Научная статья на тему 'Статистический анализ вкладов физических лиц'

Статистический анализ вкладов физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ГРУППИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / УРАВНЕНИЕ РЕГРЕССИИ / THE NONFORMAL ANALYSIS OF INITIAL DATA / STATISTICAL ANALYSIS / GROUPPING OBJECTS / CORRELATION COEFFICIENT / THE EQUATION OF REGRESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов А. Н., Коршунова Д. М.

Обоснована необходимость предварительной неформальной подготовки данных, предназначенных для последующего статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов А. Н., Коршунова Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS INITIAL DATA FOR THE STATISTIC STUDY OF CONTRIBUTIONS PHYSICAL PERSONS

The need for the preliminary nonformal preparation of data, intended for the subsequent statistical analysis is substantiated

Текст научной работы на тему «Статистический анализ вкладов физических лиц»

Борисов Александр Николаевич, д-р техн. наук, проф., Россия, Тула, Тульский государственный университет

Коршунова Дарья Михайловна, студентка гр. 720701, (4872) 33-24-80, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ANALYSIS INITIAL DATA FOR THE STATISTIC STUDY OF CONTRIBUTIONS PHYSICAL

PERSONS

A.N. Borisov, D.M. Korshunova

The need for the preliminary nonformal preparation of data, intended for the subsequent statistical analysis is substantiated

The keywords: the nonformal analysis of initial data, statistical analysis, grouping objects, correlation coefficient, the equation of regression

Borisov Aleksandr Nikolaevich, doctor of technical science, professor, Russia, Tula, Tula State University

Korshunova Daria Michailovna, student of group 720701, (4872) 33-24-80, Russia, Tula, Tula State University

УДК 330.163

МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ПЕРИОДА

РАЗВИТИЯ

Л.Н. Семеркова, В. А. Белякова

Постиндустриальный период накладывает определенные черты на развитие бизнес структур, на формирование их конкурентоспособности. Стратегическая ориентация и прогнозирование развитие рынков, разработка четких параметров конкурентоспособности на текущий и прогнозируемый период становится условием выживания предприятий.

Ключевые слова: постиндустриальный период развития, стратегическая конкурентоспособность, прогнозирование спроса и предложения, показатели стратегической конкурентоспособности.

Выживаемость любого объекта, биологического или социальноэкономического, зависит от скорости реагирования на изменения окружающей среды, способности адаптироваться и изменяться. Скорость трансформации - является сегодня ключевым конкурентным преимуществом

любого объекта (от человека до межстрановых объединений). Выбор стратегического пути развития, подчинения данному выбору всех ресурсов с возможностью постоянной адаптацией под изменения текущей ситуации -вот ситуация в которой сейчас существуют компании. Способность прогнозировать и предвидеть на разные временные периоды изменение окружающей среды, сбор, фильтрация, анализ информации, ее применение в управлении предприятием в постиндустриальный период развития выходят на передний край, формируя успешность достижения стратегической конкурентоспособности.

Основная часть авторов, исследования которых посвящены конкурентоспособности [1,2,3,4,5, 6 и др.], рассматривают сложившуюся на текущий момент конкурентоспособность оцениваемого объекта, не пытаясь спрогнозировать его будущее развитие. Такой подход в постиндустриальный период может стать угрозой для развития бизнеса.

Автор предлагает развести понятия «текущей» и «стратегической» конкурентоспособности и вводит следующие определения:

- конкурентоспособность объекта - это его способность достигать поставленных целей и задач на рынках, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, в текущем или прогнозируемом периодах.

- фактическая (текущая) конкурентоспособность объекта - это способность объекта выдерживать условия конкуренции, на сложившихся рынках в текущем периоде, при достижении поставленных целей и задач.

- стратегическая конкурентоспособность объекта - это способность объекта планировать и реализовывать такие стратегии своего развития, которые обеспечат ему возможность конкурировать на существующих или вновь возникших рынках в разные временные периоды.

Главной целью управления стратегической конкурентоспособностью является создание условий для развития предприятия, при которых оно имеет возможность составлять высокоточные прогнозы изменения в спросе и предложении, планировать мероприятия по достижению конкурентных преимуществ.

Задачами маркетингового управления стратегической конкурентоспособностью являются:

1. Определение факторов, влияющих в стратегической перспективе на спрос и предложение.

2. Разработка и реализация методики прогнозирования выбранных факторов.

3. Составление сценариев прогнозов изменения данных факторов.

4. Планирование и реализация мероприятий по достижению критериев и показателей стратегической конкурентоспособности в рамках стратегических сессий предприятий.

Планирование показателей стратегической конкурентоспособности

и их значений является одним из этапов в управлении стратегической конкурентоспособностью, который базируется на информации, полученной в ходе стратегического маркетингового прогнозирования спроса и предложения, анализа современного развития общества, конкурентных условий и др. (рисунок 1).

Рис. 1. Механизм планирования показателей стратегической

конкурентоспособности

Постиндустриальный период обуславливает определённые черты конкуренции, которые связаны с такими факторами как:

- быстрота ввода новизны в товары и услуги, новая информация и знания при вводе в коммерческий оборот дают инновационные продукты;

- сокращение сроков вывода и присутствия на рынке товаров и услуг, быстротой потери «потребительской новизны»;

- быстрое копирование и вывод на рынок товаров-аналогов фирма-ми-конкурентами; возможность развития высокотехнологичных отраслей при условии реализации товаров на мировом рынке;

- усиление защиты интеллектуальной собственности с одновременным развязыванием патентных войн;

- сокращение себестоимости производства продукции с учётом прохождения этапов жизненного цикла новации; гибкое ценообразование.

- Прогнозирование развития спроса в постиндустриальном периоде позволяет выделить требования, которым должно отвечать предприятие, чтобы быть конкурентоспособным как в настоящем, так в будущем периодах. Они следующие:

- ориентация на деятельность по удовлетворению потребностей, а не на производство конкретного товара;

- переход от массового производства с начало к индивидуализации (т.е. учету при массовом производстве отдельных индивидуальных предпочтений потребителей), а затем к индивидуальному подходу во взаимодействии с потребителем (т.е. когда при производстве товаров и услуг максимально полно учитывают особенности потребителей);

- прогнозирование спроса исходя из демографических характеристик рынка и изменения платежеспособности населения соответствующего региона.

Прогнозирование развития предложения в постиндустриальном периоде выдвигает ряд специфических требований, влияющих на формирование стратегической конкурентоспособности предприятий:

- сокращение длительности всех этапов жизненного цикла новаций, особенно это касается высокотехнологических отраслей;

- перспективность технологий и отраслей, относящихся к 6 и последующим технологическим укладам.

С учетом информации, полученной в результате исследовательского этапа, руководством предприятия осуществляется стратегическое планирование на разные временные периоды, выбираются показатели конкурентоспособности по двум направлениям: в целом по предприятию; по выпускаемым товарным линиям.

В результате проведенного исследования были определены следующие группы показателей стратегической конкурентоспособности отраженные в таблице 1, которым должно соответствовать предприятие, чтобы быть успешным на современном этапе развития и в перспективе.

Таблица 1

Показатели стратегической конкурентоспособности по предприятию

Названия группы показателей Характеристика показателя

Организационные 1. Наличие стратегического планирования и прогнозирования, представленных в виде конкретных планов развития на разные временные периоды. Реализация стратегии «интеллектуального лидерства». 2. Наличие собственных подразделений, занимающихся НИОКР, или наличие договорных соглашений со сторонними организациями. 3. Наличие мотивационной системы, направленной на заинтересованность всего персонала искать инновационные решения в разных сферах и отраслях, с последующим внедрение их в практику работы компании.

Экономические 1. Наличие расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Сформированный резерв предстоящих расходов на НИОКР. Сокращение расходов на НИОКР за счет использования достижений информационной революции. 2. Наличие ценовой политики, направленной на поэтапное снижение себестоимости продукции за счет: - организационных мероприятий, связанных с поиском возможностей более выгодно размещать производства в мировом пространстве с специализации стран, национального налогообложения, поддержки инвесторов и прочих факторов; - эффекта масштаба производства, особенно при возможности реализовывать товары и услуги на международном уровне; - внедрения автоматизации и роботизации производства, создания гибких, быстро адаптирующихся производств; - внедрения новых материалов, технологий, более эффективных технических решений. 3. Наличие или разработка ресурсосберегающих технологий, направленных на снижение материалоемкости и ресурсоемкости производства.

Названия группы показателей Характеристика показателя

Технико- технологические 1. Соответствие используемой технологии, производственного процесса, основных фондов передовым научно-техническим достижениям в этой области. 2. Наличие производственной стратегии, предусматривающей периодическую плановую замену морально устаревшей техники и технологии на более совершенные. 3. Наличие инновационных разработок, находящихся на разных этапах жизненного цикла от идей до пробного производства.

Маркетинговые 1. Наличие стратегии защиты объектов интеллектуальной собственности с учетом этапов жизненного цикла товаров. 2. Наличие товарного портфеля, состоящего из товаров находящихся на разных этапах жизненного цикла. Наличие товарной и ассортиментной стратегии на разные временные периоды. 3. Наличие маркетинговой системы мониторинга окружающей среды, которая обеспечивает возможность составления прогнозов развития и изменения конъюнктуры рынка. 4. Реализация стратегии «воспитания потребителя». 5. Реализация индивидуализированного подхода к выпуску товаров и оказанию услуг. 6. Наличие поставщиков, обладающих уникальными предложениями сырья, материалов, комплектующих, оборудования и пр. 7. Наличие бизнес-сетей, защищающих отрасль от конкурентов. 8. Доступ к дешевым материальным и нематериальным ресурсам.

Автором предлагаются к использованию следующие группы показателей стратегической конкурентоспособности товара, характеристика которых дана в таблице 2.

По каждому показателю предприятие планирует значение, для достижения которого разрабатываются мероприятия с учетом разных временных периодов стратегического планирования и прогнозирования.

Таблица 2

Характеристика критериев и показателей стратегической конкурентоспособности товара

Название группы показателей Показатели Характеристика значений показателей

1 2 3

Показатели качества - показатели назначения (функционального, социального); - показатели надёжности; - показатели эргономичности; - показатели безопасности; - показатели экологичности; - показатели эстетичности; - показатели утилизации; - проектнотехнологические показатели, - показатели стандартизации и унификации; - показатели совместимости Для оценки конкурентоспособности по данной группе требуется объект для сравнения. Предлагается в качестве объектов выбрать две категории, которые соответствуют минимальному и максимальному уровню качества. Минимальный уровень - это уровень показатели качества в нормативных документах, стандартах тех стран, куда в соответствии со стратегией развития прогнозируются продажи товаров ((х) ^ тах). Максимальный уровень - это мировой технический уровень продукции, который характеризует уровень воплощения (прогнозирования) в определенной группе изделий, реализованных (прогнозируемых) на данном (прогнозируемом) этапе развития в стране и за рубежом и обеспечивающих наибольшую степень удовлетворения потребностей (г (х) ^ да).

Экономические показатели - себестоимость продукции; - цена продажи**; - цена эксплуатации**. В зависимости от стадии ЖЦТех себестоимость и цена продажи должны уменьшаться из-за отработки производственных процессов и масштабов производства (Г (х )^ тт). Цена эксплуатации объектов стремится к нулю, т.к. внедряются технологии позволяющие исключать ремонтные работы ((х) ^ 0).

1 2 3

Маркетинговые показатели** - показатели патентной защиты на национальном и международном рынках по каждому товару в отдельности; - наличие брендов с установлением прав собственности; - степень индивидуализации предложения и учета психофизиологических потребностей потребителей** - создание возможностей реализации товаров, как традиционными методами, так и через онлайн-торговлю; - наличие/создание уникальных коммерческих предложений в товаре, его цене, сбыте, продвижении, являющимися отличительными конкурентными преимуществами на существующих и формирующихся рынках. Объемно правовое поле защищенное патентами и другими документами должно строиться с учётом ЖЦТех и ЖЦТовара. Показатель патентной чистоты - показатель, характеризующий возможность свободной реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках (f (x) ^ max). Степень индивидуализации предложения это показатель, позволяющий оценить степень учета потребностей конкретного потребителя и возможности их удовлетворения через качественно-количественные характеристики товара (f (x) ^ max).

**группы показателей, предлагаемые автором

Управление стратегической конкурентоспособностью на уровне предприятия строится на основе ориентации всех его ресурсов, на достижение критериев и показателей стратегической конкурентоспособности товара и технологии. Предлагаемый автором исследования механизм управления стратегической конкурентоспособностью с учетом результатов долгосрочного маркетингового прогнозирования обеспечивает успешное функционирование предприятия и достижение им конкурентных преимуществ.

Список литературы

1. Шопотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования. // Проблемы теории и практики управ-

ления. 2001. № 3. С. 50-55.

2. Малинина Е. В. Управление повышением конкурентоспособности промышленности и его научно-практическое обеспечение. Автор-т. на соиск. степени д.э.н. - Москва, 2009 г.

3. Гурьев А. А. Повышение конкурентоспособности горнохимического холдинга на основе реализации программы технического перевооружения (на примере ОАО ФОСАГРО. Авт-т дис. на соискание уч. ст. к.

э.н. Санкт-Петербург, 2010.

4. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности

предприятия. - URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/estimate

competitiveness.shtml. Дата обращения: 11.11.2011.

5. И.А.Дюпюи. Оценка конкурентоспособности товара. URL: http://www.managment.aaanet.ru/management/konkerent-tovara.php. Дата обращения: 15.10.2011 г.

6. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продуктов // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - № 4.

Семеркова Любовь Николаевна, д-р экон. наук, проф. кафедры «Маркетинга, коммерции и сферы обслуживания», Россия, Пенза, Пензенского государственного университета, 8412368279, penzamarketing@mail.ru

Белякова Вера Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Маркетинга, коммерции и сферы обслуживания», Россия, Пенза, Пензенского государственного университета, 89624742339, vera.belyakova@mail.ru

THE MECHANISM OF PLANNING OF INDICATORS OF STRATEGIC COMPETITIVENESS TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF THE POST-INDUSTRIAL

PERIOD OF DEVELOPMENT

L.N. Semerkova, V.A. Belyakova

The post-industrial period imposes certain lines on development business of structures, on formation of their competitiveness. Strategic orientation and forecasting development of the markets, development of accurate parameters of competitiveness for the flowing and predicted period becomes a condition of a survival of the enterprises.

The keywords: post-industrial period of development, strategic competitiveness, supply and demand forecasting, indicators of strategic competitiveness.

Semerkova Lubov Nikolaevna, doctor of economics science, professor of chair «Marketing, commerce and sphere of service», Russia, Penza, the Penza state university, 8412368279, penzamarketing@mail.ru

Beljakova Vera Anatolevna, candidate of economics science, docent of chair «Mar-keting, commerce and sphere of service», Russia, Penza, the Penza state university, 89624742339, vera.belyakova@mail.ru <mailto:vera.belyakova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.