безопасность 65 100 91 60 0,247

Ф 5 Помощь и милосердие к другим людям 59 100 85 85 0,210

X ^ 13 £ Любовь 54 100 80 94 0,248

т о X 3 Ф а. и о Познание нового в мире, природе, человеке 100 68 68 31 0,422

Высокий социальный статус и управление людьми 75 63 100 48 0,308

Т а б л и ц а 3

Значения ценностных ориентаций, экономических установок по типам экономических субъектов (уровень признака в кластере по сравнению с лучшим кластером), %

Т а б л и ц а 4

Дифференциация экономических субъектов по субъективному экономическому благополучию (на основе кластеров по степени потребительской ориентированности)

Индексы субъективного экономического благополучия Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 «Потребители» Кластер 4

Интегральный индекс 75,89 76,08 77,56 68,14

В том числе: Индекс экономического оптимизма и уверенности 18,11 19,31 20,67 16,71

Индекс субъективной адекватности дохода запросам и потребностям личности 14,33 12,69 15,33 12,14

Индекс текущего благосостояния семьи, отражающий субъективные оценки материального положения семьи 11,78 12,77 12,78 10,57

Индекс финансовой депривированности 17,56 15,46 16,11 15,86

Индекс экономического беспокойства и тревожности 14,11 15,85 12,67 12,86

в этом кластере наименьший. Это согласуется с ценностными установками потребителей на высокий социальный статус, нацеленность на власть, самооценку личности - уверенность в личностных достижениях, запрос на признание окружающих.

С учетом репрезентативности выборки, соблюдения принципов проведения лабораторного эксперимента и сквозной логики этапов исследования можно говорить об универсальности структуры экономического поведения, распространяемой на уровень экономики региона или страны. Полученные вероятности можно применять при выработке стратегии социального развития территорий, учитывая неравновесность типов экономических стратегий, дифференциацию среди населения экономических установок и стратификацию объективного и субъективного социально-экономического положения отдельных людей.

1. Ефремова М.В. Особенности экономических установок и представлений у московских студентов // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 5.

2. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология: учебник. М.: Проспект, 2005.

3. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4.

4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.

5. Марков В.А., Сапожкова А.В. Информационный бюллетень по данным экспериментального исследования экономико-психологического поведения рыночных субъектов. Саратов: СГСЭУ, 2011.

6. Неверов А.Н. Периодизация экономического развития по зонам акцента // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

7. Система национальных счетов - 2008. ST/ESA/STAT/ SER.F/2/Rev.5. Нью-Йорк, 2012.

8. Тугарева Е.В. Мотивация и наблюдаемое поведение: данные экспериментальных исследований поведения в ультимативных сделках // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2.

9. Ценности культуры и модели экономического поведения / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: Спутник+, 2011.

10. Laibson D. Golden Eggs and Hyperbolic Discounting // Quarterly Journal of Economics. 1997. May.

11. Schwarts S.H., Bilsky W. Towards a Theory of the Universal Structure and Content of Values: Extention and Cross-cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 3.

Наталия Вячеславовна Митяева,

доктор экономических наук, профессор, и.о. декана факультета магистратуры,

СГСЭУ

Юлия Вячеславовна Фёдорова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАКТОРНЫХ РЫНКОВ

В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ

Общественные и опекаемые блага являются социальными благами и факторами развития всего общества, качественный и количественный рост сферы их предоставления отвечает коренным общенациональным интересам,

УДК 330.12

|Д5| afina610@yandex.ru

йй» praskovia68@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.