Научная статья на тему 'Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития'

Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1890
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГА / ДЕСКРИПТИВНАЯ СТАТИСТИКА / КОНСАЛТИНГ / RUSSIAN CONSULTING MARKET / DESCRIPTIVE STATISTICS / CONSULTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуева Л. И., Шайхлисламов В. А.

Увеличение неопределенности и сложности среды бизнеса обуславливает рост спроса на консалтинговые услуги. Для выявления особенностей текущего состояния и возможностей развития рынка в статье использован статистический подход, который позволил получить обобщающие характеристики изучаемого процесса и установить факторы, способствующие его развитию. В рамках комплексного статистического анализа определены основные закономерности развития рынка бизнес – консалтинга, в том числе основных его видов, стадия жизненного цикла, масштаб конкуренции, степень дифференциации продукции участников рынка, стратегические позиции различных видов консалтинга на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic analysis of the Russian consulting market: evaluation of the current state and perspectives of development

Increase in indeterminacy and complexity of the business environment calls forth the growth of demand for consulting services. The author uses statistical approach to explicate the specificities of the current situation on the consulting market, to produce a complex description of the consulting process and to determine the factors favorable for its development. Within the frameworks of the complex statistical analysis the article singles out the basic regularities in the development of the business consulting market, including its types, stages of its “life cycle,” the scale of competition, the degree of differentiation of the products generated by the market participants, and the strategic positions of various types of consulting on the Russian market.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития»

6. Научные основы управления социалистическим производством / Под ред. Д.М. Крука. Учебник для экономических ВУЗов и факультетов. — М.: Экономика, 1978.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2001.

8. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: Методология и организация. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000.

9. Скрипнюк Д.Ф. Методология финансово-промышленной интеграции. Диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора экономических наук. — СПб, 2003.

10. Шестая конференция Ассоциации Контрольно-счетных органов РФ. — М: Финансовый контроль, 2004.

статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития

Л.И. Бушуева,

декан факультета управления Сыктывкарского государственного университета,

доктор экономических наук, профессор [email protected];

В.А. Шайхлисламов,

аспирант Московского государственного университета экономики, статистики, информатики

Увеличение неопределенности и сложности среды бизнеса обуславливает рост спроса на консалтинговые услуги. Для выявления особенностей текущего состояния и возможностей развития рынка в статье использован статистический подход, который позволил получить обобщающие характеристики изучаемого процесса и установить факторы, способствующие его развитию. В рамках комплексного статистического анализа определены основные закономерности развития рынка бизнес — консалтинга, в том числе основных его видов, стадия жизненного цикла, масштаб конкуренции, степень дифференциации продукции участников рынка, стратегические позиции различных видов консалтинга на российском рынке.

Ключевые слова: российский рынок консалтинга, дескриптивная статистика, консалтинг

УДК 519.22:001 ББК 65.050.2

Отечественный рынок консалтинговых услуг в настоящее время характеризуется качественно новым состоянием, являющимся, в значительной степени, следствием перехода к рыночной экономике. Новый хозяйственный механизм, создание предприятий с различными формами собственности, изменения экономических отношений, нестабильность цен, переплетение российских и иностранных капиталов потребовали со стороны бизнеса развития сферы консалтинговых услуг. Особенно актуальны консалтинговые услуги в условиях мирового экономического кризиса. Другими словами, увеличение неопределенности и сложности среды бизнеса обуславливает рост спроса на консалтинговые услуги за последнее время. В этой связи бизнес-консалтинг формирует адекватную экономической среде систему консалтинговых услуг. Отмечается тенденция к поиску субъектами рынка новых путей активизации деятельности: сотрудничество с крупным бизнесом, появление новых компаний-консультантов (появление отечественных игроков и приход крупных международных консалтинговых сетей), региональная экспансия крупнейших международных консалтинговых компаний, внедрение новых форматов и форм обслуживания клиентов.

Различные аспекты особенностей российского рынка консалтинговых услуг находят отражение в научной литературе [1-5, 7], обзорах и аналитических материалах ведомственных и отраслевых организаций и союзов, аналитических материалах крупнейших предприятий бизнес — консалтинга. Однако для выявления особенностей текущего состояния и возможностей развития рынка, на наш взгляд, необходимо использовать статистический подход, который позволит получить обобщающие характеристики изучаемого процесса и установить факторы,

способствующие его развитию. Таким образом, целью статистического анализа российского рынка консалтинговых услуг выступает количественная оценка основных характеристик данного рынка, раскрывающая основные закономерности и факторы развития бизнес — консалтинга в России. Предполагается, что полученные выводы будут использованы для разработки, обоснования и принятия решений по формированию и развитию регионального управленческого консалтинга в информационной инфраструктуре поддержки бизнеса в регионах.

В процессе реализации поставленной цели необходимо выбрать те показатели, которые в совокупности и сочетании смогут отразить состояние и развитие консалтингового рынка. Поскольку рынок представляет собой сложную многоуровневую систему, то и его статистическая характеристика может быть выражена системой показателей. На наш взгляд, в рамках комплексного статистического анализа рынка необходимо определить размер рынка, темпы роста рынка и стадию жизненного цикла отрасли, масштаб конкуренции, степень дифференциации продукции участников рынка.

Как показало исследование, до сих пор не существует официальной релевантной статистики по консультационному рынку. Несмотря на то, что консалтинговые компании объединяет факт принадлежности к определенной сфере деятельности, они значительно отличаются друг от друга по разным параметрам, например, по видам консалтинговых услуг, совокупности предлагаемых дополнительных услуг, размеру, рынкам, на которые они работают, степени открытости информации и т.д. Зачастую в публикуемых рейтингах консалтинговых компаний отсутствуют крупнейшие из них. Используя в исследовании данные рейтингового агентства «Эксперт РА», которые аккумулируют информа-

Рис. 1. Выручка 10-Топ консалтинговых компаний в 2006-2010 гг. (без учета компаний большой четверки и BDO), млн руб.

Рассчитано по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» — http://www.raexpert.ruW]

цию о 150 крупных консалтинговых компаниях, но не учитывают результаты консалтинговой деятельности «большой аудиторской четверки» и крупнейших международных консалтинговых групп (Boston Consulting Group, McKinsey, Bain, A.T. Kearny, Roland Berger и др.), приходится признать, что для «полноты картины», возможно, не хватает информации именно об этих компаниях. Однако для выявления основных тенденций и закономерностей известный в статистике выборочного наблюдения способ основного массива предполагает возможность обследования тех единиц генеральной совокупности, которые в совокупности вносят наибольший вклад в изучаемое явление.

Рассмотрим основные показатели конъюнктуры рынка консалтинговых услуг. При этом значение имеет не только статичный показатель, но и динамический или вариационный процесс, определяющий основные тенденции и их устойчивость. Тенденции развития рынка могут быть наглядно выражены графически (рис.1).

Современный рынок консалтинговых услуг в России динамично развивается, что отражается в росте объемов консультационной деятельности: за последние 5 лет выручка консалтинговых компаний увеличилась в 1,8 раза. Но в 2009 г. выручка компаний, включенных в список, снизилась. Данное

Средний размер выручки по видам консалтинга и его вариация (по данным предп в десятку крупнейших по каждому направлению консалтинга)

обстоятельство напрямую связано с мировым экономическим кризисом. В 2008 году мировой экономический кризис лишь начал разворачиваться, и все его последствия в полной мере сказались на итогах 2009 года.

Основой роста рынка является предоставление заказчикам максимально широкого спектра услуг, охватывающего самые различные области управления. Наиболее динамичным видом консалтинга стали услуги в области ИТ- разработок и системной интеграции. За период с 2006 по 2010 гг. доля выручки от оказания услуг в этой области возросла от 32 до 45%% от всех доходов консалтинговых компаний, вошедших в десятку крупнейших компаний. Стабильно высокий спрос можно наблюдать на услуги в области ИТ-управленческого консалтинга. На долю этого вида консалтинга приходится от 27% (в 2006 г.) до 23% (в 2010 г.). Таким образом, развитие рынка консалтинговых услуг связано, прежде всего, со спросом на создание и развитие специфических телекоммуникационных и информационных услуг, что, в свою очередь, можно объяснить стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, ростом удельного веса наукоемких отраслей в структуре ВВП.

Следующим по значимости видом консалтинга, который наиболее востребован на современном этапе, является оценочная

Таблица 1 ий, вошедших

Виды консалтинга 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Средняя выручка, млн руб. Коэффициент вариа-ции,% Средняя выручка, млн руб. Коэф-фи-циент вариа-ции,% Средняя выручка, млн руб. Коэф-фи-циент вариа-ции,% Средняя выручка, млн руб. Коэф-фи-циент вариа-ции,% Средняя выручка, млн руб. Коэф-фи-циент вариа-ции,%

Стратегический 225, 4 86,3 336,8 81,5 260,8 94,1 169,0 103,0 186,9 115,6

Финансовый 176,9 55,6 235,7 44,7 259,7 28,7 271,8 47,4 293,6 42,1

Налоговый 294,4 60,4 370,8 71,4 458,7 89,2 326,4 82,2 395,3 67,9

Управление персоналом 140,8 102,1 186,6 100,5 180,6 83,1 116,0 52,3 144,7 81,3

Производственный 172,6 152,2 151,4 98,4 158,5 107,8 133,4 120,3 141,1 119,2

Маркетинговый 77,3 117,8 113,8 123,9 74,9 145,5 37,5 153,1 42,0 150,9

ИТ-управление 896,5 57,1 1216,7 56,5 1338,8 64,0 1239,0 68,2 1393,2 63,7

ИТ-разработки 1082,1 57,3 1893,9 72,9 1857,6 79,7 2227,0 71,8 2670,0 63,4

Юридический 125,6 56,0 164,4 62,1 231,0 68,5 207,7 47,4 227,5 30,7

Оценочная деятельность 196,2 28,5 306,7 32,4 447,9 26,5 458,7 20,1 477,4 20,2

Итого 311,8 193,3 460,8 238,2 468,4 247,5 481,8 265,7 555,7 258,7

Рассчитано по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» — http://www.raexpert.ru [6] 396

12000

10000

8000

6000

4000

2000

1

1 1 р 1

р 1 р 1 р 1 р 1 р 1 р 1

! 1

Р 1 1 1 1 Ы л! Ий- Р* „хтШ^ га™.™

^ к * : : : * |—

I сУ

< «¡»к ¡="

Ьч 5Ё

I

г о

«X

т

=.* с ■г га =

1*1 = * о

? е ё

- - а

о

и = =

а ч ь

и

у? 5 от ■ "

г о <-> р

I о>

ЕС ЕЕ (П : . V о

£ §5®

< .АЗ ц Т _

I | НЯо

Я §

л ю

о §

а

зё

= к с

- .1,5

5 о

< т ^

П! = X

ч

>

га О.

5 <

ч <

- ®!.г1_ &

■ Ъ 2 = °

2 I-

ц о. т

; > га о ! ^ о '

м та 1— еЕ

о.ч<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<и аа. с

о с ^

ЁЕ

о о

* * : * * :

3 Ч Н

га <р га ■зЬС _

шв о

£ = ш

=

л=1

0) 5 н

Ч

01 г!

Ю О

512 ° о. X

< 5 <3

и

Щ т

2 * * # I! Ё;

<т а

.0 н ¿1

(3 га о> С о

0 5.5 т > О

1 !т®

а

* Ой о в

ш т

!Е=

* га ® £

о

<

а. ю.

Р §

= о:

¡¡3

X ф

||||

'т. =я А

X Ч* ^

с *

о ч = с о

V"

з!

ё! * ч

Рис. 2. Рейтинговая выручка (млн руб.), 2010 г.

Рассчитано по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [6] l^tp://WwwJaexpertш/rankingtable/?tableJolder=/consult20W/main/

0

деятельность. Рынок консалтинговых услуг в области оценки за последние годы вырос почти в 2,5 раза и в 2010 г. составлял около 8% от общего объема выручки консалтинговых компаний, вошедших в рейтинг. Причем, в кризисные 2008-2009 гг. спрос на оценочные услуги существенно возрос.

Стабильно развиваются налоговый и финансовый консалтинг. Однако их доля в общем объеме выручки незначительно сокращается. С учетом постоянно меняющегося законодательства и разной трактовки нормативных актов, то, что вчера было законно, завтра может быть расценено как серьезное налоговое или финансовое нарушение. Набор консалтинговых услуг в этих областях направлен на изучение финансовой политики компаний, налоговых выплат, проведение аудита с целью устранения возможных ошибок

Консалтинг в области управления персоналом также является востребованной услугой на российском рынке. Более того, в будущем спрос на данный вид услуг будет только увеличиваться. Причина — нехватка квалифицированных сотрудников, что естественным образом вызывает спрос на такие услуги как оценка и развитие сотрудников, разработка систем их мотиваций, с целью не потерять старых и привлечь новых. Однако за весь исследуемый период доля выручки от этого вида консалтинга не превышала 3%.

В отличие от других направлений консалтинга, производственный консалтинг подразумевает участие всех сотрудников компании в процессе повышения эффективности производства. Более того, именно подключение персонала к участию в решении проблем может дать максимально положительный эффект и способствовать реализации задуманных мероприятий. За услугами по производственному консалтингу обращаются чаще в критических ситуациях и в случаях, если самостоятельными усилиями проблемы не удается устранить. Выручка консалтин-

говых компаний от этого вида деятельности сохраняется на уровне 2-3% от общего объема.

Росту выручки от юридического консалтинга в 2008-2010 гг. способствовал спрос на юридическое сопровождение сделок: передел активов, слияния и поглощения и т.д.

Бюджеты на маркетинговый консалтинг значительно скромнее: его доля в общей выручке в 2010 г. составила менее 1%, что в 2 раза меньше, чем в докризисных 2006 и 2007 гг. Однако перспективы развития рынка консалтинга в области маркетинга и связей с общественностью, по оценкам экспертов, оптимистичны. Несомненно, рынки развиваются и конкуренция усиливается. Россия становится привлекательным рынком для крупных западных компаний. Им необходим маркетинговый консалтинг в области анализа специфики российских рынков.

Стратегический консалтинг, начиная с 2008 г., становится пока что менее востребованным. Вероятно, необходимость сохранения бизнеса заставляет корпоративный сектор более тщательно подходить к планированию расходов и сокращению издержек и отложить планы вывода на рынок новых продуктов и инвестиции в развитие. За пять лет выручка компаний от этого вида консалтинга сократилась более чем на 20% в абсолютном выражении и составила менее 3% от общего объема выручки консалтинга в 2010 г.

Выводы о развитии рынка базируются не только на обобщающих показателях выручки компаний, но и дескриптивной статистике о средних значениях и показателях вариации. В таблице 1 приведены данные предприятий, вошедших в десятку по каждому направлению консалтинга.

Данные таблицы 1 позволяют сделать следующие выводы. Наибольший объем выручки приходится на ИТ-консалтинг (ИТ-управление и ИТ- разработки и системная интеграция): выручка от этих видов консалтинга в 3-4 раза (в различные годы) превос-

23,800 23,600

1,600 1,400 й 1,200

i 1,000

¡г1

800 600 400 200

2.5 & та

2.0

20 ^

1.5 1.0 0.5

0 ^------------1-1-1-1-1-!_!_ 0.0

Москва Санкт- Пермь Тюмень Великий Екате- Челя- Краснодар Казань Петербург Новгород ринбург бинск

I I Число специалистов-консультантов за 2010 г. — Выручка на специалиста

Рис. 3. Показатели территориальной концентрации бизнес — консалтинга в РФ

Рассчитано по данным рейтингового агентства«Эксперт РА» [6] — http://Www.raexpert.ru/rankingtable/?tableJolder=/tonsult20W/main/

ходит среднюю выручку от консалтинговых услуг. Необходимо отметить, что за весь исследуемый период средний объем выручки консалтинговых компаний увеличивался. Однако в разрезе отдельных видов консалтинга ситуация существенно отличалась. Так, постоянный рост выручки наблюдался в области оценочной деятельности и финансового консалтинга. Очевидно, что даже в кризисный период бизнес нуждается в консалтинге при осуществлении сделок в сегменте слияний и поглощений при переделе активов и в реальном секторе, и в финансовой сфере. Тенденция к росту в области ИТ-разработок также достаточно устойчивая, только в 2008 г. наблюдается снижение выручки на 2% по сравнению с 2007 г. За пять лет средний объем выручки от этого вида услуг увеличился более чем в 2,5 раза.

Об однородности совокупности можно судить по коэффициенту вариации. Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%. Практически во всех случаях (за исключением оценочной деятельности) коэффициент вариации превышает 33%, что свидетельствует о том, что совокупность неоднородная. Другими словами, даже в десятке крупнейших компаний по каждому виду консалтинга существенна разница в выручке, что может являться свидетельством высокой концентрации рынка. Рассмотрим подробнее выручку компаний, входивших в десятку крупнейших хотя бы по одному виду консалтинга.

Лидирующими компаниями на отечественном рынке консалтинговых услуг в настоящее время являются IBS, ЛАНИТ, «Компьюлинк Групп», «Группа компаний АйТи», «Астерос», «Ай-Теко», «КРОК», «Энерджи Консалтинг», НЦИТ «ИНТЕРТЕХ», «ОТР», совокупная выручка которых превышает 47% общего объема выручки 150 компаний, вошедших в рейтинг, что свидетельствует о концентрации консалтингового рынка (рис. 2).

На рис. 2 четко прослеживается, что наибольший объем выручки приходится всего на несколько компаний, вошедших в крупнейшие компании по разным видам консалтинга. Более того, общий рейтинг компании зависит от того, какую позицию занимает компания в рейтинге услуг по услугам в области ИТ-управления и ИТ-разработок. Расчетные значения коэффициентов корреляции рангов Спирмена (Spearman Rank Order Correlations) подтверждают эту зависимость: коэффициент корреляции рангов общего рейтинга с рейтингом в области ИТ- управления составил 0.92, а с рейтингом в области ИТ- разработок — 0,83.

Концентрация рынка наблюдается также и в территориальном разрезе. Свыше половины всего объема российского рынка консалтинга приходится на долю Москвы, как по количеству специалистов, так и по суммарной выручке, что связано с концентраций головных офисов в столице (рис. 3).

Численность бизнес — консультантов в Москве превышает их численность в Санкт-Петербурге почти в 15 раз. По сравнению с другими городами разрыв еще более существенен (почти в 100 раз и более). Однако выручка на одного специалиста достаточно высокая в Великом Новгороде, Москве. Перми, Санкт-Петербурге.

Любой рынок, в том числе и консалтинговый, — сложное явление, связанное с состоянием и развитием экономики в целом. Проведем сравнительный анализ темпов прироста объема консалтинговых услуг, ВВП и инфляции (рис. 4).

Консалтинговые услуги

РА

2010 г. 2011 г.

Рис.4. Сравнение темпов прироста макроэкономических показателей и объема консалтинговых услуг в РФ

Рассчитано по данным рейтингового агентства «Эксперт — http://www.raexpert.ru/ [6] и данным «Economist intelligence

unit» — http://www.eiu.com (с ограниченным доступом) [8]

Используя данные, приведенные на рис.4, можно обобщить тенденции развития рынка консалтинговых услуг. Как известно, в зависимости от того, находится ли отрасль в состоянии зарождения, активного роста, зрелости или упадка, определяются все остальные процессы, происходящие на рынке. В 2006-2007 гг. темпы прироста объема консалтинговых услуг превышали тем-

30 25 20

1

15 10 5 0 -5

ИТ-ра {работка и сисгег> ная инк грация Управп 5ние пер сонапом

Ск > 45,06 ■ Налогов 0 ,60 6, >5 п 2,42

01 W 9 0 8 0 7 06 05 04 03 02 01 00

ИТ управпе пческий (OHcanrv Ю| (идическ ий 0,7

Финано >ВЫЙ 4Ç А

Эценочн аядеяте. пьность в с* 2,57 ггегическ

2,35

ии

Относительная доля, %

Рис.5. Представление модели BCG для анализа стратегических позиций в 2010 г.

Рассчитано по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [6]—http://Www.raexpert.ru/rankingtable/?tableJolder=/tonsult/2010/main/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пы прироста ВВП, что свидетельствует о стадии роста данного рынка. На общем фоне кризиса 2009 гг., когда темпы инфляции превысили темпы прироста ВВП, рынок консалтинговых услуг удержался за счет сохранения темпов прироста в отдельных видах консалтинга (рассмотренных ранее). Анализируя текущую стадию развития рынка, можно сделать вывод о том, что сейчас рынок находится в стадии роста, преодолев спад, но не достигнув докризисных темпов прироста.

Признаками стадии роста можно считать высокие темпы роста объемов рынка; четкое формирование общепризнанной концепции консалтинговых услуг и определение потребности, которую они удовлетворяют, усиление конкурентной борьбы за клиента. Постоянное развитие и совершенствование структуры рынка отражается в появлении крупных компаний — лидеров рынка и исчезновении не выдержавших конкурентной борьбы компаний; концентрации рынка.

Разнообразие видов консалтинговых услуг, неодинаковые темпы их развития и значимость для рынка заставляют задуматься о перспективах развития и привлекательности конкретных видов консалтинга. С этой точки зрения, определению стратегических позиций различных видов консалтинга на рынке и распределению средств между различными видами консалтинга в будущем может помочь Матрица БКГ. Обычно матрица составляется по видам деятельности компании, но в данном случае вполне оправдано построение по видам консалтинга, с тем, чтобы выявить перспективные направления консалтинга. Рассмотрим возможности матрицы для решения данной задачи. Для расчета используем два показателя:

— темп роста рынка (2010 г. к 2009 г.). К высоким темпам роста были отнесены темы роста выше среднего по отрасли;

— относительная доля рынка (относительно самого крупного бизнеса: ИТ- разработка и системная интеграция).

Однако для изучения распределения стратегических средств между различными видами консалтинга результаты анализа матрицы БКГ необходимо дополнить выявлением доли каждого вида консалтинга в общем объеме выручки. Если выделить виды консалтинга с высоким темпом прироста (более 15% в год) и высокой относительной долей (более 10% от крупнейшего вида консалтинга), то график на рис.5 можно интерпретировать в терминах матрицы БКГ (размер пузырька соответствует доле на рынке).

Наиболее перспективным (звезды, в традиционных терминах матрицы БКГ) является консалтинг в области информационных технологий (ИТ- разработка и системная интеграция), что связано с повсеместной информатизацией компаний. ИТ- кон-

салтинг занимает относительно большую долю бурно растущего рынка, операции на котором приносят высокие прибыли. Эту бизнес-область можно назвать лидером консалтинга.

Финансовую стабильность и источники инвестирования гарантируют бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка. Однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился. Как обычно, «дойные коровы», которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции — ИТ- управленческий консалтинг, оценочная деятельность, финансовый консалтинг. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован, такие виды консалтинга приносят очень большие доходы.

Увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем требует бизнес область, получившая название «трудные дети» (или знаки вопроса). Эти бизнес-области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. В отношении этих бизнес-областей имеет место самая большая степень неопределенности — либо они станут в будущем прибыльными для организации, либо нет. Ясно одно, что без значительных дополнительных инвестиций эти бизнес — области не получат развития. В данном случае к этой области относится управление персоналом.

В бизнес-области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях («собаки») попали такие виды консалтинга, как стратегический, юридический, производственный консалтинг, а также маркетинг и связь с общественностью. Поток денежной наличности в этих областях бизнеса обычно незначительный. Любой шаг компании в направлении получить большую долю рынка сталкивает ее с доминирующими в этой сфере конкурентами. Например, в области стратегического и операционного консалтинга лидируют такие известные компании, как BCG, McKinsey, Roland Berger и др., в области маркетинговых исследований — AC Nielsen, TNS, GFK, Ромир, которые не участвуют в рейтинге «Эксперт РА».

Диаграмма БКГ предлагает следующий набор решений о дальнейшей деятельности компании в соответствующих зонах хозяйствования:

• «звезды» укреплять и оберегать;

• по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин, чтобы их сохранить;

• для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства;

• «знаки вопроса» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды».

Насколько этот набор решений может быть использован в консалтинге, зависит от стратегии развития конкретной консалтинговой компании. В частности, в настоящее время важной тенденцией является то, что на рынке выделяется потребность не просто в конкретных консалтинговых услугах, а в комплексном развитии бизнеса. В этом случае важную роль могут сыграть не конкретные виды услуг, а их комплексное предложение.

Матрица БКГ может также способствовать выявлению позиций конкурентов: их портфеля роста, финансовой стабильности, системности услуг (предложение клиенту различных видов консалтинга для системного обслуживания), в том числе в конкретных направлениях консалтинга.

В целом можно сделать вывод, что российский рынок консалтинговых услуг находится на этапе развития, который предполагает появление крупных компаний — лидеров, концентрацию рынка в результате массовых процессов слияний и поглощений, значительную дифференциацию продукта — консалтинговых услуг. Неравномерный характер развития структуры консалтинговых услуг во многом обусловлен недостаточной развитостью рынков отдельных видов консалтинга предприятиям и организациям и концентрацией компаний-поставщиков в нескольких крупных городах Российской Федерации. Развитие рынка может быть связано с разработкой новых видов консалтинговых услуг, новых методов и приемов рыночного влияния, применением новых информационных и коммуникационных технологий, интернационализацией и глобализацией бизнеса, региональным расширением крупных компаний, проникновением международных компаний на региональные консалтинговые рынки России.

Литература

1. Гвишиани Д.М. Управленческое консультирование. — М.: ЭКО, 2007.

2. Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru

3. Макхэм К. Консалтинг. — М.: Дело и сервис, 2000.

4. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях. — М.: Изд-во «Манн, Иванов, Фербер«, 2007.

5. Развитие рынка интеллектуальных услуг в условиях глобального финансового кризиса. Научная монография / Под общ. и науч. ред. Г.В. Астратовой. — Екатеринбург: «Квант-2», 2009.

6. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // http://www.raexpert.ru

7. Шевченко С.Г.В зоне турбулентности. Российские консультационные компании в условиях глобального кризиса. — М.: Юни-правэкс, 2010.

8. Economist intelligence unit // http://www.eiu.com

принципы построения системы стратегического управления конкурентоспособностью розничной торговой сети

М.С. Богданов,

аспират кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

[email protected]

В статье изложены принципы управления конкурентоспособностью и предложен алгоритм выбора стратегических направлений повышения конкурентоспособности предприятия сетевой розничной торговли.

Ключевые слова: алгоритм, стратегия конкурентоспособности, сетевое торговое предприятие.

УДК 65.011.46:677.31 ББК 65.9(2)304.22

Обобщение результатов ряда исследований конкурентоспособности розничных торговых сетей с учетом анализа специфики управленческих задач позволяет сформулировать в общем виде следующие основные принципы построения системы стратегического управления конкурентоспособностью сетевого торгового предприятия, функционирующего на рынке продовольственных товаров: открытость; адаптивность; стратегическая направленность объекта управления; комплексность подхода к управлению [1, 3].

Решение задач по управлению конкурентоспособностью требует выявления проблемных областей в его деятельности, после чего возможны разработка и реализация соответствующих управленческих решений в направлении повышения конкурентоспособности предприятия торговли. Это обеспечивается путем применения разработанной авторской методики [2] по следующим укрупненным этапам:

— определение уровня конкурентоспособности предприятия сетевой розничной торговли относительно сетей-конкурентов;

— выявление функциональных областей в деятельности предприятия торговли, требующих оптимизации с точки зрения повышения уровня конкурентоспособности;

— выявление элементов процесса труда или видов ресурсов по функциональным областям деятельности предприятия торговли, требующих оптимизации.

При этом оценка конкурентоспособности сетевого торгового предприятия относительно сетей-конкурентов осуществляется по следующему алгоритму.

1. Определение и расчет частных показателей и их группировка по обобщающим критериям.

2. Сравнение частных показателей с базовыми, и перевод их в относительные величины (баллы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.