Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / РЫНОК / ПОКАЗАТЕЛИ / КОНЪЮНКТУРА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / RESEARCH / MARKET / INDICATORS / CONJUNCTURE / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Л.Г.

Статья посвящена основам статистического анализа. Автор раскрывает предмет, показатели и основные этапы статистического анализа рынка. Особое внимание уделяется системе количественных и качественных показателей, предназначенных для оценки сторон рыночных отношений. Приведены источники абсолютных и относительных показателей, которые являются основой статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS AND MARKET FORECASTING

The Article is devoted to the basics of statistical analysis. The author reveals the subject, indicators and the main stages of statistical analysis of the market. Particular attention is paid to the system of quantitative and qualitative indicators designed to assess the parties to market relations. The sources of absolute and relative indicators, which are the basis of statistical analysis, are given.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА»

УДК 338

Тимошенко Л.Г.

студент 3 курса

факультет «Экономика, сервис и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства

филиал ДГТУ Россия, г. Шахты СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА

Аннотация: Статья посвящена основам статистического анализа. Автор раскрывает предмет, показатели и основные этапы статистического анализа рынка. Особое внимание уделяется системе количественных и качественных показателей, предназначенных для оценки сторон рыночных отношений. Приведены источники абсолютных и относительных показателей, которые являются основой статистического анализа.

Ключевые слова: исследование, рынок, показатели, конъюнктура, статистический анализ.

Timoshenko L. G.

student

3 course, faculty of Economics, service and entrepreneurship» Institute of service and entrepreneurship (branch of DSTU)

Russia, Shakhty STATISTICAL ANALYSIS AND MARKET FORECASTING

Abstract: the Article is devoted to the basics of statistical analysis. The author reveals the subject, indicators and the main stages of statistical analysis of the market. Particular attention is paid to the system of quantitative and qualitative indicators designed to assess the parties to market relations. The sources of absolute and relative indicators, which are the basis of statistical analysis, are given.

Keywords: research, market, indicators, conjuncture, statistical analysis.

Прогнозирование представляет собой вероятностный процесс, так как исключается возможность заранее предвидеть обстоятельства и факторы, которые будут непосредственно воздействовать на реализацию возможного события в будущем.

Для характеристики текущего положения на рынке, оценки его состава и динамики развития используются статистические методы. На основании полученных статистических данных строятся статистические модели, призванные смоделировать влияние различных условий на формирование и развитие рынка.

Предметом статистического анализа рынка являются общественные явления и процессы, измеряемые количественными характеристиками.

На рисунке 1 представлены группы характеристик рыночных процессов, используемых в статистическом анализе.

Рисунок 1 - Показатели статистики рынка.

Исходя из определенных задач, используются основные принципы математического анализа и статистического исследования, лежащие в основе методологии статистического анализа.

Основой статистического анализа каждого рынка являются абсолютные показатели, источниками которых являются отчеты организаций, опросы, исследования и т. д. Для изучения характеристик рынка необходимо иметь следующие данные: объем реализации, участвующий в тираже, влияние рыночного механизма, доходы предприятий, работающих на рынке.

Производные абсолютных значений, полученные статистической обработкой абсолютных значений, являются относительными значениями. К ним относятся: степень, координация, состав и динамика. Они необходимы для оценки условий рынка, характеристики скорости и направления изменений, изучения уровня конкуренции, отражения пропорциональности

формирования и т.п.

Статистический анализ использует систему количественных и качественных показателей, предназначенных для оценки сторон рыночных отношений. В таблице 1 представлена структура статистических показателей конъюнктуры рынка.

Таблица 1.Система показателей конъюнктуры рынка

Основные показатели

Характеризующие спрос Характеризующие предложение

1. Количество потребляемых товаров 1. Объём поставок (объём изготовления,

(услуг) импорт)

2. структура потребления: 2. структура поставок

А) по категориям потребителей; А) по производителям и посредникам

Б) по товарным классам. Б) по регионам (краям, областям)

В) по реализуемой продукции

Косвенные показатели

1. имущество (запасы);

2. ценообразование;

3. показатели деловой активности (портфель заказов);

4. ареал обслуживания

5. насыщенность рынка

Представленная концепция статистических показателей позволяет провести исследование текущего состояния рынка, его дальнейшего развития, в том числе перспектив и направлений. Рыночные условия оцениваются с использованием комплексных инструментов анализа. К ним относятся: закупка товаров, торговля, инвентарь, стоимость товаров и доход. Исключительно рыночные показатели-это не статические показатели, а их темпы роста (динамические показатели).

Наряду с инструментами комплексного анализа существуют неформальные оценки рынка, которые включают характеристики настроений потребителей, отражающие тенденции восстановления рынка и инфляционные ожидания, прогнозирующие колебания в стоимости товаров и услуг.

Базисом любого статистического исследования являются опросы, проводимые на основе программы, разработанной в соответствии с целями и задачами исследования. Для анализа могут использоваться опросы как потребителей, так и поставщиков или других групп респондентов, которые обеспечивают объективную оценку параметров рынка. В настоящее время

существует множество математических и статистических методов оценки рынка. Созданы математические модели для прогнозного анализа.

Статистический анализ включает в себя несколько стадий, или этапа:

1. Описание исследователем развития этого явления, каковы его размеры, степень, состав, типы, тенденции изменений и т. д. Этот этап основан на изложении фактов.

2. На этом этапе исследователь определяет причины достижения явлением такого уровня, основания развития в темпе, который вызвал преобладающие тенденции и т. д. Этап основан на интерпретации фактов и выявлении причинно-следственных связей между ними.

3. В заключении необходимо провести обработку данных, проанализировать показатели, полученные в результате массовых статистических наблюдений.

Описанные этапы тесно связаны между собой, следовательно, при их осуществлении необходима взаимная согласованность.

В результате проведённого исследования, на основе обработки и анализа полученных данных, можно реализовать научный прогноз дальнейшего развития, создать основу для управления рекламной компании и регулирования рыночных отношений. В заключении необходимо сделать содержательные выводы и дать аргументированные рекомендации, которые

Использованные источники:

1. Кичаева К. В. Финансовый рынок - тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 4. С. 184-188.

2. Фетисов В.А. Фондовый рынок России: анализ и перспектива // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013 - № 3 (25) - С. 19-22.

3. Яковлев А.А. Анализ функционирования российского фондового рынка//Актуальные вопросы экономических наук -Выпуск № 51 -2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.