Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕН (ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ) В РОССИИ'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕН (ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ) В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / СТАТИСТИКА / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ИНФЛЯЦИЯ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / PRICE / STATISTICS / CONSUMER PRICE INDEX / INFLATION / PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровкова М.М., Пугина Л.И.

актуальность темы обусловлена тем, что цена является одним из важнейших показателей в потребительском секторе экономики России. От эффективности ценовой политики организации непосредственно зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности компании в целом, а также инфляционные процессы в стране. Особенности ценовой политики торговых организаций состоит в том, что предметом ценовой политики выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов - торговая надбавка, от которой зависит выручка торгового предприятия, а значит и оборот розничной торговли в России. Информация из статистических органов позволяет увидеть, как реализуется цена на потребительском рынке, оценить состояние индекса потребительских цен, который является важнейшим показателем, характеризующим уровень жизни населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF PRICES (PRICING) IN RUSSIA

the relevance of the topic is due to the fact that the price is one of the most important indicators in the consumer sector of the Russian economy. The effectiveness of the pricing policy of the organization directly affects the results of financial and economic activities of the company as a whole, as well as inflation processes in the country. Features of the pricing policy of trade organizations is that the subject of pricing policy is not the price of the goods as a whole, but only one of its elements - the trade allowance, on which depends the revenue of the trading enterprise, and therefore the turnover of retail trade in Russia. Information from statistical agencies allows you to see how the price is realized in the consumer market, to assess the state of the consumer price index, which is the most important indicator characterizing the standard of living of the population.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕН (ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ) В РОССИИ»

УДК 338

Боровкова М.М. студент магистратуры 1 курс, факультет «Экономика и менеджмент»

Пугина Л.И., к.э.н., доцент доцент кафедры «Менеджмент» МИ ВЛГУ имени В.К. Зворыкина Россия, г. Муром

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕН (ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ) В

РОССИИ

Аннотация - актуальность темы обусловлена тем, что цена является одним из важнейших показателей в потребительском секторе экономики России. От эффективности ценовой политики организации непосредственно зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности компании в целом, а также инфляционные процессы в стране. Особенности ценовой политики торговых организаций состоит в том, что предметом ценовой политики выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов - торговая надбавка, от которой зависит выручка торгового предприятия, а значит и оборот розничной торговли в России.

Информация из статистических органов позволяет увидеть, как реализуется цена на потребительском рынке, оценить состояние индекса потребительских цен, который является важнейшим показателем, характеризующим уровень жизни населения страны.

Ключевые слова - цена, статистика, индекс потребительских цен, инфляция, ценовая политика.

Borovkova M. M. graduate student 1st year, faculty " Economics and management» Pugina L. I., candidate of economic Sciences, associate Professor

associate Professor of " Management» MI Vladimir state University of a name of V. K. Zworykin

Russia, Murom

STATISTICAL ANALYSIS OF PRICES (PRICING) IN RUSSIA

Annotation - the relevance of the topic is due to the fact that the price is one of the most important indicators in the consumer sector of the Russian economy. The effectiveness of the pricing policy of the organization directly affects the results of financial and economic activities of the company as a whole, as well as inflation processes in the country. Features of the pricing policy of trade organizations is that the subject of pricing policy is not the price of the goods as a whole, but only one of its elements - the trade allowance, on which depends the

revenue of the trading enterprise, and therefore the turnover of retail trade in Russia.

Information from statistical agencies allows you to see how the price is realized in the consumer market, to assess the state of the consumer price index, which is the most important indicator characterizing the standard of living of the population.

Key words - price, statistics, consumer price index, inflation, price policy.

Торговая надбавка устанавливается организациями самостоятельно, как правило, в процентах к цене приобретения товара [1]. Торговая надбавка включает в себя издержки и прибыль организации. Нижний предел формирования торговой надбавки ограничивается ценой оптового предложения товара на рынке, которая в свою очередь зависит от цены производителя и оптовых посредников [2]. Верхний предел цены зависит от платежеспособного спроса конечных покупателей товара, однако в пределах рыночных ограничений по регионам установленных Федеральным законом от 28.12.2009 №Э81-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [5].

Таблица-1. Статистический анализ средних потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров в России (на начало года, рублей за кг) [4]_

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018

Говядина (кроме бескостного мяса) 272,28 314,94 315,02 320,34

Свинина (кроме бескостного мяса) 272,36 271,08 264,32 255,87

Куры охлажденные и мороженые 136,14 133,73 138,49 126,29

Колбаса вареная 310,54 344,81 351,27 360,88

Говядина, свинина тушеная

консервированная, за условную банку весом

350г 94,42 117,04 121,37 125,21

Рыба мороженая неразделанная 110,65 138,16 147,68 153,03

Рыба соленая, маринованная, копченая 292,21 352,58 382,54 388,83

Консервы рыбные натуральные и с

добавлением масла, за условную банку

весом 350г 70,12 91,94 103,94 109,09

Масло сливочное 357,54 397,75 477,13 528,83

Масло подсолнечное 78,09 107,62 110,10 100,16

Молоко питьевое цельное пастеризованное

2,5-3,2% жирности, за л 43,81 47,61 51,44 53,45

Сыры сычужные твердые и мягкие 388,81 418,61 461,71 478,88

Яйца куриные, за 10 шт 58,76 65,02 64,17 54,63

Сахар-песок 44,97 52,14 48,78 36,75

Чай черный, байховый 496,40 685,73 759,21 765,93

Мука пшеничная 29,46 32,78 33,27 32,11

Хлеб и булочные изделия из пшеничной

муки высшего сорта 58,75 64,80 67,61 68,92

Рис шлифованный 53,03 67,87 63,98 62,83

Изделия макаронные из пшеничной муки в/с 55,18 66,01 68,41 67,61

Картофель 26,66 19,91 20,25 22,25

Капуста белокочанная свежая 25,55 22,68 17,96 16,14

Лук репчатый 26,47 24,64 21,28 21,22

Яблоки 76,70 87,43 81,92 88,57

Водка крепостью 40% об. спирта и выше, за

л 547,02 559,21 583,00 600,59

Коньяк ординарный отечественный, за л 1139,95 1261,25 1321,94 1303,04

Вино игристое отечественное, за л 253,64 283,72 306,22 320,63

Пиво отечественное, за л 87,37 98,36 105,68 110,22

По статистическим данным, наибольший рост потребительских ценна продовольственные товары за весь рассматриваемый период, произошел на рыбную продукцию: 55,5% - консервы рыбные, 38,3% - мороженная рыба, 33% - соленая рыба, а также 54,3% - черный чай и 47,9% - сливочное масло.

Таблица-2. Статистический анализ средних потребительских цен на отдельные виды непродовольственных товаров (на начало года, рублей за

штуку) [4]_

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018

Пальто женское демисезонное из шерстяных

или полушерстяных тканей 7776,88 8816,28 9561,50 9796,43

Костюм-двойка мужской из шерстяных,

полушерстяных или смесовых тканей 6772,70 7837,68 8402,89 8760,36

Сорочка верхняя мужская из

хлопчатобумажных или смесовых тканей 942,07 1116,85 1252,04 1329,22

Юбка женская из полушерстяных или

смесовых тканей 1835,16 2023,78 2110,36 2158,46

Джемпер мужской 1722,50 1885,11 1996,16 2066,34

Носки мужские из хлопчатобумажной или

смесовой пряжи, за пару 63,94 72,28 78,24 80,07

Колготки женские эластичные плотностью

15-20 DEN 133,39 154,82 167,44 171,28

Полуботинки, туфли мужские с верхом из

натуральной кожи, за пару 2818,99 3344,92 3708,35 3900,82

Сапоги женские зимние с верхом из

натуральной кожи, за пару 5327,88 6272,06 6923,50 7271,08

Телевизор цветного изображения 19047,78 22529,29 22999,51 22570,80

По статистическим данным, наибольший рост потребительских цен на непродовольственные товары за весь рассматриваемый период, произошел на женскую и мужскую обувь: 38,4% - полуботинки, туфли мужские, 36,5% -сапоги женские.

Таблица-3. Статистический анализ средних потребительских цен на отдельные виды услуг (на начало года, рублей за один вид услуг) [4]_

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018

Проезд в городском муниципальном автобусе, за

поездку 17,50 19,76 21,03 24,87

Проезд в купейном вагоне скоростного

нефирменного поезда дальнего следования, в

расчете на 100км в пути 275,30 313,62 300,73 309,25

Абонентская плата за неограниченный объем

местных телефонных соединений, за месяц 422,98 430,75 434,85 446,64

Плата за жилье в домах государственного и

муниципального жилищных фондов, м2 общей

площади 21,98 24,84 25,92 28,87

Водоснабжение холодное, за м3 21,42 23,64 25,04 26,64

Водоотведение, за м3 17,01 18,90 20,24 21,80

Отопление, за Гкал 1490,71 1649,18 1735,87 1771,19

Газ сетевой, за месяц с человека 63,89 67,56 68,24 73,04

Газ сетевой, за м3 5,16 5,51 5,65 5,91

Электроэнергия в квартирах без электроплит,

минимальный объем потребления, в расчете за

100 кВтч 314,95 333,42 359,02 371,44

Посещение детского ясли-сада, за день 76,55 85,19 93,12 97,94

По статистическим данным, наибольший рост потребительских цен на услуги за весь рассматриваемый период, произошел на проезд в городском муниципальном автобусе 42% и посещение детского ясли-сада 27,9%.

Приведем статистический анализ оборота розничной торговли в России (таблица 4). Данные таблицы показывают выручку от продажи товаров населению для использования в домашнем хозяйстве или личного потребления за наличный расчет или оплаченных по расчетным чекам банков, кредитным карточкам, посредством платежных карт (электронных денег) и других видов оплаты, действующих на территории России.

Таблица-4. Статистический анализ оборота товарных запасов розничной торговли в России[4]_

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборот розничной торговли - всего, млрд. руб.

в том числе: 26356 27527 28306 29813

- оборот торгующих организаций и

индивидуальных предпринимателей,

осуществляющих деятельность вне рынка 24057 25358 26299 27787

- продажа товаров на розничных рынках и

ярмарках 2299 2169 2007 1935

Из общего объема оборота розничной торговли,

млрд. руб.

- пищевые продукты, включая напитки и табачные

изделия 12381 13412 13746 14436

- непродовольственные товары 13975 14115 14560 15377

Товарные запасы в организациях розничной

торговли (на конец года):

- всего, млрд. руб. 1132 1267 1399 1581

- в днях торговли 29 32 34 32

По данным таблицы 4 видим, что оборот розничной торговли в России вырос на 4,4% в 2016г. по сравнению с 2015 г., на 2,8% в 2017г. по сравнению с 2016г. и на 5,3% в 2018г. по сравнению с 2017г.

Оборот розничной торговли пищевых продуктов вырос на 8,3% в 2016г. по сравнению с 2015г., на 2,5% в 2017г. по сравнению с 2016г. и на 5% в 2018г. по сравнению с 2017г., а непродовольственных товаров на 1% в 2016г. по сравнению с 2015г, на 3,2% в 2017г. по сравнению с 2016г. и на 5,6% в 2018г. по сравнению с 2017г.

Наибольший рост оборота розничной торговли в России произошел в 2018г., в основном за счет оборота розничной торговли непродовольственных товаров и составил 29813 млрд. руб.

Таблица-5. Статистический анализ индекса потребительских цен в России (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) [4]__

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018

Индекс потребительских цен 111,4 112,9 105,4 102,5

из них:

- продовольственные товары 115,4 114,0 104,6 101,1

- непродовольственные товары 108,1 113,7 106,5 102,8

- услуги 110,5 110,2 104,9 104,4

Индекс потребительских цен влияет на заработную плату и социальные выплаты населения[3]. Рост данного показателя приводит экономику страны в фазу инфляции. Следовательно, цена - это важный показатель экономики страны и должен регулироваться государством за счет статистического анализа цен.

Использованные источники:

1. Лупей Н.А. Финансы торговых организаций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Н.А. Лупей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 143 с. ISBN 978-5-238-01701-3.

2. Метелев С.Е. Финансы торговых организаций: Учебное пособие/С.Е.Метелев, В.П.Чижик - Москва: ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с. (Высшее образование: Бакалавриат) ISBN 978-5-00091-106-8.

3. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник/Г.В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 649 с. (Высшее образование: Бакалавриат) ISBN 978-5-16-006502-1.

4. Суринов А.Е. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат-М., 2018 -522 с. ISBN978-5-89476-450-4.

5. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-Ф3 (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 95629/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.