Научная статья на тему 'Статистический анализ государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации в современных условиях'

Статистический анализ государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ФОНД / УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / ПЛОЩАДЬ ЛЕСОВ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панина Ольга Владимировна, Кривцова Марина Константиновна, Подзорова Мария Александровна

В статье рассматривается вопрос государственного управления лесным хозяйством России. Авторы проводят глубокий анализ статистических показателей, которые непосредственно отражают данные о лесах, при этом особое внимание уделяется одному из значимых направлений деятельности в сфере организации управления лесным хозяйством защите лесов от пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATYSTIC REWIEW OF RUSSIAN FORESTRY PUBLIC ADMINISTRATION IN MODERN CONDITIONS

In the article the question of public administration of forestry in Russia is considered. The authors carry out a deep analysis of statistics which directly reflects the data on woods, thus a special attention is paid to one of the most significant activities in the sphere of the organization of forestry management such as fire protection of woods.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ государственного управления лесным хозяйством Российской Федерации в современных условиях»

УДК 630.90

М.К. Кривцова М.А. Подзорова

О.В. Панина

Olga Panina Marina Krivtsova

Maria Podzorova

Лесное богатство России представляет собой своего рода определенный символ для общественного самосознания граждан Российской Федерации. Чтобы объективно оценить значимость лесного хозяйства для экономики нашей страны, необходимо провести анализ статистических показателей, непосредственно отражающие данные о лесах. Базируясь на основных положениях «Ежегодного доклада о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2011 г.», можно констатировать, что площадь лесов, которые были образованы хозяйственно ценными породами, за последние несколько лет существенно выросла [1, с. 45]. Численность площадей основных пород деревьев изменились следующим образом:

- дубовых лесов высокоствольной породы на землях, принадлежащих лесному фонду Российской Федерации, в 2005 г. было 3 612,9 тыс. га, а в 2011 г. стало 3 672,5 тыс. га;

- сосновых лесов в 2005 г. - 117 294,0 тыс. га, в 2011 г. - 120 065,4 тыс. га;

- лиственничных лесов в 2005 г. - 264 268,9 тыс. га, в 2011 г. - 275 843,4 тыс. га;

- еловых лесов в 2005 г. было 76 417,7 тыс. га, в 2011 г. стало 77 793,2 тыс. га.

В то же время ситуация, касающаяся общих площадей лесов, запасов и приростов, сформировалась еще в более позитивном ключе: площадь земель, покрытых лесом (лесной фонд и другие), в 2003 г. составила 776 145,6 тыс. га, в 2011 г. данный показатель увеличился до 797 134,7 тыс. га; на начало 2003 г. общий запас древесины составлял 82 131 млн куб. м, в 2011 г. - 83 386,3 млн куб. м; ежегодный средний прирост в 2003 г. - 1,14 куб. м на 1 га, в 2011 г. - 1,28 куб. м на 1 га. Соответственно и расчетная лесосека в 2006 г., перед введением нового кодекса, составляла 532,7 млн куб. м, а в 2011 г. - уже 668,6 млн куб. м. В то же время можно говорить об увеличении объемов заготовки древесины со 161,8 млн куб. м до 196,8 млн куб. м, то есть расчетная лесосека возрастала даже более высокими темпами, чем объемы заготовки древесины.

Однако крайне важно учитывать, что на сегодняшний день показатели, которые отражают объем незаконной вырубки лесов в Российской Федерации, попросту не публикуются, что значительно осложняет проведение мониторинга и выявление основных проблем в этой сфере. Таким образом,

© Панина О.В., Кривцова М.К., Подзорова М.А., 2015

оценивать реальную ситуацию в российском лесоводстве с этой точки зрения можно только по косвенным значениям данного показателя. В частности, в пояснительной записке к законопроекту № 168903-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования учета заготовленной древесины) указано, что по статистике объем незаконно добываемой древесины составляет более 1 млн куб. м в год. Следует отметить, что 1 млн куб. м в год - это не менее 0,5 % объема законной заготовки, что соответствует аналогичным показателям в наиболее успешных странах. В то же время, реальные масштабы незаконной вырубки леса в Российской Федерации оцениваются экспертами в 20-25 % объема законных рубок. Другими словами, они могут составлять 40-50 млн куб. м, а по некоторым оценкам, доходить до 70 млн куб. м в год.

В Гринпис России считают, что реальные данные по ситуации в сфере лесного хозяйства имеются в распоряжении ответственных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, но скрываются ими от общественности и средств массовой информации [3, с. 91]. В то же время, руководство Федерального агентства лесного хозяйства в лице А.И. Савинова в ходе брифинга и последующего интервью Российской газете в сентябре 2009 г. привело следующие данные по объему нелегальной вырубки древесины: от 25 до 30 млн куб. м. В октябре того же года его коллега и заместитель в федеральном ведомстве В.Н. Масляков в интервью на Всемирном лесном конгрессе заявил, что объем незаконной заготовки леса в стране, по оценкам некоторых экспертов, может составлять от 15 до 20 млн куб. м в год. При этом в период с 2009 г. масштабы незаконных рубок леса в Российской Федерации только выросли.

Одним из значимых направлений деятельности в сфере организации управления лесным хозяйством является защита лесов от пожаров. Эффективность данной составляющей деятельности по управлению лесным хозяйством в Российской Федерации предлагается оценить с учетом данных Федеральной службы государственной статистики.

Таблица

Лесные пожары по Российской Федерации [2, с. 149]

Год Число лесных пожаров, тыс. ед. Лесные земли, пройденные пожарами, тыс. га Сгорело леса на корню, млн куб. м

1992 25,8 691,5 11,1

1993 18,4 748,6 22,3

1994 20,3 536,8 10,2

1995 26,0 360,1 8,5

1996 32,8 1853,5 55,9

1997 31,3 726,7 21,8

1998 26,7 2497,0 143,0

1999 36,7 751,7 21,9

2000 22,4 1328,6 39,6

2001 23,7 896,8 16,5

2002 43,4 1369,5 32,4

2003 33,1 2352,8 68,4

Окончание таблицы

Год Число лесных пожаров, тыс. ед. Лесные земли, пройденные пожарами, тыс. га Сгорело леса на корню, млн куб. м

2004 27,2 543,3 15,7

2005 19,2 845,3 12,3

2006 32,5 1493,5 34,5

2007 17,8 1036,1 16,5

2008 26,3 2069,8 30,1

2009 23,2 2111,6 25,4

2010 34,8 2026,9 93,1

2011 21,1 1408,4 28,7

2012 20,2 2101,2 64,3

По данным, указанным в таблице, можно сделать вывод, что в период с 1992-го по 2012 г. количество лесных пожаров в Российской Федерации значительно снизилось, а именно с 25 тыс.ед. до 20,2 тыс.ед. соответственно. Однако нельзя назвать это трендом на снижение, поскольку данный показатель демонстрирует в последние годы колебательное движение, т.е. варьируется в диапазоне 25 тыс. - 30 тыс. пожаров в год [5, с. 46]. Несмотря на это, другие статистические показатели, представленные в таблице, существенно выросли и демонстрируют негативную динамику по сравнению с данными за 1992 г. В частности, площадь лесных земель, пройденных пожарами, возросла с 691 тыс. га до 2 101 тыс. га за 20-летний период, т.е. более чем в 3 раза. Другой показатель, отражающий объем леса, сгоревшего на корню, вырос в 6 раз, а именно с 11 млн куб. м до 64 млн куб. м в период с 1992-го по 2012 г.

Тенденция государственных расходов на борьбу с лесными пожарами и, в частности, на их тушение в России такова: в 2009 г. всеми регионами Российской Федерации было потрачено в целом около 3 млрд руб. Общий экономический ущерб от всех лесных пожаров за 2008 г. в общей сложности составил около 18 млрд руб. По мнению множества экспертов, экономический ущерб от лесных пожаров по итогам 2009 г. значительно возрос и близок к показателю в 20 млрд руб. Также необходимо помнить, что при подсчете общего экономического ущерба от лесных пожаров, учитываются только прямые, т.е. фактические, потери леса на корню: в среднем пожары уничтожают около 28 млн куб. м в год по всей России. Кроме того, показатель экономического ущерба зависит не только от данного показателя, но и от колебаний рыночной цены древесины. На сегодняшний день ущерб составляет примерно 1 340 млн руб.

Федеральное агентство лесного хозяйства за первую половину 2013 г. приводит следующие результаты: на территориях лесного хозяйства было зафиксировано 5377 пожаров, которые охватили 372 676 га площади, покрытой лесным массивом. Данный показатель примерно на треть меньше, чем за тот же промежуток времени 2012 г., когда в Российской Федерации было зафиксировано 12 412 пожаров на общей площади 892 935 га. Наиболее «горимым» за последние пять лет по статистике Рослесхоза стал 2009 г., когда за первые 6 месяцев выгорело 1,46 млн га, а общее число зафиксированных лесных пожаров превысило 17 000 ед. В то же время самым спокойным оказалось первое полугодие 2010 г., когда территории, пройденные огнем, в Российской Федерации не превысили 340 тыс. га.

На основании сказанного, а также совокупности показателей, характеризующих причины лесных пожаров, можно утверждать, что самая распространенная причина возникновения пожаров на территориях лесного фонда России - антропогенный фактор. Сотрудниками Рослесхоза было также установлено, что в 41,9 % случаев возгорания возникли из-за неосторожного обращения с огнем местного населения в лесу, а в 7,09 % случаев - из-за сельхозпалов [4, с. 70]. Доля грозовых лесных пожаров составляет 12,45 % случаев, доля пожаров по неустановленным причинам из общего числа составляют 38,47 %. По мнению многих опытных специалистов Рослесхоза, последний вид пожаров также является в большинстве случаев прямым или косвенным следствием деятельности человека.

Также следует отметить, что за первое полугодие 2013 г. возбуждено 456 уголовных дел, а также наложено 5852 административных штрафа за нарушение правил пожарной безопасности в зонах, находящихся под юрисдикцией лесного хозяйства России, и на землях, которые прилегают к этим территориям. Также уполномоченными органами за этот промежуток времени за соответствующие правонарушения к административной ответственности привлечено 7014 чел.

Библиографическии список

1. Арбузова Т.В. Совершенствование организационной структуры управления лесным хозяйством // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 73-1. -С. 45-47.

2. Артамонова В.О. Государственное управление в сфере охраны и защиты лесов // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 8.

3. Паршута В.В. Государственное управление лесами // Административное право и процесс. - 2011. - № 3.

4. Пухова М.М., Елесина М.В. Стратегии инновационного развития. Механизмы развития современного общества // Сб. научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса». - 2014. - С. 70-72.

5. Рагулина Ю.В. Инновационный потенциал организации как фактор конкурентоспособности // Материалы научно-практической конференции «Проблемы сохранения экономического и экологического баланса в России во взаимодействии с тенденциями поступательного развития экономики». - М.: МГОУ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.