Научная статья на тему 'Статистические данные, характеризующие финансирование образовательной системы'

Статистические данные, характеризующие финансирование образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
816
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В этом номере представлена информация об объемах государственных инвестиций в образование, приводится их сравнение с валовым внутренним продуктом (ВВП). Отдельные показатели сопоставляются с их аналогами в образовательных системах стран-членов ОЭСР. Приведены данные, характеризующие объемы платных услуг в системе образования, а также потребительские расходы семей на эти цели. Представлены материалы о численности студентов высших учебных заведений, получающих образование на коммерческой основе. В работе использованы материалы Федеральной службы государственной статистики и Министерства Финансов Российской Федерации, а также базы данных ОЭСР (OECD Education Online Database). Материал подготовлен старшими научными сотрудниками Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ И.Ю. Забатуриной, В.И. Кузнецовой, О.К. Озеровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information on state investments in education and their comparison with the GNP is presented in this issue. Certain indicators are compared to their analogs in the educational systems of other OECD member countries. The article presents data concerning the volume of paid services in the educational system and consumer expenses of families for these purposes. Data about the number of college students who pay tuition are also presented. The article uses materials of the Federal Service of Governmental Statistics of the RF, and the OECD Education Online Database. The materials were prepared by I.Yu. Baturina, V.I. Kuznetsova, and O.K. Ozerova, senior researchers of the Center for Statistics and Education Monitoring of the Statistical Research Institute at the Higher School of Economics

Текст научной работы на тему «Статистические данные, характеризующие финансирование образовательной системы»

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

В этом номере представлена информация об объемах государственных инвестиций в образование, приводится их сравнение с валовым внутренним продуктом (ВВП). Отдельные показатели сопоставляются с их аналогами в образовательных системах стран-членов ОЭСР

Приведены данные, характеризующие объемы платных услуг в системе образования, а также потребительские расходы семей на эти цели. Представлены материалы о численности студентов высших учебных заведений, получающих образование на коммерческой основе.

В работе использованы материалы Федеральной службы государственной статистики и Министерства Финансов Российской Федерации, а также базы данных ОЭСР (OECD Education Online Database). Материал подготовлен старшими научными сотрудниками Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ГУ - ВШЭ И.Ю. Забату-риной, В.И. Кузнецовой, О.К. Озеровой.

Статистика и социология образования

В

Таблица 1

Расходы на образование из средств консолидированного

бюджета Российской Федерации

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005*

Всего

млрд. руб., до 1998 г. -трлн. руб. 57.3 83.8 112.6 99.7 147.6 214.7 277.8 409.4 475.6 593.4 789.9

в процентах от общих расходов консолидированного бюджета РФ 11.8 12.8 13.4 11.9 11.7 11.0 11.5 12.0 12.0 12.7 13.3

в процентах к ВВП 4.0 4.2 4.8 3.8 3.1 2.9 3.1 3.8 3.6 3.5 3.7

Федеральный бюджет

млрд. руб., до 1998 г. -трлн. руб. 9.0 11.4 16.4 14.6 20.9 38.1 54.5 81.7 99.8 121.6 162.1

в процентах от расходов на образование из средств Консолидированного бюджета РФ 15.7 13.6 14.6 14.6 14.2 17.7 19.6 20.0 21.0 20.5 20.5

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Фе-аерации

млрд. руб., до 1998 г. -трлн. руб. 48.3 72.4 96.2 85.1 126.7 176.6 223.3 327.7 375.8 471.8 627.8

в процентах от расходов на образование из средств 84.3 86.4 85.4 85.4 85.8 82.3 80.4 80.0 79.0 79.5 79.5

Консолидированного бюджета РФ

* Предварительные данные.

Статистические данные, характеризующие финансировани е образовательной системы

В

Таблица 2 Государственные расходы на образование в России и странахОЭСР*

Расходы на образование в процентах Расходы на образование в процентах

от общего объема к валовому внутреннему продукту

государственных расходов

1995 2002 1995 2002

Россия 11.8 12.0 4.0 3.8

Австралия 13.7 14.3 5.2 5.0

Австрия 11.3 11.5 6.0 5.7

Бельгия 12.5 6.3

Великобритания 11.4 12.7 5.2 5.3

Венгрия 12.9 10.3 5.4 5.5

Германия 9.7 9.8 4.6 4.8

Греция 6.6 8.4 3.1 4.0

Дания 12.7 15.3 7.7 8.5

Ирландия 12.2 13.0 5.1 4.4

Исландия 15.6 7.1

Испания 10.6 11.1 4.7 4.4

Италия 9.1 9.9 4.9 4.7

Канада 13.1 6.5

Корея 17.0 4.2

Люксембург 9.2** 4.0**

Мексика 22.4 23.9 4.6 5.3

Нидерланды 9.0 10.6 5.1 5.1

Новая Зеландия 16.5 20.8 5.7 6.7

Норвегия 15.3 16.1 7.4 7.6

Польша 11.9 5.3 5.6

Португалия 11.9 12.6 5.4 5.8

Словакия 8.8 8.3 5.0 4.3

США 15.2 5.6

Турция 2.4 3.6

Финляндия 11.5 12.7 6.8 6.4

Франция 11.3 11.0 6.0 5.8

Чехия 8.7 9.6 4.6 4.4

Швейцария 12.8 12.9 5.4 5.8

Швеция 10.7 13.1 7.2 7.6

Япония 11.1 10.6 3.6 3.6

* Данные по странам ОЭСР включают государственные субсидии домохозяйствам на поддержание уровня жизни студентов, не связанные с образованием; по России - расходы на образование из средств консолидированного бюджета.

** Расходы на общее, начальное профессиональное и послесреднее невысшее образование (МСКО 1/2/3/4).

322

Статистика и социология образования

В

Таблица 3 Инвестиции в основной капитал отрасли «Образование»

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005*

Инвестиции в основной капитал:

млн. рублей (до 1998 г. -млрд. руб.); в фактически действовавших ценах 4970 5738 6403 7403 10655 16019 22539 26053 31340 38601 48100

в процентах:

к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 75.8 69.1 95.2 96.4 94.8 100.4 124.5 103.4 110.3 110.4 121.5

от общего объема инвестиций в основной капитал 1.9 1.5 1.6 1.8 1.6 1.4 1.5 1.5 1.4 1.4 1.8

* Без субъектов малого предпринимательства.

Таблица 4 Объем платных услуг системы образования*

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Объем платных услуг системы образования:

млн. рублей ( до 1998 г. -млрд, руб.); в фактически действовавших ценах 2802 6025 11610 17135 28301 41530 55993 72874 95428 122115

в процентах к:

предыдущему году (в сопоставимых ценах) 120.2 115.7 152.5 125.1 123.3 121.7 112.7 105.5 108.9 109.4

1995 г. (в сопоставимых ценах) 100 115.7 176.4 220.7 272.2 331.2 373.3 393.8 428.9 469.2

Объем платных услуг системы образования на душу населения, руб. (до 1998 г. - тыс. руб.) 19 41 79 117 194 285 384 505 665 856

* С учетом оценки скрытой и неформальной деятельности.

Таблица 5 Необходимость и возможность приобретения услуг образования

по оценкам населения* (в процентах от общего числа опрошенных)

2000 2001 2002 2003 2004

Всего респондентов 100 100 100 100 100

Собираются приобрести в ближайшее время 4.4 5.3 4.7 5.4 5.2

Хотят приобрести, но не могут - всего 33.7 29.6 30.5 30.0 26.6

В том числе: из-за недостатка финансовых средств 32.9 29.0 29.5 29.0 25.6

по другим (нефинансовым) причинам 0.8 0.6 1.0 1.0 1.0

Не испытывают потребности в приобретении 60.4 62.6 62.9 62.2 66.0

Отказались отвечать 1.5 2.5 1.9 2.4 2.2

* По материалам выборочного обследования потребительских ожиданий населения.

323

Статистические данные, характеризующие финансировани е образовательной системы

С

Таблица 6 Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы на оплату услуг образования

В расчете на 1 члена домохозяйства в год, руб. Доля в потребительских расходах, проценты Доля в расходах на оплату личных услуг, проценты

1995 1 0.5 4.0

1996 29 0.7 4.6

1997 45 0.7 5.0

1998 55 0.8 5.9

1999 137 1.3 10.1

2000 137 1.0 7.2

2001 241 1.2 8.2

2002 383 1.5 8.4

2003 434 1.3 6.6

2004 688 1.7 8.1

* По материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

Таблица 6 Численность, прием студентов и выпуск специалистов высшими учебными заведениями по источникам финансирования (на начало учебного года; тысячи человек)

1995/ 1998/ 1999/ 2000/ 2001/ 2002/ 2003/ 2004/ 2005/

1996 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Численность студентов 2790.7 3597.9 4073.0 4741.4 5426.9 5947.5 6455.7 6884.2 7064.6

В том числе обучавшихся: на бюджетной основе 2426.6 2618.5 2706.8 2802.0 2842.8 2919.8 2973.9 3002.3 3002.7

с полным возмещением затрат на обучение 364.1 979.4 1366.2 1939.4 2584.1 3027.7 3481.8 3881.9 4061.9

из них студенты: государственных и муниципальных вузов 228.6 728.7 1021.3 1468.8 1954.6 2308.9 2622.3 2857.8 2982.6

негосударственных вузов 135.5 250.7 344.9 470.6 629.5 718.8 859.5 1024.1 1079.3

Прием студентов 681.0 912.9 1059.0 1292.5 1461.6 1503.9 1643.4 1659.1 1640.5

В том числе обучавшихся: на бюджетной основе 535.1 544.3 564.3 586.8 587.8 608.0 622.6 628.6 613.7

с полным возмещением затрат на обучение 145.9 368.5 494.7 705.7 873.8 895.9 1020.8 1030.5 1026.8

из них студенты: государственных и муниципальных вузов 93.5 287.5 382.1 553.5 675.6 691.9 789.1 755.9 758.8

негосударственных вузов 52.4 81.0 112.6 152.2 198.2 204.0 231.7 274.6 268.0

Выпуск специалистов 403.2 500.8 554.8 635.1 720.2 840.4 976.9 1076.6 1151.7

В том числе обучавшихся: на бюджетной основе 384.2 408.6 426.1 451.8 473.8 509.6 520.6 522.5 517.2

с полным возмещением затрат на обучение 19.0 92.1 128.7 183.3 246.4 330.8 456.3 554.1 634.5

из них студенты: государственных и муниципальных вузов 11.3 61.9 88.5 127.1 174.0 243.5 339.6 407.9 461.2

негосударственных вузов 7.7 30.2 40.2 56.2 72.4 87.3 116.7 146.2 173.3

324

Статистика и социология образования

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет - разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Расходы бюджета Российской Федерации на образование -

финансирование дошкольного, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации и прочие расходы в области образования. Расходы бюджета Российской Федерации на образование за 2005 г приведены в структуре новой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приказ Минфина России от 27.08.2004 № 72н), которая по сравнению с предыдущими годами, дополнена следующими подразделами: молодежная политика и оздоровление детей (расходы по организации оздоровительной кампании детей и подростков и молодежной политике), прикладные научные исследования в области образования (расходы на руководство и управление государственными учреждениями, осуществляющими прикладные исследования и экспериментальные разработки, относящиеся к образованию, а также предоставление грантов и субсидий для поддержки указанных разработок, выделяемых научно-исследовательским институтам, академиям, университетам), другие вопросы в области образования (расходы на руководство и управление в сфере образования, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов в области образования, управление ими и др.).

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации; приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.). Начиная с 2001 г. инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Объем платных услуг, оказанных населению в системе образования, измеряется суммой денежных средств, полученных от населения за обучение и содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях; предоставление платных образовательных услуг в системе общего и профессионального образования; обучение на различных курсах и в кружках; предоставление услуг по репетиторству. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Соответствующая информация формируется на основании

В

Методические

комментарии

325

Статистические данные, характеризующие финансировани е образовательной системы

В

данных форм федерального государственного статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке образовательных услуг по утвержденной методике.

Темпы роста (снижения) объемов платных услуг населению системы образования в сопоставимых ценах показывают изменение объемов этих услуг в текущем периоде по сравнению с базисным при исключении влияния динамики цен.

Информация о целях сбережений подготовлена по материалам обследования потребительских ожиданий населения, проводимого Федеральной службой государственной статистики с IV квартала 1998 г. Сбор первичной информации осуществляется методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов. Опрос проводится во втором месяце каждого квартала в 88 субъектах Российской Федерации.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу, охватывает 49.2 тыс. домашних хозяйств и строится на принципе их добровольного участия. Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве дневниковых записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования, охватывающего квартал.

Домашнее хозяйство (домохозяйство) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку ювелирных изделий, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями в основной капитал.

Расходы домашних хозяйств на оплату услуг в системе образования включают расходы: на дошкольное и начальное образование (плата за обучение в начальных школах, подготовительных группах детских садов и школ и т.п.); среднее общее образование (плата за обучение в средних школах, гимназиях, лицеях и других средних учебных заведениях, в том числе плата за услуги уборщиц, посещение группы продленного дня (без питания), охрану и т.п.), включая внешкольное среднее образование для молодежи и взрослых; среднее профессиональное образование (плата за обучение в техникумах и других учреждениях среднего профессионального

326

Статистика и социология образования

образования); высшее образование (плата за обучение в университетах, академиях, институтах и других высших учебных заведениях), а также расходы на образование, не определенные по уровню (плата за получение образовательных услуг в области профессионально-технического обучения, не требующего предшествующего специального образования, а также на других направлениях обучения: компьютерные курсы, курсы иностранного языка, бухгалтерского учета и т.п.).

В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.