Научная статья на тему 'Статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской федерации'

Статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1687
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / INDEX OF BUDGET EXPENSES / ИНДЕКС НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / INDEX OF TAX POTENTIAL / ИНДЕКС БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ / СУБВЕНЦИИ / SUBVENTIONS / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / CONSOLIDATED BUDGET / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / PROFITS TAX / BUDGETARY SECURITY / SUBSIDIZED REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швецов А.В.

Автор проводит статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, сравнивает структуру налоговых поступлений в бюджеты экономически сильных и слабых регионов. В работе делается вывод о необходимости экономического развития дотационных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical Analysis of Budget Supply of the Subjects of the Russian Federation

Тhe author carries out a statistical analysis of the budget security of the subjects of the Russian Federation and compares the structures of tax revenues to the budgets of economically strong and weak regions. The author concludes that there is a need for economic development of subsidized territories.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской федерации»

Швецов А.В.

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры информационных систем в экономике Марийского государственного технического университета, г. Йошкар-Ола shvetsoff@rambler,ru

регионы: бюджетно

обеспеченные и дотационные

статистический анализ бюджетной обеспеченности

субъектов российской федерации

_Аннотация

Автор проводит статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, сравнивает структуру налоговых поступлений в бюджеты экономически сильных и слабых регионов. В работе делается вывод о необходимости экономического развития дотационных территорий.

Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, индекс налогового потенциала, индекс бюджетных расходов, дотационные регионы, субвенции, консолидированный бюджет, налог на прибыль

Консолидированный территориальный бюджет аккумулирует основную часть доходов региона и выступает главным источником инвестиций в социально-экономическое развитие любого субъекта в составе Российской Федерации. Бюджетная обеспеченность становится одним из основных факторов устойчивого развития региональных социально-экономических систем (1).

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом региона исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового

потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя (3).

Бюджетная обеспеченность

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона (4).

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций определяется по формуле:

БО, = ИНП / ИБР, , ( 1)

где:

БО-1 - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций;

ИНП1 - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации; ИБРI - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации. Статистические данные Минфина России (5) свидетельствуют о том, что лишь 12 субъектов из 81, то есть 14,8%, обладают достаточной бюджетной обеспеченностью. Остальные в той или иной степени являются дотационными. Общий объем дотаций на 2010 г

составляет более 393 млрд руб. К регионам, получающим наибольший объем дотаций, относятся Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Камчатский край, Алтайский край, Чеченская Республика. Суммарный объем дотаций десяти самых дотационных субъектов федерации составляет почти 176 млрд руб., или 44,8%. Исходя из формулы (1), величина бюджетной обеспеченности (БО) того или иного субъекта федерации напрямую зависит от величины ИНП - индекса налогового потенциала, включающего все виды налогов субъекта федерации.

Согласно статистическим данным Минфина России в 2010 г наибольший удельный вес в величине налогового потенциала составляют налог на прибыль (35,3%), НДФЛ (40,3%) и налог на имущество организаций (8,8%). Для субъектов федерации, находящихся

Таблица 1

Объем дотаций и структура налоговых поступлений в бюджет наиболее дотационных регионов в 2010 г.

Регион Объем дотаций, тыс. руб. налог на прибыль, млн руб. налог на доходы физических лиц, млн руб. налог на имущество организаций, млн руб. Всего налогов, млн руб.

Всего Удельный вес Всего Удельный вес Всего Удельный вес

Республика Саха (Якутия) 39 600 273,90 13 863,5 28,3 20 221,5 41,3 3631,7 7,4 48 966,5

Республика Дагестан 30 366 868,30 555,8 4,5 6617,5 53,0 1473,1 11,8 12 478,8

Камчатский край 29 553 551,10 2 331,8 13,8 11 317,8 66,9 878,6 5,2 16 909,2

Алтайский край 15 876 952,60 2057,2 7,6 15 886,4 58,6 2714,7 10,0 27 113,4

Республика Бурятия 10 259 325,20 1 125,6 7,5 8575,4 57,1 2067,9 13,8 15 026,6

Приморский край 9 784 708,40 6338,8 16,1 23 703,1 60,1 2541,6 6,4 39 414,2

Ростовская область 9 517 999,80 11 169,2 18,9 30 665,8 51,8 5049,0 8,5 59 172,9

Республика Тыва 9 066 421,30 35,1 1,2 2212,3 73,2 190,0 6,3 3 020,3

Архангельская область 8 890 287,20 5242,8 15,4 18 921,6 55,4 4141,1 12,1 34 133,8

Средние значения удельных весов 12,6 57,5 9,1

региональная экономик

в лидерах по объему государственных дотаций, данные показатели выглядят следующим образом (см. табл. 1 на с. 139).

Дотации и налоговые поступления

Анализ табл. 1 показывает, что максимальные значения удельных весов взимаемых налогов принадлежат налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) - в среднем 57,5% и налогу на прибыль -12,6%. Это федеральные налоги, поэтому в бюджеты регионов напрямую не попадают. Из рассмотренных видов налогов лишь налог на имущество организаций относится к региональным, но его удельный вес для данной совокупности субъектов федерации в среднем составляет лишь 9,1%. Исходя из непроизводственного характера НДФЛ можно предположить, что большая часть этого налога создается дотационными деньгами и в силу федерального характера данного налога

не задерживается на региональном уровне, то есть не работают на экономическое развитие региона. В группе регионов-доноров соотношение удельных весов налога на прибыль и НДФЛ примерно равно - средние значения удельных весов 39,2 и 36,6 соответственно (см. табл. 2ниже).

Индекс бюджетных расходов

Средний удельный вес налога на имущество организаций (9,5%) примерно равен аналогичному показателю рассмотренной дотационной группы, однако его абсолютное значение в несколько раз больше, что обеспечивает наполняемость региональных и местных бюджетов, стимулирует развитие региональной экономики, социальных и инновационных программ. Еще одним показателем, характеризующим бюджетную обеспеченность региона, является индекс бюджетных расходов (ИБР). Он показывает,

Субъект РФ Налог на прибыль, млрд руб. Налог на доходы физических лиц, млрд руб. Налог на имущество организаций, млрд руб. Всего налогов, млрд руб.

Всего Удельный вес Всего Удельный вес Всего Удельный вес

г. Москва 570 003,1 54,1 320 713,8 30,5 44 645,7 4,2 1 052 922,4

Тюменская область 171 254,1 39,6 117 675,4 27,2 82 591,2 19,1 432 356,7

г. Санкт-Петербург 75 616,5 36,6 88 096,1 42,6 9881,0 4,8 206 582,4

Липецкая область 32 658,4 62,0 11 773,1 22,3 3143,0 6,0 52 696,2

Самарская область 27 067,8 29,6 40 733,1 44,6 9703,8 10,6 91 310,9

Республика Татарстан 35 499,6 33,7 39 218,3 37,2 11 036,4 10,5 105 349,0

Пермский край 31 184,3 36,6 30 180,1 35,5 10 830,0 12,7 85 122,5

Ленинградская область 20 491,1 38,1 19 932,3 37,1 5095,6 9,5 53 784,8

Свердловская область 55 355,1 36,7 60 669,5 40,2 15 757,2 10,4 150 854,1

Московская область 44 341,4 25,0 85 879,0 4 4 13 073,9 7,4 177 397,1

Средние значения удельных весов, % 39,2 36,6 9,5

Таблица 2

Структура налоговых поступлений регионов-доноров в 2010 г.

Таблица 3

Регионы с максимальным значением индекса бюджетных расходов на душу населения для 2010 г.

Коэффициент заработной платы Коэффициент уровня цен Кжку Индекс бюджетных расходов (ИБР)

А Б В ИБР=0,55*А+0,35*Б+0,10*В

Тюменская область 1,5649 1,4921 1,8418 1,5671

Хабаровский край 1,4705 1,6957 2,0923 1,6115

Республика Тыва 2,2198 1,7100 3,1104 2,1304

Сахалинская область 2,4561 1,7960 2,1163 2,1911

Камчатская область 3,1775 2,4692 5,0753 3,1194

Республика Саха (Якутия) 3,1978 5,2628 8,7183 4,4726

Магаданская область 3,3119 4,6508 12,8630 4,7356

Чукотский автономный округ 4,4390 8,4475 25,0880 7,9069

насколько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг Самые затратные для бюджета Российской Федерации регионы приведены в таблице 3 (см. выше). Значения показателей рассчитаны согласно методике Минфина России.

Дотации и кризис

Анализируя табл. 1 и 3, можно сделать вывод о том, что только четыре региона из восьми сравниваемых, объективно (согласно методике Минфина России) могут считаться дотационными - это Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Республика Алтай и Архангельская область. Это не значит, что в данных субъектах следует отказаться от модернизации и развития производства и ждать федеральных дотаций.

Существуют регионы с высоким значением индекса бюджетных расходов,

но не являющиеся дотационными. К их числу можно отнести Тюменскую и Сахалинскую области, Хабаровский край и проч.

События последних двух лет, несомненно, повлияли на объемы предоставляемых регионам дотаций. Это связано с тем, что регионы-доноры не могут в прежних объемах платить налоги, а, значит, перераспределяемые суммы будут меньшими. По оценкам экспертов, выход на докризисный уровень прогнозируется только в 2012 году (2).

.. .только четыре региона объективно могут считаться

дотационными - это Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Республика Алтай и Архангельская область

региональная экономика

по оценкам экспертов, выход на докризисный уровень прогнозируется только в 2012 году

Таким образом, всем без исключения регионам, а особенно дотационным, можно предложить следующие пути решения дефицита бюджетов: урезать инвестиции, оптимизировать социальные обязательства и сократить управленческие расходы.

Литература

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2002. -687 с.

2. Бухарова О. Время экономить. // Российская газета. Федеральный выпуск № 5072 (248) от 24 декабря 2009 г.

3. Ускова Т.В., Копасова С.С. Бюджетная обеспеченность как фактор устойчивого развития региона. // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 1.

4. Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 (ред. от 02.11.2009).

5. Официальный сайт Министерства финансов РФ. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ ги/.

Shvetsov A.V.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Information Systems in the Economy, Mari State Technical University, Yoshkar-Ola

Statistical Analysis of Budget Supply of the Subjects of the Russian Federation

_Abstract

The author carries out a statistical analysis of the budget security of the subjects of the Russian Federation and compares the structures of tax revenues to the budgets of economically strong and weak regions. The author concludes that there is a need for economic development of subsidized territories.

Keywords: budgetary security, index of tax potential, index of budget expenses, subsidized regions, subventions, consolidated budget, profits tax

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.