Научная статья на тему 'Статистический анализ динамики потребительских цен в Ростовской области и субъектах Южного федерального округа'

Статистический анализ динамики потребительских цен в Ростовской области и субъектах Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / РАНЖИРОВАНИЕ / RANKING / ИНДЕКСЫ / INDICES / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко Г. В.

В статье рассмотрены закономерности и особенности ценовой динамики в разных сегментах потребительского рынка Южного федерального округа, в частности Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes patterns and characteristic features of price dynamics of different segments of the consumer market of the Southern Federal District and the Rostov region, in particular.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ динамики потребительских цен в Ростовской области и субъектах Южного федерального округа»

Павленко Г. В.,

аспирант кафедры «Социально-экономическая и региональная статистика»

ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

УДК 31:33

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И СУБЪЕКТАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация

В статье рассмотрены закономерности и особенности ценовой динамики в разных сегментах потребительского рынка Южного федерального округа, в частности Ростовской области.

Ключевые слова

Потребительский рынок, Южный федеральный округ, ранжирование, индексы, сравнение.

Одной из важнейших составляющих региональной социально-экономической системы является потребительский рынок, включающий различные сегменты (розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, оказание потребительских услуг, рынок общественного питания) и обеспечивающий удовлетворение основных материальных потребностей населения. Он тесно связан с другими рынками и находится в сложной взаимозависимости с социальной сферой: с одной стороны, потребительский рынок существенным образом влияет на показатели уровня жизни населения, с другой стороны, социально-демографические факторы во многом определяет структуру потребительского рынка.

Развитие региональных потребительских рынков определяется как общими макроэкономическими условиями, так особенностями экономики региона. Немаловажную роль в изучении перспектив развития потребительского рынка играет анализ ценовой динамики, поскольку именно цены аккумулируют в себе внутренние и внешние факторы, формирующие спрос и предложение [1].

Целью данной статьи является выявление закономерностей и особенностей в протекании ценовых процессов на ре-

гиональных потребительских рынках. Объектом изучения является потребительский рынок регионов Южного федерального округа, в частности Ростовской области. Для достижения цели используются методы: сопоставления рядов динамики, сравнения, ранжирования, индексы. Информационную базу исследования составляют официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики [3, 4] и аналитические материалы Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации [5, 6].

Структура потребительского рынка характеризуется следующими параметрами: на долю розничной торговли продовольственными товарами приходится около 35 % оборота, удельный вес розничной торговли непродовольственными товарами составляет примерно 40 %, а доли оборота услуг и общественного питания занимают соответственно 21 % и 4 % [2, 5, 6].

Таким образом, общая динамика цен на потребительском рынке определяется как изменением цен в сегментах рынка, так и долей сегмента в структуре рынка.

Рассмотрим изменение потребительских цен на продовольственные товары по ЮФО за 2010-2012 гг. (табл. 1).

Таблица 1 - Индексы потребительских цен на продовольственные товары (декабрь к декабрю предыдущего года, в %)*

* - составлена автором по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 : стат. сб. / Росстат. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications. ** - расчет автора.

Субъекты ЮФО 2010 г. 2011 г. 2012 г. Декабрь 2012 г., в % к декабрю 2009 г.**

ЮФО 114,2 103,7 107,7 127,5

Республика Адыгея 116,0 101,7 106,7 125,9

Республика Калмыкия 116,9 105,8 107,6 133,1

Краснодарский край 113,7 105,0 108,0 128,9

Астраханская область 116,1 102,7 107,6 128,3

Волгоградская область 115,9 101,9 107,5 127,0

Ростовская область 113,2 103,3 107,4 125,6

Данные таблицы 1 показывают, что в рассматриваемом периоде во всех субъектах Южного федерального округа характер изменения потребительских цен на продовольственные товары был одинаков: существенный рост в 2010 г., резкое замедление роста в 2011 г., сменившееся ускорением в 2012 г. Интенсивность изменений была разной. Так, в Республике Калмыкия наблюдался самый высокий рост цен в 2010 и 2011 гг., это обусловило наибольший прирост цен за период (33,1 %), несмотря на то, что в 2012 г. рост цен в Республике был ниже, чем в среднем по ЮФО. Сходную динамику демонстрируют Астраханская и Волгоградская области, но рост цен за период здесь ниже, особенно в Волгоградской области, за счет сильного за-

медления роста цен в 2011 г. В Краснодарском крае цены за период выросли на 28,9 % за счет высоких темпов роста в 2011 и 2012 гг., хотя в 2010 г. рост цен в крае был ниже среднего по округу. В наименьшей степени выросли цены в Республике Адыгея и Ростовской области (соответственно на 25,9 % и 25,6 %), но если в Ростовской области рост цен во все годы периода был менее интенсивным, чем в среднем по ЮФО, то в Республике Адыгея в 2010 г. индексы цен превышали средний по округу уровень, а в 2011 и 2012 гг. были самыми низкими в ЮФО.

Динамика цен на непродовольственные товары в ЮФО представлена в таблице 2.

Субъекты ЮФО 2010 г. 2011 г. 2012 г. Декабрь 2012 г., в % к декабрю 2009 г.**

ЮФО 104,5 106,1 104,5 115,9

Республика Адыгея 104,1 108,7 103,9 117,6

Республика Калмыкия 110,1 106,4 107,1 125,5

Краснодарский край 104,3 106,2 104,8 116,1

Астраханская область 103,9 105,4 104,1 114,0

Волгоградская область 104,2 105,1 103,0 112,8

Ростовская область 105,3 106,3 105,2 117,8

* - составлена автором по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 : стат. сб. / Росстат. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications. ** - расчет автора.

Таблица 2 - Индексы потребительских цен на непродовольственные товары (декабрь к декабрю предыдущего года, в %)**

Видим, что данный сегмент потребительского рынка характеризуется более сглаженной ценовой динамикой. В целом по округу наблюдается равномерный рост цен на непродовольственные товары с небольшим ускорением в 2011 г., в результате цены к концу периода растут на 15,9 %.

В большинстве субъектов ЮФО характер изменения цен соответствует среднему, но различия в интенсивности протекания ценовых изменений приводят к разным итогам.

Так, в Ростовской области и Краснодарском крае характер ценовых процессов совпадает со средним по округу, но изменения более интенсивны, особенно в Ростовской области, поэтому рост цен к концу периода (соответственно на 16,1 % и 17,8 %) превышает средний уровень.

Ценовые процессы в этом сегменте потребительского рынка протекают сходным образом во всех субъектах ЮФО: неравномерный интенсивный рост во все годы рассматриваемого периода. Отметим, что прирост цен за период в этом сегменте самый высокий: в целом по ЮФО он составляет 28,3 %.

Итак, в 2010-2012 гг. ценовая динамика в сегментах потребительского рынка Ростовской области неодинакова:

В Астраханской и Волгоградской областях интенсивность изменений ниже, чем в среднем по ЮФО, в результате и показатели прироста цен к концу периода самые низкие - соответственно 14,0 % и 12,8 %.

В Республике Адыгея рост цен к концу периода выше, чем в целом по ЮФО за счет высокого индекса цен в 2011 г., хотя в 2010 и 2012 гг. индексы цен в Республике ниже средних.

Республику Калмыкию отличают максимальный рост цен за период (на 25,5 %), а также характер протекания ценовых процессов в этом сегменте потребительского рынка, резко отличающийся от других субъектов ЮФО: интенсивный рост цен в 2010 г., замедление роста в 2011 г., небольшое ускорение в 2012 г.

В таблице 3 представлена динамика цен на платные услуги.

наиболее интенсивно растут цены на платные услуги - на 29,6 % (больше, чем в среднем по ЮФО), цены на продовольственные товары увеличились на 25,6 % (меньше, чем в среднем по ЮФО), цены на непродовольственные товары - на 17,8 % (больше, чем в среднем по ЮФО).

Ценовые процессы в сегментах рынка образуют общую динамику потребительских цен, интенсивность ко-

Таблица 3 - Индексы цен на платные услуги (декабрь к декабрю предыдущего года, в %)*

Субъекты ЮФО 2010 г. 2011 г. 2012 г. Декабрь 2012 г., в % к декабрю 2009 г.**

ЮФО 107,6 110,1 108,3 128,3

Республика Адыгея 109,2 109,6 111,1 133,0

Республика Калмыкия 106,5 113,7 108,9 131,9

Краснодарский край 106,3 109,8 107,4 125,4

Астраханская область 108,2 109,5 106,9 126,7

Волгоградская область 108,2 110,6 110,9 132,7

Ростовская область 109,3 110,2 107,6 129,6

* - составлена автором по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 : стат. сб. / Росстат. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications. ** - расчет автора.

торой определяется с учетом структуры цен в Ростовской области с характери-

потребительского рынка. Сравним па- стиками ЮФО и Российской Федерации

раметры изменения потребительских (табл. 4).

Таблица 4 - Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в %)

Территориальные уровни Годы

2010 2011 2012

Российская Федерация 108,8 106,1 106,6

Южный федеральный округ 109,0 106,1 106,6

Ростовская область 109,4 106,1 106,7

Видим, то динамика потребительских цен практически одинакова в ЮФО и РФ, а в Ростовской области рост цен интенсивнее в 2010 и 2012 гг., что подтверждает наличие в регионе значимых факторов роста цен.

Для любого региона, несомненно, важным является рассмотрение динамики цен на отдельные товары, входящие в рассмотренные выше сегменты. Проанализируем изменение цен на отдельные продовольственные и непродовольственные товары, а также тарифы по

видам услуг по Ростовской области за период 2010-2012 гг.

По продовольственным товарам произведем ранжирование индексов за каждый год периода с целью выявления подгрупп товаров с разной динамикой цен по сравнению с общими темпами роста цен по данной товарной группе. В таблице 5 затененными полями показаны товары, индекс цен по которым превышает индекс цен по всей группе продовольственных товаров.

Таблица 5 - Итоги погодового ранжирования индексов цен на продовольственные товары в Ростовской области в 2010-2012 гг. (декабрь в % к декабрю предыдущего года)

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Картофель 195,2 Кондитерские изделия 111,4 Овощи 115,2

Овощи 175,9 Рыбопродукты 110,0 Алкогольные напитки 112,1

Крупа и бобовые 160,0 Алкогольные напитки 110,0 Рыбопродукты 110,8

Масло подсолнечное 125,5 Мясо и птица 109,5 Хлеб и хлебобулочные изделия 110,7

Сыр 123,5 Колбасные изделия и продукты из мяса и птицы 107,8 Сахар-песок 109,5

Молоко и молочная продукция 120,1 Хлеб и хлебобулочные изделия 107,7 Макаронные изделия 109,1

Сахар-песок 118,9 Масло сливочное 107,5 Мясные консервы 108,2

Яйца 114,8 Масло подсолнечное 107,1 Колбасные изделия и продукты из мяса и птицы 108,2

Масло сливочное 113,4 Яйца 107,1 Мясо и птица 108,1

Фрукты и цитрусовые 108,7 Мясные консервы 106,4 Яйца 107,0

Рассчитанa автором по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ по Ростовской области.- URL : www.rostov.gks.ru.

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Алкогольные напитки 108,4 Макаронные изделия 104,1 Фрукты и цитрусовые 106,0

Мясные консервы 105,1 Молоко и молочная продукция 103,5 Кондитерские изделия 105,0

Кондитерские 105,0 Сыр 103,3 Молоко и молочная 103,1

изделия продукция

Колбасные изделия 104,9 Фрукты и цитрусовые 100,0 Масло сливочное 103,0

и продукты из мяса

и птицы

Макаронные изделия 104,2 Крупа и бобовые 93,2 Масло подсолнечное 100,5

Мясо и птица 103,2 Сахар-песок 71,4 Сыр 99,9

Хлеб и хлебобулочные 100,9 Овощи 52,8 Картофель 99,6

изделия

Рыбопродукты 100,1 Картофель 48,9 Крупа и бобовые 92,9

Продовольственные товары 113,2 Продовольственные товары 103,3 Продовольственные товары 107,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все товары 109,5 Все товары 104,7 Все товары 106,4

Данные таблицы 5 показывают, что наиболее активный рост цен на продовольственные товары наблюдается в 2010 г. (на 13,2 %), когда он превышает интенсивность роста всех потребительских цен (на 9,5 %). Максимальный рост цен отмечается по картофелю (на 92,5 %), овощам (на 75,9 %), крупам и бобовым (на 60,0 %), минимальный - по хлебу и хлебобулочным изделиям (на 0,9 %) и рыбопродуктам (на 0,1 %); снижения цен в 2010 г. нет ни на один товар.

В 2011 г., как отмечалось ранее, в целом по продовольственным товарам интенсивность роста цен существенно ниже, чем в 2010 г. (всего на 3,3 %), она ниже среднего роста потребительских цен (на 4,7 %). При этом характер изменения цен по отдельным товарам разный: падают ажиотажные цены 2010 г. на картофель (на 51,1 %), овощи (на 47,2 %), крупы и бобовые (на 6,8 %); снижаются также цены на сахар-песок (на 28,6 %), практически не меняются цены на овощи и фрукты; по остальным видам продовольственных товаров цены растут от 3,3 % на сыр до 11,4 % на кондитерские изделия.

В 2012 г. продолжается снижение цен на картофель и крупы (соответственно на 0,4 % и на 7,1 %), немного уменьшаются цены на сыр (на 0,1 %); по остальным товарам цены растут с разной интенсивностью: от 0,5 % на масло подсолнечное до 15,2 % на овощи.

Применение ранжирования показало, что в разные годы по разным товарам наблюдаются разные параметры роста цен, можно отметить только, что рост цен на яйца за все годы анализируемого периода был выше среднего по товарной группе, а цены на фрукты и овощи росли медленнее, чем средние.

Динамика потребительских цен на отдельные виды непродовольственных товаров показана в таблице 6. Затененными полями выделены товары, по которым рост цен за каждый год анализируемого периода устойчиво превышает средний уровень, приводя к существенному повышению цен за период в целом. Особенно ярко эта тенденция проявляется в росте цен на табачные изделия (на 72,9 %), на хлопчатобумажные ткани (на 68,2 %), на ювелирные изделия (на 54,7 %) при общем росте цен по группе непродовольственных товаров на 17,8 % за период.

Таблица 6 - Индексы цен по группе непродовольственных товаров по Ростовской области (декабрь в % к декабрю предыдущего года)

Рассчитанa автором по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ по Ростовской области. - URL : www.rostov.gks.ru.

Вид товара 2010 2011 2012 Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2009 г.

Непродовольственные товары, всего 105,3 106,3 105,2 117,8

Хлопчатобумажные ткани 120,2 128,5 108,9 168,2

Шерстяные ткани 107,0 106,3 105,0 119,4

Шелковые ткани 103,0 103,3 103,9 110,5

Одежда и белье 108,6 108,3 106,2 124,9

Меха и меховые изделия 104,0 103,3 103,7 111,4

Трикотажные изделия 108,7 107,8 106,0 124,2

Чулочно-носочные изделия 108,9 108,4 106,2 125,4

Кожаная, текстильная и комбинированная обувь 108,0 107,1 104,6 121,0

Резиновая обувь 111,6 106,2 108,7 128,8

Моющие и чистящие средства 102,2 109,3 107,8 120,4

Парфюмерно-косметические товары 103,0 106,0 106,8 116,6

Галантерея 110,2 106,8 105,0 123,6

Табачные изделия 118,6 118,4 123,1 172,9

Телерадиотовары 98,4 98,3 99,2 96,0

Электротовары и другие бытовые приборы 101,0 100,5 102,7 104,2

Строительные материалы 106,0 109,2 104,8 121,3

Мебель 102,5 107,2 107,2 117,8

Часы 107,0 109,0 111,0 129,5

Ювелирные изделия 120,3 115,0 111,8 154,7

Печатные издания 108,6 105,9 111,1 127,8

Медикаменты 99,0 106,9 106,0 112,2

Бензин автомобильный 108,1 116,5 105,8 133,2

Устойчиво снижаются цены на телерадиотовары, к концу периода они ниже, чем в начале на 4,0 %.

С интенсивностью ниже средней изменяются цены на шелковые ткани, меха и электротовары за каждый год периода и за период в целом.

Цены на парфюмерно-

косметические товары и медикаменты за период имеют параметры роста ниже средних за счет показателей 2010 г.; цены на остальные непродовольственные товары неравномерно растут по годам, демонстрируя за период рост выше среднего.

Рост цен и тарифов на рынке платных услуг в анализируемом периоде характеризуется данными таблицы 7.

Видим, что за период в наибольшей степени растут цены на услуги организаций культуры (на 50,7 %) за счет ускоренного роста в 2011 и 2012 гг., хотя в 2010 г. интенсивность роста по этому виду услуг была ниже средней; аналогичную динамику видим по ценам на услуги правового характера, которые увеличиваются за период на 41,7 %.

Таблица 7 - Индексы потребительских цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению по Ростовской области (декабрь к декабрю предыдущего года; в %)

Вид услуг 2010 2011 2012 Декабрь 2012 г. в % к декабрю 2009 г.

Платные услуги, всего 109,3 110,2 107,6 129,6

Бытовые услуги 107,0 107,9 106,5 123,0

Услуги пассажирского транспорта 109,8 116,3 106,6 136,1

Услуги связи 102,6 103,7 103,2 109,8

Жилищно-коммунальные услуги, всего 113,2 113,4 107,5 138,0

в том числе жилищные услуги 105,6 106,9 101,7 114,8

Коммунальные услуги 116,7 116,5 110,0 149,6

Услуги дошкольного воспитания 103,7 105,6 101,1 110,7

Услуги среднего образования 105,2 107,9 111,7 126,8

Услуги высшего образования 102,5 102,2 123,4 129,3

Услуги организаций культуры 103,8 115,6 125,6 150,7

Санаторно-оздоровительные услуги 110,4 114,3 114,8 144,9

Медицинские услуги 112,7 107,9 112,0 136,2

Услуги физической культуры и спорта 112,0 101,4 102,3 116,2

Услуги правового характера 103,7 123,1 111,0 141,7

Рассчитанa автором по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ по Ростовской области. - URL : www.rostov.gks.ru.

Значителен также рост цен на коммунальные и санаторно-оздоровительные услуги (соответственно на 49,6 % и 44,9 %) за счет превышения средних темпов роста за все годы периода. По бытовым услугам, услугам связи и услугам дошкольного воспитания рост цен по годам и за период менее интенсивен, чем по услугам в целом. Близка к этому динамика цен на услуги физической культуры и спорта, отличие динамики заметно лишь в 2010 г. (рост цен выше среднего). Увеличение стоимости услуг высшего и среднего образования не превысило средний уровень за период, хотя в 2012 г. наблюдался интенсивный рост цен по этому виду, а ускоренный рост цен на услуги пассажирского транспорта в 2011 г. привел к увеличению за период на 35,1 %, что превышает средние показатели роста по данному сегменту потребительского рынка.

Таким образом, ценовая динамика на потребительском рынке ЮФО и Ростовской области имеет сходные черты

(высокая интенсивность роста цен на платные услуги, повышенная - на продовольственные товары и сравнительно низкая - на непродовольственные товары), видны также и отличия в части интенсивности изменений по сегментам потребительского рынка и в общей динамике, обусловленные особенностями социально-экономической сферы региона. Так, для Ростовской области характерен опережающий рост потребительских цен по сравнению с ЮФО, но по сегментам рынка картина неодинакова: цены на продовольственные товары в Ростовской области растут медленнее, чем в среднем по ЮФО, а цены на непродовольственные товары и услуги - быстрее. Нами получены практически значимые результаты в части сравнения динамики цен по видам товаров в разных сегментах потребительского рынка Ростовской области.

Научная новизна данного исследования заключается, на наш взгляд, в применении нестандартного подхода к

анализу официальных статистических данных, что позволяет выделить закономерности и особенности ценовой динамики в разных сегментах потребительского рынка региона.

Библиографический список

1. Новоселов А. С. Регион: теория и практика управления экономикой / отв. ред. В. В. Кулешов ; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2011.

2. Тихонович А. Э., Чигарева Т. В. Анализ потребительского рынка ЮФО в посткризисный период // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. - 2012. - № 2 (21).

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 : стат. сб. / Росстат. - М., 2013.

4. Цены в России. 2012 : стат. сб. / Росстат. - M., 2012.

5. Ежегодный доклад «Потребительский рынок России: итоги 2013 г., перспективы 2014 г.». Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации. Комитет по развитию потребительского рынка. - М., 2014. [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.tpprf.ru/download.

6. Обзоры потребительских рынков РФ [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.sppiunion.ru/opr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.