Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / СТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / ФИНАНСОВАЯ КОНЪЮНКТУРА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Н.П.

От финансового состояния автомобильной отрасли зависит развитие смежных отраслей и экономики России в целом. Данный факт обусловлен тем, что для изготовления автомобиля используются мощности не только предприятий автомобилестроения, но и предприятий смежных отраслей, которые поставляют сырье, материалы, запчасти, комплектующие. В статье проанализировано состояние экономической конъюнктуры автомобильной промышленности Российской Федерации. Используемые статистические данные позволили определить место России на мировом рынке сбыта автомобильной продукции, а также прийти к выводу о значимом вкладе автомобильной промышленности в государственный бюджет и развитие экономики страны в целом. В результате анализа также была определена структура автомобильной промышленности в разрезе сегментов легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и автомобилей специального назначения. Результатом исследования динамики объема производства и продаж легковых автомобилей стали выводы о сильной зависимости отрасли от макроэкономических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN RUSSIA

The development of related industries and the Russian economy as a whole depends on the financial condition of the automotive industry. This fact is due to the fact that for the manufacture of a car, the capacities of not only automotive enterprises are used, but also enterprises of related industries that supply raw materials, materials, spare parts, and components. The article analyzes the state of the economic situation in the automotive industry of the Russian Federation. The statistical data used allowed us to determine Russia's place in the global market for automotive products, as well as to come to the conclusion about the significant contribution of the automotive industry to the state budget and the development of the country's economy as a whole. As a result of the analysis, the structure of the automotive industry was also determined by the segments of passenger cars and light commercial vehicles, trucks, buses and special purpose vehicles. The study of the dynamics of the volume of production and sales of passenger cars resulted in conclusions about the strong dependence of the industry on macroeconomic factors.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ»

Статистический анализ конъюнктуры автомобильной отрасли России

Киселева Надежда Петровна

доктор экономических наук, доцент, профессор, Департамент бизнес-аналитики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Nadeghda777@mail.ru

От финансового состояния автомобильной отрасли зависит развитие смежных отраслей и экономики России в целом. Данный факт обусловлен тем, что для изготовления автомобиля используются мощности не только предприятий автомобилестроения, но и предприятий смежных отраслей, которые поставляют сырье, материалы, запчасти, комплектующие. В статье проанализировано состояние экономической конъюнктуры автомобильной промышленности Российской Федерации. Используемые статистические данные позволили определить место России на мировом рынке сбыта автомобильной продукции, а также прийти к выводу о значимом вкладе автомобильной промышленности в государственный бюджет и развитие экономики страны в целом. В результате анализа также была определена структура автомобильной промышленности в разрезе сегментов легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и автомобилей специального назначения. Результатом исследования динамики объема производства и продаж легковых автомобилей стали выводы о сильной зависимости отрасли от макроэкономических факторов.

Ключевые слова: автомобильная отрасль, коэффициент концентрации, индекс потребительских цен, структура автомобильной отрасли, финансовая конъюнктура, внешнеэкономическая конъюнктура, финансовая устойчивость

Автомобильная отрасль является одной из ключевых промышленных отраслей во всем мире. Состояние автомобильной отрасли в России можно назвать важным индикатором уровня экономической ситуации в стране. В Российской автомобильной отрасли выделяют четыре сегмента:

- сегмент легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей,

- сегмент грузовых автомобилей,

- сегмент автобусов,

- сегмент автомобилей специального назначения (транспортные средства, которые выполняют нестандартные для транспортных средств функции или занимаются транспортировкой нестандартных грузов).

Рассмотрим структуру выручки по данным секторам за 2013-2018 годы. Структура автомобильной отрасли, характеризующаяся долей выручки каждого сегмента, остается на сопоставимом уровне в течение всего рассматриваемого периода:

- наиболее крупным сегментом является сегмент легковых и легких коммерческих автомобилей (доля выручки от продаж продукции производителей легковых автомобилей находится на уровне 71-75%);

- следующим по величине является сегмент грузовых автомобилей, доля выручки которого в автомобильной отрасли составляет 19-22%;

- сегмент производства автомобилей специального назначения [1].

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей также имеют определенную структуру, которая на протяжении 2016-2018 годов остается неизменной. По данным исследования компании Эрнст энд Янг, структура продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России имеет следующую структуру: 57% процентов продаж приходится на локализованные иностранные бренды, 26% - на отечественные марки, оставшиеся 17% занимают продажи импортных иностранных брендов.

По данным Росстата, практически весь объем производства легковых автомобилей сконцентрирован примерно на 20 предприятиях по всей России. Данную тенденцию наглядно демонстрирует Таблица 1, в которой отражены коэффициенты концентрации производства по видам продукции «Автомобили легковые» [2].

Представленные данные отражают долю в производстве продукции определенного числа предприятий, которые ранжированы в порядке убывания. Из этого следует, что автомобильная отрасль характеризуется высокой концентрацией производства: на протяжении 2010-2017 года более 20% производства сконцентрировано на одном предприятии, и около 50% - сосредоточено в руках трех крупнейших предприятий отрасли.

Проанализируем систему аналитических показателей, характеризующих финансовую конъюнктуру российской автомобильной отрасли

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Таблица 1

Динамика коэффициентов концентрации предприятий, производящих «Автомобили легковые»

сч

0

см ^

01

О Ш

т

X

<

т О X X

Коэффициенты концентрации

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

по 1-му пред- 29.82 32.65 28.04 24.15 26.4 30.4 22.12 23.67

приятию

по 3-м пред- 56.46 49 48.6 46.66 49.09 58.46 48.7 50.74

приятиям

по 4-м пред- 64.93 56.81 57.15 54.87 56.55 64.8 58.74 59.78

приятиям

по 6-ти пред- 75.61 68.61 69.29 65.82 67.06 77.4 74.13 76.36

приятиям

по 8-ми 84.01 77.79 78.33 72.5 74.69 83.99 84.23 85.14

предприя-

тиям

по 10-ти 89.99 83.82 84.82 78.54 80.49 89.79 91.62 91.17

предприя-

тиям

по 15-ти 99.55 93.61 95.8 91.18 91.32 97.96 99.6 98.47

предприя-

тиям

по 20-ти 99.99 99.02 99.42 99.07 98.04 99.95 100 99.92

предприя-

тиям

по 25-ти 100 99.96 100 99.97 100 100 100 100

предприя-

тиям

по 50-ти 100 100 100 100 100 100 100 100

предприя-

тиям

Источник: Единая межведомственная информационно -статистическая система (ЕМИСС) (дата обращения: 07.03.2021)

Таблица 2

Динамика показателей производства и продаж легковых автомобилей в России в 2013-2019 годах

Показатель\год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Производство 1.964 1.925 1.695 1.215 1.120 1.356 1.567

легковых авто-

мобилей, тыс.

штук

Прирост произ- -2% -12% -28% -8% 21% 16%

водства, в % к

предыдущему

году

Продажи новых 2.939 2.777 2.491 1.601 1.426 1.596 1.801

легковых и лег-

ких коммерческих автомоби-

лей, тыс. штук

Прирост про- -5% -10% -36% -11% 12% 13%

даж, в % к

предыдущему

году

ную отечественную продукцию. Этот факт подтверждают данные о динамике средних потребительских цен в таблице 3 [5].

Таблица 3

Динамика стоимости автомобильной продукции в России в 2014-2019 годах

Показатель\год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019

Средние потребительские цены (тарифы) на товары, руб.:

Легковой автомобиль импортный новый 764,13 1 791,25 7 869,431 1,005,71 0 1,098,00 4 1,166,06 1

Легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории России 526,11 1 548,07 9 606,117 689,064 750,475 780,159

Легковой автомобиль отечественный новый 300,65 9 324,56 6 343,535 432,072 451,802 475,413

ИПЦ, в % к декабрю п эедыдущего года на:

Легковой автомобиль импортный новый 103.30 103.55 109.88 115.67 109.18 106.20

Легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории России. 104.49 104.18 110.59 113.69 108.91 103.96

Легковой автомобиль отечественный новый 105.84 107.95 105.84 125.77 104.57 105.23

Средние потребительские ирны (тарифы) на товары, руб.:

Легковой автомобиль импортный новый 764,13 1 791,25 7 869,431 1,005,71 0 1,098,00 4 1,166,06 1

Легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории России 526,11 1 548,07 9 606,117 689,064 750,475 780,159

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легковой автомобиль отечественный новый 300,65 9 324,56 6 343,535 432,072 451,802 475,413

ИПЦ, в % к декабрю п эедыдущего года на:

Легковой автомобиль импортный новый 103.30 103.55 109.88 115.67 109.18 106.20

Легковой автомобиль иностранной марки, собранный на автомобильном заводе на территории России. 104.49 104.18 110.59 113.69 108.91 103.96

Легковой автомобиль отечественный новый 105.84 107.95 105.84 125.77 104.57 105.23

Источник: составлено автором по данным Росстата.

Данные об изменении продаж и производства легковых автомобилей позволяют сделать следующие выводы:

1. 2015-2017 годы были напряженными для российского рынка в связи с последствиями санкций и валютного кризиса, что привело к ежегодному сокращению объемов производства и продаж автомобилей. Особенно сильным был спад в 2016 году: объем производства и продаж сократились на 28% и 32% соответственно.

2. Российский рынок заметно восстановился в 2018 году: наблюдается прирост основных показателей по сравнению с 2017 годом: производство и продажи примерно на 21% и 12% соответственно выше уровня предыдущего года. Данный факт связывают с восстановлением спроса на продукцию, а также произошедшей переориентацией потребителей на более доступ-

Источник: составлено автором по данным Росстат

Показатели таблицы говорят о том, что средняя цена на легковой отечественный автомобиль ниже цены на импортный в среднем на 59%. При этом, цена автомобиля иностранной марки, производство которого локализовано в России в среднем ниже импортного на 33%. Более низкая стоимость отечественных автомобилей является их основным конкурентным преимуществом, что объясняет наибольший объем продаж концерна АвтоВАЗ. Используя среднее геометрическое из значений каждого из индексов потребительских цен на продукцию, удалось оценить средний ИПЦ за 2014-2019 годы. Так, в среднем цена на импортный легковой автомобиль ежегодно увеличивается на 7,88%, на автомобиль импортной марки, собранный в России на 7,57% в год, а на отечественные бренды - на 8, 96%.

Несмотря на то, что Россия не входит в список ни крупнейших стран-экспортеров, ни стран-импортёров автомобильных средств, внешнеторговые операции являются неотъемлемой частью данной отрасли.

Рассмотрим состояние внешнеторговых операций, представленное в Таблице 4. Объем импортных операций примерно в 3 раза превышает физический объем экспорта (в единицах) и в 5 раз превышает номиналь-

ный объем экспорта (в млн. долларов). При этом следует отметить, что отношение импорта к экспорту на протяжении рассматриваемого периода сокращается как в физическом, так и денежном выражении. Доля экспорта в общем объеме производства легковых автомобилей на протяжении исследуемого периода остается на относительно постоянном уровне 6% (в 2016 году данный показатель достиг своего максимального значения 8,04%, однако данный факт не проявляется в денежном выражении из-за резкого роста курса доллара в 2016 году). Соотношение количества импортируемых автомобилей к общему объему проданных автомобилей в России составляет 16% в 2019 год. Кроме того, с каждым годом данный относительный показатель демонстрирует отрицательную динамику: доля импорта в структуре продаж уменьшилась с 32% в 2013 году до 16% в 2019 году.

Таблица 4

Динамика внешнеторговых операций автомобильной от-

Динамика финансовых результатов производителей легковых автомобилей за период с 2013 по 2019 год сходна с динамикой объема производства и продаж легковых автомобилей. В 2014-2017 годы, как видно из Таблицы 5, наблюдается ежегодное сокращение прибыли от продаж. Более того, на протяжении 2015-2017 гг. предприятия автомобильной промышленности несли убытки от деятельности, что вызвало отрицательную рентабельность продаж.

В 2019 году отрасль продемонстрировала положительные темпы прироста выручки и прибыли, однако рентабельность деятельности не достигла докризисных значений.

Ранее было отмечена необходимость локализации в России производства автомобильных компонентов для сокращения себестоимости продукции, уменьшения зависимости от внешнеэкономической ситуации, а также приоритетность улучшения качества используемых материалов и компонентов. Для выполнения перечисленных целей необходимы дополнительные финансовые вложения - инвестиции в основной капитал: закупка и модернизация оборудования, машин, зданий, вложения в нематериальные активы, технологические инновации. Источником инвестиций в основной капитал могут быть внутренние свободные средства предприятий, образованные за счёт полученной нераспределенной прибыли, или внешние привлеченные источники инвестиций. На Рисунке 1 прослеживается динамика инвестиций в основной капитал предприятий автомобильной промышленности за 5 лет. В 2018 году были зафиксированы наибольшие вложения в основной капитал (темп прироста к предыдущему периоду составил 73,9%, при том, что на протяжении 2015-2017 гг. темпы прироста были отрицательными).

расли России в 2013-2019 годах

Показатель\год| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |2018| 2019

Импорт автомобилей легковых и пр. моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей

тыс.штук 1.082 894 704 350 267 268 293

млн.долл.США 16.997 16.990 13.157 6.488 6.035 6.69 8 7.261

Прирост импорта, в % к предыдущему году -0,04% -22,56% -50,69% -6,98% 10,9 9% 8,41%

Экспорт автомобилей легковых и пр. моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей

тыс.штук 113 138 129 98 68 85 93

млн.долл.США 989 1.497 1.495 1.113 1.103 1.33 2 1.288

Прирост экспорта, в % к предыдущему году 51,39% -0,16% -25,53% -0,87% 20,7 0% -3,31%

Источник: составлено автором по данным Росстата

По данным информационной базы Организации Объединенных наций по статистике торговли товарами (UN Comtrade) за 2019 год [3], основными импортерами пассажирских транспортных средств в Россию являются Япония, Германия, Великобритания, Соединенные Штаты Америки. Основные экспортные направления российских автомобилей включают в себя Беларусь, Казахстан, Китай, Германию и Украину [6].

Таблица 5

Динамика финансовых результатов производителей легковых автомобилей в России в 2013-2019 годах

3 1 ™

Показа- 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

тель/год

Выручка нетто 1.258,3 1.260,3 1.167,30 930,56 1.025,30 1.257,1 1.613,5

от продажи, млрд. руб. 0 0 7 9

Темп приро- 38,04 0,16 -7,38 -20,28 10,18 22,61 28,35

ста выручки (цепной), %

Прибыль 53,21 40,60 -2,09 -42,36 -50,75 8,78 9,65

(убыток) от

продаж, млрд. руб.

Темп приро- 18,21 -23,70 -105,15 -1924,66 -19,82 117,29 9,92

ста прибыли (цепной), %

Рентабель- 4,23 3,22 -0,18 -4,55 -4,95 0,70 0,60

ность продаж, %

■ ; I N11*

Рисунок 1 - Взаимосвязь динамики объема производства и инвестиций в основной капитал предприятий автомобильной промышленности в России в 2013-2018 годах

Сфера автокредитования является одним из приоритетных направлений поддержки спроса на легковые автомобили со стороны государства: после финансового кризиса 2007-2009 года одной из мер Правительства для оживления экономической активности отрасли выступило Постановление о субсидировании банков, предоставляющих льготное автокредитования, до 2011 года, которое затем было продлено на 2015-2017 годы и 2018-2020 годы.

Влияние выданных кредитов на покупку легковых автомобилей и объема их продаж демонстрирует Рисунок 2. На графике явно прослеживается взаимосвязь данных показателей, которые демонстрируют одинаковую динамику в течение анализируемого периода. Коэффициент корреляции между данными показателями равен

CS

0

CS

01

о

Ш

m

X

<

m О X X

0,6733, что говорит о средней силе связи между переменными. На графике также добавлена информация о доли продаж автомобилей в кредит, выраженная в процентах от общего числа продаж легковых автомобилей. В 2013-2015 годах доля автокредитов составляла менее 40% (в среднем около 33%). Можно заметить, что в последние годы растет доля продаж автомобилей в кредит (в среднем показатель достигает 43%). Данный факт положительно влияет на финансы предприятий, так как стимулирует рост продаж.

Рисунок 2 - Взаимосвязь динамики производства, продаж легковых автомобилей и выдачи автокредитов в России в 2012-2018 годах, тыс.шт.

Используя квартальные данные за период 2013-2018 гг., на основе которых был построен график, мы вычислили коэффициент корреляции между показателями выпуска автомобильной продукции и её продаж конечным потребителям, он равен 0,815 и позволяет заключить, что степень связи является высокой положительной.

Однако, не только банковский сектор влияет на автомобильную отрасль, но и автомобильная отрасль воздействует на кредитные рынки. Говоря о финансовых продуктах автомобильной отрасли, следует отдельно выделить направление услуг автокредитования, предоставленных кэптивными банками.

Таблица 6

Финансовые показатели кэптивных банков в России в 20182019 годах

Кэптивный Активы, млн. руб. Финансовый результат,

банк млн. руб.

2018 2019 Темп прироста 2018 2019 Темп прироста, %

РН Банк 79.657 61.386 30% 3.018 1.808 67

Тойота банк 55.690 51.667 8% 899 913 -2

Фольксваген 35.379 29.801 19% 627 2.247 -72

Банк Рус

БМВ Банк 33.406 23.876 40% 3 71 -95

Мерседес- 22.397 19.131 17% 133 1.409 -91

Бенц Банк Рус

МС Банк Рус 11.460 8.158 40% (122) (250) -51

Банк ПСА Фи- 3.680 4.778 -23% 96 298 -68

нанс Рус

Итого 241.668 198.797 22% 4.654 6.496 -28

Источник: составлено автором по данным Росстата

Кэптивный банк - это дочерняя финансовая компания, созданная промышленной компанией и финансирующая розничные покупки у материнской компании. Кэп-тивные банки автомобильного сектора предлагают кли-

ентам, нуждающимся в финансировании, узкоспециализированный продукт - автокредит [4]. Кэптивные банки играют немаловажную роль в поддержании финансовой устойчивости автомобильных предприятий, поддерживая и стимулируя продажи автоконцернов. Показатели российских кэптивных банков, на долю которых приходится около 20% рынка автокредитов, продемонстрированы в Таблице 5. Активы банков демонстрируют положительную динамику, увеличившись в целом на 22%, при этом суммарные финансовые результаты компании сократились на 28% по сравнению с 2016 годом.

По результатам проведенного анализа основных аналитических показателей автомобильной отрасли можно сделать следующие выводы:

- автомобильная отрасль России оказывает большое влияние на состояние экономики в целом, обеспечивая заказами смежные отрасли промышленности, обеспечивая непосредственно на производстве рабочими местами около 170 тысяч человек, влияя на технологическое развитие России путем внедрения на производстве инновационных методов автомобилестроения;

- автомобильная отрасль России исторически характеризуется высокой концентрацией производства, которая в последние годы усиливается за счет ухода с рынка крупных иностранных предприятий, с локализованной в России сборкой;

- автомобильная отрасль России очень чувствительна к изменениям внешнеэкономической конъюнктуре, макроэкономическим кризисам и состоянию потребительского рынка;

- сегмент легковых автомобилей в России на протяжении нескольких лет находился в фазе спада, однако в 2017-2018 годах началась фаза улучшения ключевых показателей;

- важными условиями для восстановления автомобильный отрасли в кризисный период стали государственная поддержка, направленная в первую очередь на стимулирование продаж за счет возможности получения покупателями льготного кредитования, государственные программы по утилизации, а также меры, направленные на автопроизводителей, связанные с требованиями к локализации продукции;

- Российская Федерация входит в список основных регионов мира по объему продаж автомобилей (доля Российского рынка сбыта составляет около 2,3%);

- несмотря на то, что Российская Федерация не является ключевой страной-импортером или страной-экспортером автомобильной продукции, состояние внешнеторговых операций является приоритетным направлением стратегии развития автомобильной отрасли;

- на развитие отрасли большое влияние оказывает стимулирование продаж за счет автокредитования. Рынок автокредитования представлен как многофункциональными банками, так и кэптивными банками, которым принадлежит около 20% рынка.

Данные выводы говорят о том, что финансовая устойчивость автомобильной отрасли зависит от различных факторов рыночной конъюнктуры, без учета которых нельзя достоверно оценить её текущее финансовое состояние и спрогнозировать дальнейшее развитие.

Литература

1. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли// Публикация EY.2018. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/eyautomotive-survey-2018-rus.

2. Единая межведомственная информационно - статистическая система (ЕМИСС) (дата обращения: 07.03.2021).

3. Информационная база Организации Объединенных наций по статистике торговли товарами (UN Comtrade) URL: https://comtrade.un.org/labs/data-explorer/ (дата обращения: 20.03.2020).

4. Киселева Н.П., Третьякова О.Г. Методология статистического анализа конъюнктуры финансового рынка М.: КНОРУС, 2018. 186 с.

5. Национальные счета России в 2011-2016 годах: Статистический сборник// Н35 Росстат. - M., 2017. - 263 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Официальный сайт Всемирного Банка// World Bank Open Data. 2019. URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/gem-commodities.

Statistical analysis of the situation in the automotive industry in Russia

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33 Kiseleva N.P.

Financial University under the Government of the Russian Federation The development of related industries and the Russian economy as a whole depends on the financial condition of the automotive industry. This fact is due to the fact that for the manufacture of a car, the capacities of not only automotive enterprises are used, but also enterprises of related industries that supply raw materials, materials, spare parts, and components.

The article analyzes the state of the economic situation in the automotive industry of the Russian Federation. The statistical data used allowed us to determine Russia's place in the global market for automotive products, as well as to come to the conclusion about the significant contribution of the automotive industry to the state budget and the development of the country's economy as a whole. As a result of the analysis, the structure of the automotive industry was also determined by the segments of passenger cars and light commercial vehicles, trucks, buses and special purpose vehicles. The study of the dynamics of the volume of production and sales of passenger cars resulted in conclusions about the strong dependence of the industry on macroeconomic factors. Keywords: automotive industry, concentration coefficient, consumer price index, structure of the automotive industry, financial conjuncture, foreign economic conjuncture, financial stability

References

1. Automotive market in Russia and the CIS. Industry Overview // Publication

EY. 2018. URL:

https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/eyautomotive-survey-

2018-rus.

2. Unified interdepartmental information and statistical system (EMISS) (date

of access: 03/07/2021).

3. United Nations Information Base on Merchandise Trade Statistics (UN

Comtrade) URL: https://comtrade.un.org/labs/data-explorer/ (date accessed: 20.03.2020).

4. Kiseleva N.P., Tretyakova O.G. Methodology for statistical analysis of the

financial market situation M .: KNORUS, 2018.186 p.

5. National accounts of Russia in 2011-2016: Statistical collection // N35

Rosstat. - M., 2017 .-- 263 p.

6. The official website of the World Bank // World Bank Open Data. 2019.

URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/gem-commodities.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.