Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СКФО'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКФО / рынок труда / напряженность на рынке труда / North Caucasus Federal District / labor market / labor market tension

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э.М. Магомадов, С-М.З. Абдулазимов, А.Х. Муртазалиева

В статье рассмотрены вопросы функционирования рынка труда в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Рассмотрены особенности трудоизбыточности субъектов СКФО, проведен анализ занятости и безработицы субъектов округа. Даются рекомендации по поддержанию региональной занятости и регулированию напряженности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF STRESS ON THE LABOR MARKET OF THE SKFD

The article deals with the functioning of the labor market in the regions of the North Caucasus Federal District. The features of the labor surplus of the subjects of the North Caucasus Federal District are considered, the analysis of employment and unemployment of the subjects of the district is carried out. Recommendations are given on maintaining regional employment and regulating labor market tensions.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СКФО»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10624

Э.М. Магомадов - Чеченский государственный университет, Грозный;

С-М.З. Абдулазимов - Чеченский государственный университет, Грозный;

А.Х. Муртазалиева - Чеченский государственный университет, Грозный.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СКФО STATISTICAL ANALYSIS OF STRESS ON THE LABOR MARKET OF THE SKFD

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы функционирования рынка труда в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Рассмотрены особенности трудоизбыточности субъектов СКФО, проведен анализ занятости и безработицы субъектов округа. Даются рекомендации по поддержанию региональной занятости и регулированию напряженности на рынке труда.

Abstract. The article deals with the functioning of the labor market in the regions of the North Caucasus Federal District. The features of the labor surplus of the subjects of the North Caucasus Federal District are considered, the analysis of employment and unemployment of the subjects of the district is carried out. Recommendations are given on maintaining regional employment and regulating labor market tensions.

Ключевые слова: СКФО, рынок труда, напряженность на рынке труда.

Keyword: North Caucasus Federal District, labor market, labor market tension.

Целью данной статьи является статистический анализ рынка труда в СКФО, а также динамики уровня безработицы.

Объектом исследования является рынок труда СКФО.

Предметом исследования являются статистические показатели, характеризующие развитие рынка труда в среднем по России, и в СКФО в частности.

В соответствии с поставленной целью решена задача - провести сравнительный анализ рынка труда в России и в отдельном округе на примере регионов СКФО.

Проблема занятости является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана с людьми и их работой, а также с производством, распределением, распределением и потреблением материальных благ. В результате категория занятости является общеэкономической категорией, характерной для всех социально-экономических образований. Характеристики занятости и использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку как главной производительной силе общества, и как личности.

Нынешняя ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможен только в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

Проанализируем динамику численности экономически активного населения в среднем по России и в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Таблица 1 - Численность экономически активного населения (тысяч человек;в среднем за год)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 75757 75658 75440 75779 75676 75529 75428 76588 76636 76109

Северо-Кавказский федеральный округ 4279 4387 4351 4434 4485 4525 4544 4492 4535 4559

Республика Дагестан 1291 1272 1227 1359 1329 1320 1325 1301 1335 1360

Республика Ингушетия 184 228 233 191 202 201 212 223 231 251

Кабардино-Балкарская Республика 405 412 403 368 385 423 436 427 432 433

Карачаево-Черкесская Республика 199 214 209 233 238 225 227 217 215 210

Республика Северная Осетия - Алания 353 365 372 358 352 345 340 329 324 333

Чеченская Республика 473 549 544 551 597 649 633 618 621 621

Ставропольский край 1374 1347 1364 1375 1383 1362 1372 1377 1377 1352

Анализ данных таблицы 1 говорит о неустойчивой динамике численности экономически активного населения, как в России, так и в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Для сравнения особенностей изменения экономической активности населения рассмотрим значения относительных уровней соответствующего показателя (таблица.2).

Уровни экономически активного населения показывают тенденцию к росту как в целом по России, так и в Северо-Кавказском федеральном округе. По Чеченской Республике уровень экономически активного населе-ния(участия в рабочей силе) в 2010 году был близок к уровню средних значений по СКФО - около 65%. В дальнейшем этот показатель рос быстрее, чем в среднем по России - до 76,9% в 2013 году.

Таблица 2 - Уровень экономической активности населения (в процентах;в среднем за год)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 67,7 67,8 67,7 68,3 68,7 68,5 68,9 69,1 69,5 69,1

Северо-Кавказский федеральный округ 63,6 64,6 64 64,6 65,3 65,8 66,1 65,3 65,6 65,5

Республика Дагестан 67,2 65,3 62,7 65,5 63,6 63,2 63,1 61,7 62,7 63,1

Республика Ингушетия 53,4 64,3 64,8 67,8 69,1 68,7 70,4 72,3 72,8 77,1

Кабардино-Балкарская Республика 58,7 59,5 58,1 56,6 59,7 65,6 68,1 67,3 68,1 68,3

Карачаево-Черкесская Республика 61,1 66,2 64,7 65,4 67,4 63,9 65,2 63,1 62,6 61,1

Республика Северная Осетия - Алания 66,1 68,5 70 67,6 67,2 65,9 65,8 64,4 63,6 65,7

Чеченская Республика 59,4 67,6 66,3 66,2 70,7 76,9 73,9 70,9 69,9 68,4

Ставропольский край 64,9 63,5 64,4 64,2 65,1 64,1 65,0 65,6 65,8 64,6

В 2017 году уровень участия в рабочей силе по Чеченской Республике начал снижение и сравнялся со среднероссийским значением, однако, падение уровня экономической активности населения в 2017 году продолжилось.

Северо-Кавказский регион остается наиболее проблематичным в России с точки зрения трудоустройства населения. Данные таблицы показывают незначительный рост в последние годы численности занятых в экономике в СКФО и, в частности, в Чеченской Республике - рост более чем в 2 раза с 2008 по 2017 годы.

Учитывая социально-экономическую ситуацию в Чеченской республике, становится актуальным сравнение уровней безработицы здесь со средними показателями безработицы по России.

Таблица 3 - Среднегодовая численность занятых в экономике (тысяч человек)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 68473,6 67343,3 67493,4 67643,6 67968,3 67901,0 67813,3 72424,9 72065,2 71842,7

Северо-Кавказский федеральный округ 3238,1 3256,2 3314,6 3374,3 3397,2 3423,3 3464,1 3745,8 3778,9 3839,6

Республика Дагестан 941,4 942,0 949,0 966,6 981,4 995,2 1011,7 1063,4 1066,8 1091,5

Республика Ингушетия 66,3 65,5 68,3 68,7 70,2 72,7 77,4 153,2 162,3 179,4

Кабардино-Балкарская Респ. 311,2 310,1 309,9 308,8 308,1 307,0 305,8 357,0 358,9 362,6

Карачаево-Черкесская Респ. 166,5 166,7 170,6 172,8 173,1 171,7 169,1 173,3 171,7 169,2

Респ. Северная Осетия -Алания 296,0 298,1 299,3 299,2 298,5 298,9 296,8 294,7 287,2 289,7

Чеченская Республика 237,9 256,2 281,0 312,9 327,8 342,4 365,8 488,7 490,0 513,5

Ставропольский край 1218,8 1217,6 1236,5 1245,3 1238,0 1235,4 1237,5 1215,5 1242,0 1233,7

В Чеченской республике очень остро стояла проблема занятости населения. Доля безработного населения, несмотря на положительную динамику, оставалась очень большой - 35% в 2009 году и ещё более выросла в 2010 году - до 43%. В дальнейшем мы наблюдаем устойчивое снижение уровня безработицы в Чеченской республике - до 13,5% в 2019 году.

Таблица 4 - Уровень безработицы в СКФО (в процентах;в среднем за год)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Российская Федерация 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,5 5,2 4,8 4,6

Северо-Кавказский федеральный округ 16,5 14,5 13,1 13,0 11,2 11,1 11,0 11,0 10,6 11,1

Республика Дагестан 14,8 12,7 11,7 11,6 10,2 10,8 10,9 12,0 11,6 13,0

Республика Ингушетия 49,7 48,1 47,7 43,7 29,8 30,5 30,2 27,0 26,6 26,8

Кабардино-Балкарская Республика 12,7 10,5 8,9 10,5 9,5 10,1 10,3 10,5 10,5 10,8

Карачаево-Черкесская Республика 10,3 9,8 8,9 9,8 13 15,1 14,4 13,5 12,1 11,8

Республика Северная Осетия - Алания 9,7 8,3 7,9 8,1 8,6 9,3 9,9 11,8 10,5 12,2

Чеченская Республика 43,3 37,3 29,8 26,9 21,5 17,1 15,8 14,0 13,7 13,5

Ставропольский край 6,9 6,0 5,4 5,6 5,3 5,6 5,7 5,2 5,0 4,9

Анализ таблицы 4 говорит о самом высоком уровне безработицы в СКФО - 11,1% (в 2017 году- 11.0%, в 2018году - 10,6%), но даже здесь наиболее остро эта проблема стоит в Республике Ингушетия - в 2019 году уровень безработицы здесь самый высокий в России - 26,8%. Уровень безработицы на Северном Кавказе в более, чем два раз выше, чем в России. В Чеченской Республике уровень безработицы показал рекордное снижение - с 43.3% в 2010 году до 13,5% в 2019 году. В других республиках СКФО этот показатель находится в интервале от 4,9 % до 13,5%.

Хотя ситуация с безработицей в СКФО довольно сложная, но динамика на рынке труда позитивная.

18 16 14 12 10 8 6

Динамика уровня безработицы в регионах

СКФО

13 12,2

11,6 -10,5- 10,8

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 СКФО РД КБР РСОА

4

2

Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы в регионах СКФО

Как показывает рисунок 1., по сравнению с 2017 годом и 2018 годом ситуация несколько ухудшилась как во всем Северо-Кавказском федеральном округе, так и в некоторых его регионах - Республика Дагестан, Кабардино - Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания.

Имеются существенные различия в возрастной структуре безработных в Чеченской республике со среднероссийскими значениями. В Чеченской Республике доля безработных в возрасте с 20 до 29 лет превышает половину всех безработных. В России этот показатель равен 35% для указанной возрастной группы. Следующая по величине доли безработных возрастная группа в Чеченской Республике - от 15 до 19 лет. Доля безработных в этой возрастной категории превышает 27%. В среднем по России доля безработных указанной возрастной группы находится около 4%. Таким образом, почти 80% безработных Чеченской Республике - это молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. Более защищенными от безработицы в Чеченской республике можно считать возрастные группы от 30 до 39 лет и от 40 до 49 лет - совокупная доля безработных здесь не превышает 18%. В среднем по России, напротив, доля безработных в возрасте от 30 до 49 лет превышает 40%. Следствием такой структуры безработных по возрасту можно считать и различия среднего возраста безработных - 25,8 лет в Чеченской Республике в 2017 году против 35,8 лет в среднем по России.

В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как в спросе, так и в предложении.

Важнейшим показателем рынка труда является уровень безработицы.

Единственным фактором, сдерживающим рост безработицы с точки зрения динамичных потоков на рынке труда, является значительное увеличение доли безработных, переехавших в экономически неактивное население.

Северному Кавказу свойственна проблема молодежной безработицы. До трети безработных в республике - молодые люди в возрасте до 30 лет. Молодежная безработица на Кавказе самая высокая в России. Важной особенностью молодежной безработицы в СКФО является то, что многие молодые безработные имеют профессиональное образование, но не могут найти работу из-за отсутствия профильных рабочих мест.

О подлинной напряженности на рынке труда, например, в Чеченской Республике свидетельствует тот факт, что, по данным Чеченстата, в апреле 2018 года нагрузка безработного населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, на 100 объявленных вакансий составляла 2236 человек. А в апреле 2019 года нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости, на 100 заявленных вакансий составила уже 2513 человек, что говорит о росте реальной напряженности на рынке труда.

Несмотря на заметные тенденции в уровне безработицы, напряженность на рынке труда в СКФО остается достаточно высокой. Одним из факторов высокой напряженности можно считать естественное пополнение трудовых ресурсов. Решением этой проблемы можно считать помощь регионам в выравнивании количества создаваемых новых рабочих мест пропорционально тенденциям естественного пополнения рабочей силы.

Необходима комплексная федеральная целевая программа, ориентированная на поддержание региональной занятости и регулирование напряженности на рынке труда.

Источники:

1. Доклад "Социально-экономическое положение Чеченской Республики" за январь-апрель 2018г.[электронный ресурс]: - Режим до-ступа:http://chechenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chechenstat/ru/publications/official_publications/electronic_ve rsions/

2. Елисеева И.И., Статистика. Проспект, 2015. С. 289-293

3. Занятость и безработица в марте 2018 года[электронный ресурс]: - Режим до-ступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/

4. Занятость и безработица. Государственная политика занятости[электронный ресурс]: - Режим до-ступа:https://www.bestreferat.ru/referat-217213 .html

5. Кадыров: высокий темп роста населения Чечни должен учитываться при формировании бюджета [электронный ресурс]: - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4596839

6. КейнсДж.М. «Общая теория занятости, процента и денег». - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 352с.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: [электронный ресурс]: - Режим до-ступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm

References:

1. Report "Socio-economic situation of the Chechen Republic" for January-April 2018 [electronic resource]: - Access mode: http: //chechenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chechenstat/ru/publications/ official_publications / electronic_ver-sions /

2. Eliseeva II, Statistics. Prospect, 2015.S. 289-293

3. Employment and unemployment in March 2018 [electronic resource]: - Access mode: http: //www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/

4. Employment and unemployment. State employment policy [electronic resource]: - Access mode: https: //www.be-streferat.ru/referat-217213.html

5. Kadyrov: the high growth rate of the population of Chechnya should be taken into account when forming the budget [electronic resource]: - Access mode: http://tass.ru/ekonomika/4596839

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. KeynesJ.M. "General theory of employment, interest and money." - M .: Helios ARV, 2002 .-- 352s.

7. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019: [electronic resource]: - Access mode: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10625

С.А. Маркина - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, markinas@list.ru,

S.A. Markina - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University;

Л.В. Афанасьева - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, lv_af@mail.ru,

L.V. Afanasyeva - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-West State University;

А.И. Пияльцев - студент специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», Юго-Западный государственный университет, pialcevaleksandr8@gmail.com,

A.I. Piyaltsev is a student of specialty 38.05.01 "Economic security", South-West State University.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY

Аннотация. Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности - частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и тому подобное. В таких условиях государство несет огромные потери в сфере экономики, что и обуславливает наш интерес к изучению субъектов по обеспечению экономической безопасности. Одним из таких субъектов являются органы внутренних дел. В статье рассмотрены пути совершенствования методологии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел и их аппаратов управления, которая ориентировала бы на такие критерии и показатели, которые соответствовали бы интересам и требованиям главного потребителя правоохранительных «услуг» - населения, и совпадали с теми критериями, по которым оно преимущественно и оценивает их деятельность.

Abstract. The fight against crime in the economic sphere is relevant at all stages of state development, regardless of the emerging socio-economic and socio-political situation. These crimes affect all types of economic activity, are reflected in various areas of society. Crimes committed in the economic sphere during the reform period covered both long-standing structures of state and public ownership, and enterprises of other forms of ownership - private enterprises, joint stock companies, various types of partnerships, and the like. In such conditions, the state bears huge losses in the economic sphere, which determines our interest in studying the subjects of ensuring economic security. One of such subjects is the internal affairs bodies. The article discusses ways of improving the methodology for assessing the effectiveness of the internal affairs bodies and their administrative apparatus, which would focus on such criteria and indicators that would correspond to the interests and requirements of the main consumer of law enforcement "services" - the population, and coincide with the criteria by which it predominantly and evaluates their activities.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, экономические преступления, оценка уровня преступности, эффективность деятельности органов внутренних дел.

Key words: economic crime, economic security, economic crimes, assessment of the level of crime, the effectiveness of the internal affairs bodies.

Благодарность. Выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта 0851-2020-0034.

Thanks. Completed as part of the state assignment of Southwestern State University, project code 0851 -2020-0034.

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, противодействию преступности, охране общественного порядка, обеспечению безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. В своей деятельности они опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод, гуманизма, гласности, а также подконтрольности.

Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории Российской Федерации.

Органам внутренних дел отводится одно их центральных мест в системе обеспечения экономической безопасности, главная задача которых состоит в борьбе с преступностью и охране общественного порядка [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.