STUD NET
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
ПРОСТОЕВ АВТОСАМОСВАЛОВ В АО «ШУБАРКОЛЬ-КОМИР»
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
STATISTICAL STUDIES OF UNPRODUCTIVE DOWNTIME OF DUMP TRUCKS IN JSC "SHUBARKOL-KOMIR" OF THE REPUBLIC OF
KAZAKHSTAN
УДК-60
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10016 Интыков Токмырза Смагулович, к.т.н., профессор Карагандинского государственного технического университета, Казахстан, г. Караганда Жаркенов Нурсултан Балгаевич, докторант Карагандинского государственного технического университета, Казахстан, г. Караганда Майшин Асылбек Нагашибаевич, магистрант Карагандинского государственного технического университета, Казахстан, г. Караганда
Intykov Tokmyrza Smagulovich, zhar_nursultan@mail .ru ZHarkenov Nursultan Balgaevich, zhar [email protected] Majshin Asylbek Nagashibaevich
Аннотация
Подтверждение теоретических положений по повышению надежности карьерных автосамосвалов «БелАЗ» требует проведения статистических исследований. Цель статистического исследования сводится к получению необходимой статистической информации, а также её обработки для определения ресурса карьерного автотранспорта и их основных агрегатов и узлов. Особое внимание уделяется к изучению величины, характера и причин износа основных деталей, выявлению конструктивных недостатков агрегатов и узлов автосамосвалов.
Annotation
Confirmation of the theoretical provisions for improving the reliability of BelAZ dump trucks requires statistical research. The purpose of the statistical study is to obtain the necessary statistical information, as well as its processing to determine the resource of quarry vehicles and their main aggregates and nodes. Special attention is paid to the study of the size, nature and causes of wear of the main parts, identifying design flaws of aggregates and dump truck units.
Ключевые слова: автосамосвал, статистика, исследование, БелАЗ, простой, метод, эксплуатация.
Keywords: dump truck, statistics, research, BelAZ, simple, method, operation.
В 2018 году проводились статистические исследования по группам автомобилей, эксплуатируемых в карьерах АО «Шубарколь Комир» при вскрышных работах и добыче угля открытым способом.
Анализ данных проведён на основании статистических таблиц, составленных учётной группой ГТЦ АО «Шубарколь-Комир» и содержащих отчётные данные по каждодневным простоям транспортных средств (ТС) участков «Запад» и «Центр» в ТО, текущем ремонте и др. за полный 2018 год и 6 месяцев 2019 текущего календарного года.
На предприятии осуществляется ремонт и техническое обслуживание подвижного состава. По данным журнала была собрана и систематизирована информация по отказам и неисправностям карьерного транспорта АО «Шубарколь Комир», а также марка большегрузного транспорта, гаражный номер, дата случая и время, наименование неисправности и системы, в которой произошел отказ или неисправность, время начала и конца ремонта.
В качестве объектов исследования являются эксплуатирующие карьерные автосамосвалы марки БелАЗ в АО «Шубарколь-Комир».
Более подробно исследованию подверглись такие карьерные автосамосвалы парка, как БелАЗ, выпускаемый в Республике Беларусь.
По эксплуатации карьерных автосамосвалов БелАЗ был проведён сбор статистического материала по непроизводительным простоям в ремонте.
Для проведения статистических наблюдений предложена методика сбора и обработки информации по эксплуатационной надежности агрегатов и узлов карьерных автосамосвалов.
Разовое обследование группы автосамосвалов или всего парка автосамосвалов путем сбора и обработки информации первичной документации технической службы горнодобывающих предприятий за ограниченный период времени дает возможность получить удельные показатели надежности подвижного состава и удельные показатели по затратам, связанным с поддержанием его в технически исправном состоянии.
На базе получаемой информации, а также при использовании соответствующих нормативов можно оперативно осуществлять управление производственными подразделениями ГТЦ, планировать расходы запчастей и материалов и управлять ими.
Указанный метод, кроме анализа уровня работы подразделений технической службы, дает возможность получать нормативы с целью дальнейшего совершенствования работы подразделений.
Для решения первой задачи был проведён сбор статистического материала с 2018 по 2019 гг. по различным видам карьерных автосамосвалов БелАЗ при выполнении ими различных видов операций.
Все автомобили распределены по 4 группам: грузоподъёмностью 220 тонн, 130 тонн, 55-60 тонн, 40-45 тонн.
Общий парк карьерных автосамосвалов составляет - 65 автосамосвалов.
Таблица 1
Общий парк карьерных автосамосвалов
Группы автосамосвалов
220 тонн 130 тонн 55-60 тонн 40-45 тонн
6 авт. 14 авт. 6 авт. 39 авт.
Таблица 2
Общий простой по парку за 2017-2019 гг.
2017 год 2018 год 2019 год
132674 час 138234 час 143542 час
Процентные соотношения автосамосвалов по грузоподъемности
220 130 55-60 40-45
Рисунок 1. Общий парк карьерных автосамосвалов
Общий простой по парку за 2017-2019 гг. приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Общий простой по парку за 2017-2019 гг.
Определение критических по надёжности агрегатов, узлов и систем автосамосвалов. Организационные простои самосвала - простои из-за отсутствия МТР (шин, запасных частей, ГСМ, топлива), ремонтников, водителей и мест в ремонтных боксах. При организационных простоях самосвал не может выполнять работу и технически не готов к работе. Технические простои - простои по причине отказа (поломок) узлов, агрегатов и других элементов конструкций, при которых самосвал не может безопасно выполнять работу.
К ним относятся простои, связанные с отказами или авариями машин по причине неисправности их механической или электрической частей, вызванными конструктивными или техническими недостатками, браком, допущенным при изготовлении, ремонте, монтаже машин или допущенных нарушений правил технического обслуживания и эксплуатации самосвала.
Эксплуатационные или внутрисменные простои - простои самосвала из-за отсутствия забоев, дорог, по климатическим условиям и т.п.
При условии работы ПС общий фонд рабочего времени всех карьерных автосамосвалов составит:
ДкгхТсхАи=365х22х65=521950 час (1)
где, Дкг - календарный день в году;
Тс - сменное время;
Аи - списочный состав автосамосвалов;
Общий простой по парку составляет 135438 час, что от общего фонда времени составляет 26%. Средний удельный простой в ТР, приходящийся на один списочный автомобиль составляет 135438:65=2084 часа.
Данный анализ показывает, что по парку 1/3 часть простоев (31%) составляет ожидание ЗЧ, что резко снижает эффективность ТР. 24% составляют простои в ожидании ТР по разным причинам, что в сумме 31%+24% = 55% дает ощутимые потери производительного времени (более 13%).
Проанализируем данные по простоям отдельных групп карьерных автосамосвалов. Группа карьерных автосамосвалов 130 тонн имеют суммарные простои, равные 22968 час. Из них 32% - ожидание ТР, 60% -технологический процесс ТР и 8 % - ожидание ЗЧ, что объясняется тем, что данная группа карьерных автосамосвалов является относительно новыми или поставки ЗЧ соответствуют оптимальной заявке на ЗЧ. Средний удельный
простой в ТР, приходящийся на один списочный автомобиль данной группы составляет 22968:14=1641 час, что меньше, чем средний показатель по парку. Для данной группы карьерных автосамосвалов можно улучшить показатели эффективности за счёт снижения простоев в ожидании ТР (32%), которые составляют почти 1/3 часть от всей суммы.
Группа карьерных автосамосвалов 220 тонн имеет относительно небольшой простой, равный 9988 часов (малое количество карьерных автосамосвалов), но составные части также показывают на ощутимые потери по позициям ожидание ТР (25%) и ожидание ЗЧ (30%). Средний удельный простой в ТР, приходящийся на один списочный автомобиль данной группы составляет 9988:6=1641 час, что меньше, чем средний показатель по парку.
Для данной группы карьерных автосамосвалов можно улучшить показатели эффективности за счёт снижения простоев в ожидании ТР (25%) и ожидании ЗЧ (30%), что в сумме составляет 55%. Это относительно высокий показатель потерь производительного времени.
Наиболее многочисленная группа карьерных автосамосвалов 40-45 тонн имеет самый большой абсолютный простой, равный 94358 часов и составные части также показывают на ощутимые потери по позициям - ожидание ТР (22%) и ожидание ЗЧ (38%). Средний удельный простой в ТР, приходящийся на один списочный автомобиль данной группы составляет 94358:39=2419 час, (больше среднего показателя по парку на 2419-2084=335 час), чем средний показатель по парку. Для данной группы карьерных автосамосвалов можно улучшить показатели эффективности за счёт снижения простоев в ожидании ТР (22%) и особенно - ожидании ЗЧ (38%), что в сумме составляет 60%. Это относительно высокий показатель потерь производительного времени.
Группа карьерных автосамосвалов 55-60 тонн имеют самые низкие суммарные простои, равные 8124 час. Из них 33% - ожидание ТР, 48% -технологический процесс ТР и 19 % - ожидание ЗЧ. Средний удельный простой в ТР, приходящийся на один списочный автомобиль данной группы составляет 8124:6=1354 час, что меньше, чем средний показатель по парку. Для данной группы карьерных автосамосвалов можно улучшить показатели эффективности за счёт снижения простоев в ожидании ТР (33%), которые составляют 1/3 часть от всей суммы.
Простой в ТР структурно содержит три соразмерные составляющие (данные по предприятию АО «Шубарколь-Комир») - простои в ожидании ТР, технологический процесс ТР и время ожидания ЗЧ. Расчёты показаны по тем же группам карьерных автосамосвалов: 40-45 т, 55-60 т, 130 т, 220 т.
Литература
1. Жетесова Г.С. Основы инженерных расчетов и пути развития
2. технологических машин для горного производства: учебное пособие предназначено студентам, магистрантам и горным инженерам^ОН РК, Карагандинский государственный технический университет. - Караганда: КарГТУ, 2007. - 92 с.
3. Алиев Ж. А. Централизованное техническое обслуживание и ремонт
4. автомобилей: учебное пособие для студентов специальности 15.05.01 -«Автомобили и автомобильное хозяйство» / Ж. А. Алиев, С.Ж. Кабикенов,
5. M. M. Кириевский; MО РК, Карагандинский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт. - Караганда: КарПТИ, 1993. - 117 с.
6. Кузнецов Е.С. Техническое обслуживание и надежность автомобилей.
7. — M.: Транспорт, 1972. -224 с.
8. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. M.: Издательский дом «Вильямс». 2007г.- 67 с.
9. Бокс Дж., Дженкинс Г. (1974) Анализ временных рядов. Прогноз и управление. - M.: Mир, 1974. - 77 с
10. Болотин В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. В.В.Болотин // M.: Mашиностроение,1984г. — 312
Literature
1. Zhetesova G. S. Fundamentals of engineering calculations and ways of development
2. Technological machines for mining production: the textbook is intended for students, undergraduates and mining engineers/MES RK, Karaganda state technical University. - Karaganda: Karstu, 2007. - 92 p.
3. Aliev Zh. a. Centralized maintenance and repair
4. cars: textbook for students of the specialty 15.05.01 - "Cars and automobile economy" / Zh. a. Aliyev, S. Zh. Kabikenov,
5. M. M. Kirievsky; Ministry of defense of the Republic of Kazakhstan, Karaganda order of the red banner of Labor Polytechnic Institute. - Karaganda: Karpti, 1993. - 117 p.
6. Kuznetsov E. S. Technical maintenance and reliability of cars.
- Moscow: Transport, 1972. -224 p.
7. Draper N., Smith G. Applied regression analysis. Moscow: Williams Publishing house. 2007.- 67 p.
8. Box J., Jenkins G. (1974) Time series analysis. Forecast and management. -M.: Mir, 1974. - 77 s
9. Bolotin V. V. Predicting the resource of machines and structures. V. V. Bolotin / / Moscow: Mashinostroenie, 1984g. - 312