Научная статья на тему 'Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий как сферы общественных отношений'

Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий как сферы общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TRAFFIC ACCIDENT / ROAD SAFETY / A CULTURE OF SAFE BEHAVIOR / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есина М.Г., Лобова А.А., Хонгорова О.В., Шарабанова И.Ю.

Статья посвящена анализу статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям для исследования динамики развития сферы дорожного движения. Проведен анализ статистики дорожно-транспортных происшествий по данным Госавтоинспекции Российской Федерации в Центральном федеральном округе с 2005 года по 2015 год. Даны направления дальнейших исследований на основе анализа статистических данных в сфере прогнозирования действий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Есина М.Г., Лобова А.А., Хонгорова О.В., Шарабанова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF TRAFFIC PRO-ISASTI AS A SPHERE OF SOCIAL RELATIONS

The article is devoted to the analysis of statistical data on road and transport incidents to study the dynamics of the development of the road traffic sphere. The analysis of the statistics of road accidents according to the data of the State Traffic Inspectorate of the Russian Federation in the Central Federal District from 2005 to 2015 is carried out. Directions for further research on the basis of analysis of statistical data in the field of forecasting actions in the field of road safety are given.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий как сферы общественных отношений»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-371-375

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ КАК СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Есина М.Г., Лобова А.А., Хонгорова О.В., Шарабанова И.Ю.

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, Российская Федерация

Статья посвящена анализу статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям для исследования динамики развития сферы дорожного движения. Проведен анализ статистики дорожно-транспортных происшествий по данным Госавтоинспекции Российской Федерации в Центральном федеральном округе с 2005 года по 2015 год. Даны направления дальнейших исследований на основе анализа статистических данных в сфере прогнозирования действий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; безопасность дорожного движения; культура безопасного поведения; статистический анализ.

STATISTICAL ANALYSIS OF TRAFFIC PRO-ISASTI AS A SPHERE OF SOCIAL RELATIONS

EsinaM.G., LobovaA.AKhongorova О. V, Sharabanova I. Yu.

Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the

Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies

and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Ivanovo, Russian Federation

The article is devoted to the analysis of statistical data on road and transport incidents to study the dynamics of the development of the road

traffic sphere. The analysis of the statistics of road accidents according to the data of the State Traffic Inspectorate of the Russian Federation in the Central Federal District from 2005 to 2015 is carried out. Directions for further research on the basis of analysis ofstatistical data in the field offorecasting actions in the field of road safety are given.

Keywords: traffic accident; road safety; a culture of safe behavior; statistical analysis.

На сегодняшний день одной из актуальных социальных проблем в мире является большое количество дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В 2010 году была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о провозглашении программы «Десятилетие действий», основной целью которой является сокращение аварийности на дорогах.

Одним из важных инструментов обеспечения безопасности на дорогах согласно Глобальному плану осуществления «Десятилетие действий» является регулярный мониторинг прогресса в направлении достижения глобальных целевых и национальных ориентиров, относящихся к Десятилетию, в ней отмечается, что национальные целевые ориентиры по каждому направлению деятельности должны устанавливаться индивидуальными государствами.

Возникает насущная задача повышения культуры безопасного вождения, как важной части обеспечения безопасности дорожного движения. Решение данной задачи невозможно без статистического анализа количества дорожно-транспортных происшествий, который позволяет провести диагностику и прогнозирование тенденций динамики ДТП для формирования превентивных действий в сфере обеспечения безопасности на дорогах как одной из составляющих культуры безопасного поведения.

Согласно Толочко Е.И. культура безопасного поведения — «это часть бытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения» [2].

Основным механизмом реализации национальной стратегии по безопасности дорожного движения стали Федеральные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Главный акцент программы обеспечения безопасности делается на совершенствование технического аспекта дорожного движения. Однако дорожное движение следует рассматривать, прежде всего, как управляемую коллективную деятельность людей, характеризующуюся целенаправленностью и динамичностью. В связи с этим прогнозирование действий по управлению этой системой является насущно важной задачей для современной России

Одним из методов исследования такой сложной системы общественных отношений для выявления инструментов совершенствования системы управления является анализ статистических данных как количественное отражение взаимоотношений субъектов, включенных в эту сферу деятельности.

В данном исследовании мы рассмотрим статистику дорожно-транспортных происшествий по данным Госавтоинспекции Российской Федерации в Центральном федеральном округе с 2005 года по 2015 шд (табл. 1) [3].

Таблица 1.

Статистические данные по числу дорожно-транспортных происшествий и количеству погибших в результате ДТП в Центральном федеральном

округе с 2005 г. по 2015 г.

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Число ДТП 63785 66406 68487 61974 57491 55532 55031 54493 53410 53210 47627

Число погибших 9612 9553 9780 8286 7127 7021 7494 7305 6913 7391 6078

По методу наименьших квадратов вычислим значения коэффициентов а и Ъ уравнения

у=Ьх+а (рис. 1),

где х—число ДТП в ЦФО; у—количество погибших в результате Д ТП.

Получаем уравнение регрессии:

у = -3007,421+ 0,188 Построим линию регрессии на рис. 1.

(1)

8000

• -----•

у = 0,1877х Я2 = 0 - 3007,4 913

О

50 000,00

55 000,00

60 000,00

65 000,00

70 000,00

Рис. 1. График количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в зависимости числа ДТП (2005-2015 гг.)

Рассчитаем линейный коэффициент парной корреляции для линейной регрессии:

х-у-х-у _

2 ' '"У

0,956.

Т.к. коэффициент выше значения 0,7 связь высокая, прямая.

Таким образом, в результате проведенного исследования получена зависимость количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий от их общего числа. Отметим, что наблюдается линейная зависимость исследуемых явлений. Наибольшее количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий зафиксировано в 2007 году и составляет 68487 человек при показателе числа ДТП: 9780. Отметим, что к 2015 году количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось до 47627, при этом число погибших составило 6078. Наблюдается положительная

динамика: уменьшение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий при уменьшении количества последних.

Заметим, что статистический анализ дорожно-транспортных происшествий на основе регрессионной модели позволяет провести прогнозирование на последующие периоды времени, в таком случае возможно использование полученной информации соответствующими органами для проведения мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

В заключение хотелось бы отметить, что предложенный нами статистический анализ учитывает не все индикаторы и целевые показатели, которые можно использовать при диагностике и формулированию превентивных действий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время требуется системный подход в анализе всех данных, связанных с дорожным движением, а также разработка новых целевых показателей, данные по которым могут стать важным источником прогнозирования динамики дорожно-транспортных происшествий и эффективности проводимых действий на различных уровнях управления [1].

Анализ статистических данных по данным индикаторам в совокупности с индикаторами по проводимым профилактическим действиям помогут определить результативность проводимых мероприятий и сформировать стратегию дальнейших действий по совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения, по инструментам повышения культуры безопасного поведения на дорогах.

Список литературы

1. Есина М.Г., Хонгорова О.В., Шарабанова И.Ю. Статистический анализ прогнозирования дорожно-транспортных происшествий // Успехи современной науки, 2017. Т. 5. №1. С. 205-207.

2. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // Человек и образование. Выпуск № 1 (42). 2015. С. 173-179.

3. URL: http://www.gibdd.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.