Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РФ'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиченко Н.М.

В статье приведены результаты анализа динамики оборота розничной торговли в РФ. Проведен корреляционно-регрессионный анализ оборота розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РФ»

УДК 330

Н.М. Новиченко

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РФ

В статье приведены результаты анализа динамики оборота розничной торговли в РФ. Проведен корреляционно-регрессионный анализ оборота розничной торговли.

Ключевые слова: оборот розничной торговли, корреляционно-регрессионный анализ.

Одним из важнейших двигателей экономического роста экономики России после проведения экономических реформ и либерализации рынка в 1990-х годах стала розничная торговля.

Под оборотом розничной торговли понимается выручка от продажи товаров населению для личного потребления (использования в домашнем хозяйстве) за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, посредством платежных карт [1].

На федеральном уровне оборот розничной торговли в настоящее время используется в числе основных народнохозяйственных показателей для оценки социально-экономического положения страны -он характеризует размер потребляемой населением товарной продукции, материальное благосостояние и культурный уровень россиян.

Динамику оборота розничной торговли в РФ иллюстрирует рисунок 1.

30,0000 25,0000 ю 20,0000

к-»

В 15,0000 Н 10,0000

5,0000

0,0000

Годы

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в РФ

В 2000-2014 гг. величина оборота розничной торговли в России ежегодно увеличивалась (рис.1). Однако, после значительного повышения данного показателя в 2008г. по сравнению с 2007 г., в 2009 г. наблюдался несущественный его рост. Основной причиной этому, во многом, послужил финансовый кризис 2008-2009 гг., негативно сказавшийся на социально-экономической сфере. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что на объем оборота розничной торговли влияет большое количество факторов. И так как данный показатель характеризует уровень благосостояния и качества жизни населения, для разработки социально-экономической политики РФ необходимо иметь четкое представление о том, какой из факторов в большей степени влияет на размер оборота розничной торговли [2].

Попробуем изучить взаимосвязь объема розничной торговли и других экономических явлений, происходящих в РФ.

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа используем следующие результативный (У) и факторные признаки:

У - величина оборота розничной торговли, в % к предыдущему году;

Х1 - количество предприятий розничной торговли, тыс. ед.;

Х2 - численность работников, занятых в розничной торговле, тыс. чел.;

Х3 - инвестиции в основной капитал организаций розничной торговли (в фактически действовавших ценах), в % к предыдущему году;

Х4 - индекс производительности труда в розничной торговле, в % к предыдущему году;

Х5 - индекс промышленного (обрабатывающего) производства, в % к предыдущему году;

© Новиченко Н.М., 2016.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. III.

Х6 - среднедушевые доходы населения, в % к предыдущему году;

Х7 - размер выплаченных пособий и социальной помощи населению, в % к предыдущему году. С помощью ПК получаем матрицу парных коэффициентов, на основании которых необходимо сделать вывод о факторе, который может быть включен в модель парой регрессии (табл. 1). Корреляционная матрица получена с помощью табличного редактора MS Excel в пакете анализа [3].

Таблица 1

Корреляционная матрица влияния факторов на объем розничной торговли в РФ

Y X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7

Y 1

X1 -0,77197 1

X2 -0,68654 0,901067 1

X3 0,628604 -0,46945 -0,55552 1

X4 -0,17601 -0,1278 -0,17008 -0,22662 1

X5 -0,0382 0,07908 -0,05099 0,053039 0,213641 1

X6 0,809733 -0,92717 -0,92127 0,626806 0,182565 -0,07473 1

X7 0,20772 -0,36929 -0,3544 -0,21659 0,437013 -0,0915 0,306598 1

Из корреляционной матрицы видно, что наиболее тесная связь наблюдается между результативным признаком Y и факторным Х6. Проведем регрессионный анализ.

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная, статистика

Множктвгнный Е 0.309733402

Е-квадрат 0.655663132

Нор:,шроБашый Е-квадрат 0.626973364

Стандартная ошибка 4.696393451

На блюл: гния 14

ДиспгрсиоЕшьсн анализ

S3 MS F Значимость F

Рггрэссия 1 503.9355343 503.9355343 22.350105 0.000443422

Остаток 12 264.673901 22.05615S41

Итого 13 763,6594357

Коэффициенты Стандартная, сшибка t- стзтистика Р- Значение

У-пгркгчгниг 34.59437373 1",71692636 1.95264529 0,0745331

Х6 0,704333521 0,14745967 4,73017334 0,0004434

Рис. 2. Результаты регрессионного анализа

По результатам регрессионного анализа (рис. 2) получено следующее уравнение регрессии: у = 34,59 + 0,705*х6.

Коэффициент корреляции равен 0,809, что свидетельствует о тесной и прямой связи между признаками. Коэффициент детерминации равен 0,655, т.е. 65,5% вариации объема розничной торговли в РФ зависит от изменений среднедушевых доходов населения (на не учтенные в модели факторы приходится 34,5%).

Анализ полученного уравнения позволяет сделать вывод о том, что, в среднем, с увеличением размера среднедушевых доходов населения на 1тыс. руб. объем розничной торговли в РФ будет увеличиваться на 705 млрд. руб.

Проверка адекватности модели, построенной на основе уравнения регрессии, начинается с проверки значимости коэффициентов регрессии (с помощью ^критерия Стьюдента): 1а=1,95; 1в=4,78; 1габл=2,179. Следовательно, параметр регрессии статистически значим (1в> 1габл). Проверка адекватности модели осуществляется с помощью расчета F-критерия. Fф. = 22,85; Fтабл. = 4,75 (Рф>Ртабл), следовательно, уравнение регрессии статистически значимо.

Можно сделать вывод о том, что построенная модель на основе её проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна, параметр регрессии статистически значим. Данная модель может быть использована для принятия решений и осуществления прогнозов.

Таким образом, подводя итог, следует сказать, что в большей степени оборот розничной торговли в РФ зависит от размера среднедушевых денежных доходов населения. Поэтому чтобы избежать стагнации торговли в условиях экономического кризиса, государству необходимо принять дополнительные меры социальной поддержки, направленные на повышение покупательского спроса населения.

Библиографический список:

1.Плеханова Т.И., Лебедева Т.В. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. Оренбург, 2013.

2.Снатенков А.А. Оценка финансовых показателей организаций строительного комплекса (по материалам Оренбургской области): монография / А.А. Снатенков, И.В. Воюцкая, Б.А. Батанов. - Оренбург, 2015.

3.Тимофеева Т.В., Снатенков А.А. Практикум по социальной статистике. Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2002.

НОВИЧЕНКО НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА - студент, Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.