Научная статья на тему 'Статистический анализ ветхого и аварийного жилья в РФ'

Статистический анализ ветхого и аварийного жилья в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1599
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / АВАРИЙНОЕ И ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярева Ксения Михайловна

Представлена всесторонняя объективная оценка жилищного фонда и жилищных условий населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ ветхого и аварийного жилья в РФ»

АРХИТЕКТУРА

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО

ЖИЛЬЯ В РФ Дегтярева К.М.

Дегтярева Ксения Михайловна - магистрант, кафедра гражданского строительства и прикладной экологии, Инженерно-строительный институт Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: представлена всесторонняя объективная оценка жилищного фонда и жилищных условий населения России.

Ключевые слова: жилищный фонд, состояние жилищного фонда, аварийное и ветхое жилье, условия проживания населения, благоустройство жилого помещения.

Жилищный фонд - одна из самых весомых составляющих социально-экономической сферы любого государства. По его уровню развития можно судить о качестве жизни преобладающей части населения. В различных странах условия, в которых проживают разные слои общества, могут отличаться значительно или быть схожими. Статистика выявляет общие, самые слабые показатели и причины их появления.

Решение самых важных вопросов и острых проблем жилищной сферы задает тенденции и скорость дальнейших преобразований, обуславливает стабильность экономики и в целом политической ситуации в обществе.

Состояние жилищного фонда России не удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям, которые были разработаны в ООН. На государственном уровне разрабатываются и проводятся программы по урегулированию этого социально-экономического вопроса. Несмотря на прилагаемые усилия, проблема развития жилищной сферы в стране остается нерешенной.

Ведение статистики по разным параметрам и анализ получаемых данных дают объективное представление о российском фонде жилья и условиях проживания населения [1]. Жилищный фонд Российской Федерации постоянно увеличивается, хотя и небольшими темпами: в 2011 году вырос на 3,9 млн кв. м, в 2012 году - на 2,9 млн кв. м, в 2013 - 5,3 млн кв. м, в 2014 - 13,7 млн кв. м. Наивысшая скорость прироста показателя составила 13,48% в 2013-2014 годах. В 2011 году стартовала государственная программа «Жилище» [2], направленная на борьбу с проблемами жилищного фонда. По статистическим данным можно сделать вывод, что она эффективна и дает ощутимые результаты.

Таблица 1. Ввод в действие общей площади жилых домов [1 ]

Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Значение показателя, млн. кв. м 59,9 58,4 62,3 65,2 70,5 84,2

Что же касается такого важного показателя, как площадь жилых помещений на 1 человека, то он стабильно возрастает приблизительно на одно и то же число. По статистическим данным за 2014 год на одного гражданина Российской Федерации в среднем приходится 23,7 кв. м. В случае этого параметра нельзя дать однозначных оценок, так как обеспеченность граждан квадратными метрами зависит не только от постройки новых зданий и изменением общей жилой площади, но и от демографической ситуации в стране. Несмотря на положительную динамику, значение общей жилой

площади на 1 человека не дотягивает до стандартов, которые были определены в ООН. По этим нормам показатель должен быть не меньше 30 кв. м.

Рис. 1. Общая площадь жилых помещений на 1 человека

Следует отметить, что для городской и сельской местности параметры средней жилой площади на человека и само качество жилья значительно отличаются. Так в городах России на одного гражданина приходятся всего 22,6 кв. м., а в деревнях - 24,8 кв. м. То есть для сельской местности количественный показатель больше на 9,7%. Качественные характеристики жилья наоборот лучше в городской зоне. В сельской местности Российской Федерации далеко не все дома благоустроенные.

Благоустройство жилого помещения является немаловажным фактором и учитывается при разработке жилищных проектов. В это понятие входят следующие параметры: удельный вес общей площади, наличие водопровода, канализации, горячего водоснабжения, газопровода, напольных электроплит и ванной [1]. В России уровень благоустройства растет достаточно медленно, на 2014 год составил 69%, увеличившись за 4 года на 13%. Для сравнения в 2010 году это значение равнялось 56%. В России наблюдается резкое расхождение в благоустройстве жилищ сельского и городского поселения. Значение этого показателя в сельской местности в 3,7 раза меньше, чем в городах.

Для характеристики состояния жилищного фонда используется показатель степени износа. Его расчет целесообразно производить раздельно по каждому из двух компонентов - по жилищному и коммунальному хозяйству. Следует отметить, что степень износа основных фондов жилищного хозяйства постоянно уменьшалась, а коммунального хозяйства - увеличивалась. Если в 2010 году степень износа составляла, соответственно 29,8 и 39,1% при разности между ними в 9,3%, то в 2014 году. - 23 и 46,3% при разнице уже в 23,3 % износ коммунальных сетей можно характеризовать потерями доставляемых по ним воды и тепла. Потери тепла в сетях в 2010 - 2014 годах возросли с 5,5 до 9,5% общей его подачи, т.е. на 4%.

Приток средств в строительство жилья не сопровождался адекватным расширением мощностей коммунального хозяйства. Застройщики стремятся использовать уже существующие мощности, не вкладывая средства в обновление основных фондов коммунального хозяйства. В РФ сложилась значительная региональная дифференциация показателей износа основных фондов жилищно -коммунального хозяйства: так, степень износа основных фондов отрасли колебалась от 25 до 55%.

Основные причины быстрого устаревания жилищного фонда связаны с непростыми условиями военного и послевоенного периода, когда происходило его формирование. Отсутствие капительного ремонта и ненадлежащее качество содержания жилых помещений так же привело к столь бедственным результатам. В настоящее время жилищная политика уделяет особое внимание устранению ветхости жилья и ликвидации аварийных зданий. Для этого выделяются средства из государственного бюджета и привлекаются другие материальные ресурсы.

Еще одним достаточно важным показателем, на который следует обратить внимание, является удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда в общей площади жилых помещений [1] (Таблица 2).

Таблица 2.Площадь ветхого и аварийного жилья [1]

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м2 32,2 с-" 3 65,6 94,6 95,9 99,1 99,7 99,5 99,4 98,9 99,9 93,9 93,9

В том числе: ветхий 28,9 32,8 56,1 83,4 83,2 84,0 83,2 80,1 78,9 78,4 77,7 70,1 69,5

аварийный гп гп ОЧ 2, 12,7 16,5 19,4 20,5 20,5 22,2 23,8 23,8

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов гп сч сч гп сч гп сч гп сч гп гп гп П-1 П-1 00 сч сч

Капитально отремонтировано жилых домов за год, тыс. м2 общей площади 29103 11666 3832 5552 5302 6707 12381 17316 8660 4326 3995 3045 2836

Здесь необходимо уточнить основные понятия. Жилое помещение признается ветхим, если оно не удовлетворяет основным требованиям эксплуатации, аварийным - если проживание в нем предоставляет опасность для жизни и здоровья людей.

Ликвидируют ветхие и аварийные строения в России чрезвычайно медленно. Так доля зданий, подлежащих сносу или капитальному ремонту, по-прежнему остается больше в 2 раза, чем аналогичный показатель 90-х годов. В связи с этим был принят ряд законов, регулирующих процесс решения проблемы ремонта ветхого жилья и ликвидации аварийного. Работы ведутся в соответствии с указом Президента Российской Федерации

от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг» [3].

Для выявления общей тенденции ветхого и аварийного жилищного фонда в России использован метод аналитического выравнивания. Согласно величине достоверности аппроксимации, уравнение тренда по полиноме второго порядка описывает динамику ветхого и аварийного жилищного фонда в России за 2000 - 2014 года более близко к фактическим значениям (Рисунок 2).

Рис. 2. Динамика аварийного и ветхого жилищного фонда и полиномиальная линия тренда

этой зависимости во 2 степени

На основе уравнения тренда делается прогноз на 5 лет (Рисунок 3). 120

94 О "-1 "<7 99'5 99'4 98'9 99'9 п..

Е 10094'6 95'9 .. ! | 1 , ! .»..Л1.3-9 93'3

ш

| 30 | 60

S 40

I

О

20

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Год

• Аварийный и еетхий жилищный фонд

.........Полиномиальная (Аварийный и ветхий жилищный фонд)

Рис. 3. Прогноз аварийного и ветхого жилищного фонда до 2019 года с помощью полиномиальной линии тренда во 2 степени

Таким образом, спрогнозировав динамику количества аварийного и ветхого жилья на ближайшие 5 лет, наблюдаем, что количество аварийного и ветхого жилья будет снижаться. Если в 2014 году аварийных и ветхих домов составляло 93,3 млн кв. м, в

85

2016 году, согласно графику, составит 84 млн кв. м, а к 2019 г. -70 млн кв. м. Что же касается только аварийного жилищного фонда, то он останется практически неизменным, т.к. количество сносимого жилья компенсируется количеством возводимых зданий.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на наличие позитивных тенденций в изменении состояния жилищного фонда России, состояние жилищных условий населения страны все же, в целом, далеко от приемлемого. Мероприятия, проводимые государством для усовершенствования жилищных условий, дают позитивные результаты.

Обращение к статистическим данным показало объективную оценку изношенности и масштабы ветхости и аварийности жилья в РФ как в динамике за несколько лет, так и на современном этапе развития. Если оценивать динамику аварийности и ветхости жилья, то за последние годы отмечается спад данной категории жилья.

Связь жилищных условий населения с демографической обстановкой в стране, а также со здоровьем населения, демонстрирует необходимость улучшения качественных и количественных характеристик жилья. Исходя из этого государственная жилищная политика должна быть направлена на изменение жилищного фонда в следующих направлениях: наращивание общей жилой площади, увеличение обеспеченности жилищ основными видами коммунальных удобств, своевременное проведение капитального ремонта. Грамотная политика в жилищном вопросе является необходимым условием для решения проблем экономической, социальной и демографической сфер.

Список литературы

1. Центральная база статистических данных. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/con nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/ (дата обращения: 15.06.2017).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140471/ (дата обращения: 19.06.2017).

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг». [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/do cument/cons_doc_LAW_129335/ (дата обращения: 15.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.