Научная статья на тему 'Статистический анализ уровня жизни населения РФ и Крыма'

Статистический анализ уровня жизни населения РФ и Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Очередникова О.С., Доценко О.С.

Анализируется прожиточный минимум населения РФ, Крыма и Севастополя с помощью элементарных экономико-статистических методов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ уровня жизни населения РФ и Крыма»

Малые предприятия преуспевают не только в количественном росте, но также и в росте инновационной активности. Это объясняется тем, что малые предприятия, по сравнению со средними, быстрее адаптируются к требованиям рынка; они достаточно гибки и оперативны в выполнении принимаемых решений; малые инновационные предприятия осуществляют разработки, в основном, на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты; имеют более низкую потребность в первоначальном капитале и способность быстрее вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынка.

Для того чтобы средние инновационные предприятия активно развивались, а малые инновационные предприятия не останавливались в своем развитии, Правительству Российской Федерации необходимо реализовать определенное количество мер, например, таких, как стимулирование инвестиционной деятельности в инновации, технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики и общественной жизни. При этом, меры должны содержать в себе как общесистемные критерии, направленные на долгосрочное развитие национальной инновационной системы, так и критерии, отражающие специфику развития региона в современных условиях. Список использованной литературы:

1. Аналитический обзор инновационной активности малых и средних предприятий Ростовской области в 2011 году [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL:http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=117983 (дата обращения: 10.03.2015).

2. Инновации [Электронный ресурс] // Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области. URL:http://dpr.donland.ru/Default.aspx?pageid=116978 (дата обращения: 20.03.2015).

3. Инновационная активность малых предприятий (включая микропредприятия) Ростовской области в 2013 году [Электронный ресурс] // Малый и средний бизнес Дона. Портал малого и среднего предпринимательства.

URL:http://www.mbdon.ru/mdex.php/Информация/Исследования-и-опросы/Инвестиции-и-инновации/Инновации/2013 -год/Инновационная-активность-малых-предприятий-включая-микропредприятия-Ростовской-области-в-2013-году.Мт1 (дата обращения: 20.03.2015).

4. Миронова Д.Д. Регион как пространство развития инновационного малого предпринимательства: монография / Д.Д. Миронова - Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС». - 2012. - 181 с.

5. Программы [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=75189

6. Технологические инновации [Электронный ресурс] // Академик. Словари и энциклопедии.URL:http://www.offitiaLacademic.ru/ (дата обращения: 20.03.2015).

© Ю Н. Морозова, Д.Д. Миронова, 2015

УДК 338

Н.А. Москалева Т.А. Саранчина

студентки 1 курса направления подготовки «Управление персоналом» Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация

В статье рассматривается сущность и структура потребительской корзины. Представлена сравнительная характеристика минимального набора товаров и услуг России с различными государствами. Обозначены основные проблемы и представлены направления их решения.

209

Ключевые слова

Потребительская корзина, уровень жизни, благосостояние, ценовой фактор, ассортимент, рацион, товары и услуги, доходы, расходы, экономический статус

В каждом государстве действует такой норматив как прожиточный минимум. Он обозначается как наименьшая степень дохода, считающаяся необходимым для установления определенного уровня жизни в определенной стране. Обычно, в развитых странах уровень такого показателя как прожиточный минимум несомненно выше чем в развивающихся. В любом государстве существуют определенные методики расчета степени прожиточного минимума. К примеру, в Болгарии имеются 2 подхода в обозначении данного показателя - один из них производится на абсолютной основе, другой - на относительной. Относительный подход заключается в измерении на основе расчета уровня бедности как процента от определенного среднестатистического социального стандарта, свойственного всему социуму. Согласно этому методу, рост жизненного образца вызывал расширение порога бедности, а уже из этого вытекает, что увеличиваются расходы на сохранение социально позволительного минимального стандарта. Для измерения абсолютного уровня применяется несколько различных методов. К примеру, методы такого типа как, метод нормативного содержания минимума потребительской корзины; регрессивная модель описания отношений различных статей расходов и доходов (или изучение прожиточного минимума, как соответствующего минимальному по стоимости потреблению); метод экспертных оценок; социологический метод.

В прежних странах Советского Союза самым наиболее популярным считается метод потребительской корзины, потому как он наиболее точно отображает совокупность минимального потребления. Ассортимент потребительской корзины наполняется минимумом продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, которые требуются для сбережения нормальной жизнедеятельности организма и поддержании его в здоровом состоянии. Потребительская корзина вводится также для сопоставления расчётных и реальных уровней потребления и измерения покупательной способности валют.

Отдельная страна на государственном уровне формирует структуру потребительской корзины. Ее ценовой фактор обуславливается уровнем и качеством жизни страны или региона. Изучение стоимости товаров и услуг производится, учитывая наименьшие зафиксированные цены в государстве. Количество наименований, включаемых в потребительскую корзину, обуславливается экономическим статусом страны. Чем более высок экономический статус и уровень жизни страны, тем больше разделов будет входить в потребительскую корзину. На различных территориях процентные деления корзины по частям тоже имеют различия. Так, в Америке самая значительная часть расходов принадлежит продовольственным товарам, а в Германии наибольшую часть дохода граждане тратят на оплату социальных услуг.

Имеются товары, не входящие в расчет потребительской корзины. Это деликатесные продукты, товары роскоши, алкогольная продукция. Считается, что человек может обойтись и без данных покупок. Но все же, существуют исключения. В частности во Франции в потребительскую корзину входит вино, а в Германии -пиво.

Итак, проведем небольшую сравнительную характеристику минимального набора товаров и услуг России с различными государствами.

Минимальный набор товаров и услуг России устанавливается Федеральным законом при помощи Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальных и трудовых отношений не реже чем раз в 5 лет. В настоящее время в потребительскую корзину учитываются такие обстоятельства, как национальные традиции отдельных регионов, природно-климатическая обстановка, а также особенности расходования продуктов, услуг и товаров непродовольственного предназначения для каждой существующей территории. Существующая, в настоящее время, потребительская корзина пришла в действие с 1 января 2014 года. Сущность потребительской корзины, установленной в 2014 году значительно разнится со структурами предыдущих лет. Определенно, значительно повысились минимальные нормы потребления мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, как и нормы потребления яиц, фруктов и овощей. Но что касается количества хлебных изделий, картофеля, маргарина, растительного масла и прочих жиров всевозможного происхождения - они значительно сократились.

В функционирующей структуре потребительской корзины на часть продуктов питания приходится 41,4%, процент непродовольственных товаров равен 16,4%, а процент услуг - 42,2%. По представленным данным потребительской корзины имеется возможность рассчитать какое количество продовольственных товаров рассчитано на одного среднестатистического человека в сутки. Итак, среднестатистическому рабочему, учитывая сведения потребительской корзины Российской Федерации, требуется около 370-ти грамм хлеба (включая крупы и макаронные изделия), картофеля - 290 грамм, 370 грамм овощей, примерно 180 грамм фруктов, молочных продуктов 780 грамм, сладостей примерно 60 грамм, половина яйца, 70 грамм рыбы и 180 грамм мяса. В общем виде в российский минимум товаров и услуг включено лишь 156 наименований. Расходы на приобретение образования, отдых, высококачественное лечение, сбережение или усовершенствование жилищных условий в неотложные издержки не вписываются. Российский минимум не предполагает даже самые элементарные расходы на ребёнка.

Что касается развитых стран, их элементарный состав товаров и услуг содержит несколько сотен наименований. В Белоруссии, например, соотношение цен и товаров рассортировано не по трем, а по восьми социально-демографическим группам. Первостепенной является семья из четырех человек, после следует семья с одним ребенком, трудоспособное население, также пенсионеры, студенты и три группы детей.

А в США, вообще говоря, не существует такого определения как потребительская корзина. Некоторый набор товаров и услуг на отдельного жителя, проживающего в конкретном штате, планируется индивидуально. Для вычисления среднего ценового уровня и товаров для отдельно взятого гражданина за некоторый период времени применяют такой показатель как индекс потребительских цен. В условно названной потребительской корзине США насчитывается около трехсот наименований, где наибольшая часть отдана продуктам питания, но что вызывает наибольшее удивление так это то, что в ней существуют даже расходы на бензин, сигареты, алкоголь и еду вне собственного дома. Расчет, как и в России, осуществляется по минимальным ценам, зафиксированным в стране. Американскому гражданину с доходом в сумме 800-900 долларов незамедлительно предоставляется социальная поддержка от государства.

Германскую структуру потребительской корзины устанавливает Федеральное статистическое ведомство, состав товаров и услуг в ней постоянно обновляется. Для выяснения уровня расходов граждан своей страны, специалисты исследуют разнообразные социальные группы, в которые включены многодетные семьи, матери одиночки, пожилые люди и другие. В конкретном случае именно сами потребители определяют, что и в каком количестве войдет в структуру потребительской корзины. Свыше 60-ти тысяч семей ФРГ опрашиваются с целью выяснения доходов и расходов. Потребительская корзина Германии состоит приблизительно из 750 наименований разнообразных товаров и услуг. В ней содержатся даже затраты на такие услуги как заказ пиццы на дом, посещение соляриев, фитнес центров и велосипедных мастерских.

Французская потребительская корзина также имеет серьезные различия с российской потребительской корзиной. Она содержит более пятисот наименований. Собственно, она играет роль определения индекса цен и инфляции, в зависимости от которых устанавливается минимальный размер трудовой оплаты. Во французский состав корзины ежегодно вносятся поправки и изменения, и он является показателем среднестатистического уровня жизни. Для наглядности приведем наименьший размер оплаты труда французов: в пересмотре на российские рубли он доходит до 60-ти тысяч! Структуру французской корзины заполняют такие разделы как расходы на вино и даже походы в ресторан. Туда вносятся также огромные издержки на визит в парикмахерские, покупки лаков для волос, гелей для душа и многочисленных косметических средств, также целых четырнадцать разновидностей цветов, без которых, оказывается, повседневная жизнь малообеспеченного человека даже не мыслиться вероятной.

Расчет Канадской потребительской корзины не применяется для определения категорий населения, охватываемых федеральными программами поддержки дохода, но все же является абсолютной мерой измерения минимального дохода. В состав данной корзины практически не учитываются региональные различия, за исключением транспортных расходов. В состав продуктовой корзины входят такие группы продуктов, как: молочные продукты; яйца; мясо, птица, рыба; заменители мяса; зерновые продукты; цитрусовые и помидоры; прочие фрукты; картофель; прочие овощи; жиры и масло; сахар и прочие сладости.

В рацион канадцев включены такие овощи, как картофель, брокколи, капуста, морковь, сельдерей, огурцы, салат кочанный, лук, перец, репа, кукуруза, фасоль и мороженая овощная смесь. Достаточно широко, в отличие от России, представлены и фрукты: яблоки, бананы, виноград, персики, апельсины. В состав прочих расходов непродовольственной корзины входят покупка телефонов, мебели, электрооборудования, приборов, средств бытовой химии, игрушек для детей и др. (всего 48 наименований). Рассчитаны даже издержки на благотворительные взносы.

Если британская потребительская корзина не имеет огромных различий в плане продовольственных товаров с Россией, то в плане так сказать, минимальных развлечений и услуг британцы ушли далеко вперед. В расходы на развлечения граждан Англии входят гольф и сквош, а также составители корзины внесли в состав корзины и проявку фотопленки, прокат DVD, подписку на кабельные сети телевидения, издержки на подключение Веба и изготовка визитных карточек, также покупку компьютерных игр и столов для пинг-понга. Британцы, описывая свою потребительскую корзину, учитывают даже издержки для найма садовника, обучение в частных школах и институтах, четыре вида страховок и денежные услуги. При этом в денежных услугах отражается изменение цены пересылки средств и комиссия биржевых брокеров.

Конечно, такая сравнительная характеристика не внушает позитивных мыслей по поводу существующей потребительской корзины в нашей стране и формирующемуся на ее основе прожиточному минимуму. О многих расходах, существующих в описанных выше странах (то есть походы в рестораны, расходы на обслуживающий персонал, заказ пищи на дом, посещения салонов красоты и многое другое), можно даже и не думать, также можно забыть о тратах на дни рождения и семейные торжества, так как такие расходы в российской потребительской корзине не учитываются и не в скором времени там появятся. Даже более-менее здоровый рацион питания, с учетом данных потребительской корзины, будет сложно составить. Также в расчете корзины учтенные издержки на коммунальные платежи составляют всего 20 % от общей суммы доходов, а это лишь минимум половина требуемых в действительности затрат. Да и расходы на приобретение одежды и обуви при пересмотре существующих на рынке цен кажутся не вполне реальными. Ко всему прочему возникает вопрос о расходах на интернет, телефон и прочие достижения научно-технического прогресса, так как они уже давно вошли в повседневную жизнь российских граждан.

Безусловно, обдумывая эти и многие другие вопросы, касающиеся минимального набора товаров и услуг, установленных в России, невольно начинаешь винить государство, но не стоит бить тревогу и винить во всем «ненасытных до денег чиновников». Поскольку, само понятие «потребительская корзина» складывается из минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, требующихся для сбережения здоровья человека и снабжения его всем необходимыми для размеренной жизнедеятельности организма. Из чего можно заключить, что указанные числа не представляют собой что-то вроде «издевательства над народом», а являются основой для расчета выплат льготных категорий населения. Исходя из полученных данных, руководство страны выясняет без каких начислений не проживут инвалиды и прочая часть незащищенных слоев социума. И расчеты эти определяются, учитывая информацию об инфляции, ежегодно вкладывающая свои изменения в рост цен. Перед тем, как огласить состав и стоимость потребительской корзины, досконально отслеживается ценовая политика и процент подорожания, что позволяет повышать качество жизни населения.

Ко всему прочему наше правительство постоянно разрабатывает новые законы и постановления для поднятия уровня жизни и благосостояния малообеспеченных граждан нашей страны. Определенные законы вступили в силу уже с 1 января 2015 года. По ранее действовавшему законодательству граждане, с денежным доходом ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатное получение социальных услуг. Федеральный закон об основах социального обслуживания населения обеспечивает порог отсечения равный уровню полутора прожиточных минимумов. Это расширит количество людей, имеющих возможность в получении бесплатной социальной помощи, включая инвалидов, семей, в которых есть ребенок инвалид, граждан без определенного места жительства. Также законом предусматривается особенный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он подразумевает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой данный человек сумеет справиться с тяжелой жизненной ситуацией.

Помимо этого, в планах лежит создание реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. Что даст возможность наладить более тесную взаимосвязь между различными территориями.

Более того, предвидится формирование единых минимальных социальных стандартов социальной помощи по всей территории Российской Федерации и примерного перечня социальных услуг. Они будут утверждаться Правительством страны и могут быть уточнены на уровне региона.

При назначении пособия по бедности прожиточный минимум ребёнка будет таким же, как и на первого члена семьи. Если семья ходатайствует о получении пособия по бедности, при расчёте пособия дети будут приравниваться к первому члену семьи, т.е. пособие на ребёнка будет 100% вместо прежних 80%. В прошлом году пособие по бедности получали 6100 семей с детьми.

И все эти законы принимаются, несмотря на установление санкций западными странами в отношении России и падение рубля. Так что рассчитывать на дальнейшее увеличение стоимости и качества потребительской корзины безусловно стоит даже несмотря на то, что в условиях системного кризиса государство вошло в режим экономии и серьезные вложения в социальную сферу отложены на более стабильные времена.

Список использованной литературы

1. Байкова Е.И. Сравнительный анализ методик формирования потребительских корзин Казахстана, России и Канады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/30478/ (дата обращения 15.04.2015).

2. Черникова А.Г. Влияние крымского кризиса на уровень и качество жизни населения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика».- Майкоп: изд-во АГУ, 2014. - Вып. 1 (138). С. 220-229

3. Научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе бакалавриата: учебно-методическое пособие / А.Г. Черникова, И.Н. Голуб, А.Н. Бабаков. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2014. - 124 с.

4. Куликова Е. Кто как живет. Сравнительный анализ потребительских корзин разных стран мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/27/kto-kak-zhivet-sravnitelnyy-analiz-potrebitelskikh-korzin-raznykh-stran-mira (дата обращения 17.04.2015).

5. Черникова А.Г. Качество и уровень жизни в странах СНГ: зеркало статистики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 9 (52). - С. 28-36.

© Н.А. Москалева, Т.А. Саранчина

УДК33

Т.В. Наконечная

к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

Аннотация.

Современное состояние рыночной экономики требует новых подходов к управлению эффективностью деятельности предприятия. Оценка достигнутой эффективности и результативности может быть дана как на основе финансовых, так и не финансовых критериев. На таком подходе к системе управления основываются разработка и внедрение стратегических карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.