Статистические основы мониторинга влияния внешнеторговой деятельности на развитие сферы услуг
Statistical Framework for Monitoring the Effect of Foreign Trade Activity on Service Industry Development
УДК 339.5:338.46
> <
Максимова Татьяна Геннадьевна
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, доктор экономических наук, профессор 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50
Maksimova Tat'yana Gennad'evna
St. Petersburg State University of Trade and Economics
Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021
Чаргазия Георгий Григорьевич
аспирант Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50
Chargaziya Georgiy Grigor'evich
St. Petersburg State University of Trade and Economics
Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021
В условиях интеграционных процессов в мировой экономике одним из значимых факторов социально-экономического развития становится внешнеторговая деятельность. Гармонизация внутренней политики, обеспечивающей поддержку отечественных производителей товаров и услуг, государственное стимулирование инновационной деятельности, улучшение производственной инфраструктуры, повышение эффективности образования и надежности правовой системы наряду развитием международных цепочек поставок стимулирует экономический рост, способствует повышению уровня жизни населения.
Цель. Мониторинг уровня развития внешней торговли услугами, анализ взаимообусловленности развития внешней торговли и сферы услуг в интересах выявления факторов экономического роста.
Результаты. Выполнен анализ объемных и относительных статистических показателей внешней торговли услугами в динамике (за 2005-2014 гг.), структурных показателей внешней торговли услугами по 12 укрупненным группам услуг, дана количественная оценка положения России на международном рынке услуг. Выявлены последствия существующих ограничений российской внешнеторговой деятельности, создавшие предпосылки для реализации политики импортозамещения в сфере услуг, обоснован тезис о необходимости установления баланса между экспортом услуг, отражающим уровень развития сферы услуг, и их импортом, свидетельствующим о текущих потребностях реального сектора экономики и населения, за счет развития экспорта услуг как одного из направлений экономического роста.
Ключевые слова: внешняя торговля услугами, импорт услуг, сфера услуг, экономическая конъюнктура, экспорт услуг
Головкина Светлана Ивановна
декан факультета Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук, доцент
194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50
Golovkina Svetlana Ivanovna
St. Petersburg State University of Trade and Economics
Novorossiyskaya Str. 50, St. Petersburg, Russian Federation, 194021
In the context of ongoing integration processes in the world economy, foreign trade activity becomes a significant factor of socioeconomic development. The harmonization of the internal policy that supports domestic goods and service providers, stimulation of innovative activity by the state, improvement in the production infrastructure, increase in education efficiency and the reliability of the legal framework, and the development of international supply chains stimulate economic growth and improve living standards.
Aim. To monitor the level of foreign service trade development and to analyze the interdependence of foreign trade development as well as the service industry to determine the factors of economic growth.
Results. The analysis of volumetric and relative statistical indicators of foreign service trade over time (during 2005-2014) and the analysis of structural indicators of foreign service trade were performed for 12 expanded groups of services. A quantitative assessment of Russia's place in the international service market was provided. The implications of the existing limitations on Russian foreign trade activity, which created prerequisites for the implementation of an import substitution policy in the service industry, were determined. The thesis was justified concerning the necessity to establish a balance between the export of services that reflects the level of service industry development and the import of services, testifying to the current requirements of the real sector of the economy and population through the development of service exports as a direction of economic growth.
Keywords: foreign service trade, service import, service industry, economic situation, service export
Введение
В условиях развития интеграционных процессов в мировой экономике одним из значимых факторов социально-экономического развития становится внешнеторговая деятельность. Гармонизация внутренней политики, обеспечивающей поддержку отечественных производителей товаров и услуг, государственное стимулирование инновационной деятельности, улучшение производственной инфраструктуры, повышение эффективности образования и надежности правовой системы наряду с развитием международных цепочек поставок стимулирует экономический рост, способствует повышению уровня жизни населения. По данным Всемирной торговой организации [1], мировой
< внешнеторговый оборот за последние 10 лет увели-ш чился приблизительно в 2 раза, причем торговля услу-| гами составляет более 20% оборота, способствуя как ^ росту производительности труда в реальном секторе
экономики, использующем услуги для промежуточного 5 потребления, так и социальному развитию. х Возникшие в настоящее время ограничения россий-х ской внешнеторговой деятельности диктуют необходи-ш мость создания благоприятных условий для развития т сферы услуг, установления баланса между экспортом £ услуг, отражающим уровень развития сферы услуг, > и их импортом, свидетельствующим о текущих по-2 требностях реального сектора экономики и населения, н с учетом регламентации внешнеторговой деятельно-
< сти [2]. Проблематика государственного регулирова-1= ния торговой деятельности в интересах обеспечения х национальных интересов страны, экономической без-х опасности, развития инновационных отраслей россий-о ской экономики исследуется во многих работах [3-5 н- и др.]. Информационное обеспечение мониторинга
внешнеторговой деятельности представлено прежде всего официальными статистическими данными Международной торговой организации [1], российской статистической отчетностью [6-8], гармонизированной с международными стандартами [1; 9].
Мониторинг уровня развития внешней торговли услугами, анализ и прогнозирование взаимообусловленности развития внешней торговли и сферы услуг являются актуальными направлениями выявления факторов экономического роста.
Классификация услуг во внешнеторговой деятельности
Данные об экспорте и импорте услуг представлены в статистике платежного баланса, в соответствии с концепциями, определениями и классификацией шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6) МВФ [7]. В соответствии с изложенной в нем методологией предусмотрена расширенная иерархическая классификация услуг во внешней торговле, на первом уровне которой выделены 12 стандартных компонентов услуг: (1) услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам; (2) услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров; (3) транспортные услуги; (4) путешествия, поездки; (5) строительство; (6) страховые и негосударственные пенсионные услуги; (7) финансовые услуги; (8) плата за использование интеллектуальной собственности; (9) телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги; (10) прочие деловые услуги; (11) культурные и рекреационные услуги частным лицам; (12) государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям. Коммерческие услуги включают в себя все категории, кроме двенадцатой.
Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, включают обработку, сборку, маркировку, упаковку и другие подобные действия, осуществляемые предприятиями, которые не владеют обрабатываемыми товарами. Эти действия оплачиваются собственником товаров. В этой категории услуг учитывается только оплата указанных действий, которая также может покрыть стоимость используемых материалов. Примерами подобной деятельности могут служить переработка нефти, сжижение природного газа, монтаж электроники, маркировка и упаковка товаров.
Техническое обслуживание и ремонт включает обслуживание и ремонт резидентами товаров, принадлежащих нерезидентам (и наоборот). Ремонт может
выполняться по месту нахождения ремонтного предприятия или в другом месте. При определении объемов услуг учитывается только стоимость выполненных работ, а не полная стоимость товара до и после ремонта.
Транспортные услуги определяются как услуги по перевозке пассажиров и грузов, а также связанные с ними обеспечивающие и вспомогательные услуги. Транспортные услуги классифицированы в соответствии с видами транспорта (морской, воздушный или другой («другой» — железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный и космический, а также передача электроэнергии)) и объектами транспортировки (пассажиры или грузы). К транспортным услугам также относят почтовые и курьерские услуги.
При оценке объема экспорта услуг раздела «Путешествия, поездки» учитываются услуги, получаемые нерезидентами при посещении данной страны. При оценке объема импорта услуг учитываются услуги, получаемые резидентами данной страны при посещении других стран. При определении объемов указанных услуг учитываются затраты на размещение, питание, развлечения, транспорт (в посещаемой стране), подарки и сувениры. Путешествия подразделяется на личные и деловые поездки.
В группу других коммерческих услуг входят строительство, страховые и негосударственные пенсионные услуги, финансовые услуги, плата за использование интеллектуальной собственности, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги, культурные и рекреационные услуги частным лицам. Строительство включает создание, реконструкцию, ремонт или расширение основных фондов в виде зданий, проведение инженерных работ на местности, строительство дорог, мостов, дамб и т. д. Страховые и пенсионные услуги включают в себя страхование жизни, имущества, грузов, перестрахование, услуги негосударственного пенсионного обеспечения и т.д. Финансовые услуги охватывают финансовое посредничество и вспомогательные услуги, кроме страхования и пенсионных услуг. Финансовые услуги предоставляются банками и другими финансовыми корпорациями. Они включают в себя привлечение депозитов и кредитование, обслуживание кредитных карт, комиссий и расходов, связанных с финансовым лизингом, факторингом, андеррайтингом, а также услуги по финансовому консультированию, хранению финансовых активов или слитков, управлению финансовыми активами и т. д.
Плата за использование интеллектуальной собственности включает в себя плату за использование имущественных прав (например, патентов, торговых марок, авторских прав, ноу-хау, франшиз); плату за лицензии на воспроизведение и/или распространение интеллектуальной собственности, воплощенной в произведенных оригиналах или прототипах (например, авторские права на книги и рукописи, программное обеспечение, кинематографические произведения и звукозаписи) и плату за реализацию смежных прав (например, для выступлений на сцене и телевидении, кабельное или спутниковое вещание).
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги подразделяются на телекоммуникационные услуги по трансляции или передачи звука, изображения, данных или другой информации по телефону, факсу, телеграфу, радио и телевидению, электронной почте и т. д.; компьютерные услуги, связанные с аппаратным и программным обеспечением и обработкой данных; информационные услуги, включая
услуги новостных агентств, а также услуги по ведению баз данных.
Прочие деловые услуги включают в себя научно-исследовательские услуги; профессиональные и управленческие консалтинговые услуги; технические (архитектурные, инженерные и прочие технические) услуги и услуги, связанные с торговлей, и другие бизнес-услуги. Культурные и рекреационные услуги частным лицам включают аудиовизуальные и сопутствующие услуги частным лицам и другие культурные, рекреационные услуги.
В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) выделено четыре режима предоставления услуг в зависимости от места нахождения поставщика услуги и ее потребителя. Первый режим соответствует ситуации трансграничного предоставления услуги, в этом случае поставщик и потребитель услуги находятся каждый в своей стране. Второй режим — потребление услуги за рубежом, в этом случае потребитель находится за пределами своей страны, т. е. является нерезидентом той страны, где предоставляется услуга. Третий и четвертый режим соответствуют ситуации, в которой поставщик услуги присутствует в стране потребления услуги. Третий режим предусматривает коммерческое присутствие поставщика услуг с помощью создания филиалов посредством прямых инвестиций за рубежом, четвертый — присутствие физических лиц — поставщиков услуг.
Платежный баланс, а именно баланс торговли услугами, может быть использован для получения оценок объемов экспорта и импорта коммерческих услуг для режимов 1, 2 и 4. Однако платежный баланс не включает большую часть информации об услугах, поставляемых через филиалы зарубежных компаний (режим 3). Для оценки объема этих услуг можно использовать статистические данные о зарубежных филиалах [2; 3].
Мониторинг конъюнктуры международного рынка услуг
Для характеристики конъюнктуры международного рынка услуг, развития российской торговли услугами использованы данные Всемирной торговой организации [1] и Центрального банка Российской Федерации [6]. Анализ динамики абсолютных объемов и доли услуг в общем объеме внешней торговли товарами и услугами для России, стран «большой семерки» (07) и всего мира (табл. 1, рис. 1, 2), проведенный по данным Всемирной торговой организации [1], позволяет сделать следующие основные выводы.
Снижение объемов торговли услугами в абсолютном выражении и одновременный рост доли экспорта и импорта услуг в общем объеме внешней торговли наблюдаются как краткосрочные последствия экономических кризисов. Соотношение показателей экспорта и импорта отражает положение страны на международном рынке услуг. Страны «большой семерки» в последние 10 лет демонстрируют положительные значения экспортно-импортного баланса услуг, в то время как для России стабилен отрицательный баланс (превышение импорта над экспортом услуг), свидетельствующий о недостаточном развитии отечественного сектора услуг для удовлетворения потребностей реального сектора экономики и населения. Темпы прироста экспорта и импорта услуг достигали максимальных значений в предкризисный 2007 г. (табл. 2).
В последние 3 года темпы прироста экспорта и импорта услуг для всего мира и стран «большой се-
мерки» в пределах 1,5-5,7%. Снижение темпов при- < роста объемов экспорта и импорта услуг при одновре- ш менном увеличении абсолютных объемов в 2014 г. по | сравнению с 2013 г. наблюдается для стран «большой ^ семерки» и на мировом уровне. В 2014 г. в России отмечается уменьшение абсолютных объемов и, со- 5 ответственно, темпов прироста экспорта и импорта х услуг на фоне общего снижения объемов экспорта х и импорта товаров и услуг. При этом в относитель- ш ном выражении доля импорта услуг в общем объеме т внешней торговли товарами и услугами с 2011 г. 2 неуклонно возрастает (см. рис. 2). >
Базовые индикаторы развития внешней торговли 2 услугами в Российской Федерации (по данным [1; н 6]) представлены в табл. 3. Оборот внешней торговли < услугами составил в 2013 г. 198,5 млрд долл., экспорт 1= услуг из РФ — 70,1 млрд долл., импорт — 128,4 млрд х долл. Сфера услуг обеспечивает почти 57% занятости х населения. Добавленная стоимость от предоставления о услуг составляет 53,5% ВВП, в том числе от предостав- н-ления инфраструктурных услуг — 12,6%. Российский экспорт услуг составлял в 2013 г. 3,1% ВВП.
Для сравнения: в странах Европейского союза сфера услуг обеспечивает 64,9% занятости населения. Добавленная стоимость от предоставления услуг составила 72% ВВП в 2012 г., в том числе от предоставления инфраструктурных услуг — 12,1%, экспорт услуг — более 10% ВВП. Более половины российского экспорта услуг приходится на страны Евросоюза, СНГ и США (табл. 4).
Изменение политической и рыночной конъюнктуры в 2014 г. привело к снижению оборота внешней торговли услугами на 5,9%, до 186,8 млрд долл., объема экспорта более чем на 6%, до 65,8 млрд долл., импорта — на 5,7%, до 121,0 млрд долл. Основным партнером России во внешней торговле услугами по-прежнему остается Евросоюз. Доля экспорта услуг в страны Евросоюза возрастает с 36% в 2010 г. до 41,4% в 2014 г. Импорт услуг из стран Евросоюза возрастает с 2012 г. с 42,9 до 46,3% в 2014 г. Доля Евросоюза в отрицательном сальдо внешней торговли услугами также возрастает с 49,2% в 2012 г. до 52,1% в 2014 г.
Среди стран СНГ основными торговыми партнерами России в сфере услуг являются Украина, Казахстан и Беларусь. Доля экспорта услуг в Украину в общем объеме экспорта услуг в страны СНГ составила в 2014 г. 24,5% (2,48 млрд долл.), Казахстан — 20,5% (2,07 млрд долл.), Беларусь — 14,8% (1,49 млрд долл.). Сальдо в торговле услугами со странами СНГ в 2014 г. впервые за последние четыре года достигло положительного значения, равного 2,05 млрд долл.
Объем экспорта коммерческих услуг составил в 2014 г. 65 742 млн долл. США, импорта — 118 937 млн. На рис. 3 представлены данные об объемах и структуре российского экспорта и импорта по группам коммерческих услуг в 2014 г. В структуре импорта наибольший вес имеют услуги в области туризма и путешествий, в структуре экспорта — транспортные услуги, дающие положительный баланс. В целом, во внешней торговле услугами наблюдается отрицательный баланс.
Наиболее существенные изменения в структуре экспорта услуг в 2014 г. по сравнению с 2013 г. касаются следующих укрупненных групп услуг: доля экспорта услуг по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, в общем объеме экспорта снизилась с 3,4 до 2,4%, строительства — с 8,5 до 7,2%, доля экспорта транспортных услуг возросла с
> <
Таблица 1
Абсолютные объемы торговли услугами, млрд долл. США, 2005-2014 гг.
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Россия
Экспорт 29 36 44 57 46 49 58 62 70 67
Импорт 40 46 61 78 63 75 91 109 128 121
Весь мир
Экспорт 2634 2982 3556 4016 3586 3891 4362 4505 4743 4940
Импорт 2554 2865 3374 3908 3495 3809 4249 4395 4644 4860
G7
Экспорт 1203 1345 1562 1692 1524 1620 1809 1837 1931 2011
Импорт 1159 1266 1440 1581 1402 1484 1616 1648 1736 1779
« 30
ч
о
25
20
15
10
О — 08 □ — весь мир О —Рф
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Год
Рис. 1. Динамика доли экспорта услуг в общем объеме внешней торговли товарами и услугами, %
Рис. 2. Динамика доли импорта услуг в общем объеме внешней торговли товарами и услугами, %
30,0 до 32,0%, услуг, связанных с путешествиями и поездками, — с 17,3 до 18,3%, в импорте услуг доля услуг строительства сократилась с 7,4 до 6,5%, телекоммуникационных — возросла с 4,8 до 5,5%.
Выводы
Существующие ограничения российской внешнеторговой деятельности, создавшие предпосылки для реализации политики импортозамещения в торговле
товарами, в меньшей степени повлияли на уровень конкуренции в сфере услуг. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для развития сферы услуг, установления баланса между экспортом услуг, отражающим уровень развития сферы услуг, и их импортом, свидетельствующим о текущих потребностях реального сектора экономики и населения.
Угрозы экономической безопасности сферы услуг России сопряжены с сокращением экспорта услуг
Таблица 2
Динамика темпов прироста объемов экспорта и импорта услуг, %
Объект Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Экспорт
Весь мир 13,2 19,3 12,9 -10,7 8,5 12,1 3,3 5,3 4,2
G7 11,8 16,1 8,4 -10,0 6,3 11,6 1,5 5,1 4,1
РФ 23,8 22,8 30,3 -19,8 7,3 18,1 7,4 12,5 -4,9
Импорт
Весь мир 12,2 17,8 15,8 -10,6 9,0 11,6 3,4 5,7 4,7
G7 9,2 13,8 9,8 -11,3 5,8 8,9 2,0 5,4 2,5
РФ 14,3 30,9 28,0 -18,3 18,7 21,5 19,1 17,9 -5,6
Таблица 3 2
Базовые индикаторы развития сферы услуг в Российской Федерации, 2013 г.
Показатель Значение
ВВП в текущих ценах, млн. долл. США 2 096 777,0
Добавленная стоимость от предоставления услуг, % от ВВП (2012 г.), в том числе от предоставления инфраструктурных услуг: — транспортных — телекоммуникационных — финансовых 53.5 12.6 6.3 1,9 4.4
Экспорт коммерческих услуг, % ВВП 3,1
Экспорт коммерческих услуг, % от всего экспорта 10,9
Таблица 4
Основные партнеры Российской Федерации в торговле услугами (по методологии РПБ6), 2014 г.
Страны-партнеры Оборот Экспорт Импорт Сальдо
тыс. долл. % тыс. долл. % тыс. долл. % тыс. долл.
Всего 186 836 919 100,0 65 798 338 100,0 121 038 581 100,0 -55 240 242
Страны СНГ, 18 174 781 9,7 10 111 051 15,4 8 063 730 6,7 2 047 321
в том числе:
Украина 4 412 098 2,4 2 478 417 3,8 1 933 681 1,6 544 736
Беларусь 3 717 171 2,0 1 492 745 2,3 2 224 426 1,8 -731 680
Казахстан 2 979 205 1,6 2 069 965 3,1 909 240 0,8 1 160 725
Страны дальнего зарубежья, 168 662 138 90,3 55 687 287 84,6 112 974 851 93,3 -57 287 563
в том числе:
Страны ЕС, 83 305 649 44,6 27 255 860 41,4 56 049 789 46,3 -28 793 929
в том числе:
Германия 11 658 934 6,2 4 174 513 6,3 7 484 421 6,2 -3 309 907
Соединенное Королевство 10 803 203 5,8 4 555 630 6,9 6 247 573 5,2 -1 691 942
Кипр 8 641 954 4,6 2 962 719 4,5 5 679 235 4,7 -2 716 516
Франция 6 293 363 3,4 1 551 197 2,4 4 742 166 3,9 -3 190 970
Страны АТЭС, 23 178 835 12,4 8 243 410 12,5 14 935 425 12,3 -6 692 016
в том числе:
США 10 282 130 5,5 3 679 689 5,6 6 602 441 5,5 -2 922 751
Китай 3 501 366 1,9 1 497 768 2,3 2 003 598 1,7 -505 829
Таиланд 2 562 009 1,4 46 254 0,1 2 515 755 2,1 -2 469 502
Другие страны 2 866 006 1,5 1 504 324 2,3 1 361 682 1,1 142 641
Источник: по данным [8].
в США и страны Евросоюза. Нейтрализация угроз требует поиска новых направлений экспорта услуг, развития торговли со странами, не присоединившихся к политике санкций. Предложенные в статье методические основы мониторинга уровня развития внешней торговли услугами, анализа и прогнозирования взаимообусловленности развития внешней торговли
и сферы услуг необходимы в интересах выявления факторов экономического роста.
Литература
1. World Trade Organization. Statistics. International trade and market access data: [Электронный ресурс]. Режим досту-
> <
Путешествия, поездки Другие бизнес-услуги Транспортные услуги
Строительство
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги Плата за использование интеллектуальной
собственности
Финансовые услуги
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров Культурные и рекреационные услуги частным лицам Страховые и негосударственные пенсионные
услуги
Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам
i
— импорт Q ■ 50,301
22,917
15,776
7,787
6,491
8,232
2,503
1,664
1,452
1,565
0,249
- экспорт 12,060
16,742
21,039
4,723
4,284
0,674
1,713
1,702
0,763
0,447
1,593
10 20 30 40 50 60 Объем торговли, млрд долл.
Рис. 3. Объемы внешней торговли коммерческими услугами, Российская Федерация, млн долл., 2014 г.
па: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm. (Дата обращения: 15.05.2015).
2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 30 ноября 2013 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155072. (Дата обращения: 15.05.2015).
3. Плотников В. А. Инновационная активность российских промышленных предприятий как фактор экономической безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. Т. 23, № 13-1. С. 5-10.
4. Верзилин Д. Н. Методические основы мониторинга угроз экономической безопасности при поставках товаров для государственных нужд // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 148-152.
5. Максимова Т. Г., Шаныгин С. И., Николашин А. А. Система национальных счетов как терминологическая и методологическая основа статистического учета и анализа подсектора «Торговля и общественное питание» // Экономика и управление. 2009. № 8 (46). С. 38-42.
6. Центральный банк Российской Федерации. Статистика внешнего сектора: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472#Check-edltem. (Дата обращения: 05.06.2015).
7. Платежный баланс и иные статистические материалы, разработанные по методологии шестого издания «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) / ЦБ РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch= PAR_7237#CheckedItem. (Дата обращения: 15.05.2015).
8. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fedstat.ru. (Дата обращения: 15.05.2015).
9. European Commission. Foreign AffiliaTes Statistics (FATS) Recommendations Manual. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. 200 p.
References
1. World Trade Organization. Statistics. Trade and Tariff data. Available at: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/ statis_e.htm. Accessed May 15, 2015.
2. The Federal Law of December 08,2003 № 164-FZ (as amended on November 30, 2013) "On the basis of state regulation of foreign trade". Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155072. Accessed May 15, 2015. (in Russ.).
3. Plotnikov V. A. Innovatsionnaya aktivnost' rossiyskikh promy-shlennykh predpriyatiy kak faktor ekonomicheskoy bezopas-nosti [The innovative activity of Russian industrial enterprises as a factor of economic security]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika [Scientific Journal of Belgorod State University. Ser.: History. Politics. Economy. informatics], 2012, vol. 23, no. 13-1, pp. 5-10.
4. Verzilin D. N. Metodicheskie osnovy monitoringa ugroz eko-nomicheskoy bezopasnosti pri postavkakh tovarov dlya go-sudarstvennykh nuzhd [Methodical bases of monitoring threats to economic security in the supply of goods for state needs]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry], 2012, no. 1 (53), pp. 148-152.
5. Maksimova T. G., Shanygin S. I., Nikolashin A. A. Sistema natsional'nykh schetov kak terminologicheskaya i metodo-logicheskaya osnova statisticheskogo ucheta i analiza pod-sektora «Torgovlya i obshchestvennoe pitanie» [System of national accounts as the terminological and methodological basis of statistics and analysis of the sub-sector "Trade and catering"]. Ekonomika i upravlenie, 2009, no. 8 (46), pp. 38-42.
6. External sector statistics. The official website of the Central Bank of the Russian Federation. Available at: http://www. cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472#CheckedItem. Accessed June 05, 2015. (in Russ.).
7. Balance of payments and other statistical materials developed according to the sixth edition of the methodology of the "IMF Balance of Payments and International Investment Position Manual" CB RF. Available at: http://www.cbr.ru/st atistics/?Prtid=svs&ch=PAR_7237#CheckedItem. Accessed May 15, 2015. (in Russ.).
8. Unified Interdepartmental Statistical Information System. UISIS. Available at: http://www.fedstat.ru. Accessed May 15, 2015. (in Russ.).
9. European Commission. Foreign AffiliaTes Statistics (FATS) Recommendations Manual. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012. 200 p.