Известия ЮФУ. Технические науки
Специальный выпуск
ет существенный недостаток - присутствие элемента субъективизма. Адекватное множество частных критериев для самолета может формироваться его конструктором в результате неформальной процедуры под воздействием многих факторов, и при этом решаются проблемы размерности, компромисса, ранжирования и глобального критерия.
Объективность оптимизации определяется факторами неопределенности и субъективности. В процессе оптимизации следует учитывать, что при выборе проектного решения в условиях неопределенности при любой постановке задачи неизбежен определенный субъективизм и элемент риска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Новожилов Г.В. Проектирование гражданских самолетов. Теории и методы. - М.: Машиностроение, 1991. - 382 с.
2. Арепьев А.Н. Основы оценки конкурентоспособности гражданского самолета и выбор проектного решения. - М.: Изд-во МАИ, 2006. - 76 с.
УДК 629.73.004.67
О.В. Бондарева СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ ДЕФЕКТАХ ПРИ РЕМОНТЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Для обеспечения качественного ремонта авиационной техники необходимо выполнять накопление, систематизацию и анализ информации о дефектах. С этой целью должна быть организована система технического диагностирования. Основным способом получения информации при диагностировании является дефектация - комплекс работ, выполняемых для определения соответствия деталей, узлов, агрегатов и всей конструкции в целом чертежам, техническим условиям и требованиям технологии ремонта.
Сбор информации о дефектах должен осуществляться на всех этапах ремонта авиационной техники, а именно: при приемке авиационной механики в ремонт; предварительной дефектации и дефектации после разработки; контрольнодоводочных работах после ремонта; подготовке и проведении летных испытаний.
Сбор, учет и обработку информации о дефектах необходимо осуществлять по критическим и значительным дефектам, и все эти работы должны выполняться аттестованными по международным нормам специалистами.
Информация о дефектах, выявленных при ремонте, предназначена для оперативной оценки и управления безотказностью ремонтируемой авиационной техники. Накопление выявленных дефектов осуществляется:
♦ по общему количеству на изделии (самолет, двигатель, агрегат),
♦ системам,
♦ дефектам, обнаруженным впервые,
♦ повторяющимся дефектам, влияющим на прочность конструкции (трещины, коррозия силовых элементов),
♦ дефектам с последствиями,
♦ дефектам, влияющим на безопасность полетов.
Далее специалисты группы надежности обязаны производить статистический анализ: изучение условий и факторов и получение максимальной информации и
Секция летательных аппаратов
достоверных результатов (с определенной достоверностью) при минимальных затратах для разработки корректирующих мероприятий по предупреждению повторяющихся дефектов.
Основным инструментом для статистического анализа информации о дефектах являются статистические методы управления качеством ремонта. Они признаются важным условием рентабельного управления качеством ремонта, а также средством повышения эффективности производственных процессов и качества отремонтированной техники. Применение статистических методов при анализе данных о дефектах, выявленных при ремонте авиационной техники, должны стать основой для информационной технологии обеспечения качества ремонта и минимизации изменчивости производственных процессов при ремонте авиационной техники.
УДК 62-192 (075.8)+629.735.33 (075.8)
А.А. Сущенко
ДИНАМИЧЕСКОЕ СЖАТИЕ ОПОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕМЕННОГО СЕЧЕНИЯ
Трубчатое сечение сплошных опор переменного сечения в момент касания ВПП (Взлётно-Посадочная Полоса) является наиболее выгодным с точки зрения максимальной несущей способности и минимальной затраты металла. Его преимущество заключается в равноустойчивости относительно осей х и у и, кроме того, относительно большом радиусе инерции, поскольку весь материал размещен далеко от центра тяжести сечения. Большой радиус инерции обеспечивает меньшую гибкость штока и, следовательно, большую несущую способность.
Наиболее часто применяемым сечением для несущих конструкций в отечественной практике строительства ЛА (Летательного Аппарата) является двутавровое. Здесь перспективным сечением являются широкополочные двутавровые колонны. Их преимущества - параллельность граней полок, что обеспечивает простоту примыкания соседних элементов, балок, связей и т. п.; отсутствие сварных швов, что ведет к снижению трудоемкости изготовления и отсутствию сварочных напряжений.
Несущие колонны состоят из трех основных частей: штока-амортизатора, который является основным несущим элементом; траверса-оголовка, служащего опорой для вышележащей конструкции крыла; базы-тележки, которая распределяет нагрузку от штока-амортизатора на базу-опору, состоящую из колёс шасси, попарно расположенных на равноплечных качающихся рычагах.
Работа базы центрально сжатой колонны или штока-амортизатора, заключается в равномерной передаче давления от колонны на траверсы-рычаги, а с них через колёса шасси на опорную плиту ВПП. При этом под подошвой опорной плиты возникает равномерно распределенное давление, называемое отпором плит ВПП. От отпора ВПП опорная плита работает на изгиб, а толщина ее определяется величиной наибольшего изгибающего момента в плите.
В динамическом режиме возникает сложная нагрузка и сложное, переменное во времени распределение сил, заставляющих работать несущие конструкции на сжатие, изгиб, консольное нагружение.